Научная статья на тему 'Экстремальные ситуации: осмысление, выбор поведения'

Экстремальные ситуации: осмысление, выбор поведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2231
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТЬ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ / УСЛОВИЯ РАЗРЕШЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслобойщиков Валерий Серафимович

В статье раскрываются механизмы и необходимость выбора правильного поведения в случаях, угрожающих безопасности жизни ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экстремальные ситуации: осмысление, выбор поведения»

ф

Эксперимент и инновации в школе № 6/2015

Тенденции современного образования

В.С. Маслобойщиков

Экстремальные ситуации: осмысление, выбор поведения

Аннотация

В статье раскрываются механизмы и необходимость выбора правильного поведения в случаях, угрожающих безопасности жизни ребенка.

Ключевые слова

экологическое сознание, ценность собственной жизни, экологическая культура, механизмы адаптации, условия разрешения чрезвычайной ситуации.

Экологическое сознание является смысловой составляющей мышления и результатом образовательной деятельности как фактор сохранения всех живущих на Земле, включая субъект «Природы», следовательно, и осознание ценности собственной жизни, и необходимости сберечь ее. Научить ребенка ощущать себя частью биосферы, адаптироваться в ней и, как следствие, выживать в постоянно изменяющемся мире возможно в обучении на основе межпредметной интеграции содержания, в центре которого — экология.

Непредсказуемость возникновения техногенных аварий, эпидемий и разнообразных экстремальных ситуаций стала характерной чертой современности. Информированность взрослеющего поколения о чрезвычайных происшествиях достаточно широка, но дети чаще всего являются их непосредственными участниками и менее всего защищены.

Сложная социальная ситуация современности: прессинг СМИ, отрицательный видеоряд, с возбуждающей направленностью, усиливающееся влияние «во времени и пространстве» электромагнитного излучения мобильных средств связи, обуславливают рост тревожности учащихся, как в школе, так и за ее пределами. Отслеживается и торможение в развитии адаптивной реакции ребенка к тем или иным явлениям, приводящим к неадекватному восприятию даже обычной бытовой ситуации.

Многие компьютерные игры предлагают детям несколько жизней при переходе с одного уровня на другой в ходе их реализации, что приводит к утрате ребенком чувства ценности самой жизни. Нередко от детей — игроков можно услышать такие фразы: «Я тебя сейчас убью, но ты не переживай, у тебя есть еще пять жизней». Виртуальное включение в ситуацию и однотипное их разрешение в процессе игры, снижает уровень адекватности восприятия ситуации ребенком [1,4].

Способы информирования детей в образовательных организациях самые разнообразные. Озвучим один из них. В рамках социально-партнерского взаимодействия в нашей школе традиционно проводятся «горькие уроки истории» совместно с бывшими несовершеннолетними узниками фашизма, где дети от лица очевидцев воспринимают информацию о нечеловеческих ситуациях в концлагерях, в результате которых они могли бы погибнуть. Возникают вопросы: как же эти малолетние узники смогли выжить в газовых камерах, при расстрелах в упор? Как сумели найти воду и раздобыть еду в вагонах для скота в период их «перегона» в места принудительного пребывания, Как убереглись от брюшного тифа и спасли своих младших братьев и сестер, хотя сами были детьми, обессилившими, но не сдающимися? Судьбы, опаленные войной — это настоящий подвиг выживания, сохранения человеческого лица и достоинства, не случайно медаль, вручаемая

ф

Эксперимент и инновации в школе. № 6, 2015

узникам фашизма, называется — «Непокорённые»! За годы второй мировой войны в концентрационных лагерях погибло свыше 1,8 миллиона детей, но дети гибнут и сегодня, как категория самых незащищенных на этой планете.

По данным международной организации объединенных наций (ООН), за последние несколько десятилетий прошлого века в результате разного рода конфликтных ситуаций было убито 2 миллиона детей. Более 1 миллиона — стали сиротами. Более 6 млн. детей были серьезно ранены или стали инвалидами. Более 10 млн. детей до сих пор испытывают последствия серьезных психологических травм, полученных вследствие социальных конфликтов [2]. Тысячи детей ежегодно становятся жертвами ДТП (дорожно-транспортных происшествий). Как сохранить детское поколение? Почему оставшись один на один с чрезвычайной ситуацией (ЧС) ребенок, как правило, «паникует» и не может действовать рационально, обеспечивая свою безопасность?

Причины такого поведения разнообразны, но в его основе, как правило, отсутствие в арсенале имеющихся механизмов у детей — собственной защиты. В основе решения данной проблемы — интеграция предметного содержания изучаемых курсов. Это комплекс — «Окружающий мир», «ОБЖ» (обеспечения безопасности жизнедеятельности), «Физическая культура», «Биология», «Медицина», «Физики», «Химия», «Экология».

Главная задача управления учителя ОБЖ и физической культуры — введение в содержание изучения экологических знаний, сопутствующих формированию интегративных мыслительных качеств, как способность к ориентации и выбору в условиях конкретных ЧС (чрезвычайных ситуаций), способность выживать. Научить искусству выживать в ситуации возможно, если отработанные до автоматизма необходимые действия в ЧС обеспечивают жизнь!

В качестве примера можно вспомнить маму ученика, попавшего в аварию. Подросток столкнулся на мотоцикле с легковым автомобилем, перелетел через него, его отбросила на 10 м вперед. Мама пришла поблагодарить за то, что знания, полученные на уроках, спасли юноше жизнь. В больнице сын, отделавшийся трещиной предплечья, сказал маме, что когда он «летел» по воздуху через машину, в его голове звучали слова учителя: «Сгруппироваться, опустить голову, закрыть ее руками, совершить кувырок...», повинуясь голосу и «на автомате» выполняя по команде многократно отработанные на уроках действия, он практически здоровым вышел из ЧП.

Под экстремальной ситуацией мы пониманием внезапное усложнение условий жизни и деятельности, которое приобрело для личности или группы особую значимость [3]. Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта, поэтому способность ребенка правильно выбрать поведенческий код (действия в ситуации) адекватно

прецеденту возможно, обеспечив на практике «проживание» им подобной жизненной ситуации.

Классификации экстремальных ситуаций разнообразны и хорошо освещены в различных источниках (Лебедев В.И., Смирнов А.Т., Черныш И.В. и др.). Решая вопросы экологизации содержания предметов ОБЖ и физкультуры, важным моментом является выявление факторов, обеспечивающих выживание в распространенных ЧС. Выжить в экстремальной ситуации возможно при оптимальном сочетании факторов, разделенных на четыре группы (табл.1).

Таблица

Факторы выживания в экстремальной ситуации

Группа факторов Факторы выживания

Антропологические Факторы физического и психического состояния человека, воля к жизни, психологическая подготовленность к перенесению невзгод и т.п.

Материально-технические Умение действовать в автономном существовании.

Природно-средовые Температура и влажность воздуха, ветер, осадки, солнечная радиация, возмущения электромагнитного поля. Физико-географические особенности района автономного существования: рельеф, фауна и флора, водоисточники, фотопериодизм (полярные день и ночь)

Экологические Тепловые и «холодовые» поражения, горная болезнь, отравления, вызванные употреблением в пищу ядовитых растений, ягод и животных; укусы ядовитых змей и пауков; неизбежные при недостатках снаряжения травмы; вызванные огромными психологическими нагрузками психические заболевания.

При возникновении экстремальной ситуации система «человек-природа» выходит из состояния равновесия, вернуться в которое возможно только включив механизм адаптации. Адаптационные реакции организма весьма разнообразны, поэтому у тренированного человека возвращение в устойчивое состояние происходит быстрее. В привычных экологических и социальных условиях, не требующих значительного нервно-психического напряжения, каких-либо значительных изменений в физиологическом и психологическом состоянии человека не происходит, регуляторные механизмы работают стабильно, такое состояние принимается как устойчивая адаптация и ассоциируется с понятиями нормы здоровья. Если же ресурсных возможностей организма недостаточно для поддержания стабильности, человек «входит» в состояние стресса. По этому поводу П. С. Граве и М. Р. Шнейд-ман пишут, что человек находится в адаптационном состоянии пока «его внутренний информационный запас соответствует информационному содержанию ситуации» [5]. В конкретных предметно-про-

странственных условиях (экологических, социальных, производственных) происходит адаптация на психологическом уровне. Такие ситуации требуют конструктивного подхода для решения.

Однозначно и то, что для выживания недостаточно только адаптивных способностей, необходимо еще и овладение системой знаний об экстремальных ситуациях различного типа и практическая подготовка по выходу из них, включающая следующее:

• изучение особенностей экстремальных ситуаций различного типа;

• определение порядка и отработка действий в конкретных ситуациях; поиск путей разрешения возникающих трудностей;

• отработка умений выполнять особые действия, адекватные специфике конкретных экстремальных ситуаций;

• приобретение в ходе тренировочных занятий по овладению специальными умениями и качествами, повышающими способность к успешному разрешению и выходу из специфической потенциально возможной жизненной ситуации;

• формирование повышенной экстремальной устойчивости, сводящей до минимума потери сил, здоровья, ресурсов при выходе из экстремальных ситуаций;

• развитие способности настойчиво, невзирая на трудности, реализовать свои намерения, наступательно преобразуя обстоятельства экстремальной ситуации и гибко управлять своим поведением;

Человек, попавший в экстремальную ситуацию, в первую очередь пытается устраниться от негативного воздействия, вернувшись в привычную обстановку, затратив при этом минимум сил и средств. Попав в ситуацию неизвестности (например, заблудился в лесу, потерялся в метро), возможно — военных действий, в ситуацию экономического кризиса или природного катаклизма, «субъект» начинает действовать по заранее заученному алгоритму, записанному на его «жестком диске» — в мозге. Отсутствие «записи» приводит к панике. В случае предварительной, заблаговременной подготовки действия последовательны и адекватны заученному механизму.

Алгоритм действия в нестандартной ситуации включает следующее:

Оценка происшедшего (угрожающего).

Осознание сущности проблемы.

Осмысление путей разрешения проблемы.

Выбор оптимального пути (личностное самоотрицание).

Реализация выбранного действия.

Результат.

Рефлексия (осознание ответственности).

Сложнейшим этапом для ребенка (как и для любого человека, попавшего в ЧС) является выбор

оптимального, приемлемого в данной ситуации решения.

Под принятием решения понимается выбор из множества возможных вариантов действий оптимального, обеспечивающего выход из ЧС с гарантией сохранения личной безопасности. Приобрести умение произвести быстрый выбор пути в ходе разрешения проблемы, основанный на личностном самоотрицании, необходимо научиться преодолению боязни взять на себя ответственность за принятое решение. Отработка навыка принятия решений возможна в игровых практико-ориентированных ситуациях, методически правильно выстроенных адекватно алгоритму действия в ЧС, направленных на формирование необходимого поведения.

В соответствии с правильным поведенческим кодом учителем разрабатывается структура заданий, которые предлагаются учащимся для поиска решения на практических занятиях. Отработка действий, основанных на грамотной оценке ЧС и прогнозе ее возможного развития и последствий, несомненно, повысят шансы на выживание человека.

Примеры чрезвычайных ситуаций для поиска решений и отработки действий на уроках.

ЧС №1. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила, что распространение вируса Эбола в Западной Африке представляет собой угрозу международного значения. Вспышка лихорадки, которая привела к гибели почти тысячи человек, является чрезвычайной ситуацией и несет риск для здоровья населения в других государствах. Для борьбы с эпидемией требуется сотрудничество всего мирового сообщества. Любой человек, который, предположительно, болен, должен быть немедленно изолирован и содержаться в изоляции в течение 30 дней. Именно столько времени, по данным врачей, заболевший человек остается заразным, пишет Reuters [3,5]. Учитывая, что вирус передаётся воздушно-капельным и контактно-бытовым путём, предложите пути предотвращения возможности заражения и вспышки эпидемии.

ЧС №2. Вы с семьей движетесь в автомобиле по шоссе. Неожиданно грунт, подмытый дождями, на дороге проседает под вашим автомобилем, и вы оказывается в кратере образовавшейся ямы. Ваши действия? Предложите пути профилактики подобных явлений.

ЧС №3. Семья отдыхает в отеле. Мама делает массаж в спа-центре на нижнем этаже отеля, дети ждут ее в вестибюле. Отец находится в номере. Сообщается, что на 5 этаже отеля, где расположен номер данной семьи, произошел взрыв баллона с хлором. Начинается эвакуация отдыхающих из отеля. Каковы действия членов семьи?

ЧС №4. Ученик работает на пришкольном участке. Его ужалила пчела. Состояние ученика ухудшается на глазах... Каковы ваши действия?

ЧС №5. Фермер, чьи поля расположены выше по течению реки, чем рыбное хозяйство, внес повы-

Ф

шенную дозу удобрений в поля. Спустя некоторое время в рыбхозе произошёл тотальный замор рыбы в прудах, расположенных ниже фермерских полей по течению. Объясните причину массовой гибели рыб, описав миграцию веществ в экосистеме. Опишите ваши действия в роли руководителя рыбного хозяйства.

Системное выполнение учебных практико-ориентированных заданий, включение учащихся в условия ролевых игр обеспечивает развитие навыков экологического мышления и как результат образовательной деятельности — формирования необходимого уровня экологической культуры.

Человек является единицей интеллектуального ресурса общественного сознания, поэтому он обязан в процессе хозяйственной деятельности обеспечить сохранение безопасных условий собственного пребывания на планете. Совершенствуя свои психофизические качества (выносливость, сила и ловкость, быстрота, мгновенная реакция) человек должен учиться жить в изменяющемся мире. Развивая адаптивные возможности с целью сохранения своей жизни и здоровья, человек обеспечивает как способность к личному выживанию, так и 'эмоциональное равновесие близких людей, включая и психологический комфорт жизни в среде сверстников. Человек, учитывая историческую сущность и общественную принадлежность к определенной

эпохе, должен обладать социальной зрелостью, нравственно-этическими нормами строительства системы отношений на разных уровнях (с собой, с человеком, с людьми, с природой, техникой и т. д.), Экологическая культура и ее высокий уровень обеспечивают выживание человечества. Правильный поведенческий код, механизмы противодействия способствуют предотвращению гибели человека как вида и сохранению человеческой цивилизации в целом.

Литература

1. Гурьев С.В. Использование компьютера в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 5.С.52-58.

2 Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.—431 с.

3. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007,— 276 с.

4. Харченко И.В. Организация и проведение интерактивных игр в школе как средство профилактики компьютерной зависимости учащихся. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5. С. 68-71.

5. Черныш И.В. Энциклопедия выживания DJVU. Издательство: Айрис-пресс, 2002. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.