УДК 167.7
ЭКСТРЕМИЗМ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Е. А. СТАРОСВЕТСКИЙ
В данной статье анализируется проблема экстремизма , отношение к ней в современном российском обществе. Разведены понятия политического и религиозного экстремизма, рассмотрены факторы, порождающие различные виды экстремизма в нашей стране, выявлены причины усиления экстремизма в России, определены «слабые места» российского законодательства.
Белгородский
государственный
университет
e-mail:
starosvetsky@bsu.edu.ru
Ключевые слова: экстремизм, религиозно-политический экстремизм, политика, религия, терроризм, ислам, противодействие экстремизму.
Усиление противоречий в обществе, кризисное состояние общественных отношений вызвало резкую активизацию политического противоборства.
В борьбе за власть, осуществляющейся под лозунгом выхода из общекризисной ситуации и выбора направлений социально-экономического и политического развития России, наряду с цивилизованными, правовыми методами в последнее время все активнее используются антиконституционные формы и методы политической борьбы. В практике разрешения политических конфликтов все больший удельный вес занимает применение крайних мер. Ставка на силу, использование насильственных форм и методов в политическом противоборстве приобретает заметную устойчивость, становится тенденцией при решении спорных политических вопросов.
Системный характер применения насилия для достижения политических целей, увеличение количества субъектов, взявших на вооружение этот метод, способствовали возникновению и резкой активизации политического экстремизма. Его масштабы, наличие внутренних структур, системы организационных связей, соответствующей идейно-политической платформы и практики исполнения установок позволяют говорить о политическом экстремизме как о сложном социально-политическом явлении. Имеющий глубокие исторические и социальные корни, политический экстремизм стал реальностью, оказывающей деструктивное воздействие на всю систему общественных отношений. Его деятельность находит отражение в борьбе политических партий и движений. Использование ими крайних форм и методов не только друг против друга, но и против государства способствует активизации политического экстремизма, придает политической борьбе необычайно острый и сложный характер.
Политический экстремизм представляет собой социальное явление в области политической борьбы, для которого характерно систематическое, всестороннее и организованное использование насилия, противоречащего моральным и правовым установкам общества, для достижения политических целей1.
Отсутствие надежного и полного контроля за развитием политического экстремизма, уступки ему со стороны государственных структур привели к тому, что в настоящее время, данное явление приобретает широкомасштабный и всеобъемлющий характер. Формами его выражения являются призывы к захвату власти насильственным путем; угрозы политическим лидерам и активистам, государственным и общественным деятелям, представителям власти; осуществление террористических актов; захваты заложников; блокирование административных зданий и учреждений; пикетирование и обстрел иностранных представительств; массовые беспорядки и другие акты насилия.
Большую опасность политический экстремизм таит в сфере межнациональных и религиозных отношений. Вооруженные конфликты, военные действия, возникающие на южном участке границ России на этнорелигиозной основе, способны перерасти на
1 Шаракшанэ С. Ислам и политический экстремизм // Религия и право. 1999. № 4-5. С. 26. Безопасность №3-2002.
основную территорию страны. Война в Чечне дала мощный импульс политическому экстремизму, совершаемому на данной основе. Межнациональные конфликты в различных регионах Российской Федерации, массовое использование при этом оружия, направляемого в основном из Чечни, влияние исламского фундаментализма, усиление сепаратистских настроений и трансформация их в активную практическую деятельность создают угрозу территориальной целостности, конституционному строю страны.
Политический экстремизм — это явление международного масштаба. Вышедший за рамки государственных границ и поддерживаемый системой широких организационных связей, он содержит опасность для субъектов международных отношений, политики мирного сотрудничества государств, в целом для международной безопасности. Поэтому борьба с ним является не только государственной, но и международной проблемой.
Следовательно, всесторонняя направленность политического экстремизма, проникновение его во все сферы общественных отношений, системный и необычайно острый характер используемых форм и методов превращают его в угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства.
В последние десятилетия все более широкий размах приобретают экстремистские явления на религиозной почве, которые происходят в политической сфере социума, но не могут быть охвачены понятием «политический экстремизм».
Что такое религиозный экстремизм? В идеологии - это:
• Отрицание и подавление всяческого проявления инакомыслия.
• Жесткое утверждение своей системы политических и религиозных взглядов.
• Культивирование слепого повиновения и исполнения приказов лидера.
В организации это:
• Подпольный характер структурированной организации.
• Проявления агрессивности действий вплоть до террора.
• Попытки противопоставления себя действующему государству и строю, которое исповедует данное государство2.
Религиозный экстремизм — это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти. Экстремизм на религиозной основе - это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией. Причинами подобного рода экстремизма в обществе являются:
• социально-экономические кризисы,
• деформация политических структур,
• падение жизненного уровня значительной части населения,
• подавление властями инакомыслия и оппозиции,
• национальный гнет, амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач и т. д.
Среди причин, способствующих усилению религиозного экстремизма в России, можно также «назвать нарушения прав религиозных и этнических меньшинств, допускаемые должностными лицами, а также деятельность зарубежных религиозных миссионеров, нацеленная на разжигание межконфессиональных противоречий»3.
Иногда причиной распространения экстремизма на религиозной основе считают провозглашенную в результате демократических преобразований свободу совести. Однако свобода совести - важная и ценная свобода граждан в современном правовом государстве, ее толкование как вседозволенности религиозных объединений (в т. ч. международных), позволило создать условия для появления в обществе экстремистских идеологий.
2 Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М.: Изд-во Щит, 2000. 170 с.
3 Там же.
Базу экстремизма составляют маргинальные слои населения, представители националистических и религиозных движений и недовольная существующим порядком часть интеллигенции и студенчества, некоторые группы военных.
Экстремизм на религиозной основе тесно связан с политикой и национализмом, представляя единое целое, поэтому часто в научной литературе используется термин «религиозно-политический экстремизм»4. Сторонники экстремизма стремятся путем демагогии, организации беспорядков, актов гражданского неповиновения дестабилизировать и разрушить существующие общественные структуры для достижения своих целей. При этом широко используют силовые методы - террористические акты, партизанскую войну и т. д.; в принципе отрицают переговоры, соглашения, компромиссы, основанные на взаимных уступках.
В последние десятилетия возникли десятки агрессивных движений, проповедующих различные варианты национализма, религиозного фундаментализма, фашизма и идеи конца света - от индуистских националистов до неофашистов в Европе и новых религиозных движений.
Экстремизм на религиозной основе может использовать тактику информационного терроризма и кибернетических войн. В компьютеризированном обществе трудно сохранять секреты, а меры защиты оказались не вполне эффективными. Изменились и цели экстремистов: зачем убивать политического деятеля или бросать бомбу в толпу, когда достаточно нажать несколько кнопок для достижения драматических и широкомасштабных результатов. Если религиозный экстремизм направит свои действия на методы информационной борьбы, его разрушительная сила многократно превзойдет силу любых видов оружия. В современном мире необходимо научиться различать различные мотивы, подходы и цели разных религиозных групп, возможно нужны новые определения и новые термины для предотвращения новой волны религиозного экстремизма. Хотя из 100 попыток совершения глобального террористического акта 99 будут наверняка безуспешными, одна успешная попытка принесет больше жертв и материального ущерба и паники, чем все, что испытал мир до сих пор5. Экстремизм нарушает духовные основы общества и угрожает безопасности России и всему миру в целом, поэтому должен быть объектом пристального внимания и изучения, особенно в правоохранительной системе.
В отличие от отечественного закона «О противодействии экстремистской деятельности», в обществе понятие «экстремизм» трактуется более широко. В него нередко включают: религиозный, национальный и этнический, расовый, политический, военный, государственный, экономический, экологический, социальный и другие виды экстремизма. Особо следует выделить представления об уровнях понимания экстремизма в обществе: индивидуальный экстремизм, экстремизм организаций и экстремизм государственный, т.е. высокоорганизованный и использующий государственную организацию в своих целях. Например, политика государственного экстремизма осуждалась неоднократно, в частности, на 44-й сессии Г енеральной Ассамблеи ООН в 1989 году, где было заявлено, что участники безоговорочно осуждают всех тех, кто под предлогом борьбы с терроризмом прибегает к насильственным и незаконным средствам достижения политических целей.
Широкое понимание экстремизма неоднократно использовалось в ходе многолетнего обсуждения с 1995 года проектов закона «О политическом экстремизме», который так и не был принят. В ходе обсуждения были поставлены вопросы о понимании места экстремизма в неустойчивой политической системе, о степени опасности реализации крайних политических форм и ответственности за это. В процессе дискуссий выработались некоторые принципы: необходимость отграничивать обычные формы протеста в условиях политической свободы от борьбы, откровенно или завуалировано направленной на уничтожение самой политической свободы; обусловлен-
4 Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М.: Изд-во Щит, 2000. 170 с.
5 Володина Н.В. Особенности экстремизма на религиозной почве // “Безопасность Евразии” №3.
ность политического экстремизма сущностью того политического режима, в условиях которого и по отношению к которому он себя проявляет, и другие.
Была выявлена несостоятельность многочисленных заявлений о том, что экстремизм ведет к гражданской войне и распаду государства: например, после 1917 года гражданская война в России разразилась, а в Германии после 1933 года - нет. В первом случае распада страны не произошло. Российский же пример более сложный, поскольку только в 1917 году произошло две революции, а после второй и последовавшего распада страны, наоборот, начались укрепление, централизация (юридический федерализм заменялся фактической унитарностью) и территориальное расширение государства. Можно, таким образом, констатировать, что не любые кардинальные изменения власти (приход к власти экстремистов, в том числе) ведут к гражданской войне или распаду государственности.
На самом деле существует обратная зависимость: кризис и распад государственности способствуют приходу к власти экстремистских, с точки зрения существующей политической системы, сил, то есть, несистемных политических сил. Это понимание чрезвычайно важно для того, чтобы знать, откуда исходят причины экстремизма.
Факторами, порождающими религиозно-политический экстремизм в нашей стране, следует назвать социально-экономический кризис, массовую безработицу, глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, ослабление государственной власти и дискредитация ее институтов, неспособных решать назревшие вопросы общественного развития, распад прежней системы ценностей, правовой нигилизм, политические амбиции религиозных лидеров и стремление политиков использовать религию в борьбе за власть и привилегии.
С религиозно-политическим экстремизмом должны бороться и общество, и государство. Методы этой борьбы у них, разумеется, различные. Если государство должно устранить социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма и решительно пресекать противозаконную деятельность экстремистов, то общество (в лице общественных объединений, средств массовой информации и рядовых граждан) должно противодействовать религиознополитическому экстремизму, противопоставляя экстремистским идеям и призывам гуманистические идеи политической и этнорелигиозной толерантности, гражданского мира и межнационального согласия6.
Экстремизм вытекает из культурной, политической, социальной и экономической ситуации в обществе. В конце 90-х годов многие эксперты при обсуждении законопроекта «О политическом экстремизме» делали вывод о том, что в обществе, где государством систематически нарушается законность (не выплачиваются зарплаты, пособия, пенсии, стипендии), где немалое число бездомных (вынужденных переселенцев и жертв махинаций), где существуют двойные стандарты в выплате денежного вознаграждения, системы «черной» и «серой» наличности, где присутствует ценностный и политический раскол в обществе, но одновременно предъявляются высокие моральные и патерналистские требования к государству, - политический экстремизм провоцируется политикой государства.
Ко времени принятия Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» в 2002 году достаточно существенно изменились тенденции в стране: появилась необходимость усиления борьбы с распространением крайних форм религиозного экстремизма, сепаратизма, а, с другой стороны, стала сокращаться социальная задолженность государства.
В Конституции Российской Федерации перечисляется целый ряд противоправных действий, которые могут быть причислены к экстремистским. Это «создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности
6 Володина Н.В. Особенности экстремизма на религиозной почве // “Безопасность Евразии” №3.
Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (п. 5 ст. 13)7.
Наибольшее число претензий и опасений вызывает действующая редакция Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Так, бывший руководитель Комитета Государственной Думы по законодательству П.В. Крашенинников полагал, что «закон действует, закон нужный. Но при этом, конечно, у нас есть не очень образованные, мягко говоря, лица в правоохранительных органах, которые используют эту ситуацию так, как хотят. И это не только с этим законом происходит, у нас это происходит и с Уголовным Кодексом». Следует отметить, что систематические обвинения правоприменителей в некомпетентности, причем нередко огульные и необоснованные, стали уже общим местом и частью политики отдельных политических групп»8.
Вместе с тем, тревожные примеры использования Федерального закона существуют, так недавно в Ставропольском крае судили этноконфликтолога В.А. Авксентьева по обвинению в разжигании межнациональной розни за приведение в научной работе примеров мнений отдельных людей. В результате ученый был оправдан9.
С нашей точки зрения, требуется серьезная доработка закона «О противодействии экстремистской деятельности», в первую очередь, в направлении более четкого и операционального выделения экстремистских действий, особенно тех, которые не связаны с насилием. Иначе создается ситуация, когда закон в отношении одних может быть применен, а в отношении других - не применяться. А если так, то получается, что именно законодатель создает двусмысленные ситуации, провоцирующие правоохранительные органы на самостоятельное толкование норм закона и принятие решений по их применению или неприменению.
Правда, с 12 августа 2007 года вступили в силу поправки к антиэкстремистско-му законодательству10. В законе существенно сокращено и, тем самым, улучшено определение экстремистской деятельности, устранен целый ряд опасных несообразностей, хотя, к сожалению, далеко не все. Предлагается явно излишний запрет на упоминание признанных экстремистскими организаций без упоминания факта такого признания. В законе есть некоторые другие недостатки. В частности, Правовое управление Думы по-прежнему не одобряет новую редакцию ст. 213 УК («хулиганство»). Кроме того, закон распространяет возможность прослушивания телефонных разговоров с обвиняемых в тяжких и особо тяжких преступлениях также и на обвиняемых в преступлениях средней тяжести, вне зависимости от того, имеет ли дело отношение к экстремизму. Закон вводит признак политической, идеологической ненависти или вражды и ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы отягчающее обстоятельство, применимое к любым преступлениям, а также как квалифицирующий признак в целом ряде статей УК. Такое расширение понятия «мотив ненависти», очевидно, не лишено оснований, и столь же очевидно, что здесь открывается слишком широкое поле для злоупотреблений. В качестве разумного компромисса можно предложить введение только мотива политической и идеологической вражды и только как квалифицирующего признака по тяжким и особо тяжким преступлениям против личности. Закон не содержит изменений, которые можно было бы признать срочными, поэтому его вполне можно было реально поправить, если бы Совет Федерации обратил внимание на перечисленные проблемы и законопроект был бы доработан в порядке согласования между палатами.
Однако, согласно данным последних социологических исследований, проблема экстремизма не занимает центральное место в мыслях рядовых россиян. 8 февраля
7 Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2006 г. - 40 с.
8 Информационно-аналитический центр «СОВА» // http://xeno.sova-center.ru/
9 Там же.
10 Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ ”О противодействии экстремистской деятельности” (с изменениями на 24 июля 2007 года) // http://www.k0deks.m/n0frame/c0m-pus-FullLegRF?d&nd=90l823502&nh=0&ssect=0.
2008 г. Левада-Центр опубликовал данные опроса «Внутренняя угроза России», проведенного 18-22 января 2008 года среди 1600 россиян. Статистическая погрешность не превышает 3%. В ходе исследования респондентам предлагалось ответить на вопрос «Что, по вашему мнению, представляет сейчас основную внутреннюю угрозу для России?» Среди вариантов ответов были названы и угрозы экстремизма и сепаратизма. Однако они практически не тревожат россиян. Так, среди »внутренних угроз» национальный сепаратизм, возможность отделения от России Чечни и других северокавказских республик» назвали лишь 4% опрошенных (в 2007 году таких людей было 6%. А в 2006 - 11); «политический экстремизм (фашизм, мусульманский радикализм, крайний национализм)» отметили 5% (в 2007 г. - 10%, в 2006 - 8%) и «угроза утраты контроля за прилежащими к Китаю российскими территориями на Дальнем Востоке» была названа 4%. В предыдущие годы об этой »угрозе» не вспоминали вовсе11.
Для сравнения, основными угрозами россияне считают «произвол и безответственность никем не контролируемых властей» (20%) и «экономические проблемы, снижение темпов развития экономики» (19% опрошенных).
Низкое качество жизни миллионов людей, вынужденных отказываться от привычного устоя, высокий уровень безработицы во многих регионах, озлобленность, вызванная неудовлетворенностью основных потребностей (безопасность, идентичность, признание и др.), являющиеся последствиями острого системного кризиса, переживаемого Россией и многими другими бывшими республиками СССР, судя по всему, еще долго будут источником религиозно-политического экстремизма. Поэтому нужно заниматься тщательным изучением этого явления, мониторингом его проявлений и разработкой эффективных социальных технологий борьбы с ним.
Список литературы
1. Шаракшанэ С. Ислам и политический экстремизм // Религия и право. 1999. № 4-5. С. 26. Безопасность №3-2002.
2. Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М.: Изд-во Щит, 2000. 170 с.
3. Володина Н.В. Особенности экстремизма на религиозной почве // “Безопасность Евразии” №3.
4. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2006 г. - 40 с.
5. Информационно-аналитический центр «СОВА» // http://xeno.sova-center.ru/.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ ”О противодействии экстремистской деятельности” (с изменениями на 24 июля 2007 года) // http://www.k0deks.ru/n0frame/c0m-pus-FullLegRF?d&nd=90l823502&nh=0&ssect=0
7. Актуальные проблемы национальной безопасности России на современном этапе / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.- 2004. - № 1 (221)
8. Федеральный Закон РФ о борьбе с терроризмом // http://www.fsb.ru/under/terror.html.
9. Бочарников И. Внутриполитическая безопасность России и потенциальные причины конфликтов на ее территории // Вестник аналитики. - 2002. - № 3
10. Замковой В.И., Ильчиков М., Терроризм - глобальная проблема современности. -М., Гардарика, 1996
EXTREMISM IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY
E. A. Starosvetsky
Belgorod State University e-mail:
starosvetsky@bsu.edu.ru
In given article the extremism problem, the relation to it in a modern Russian society is analyzed. Concepts of political and religious extremism are dissolved, the factors generating various kinds of extremism in our country are considered, the reasons of strengthening of extremism in Russia are established, «weak places» Russian legislation are defined.
Keywords: extremism, religious-political extremism, policy, religion, terrorism, islam, counteraction to extremism.
11 Информационно-аналитический центр «СОВА» // http://xeno.sova-center.ru/.