Научная статья на тему 'Экспериментальная проверка эффективности методики формированиЯ техники атакующих действий борцов дзюдоистов'

Экспериментальная проверка эффективности методики формированиЯ техники атакующих действий борцов дзюдоистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
404
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / АТАКУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ / ДЗЮДО / A TECHNIQUE / ATTACKING ACTIONS / A JUDO

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Скачков Михаил Владимирович

В данной статье представлена методика формирования техники атакующих действий квалифицированных дзюдоистов, что позволяет значительно повысить уровень специальной и технико-тактической подготовки, также представлены и обобщены результаты основного педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Скачков Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental check of efficiency of the methods of judoist attacking technique efficiency

This article presents the proposed methods of qualified judoist attacking technique efficiency, allowing to significantly increase the level of special and tactical-technical training; it also presents and summarizes the results of primary pedagogical experiment.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная проверка эффективности методики формированиЯ техники атакующих действий борцов дзюдоистов»

ВЫВОДЫ

Сравнивая соответствующие показатели с контрольной группой, заметим, что дети экспериментальной группы имели большую скорость плавания как в режиме «медленного», так и в режиме «максимального» плавания. Темп движений руками достоверно не различался ни в том, ни в другом случае.

Обращает на себя внимание и тот факт, что у детей экспериментальной группы выше показатель скорости движения кисти: как в целом (на 11,2%), так и в фазе захвата (на 10,8%), и в фазе подтягивания (на 27,3%).

Данный факт мы связываем с тем, что детям экспериментальной группы, умеющим находить опору о воду, не приходилось затрачивать время на поиски опоры, вероятно, они быстрее могли начинать прикладывать усилия в рабочей фазе гребка.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ БОРЦОВ

ДЗЮДОИСТОВ

Михаил Владимирович Скачков, соискатель Военный институт физической культуры (ВИФК) г. Санкт-Петербург

Аннотация

В данной статье представлена методика формирования техники атакующих действий квалифицированных дзюдоистов, что позволяет значительно повысить уровень специальной и технико-тактической подготовки, также представлены и обобщены результаты основного педагогического эксперимента.

Ключевые слова: методика, атакующие действия, дзюдо

EXPERIMENTAL CHECK OF EFFICIENCY OF THE METHODS OF JUDOIST ATTACKING TECHNIQUE EFFICIENCY

Michael Vladimirovich Skachkov, the competitor Military institute of physical training St. -Petersburg

Abstract

This article presents the proposed methods of qualified judoist attacking technique efficiency, allowing to significantly increase the level of special and tactical-technical training; it also presents and summarizes the results of primary pedagogical experiment.

Keywords: a technique, attacking actions, a judo

Основной задачей, которая решалась в педагогическом эксперименте, являлась проверка эффективности разработанной нами методики. Результаты педагогического эксперимента оценивались по изменению следующих показателей: уровню общей физической подготовленности; кинематическим и динамическим параметрам броска через бедро; эффективности выполнения атакующих действий в условиях контрольных схваток и соревнований.

Контрольная и экспериментальная группы до эксперимента были проверены на идентичность массы тела и уровень общей физической подготовленности путем тестирования с помощью стандартных контрольных упражнений.

Показатели спортсменов обеих групп достоверных различий не имели (Р>0,05). Проведенные перед началом педагогического эксперимента лабораторные исследования специальной физической подготовленности также не выявили достоверных различий (Р>0,05) между экспериментальной и контрольной группами по кинематическим и динамическим параметрам начальной стадии бросков.

До проведения основного педагогического эксперимента нами были организо-

ваны и проведены контрольные соревнования между дзюдоистами экспериментальной и контрольной групп. В этих соревнованиях всего было проведено 70 поединков. Спортсмены контрольной группы выиграли 40 схваток (57,1% от общего количества поединков), а дзюдоисты экспериментальной группы - только 30 (42,9%). В дальнейшем проводился анализ соревновательной деятельности с расчетом показателей ТТП. Достоверность различий между исходными значениями спортсменов экспериментальной и контрольной групп не установлена (Р>0,05) ни по одному из десяти показателей соревновательной деятельности.

На основном этапе педагогического эксперимента контрольная группа занималась по традиционной методике, экспериментальная - по разработанной нами методике. Занятия в обеих группах проходили в одинаковых условиях по 2 часа три раза в неделю. Всего в каждой группе было проведено 120 занятий (240 часов).

Практический материал в объеме 240 часов изучался в следующем соотношении: на технико-тактическую подготовку отводилось 144 часа, на физическую подготовку (ОФП и СФП) - 96 часов. В течение указанного периода обучения в экспериментальной группе изучалась и совершенствовалась техника тех же бросков, что и в контрольной группе, но в технико-тактических комплексах, которые состоят из комбинаций приемов на основе ведущего захвата и включают в себя от 2 до 14 различных технических действий.

На физическую подготовку в обеих группах отводилось по 96 часов (ОФП - 48 часов, СФП - 48 часов). При этом группы не отличались по объему работы, отведенному на специальные упражнения - по 48 часов. Различия составляли упражнения на тренажерах.

В контрольной группе технические средства обучения не применялись. В средства специальной подготовки борцов экспериментальной группы были включены комплексы специализированных подвижных игр. Объем этих средств составлял 8-10% от общего времени тренировочного занятия. Состав остальных специальных и общефизических упражнений в обеих группах был аналогичным. Еженедельно в экспериментальной группе проводился контроль качества выполнения приемов.

По окончанию основного педагогического эксперимента мы можем констатировать тот факт, что у дзюдоистов обеих групп произошли положительные статистически достоверные изменения в уровне развития общей физической подготовленности, определяемой нами по девяти тестовым упражнениям и контролю массы тела (табл. 1).

Сопоставление исходных данных с итоговыми показывает уровень достоверности от Р<0,05 до Р<0,01. Вместе с тем сравнение итоговых значений дзюдоистов экспериментальной и контрольной групп не выявило достоверных различий в уровне общей физической подготовленности и массы тела (Р>0,05).

Таким образом, результаты эксперимента подтвердили эффективность разработанной нами методики и нашу гипотезу о ведущей роли основных групп захватов в формировании атакующих действий. Борцы экспериментальной группы существенно улучшили значения параметров выполнения броска. В то же время снижение ускорения в начальной фазе броска свидетельствует о еще недостаточной координации движений квалифицированных спортсменов при выполнении атакующего технического действия.

На завершающем этапе формирующего эксперимента преимущество дзюдоистов экспериментальной группы было значительным. В конце эксперимента дзюдоисты экспериментальной группы выиграли уже 57 соревновательных схваток или 81,4% от общего количества поединков.

Таким образом, результаты основного педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что предлагаемая методика формирования техники атакующих действий квалифицированных дзюдоистов позволяет повысить уровень специальной физической и технико-тактической подготовленности, в результате чего значительно повышается надежность и качество атакующих действий в условиях соревнований и,

следовательно, технико-тактическое мастерство в целом.

Таблица 1

Исходные и итоговые показатели общей физической подготовленности и массы ___________тела дзюдоистов контрольной и экспериментальной групп________________

№ Контрольные упражнения Группы Показатели (х ± т) t;P

исходные итоговые

1 Бег 100 м (с) контрольная 13,4+0,68 13,0+0,52 2,20;<0,05

экспериментальная 13,6+0,71 13,2+0,33 2,40;<0,05

t:P 0.96: 1.53:>0.05

2 Подтягивание на перекладине (кол-во раз) контрольная 17,3+1,65 18,4+1,37 2,41;<0,05

экспериментальная 16,8+1,92 18,2+1,10 2,97;<0,01

t:P 0,93;>0,05 0,53;

3 Челночный бег 10x10 м (с) контрольная 28,2+0,70 27,6+0,50 3,28;<0,01

экспериментальная 28,5+0,82 27,8+0,66 3,13;<0,01

t;P 1,30;>0,05 1,14;>0,05

4 Кросс 3 км (мин) контрольная 12,30+0,54 12,02+0,30 2,13;<0,05

экспериментальная 12,45+0,41 12,17+0,38 2,35;<0,05

t;P 1.04:>0.05 1.46:>0.05

5 Становая динамометрия (кг) контрольная 131,1+9,07 138,2+6,87 2,89;<0,01

экспериментальная 134,2+7,69 140,3+7,14 2,69;<0,05

t:P 1,18:>0.05 0,95;>0,05

6 Кистевая динамометрия, прав.+ лев. (кг) контрольная 82,17+1,77 83,47+2,15 2,19;<0,05

экспериментальная 80,78+1,64 82,52+2,56 2,72;<0,05

t:P 1.17:Х).05 1.34:>0.05

7 Приседание с партнером равного веса (кол-во раз) контрольная 18,2+1.65 19,02+1,37 2,19;<0,05

экспериментальная 17,4+1,37 18,6+1,37 2,91;<0,01

t;P 1,75;>0,05 1,45;

8 Прыжок в длину с места (см) контрольная 210,5+3,00 214,1+4,13 3,31;<0,01

экспериментальная 208,8+4,98 212,4+4,85 2,43;<0,05

t;P 1,37;>0.05 1,25;>0,05

9 Удержание ног в положении «угол» в висе (с) контрольная 37,8+1,73 39,0+1,37 2,56;<0,01

экспериментальная 36,9+1,63 38,2+1,32 2,91;<0,01

t;P 1,78;>0,05 1,98;>0,05

10 Масса тела (кг) контрольная 69,8+1,32 71,2+1,26 3,61;<0,05

экспериментальная 69,5+1,29 70,8+1,24 3,41;<0,05

t;P 0,76;>0,05 1,06;>0,05

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.