9.2. ЭКСТРЕМИЗМ ПО МОТИВАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВРАЖДЫ И НЕНАВИСТИ, КРИМИНАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Линкявичюс Олег Иозасович, адъюнкт кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел. Место учебы: Академия управления МВД России. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье исследуется проблема, криминальных проявлений экстремизма по мотивам национальной вражды и ненависти, ставших препятствием для развития межнациональных отношений в стране, угрожающих всему российскому обществу. В связи с этим, необходимо создание единой системы мер государственного противодействия данному виду экстремизма.
Ключевые слова: многонациональное общество, усиление экстремистских настроений, пропаганда насилия, разжигание национальной розни, противодействие экстремизму.
EXTREMISM ON GROUNDS OF NATIONAL ENMITY AND
HATRED, CRIMINAL ACTS AND COUNTERMEASURES
Linkyavichyus Oleg Iozasovich, adjunct at theory and sociology of management bodies the Interior organs. Place of study: Academy of management the Ministry Interior Russia. E-mail: [email protected]
Annotation: The author explores the problem of criminal acts the national extremism that have become an obstacle to the development of inter-ethnic relations in the country, threatening splits the entire Russian society. It is therefore necessary to create a unified system of governmental opposition to this kind extremism.
Keywords: multicultural society, strengthening of extremist attitudes, advocacy of violence, inciting national hatred, opposition extremism.
Стратегия национальной безопасности РФ (до 2020 года) содержит прогноз о том, что экстремизм как проявление крайних взглядов в национальных и конфессиональных отношениях, будет негативно сказываться на обеспечении национальных интересов государства, его целостности и всех аспектах национальной безопасности. Поэтому на долгосрочную перспективу главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения национальной и общественной безопасности должны стать усиление роли государства, противодействию этим угрозам [1].
Автор согласен с мнением председателя Правления Антикриминального и Антитеррористического Фонда Куликова А.С., что экстремизм рассматриваемый в национальном контексте, проявил себя как, не особо затратный, быстродействующий и высокоэффективный политический инструмент, с помощью которого оказываются достижимыми цели, на которые ранее задействовались существенные политические, финансовые и военные ресурсы.
В разные периоды российской истории управляемый экстремизм в межнациональных отношениях неоднократно приводил к разрушению государства, либо создавал условия ведущие к этому. Природа данного явления связана с его влиянием на сознание и поведение отдельных этнических групп или масс населения. [2].
В российском обществе принято считать, что патриотизм, как сумма идей и действий, поддерживает и укрепляет национальную общность, в то время как национализм ее разрушает. На самом деле общность не так разрушает национализм, как разрушает его экстремизм.
Национализм - это преобладание интересов нации над всеми другими интересами. К положительным сторонам национализма можно отнести: национальное самосознание; национальную гордость; национальный стыд; стремление к национальному саморазвитию, равноправию. Его отрицательными моментами являются: признание национальной исключительности,
противопоставление другим нациям. У националистов есть один критерий отношений, во пользу нации это или ей во вред [3].
Экстремизм в сфере межнациональных отношений -это общественно-опасное продолжение агрессивного национализма, подрывающее единство нации, сталкивающее ее народы между собой. Целенаправленное разжигание межнациональной розни - лидерами национальных (этнических) элит, криминальными элементами, иностранными спецслужбами, в целях подрыва государства. Данный вид экстремизма опасен направленностью на насильственное изменение существующего государственного устройства, правового статуса национально-государственных или административно-территориальных образований.
Национал-экстремисты (националисты, национал-социалисты) стремятся идеологически и теоретически обосновать мнимое превосходство той или иной нации, при этом унижая другие нации. Криминальный экстремизм данной направленности, требуя уничтожения «чужаков», «инородцев», ведет к геноциду (ксенофобия - агрессивный национализм - национал-экстремизм - геноцид), не щадит при этом ни старых, ни малых.
Данная идеология и ее пропаганда в многонациональном государстве - способна разорвать страну изнутри. Поэтому промедление сегодня органами государственной власти России, принятия и эффективной реализации всех необходимых дополнительных мер: правового, идеологического, организационного, экономического и психологического характера по противодействию национал-экстремизму и его искоренению как на Северном Кавказе, так и в других регионах РФ (т.е. как "кавказского", так и "русского", "татарского", "башкирского", "якутского", "калмыцкого" и т.п. экстремизма) неминуемо приведет к расколу общества и последующему распаду Российской Федерации [4].
Сегодня практически в любой части России, конфликт между представителями разных национальностей может вылиться в массовые беспорядки под националистическими лозунгами. Почва для проявлений экстремизма в межнациональной сфере весьма благоприятная. Практически каждое преступление совершенное «по мотивам национальной вражды и ненависти», может накалить ситуацию до предела, им уделяют повышенное внимание СМИ и это резонансно отражается по всей стране. В задачи экстремистов при этом, входит: грамотно подстроиться к ситуации; организовать провокации, чтобы раскачать подогретых людей; массово вывести их на улицы и устроить беспорядки с целью дестабилизации обстановки.
События на Манежной площади 11 декабря 2010 года показали, что в среде экстремистски настроенной молодежи происходит укрепление связей, для совместной выработки единой стратегии действий и согласо-
МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ
Линкявичюс О.И.
ванной тактики поведения. Нет сомнений в том, что столкновения на национальной почве в российских регионах будут продолжаться и дальше, имеет место тенденция к увеличению подобных проявлений.
Экстремизм распространяется в России по правилам «сетевого маркетинга». В крупные города субъектов федерации, на средства организаций командируются так называемые «региональные представители», которые снимают помещения для офисов, дают рекламу в интернете. Работают с потенциальными клиентами на сайтах, а также по прямой наводке с конкретными лицами. Проводится грамотная идеологическая обработка отобранных «кадров», которая продолжается столько времени, сколько потребуется для подготовки новых членов организации для самостоятельной практической деятельности. Функционально подготовленные члены организации, получают затем разрешение на подбор людей в свою ячейку (от 3 до 10 человек), которых готовят и контролируют самостоятельно. Данный принцип отличается от традиционного построения общественных организаций (по иерархическому принципу), ведущего к централизации и подчиненности нижестоящих структур вышестоящим. Организации построенные по «сетевому» принципу, в своей деятельности предполагают большую самостоятельность образующих сеть ячеек (групп). Действуя в обычное время автономно, они в определенные периоды могут объединяться для проведения совместных противоправных действий, создавая достаточно многочисленные группы от 100 до 200 человек. Для организации проведения подобных «акций», используется Интернет. «Акции» обычно проводятся в короткое время, по их окончании, «участники» стараются по возможности быстро скрыться с места события.
В этой связи противодействие данному виду экстремизма, должно осуществляться прежде всего на уровне первичных групп, не дожидаясь, когда эпизодические криминальные проявления национал-экстремизма приняли бы системный характер. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что большинство террористических организаций, действовавших в странах Западной Европы, в середине 70-х годов ХХ века действовали именно по «сетевому» принципу (например, «Красные бригады» в Италии или «Фракция Красной Армии» в ФРГ) [5].
Органам государственной власти России (в том числе правоохранительным органам), противостоят сейчас экстремистские организации, имеющие оружие, деньги, идеологически образованные «кадры». Они имеют выходы на межрегиональный и международный уровни. Данные организации активно усиливаются количественно и качественно, крепят связи между собой, на данный момент их лозунг: «Объединяйся против власти на любой основе».
Национал-идеологи ведут противоборство с правоохранительными органами в информационном поле, без которого их экстремизм затеряется в глухомани подворотен, а он должен постоянно быть на виду и на слуху. Их идея, создание такой России, которая должна быть населена только «своими» людьми. И цель свою - приход к власти в будущем, они не скрывают.
Вышеизложенное свидетельствует о сложной криминальной ситуации, сложившейся в сфере экстремистской преступности по мотивам национальной вражды и ненависти. За последние пять лет, количество преступлений экстремистской направленности возросло в 2,5 раза (с 266 до 656), на 20% увеличилось по сравнению с 2009 годом, на фоне общего снижения
зарегистрированных преступлений. Наблюдается тенденция к росту данных видов преступлений (по таким статьям УК РФ как: п."е" ч.2 ст. 111, п."е" ч.2 ст.112, п."б" ч.2 ст.115, п."б" ч.2 ст.116, ч.2 ст.119, п."б" ч.1 ст.213, ст. 280, ст.282, ст.282-1, 282-2), во всех федеральных округах РФ.
Это произошло в основном из-за просчетов в деятельности государственных властных структур, по реализации внутренней национальной политики.
Органами государственной власти предпринимаются определенные меры по противодействию экстремизму. Но проблема состоит в том, что эти меры недостаточны и малоэффективны; нередко «остаются на бумаге» (вследствие преступного бездействия должностных лиц); не должным образом реализуются в правоприменительной практике.
Активно меняется сейчас российское законодательство, расширены функции Главы государства в целях: защиты граждан от противоправных посягательств, противодействия терроризму и экстремизму. Президент определяет основные направления государственной политики в указанной области, правительство и другие органы исполнительной власти, только участвуют в этом. Он не только возглавляет, но и формирует Совет безопасности РФ, вырабатывает стратегию национальной безопасности [6].
Указом Президента, решено образовать постоянно действующие координационные совещания по обеспечению правопорядка в регионах страны. Соответствующие полномочия возложены на руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но будут ли их действия достаточно эффективны, покажет ближайшее время [7].
Вносятся изменения и дополнения в федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности". Но проблема состоит в том, что данный закон содержит такое широкое толкование понятия "экстремизм", которое, по мнению многих юристов, не отвечает потребностям следственно-судебной практики в части объективной уголовно-правовой квалификации совершаемых деяний [8].
Количество поступающих сегодня в суды дел, связанных с проявлением экстремизма по мотивам национальной вражды и ненависти (и по количеству, и по общественной значимости инкриминируемых виновным преступных деяний), не соответствуют реальной распространенности и общественной опасности данных преступлений. По мнению руководителей центров по противодействию экстремизму МВД России в субъектах РФ (анкетирование которых проводилось в Академии управления МВД России, в ноябре 2010 года) латентность преступлений экстремистской направленности значительно (в несколько раз) превышает официальную статистику.
Реальность требует, своевременных и качественных мер по пресечению экстремистских действий и привлечению лиц (любой национальности и социального положения) их совершивших, к уголовной ответственности по всей строгости закона, обеспечив безопасное сосуществование наций и социальных групп на всей территории Российской Федерации. Для этого необходимо: четко отладить механизм реализации принятых законодательных норм (чтобы они работали); обеспечить контроль общества за деятельностью структур государственной власти (чтобы имели реальные, законные рычаги воздействия на власть).
Только скоординированные и согласованные действия всех субъектов противодействия экстремистской
преступности, с четким определением задач, функций и методов деятельности каждого, смогут разобщить экстремистские группы, переориентировать поведение отдельных их членов.
Неотъемлемым условием организации профилактической работы является своевременная и полная информация об объединениях экстремистской направленности, таких их характеристиках, как: масштабы распространения, количество групп и их численность, качественный состав, лидеры, места концентрации и т.д.
Правоохранительные органы (в первую очередь органы внутренних дел как наиболее многочисленное и максимально приближенное к населению звено правоохранительной системы) должны в полной мере использовать все возможности, которые им предоставляет законодательство в деле предупреждения распространения экстремистской идеологии и пресечения криминальных проявлений экстремизма. В 2010 году подразделениями органов внутренних дел было выявлено 578 преступлений экстремистской направленности, из 656 выявленных всеми правоохранительными органами, что составило 88 % (в 2009 году 455 преступлений из 548 - 83 %) [9].
Вступил в силу закон «о полиции», в соответствии с которым сотрудники полиции должны принимать меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, организаций, граждан. При этом, должны проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, способствовать межнациональному согласию [10].
Структурам государственной власти необходимо обратить внимание, на воспитание подрастающего поколения; увлечь молодежь делом; мотивировать их социальное поведение; создать благоприятные условия для готовых работать в этой сфере специалистов, чтобы выбить социальную почву у идеологов экстремизма.
Государство несет главную ответственность за противодействие экстремизму во всех его формах, и оно должно инициировать необходимые меры и осуществлять адекватные масштабам явления, правовые действия по защите личности и общества в целом.
Список литературы:
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537. СПС Консультант+.2010г.
2. Куликов А.С. Экстремизм и национальный вопрос в России// Материалы научно-практического семинара ГД РФ. - М., 20.05.2009.
3. Иванов В.Н. О патриотизме, национализме и национальном экстремизме. URL: http//www.vesti.ru/
22.42.18.04.2006. Мт1.
4. Мусаелян М.Ф. Экстремизм как угроза национальной безопасности Российской Федерации. - М., 2009.
5. Практика работы полиции зарубежных стран по предупреждению экстремистских проявлений среди молодежи// Сборник аналитических и информационных материалов ВНИИ МВД России. - М.,2008.
6. Федеральный закон. О безопасности от 28.12.2010 г. №390-фз. СПС Гарант.2011г.
7. Указ Президента. О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка от 11.12.2010 г. №1535. СПС Гарант.2011г.
8. Федеральный закон. О противодействии экстремистской деятельности от 27.06.2002 г. №114-фз. СПС Консультант+.2010г.
9. Справочники ГИАЦ МВД РФ. СПС ЦСИ. 2011г.
10. Федеральный закон. О полиции от 07.02.2011 г. №3-фз. СПС Консультант+.2011г.
Рецензия
на статью адъюнкта кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России, Линкявичюса Олега Иозасо-вича: «Экстремизм по мотивам национальной вражды, криминальные проявления и меры противодействия».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной проблеме. Автор стремился раскрыть общественную опасность экстремизма по мотивам национальной вражды и ненависти, определить направления противодействия данному явлению.
В статье отмечается, что кризисные явления в многонациональном обществе часто сопровождаются усилением националистических настроений и способствуют росту криминальных проявлений экстремизма.
Далее автор справедливо отмечает, что разрушительная природа данного явления, связана с его влиянием на сознание и поведение отдельных этнических групп или масс населения.
В статье обращено внимание и на ряд других проблем, представляющих большую угрозу для общества, среди которых автор отмечает: национал-
экстремистскую идеологию, национал-экстремистские организации и их деятельность. При этом автор акцентирует внимание на том, что практически любой конфликт между представителями разных национальностей может вылиться в массовые беспорядки под националистическими лозунгами. Каждое преступление совершенное «по мотивам национальной вражды и ненависти», может накалить ситуацию в стране до предела, а само совершение экстремистских деяний становится «профессиональной деятельностью» определенных групп лиц.
Статья О.И. Линкявичюса выполнена с учетом требований, предъявляемых к написанию работ такого рода, о чем свидетельствуют: четкость и логика изложения, актуальность, использование современных официальных источников.
ВЫВОД: статья О.И. Линкявичюса на тему: «Экстремизм по мотивам национальной вражды, криминальные проявления и меры противодействия», может быть рекомендована к опубликованию в журнале ВАК.
Научный руководитель:
Профессор кафедры теории и социологии управления ОВД Академии управления МВД России
кандидат юридических наук, профессор А.П. Ипакян