Научная статья на тему 'Экспериментальные предпосылки разработки методики обучения плаванию студентов с признаками водобоязни'

Экспериментальные предпосылки разработки методики обучения плаванию студентов с признаками водобоязни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗА / СТУДЕНТЫ С ПРИЗНАКАМИ ВОДОБОЯЗНИ / SWIMMING TRAINING OF STUDENTS OF HIGH SCHOOL STUDENTS WITH SYMPTOMS OF RAHIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбурина Мария Валерьевна, Кашмина Екатерина Олеговна, Симонова Татьяна Александровна, Варфоломеева Елена Андреевна

Увеличение студентов с признаками водобоязни среди неумеющих плавать приводит к затруднению освоения ими учебного материала, что требует разработки новых методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байбурина Мария Валерьевна, Кашмина Екатерина Олеговна, Симонова Татьяна Александровна, Варфоломеева Елена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL DESIGN BACKGROUND METHOD OF SWIMMING TRAINING STUDENTS WITH SIGNS OF RABIES

The increase in students with symptoms of rahies among non-swimmers leads to difficulty mastering of educational material that requires the development of new techniques.

Текст научной работы на тему «Экспериментальные предпосылки разработки методики обучения плаванию студентов с признаками водобоязни»

УДК 796.011.3

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ С ПРИЗНАКАМИ ВОДОБОЯЗНИ

М.В. Байбурина, Е.О. Кашмина, Т. А. Симонова, Е.А. Варфоломееева

Увеличение студентов с признаками водобоязни среди неумеющих плавать приводит к затруднению освоения ими учебного материала, что требует разработки новых методик.

Ключевые слова: обучение плаванию студентов вуза, студенты с признаками водобоязни.

Плавание является уникальным видом двигательной активности, имеет высокую оздоровительную, прикладную и спортивную ценность. Ему отводится важное место в образовательных программах по физическому воспитанию в вузах. Переход к рыночной экономике при предоставлении физкультурно-оздоровительных услуг населению приводит к тому, что выпускники общеобразовательных школ слабо владеют жизненно важным навыком плавания. Уровень плавательной подготовленности студентов весьма невысок, большая часть поступивших не владеет техникой спортивных способов. В последнее время отмечается тенденция увеличения студентов (от 10 до 40 %), не умеющих даже держаться на воде [1, 3]. Для многих из них отсутствие этого навыка становится препятствием к освоению ценностей физической культуры, реальной угрозой безопасности их жизнедеятельности.

Исследования Д.Ф. Мосунова показывают, что среди факторов, препятствующих освоению навыка плавания особое место занимает водобоязнь [2], с которой связывают субъективное проявление опыта ярких болезненных двигательных, физических, интеллектуальных и духовных страданий, сохранившихся на сознательном и бессознательном, разноплановом уровнях предшествующих поколений людей, находившихся на грани жизни и смерти в условиях взаимодействия с водной средой [1, 2].

Многие авторы [4, 6] считают, что водобоязнь можно преодолеть при помощи аутогенной тренировки, гипноза, специально организованного обучения, системы подводящих упражнений. Подчеркивается, что применение перечисленных средств регулируется с учетом индивидуальных особенностей психики и содержания двигательного опыта.

Однако на практике в условиях массового обучения плаванию перечисленные мероприятия в целом не приводит к ожидаемому эффекту,

поскольку не разработано целостное представление о причинах и сущности водобоязни дошкольников и технологиях ее преодоления в учебно-тренировочной деятельности.

Водобоязнь, проявляясь индивидуально, может привести к неприятным переживаниям человека, лично не испытавшего опыт утопления, а увидевшего или услышавшего о печальной и негативной ситуации, случившейся с кем-либо другим и окончившейся смертью человека.

Считается [2, 5], что водобоязнь имеет следующие основные особенности возникновения:

- страх смерти как результата утопления;

- ужас неведомого и невиданного;

- генетически наследованные реакции на прошлые утопления;

- личный опыт утопления (захлебывания), в том числе приобретенный в младенческом возрасте;

- личный опыт оказания доврачебной помощи пострадавшему и окончившейся смертельным исходом;

- общественный опыт предшествующих утоплений и несчастных случаев на воде, зафиксированный в книжных описаниях, кино, видеофильмах.

Со всеми вышеперечисленными трудностями водобоязни можно справиться при ее индивидуальном преодолении и последующим начальным обучении плаванию с помощью опытного тренера.

Искусство педагога заключается в практическом и оперативном выделении этих «чужих» несчастий ученика, отделении от них, выбора индивидуальных средств и методов обучения

Многолетний опыт педагогических наблюдений выявил тенденциею роста количества студентов с признаками водобоязни, что в значительной степени затрудняет усвоение учебной программы по физическому воспитанию и, как следствие, ведет к падению успеваемости. Для выявления проявлений водобоязни у 125 студентов первого курса Тульского государственного университета были проведены педагогические наблюдения во время учебных занятий, которые отражены в таблице.

Как видно из таблицы, у большей части испытуемых чаще всего фиксировались поведенческая реакция, неуверенные передвижения в воде, гипертонус мышц рук и быстрое утомление при нахождении в воде. Совокупность этих показателей и одновременное их проявление у большой группы испытуемых позволяет считать, что в данной ситуации действует один и тот же механизм, механизм водобоязни.

Результаты педагогических наблюдений за действиями студентов

с признаками водобоязни в воде

Поведение в воде Количество %

случаев студентов

1. Вход в воду сопровождает:

- резкий, неглубокий вдох; 27 18

- затрудненный выдох; 31 20

- частое дыхание 37 25

2. Резкие движения в сторону бортика 73 49

3. Неуверенные передвижения в воде:

- потеря равновесия; 34 23

- попытки опереться о воду (незнание 46 31

физических свойств воды)

4. Перемещения с помощью:

- бортика; 103 68

- плавательных средств (досок, жилетов, 125 83

кругов, нарукавников и т.п.); 68 45

- тренера

5. Мышцы тела в воде всегда в тонусе:

- тяжело расслабиться; 83 55

- сильный хват за бортик, за руку тренера, за 71 47

опору

6. Быстрое утомление при выполнении 95 63

относительно не сложных заданий

Возникает необходимость корректировки имеющихся программ обучения студентов плаванию и разработки новых методик.

Среди 68 студентов первого курса, не умеющих плавать, было проведено анкетирование.

АНКЕТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА, НЕ УМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ

1. Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

A. Хорошее

Б. Удовлетворительное

B. Плохое

2. Вы хотите научиться плавать?

A. Хочу

Б. Очень хочу

B. Не знаю

3. Вы боитесь воды?

A. Нет

Б. Опасаюсь

B. Боюсь

4. Как вы оцениваете свою плавательную подготовку?

A. Не умею плавать

Б. Держусь на воде

B. Проплываю 10 метров

5. Были ли у вас опасные случаи, связанные с водой?

А. Да

Б. Нет

Проанализировав результаты анкетирования, было определено, что 11 студентов могут проплыть около 10 метров, 10 студентов держатся на воде, а 47 студентов не умеют плавать и имеют признаки водобоязни.

Студентов с признаками водобоязни разделили на две группы. Контрольная группа составила 23 студента, которые занимались по стандартной методике обучения плаванию. В экспериментальную группу вошли 24 студента, которые обучались плаванию по разработанной нами методике.

Педагогический эксперимент проводился в осеннем семестре и включал в себя 32 практических занятия на воде.

Экспериментальная методика заключалась в предварительном выявлении студентов с признаками водобоязни посредством анкетирования, а также в проведении на практических занятиях в бассейне специальных упражнений, направленных на преодоление страха воды, и лишь затем обучение различным способам плавания.

Занятия в воде проводились со спасательными поясами. На первых трех занятиях осваиваются только упражнения, направленные на умение владеть телом в воде. К ним относятся лежание на воде в различных исходных положениях («Звезда», «Поплавок») и скольжение с различным положением рук, а также без работы и с работой ногами способом кроль. Для оптимизации эмоционального уровня на занятиях был использован игровой метод. Включались такие упражнения, как «Кто дольше просидит под водой?» (на задержку дыхания), «Аквалангист» (для умения активно делать выдох).

Как показывает педагогический опыт, не умеющие плавать, студенты на первых четырех занятиях не могут сконцентрироваться на сложных упражнениях, так как присутствует признаки водобоязни, мешающие сконцентрироваться на объяснениях преподавателя.

Многие студенты на первых занятиях держатся за бортик бассейна, несмотря на использование поддерживающего пояса. На протяжении

практических занятий в воде, выполняя подготовительные упражнения, постепенно студенты расслабляются, начинают чувствовать положение своего тела в воде, начинают концентрироваться на объяснениях преподавателя и на выполнении сложных по координации упражнений, что свидетельствует о снижении и исчезновении признаков водобоязни.

При обучении плаванию особое место отводится упражнениям, направленным на освоение дыхания в воде. Особенность дыхания в воде состоит в том, что мощный вдох выполняется через рот, а удлиненный выдох - через нос. В экспериментальной методике обучения плаванию студентов с признаками водобоязни использовались следующие упражнения:

• опустив подбородок в воду, нужно подуть на воду, как на горячий чай, втянув щеки;

• погружение лица в воду, с задержкой дыхания, стоя на ступеньке;

• приседание с полным погружением головы на задержке дыхания;

• единичные выдохи в воду, постепенно увеличивая продолжительность выдоха (считая от 3 до 20);

• удлиненные выдохи в воду, с проговариванием про себя длинных слов и предложений;

• серии выдохов в воду, чередуя короткий вдох и длинный выдох (от 2 до 10 раз).

Сложно координационные упражнения для освоения техники плавания различными способами начинают использоваться на занятии только после освоения дыхательных упражнений и преодоления в поддерживающих поясах не менее 100 метров.

Нельзя недооценивать изучение сложных координационных упражнений на суше. Им уделялось 10-15 минут в подготовительной части каждого занятия. После выполнения упражнений на суше приступали к выполнению упражнений в воде.

В конце семестра были проведены соревнования «Умею плавать», на которых студентам было предложено проплыть 25 или 50 м. В экспериментальной группе все студенты научились плавать, причем 8 студентов (30 %) смогли преодолеть расстояние 50 м. В контрольной группе дистанцию в 50 м смогли преодолеть 2 студента (8 %), а 4 студента не научились плавать в связи с длинным периодом преодоления признаков водобоязни.

Таким образом, проведенный педагогический эксперимент позволяет считать разработанную методику эффективной. Первостепенное преодоление признаков водобоязни, отсутствие форсированного обучения новым сложно координационным упражнениям в воде позволило более эффективно студентам научиться свободно держаться на воде и овладеть плавательными навыками плавания.

Список литературы

1. Викулов А. Д. Плавание: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 368 с.

2. Мосунов Д.Ф. Как преодолеть водобоязнь. СПб.; ПЛАВИН, 1998.

35 с.

3. Орехова А.В. Дифференцированный подход при изучении дисциплины «Плавание» студентами различных спортивных специализаций: автореф. дис. ...канд. пед. наук. СПб., 2002. 16 с.

4. Плавание: учебник для вузов / под общ. ред Н.Ж. Булгаковой. М.: Физкультура и спорт, 2001.

5. Плавание: учебник / под ред. В.Н. Платонова. Киев: Олимпийская литература, 2000. 495 с.

6. Шувалов Ю.Н. Субъективное отношение студентов к включению психической регуляции в учебный процесс // XI Всесоюз. науч.-практ. конф. психологов спорта: тезисы докладов. Минск, 1990. С. 96-98.

Байбурина Мария Валерьевна, преподаватель, mashOk@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Кашмина Екатерина Олеговна, канд. пед. наук, доц., kkashminaarambier.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Симонова Татьяна Александровна, старший преподаватель, mashOk@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Варфоломеева Елена Андреевна, преподаватель, kkashmina@rambler. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

EXPERIMENTAL DESIGN BACKGROUND METHOD OF SWIMMING TRAINING

STUDENTS WITH SIGNS OF RABIES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M.V. Bayburina, E.O. Kashmina, T.A. Simonova, E.A. Varfolomeeva

The increase in students with symptoms of rabies among non-swimmers leads to difficulty mastering of educational material that requires the development of new techniques.

Key words: swimming training of students of high school students with symptoms of

rabies.

Bayburina Maria Valerievna, teacher, mashOk@,mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Kashmina Ekaterina Olegovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, kkashmina@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Simonova Tatiana Aleksandrovna, senior teacher, mashOk@,mail. ru, Russia, Tula, Tula State University

Varfolomeyeva Elena Andreevna, teacher, kkashmina@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.