Научная статья на тему 'Экспертная оценка координационных способностей, профессионально-значимых для бакалавров экономического профиля'

Экспертная оценка координационных способностей, профессионально-значимых для бакалавров экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
219
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТУДЕНТКИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / СЕРДЕЧНОСОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / COORDINATION ABILITIES / FEMALE STUDENTS / SPECIAL MEDICAL GROUP / CARDIOVASCULAR DECEASES / SCIENTIFIC ASSESSMENT / ECONOMIC SPETIALIZATION PROFESSIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Григорьева Светлана Аркадьевна

В статье приведены результаты экспертизы по определению профессионально значимых координационных способностей для бакалавров экономического профиля, выявление которых необходимо для разработки методики их совершенствования в процессе физического воспитания студенток специальной медицинской группы, имеющих заболевания сердечнососудистой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Григорьева Светлана Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expert assessment of the coordination abilities considered to be professionally significant for the bachelors with economic specialization

The article contains the expertise results of the professionally significant abilities for the bachelors with economic specialization. The revelation of these abilities is necessary for the development of methodology for its improving within the physical education process for the special medical group female students with deceases of cardiovascular system.

Текст научной работы на тему «Экспертная оценка координационных способностей, профессионально-значимых для бакалавров экономического профиля»

«Физическая культура» I М-во образования Рос. Федерации. - М. : [б.и.], 2000. - 35 с.

10. Раевский, Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов : учеб. пособие I Р.Т. Раевский. - М. : Высшая школа, 1985. - 136 с.

11. Стефановский, М.В. Организация комплексного контроля в системе физического воспитания студентов вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук I Стефановский М.В. ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 2009. - 22 с.

12. Туревский, И. М. Структура психофизической подготовленности человека I И.М. Туревский. - Тула : [б.и.], 1997. - 200 с.

Контактная информация: lightave@mail.ru

УДК 796.011

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ПРОФИЛЯ

Светлана Аркадьевна Григорьева, доцент,

Кемеровский институт (филиал), Российский государственный торгово-экономический университет (Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ)

Аннотация

В статье приведены результаты экспертизы по определению профессионально значимых координационных способностей для бакалавров экономического профиля, выявление которых необходимо для разработки методики их совершенствования в процессе физического воспитания студенток специальной медицинской группы, имеющих заболевания сердечнососудистой системы.

Ключевые слова: координационные способности, студентки, специальная медицинская группа, сердечнососудистые заболевания, экспертная оценка, специальности экономического профиля.

EXPERT ASSESSMENT OF THE COORDINATION ABILITIES CONSIDERED TO BE PROFESSIONALLY SIGNIFICANT FOR THE BACHELORS WITH ECONOMIC

SPECIALIZATION

Svetlana Arkadevna Grigorieva, the senior lecturer,

Kemerovo Branch, Russian State University of Trade and Economy

Annotation

The article contains the expertise results of the professionally significant abilities for the bachelors with economic specialization. The revelation of these abilities is necessary for the development of methodology for its improving within the physical education process for the special medical group female students with deceases of cardiovascular system.

Keywords: coordination abilities, female students, special medical group, cardiovascular deceases, scientific assessment, economic spetialization professions.

В условиях перехода на уровневую систему образования в высших учебных заведениях, одним из ключевых требований подготовки бакалавров экономики (080100) является направленность учебного процесса на формирование у студентов профессиональных и общекультурных компетенций, в том числе компетентностей по вопросам физической культуры [10]. В научной литературе имеются сведения, что 14,8% будущих экономистов испытывают дефицит инструментальных и практических навыков, которые могли бы обеспечить им конкурентоспособность на рынке труда [8].

Специалисты отмечают, что в вузах страны с каждым годом растёт число студентов специальной медицинской группы. Медицинский осмотр (2008-2010 г.г.) показал, что к специальной медицинской группе в Кемеровском институте (филиал) РГТЭУ относятся

26,7% студенток, обучающихся специальностям экономического профиля, среди них 56, % имеют сердечнососудистые заболевания. Анкетный опрос выявил, что к специальной медицинской группе, 22,5% студенток относилось с 1-4 класса; с 5-7 класса - 57,8%, с 811 класса - 12,7%, после медосмотра в вузе - 7,5 %; при этом, 69% первокурсниц не занимались физической культурой в школе, так как были освобождены или часто болели; 21% занимались иногда; занимались систематически - 11%. Следует предположить, что наличие заболевания, низкий уровень двигательной активности и отсутствие постоянных физических нагрузок негативно отражаются на физической подготовленности студенток, что и подтверждают результаты тестирования физической подготовленности студенток [2, 7].

Для студенток специальной медицинской группы, имеющих сердечнососудистые заболевания, проблема физической и координационной подготовки является особо актуальной, так как профессиональные требования к будущему бакалавру экономического профиля едины для всех выпускников вуза и не учитывают уровень индивидуального здоровья. Следует отметить, что проведённые исследования учёных выявили возрастающую тенденцию мотивации студентов на профессиональную карьеру: в 2003 году желание достичь должности руководителя отметили 64,2%, а в 2007 - 70,2% опрошенных студентов [3]. В связи с этим, следует, что студентки, имеющие отклонения в состоянии здоровья, испытывают потребность в развитии и совершенствовании физических кондиций и координационных способностей (КС), необходимых в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Двигательные координации - один из наиболее существенных составных элементов физической подготовки, основу которых составляют «координационные способности

- возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия» [4]. Уровень развития координационных способностей является предметом пристального внимания и серьёзной заботы специалистов физической культуры [1,5]. Учёные, объединяя целый ряд двигательных способностей, относящихся к координации движений, подразделяют их как общие, специальные и специфические. К общим (базовым) координационным способностям относятся: 1) способность к сохранению равновесия; 2) реагирующая способность; 3) кинестетические способности, разновидностями которых являются способность к дифференцированию, точности воспроизведения, отмеривания пространственных, силовых и временных параметров движения; 4) способность к ориентации в пространстве; 5) способность к ритму; 6) способность к произвольному расслаблению мышц и дыханию; 7) способность к переключению двигательной деятельности [11,12]. К специфическим или специальным, относятся координационные способности, необходимые в направленном виде деятельности (спорт, профессия). Отмечено, что проявление различных координационных способностей взаимосвязано и взаимозависимо от возраста; сенситивных периодов развития; уровня развития физических кондиций; степени овладения двигательными умениями и навыками; способности к точному анализу движений; функций двигательного, слухового и зрительного анализатора и развития базовых координационных способностей.

Профессиональная деятельность экономистов, финансистов, бухгалтеров, аудиторов, логистов и других специалистов экономической сферы, сопряжена с различными видами взаимодействий: «человек - человек», «человек-знак», «человек- машина», что требует от будущих бакалавров экономического профиля развития и совершенствования специфических координационных способностей.

Одной из частных задач нашего исследования являлось определение координационных способностей, профессионально значимых для будущих бакалавров экономического профиля, необходимых для развития и совершенствования у студенток, имеющих сердечнососудистые заболевания. В связи с тем, что выделение объективно значимых координационных способностей в профессиональной деятельности бакалавров экономического профиля, представляло определённую трудность, мы решили использовать метод экспертных оценок [6,9]. К работе в экспертной группе были привлечены высокопрофессиональные и опытные специалисты экономической сферы (т=12), из них 2 доктора и 10

кандидатов экономических наук, средний стаж профессиональной деятельности которых составил 30,8 лет. Перед сформированной группой экспертов стояли задачи:

1. Оценить и выделить координационные способности, необходимые в активной трудовой деятельности специалистов экономического профиля.

2. Проранжировать выделенные координационные способности как «профессионально значимые» для будущих бакалавров экономического профиля.

Координационные способности, необходимые в активной жизнедеятельности, эксперты оценивали по пятибалльной шкале: 5 - очень высокое значение, 4 - высокое значение, 3 - среднее значение, 2 - низкое значение, 1 - очень низкое значение. Согласованность мнений экспертов определялась по коэффициенту конкордации [9].

Проведённое открытое анкетирование позволило определить координационные способности, необходимые в активной жизнедеятельности специалистов экономического профиля ^=1): 1) кинестетические способности, 2) реагирующая способность, 3) ритмическая способность, 4) способность к ориентации в пространстве, 5) способность к переключению двигательной деятельности, 6) способность к сохранению равновесия.

На следующем этапе экспертам предлагалось выделить координационные способности как «профессионально значимые» и выставить им ранговое место. Далее на основе оценок экспертов была выстроена ранговая структура координационных способностей, профессионально значимых для будущих бакалавров экономического профиля (таблица) ^=0,862).

Таблица

Ранговая структура координационных способностей, профессионально значимых

для будущих бакалавров экономического профиля

Значимость (ранговое место) Профессионально значимые КС для бакалавров экономического профиля Сумма рангов

1 Кинестетические способности к дифференцированию временных, силовых и пространственных параметров движения; 19

2 Способность к проявлению реакции после действия зрительного раздражителя 27

3 Ритмическая способность (усвоение темпо-ритмовой структуры и техники движений) 36

4. Способность к переключению двигательной деятельности при меняющихся условиях 56

5 Способность к сохранению статического равновесия 81

ВЫВОДЫ

1. Метод экспертных оценок позволил выделить следующие координационные способности, как профессионально значимые для будущих бакалавров экономического профиля:

- кинестетические способности к дифференцированию временных, силовых и пространственных параметров движения;

- способность к проявлению реакции после действия зрительного раздражителя;

- способность к ритму, усвоению темпо-ритмовой структуры и техники выполняемого двигательного действия (частота движений);

- способность к переключению двигательной деятельности при меняющихся условиях;

- способность к сохранению равновесия.

2. Определение координационных способностей, профессионально значимых для будущих бакалавров экономического профиля предоставило возможность разработать методику их совершенствования на основе использования средств и методов физической культуры, не противопоказанных к применению в процессе физического воспитания для

студенток, имеющих сердечнососудистые заболевания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горская, И.Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников с различным состоянием здоровья : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Горская И.Ю. - Омск, 2001. - 46 с.

2. Голомолзина, В.П. Влияние нагрузок различной направленности на физическое состояние и заболеваемость студенток специальной медицинской группы / В.П. Голомолзина, С.П. Левушкин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008.

- № 6. - С. 24-28.

3. Закревская, Н.Г. Ценностный подход к образу жизни современных студентов / Н.Г.Закревская //Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 8 (54).

- С. 55-59.

4. Лях, В.И. Координационные способности : диагностика и развитие / В.И. Лях.

- М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

5. Назаренко, Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л. Д. Назаренко. - М. : Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2003. - 259 с.

6. Попков, В. Н. Научно-исследовательская деятельность : учебное пособие / В. Н. Попков ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2007. - ХХ с.

7. Румба, О.Г. Коррекция функционального состояния сердечно-сосудистой системы студенток специальной медицинской группы с помощью дозированной ходьбы / О.Г. Румба, А. А. Горелов, Н.В. Балышева // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 42-48.

8. Селиверстова, О.В. Представления студентов и работодателей о смысле выбранной профессии будущего экономиста в процессе профессиональной социализации в вузе / О.В. Селиверстова // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 1. - С. 53-55.

9. Спортивная метрология : учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. В.М. За-циорского. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 256 с. : ил.

10. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.А. Чистяков, Ким Джон Кил, Д.Н. Давиденко, В.И. Григорьев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011.

- № 1 (71). - С. 35-41.

11. Blume, D.-D. Zu einugen wesentlichen theortischen Grundpositionenur die Untersuchung der koordinativen Fahigkeiten / D.-D. Blume // Theorie und Praxis der Korperkultur. - 1978. - N 1. - S. 29-36.

12. Hirtz, P. Koordinative Fahigkeiten / Р. Hirtz // Trainingswissenscaft. - Berlin : Sportverlag, 1994. - S. 137- 145.

Контактная информация: grigoreva@kemcity.ru

УДК 615.825

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОТБОРУ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ТЕЧЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ

Ольга Андреевна Гусева, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова (СПбГМУ им. академика И.П. Павлова)

Аннотация

В работе представлены результаты комплексного обследования 50 беременных женщин. Разработанная методика подготовки к родам в процентном соотношении показала, что роды прошли более благополучно у женщин, занимавшихся акватренингом. Сделан вывод, что акватренинг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.