Научная статья на тему 'Экстремизм: социально-правовой анализ причин возникновения и способов его преодоления'

Экстремизм: социально-правовой анализ причин возникновения и способов его преодоления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
458
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ / NATIONAL SECURITY OF THE STATE / ORGANIZED CRIME / INTER-ETHNIC CONFLICTS / THE PREVENTION OF CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пилюгина Татьяна Владимировна

В статье рассмотрены наиболее значимые моменты национальной безопасности государства в области наиболее опасной формы организованной преступной деятельности экстремистской, основные задачи, стоящие перед государством и обществом по профилактике межнациональных, межконфессиональных конфликтов, в целях укрепления и сохранения общественной стабильности, конституционного строя, благополучия и мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article contains the most significant moments of the national security of the State's most dangerous forms of organized criminal activity-extremist, the major challenges facing the State and society for the prevention of inter-ethnic, religious conflicts, to strengthen and preserve social stability, the constitutional order, well-being and peace.

Текст научной работы на тему «Экстремизм: социально-правовой анализ причин возникновения и способов его преодоления»

Пилюгина Татьяна Владимировна

кандидат юридический наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса Кубанского социально-экономического института (e-mail: pilyugina_tv@mail.ru)

Экстремизм: социально-правовой анализ причин возникновения и способов его преодоления

Аннотация

В статье рассмотрены наиболее значимые моменты национальной безопасности государства в области наиболее опасной формы организованной преступной деятельности - экстремистской, основные задачи, стоящие перед государством и обществом по профилактике межнациональных, межконфессиональных конфликтов, в целях укрепления и сохранения общественной стабильности, конституционного строя, благополучия и мира.

Annotation

This article contains the most significant moments of the national security of the State's most dangerous forms of organized criminal activity-extremist, the major challenges facing the State and society for the prevention of inter-ethnic, religious conflicts, to strengthen and preserve social stability, the constitutional order, well-being and peace.

Ключевые слова: национальная безопасность государства, организованная преступность, межнациональные конфликты, профилактика преступности.

Keywords: national security of the State, organized crime, inter-ethnic conflicts, the prevention of crime.

Интенсивность процессов мировой интеграции, хотя и сопряжена в большей степени с прогрессивными изменениями, тем не менее, усиливает социальную дезорганизацию общества, продуцирует эскалацию социального диспаритета вкупе с другими негативными процессами, стимулирующими преступность, которая в XXI в. превратилась в одну из самых сложных социальных проблем.

Заметим, конец XX в. ознаменовался серьезными геополитическими изменениями. Распад СССР став, отчасти, закономерным результатом сложившихся межнациональных противоречий, не имевших возможности для мирного и демократического разрешения, не только не стал решением национального вопроса, но и, напротив, усугубил имевшиеся проблемы, породив новые, но уже гораздо более жестокие и кровавые конфликты. Наибольшего накала межэтнических и межконфессиональных конфликтов достигли территории со сложным этническим и конфессиональным составом, а также на территориях с преобладанием какой-либо одной национальности.

Годы перестройки вскрыли накопившиеся противоречия, ознаменовавшись взлетом

национализма: Нагорный Карабах (1988-1994 гг.), Приднестровье (1989-1992 гг.), Фергана (1990 г.), Баку (1990 г.), Сумгаит (1988 г.), Душанбе (1990 г.), Абхазия (1992-1993 гг.), Южная Осетия (19891992 гг.). На территории России это Северная Осетия и Ингушетия (1992 г.), Чечня с 1994 г., Дагестан (1989-1992 гг.) тот не полный перечень вооруженных межнациональных конфликтов, последствия которых дают о себе знать до сих пор. Так или иначе, националистические проявления тесно связаны с экстремизмом.

Развитие экстремистских проявлений в современной России - это реальный показатель состояния общества переходного типа. Вопрос совершения девиантных поступков стал широко обсуждаться в средствах массовой информации, поскольку распространение экстремистских идей ведет к коррозии всей общественно-политической и социальной жизни, а, значит, к размыванию государственных институтов, которые обязаны обеспечивать права человека.

Тема борьбы с экстремизмом остается одной из самых популярных не только в "верхах", но и в "низах". Экстремизм опасен не для той или иной политической силы, которая в данный момент находится у власти, а для демократической государственности в целом. По своей сути он представляет собой одну из форм радикального

231

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ отрицания существующих общественных норм и правил в государстве как отдельно взятыми личностями, так и группам. Это касается не только межконфессиональных, межэтнических отношений, межнациональных конфликтов. В социальной жизни он может привести к реформам, революции, бунту, кровавому восстанию, террору, смене власти и даже общественного строя.

Согласимся с мнением Марковой Ю.В. определив экстремизм как негативное социально-правовое, криминогенно-криминальное явление, обусловленное выражением полярных установившимся социальным и правовым нормам и практике взглядов, реализуемых через действия прямо или опосредованно направленных на изменение основ конституционного строя страны; возбуждение политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды через применение насилия (угрозу его применения), причинение имущественного либо физического вреда, а равно призывы к указанным действиям.[1]

В этой связи резко повышается значимость исследования процесса детерминации данного явления, поиска оптимальных мер его профилактики, в том числе и средствами уголовно-правового и криминологического характера

Необходимо отметить, что социально-экономические кризисы, коррупция государственных институтов, падение жизненного уровня, страх перед будущим и многое другое породили преступность экстремистского характера. Спектр наносимого ею вреда социуму чрезвычайно широк, а проявления варьируются от психологического и материального ущерба обществу и государству до лишения жизни конкретных индивидов. Последствия преступных проявлений экстремизма могут проявляться как сразу после совершения соответствующих деяний, так и иметь долгосрочные перспективы.[2].

В настоящее время, проникая во все сферы жизнедеятельности общества, экстремизм обрел масштабы, которые без преувеличения позволяют отнести его к одной из угроз национальной безопасности России. Резко увеличивается число экстремистских групп с характерными для них чертами воинствующей ограниченности, жесткой авторитарностью мышления, нетерпимостью ко всему "чужому", стремлением решить сразу все проблемы [3] Так, количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности в 2003-2007 годах возросло более чем в 2 раза, до 80% участников экстремистских организаций

составляют лица в возрасте до 30 лет.[4] В 2008 г. зафиксированы 135 преступлений экстремистской направленности, что практически вдвое превысило показатели 2007 г.

Особенностями современного экстремизма являются: рост масштабности, способствующий наращиванию потенциала и превращению экстремистских группировок во влиятельные структуры политической жизни; усиление жесткости действий экстремистов; многообразие форм деятельности; использование последних достижений науки и техники; стремление добиться широкого общественного резонанса.

До тех пор, пока общество будет находиться в кризисном состоянии, в условиях нестабильности, в силу отсутствия эффективного государственного механизма управления страной социальная дезориентация определенной части граждан будет непрерывно "воспроизводить" экстремизм. Стабильность современного общества возможна только при наличии известного мировоззренческого единства населения, в основе которого лежит совпадение экономического, нравственного и правового способов миропонимания людей, существующих в одну эпоху и в одном социальном пространстве.

Сама жизнь современного социума обозначила необходимость дальнейшего совершенствования правовой базы для регулирования экстремальных процессов в обществе. Решение этой задачи невозможно без знания социально-психологической специфики экстремальной среды, а также понимания таковой как целостного социального явления.

Проблема экстремизма многогранна, включает идеологические, политические, социально-экономические сферы. Особое внимание следует уделять не только религиозным течениям радикальной направленности, но и различного рода экстремистским молодежным группировкам, которые для достижения своих целей все чаще используют методы насилия.

Современное общество неизбежно встанет перед необходимостью осознания той опасности, которую таят в себе экстремистские организации, имеющие, как правило, мощнейшую финансовую подпитку и стремящиеся дестабилизировать, а затем разрушить существующие общественные институты для достижения своих целей. Только при активном взаимодействии органов государственной власти, правоохранительной системы и общественных организаций возможно создание "заслона" развитию экстремизма.

Противодействие экстремизму требует систематической профилактической работы с привлечением всех "здоровых" сил общества, но

_232

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 3 (35)

главную ответственность должно взять на себя государство как координатор всех действий. Стратегия должна предусматривать меры, направленные на устранение условий, которые подпитывают национально-этнические конфликты. Экстремистская идеология, этническая, национальная и религиозная дискриминация, политическая изоляция, социально-экономическая маргинализация и отсутствие надлежащего государственного управления - те условия, которые дают питательную среду развития экстремизма, а высокая степень обеспокоенности законодателя этой проблемой в современном российском обществе выразилась в принятии ряда документов антиэкстремистского блока.[5] Поскольку лучшая форма борьбы с конфликтами - это стратегия направленная на их предотвращение путем ранней профилактики.

В заключение отметим основные задачи, стоящие перед государством и обществом по профилактике межнациональных,

межконфессиональных конфликтов, в целях укрепления и сохранения общественной стабильности, конституционного строя, благополучия и мира:

устранение причин и условий, способствующих возникновению и активизации межнациональных конфликтов;

снижение социальных разногласий в обществе стабилизация политической обстановки в стране, создание атмосферы общественного согласия, недопущение острых политических, межнациональных и межконфессиональных конфликтов;

повышение культурно-образовательного уровня населения в общем, связанное с изучением религии, ее истории, культуры,

традиций в частности;

противодействие вовлечению граждан в религиозно-экстремистские группы, организации;

противодействие распространению информации и литературы, направленных на разжигание межнациональных,

межконфессиональных конфликтов, на унижение достоинства других вероучений;

создание толерантности и мира между этническими группами.

1. Маркова Ю.В. Предупреждение преступлений совершенных группами несовершеннолетних экстремистской направленности Автореф. Дисс. к.ю.н. Н.Новгород 2008.

2. Узденов Р.М. Экстремизм: криминологические и уголовно-правовые проблемы противодействия Автореф. дисс. к.ю.н. М. 2008.

3. Русанова О.А. Экстремизм -социологические интерпретации.

4. Официальный сайт МВД России // www. mvdinform. Ru

5. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 148-ФЗ О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"; Федеральный закон от 24.07.07. №211-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму".

233

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.