Научная статья на тему 'Экспертиза и анализ инновационного потенциала региона как средство формирования благоприятного инвестиционного климата (на примере Тюмени и Тюменской области)'

Экспертиза и анализ инновационного потенциала региона как средство формирования благоприятного инвестиционного климата (на примере Тюмени и Тюменской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зюбан Е. В.

В статье изложены классификации инноваций, рассмотрено регулирование инвестиционной деятельностью на региональном уровне (на пример Тюмени и Тюменской области), выявлены и описаны проблемы в развитии инновационной деятельности среди субъектов Российской Федерации; предложен основной, по мнению автора, комплекс научных и организационно-технических мероприятий для успешной реализации региональной инновационной политики по формированию инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зюбан Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспертиза и анализ инновационного потенциала региона как средство формирования благоприятного инвестиционного климата (на примере Тюмени и Тюменской области)»

Список литературы:

1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 N 127-ФЗ (принят ГД ФС РФ 27.09.02, действующая редакция от 03.08.13).

2. Любушин Н.П. Анализ методов и моделей оценки финансовой устойчивости организаций // Журнал «Экономический анализ». - 2010. - № 1 (166).

3. Большаков А.С. Антикризисное управление: финансовый аспект // Новое в гуманитарных науках. - СПб.: СПбГУП, 2005. - Вып. 16.(

4. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».

ЭКСПЕРТИЗА И АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНИ И ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

© Зюбан Е.В.*

Тюменский государственный университет, г. Тюмень

В статье изложены классификации инноваций, рассмотрено регулирование инвестиционной деятельностью на региональном уровне (на пример Тюмени и Тюменской области), выявлены и описаны проблемы в развитии инновационной деятельности среди субъектов Российской Федерации; предложен основной, по мнению автора, комплекс научных и организационно-технических мероприятий для успешной реализации региональной инновационной политики по формированию инновационной экономики.

Ключевые слова: инвестиционный климат, инновации, инновационный процесс.

Инновация в современных условиях понимается как нововведение, создание и применение (внедрение) нового или усовершенствованного продукта (технологического процесса, социальной практики, услуги и т.п.), обеспечивающего более высокую по сравнению с предыдущим (ранее использовавшимся) продуктом прибыль, экономию затрат, издержек и/или общественную пользу. Инновация даст экономический эффект лишь при оптимальном сочетании совокупности экономических, юридических, технических, рыночных факторов и др. факторов, степень проявления и взаимодействия

* Доцент кафедры Учета, анализа и аудита.

которых, как справедливо отмечают в литературе, чрезвычайно сложно прогнозировать [2].

В этом смысле значительно точнее может быть оценен инновационный потенциал предприятия (региона). В России (СССР) потенциал развития традиционно рассматривался как ресурсно-сырьевой и природно-географи-ческий и оценивался как высокий. Отсюда сформировалось и понятие инновационного потенциала как совокупности различных видов ресурсов. В то же время, наличие ресурса не является пусковым механизмом к его инновационному применению и не запускает механизм инновационного развития. Таким образом, из инновационного потенциала не обязательно следует инновационный результат.

Опыт развития отечественной экономики, особенно на примерах ресурсных регионов (включая Тюменскую область), показывает, что просто наличия запасов углеводородов, иных ресурсов, для инновационного развития недостаточно. Более того, именно они порождают т.н. ресурсное проклятие, усугубляя институциональную отсталость. Отсюда справедливый вывод о том, что в странах, богатых ресурсами, политика стимулирования роста далека от совершенства» [11].

Таким образом, потенциал инновационного развития (в российском понимании), особенно в его ресурсной части и особенно - в монопродуктовых регионах, является не столько основой, сколько тормозом по-настоящему инновационного развития.

В начале 2000-х годов Тюменская область по оценкам исследователей по уровню инновационного потенциала входила в первый кластер - группу «инновационных лидеров», регионов, с высоким уровнем инновационной активности, наряду с Самарской областью и Москвой [1].

Наличие в регионе инфраструктуры и среды, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей населения, а также функционирование организаций, занятых научной деятельностью рассматривались исследователями как факторы формирования нового инновационного контура экономики на Юге Тюменской области [3]. В то же время по официальной статистике численность персонала, занятого в Тюменской области исследованиями и разработками в 1995-2005 гг. снизилась с 5077 до 3121 человека. При этом в государственном секторе и в сфере высшего образования, отмечался прирост кадров 1,2 %, тогда как в предпринимательском секторе - наоборот спад на 28,7 % [6-7]. Показательно, что сокращение интеллектуальных ресурсов произошло в частном секторе, наиболее восприимчивом к инновациям.

Динамика числа организаций, выполнявших НИОКР с 1990-х гг. также демонстрировала рост научно-исследовательских организаций и вузов, тогда как доля всех остальных устойчиво сокращалась. Показатели результативности деятельности организаций, занимающихся НИОКР, свидетельствовали о снижении результативности инновационной деятельности на фоне

укрупнения организаций ею занимавшихся. Полагаем, что значительный количественный научный потенциал не означал его инновационного качества. Отсюда сокращение вполне закономерно и оправдано. Исследователи, применительно к российскому Северу, справедливо отметили, что солидный потенциал фундаментальной, прикладной и экспериментальной науки, является конкурентным преимуществом региона, но условиях рыночной экономики автоматически сам по себе он уже не приносит дивидендов [8]. Это характерно и для России в целом. Европейские эксперты в 2007 г. на основе «индикатора инновационного выпуска» (IOI, innovation output indicator), не выявили ни одной российской инновации, которая соответствовала бы европейским критериям [4].

Сложно представить, чтобы экономика отдельного российского региона развивалась инновационно, тогда как остальные - «по старинке». Таким образом, в сфере инновационной деятельности складывается новая структура её реализации. Все большую долю занимает внедрение иностранных и отечественных разработок, полученных за пределами региона (Тюменской области), но адекватно, действительно инновационно примененных и эффективно работающих. Растущую в этом плане тенденцию инновационной активности в регионе, наметившуюся с наступлением социально-экономической стабилизации, прервал кризис, в период которого стояли иные задачи.

В процессе преодоления последствий кризиса в 2010 г. в экономике Тюменской области шел восстановительный рост. Индекс промышленного производства достиг 128,2 % (в среднем по России - 108,2 %), в том числе в ресурсодобывающем секторе - 160,7 %, в обрабатывающих производствах -121,7 % [9]. В первом полугодии 2011 г. индекс промышленного производства составил 121,2 % (в среднем по РФ - 105,3 %). Добыча нефти достигла 3 млн. т. (+26,1 % к 2010 г.) [10]. По мнению губернатора области, к концу 2010 г. «четко сформировалась» инфраструктура государственной поддержки малого предпринимательства в регионе [12].

По разным оценкам в Тюменской области до 10 % населения являются «активными инноваторами», при этом, среди наиболее активной части населения - ИТР, госслужащих, менеджеров среднего звена - таких более 15 %, среди руководителей госпредприятий, акционерных обществ - более 30 %, среди предпринимателей - более 35 %.

Приведенные показатели свидетельствуют о наличии потенциала для инициативного роста. После кризиса он активно стимулируется на основе системного подхода. Региональная инновационная система Тюменской области сочетает различные типы и разновидности финансовых и нефинансовых институтов развития. В 2008 г. был открыт и в 2009 г. начал работу Западно-Сибирский инновационный центр (технопарк), где малые инновационные компании получают консалтинговые услуги, содействие в продвижении проектов и продуктов, имущественную поддержку.

В области проходят консультативные встречи со студентами по вопросам форм поддержки их идей и проектов. В вузах заработали инновационно-технологические центры. В 2010 г. было открыто региональное представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Официальный партнер Фонда посевных инвестиций ОАО «Российская венчурная компания», идет сотрудничество с венчурными фондами.

Сотрудничество с вузами ведется через содействие в создании хозяйственных обществ (Федеральный закон № 217-ФЗ). В 2010 г. вузами области было создано 26 малых инновационных предприятий.

В 2010 г. для реализации инновационных проектов, помимо средств областного бюджета, привлекались и федеральные средства (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере). Важно, что до 80 % средств на развитие инновационных проектов были получены из частного сектора.

В 2010 г. в рамках реализации программы «УМ.Н.И.К.», предполагающей конкурсный отбор проектов, получили финансирование 17 проектов молодых ученых на сумму 4,7 млн. руб. По программе СТАРТ в 2010 г. профинансирован один проект (1 млн. руб.). В 2011 г. эти программы продолжают отбор победителей по пяти направлениям: биотехнология, информационные технологии, медицина и фармакология, химия, новые материалы, химические технологии. На воплощение своего проекта победитель на два года получит финансирование в размере 400 тыс. руб.

Исходя из того, что инновационный потенциал мы определяем как оптимальную совокупность экономических, юридических, технических, рыночных и др. факторов определяющих способность отраслей (регионов) разрабатывать, производить продукцию (услуги), превосходящую современный уровень в Тюменской области его уровень представляется благоприятным для формирования благоприятного инвестиционного климата.

При этом необходимо обратить внимание на ряд особенностей1:

- инновационный потенциал Тюменской области (до 80 % инновационно-активных предприятий и организаций) сконцентрирован преимущественно на юге региона.

- инновационные НИОКР наиболее часто ведутся и реализуются реализуются в нефтегазовой отрасли;

- основная доля финансирования инновации идет от предприятий и организаций Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов;

1 На большую часть выделенных особенностей исследователи уже обращали внимание [5]. Их устойчивость свидетельствует о том, что потенциал по большей части все же остается потенциалом, далеко не в полной мере воплощаясь в реальные достижения.

- динамику инновационной активности в области нельзя назвать стабильно положительной, а доля инновационно-активных предприятий в реальном секторе не превышает 5 %.

Список литературы:

1. Агкацева И. Э. Статистическое исследование инновационного потенциала Российской Федерации: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.12. - М., 2004. -С. 152.

2. Джолдасбаева Г.К. Инновация как основной фактор повышения эффективности производства // Бизнес Путеводитель. - 2006. - № 6.

3. Ефимова Г.З. Научно-интеллектуальный потенциал населения Юга Тюменской области и условия его реализации.

4. Менш Г.О. Выступление на XI Международном Экономическом Форуме (Санкт-Петербург, 8-11 июня 2007 г.). Менш Герхард Отто - Председатель Международной Лиги стратегического управления, оценки и учета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russtrategy.ru.

5. Мухамедшина Е.В. Оценка инновационного потенциала Тюменского региона // Вестник кибернетики. - 2005. - № 4.

6. Наука и инновации в Тюменской области (1998-2003): стат. сб. / Тюменский областной комитет госстатистики. - Тюмень, 2004. - С. 38.

7. Наука и инновации в Тюменской области (2001-2005): стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Тюмень, 2006. - С. 41.

8. Новиков Ю.С., Новиков Д.М. Возможности и проблемы перехода к инновационному развитию региональной экономики в условиях рыночных преобразований/ / Конкурентоспособность и риски развития экономики Севера: материалы IV северного социально-экологического конгресса «Северное измерение глобальных проблем: первые итоги Международного полярного года» (Сыктывкар, 27-28 марта 2008 г.). - Сыктывкар, 2009. - С. 173.

9. Основные итоги социально-экономического развития Тюменской области (без автономных округов) в 2010 г. [Электронный ресурс] // Официальный портал органов государственной власти Тюменской области. Режим доступа: http://www.admtyumen.ru.

10. Основные итоги социально-экономического развития Тюменской области (без автономных округов) в первом полугодии 2011 г. [Электронный ресурс] // Официальный портал органов государственной власти Тюменской области. - Режим доступа: http://www.admtyumen.ru.

11. Полтерович В., Попов В., Тонис А. Механизмы ресурсного проклятия и экономическая политика // Вопросы экономики. - 2007. - № 6. - С. 26.

12. Послание Губернатора Тюменской области В.В. Якушева областной Думе «О положении дел в Тюменской области» 2010 г. [Электронный ресурс] // Оф. портал органов гос. власти Тюменской области. - Режим доступа: http://www.admtyumen.ru (дата обращения 20.09.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.