Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование специфики демотиваторов в ментальном лексиконе'

Экспериментальное исследование специфики демотиваторов в ментальном лексиконе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
339
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОТИВАТОР / ИНТЕРНЕТ / НЕВЕРБАЛЬНЫЙ / ВЕРБАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕМОТИВАТОР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Касьянова Ю. А.

В данной статье рассматриваются понятие «демотиватор» как часть социальной рекламы и его характерные признаки. Автор приводит результаты ассоциативного эксперимента с использованием социальных демотиваторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование специфики демотиваторов в ментальном лексиконе»

УДК 802/809

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ДЕМОТИВАТОРОВ В МЕНТАЛЬНОМ ЛЕКСИКОНЕ

© 2014 Ю. А. Касьянова

аспирант каф. иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail: kasyanova88@gmail.com

Курский государственный университет

В данной статье рассматриваются понятие «демотиватор» как часть социальной рекламы и его характерные признаки. Автор приводит результаты ассоциативного эксперимента с использованием социальных демотиваторов.

Ключевые слова: демотиватор, Интернет, невербальный, вербальный компонент, социальный демотиватор

Результатом изменений современного коммуникативного пространства является появление новых знаков, знаковых кодов и преобразование семиотики в целом. Знаковое воздействие на индивида также претерпевает изменения, поскольку влияние на сознание и подсознание индивида оказывается как вербально, так и невербально. Одной из сложных знаковых единиц является демотиватор. Исследуемый феномен является частью современного коммуникативного пространства, он отражает актуальные проблемы современности и широко используется в СМИ, Интернете для оказания воздействия на индивида. Сказанное выше свидетельствует об актуальности нашего исследования.

Как показывают исследования, демотиваторы были образованы от неудачных агитационных плакатов, значение которых пародировалось и искажалось [Бугаева 2011]. Распространению демотиваторов способствовало развитие Интернета. Пользователи Интернета могут не только просматривать и комментировать демотиваторы, но и создавать свои собственные тексты. Актуальность исследуемого явления и повышенный интерес к демотиваторам со стороны индивидов позволяют сделать вывод, что демотиваторы оказывают влияние на индивидуальное и общественное сознание.

Демотиваторы привлекают внимание не только пользователей Интернета, но и исследователей в области языка. Так, например, И.В. Бугаева, А.С. Голиков, А.А. Калашникова, Ю.В. Щурина, А.В. Кирилина, Л.В. Бабина рассматривают основные компоненты и характеристики исследуемого феномена, предлагают классификации и приводят понятие демотиватора. В нашем исследовании мы вслед за А.С. Голиковым понимаем под демотиватором «сообщение (картинка, фото и т.п.), сопровождающееся комментарием (подписью), который интерпретирует данное сообщение особым образом» [Голиков 2010: 125].

Как отмечает С.В. Лебедева, «единая картина действительности формируется на основе личных знаний, опыта, эмоций и ощущений, поэтому, несмотря на то, что в своей основе она является объективной, существуют различия в субъективных оценках» [Лебедева 2013]. Поэтому цель нашего исследования - показать, какой образ стоит у человека за демотиваторами, посвященными защите окружающей среды и малообеспеченных слоев населения, какие знания служат опорой при просмотре социальных демотиваторов. В дополнение к перечисленному выше нас интересовала прагматическая мотивация социальных демотиваторов.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Участниками эксперимента (далее - ии.) стали абитуриенты и сотрудники Курской государственной сельскохозяйственной академии (общее количество -15 человек). К сожалению, мы ограничены рамками данной статьи и не можем привести все реакции, полученные в ходе исследования, поэтому мы отметим наиболее частотные из них (общее количество - 10).

Предметом нашего исследования являются экологические демотиваторы, отражающие политику по защите окружающей среды, и личностные тексты, показывающие проблемы малообеспеченной категории населения. Материалом для исследования послужили тексты, опубликованные в группе «Демотиваторы» в одной из социальных сетей - «В контакте». Демотиваторы, которые мы использовали в эксперименте, представляли собой:

1) изображение демонстранта с плакатом «Будь рентабелен! Не учись! Не болей! Отработал? Умирай! Будь эффективен!» и слоган - «Идеальный гражданин»;

2) фотографию красивого горного пейзажа и слоган: «Самое прекрасное в природе -это отсутствие человека»;

3) изображение девочки, которая прикрыла рот рукой, и слоган: «Бабушка, а почему у тебя такая пенсия?».

В качестве метода исследования был выбран ассоциативный эксперимент. В начале эксперимента ии. предъявлялось изображение демотиватора, затем следовало задание: «Напишите первое, что приходит в голову, при виде этих картинок». Если возникали сложности, то картинку можно было отложить и перейти к следующему изображению.

Нами был проведен «вертикальный» и «горизонтальный» анализ.

«Вертикальный анализ», задача которого - исключить непригодные для проведения эксперимента опросные листы, не выявил испорченных бланков.

Перейдем к рассмотрению социальных демотиваторов. Всего нами было получено 10 реакций на демотиватор 1 «Идеальный гражданин» (рис. 1).

ИДЕАЛЬНЫЙ ГРАЖДАНИН

Рис. 1. Демотиватор 1

Самыми распространенными были ответы о том, кто такой идеальный гражданин, и мнения ии. о том, существует ли он в реальном мире (3 реакции).

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)

Касьянова Ю. А. Экспериментальное исследование специфики демотиваторов в ментальном лексиконе

Для более точного анализа ответов ии. обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. Под гражданином понимается: «1. Лицо,

принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. 2. Взрослый человек, а также форма обращения к нему» [Толковый словарь русского языка]. Слово «идеальный» имеет значение: «1. Соответствующий идеалу, возвышенный. 2. Очень хороший, отличный» [Толковый словарь русского языка]. Как видно из приведенных выше определений, идеальный гражданин - это человек, который обладает хорошими качествами и проживает на территории государства. Свое толкование «идеального гражданина» как хорошего человека отметили только двое ии.: «Идеальный гражданин - это тот, кто не оставит в беде ближнего» - 1 реакция, «Который поможет в трудную минуту» - 1 реакция. Для ии. слоган «идеальный гражданин» вызвал знания о положительных качествах человека, таких как ответственность, смелость и т. д.

Другая часть ии. при выполнении задания опиралась на ту ситуацию, в которой оказался каждый из ии. Ии. отметили: «Идеальный гражданин - таких нет. Я считаю, каждый выбирает сам, кем быть» - 1 реакция, «Нужно жить в свое удовольствие» -1 реакция). Такой ответ явился реакцией на текст плаката: «Будь рентабелен! Не учись! Не болей! Отработал? Умирай! Будь эффективен!». Ии. указали, что не хотят, чтобы им навязывали чужое мнение, для них важно сделать выбор самим. Они хотят отличаться от большинства, проводить время, как считают нужным. Демотиватор актуализировал знания о важности собственного мнения и умении его отстоять.

Предъявленный текст затронул не только личностные, но и проблемы всего общества. Текст изображения содержит понятия «рентабельности» и «эффективности», которые означают «оправдывающий расходы, не убыточный, доходный» или «дающий эффект, действенный» соответственно [Толковый словарь русского языка]. Указанные экономические показатели используются только по отношению к предприятию или машинам. Поэтому часть ии. в своих ответах отмечает, что в современном мире государство часто относится к своим гражданам как к машинам, выполняющим команды, и не ценит проявление индивидуальности, личностного развития и т. д. («Антиреклама целеустремленного человека» - 1 реакция). Подавление

индивидуальности ассоциируется в сознании индивидов с режимом определенных стран, где, по их мнению, ценится не человек, а лишь то, что он может произвести для государства («Проамериканская тенденция, приживающаяся в России» - 1 реакция). Ии. высказали свои неодобрительные комментарии о выполнении команд, поступающих от руководства, если не ценится сама личность («Глупый путь!» -1 реакция).

Наименее частотная реакция ии. - «демонстрант» (1 реакция). Опорой для ответа послужил образ демонстранта, ии. воспринимают его как единое целое, не акцентируют внимание на плакате и отмечают связь с демонстрацией.

Так как в исследовании принимали участие ии. разных возрастов, необходимо учесть возрастные особенности ии. Первый демотиватор вызвал затруднения у подростков, сложность темы и ее неактуальность для этой возрастной группы отразились в таких комментариях, как «бред» (1 реакция), «непонятно» (1 реакция).

Итак, первый демотиватор актуализирует в сознании индивидов знания об идеальном гражданине, о личностных и социальных проблемах, которые включают умение отстоять свое мнение и отличаться от большинства, отношение государства к его гражданам и подавление индивидуальности и личности в обществе. Демотиватор указывает на ту ситуацию, в которой оказались граждане государства, предлагает им задуматься о необходимых переменах в жизни и мотивирует к отказу от привычной

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

линии поведения, которая предполагает беспрекословное подчинение командам со стороны руководства.

Рассмотрим демотиватор 2 (рис. 2), который относится к экологическим текстам. Общее количество полученных реакций - 10.

Самое прекрасное в природе - это

отсутствие человека

Рис. 2. Демотиватор 2

Наиболее частотными были реакции о негативном влиянии человека на окружающую среду, о согласии ии. со слоганом демотиватора (6 реакций). В своих ответах ии. основывались, прежде всего, на том, что человек - существо разумное, однако он не ценит богатства природы и разрушает ее («Человек неразумно обращается с окружающим миром» - 1 реакция, «Человек вредит экологии земного шара» - 1 реакция).

Ии. согласились с утверждением, что природа прекраснее без человека. По мнению ии., человек - вершина эволюции, он пытался удержать свои позиции, подчинить себе природу и не навредить ей, но не смог этого сделать, только нанес непоправимый ущерб окружающей среде («Согласен, но не совсем. Человек на протяжении жизни учился использовать природу во благо, но этим все испортил» -1 реакция).

В ответах ии. человек и прекрасное, под которым подразумевается: «то, что воплощает красоту, соответствует ее идеалам» [Толковый словарь русского языка], противопоставляются друг другу. Природа и человек не могут существовать вместе, так как люди не ценят то, что имеют, и разрушают природные богатства («Человек уничтожает прекрасное в природе» - 1 реакция). Знание ии. о негативном воздействии человечества на природу явилось причиной согласия со слоганом («Это правда» -1 реакция, «Истина» - 1 реакция).

Ии. подразумевают, что вмешательство человека в природу, его действия нарушают целостность окружающего мира. Поэтому ии. призывают к конкретным действиям, которые могут изменить окружающую среду и сохранить ее богатство («Сохраним природу в ее естественной гармонии» - 1 реакция).

Единичные ответы ии. вызвал образ красивой горной местности, он задействовал знания реципиентов о самой природе, ее пейзажах («Экология» -1 реакция, «Красивый пейзаж» - 1 реакция). В основе ответов ии. их собственные знания и впечатления от посещения горной местности, поэтому изображение вызывает в их сознании образы тех мест, где они побывали ранее («Кавказ» - 1 реакция).

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)

Касьянова Ю. А. Экспериментальное исследование специфики демотиваторов в ментальном лексиконе

Рассмотренный выше демотиватор задействует знания ии. о негативном воздействии человека на окружающую среду, его неумении ценить и хранить природное богатство. Второй текст актуализирует в сознании индивидов образы красивой природы, а также мест, в которых ии. бывали ранее. Экологический демотиватор воздействует на сознание ии. и не только формирует ценность прекрасного, богатства окружающей среды, но и побуждает к конкретным действиям -сохранить и не разрушать гармонию в природе.

Для более детального необходимо указать особенности слогана и изображения демотиватора. В основе рисунка девочки и вопроса «БАБУШКА, а почему у тебя такая пенсия?» лежит сюжет известной сказки «Красная шапочка», однако реципиенты не ссылаются на это произведение в своих ответах. Страх в глазах ребенка и упоминание о пенсионном пособии затрагивают актуальную проблему для населения нашей страны, текст слогана ассоциируется с финансированием пенсий. Большинство реакций образуют комментарии о причинах низких пенсий в России (4 реакции). Для ии. важным явилось, что только человек, много работающий, может получить хорошее пенсионное пособие, это и отразилось в ответе участника эксперимента («Потому что мало работала» - 1 реакция). Очевидно, на первый план выходит такое качество, как трудолюбие.

Другую группу ответов составляют знания о плохом финансировании пенсионных пособий в нашей стране. Слоган демотиватора не содержит информации о размере ежемесячных выплат, однако ии. знают о том, что одна из проблем людей пенсионного возраста - маленькие пенсии. Основная причина бедности заключается в слабой политике государства по защите малоимущих граждан («Потому что живем в РФ» - 1 реакция). Ии. отмечают, что руководство страны обладает необходимыми средствами, однако уделяет мало внимания развитию политики по финансированию пенсий («Потому что у нас "бедное государство"» - 1 реакция), правительство не в состоянии обеспечить всех нуждающихся достойным пенсионным пособием («Потому что у нас слишком много бабушек» - 1 реакция).

Рис. 3 Демотиватор 3

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Среднечастотными реакциями стали ответы, в которых ии. выражают свое мнение об отношении государства не только к пенсионерам, но и ко всему населению страны. Комментарии о равнодушии со стороны государства к его гражданам основаны на той ситуации, в которой находится каждый из ии. Они не получают поддержку и необходимое внимание к их проблемам от руководства страны («Государству безразличны условия жизни его граждан» - 1 реакция, «Государство не заботится о престарелых гражданах» - 1 реакция).

Знание о плачевном положении людей пенсионного возраста, которые социально не защищены, вызывает сострадание и сочувствие со стороны ии. («Бедные пенсионеры!» - 1 реакция, «Плачевное положение пенсионеров в нашей стране» -1 реакция)

Единичные реакции вызвал образ испуганной девочки, страх на лице ребенка напомнил ии. плакат Великой Отечественной Войны («Напоминает плакат времен ВОВ» - 1 реакция), эмоции девочки вызвали ассоциации, связанные с ужасом («Ужас» - 1 реакция).

Таким образом, демотиватор 3 актуализирует знания о финансировании пенсионных пособий, внимании к пенсионерам со стороны государства, слабой социальной защите малоимущих граждан. Образ испуганного ребенка послужил основой для ассоциаций, которые связаны с ВОВ, чувством страха или испуга. Демотиватор не только заставляет задуматься о положении малоимущих граждан в нашей стране, но и призывает проявить уважение к пенсионерам, улучшить условия их жизни.

Итак, в ходе нашего эксперимента мы выяснили, что рассмотренные выше социальные демотиваторы актуализируют в сознании индивидов знания, которые связаны с социальным окружением, личными проблемами или опытом ии. В своих ответах ии. могут отклоняться от идеи, которую хотел донести автор текста. Большинство реакций связано с тем, в какой ситуации сейчас находятся ии., они ссылаются в своих комментариях на знание политической ситуации, экологической обстановки и т.д. Ии. стараются дополнить содержание демотиватора, расширить его слоган, выразить согласие с текстом.

Личные проблемы и опыт, знания экономической ситуации и экологической обстановки в стране, а также социальное окружение определяют комментарии ии. Образы демонстрации и природы, лозунги и элементы известных литературных произведений актуализируют знания реципиентов о проблемах общества. Рассмотренные тексты не только вызывают определенные ассоциации у индивидов, но и формируют предметные и духовные ценности, побуждают к выполнению действий, которые помогут решить современные социальные проблемы. Необходимо провести дальнейшее исследование, для того чтобы показать стратегии воздействия демотиваторов на индивида.

Библиографический список

Бугаева И.В. Демотиваторы как новый жанр в Интернет-коммуникации жанровые признаки, функции, структура, стилистика 2011. URL:

http://www.rastko.rs/filologija/stil/2011/10Bugaeva.pdf (дата обращения: 10.03.2014)

Кирилина А.В. Жанр «демотиватор» как проявление полифонии и фиксация повседневности // Полифония большого города: сб. науч. статей. М.:МИЛ, 2012. С. 5474

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)

Касьянова Ю. А. Экспериментальное исследование специфики демотиваторов в ментальном лексиконе

Лебедева С.В. Возможности моделирования проксимации // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2013. №1. URL: http://tl-ic.kursksu.ru/pdf/013-008.pdf (дата обращения: 13.02.2014)

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. URL: http://www.ozhegov-shvedova.ru/ (дата обращения: 12.02.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.