ВЫВОДЫ
Сравнивая соответствующие показатели с контрольной группой, заметим, что дети экспериментальной группы имели большую скорость плавания как в режиме «медленного», так и в режиме «максимального» плавания. Темп движений руками достоверно не различался ни в том, ни в другом случае.
Обращает на себя внимание и тот факт, что у детей экспериментальной группы выше показатель скорости движения кисти: как в целом (на 11,2%), так и в фазе захвата (на 10,8%), и в фазе подтягивания (на 27,3%).
Данный факт мы связываем с тем, что детям экспериментальной группы, умеющим находить опору о воду, не приходилось затрачивать время на поиски опоры, вероятно, они быстрее могли начинать прикладывать усилия в рабочей фазе гребка.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ БОРЦОВ
ДЗЮДОИСТОВ
Михаил Владимирович Скачков, соискатель Военный институт физической культуры (ВИФК) г. Санкт-Петербург
Аннотация
В данной статье представлена методика формирования техники атакующих действий квалифицированных дзюдоистов, что позволяет значительно повысить уровень специальной и технико-тактической подготовки, также представлены и обобщены результаты основного педагогического эксперимента.
Ключевые слова: методика, атакующие действия, дзюдо
EXPERIMENTAL CHECK OF EFFICIENCY OF THE METHODS OF JUDOIST ATTACKING TECHNIQUE EFFICIENCY
Michael Vladimirovich Skachkov, the competitor Military institute of physical training St. -Petersburg
Abstract
This article presents the proposed methods of qualified judoist attacking technique efficiency, allowing to significantly increase the level of special and tactical-technical training; it also presents and summarizes the results of primary pedagogical experiment.
Keywords: a technique, attacking actions, a judo
Основной задачей, которая решалась в педагогическом эксперименте, являлась проверка эффективности разработанной нами методики. Результаты педагогического эксперимента оценивались по изменению следующих показателей: уровню общей физической подготовленности; кинематическим и динамическим параметрам броска через бедро; эффективности выполнения атакующих действий в условиях контрольных схваток и соревнований.
Контрольная и экспериментальная группы до эксперимента были проверены на идентичность массы тела и уровень общей физической подготовленности путем тестирования с помощью стандартных контрольных упражнений.
Показатели спортсменов обеих групп достоверных различий не имели (Р>0,05). Проведенные перед началом педагогического эксперимента лабораторные исследования специальной физической подготовленности также не выявили достоверных различий (Р>0,05) между экспериментальной и контрольной группами по кинематическим и динамическим параметрам начальной стадии бросков.
До проведения основного педагогического эксперимента нами были организо-
ваны и проведены контрольные соревнования между дзюдоистами экспериментальной и контрольной групп. В этих соревнованиях всего было проведено 70 поединков. Спортсмены контрольной группы выиграли 40 схваток (57,1% от общего количества поединков), а дзюдоисты экспериментальной группы - только 30 (42,9%). В дальнейшем проводился анализ соревновательной деятельности с расчетом показателей ТТП. Достоверность различий между исходными значениями спортсменов экспериментальной и контрольной групп не установлена (Р>0,05) ни по одному из десяти показателей соревновательной деятельности.
На основном этапе педагогического эксперимента контрольная группа занималась по традиционной методике, экспериментальная - по разработанной нами методике. Занятия в обеих группах проходили в одинаковых условиях по 2 часа три раза в неделю. Всего в каждой группе было проведено 120 занятий (240 часов).
Практический материал в объеме 240 часов изучался в следующем соотношении: на технико-тактическую подготовку отводилось 144 часа, на физическую подготовку (ОФП и СФП) - 96 часов. В течение указанного периода обучения в экспериментальной группе изучалась и совершенствовалась техника тех же бросков, что и в контрольной группе, но в технико-тактических комплексах, которые состоят из комбинаций приемов на основе ведущего захвата и включают в себя от 2 до 14 различных технических действий.
На физическую подготовку в обеих группах отводилось по 96 часов (ОФП - 48 часов, СФП - 48 часов). При этом группы не отличались по объему работы, отведенному на специальные упражнения - по 48 часов. Различия составляли упражнения на тренажерах.
В контрольной группе технические средства обучения не применялись. В средства специальной подготовки борцов экспериментальной группы были включены комплексы специализированных подвижных игр. Объем этих средств составлял 8-10% от общего времени тренировочного занятия. Состав остальных специальных и общефизических упражнений в обеих группах был аналогичным. Еженедельно в экспериментальной группе проводился контроль качества выполнения приемов.
По окончанию основного педагогического эксперимента мы можем констатировать тот факт, что у дзюдоистов обеих групп произошли положительные статистически достоверные изменения в уровне развития общей физической подготовленности, определяемой нами по девяти тестовым упражнениям и контролю массы тела (табл. 1).
Сопоставление исходных данных с итоговыми показывает уровень достоверности от Р<0,05 до Р<0,01. Вместе с тем сравнение итоговых значений дзюдоистов экспериментальной и контрольной групп не выявило достоверных различий в уровне общей физической подготовленности и массы тела (Р>0,05).
Таким образом, результаты эксперимента подтвердили эффективность разработанной нами методики и нашу гипотезу о ведущей роли основных групп захватов в формировании атакующих действий. Борцы экспериментальной группы существенно улучшили значения параметров выполнения броска. В то же время снижение ускорения в начальной фазе броска свидетельствует о еще недостаточной координации движений квалифицированных спортсменов при выполнении атакующего технического действия.
На завершающем этапе формирующего эксперимента преимущество дзюдоистов экспериментальной группы было значительным. В конце эксперимента дзюдоисты экспериментальной группы выиграли уже 57 соревновательных схваток или 81,4% от общего количества поединков.
Таким образом, результаты основного педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что предлагаемая методика формирования техники атакующих действий квалифицированных дзюдоистов позволяет повысить уровень специальной физической и технико-тактической подготовленности, в результате чего значительно повышается надежность и качество атакующих действий в условиях соревнований и,
следовательно, технико-тактическое мастерство в целом.
Таблица 1
Исходные и итоговые показатели общей физической подготовленности и массы ___________тела дзюдоистов контрольной и экспериментальной групп________________
№ Контрольные упражнения Группы Показатели (х ± т) t;P
исходные итоговые
1 Бег 100 м (с) контрольная 13,4+0,68 13,0+0,52 2,20;<0,05
экспериментальная 13,6+0,71 13,2+0,33 2,40;<0,05
t:P 0.96: 1.53:>0.05
2 Подтягивание на перекладине (кол-во раз) контрольная 17,3+1,65 18,4+1,37 2,41;<0,05
экспериментальная 16,8+1,92 18,2+1,10 2,97;<0,01
t:P 0,93;>0,05 0,53;
3 Челночный бег 10x10 м (с) контрольная 28,2+0,70 27,6+0,50 3,28;<0,01
экспериментальная 28,5+0,82 27,8+0,66 3,13;<0,01
t;P 1,30;>0,05 1,14;>0,05
4 Кросс 3 км (мин) контрольная 12,30+0,54 12,02+0,30 2,13;<0,05
экспериментальная 12,45+0,41 12,17+0,38 2,35;<0,05
t;P 1.04:>0.05 1.46:>0.05
5 Становая динамометрия (кг) контрольная 131,1+9,07 138,2+6,87 2,89;<0,01
экспериментальная 134,2+7,69 140,3+7,14 2,69;<0,05
t:P 1,18:>0.05 0,95;>0,05
6 Кистевая динамометрия, прав.+ лев. (кг) контрольная 82,17+1,77 83,47+2,15 2,19;<0,05
экспериментальная 80,78+1,64 82,52+2,56 2,72;<0,05
t:P 1.17:Х).05 1.34:>0.05
7 Приседание с партнером равного веса (кол-во раз) контрольная 18,2+1.65 19,02+1,37 2,19;<0,05
экспериментальная 17,4+1,37 18,6+1,37 2,91;<0,01
t;P 1,75;>0,05 1,45;
8 Прыжок в длину с места (см) контрольная 210,5+3,00 214,1+4,13 3,31;<0,01
экспериментальная 208,8+4,98 212,4+4,85 2,43;<0,05
t;P 1,37;>0.05 1,25;>0,05
9 Удержание ног в положении «угол» в висе (с) контрольная 37,8+1,73 39,0+1,37 2,56;<0,01
экспериментальная 36,9+1,63 38,2+1,32 2,91;<0,01
t;P 1,78;>0,05 1,98;>0,05
10 Масса тела (кг) контрольная 69,8+1,32 71,2+1,26 3,61;<0,05
экспериментальная 69,5+1,29 70,8+1,24 3,41;<0,05
t;P 0,76;>0,05 1,06;>0,05