130 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Сборник научных трудов по материалам V Международной научно-практической конференции / Отв. за выпуск Т.А .Башкатова. - 2015. - С. 361-365.
3. Рыбасова Ю.В. Эффективность функционирования крупных и средних предприятий в условиях реформирования аграрного сектора экономики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ю.В. Рыбасова; Ставропольский государственный аграрный университет. - Ставрополь, 2009.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
© Осипян С.В.*
Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь
В данной статье рассмотрено то, как может измениться объем спроса на сельскохозяйственную продукцию в зависимости от цен, которые на неё установлены.
Ключевые слова рынок, спрос, эластичность, ценовая эластичность, коэффициент эластичности, неэластичный спрос.
С точки зрения оценки рыночной среды, которая окружает сельскохозяйственные организации, крайне важно знать такую характерную особенность сельского хозяйства, как ценовая эластичность спроса на сельскохозяйственные продукты. Ценовая эластичность спроса - это количественное отражение реакции потребителей на изменение цены на товары. Такая реакция следует из действия закона спроса, согласно которому потребители сокращают приобретение товаров при росте цен на них, и наоборот, приобретут их больше при снижении цен. Однако это действие закона проявляется далеко не одинаково по разным товарам, т.е. имеет место разная степень чувствительности потребителей к изменению цены на тот или иной товар.
Итак, можно выделить три группы товаров по уровню ценовой эластичности:
1. Ценовой спрос на первую группу относительно эластичен, когда небольшие изменения в цене приводят значительные изменения объема их продаж.
2. Ко второй группе относятся товары с пропорциональной (единичной) эластичностью, когда объем продаж изменяется пропорционально изменениям в цене.
* Студент 3 курса кафедры Экономической теории и экономики АПК Экономического факультета. Научный руководитель: Аливанова С.В., доцент кафедры Экономической теории и экономики АПК, кандидат экономических наук.
Экономические науки
131
3. Третья группа - товары, по которым даже существенные изменения цены вызывают небольшие изменения в объеме продаж. Спрос на эти товары называют относительно неэластичным [3, с. 171-172].
Сельскохозяйственная продукция относится именно к третьей группе товаров с относительно неэластичным спросом. В развитых странах с рыночной экономикой коэффициент эластичности на эту продукцию, рассчитанный как отношение процентного изменения объема реализованной продукции к процентному изменению цены на нее, составляет лишь 0,20-0,25 [1, с. 17]. Это означает, что потребители увеличат приобретения сельскохозяйственной продукции примерно на 5 % только тогда, когда цена на нее снизится на 2025 %. Это соотношение вытекает из экономического содержания коэффициента эластичности (Ed), который указывает, на сколько процентов изменяется объем продаж при изменении цены на один процент.
Если Ed <1, то ценовой спрос является относительно неэластичным, при Ed = 1 - единичным и при Ed > 1 - относительно эластичным.
Степень эластичности спроса на товары существенно влияет на экономическое состояние предприятия. Поэтому при существенном повышении цены на хлеб объем его продаж практически не изменится [7, с. 315].
Сельскохозяйственные продукты имеют разный коэффициент эластичности. Это нужно обязательно учитывать сельскохозяйственным предприятиям различной специализации. Для примера возьмем два продукта - хлеб и яблоки. На рис. 1 (а) кривая D отражает спрос на хлеб, а на рис. 1 (б) кривая D - спрос на яблоки. Разный наклон этих кривых к оси абсцисс характеризует неодинаковую эластичность спроса и определяет различия в темпах его снижение на эти продукты.
Рис. 1. Ценовая эластичность спроса на отдельные сельскохозяйственные продукты (хлеб и яблоки)
132 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Как видим, при одинаковом темпа роста цен на хлеб и яблоки (на участках ординат Рь Р2) наблюдается разная чувствительность потребителей к объему покупок, что нашло свое отражение в различных объемах снижения продаж^-Q^ Q3-Q4). Чувствительность потребителей к росту цен на конфеты была больше, что и привело к значительному сокращению объема их продажи, тогда как продажи хлеба сократился значительно меньше из-за относительной неэластичности спроса на этот продукт. Ведь не трудно заметить, что Q3 - Q4 > Q1 - Q2. И это закономерно, поскольку яблоки являются хоть и ценным, но не обязательным компонентом питания человека. Поэтому реакция покупателей на повышение цены на него вполне понятна -они резко сократили спрос и объем покупки [4, с. 98].
Для продавцов такая реакция имела негативное последствие - уменьшился их денежный доход. Это наглядно видно, если сравнить величину денежного дохода производителей до и после повышения цены, которое на рис. 2 (б) показано соответствующими прямоугольниками. Денежный доход к повышению цены соответствует площади прямоугольника OP1EQ3, а после повышения - ОР2К2О4. Нетрудно заметить, что площадь первого из названных прямоугольников (суммарный денежный доход) превышает площадь второго, поскольку прирост денежного дохода за счет роста цены (прямоугольник Р1Р2К2К3) оказался меньше суммы потерянной выручки от снижения объема продаж, изображенного площадью прямоугольника Q4K3EQ3.
1D ,SL р Dl S
|\KL 1 \ 1 \ / 1 1 1
1 \ 1 \ !к \ / р. 1 1 ! kj.
1 / 1 / 1 / 1 / 1 1 / 1 1 fF
о Qi Q: О СЪ
а) Хлеб б) Яблоки
Рис. 2. Ценовая эластичность спроса на некоторые сельскохозяйственные продукты (хлеб и конфеты)
Повышение цены на хлеб (от Р1 до Р2) с таким же темпом, как и на конфеты, приведет, в отличие от рассматриваемого случая, до сравнительно незначительного сокращения объема продаж, поскольку покупателям трудно
Экономические науки
133
найти заменитель этому продукту. Речь может идти лишь о более экономное расходование хлеба и некоторое сокращение ее потребления. Иными словами, покупатель вынужден покупать хлеб только в несколько меньшем объеме, несмотря на существенное повышение цены [8, с. 95-96]. А это значит, что ценовой спрос на нее является относительно неэластичным. Как видно из рис. 2 (а) при таком спросе повышение цен на продукт способствует увеличению денежного дохода производителя (площадь четырехугольника 0Р2К1р2 > 0P1EQ1). Поскольку его прирост за счет повышения цены от Р1 до Р2 с превышением компенсировал потерю дохода размером Q2KBQ1, и это при условии, когда часть произведенной картофеля объемом Q1-Q2 при начальной предложения S не будет реализован.
Детальный анализ относительно неэластичного спроса позволяет предположить, что в неблагоприятные годы для производства определенной продукции с таким спросом сельскохозяйственные предприятия могут получить больший доход, чем в годы с нормальными погодными условиями.
При нормальных погодных условиях спрос D1 уравновешивается с предложением S1 в точке Е1, которой соответствует ордината Р1 (цена равновесия). При этом производители получают доход размером 0P1E1Q1. В менее благоприятные годы производство продукта уменьшается, предложение его сокращается до S2, устанавливается ценовое равновесие в точке Е2, которой соответствует высокая цена - Р2. Доход предприятий теперь измеряется прямоугольником 0P2E2Q2, площадь которого, как это нетрудно заметить, больше площади 0P1E1Q1. Сельскохозяйственные предприятия в таких условиях получают больший денежный доход, чем при средних условиях хозяйствования благодаря превышению дополнительно полученной выручки от повышения цен над потерей дохода от уменьшения объема продаж (P1P2E2K > Q2KE1Q1) [5, с. 17].
Список литературы:
1. Белоусов А.Р. Сценарии экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу // Проблемы прогнозирования. - 2013. - № 1. -С. 15-29.
2. Бондаренко А.В., Вакуленко Н.В. ОНУ им. И. Мечникова. Развитие экономики и факторы влияния [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com (дата обращения: 10.04.2015).
3. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: «ВЛА-ДОС», 2012. - 384 с.: ил.
4. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономики: учеб. пособие / Под ред. д-ра эконом. наук, проф. О.Т. Лебедева. - Изд. 2-е, доп. - СПб.: ИД «МиМ», 2013. - 224 с.
5. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. - М.: Издательство «Вита-Пресс», 2012. - 2004 с.
134 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
6. Третья волна / Э. Тоффлер [и др.] // Российский экономический журнал. - 2013. - № 3/4. - С. 8-16.
7. Крылова К.А., Батищева Е.А. Анализ государственной поддержки сельскохозяйственного производства [Электронный ресурс] // В сборнике: управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения. - Курск, 2013. - С. 314-316. - Режим доступа: http://elibra-ry.ru/item.asp?id=23910935.
8. Батищева Е.А., Ващенко А.А. Анализ развития межотраслевых связей агропромышленного комплекса // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 5. - С. 93-100.
УПРАВЛЕНИЕ РЕЗЕРВАМИ РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
© Позднякова Т.А.* *, Жермелев А.Ю.*
Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), г. Владикавказ
На основе системного подхода к исследованию управления резервами роста эффективности промышленных предприятий Республики Северная Осетия - Алания определяются проблемы, присущих сложившейся системе выявления и использования резервов роста эффективности предприятий промышленности республики.
Ключевые слова промышленные предприятия, резервы, эффективность, управление резервами.
Вступление Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) обусловливает значительный рост конкуренции в экономике ввиду либерализации ранее существовавших таможенных ограничений и снижения степени государственной поддержки. Отечественные товаропроизводители, даже на региональном уровне, оказываются в противостоянии с крупными мировыми корпорациями, обладающими мощным научно-исследовательским потенциалом и огромными финансовыми возможностями. Помимо этого, функционирование отечественной экономики в так называемых санкционных условиях усиливает необходимость форсированной реализации программ в области импортозамещения. В этой связи повышается роль систем управления по выявлению и использованию резервов роста эффективности предприятий.
* Заведующий кафедрой «Налоги и налогообложение», доктор экономических наук, профессор.
* Аспирант кафедры «Налоги и налогообложение».