Научная статья на тему 'Экспериментальная площадка как инновационная социально-педагогическая система'

Экспериментальная площадка как инновационная социально-педагогическая система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1040
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / PEDAGOGICAL SYSTEM / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ПЕДАГОГ-НОВАТОР / AUTHOR SCHOOL / EDUCATOR-INNOVATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаренко Юлия Владимировна

В статье раскрывается сущность экспериментальной площадки как инновационной социально-педагогической системы. Уточняются основные педагогические дефиниции проблемы исследования: экспериментальная площадка, педагогическая система, инновации. На примере деятельности инновационной площадки рассматриваются элементы педагогической системы, которые обуславливают ее новизну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаренко Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental platform as an innovative social and pedagogical system

In the article the essence of author school as an innovative socially-pedagogical system opens up. Basic pedagogical definitions in relation to the problem of research: author school, pedagogical system, innovations is specified. Elements of pedagogical system which cause its novelty on the example of activity of the innovative platform are considered.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная площадка как инновационная социально-педагогическая система»

Ключевые слова: проект, основная образовательная программа, образовательный процесс, образовательные инновации, образовательное пространство.

SUMMARY

The article focuses on the urgency of the project aimed at working out the main educational program in Chinese philology which is new for the Crimean Federal district and introduce the educational innovations into educational process via modern equipment.

Key words: project, main educational program, educational process, educational innovations, educational space.

ЛИТЕРАТУРА

1. Официальный сайт Министерства Крыма [Электронный ресурс]. - URL: http://min crimea.gov.ru.

2. Программа развития ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cfuv.ru/programma-razvitiya-2.

3. Техническое описание лингафонного кабинета [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.nord-lk.ru/docs/14.pdf.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consul tant.ru/ document/cons doc LAW 140174/.

Ю. В. Макаренко

УДК 371

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

ПЛОЩАДКА

КАК ИННОВАЦИОННАЯ

СОЦИАЛЬНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

О

О социокультурном контексте противоречивого и прагматичного третьего тысячелетия особую значимость приобретает общемировая гуманистическая тенденция, направленная на утверждение ребенкоцентризма -уважения к растущей личности, понимания ее неповторимости, поддержку его индивидуального развития. Учитывая это, школа как основной воспитательный социальный институт, деятельность которого должна соответствовать общественным ожиданиям, находится в поиске новой по содержанию и структуре образовательной модели, учебно-воспитательных технологий, отношений между субъектами образовательного взаимодействия и др.

Личностная ориентация образования, обеспечение равных возможностей для получения гражданами образования, создание современных учебно-воспитательных средств -приоритетные направления политики Российской Федерации в области образования, нашедшие отражение в Национальной доктрине развития образования. В этом документе отмечается, что государство должно гарантировать инновационный характер учебно-воспитательной деятельности; разнообразие типов учебных заведений, вариативность учебных программ, индивидуализацию обучения и воспитания. Следовательно, наличие нетрадиционных по типу образовательных учреждений: лицеев, гимназий, колледжей, коллегиумов и тому подобное - в образовательном пространстве Российской Федерации является одновременно признаком вре-

мени, откликом на общественный запрос и результатом педагогического поиска педагогов. Особого внимания, учитывая их оригинальность и неповторимость, заслуживает деятельность инновационных экспериментальных площадок на базе общеобразовательных школ.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования [10].

Цель статьи - определить инновационный социально-педагогический контекст деятельности экспериментальной площадки как целостной образовательной системы.

Вопрос о сущности педагогической системы, системного подхода в педагогике, взаимодействия внутренних и межсистемных связей, характеристики элементов педагогической системы является достаточно разработанным в психолого-педагогической литературе (В. Г. Афанасьев, В. Б. Безпалько, В. К. Буряк, Н. В. Кузьмина, В. И. Лозовая, Б. М. Наумов). Категория «педагогическая система» - одна из основных в понятийном аппарате педагогики. Существуют следующие подходы к пониманию данной категории: персонифицированный, когда речь идет о совокупности идей и взглядов выдающихся педагогов (К. Д. Ушинского, С. Ф. Русовой, С. Фре-не, А С. Макаренко, В. А Сухомлинского); структурно-отраслевой, характеризующий отдельное звено образования (дошкольное, общеобразовательное, внешкольное, профессиональное и т. п.); локальный, по которому рассматривается деятельность отдельного учебного заведения или даже педагога [1; 6; 9].

В рамках нашего исследования уместно понимание педагогической системы как совокупности взаимосвязанных компонентов, которые подчинены цели воспитания, обра-

зования и обучения. Согласно идеям исследователей, в частности Н. В. Кузьминой, педагогическую систему составляют структурные и функциональные компоненты: цель, средства, учебная информация, ученики, учителя [3].

Наиболее дискуссионным остается понятие «инновация» («инновационный»). Если в общем понимании инновации - это новое, новшество, то в отношении педагогической системы - это привнесение нового, обновление, совершенствование педагогической теории и образовательной практики. Исследователь Л. М. Ващенко трактует образовательные инновации как «процесс создания, внедрения и распространения в образовательной практике новых идей, средств, педагогических и управленческих технологий, в результате которых повышаются показатели (уровни) достижений структурных компонентов образования, происходит переход системы в качественно иное состояние» [2]. Наиболее точным и содержательным, на наш взгляд, является определение Е. В. Поповой, отмечающей, что критериями инновационной педагогической системы не обязательно должны быть новые педагогические идеи, подходы и принципы. Инновация характеризуется, прежде всего, в определении системообразующих связей между уже апробированными принципами, средствами, технологиями и выявленными возможностями их использования в новых условиях [5].

Итак, обосновать сущность инновационной педагогической системы позволяет характеристика отдельных ее элементов (структурных и функциональных). Как правило, основными параметрами педагогической системы являются мировоззренческая основа, цель, характер содержания образования и взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, методы и технологии обучения, контроль и оценка и др. Ввиду ограниченности рамок нашего исследования, обратим внимание на такой показатель, как взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса, который в традиционной системе обучения носит автономный, авторитарный, субъект-объектный характер, тогда

как инновационная педагогическая система опирается на совместное взаимодействие, равноправие субъектов учебной деятельности, гуманность их взаимоотношений.

Охарактеризовать инновационную социально-педагогическую систему посредством системного подхода позволяют, кроме ее внутренних элементов, межсистемные связи, то есть взаимодействие школы как социального института с другими социальными институтами. На основе обобщения опыта такого взаимодействия выделяют три способа: а) школа привлекает к сотрудничеству другие социальные институты, сферы (участие родителей, общественности, специалистов и др.); б) школа является системой базового, специального и внешкольного образования; в) школа и другой социальный институт (например, высшее учебное заведение) являются партнерами [4; 6]. Для инновационного образовательного учреждения такое взаимодействие приобретает иное, отличное от традиционных школ, содержание.

Анализ научно-педагогической и методической литературы показывает, что сущность понятия «экспериментальная педагогическая площадка» учеными раскрывается по-разному. Экспериментальная площадка рассматривается педагогами-учеными в контексте экспериментальной, инновационной или методической работы в учебных заведениях, в основном, в школах.

Само понятие «экспериментальная педагогическая площадка» появилось в послевоенный период, когда существовала острая необходимость реформирования системы образования для восстановления страны. С экспериментальной работой в школе связывают и обычный педагогический эксперимент, и предложения методических объединений, и авторские школы, и педагогические площадки [7].

Экспериментальная педагогическая площадка - это утвержденное соответствующим органом Государственного управления образованием дошкольное, среднее общеобразовательное, интернатное, профессиональное, внешкольное, высшее или другое учебное заведение, его подразделение (детская груп-

па, класс, кружок, студенческая группа и т.д.), на базе которого внедряются новые социально значимые педагогические и научные идеи, технологии и определяется их эффективность. Такие площадки являются основой для реализации педагогических инициатив, направленных на обновление содержания, внедрение принципиально новых технологий в практику учебных заведений.

В Российской энциклопедии образовательных технологий (под ред. Г. К. Селевка) предлагается такое определение исследуемой дефиниции. Экспериментальная площадка -это крупномасштабный общественно значимый комплексный эксперимент, в котором педагогическая часть поддерживается решением ряда организационных, кадровых, материально-технических, финансовых и юридических вопросов [8].

Экспериментальная площадка, как правило, связана с психолого-педагогическим проектированием, предусматривающим изменения во время образовательного процесса в направлении определенной научно-исследовательской идеи. С другой стороны, такое проектирование может возникнуть и как инновационная деятельность. Таким образом, деятельность экспериментальной площадки можно охарактеризовать как экспериментальную и как инновационную, тем более что во время научно-экспериментальной работы наблюдаются инновационные изменения в различных образовательных процессах.

Авторы экспериментальной инициативы должны иметь высокий уровень педагогической и методологической культуры. Они должны умело изложить свои идеи в концепции работы площадки. За проведением экспериментов стоит огромный труд администрации учебного заведения по созданию у педагогов желания начать эксперимент, понимание необходимости освоения его техники и методологии. Поэтому директор должен обладать явными лидерскими и управленческими качествами.

Не раскрывая понятий психологии управления, назовем основные качества руководителя такого заведения: инициативность,

самостоятельность в решении вопросов, самоорганизованность; дисциплинированность, исполнительность, умение устанавливать деловые отношения с вышестоящими и смежными руководителями, с подчиненными, умение поддерживать нормальный психологический климат в коллективе, умение общаться; умение выступать публично. В частности, руководитель должен обладать предметными и педагогическими знаниями, а также знаниями по менеджменту, социологии и психологии. Руководитель инновационного учреждения, где проводится экспериментальная работа, должен быть стратегом развития своего образовательного учреждения, разрабатывать целый комплекс условий для успешности первых и последующих шагов своего учебного заведения в режиме эксперимента [6; 7; 8].

Итак, организация экспериментальной деятельности в учебном заведении - специфическое занятие, которое имеет свои особенности. К ним относится и высокий уровень ответственности, который ложится на плечи педагогов, и высокие требования к квалификации педагога-экспериментатора, который должен не только предложить эксперимент, но и безошибочно воспроизвести и записать в своих отчетах. Каждый педагог, приступая к эксперименту, должен рассчитать все риски и сделать все возможное, чтобы свести их к минимуму. Ведь в случае неудачи педагоги не только не достигнут желаемого результата, но и могут снизить успеваемость учеников, что негативно скажется на дальнейшем обучении.

В случае, когда экспериментальная деятельность имеет большое значение для государства, совпадает с приоритетными направлениями исследований и ее результаты могут привести к появлению новых методик работы, на базе образовательного учреждения, где проводится экспериментальная деятельность, открывается экспериментальная педагогическая площадка.

Таким образом, экспериментальная площадка - это особая форма организации поисковой деятельности без строго разработанного проекта. Есть идея, концепция, общие контуры, а инновационная образовательная

практика формируется в ходе самой деятельности. Деятельность экспериментальной площадки базируется на принципах, которые обеспечивают дифференциацию и интеграцию знаний, а также индивидуальный подход к личности каждого ребенка.

Можно выделить несколько факторов, как объективных, так и субъективных, влияющих на уровень требований к экспериментальной программе. К числу субъективных относятся внутреннее самоопределение экспериментатора, уровень его личностных требований. К числу объективных относятся социальные нормы, предъявляемые к экспериментальной деятельности. Так, уровень требований зависит от типа эксперимента (констатирующего, поискового, формирующего), статуса (экспериментальная площадка государственного уровня, регионального, межшкольного или внутришкольного; индивидуального или коллективного), от масштаба эксперимента (продолжительность по времени, охват по объему материала - несколько уроков темы, семестр, год, несколько лет) и др.

Как показывает опыт развертывания эксперимента в школе, наилучший результат достигается в том случае, когда педагог имеет свободу выбора, возможность самому определиться и принять решение в определении целесообразности эксперимента, его сроков и цели.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается сущность экспериментальной площадки как инновационной социально-педагогической системы. Уточняются основные педагогические дефиниции проблемы исследования: экспериментальная площадка, педагогическая система, инновации. На примере деятельности инновационной площадки рассматриваются элементы педагогической системы, которые обуславливают ее новизну.

Ключевые слова: экспериментальная площадка, педагогическая система, инновации, педагог-новатор.

SUMMARY

In the article the essence of author school as an innovative socially-pedagogical system opens up. Basic pedagogical definitions in relation to

the problem of research: author school, pedagogical system, innovations is specified. Elements of pedagogical system which cause its novelty on the example of activity of the innovative platform are considered.

Key words: author school, pedagogical system, innovations, educator-innovator.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалько В. П Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. -190 с.

2. Ващенко Л. М. Управлшня шновацш-ними процесами в загальнш середнш освт регюну: монографiя. - К.: ВПЦ «Тираж», 2005. - 379 с.

3. Кузьмина Н. В. Системный поход в педагогическом исследовании // Методология педагогических исследований: сб. науч. тр.; АПН СССР, НИИ общ. педагогики; под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. - М.: НИИОП, 1980. - С. 82-105.

4. Модернизация общего образования: самообразование учителя инновационной школы / под общ. ред. В. В. Лаптева, А. П. Тря-пицыной. - СПб.: Береста , 2002. - 95 с.

5. Попова О. В. Становления i розвиток шновацшних педагопчних щей в Украш у ХХ ст. - Харьков: ОВС, 2001. - 256 с.

6. Поташник М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: пособие для руководит. общеобразоват. учреждений. - М.: Новая школа, 1996. - 320 с.

7. Саранов A. M. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: монография. - Волгоград: Перемена, 2000. - 258 с.

8. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.

9. Сластёнин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / Сластёнин В.А., По-дымова Л. С. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.

10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -URL: http://base.garant.ru.

О. Б. Афанасенко

УДК: 37.032

ТАКТИКИ КОСВЕННОГО РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

тремительное изменение системы российского образования требует изменения подходов к методам обучения, способам и формам взаимодействия между обучающим и обучаемым. При этом роль педагога остается ведущей в системе координат «учитель -ученик». Именно учитель является интеллектуальным и коммуникативным лидером, осуществляющим функцию обучения, воспитания и развития личности ученика. Влияя на чувства, мышление, поведение ребенка, взрослые порождают в его сознании определенную модель взаимодействия с окружающим миром. Одна из ключевых задач современного педагога - вооружить школьника универсальными инструментами самосовершенствования и самопознания, которые позволят ему адаптироваться в современном обществе. Поэтому сегодня содержание образования по каждому учебному предмету в школе включает в себя формирование «универсальных учебных действий, которые, в свою очередь, порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллигентной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире» [8, с. 5].

Обычно универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) рассматриваются в системе ме-тапредметных результатов освоения обуча-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.