Научная статья на тему 'Элективный курс «Игровое моделирование в музыковедческой подготовке учителя» в практике педагогического вуза'

Элективный курс «Игровое моделирование в музыковедческой подготовке учителя» в практике педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИГРА / ИНТЕГРАЦИЯ / ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / MUSICOLOGY TRAINING / GAME / INTEGRATION / GAME SIMULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишкина Татьяна Евгеньевна

В статье обосновывается введение в учебный процесс педагогического вуза элективного курса «Игровое моделирование в музыковедческой подготовке учителя» как основы качественного преобразования существующей практики профессиональной подготовки будущих учителей музыки по курсам музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elective Course "Game Simulation in a Musicology Teacher Training" in the Practice of Teachers Training Institute

The article discusses the introduction into the teachers training institute academic process an elective course "Game Simulation in a Musicology Teacher Training" as a basis for quality transformation of an existing practice of professional training of future musicology teachers specialising in history of music and theory of music.

Текст научной работы на тему «Элективный курс «Игровое моделирование в музыковедческой подготовке учителя» в практике педагогического вуза»

€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В МУЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ»

В ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Т. Е. Мишкина (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)

В статье обосновывается введение в учебный процесс педагогического вуза элективного курса «Игровое моделирование в музыковедческой подготовке учителя» как основы качественного преобразования существующей практики профессиональной подготовки будущих учителей музыки по курсам музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин.

Ключевыге слова: музыковедческая подготовка;

Уровень развития современного общества характеризуется наличием значительных изменений в образовательном пространстве. Обновление системы образования в соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 гг., Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., Концепцией художественного образования в РФ и другими, обусловило социальную потребность в творчески активных, конкурентоспособных специалистах, способных к самостоятельным решениям многообразных задач в нестандартных условиях. В связи с этим одной из главных задач высшего педагогического образования выступает качественное преобразование подготовки учителей, неминуемо связанное с качественно иной направленностью подготовки студентов-музыкан-тов педагогического вуза, в том числе по предметам музыкально-исторического и музыкально-теоретического циклов дисциплин. Представляя собой теоретическую основу процесса профессионального становления педагога-музыканта, данная подготовка имеет определяющее значение во всем комплексе профессионального становления будущего учителя музыки.

Известно, что процесс профессиональной подготовки педагога-музыканта осуществляется в ходе изучения комплекса музыкально-исторических («История зарубежной музыки», «История русской музыки») и музыкально-теоретических («Анализ музыкальных произве-

игра; интеграция; игровое моделирование.

дений», «Полифония», «Гармония», «Теория музыки» и др.) дисциплин. Их познание направлено на постижение закономерностей развития музыкального искусства, музыкального языка, осмысление художественного содержания музыки с исторических и культурологических позиций, формирование у студентов осознанного отношения к музыкально-культурной действительности.

Однако существуют определенные противоречия, заключающиеся в том, что данные учебные дисциплины находятся в рассредоточенном по отдельным отраслям музыкального знания состоянии. Кроме того, каждый из предлагаемых подходов совершенствования подготовки студентов педагогического вуза по отдельным предметам музыкальноисторического и музыкально-теоретического циклов дисциплин избирательно и фрагментарно реализуется в практической деятельности учителя в школе. Сложившийся таким образом процесс подготовки учителя актуализирует проблему интеграции музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, владение которыми становится необходимым условием профессионального становления будущего педагога-музы-канта.

В связи с этим объективно возникает потребность в совершенствовании подготовки студентов педагогического вуза по предметам музыкально-исторического и музыкально-теоретического циклов дисциплин исходя из качественного определения данной подготовки как

© Мишкина Т. Е., 2009

музыгковедческой, основанной на интегративных тенденциях науки и практики, музыкальной культуры и образования.

Одним из средств осуществления такой подготовки будущего специалиста может стать введение в учебный процесс технологии игры. Использование игровой деятельности в процессе музыковедческой подготовки студентов педагогического вуза может не только служить средством интеграции знаний о музыке и в музыке, но и воспитывать чувство коллективизма, находить оптимальные пути их взаимодействия с окружающими, что очень важно для будущей профессиональной деятельности.

Проблема игры отражена в работах многих зарубежных и отечественных исследователей (Ю. С. Арутюнова, А. А. Вербицкого, Л. С. Выготского и др.), которые анализируют ее как вид деятельности. Игра в нашем случае призвана способствовать активизации интеллектуального развития и творческой деятельности обучающихся, совершенствованию мотивационной направленности музыковедческой подготовки и приобретению студентами практического опыта по решению когнитивных, творческих и профессиональных проблем.

В свете вышеизложенного нами был разработан и внедрен в процесс обучения студентов-музыкантов педагогического вуза элективный курс «Игровое моделирование в музыковедческой подготовке учителя» [1]. Его основные цели заключались не только в совершенствовании музыковедческой подготовки будущего учителя, но и, прежде всего, в формировании положительной мотивации и интереса студентов к предметам музыковедческого цикла дисциплин как интегративной системе организации знаний и развитии музыкальной культуры личности будущих учителей в условиях моделирования игровой деятельности.

Задачи курса: 1) развитие музыковедческого мышления обучающихся в условиях игрового моделирования; 2) воспитание у студентов умений использовать

игровую деятельность в качестве интегративного пространства по усвоению и применению музыковедческих знаний; 3) формирование у будущих учителей навыков игрового моделирования в процессе музыковедческой подготовки; 4) овладение технологией игрового моделирования для развития мотивации студентов к изучению музыковедческих дисциплин как компонента педагогической культуры учителя музыки.

Нами были сформулированы требования к знаниям, умениям и навыкам студентов, освоивших этот курс. В результате изучения элективного курса студенты должны знать содержание музыковедческой подготовки будущего учителя музыки, методы осуществления музыковедческой подготовки, специфику игрового моделирования в музыковедческой подготовке учителя. Будущий специалист должен уметь реализовать интеграцию содержания дисциплин музыковедческого цикла в процессе профессионально-педагогической деятельности на основе игрового моделирования; использовать технологию моделирования игровой деятельности музыкально-образовательной практики как условие развития музыкальной культуры личности обучающихся. Учитель музыки должен владеть навыками интеграции содержания музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин, использовать технологии игровой деятельности в процессе формирования у учащихся в школе знаний о музыкальной культуре прошлого и современности.

В основу курса была положена идея интеграции содержания музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин как дисциплин музыковедческого цикла в образовательное пространство педагогического вуза на основе игровой деятельности. Обучение осуществлялось в процессе лекционных занятий и самостоятельной работы студентов. В рамках курса предполагалось вариативное использование лекционной формы обучения (лекция-беседа, лекция-ситуа-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ция, лекция-провокация, лекция-моделирование).

Краткая учебная программа курса «Игровое моделирование в музыковедческой подготовке учителя»

Раздел первый Содержание, структура и методы музыковедческой подготовки

Введение.

1. Становление и развитие научных основ музыковедения.

2. Сущность музыковедения как учебного предмета.

3. Структура музыковедческой подготовки учителя музыки.

4. Методы музыковедческой подготовки студентов.

Раздел второй Организация игровой деятельности в процессе музыковедческой подготовки

5. Сущность, принципы и методы моделирования игровой деятельности.

6. Классификация и типология игр.

7. Технология моделирования игровой деятельности в образовательной практике.

8. Специфика игрового моделирования в музыковедческой подготовке учителя.

9. Практика применения игровых технологий в музыковедческой подготовке учителя.

Успешность усвоения элективного курса во многом обусловлена целенаправленной самостоятельной работой студентов. В связи с этим в методических рекомендациях по курсу нами предложены теоретические вопросы для самостоятельной работы и творческие задания, направленные на разработку игровых мини-проектов как для уроков музыки в школе, так и в процессе музыковедческой подготовки специалистов, например: подготовить сообщения на темы по выбору: «Музыковедение как отражение музыкальной культуры», «Взаимосвязь музыковедения с другими областями культуры», «Формы функционирования музыковедения в культуре

общества», «Музыковедческая подготовка в деятельности учителя музыки», «Значение методов активного обучения в процессе активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся», «Психолого-педагогический потенциал игры в образовательном процессе»; разработать фрагмент урока на тему «Музыкальный образ», методической основой которого является интеграция знаний по курсам «Анализ музыкальных произведений», «История музыки», «Элементарная теория музыки», подготовить сценарий проведения занятия с применением технологии игрового моделирования по одному из предметов музыковедческого блока дисциплин для студентов педагогического вуза.

Итоговый контроль осуществлялся в форме зачета, на котором студенты в ответах на вопросы продемонстрировали основательность полученных теоретических знаний, представили мини-проект игрового моделирования педагогической ситуации в процессе освоения музыковедческих знаний, приняли участие в проведении дидактической имитационной игры «Зачет».

Оценивая результаты проделанной работы, необходимо отметить динамику положительного отношения студентов к музыковедческой деятельности, их личностной и творческой активности, систематизацию навыков творческой аналитической работы с произведениями музыкального искусства в процессе игровой деятельности. Все это привело к повышению музыкально-культурного уровня студентов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кобозева, И. С. Игровое моделирование в музыковедческой подготовке учителя : программа курса по выбору и метод. рекомендации / И. С. Кобозева, Т. Е. Мишкина ; под науч. ред. И. С. Кобозевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. — Саранск, 2007. — 32 с.

Поступила 19.05.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.