Научная статья на тему 'Экспериментирование как средство формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста'

Экспериментирование как средство формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2670
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментирование как средство формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольная педагогика

101

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Линник Н.В.* *, Ревина Н.А.*

Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск

Актуальной проблемой современного дошкольного образования является использование различных видов исследовательской деятельности, в том числе экспериментирования. Несмотря на наличие методических рекомендаций к организации экспериментирования, практически не разработано их содержание для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Проведённая опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность серии образовательных ситуаций с использованием экспериментирования для формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, технология исследовательской деятельности в ДОУ, организация экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста.

Современное дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать формированию субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира. Исследователи такие как, А.В. Белошистая, Л.Н. Вахрушева, Л.С. Метлина, А.М. Леушина, обратили внимание на поиск новых приемов, методов и средств формирования элементарных математических представлений, которые способствовали бы общему умственному развитию дошкольников, а так же развитию способности самостоятельно и творчески мыслить, формированию исследовательской, поисковой и познавательной активности.

Основы экспериментальной деятельности разрабатывали А.Н. Поддъя-ков, Л.Н. Прохорова, Г.П. Тугушева и другие. Следует отметить, что вопрос об использовании экспериментирования в процессе предматематической подготовки детей практически не рассматривался. В детском саду на занятиях по математике педагоги лишь эпизодически используют экспериментирование как средство ознакомления детей с величиной. Вместе с тем. федеральный государственный стандарт дошкольного образования рекоменду-

* Доцент кафедры Педагогики и психологии детства, кандидат педагогических наук.

* Выпускник 2015 года Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета.

102

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

ет включать экспериментирование в различные виды познавательной деятельности, в том числе связанные с освоением дошкольником свойств и отношений величин [2].

Детская исследовательская деятельность - это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.

Исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий [7, с. 45]. В основе исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста лежит исследовательская поисковая активность, которая являясь его естественным состоянием, порождает исследовательское поведение, создает условия для того чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. В соответствии с психологическими основами исследовательской деятельности необходимо организовывать деятельность ребенка таким образом, чтобы она способствовала открытию знания самим ребенком через творческий, исследовательский поиск, основными составляющими которого являются: выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдение, опыты, эксперименты, а так же сделанные на их основе суждения и умозаключения [7, с. 48].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность способствует развитию познавательных потребностей; облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; способствует исследовательских умений дошкольника.

Включение различных видов исследовательской деятельности, в том числе экспериментирования, имеет большое значение при обучении математике старших дошкольников, позволяет повысить уровень познавательной активности и творческий потенциал детей, реализовать ряд образовательных, развивающих и воспитательных задач.

По мнению Е.О. Смирновой, детское экспериментирование является типом мышления, которое представляет собой единство наглядно-действенно -го и наглядно-образного мышления, и направленное на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей. Поддьяков Н.Н., Новоселова С.Л. рассматривают экспериментирование как вид поисковой активности ребенка [1]. Лисина М.И. рассматривает экспериментирование как вид исследовательского поведения, а Хабарова В.Н. как тип исследования дошкольника [7].

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентиро-

Дошкольная педагогика

103

вочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта [4, с. 4].

Обеспечение определенных условий в процессе экспериментирования, а именно: создание проблемной ситуации, наличие игровой мотивации, игрового сюжета, косвенное направление деятельности детей со стороны взрослого, предоставление разнообразного материала для экспериментирования -все это обуславливает эффективное усвоение представлений об окружающем [1].

Величина предмета - это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди однородных предметов. Величина является свойством предмета, воспринимаемым различными анализаторами: зрительным, тактильным и двигательным. При этом чаще всего величина предмета воспринимается одновременно несколькими анализаторами: зрительно-двигательным, тактильно-двигательным и т.д. [6].

Восприятие величины детьми дошкольного возраста осуществляется на сенсорной основе и опосредуется мышлением и речью и зависит от опыта практического оперирования предметами, развитие глазомера, мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза и др. [6].

Леушина А.М. ставит следующие задачи по формированию представлений о величине у детей старшей группы детского сада: уточнять представления об измерениях протяженности предметов по длине, ширине, высоте, толщине, приучая детей правильно отображать эти умения в речи. Развивать глазомер детей, учить на глаз определять длину или толщину палки, ширину ленты, высоту забора, дерева, оценивая воспринимаемые размер путем сопоставления с длиной известных ребенку предметов или отрезков (толщиной с палец, высотой с человека, тонкая как нитка, и т.д.) [3, с. 214].

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 91 г. Петрозаводска в 2015 году. Для выявления представлений о величине и умений экспериментировать была использована «Диагностика исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования» (Т.И. Бабаева, О.В. Киреевой) и «Методика выявления сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» (Т.И. Ерофеева) [5].

Качественный анализ результатов диагностики показал, что большинство детей 6-го года жизни принимали исследовательскую задачу, проявляли интерес к проблемным ситуациям, но совершали непоследовательные, хаотичные пробы. Без последовательной помощи воспитателя дошкольники самостоятельно не могли достичь результата, а также затруднялись делать выводы. Большая часть детей имела низкий уровень сформированности представлений о величине. У детей возникали трудности при выявлении вели-

104

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

чины как признака предмета, а также при различении и назывании величины предмета.

Исходя из полученных данных была разработана и апробирована серия образовательных ситуаций с использованием экспериментирования по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста. Серия образовательных ситуаций с использованием экспериментирования включала 2 блока.

В первый блок серии входили образовательные ситуации с использованием экспериментирования, включающие упражнения с условной меркой: «Пластилиновые колбаски», «Бантики», «Кто к нам пришёл?», «Строим поезд» и другие. Так в образовательной ситуации «Цветы» целью являлось закрепление умения детей измерять протяженные объекты условной меркой. Детям было предложено поэкспериментировать с условной меркой (полоска, карандаш) для измерения длины растений и распределения их по порядку. Аналогично проводились ситуации с лентами, пластилином и т.д.

Второй блок серии включал образовательные ситуации с использованием экспериментирования, основанные на сравнении предметов по величине на глаз: «Орехи», «Измерь дорожки шагами», «Сложи дощечки», «Сказочные персонажи» и другие.

В образовательной ситуации: «Длинный - короткий» целью стало обучение детей подбирать и сравнивать предметы по величине на глаз. Собираясь с детьми на прогулку, мы предложили им сравнить свои шарфики. Ребята отвечали на такие вопросы: «Как вы считаете у кого шарф длиннее? Почему? А как вы это решили? А что нужно сделать, что бы узнать у кого шарф длиннее?». Затем ребята высказывали свои предположения и выбирали наиболее эффективный способ проверки гипотезы.

В процессе экспериментирования дети активно включались в работу, задавали вопросы, высказывали предположения и проверяли их.

Результаты повторной диагностики позволили сделать вывод о положительной динамике в процессе формирования представлений о величине посредством экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста.

Дети научились измерять условной меркой, называть величину, выстраивать ряд предметов по величине и сравнивать по высоте, ширине и длине. У многих детей появился интерес к экспериментированию, который они реализовывали и в самостоятельной деятельности. Ребята стали активнее высказываться, выдвигать предположения, сотрудничать друг с другом, обсуждать и делать развернутые выводы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанная серия образовательных ситуаций с использованием экспериментирования способствовала формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольная педагогика

105

Список литературы:

1. Вахрушева Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста / Л.Н. Вахрушева. - М.: ФОРУМ, 2011.

2. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций / Сост. Н.В. Нищева. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

3. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. - М., 2004.

5. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников / З.А. Михайлова [и др.]. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

6. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие / под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.

7. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.