Научная статья на тему 'Экскурсионный туризм как ведущее средство воспитания духовно-нравственной культуры учащихся средних классов средних общеобразовательных учреждений'

Экскурсионный туризм как ведущее средство воспитания духовно-нравственной культуры учащихся средних классов средних общеобразовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
540
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / СРЕДНЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / ЭКСКУРСИОННЫЙ ТУРИЗМ / УРОЧНО-ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕМЕЙНЫЙ ИНСТИТУТ / SPIRITUAL AND MORAL CULTURE / SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS / CIVIC QUALITY INSTITUTION OF THE FAMILY / SIGHTSEEING TOURISM / TIME LIMIT / AFTER-HOUR ACTIVITIES / FAMILY INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ухтинская М. В.

В контексте современных образовательно-воспитательных проблем России, в особенности в среде школьников средних классов, низкого уровня развития их духовно-нравственной культуры, слабого чувства патриотизма, урочно-внеурочная деятельность среднего общеобразовательного учреждения приобретает особую ценность. Однако при поиске эффективных средств решения указанных проблем, в частности, при использовании форм и методов экскурсионного туризма как одного из результативных средств в решении поставленных вопросов воспитания и образования, проявляются все новые проблемные аспекты. Экскурсионный туризм в этом отношении может выступать в качестве ведущего средства воспитания духовно-нравственной культуры учащихся средних классов средних общеобразовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXCURSIONS TOURISM SERVES AS A LEADING MEAN OF UPBRINGING SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF THE SECONDARY SCHOOL STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In the context of modern education and educational problems of Russia, especially among secondary school students, the low level of development of their spiritual and moral culture, a weak sense of patriotism and a extra-curricular activities of secondary educational institutions is of particular value. However, when looking for effective ways to solve these problems, the use of forms and methods of excursion tourism as one of the effective means to address the issues of upbringing and education, appear all the new aspects of the problem. Excursion tours in this case may act as a means of educating the leading spiritual and moral culture of students of secondary institutions.

Текст научной работы на тему «Экскурсионный туризм как ведущее средство воспитания духовно-нравственной культуры учащихся средних классов средних общеобразовательных учреждений»

вания данного орнамента и согласно цели подбирают символику, вид построения орнамента, его цвет. Затем все компоненты соединяются в единую орнаментальную композицию.

Показы своих работ студенты устраивают театрализовано. Вот, например, как проходит демонстрация коллекции в деревенском стиле («кантри-лук»). Обыгрывается старый русский обряд смотрины и сговор (рукобитье) с песенным (фольклорным) сопровождением, который был неотъемлемым элементом народного быта.

По традиции после сватовства начинались взаимные посещения будущих родственников. «Смотрели» невесту, договаривались о приданном, дне свадьбы, количестве приглашаемых родственников. Все это сопровождалось советами родных, выборами дружки - руководителя свадьбы со стороны жениха. Самым главным для невесты до дня свадьбы было приготовление приданого. В предсвадебные дни невеста должна была продемонстрировать свое трудолюбие. Последние приготовления, совершались ею в окружении и при ближайшем участии ее подружек - других девиц на выданье, из этой же деревни. Студентки «подружки» показывают «приданное невесты» - современные костюмы, в которых активно использовались мотивы, идеи, образы, приемы кроя и отделки народного костюма.

Как видим, здесь прикладное народное творчество находит отражение в современности.

Знакомство с этнокультурой своего народа подобным образом можно организовывать и на других дисциплинах. Так в содержание учебной дисциплины «Технология приготовления пищи» был включен раздел «Национальная кухня», где особое внимание уделяется русской и алтайской.

Национальный колорит кухонь разных народов нашей огромной страны несколько сгладился, произошло своеобразное взаимопроникновение национальных блюд. Это с одной стороны внесло разнообразие в питание каждого народа. А с другой -нивелировало особенности национальной кулинарии и породило массу заблуждений.

Алтайская национальная кухня до сих пор еще слабо изучена, а многие ее секреты уже начинают забываться.

Конечно же, время идёт вперед и условия жизни алтайского народа становятся лучше, благоустроеннее и в какой-то мере специфику приготовления некоторых алтайских блюд не всегда можно воспроизвести. Тем не менее, богатство алтайской национальной кухни как части культуры алтайского народа не имеет право быть забытым, потерянным.

На лабораторных занятиях студенты знакомятся с богатством своеобразного ассортимента продуктов алтайской кухни, построенного на основе мяса и молока; с особенностями технологии приготовления колоритных алтайских блюд со специфическими национальными названиями.

Дегустация приготовленных блюд происходит за столами, сервированными скатертями и посудой с национальными формами и орнаментом (изготовленными студентами на занятиях по дисциплине «Декоративно-прикладное творчество»).

Такая организация учебного процесса, как показал опыт, вызывает у будущих учителей технологии живой эмоциональный отклик, активизирует их творческую деятельность, способствует воспитанию интереса и любви к этнокультуре.

Статья поступила в редакцию 15.03.13

УДК 379.8.093.

Ukhtinskaya M.V. EXCURSIONS TOURISM SERVES AS A LEADING MEAN OF UPBRINGING SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF THE SECONDARY SCHOOL STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS. In the context of modern education and educational problems of Russia, especially among secondary school students, the low level of development of their spiritual and moral culture, a weak sense of patriotism and a extra-curricular activities of secondary educational institutions is of particular value. However, when looking for effective ways to solve these problems, the use of forms and methods of excursion tourism as one of the effective means to address the issues of upbringing and education, appear all the new aspects of the problem. Excursion tours in this case may act as a means of educating the leading spiritual and moral culture of students of secondary institutions.

Key words: spiritual and moral culture, secondary educational institutions, civic quality institution of the family, sightseeing tourism, time limit, after-hour activities, family institution.

М.В. Ухтинская, аспирант каф. социально-культурной деятельности, Санкт-Петербургский

университет культуры и искусств, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ЭКСКУРСИОННЫЙ ТУРИЗМ КАК ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В контексте современных образовательно-воспитательных проблем России, в особенности в среде школьников средних классов, низкого уровня развития их духовно-нравственной культуры, слабого чувства патриотизма, урочно-внеурочная деятельность среднего общеобразовательного учреждения приобретает особую ценность. Однако при поиске эффективных средств решения указанных проблем, в частности, при использовании форм и методов экскурсионного туризма как одного из результативных средств в решении поставленных вопросов воспитания и образования, проявляются все новые проблемные аспекты. Экскурсионный туризм в этом отношении может выступать в качестве ведущего средства воспитания духовно-нравственной культуры учащихся средних классов средних общеобразовательных учреждений.

Ключевые слова: духовно-нравственная культура, среднее общеобразовательное учреждение, гражданские качества, институт семьи, экскурсионный туризм, урочно-внеурочная деятельность, семейный институт.

В наши дни, когда речь заходит об учащихся средних классов, представляется образ школьника, неразрывно связанный с учебной деятельностью в среднем общеобразовательном учреждении как основной деятельности в этот возрастной период. Одновременно возникает ряд ассоциативных, стереотипических утверждений. Например: «у современной школы сейчас одни конкуренты: сеть Интернет и различные электронные устройства и игры», «школьники стали слишком агрессивны», «сни-

зился возрастной порог употребления наркотических веществ и алкоголя», «у школьников нет чувства гордости за свою страну», «у школьников совершенно отсутствует мораль», «в наши дни идет преследование только эгоистических целей» и т.п. Дискутировать по данным точкам зрения достаточно сложно, подобные проблемы в различных вариантах так или иначе существовали практически всегда, но сейчас они действительно более вариативны, масштабны и усложнены, и рассматривать их

уже принято в аспектах глобальных процессов, протекающих в современном мироустройстве.

Вместе с тем нужно отметить, что взгляды на образовательно-воспитательный процесс, как со стороны института семьи, так и со стороны государственного сектора и самих образовательных институтов достаточно различны.

На наш взгляд, наиболее сложная обстановка в этом отношении обстоит со стороны института семьи. Семья, как доминирующий социальный институт в воспитании школьника должна уделять масштабное и непрерывное внимание, как процессу образования, так и процессу воспитания, в частности духовного и нравственного воспитания школьника. Необходимо соучаствовать во взрослении развивающейся личности, объяснять почему понятие «хочу» неразрывно существует наряду с понятием «нельзя», уверенно вести процесс воспитания и образования в должном русле. К сожалению, социальная обстановка в отношении решения указанных проблем в обществе неоднозначна. В особенности, многие исследователи отмечают минимальный уровень гражданско-патриотического воспитания школьников средних классов. Как известно, система нравственного, эстетического, трудового, умственного воспитания является подспорьем в зарождении патриотических чувств. «Истинный патриотизм - одна из высших и непреходящих ценностей, один из оплотов национального духа, его нельзя уничтожить, пока жив человек» [1, с. 132]. Однако в наши дни прослеживается отличительная от предшествующих исторических эпох тенденция - отечественный семейный институт, как таковой, в ряде случаев не считает гражданско-патриотическое воспитание, становление социально-мобильной личности ключевыми элементами становления и развития личности ребёнка! Нередко сами родители, исходя из субъективных причин и пережитого опыта, негативно отзываются о России в целом, смешивая воедино такие понятия, как «страна» и «государство». Это приводит к тому, что школьники, в свою очередь, улавливая лишь общий негативный контекст информации, совершенно некритично и необдуманно транслируют её в среду сверстников, создавая тем самым в подростковой среде так называемый «лавинный эффект». Таким образом, родители, нередко исходя из собственного субъективизма, поступая, таким образом, педагогически непрофессионально, объективно достаточно эффективно снижают у школьника уровень чувства любви к Отечеству, гражданственности и патриотизма. Всё это происходит на фоне постоянного снижения внимания общества и СМИ, в частности, к изучению российских исторических традиций, позитивного исторического опыта и рассмотрения оптимистических вариантов развития страны.

Семья как социальный институт, понимая, что учебный процесс стал основным в жизни школьника, нередко во многом отстраняется от образовательно-воспитательной функции, считая, что теперь только школа должна взять ее под свой контроль и успешную функциональную реализацию в целом. В свою очередь, необходимо заострять внимание на том факте, что без воспитания - образование ничто. Среднее общеобразовательное учреждение, в наши дни, вынуждено тратить много сил на процесс воспитания учащихся, но, если с воспитанием основных норм поведения школьника опытный учитель справится в одиночку, то с формированием основ духовно-нравственной культуры и перспективным развитием существующих одних слов и красивых стендов в классе уже будет явно недостаточно. Опираясь на данные нашего исследования, направленного на выявление духовно-нравственной культуры современных школьников, качества их досуга, отношения семейного института к вопросам организации процесса их воспитания, выполненного на экспериментальной площадке, включающей шесть средних общеобразовательных учреждений разного типа в г. Перми, подкреплённого данными наблюдения в иных регионах Российской Федерации, нами была выявлена малоутешительная ситуация в вопросах воспитуемости школьников.

Тем не менее, необходимо отметить, что с одной стороны представители государства вполне ясно осознают необходимость и важность внимания ко всей системе образования, нисколько не умаляя при этом значения воспитательной составляющей в средней общеобразовательной школе, в том числе, как средства совершенствования самого образовательного процесса. В этом отношении, в частности, весьма примечательно внимание государственного сектора к вопросам духовно-нравственного развития общества, отражённое в Законопроекте «О патриотическом воспитании граждан РФ», который был подготовлен в России в рамках программы патриотического воспитания на 2010-2015 годы, явившемся своего рода социальным заказом системе образования. Сюда же можно отнести и поправки в Закон РФ «Об образовании» от 01.12.2007 г. (№ 309), вклю-

чившие в себя сразу в нескольких статьях требования обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся - так, п. 2 статья 14 Закона определяет формирование духовно-нравственной личности в качестве одной из основных задач образования» [2], а также Указ Президента РФ от 09.01.2012. № 49 «О проведении в Российской Федерации Года российской истории», что также ориентировано на должное воспитание подрастающего поколения. В этом контексте нельзя не отметить регулярные выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина, направленные на рассмотрение вопросов совершенствования системы образования в целом и духовно-нравственного развития подрастающего поколения, в частности. Вместе с тем, нельзя не сказать о том, что наряду с должным освещением поднятых вопросов, касающихся воспитания и образования, нередко, когда речь заходит о конкретных путях и средствах решения поставленных воспитательных задач и проблем, наблюдается, на наш взгляд некая незаконченность и плохо скрываемое желание «пустить на самотек» решение поднятых проблем. Прежде всего, не уточняются конкретные средства, которые могут быть внедрены в целях повышения уровня духовно-нравственной культуры подрастающего поколения. Нередко ответственными за решение данных проблем чиновниками лишь в общих чертах отмечаются необходимость внедрения в школьную жизнь перспективных форм участия самих школьников в процессах школьного самоуправления, упоминаются различные развлекательные и познавательные формы внеучебной работы школьников. Когда речь идёт о необходимости планомерно выстроенной работы, то нередко для многих внутрироссийских регионов все в значительной степени усложняется. В частности, когда уточняется, что решения по данным вопросам должны приниматься на местах и именно руководители регионов должны создавать все необходимые меры и возможности для выстраивания должной образовательно-воспитательной работы в средних общеобразовательных учреждениях и быть лично ответственными за принятые решения, то нередко решение поставленных задач ограничивается лишь их обсуждением.

Тем не менее, нельзя не отметить, что сам взгляд непосредственно на роль образовательного института в решении поставленных задач достаточно многоаспектен и неоднозначен. Современная общеобразовательная школа в настоящее время находиться в сложной и динамичной ситуации, когда ей предъявляются все новые требования, в частности, в рамках внедрения Единых государственных экзаменов, вхождения в Болонский процесс, необходимость применения новых и современных методов и механизмов образования подстать европейским и т.п. При этом средние общеобразовательные учреждения, институты консервативные по своей природе, из-за всех сил стараются сохранить традиционные отечественные, положительно зарекомендовавшие себя педагогические приёмы и методы. Безусловно, в современной системе средних общеобразовательных учреждений наличествует ситуация, когда в школе организована только образовательная деятельность, а внеурочная деятельность практически полностью посвящена внедрению и реализации новых методов работы с обучающимися, таким как «тренинги», «языковые семинары» и т.п., которые, возможно и нужны, но, тем не менее, не должны доминировать во внеурочной деятельности. Получается, с одной стороны современный школьник средних классов знает, как самостоятельно сделать компьютерную презентацию, правильно выстроив ее по содержанию и успешно защитив, но, с другой - этот же школьник далеко не всегда понимает элементарные нравственные нормы и принципы, нередко не знает и не ориентирован на изучении истории малой Родины или страны, где он живет. Вся эта «нравственная глухота» на фоне практически отсутствующего чувства гражданственности и патриотизма происходит, в том числе, по причине того, что, например, превозносимый в последние годы проектный подход в образовательной деятельности и проектная деятельность в школе вытеснили и заменили практически все иные эффективные, ставшие традиционными в лучшем смысле этого слова формы и средства внеурочной деятельности школы, направленные на воспитание гражданина и патриота своей страны. Здесь, безусловно, нельзя не упомянуть и еще одну причину сложившейся ситуации, имея в виду современную систему преподавания истории в школах. Во многих средних общеобразовательных школах вынужденно отошли от линейной системы преподавания истории, когда учебный материал выстраивался согласно хронологической концепции - от древности к современности. В последние годы стало повсеместной практикой обучение школьников одновременно как отечественной, так и зарубежной истории без учёта хронологического подхода, что привело к определенному размыванию восприятия учащимися по-

ступательной динамики исторических процессов. Подобный подход в значительной степени мешает объективному восприятию доминантных глобальных и локальных исторических процессов и явлений, сводит сам процесс постижения мировой и отечественной истории к рассмотрению отдельных исторических фактов. Причём, касательно отечественной истории, фактов, практически не связанных между собой проявлением силы духа, трагедии и величия великого и многонационального русского народа.

В данном концептуальном контексте со всей полнотой наглядно проявляется одна из самых сложных задач среднего общеобразовательного учреждения - необходимость обосновать и практически реализовать важность и необходимость духовнонравственного воспитания школьников, в исторически сжатые сроки внедрить систему эффективных средств по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Ни для кого не является секретом, что на практике современные средние общеобразовательные школы, руководство которых понимает необходимость внедрения форм урочной, внеурочной и внешкольной работ, применения средств, направленных на воспитание духовно-нравственной культуры и совершенствование образовательной составляющей, по большей части стихийно применяют различные средства и формы - такие как кружки по одному-двум направлениям, викторины, «турслеты», соревнования и т.п. К сожалению, проведения большинства таких мероприятий единично и спонтанно, их организация нередко проводится «для галочки», без необходимой в данном случае систематики и целеполагания в контексте решения перспективных образовательно-воспитательных задач. В нашем понимании, необходимо наличие оптимальным образом выстроенной системы, систематизированной работы, поддающейся компетентной корректировке в зависимости от ряда конкретных условий и факторов.

Если в действительности среднее общеобразовательное учреждение считает необходимым внедрить широкий спектр различных форм внеклассной и внешкольной работы, с учетом ориентированности каждой из них на ту или иную категорию нравственности или их совокупности, то это должна быть именно комплексная программа, целесообразно отражающая как цель, так и задачи, содержание, направление работы, предполагаемые результаты и иные, обосновывающие ее эффективность, содержательные компоненты. С другой стороны, если руководство средних общеобразовательные учреждений видит перспективность воспитания духовно-нравственной культуры учащихся в контексте совершенствования системы образования только в одной форме внеурочной деятельности школы -точно также необходима системная программа, компетентно встроенная в урочно-внеурочную деятельность среднего общеобразовательного учреждения.

Экскурсионный туризм в системе образования является достаточно уникальным по своему выражению и эффективным в плане реализации средством решения задач воспитания духовно-нравственной культуры. Отвлеченность от кабинетных, в основном, вербальных методов обучения, применение метода «показ-рассказ», живая педагогическая основа экскурсионного туризма, возможность для школьника лично созерцать изучаемые объекты, психологическая основа деятельности, которая так важна в аспектах изучаемого нами объекта, возможность организовать мероприятия практически в любом регионе России, затронув при этом практически все основные критерии нравственности (с учётом того немаловажного обстоятельства, как необходимость относительно незначительного материального обеспечения экскурсионно-туристского процесса - как правило, финансовые вопросы, не играют существенной роли в практике организации как местного, так и регионального экскурсионного туризма, ведь его формы и способы достаточно многообразны), - всё это лишний раз подчёркивает неоспоримую ценность экскурсионного туризма в целях его внедрения и организации в урочно-внеурочной деятельности средней общеобразовательной школы.

В результате вышеизложенного, духовно-нравственная воспитанность школьника средних классов нередко выглядит крайне разрозненной и неустойчивой. Отчётливо прослеживается непонимание значений морали, нравственности или социальных норм поведения, неосознавание важности ответственного поведения для своей семьи, общества, и прежде всего, для самого себя.

Важным в плане решения поставленных проблем является присутствие в подростковом сознании мотивации к реализации творческого, художественного, изобразительного потенциала, однако данное стремление не всегда прогнозируется и учитывается институтом семьи. Лишь 10% школьников средних классов заинтересовались занятиями в экологическом кружке или

участием в объединении, ставящим своей целью сохранение памятников истории и культуры; также, к примеру, наименьший процент школьников средних классов относится к тем, кто проводит свой досуг познавательно - имеются в виду школьники, посещающих музеи, выставочные залы, галереи или занимающиеся художественным, изобразительным искусством - таких в проведенном нами исследовании 28,6% и 24,1% соответственно. Однако, среди опрошенных, тех, кто проводит свое время «сидя в интернете» - 90,1%, сидящих за просмотром телевизора или смотрящих видео - 87,7%. Соответственно проведённое исследование выявило также отсутствие понимания (не говоря уже о принятии) таких непреложных ценностей как Отечество, религия, семья, ценностей, являющиеся основой традиционной культуры России. Вполне уместен вопрос: откуда возьмется понимание нравственной ценности семьи, при наличии в обществе огромного количества детей из неполных семей, если сами родители не осознают важность воспитания, необходимости привития норм и правил? Исследование выявило минимальный процент семей, проводящих свой досуг с познавательными, культурными, образовательными задачами, школьники средних классов не посещают музеи, театры, не играют в развивающие игры, несмотря на то, что набирает обороты процесс «одомашнивания досуга».

По результатам опроса, бесед, легко вывести зависимость, которая, к сожалению, говорит об утрате национальных традиций, проявлении интолерантности, невнимании к различным этносам, падении уровня патриотизма, и многих других подобных процессах. К примеру, лишь 9,6% школьников средних классов отметили, что проводят свой досуг с родителями, и уже 78,2% школьников, считают, что свободное время необходимо для того, чтобы общаться со своей компанией, друзьями, знакомыми. Безусловно, никто не говорит о том, что нужно ограничивать общение подростка со сверстниками, напротив, процесс социализации в важной своей части протекает именно подобным образом, но школьник средних классов не должен считать, что свободное время нужно лишь для того, чтобы проводить его на улице или «в компьютере», общаясь с друзьями.

Получается, что в современном обществе сложилась отчётливая ситуация, когда такая микросреда школьника средних классов, как семья, оказывается неспособной решать задачи духовно-нравственного развития подростков. Выходит, что только на средние общеобразовательные школы в значительной степени ложится ответственность за становление образованной и конкурентоспособной личности, несущей ответственность за свои поступки, личность с должной духовно-нравственной составляющей. Именно средние общеобразовательные учреждения должны взять на вооружение весь комплекс средств урочной, внеурочной и внешкольной работ. Средняя школа, обладая накопленными за десятилетия и положительно зарекомендовавшими себя фундаментальными воспитательными средствами и методами должна в полной мере реализовать весь комплекс задач не только по образованию, но и по воспитанию школьника, образно говоря «вызвать огонь на себя».

В наши дни средние общеобразовательные школы активно внедряют различные формы внеурочной и внешкольной работ - викторины, КВН, игры, кружки различной направленности, соревнования, экскурсии. Все эти формы, безусловно, хорошо зарекомендовали себя в деятельности по воспитанию и образованию школьника, тем не менее, в настоящее время следует учитывать существующие различия в степени включенности форм в деятельность конкретной школы в зависимости от внешних и внутренних факторов и конкретных задач того или иного школьного учреждения. Проведенные нами многочисленные исследования по данной проблеме позволяют, наряду со ставшими традиционными формами внеурочной работы, выделить экскурсионный туризм как одно из эффективных средств воспитания и образования. В свою очередь, возвращаясь к семейному институту, и выделяя, наряду с проблемой отстраненности семьи в вопросах воспитания духовно-нравственной и гражданской культуры, еще одну проблему. Так, в средних общеобразовательных школах встречается ситуация, когда коллектив учителей, преодолевая различные трудности, организует реализацию плана внешкольных мероприятий: турслет, выездне соревнования, экскурсии или многодневные поездоки, сталкиваясь с негативным отношением родительского коллектива, который мешает, а иногда активно препятствует проведению внешкольных мероприятий, оказывающих, в том числе, и воспитательное воздействие на обучаемых. Причина подобного отношения нередко кроется в элементарном непонимании важности воспитательного процесса, ведущегося школой со стороны отдельных представителей института семьи. Конечно, достаточно сложно по-

спорить с образовательно-воспитательной ценностью экскурсий и познавательных прогулок для формирующейся личности, хотя экскурсионные мероприятия возможно организовать в любом регионе Российской Федерации, далеко не все подобные мероприятия реально организовать без минимальных финансовых вложений. Родители же в свою очередь нередко полагают, что полностью передавая практически все полномочия по образовательно-воспитательной деятельности школе, в дальнейшем им вполне уместно не принимать активного участия в данной деятельности, при этом лишь высказывая отдельные мнения по поводу «неэффективности», «дороговизны», «незаконности» (что наиболее сейчас популярно) проводимой деятельности и т.п.

В существующих масштабных исследованиях, затрагивающих педагогические, психологические, исторические и культурологические аспекты воспитания подрастающего поколения, идет активный поиск целесообразных и наиболее эффективных средств духовно-нравственного воспитания, гражданско-патриотического становления подрастающей личности, затрагивающих сферу совершенствования образовательного процесса. Это проявляется в издании многочисленных методических пособий и рекомендаций, публикации научной и учебной литературы, организации множества конференций и чтений как в центральных округах Российской Федерации, так и в различных регионах. Предлагаемые средства различны, вариативны по содержанию и способу организации, выражаются как в системной, так и в единичной организации. Однако нами, в свою очередь, вы-

деляется именно экскурсионный туризм, представляющий, на наш взгляд, одно из наиболее эффективных и целесообразных средств совершенствования образовательно-воспитательного процесса, делающих акцент на духовно-нравственной культуре и патриотическом воспитании.

Необходимо отметить, что институт семьи в современных условиях, характеризующихся необходимостью решения широкого спектра нравственных проблем трансформирующейся России, вхождением в мировой информационный процесс всего общества, повышенной ответственностью образовательной системы по воспитанию высокообразованной, конкурентоспособной личности, трансформированием системы среднего образования и т.д., не всегда в полной мере осознает важность и необходимость постоянного конструктивного взаимодействия со средней общеобразовательной школой. Современной семье как ведущему социальному институту имеет смысл пересмотреть существующее строго оценочное отношение к средней общеобразовательной школе как институту реализации традиционного урочно-внеурочного процесса, наладив систематическое и корректное взаимодействие с нею. Только в условиях налаживания оптимального социального диалога семьи и школы станет возможным утверждать и полноценно внедрять эффективные средства по воспитанию духовно-нравственной культуры школьников средних классов общеобразовательных школ на благо как самой Семьи, так и в целях дальнейшего процветания всего российского общества.

Библиографический список

1. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника как педагогическая проблема. Формирование духовно-нравственной культуры и гражданского становления личности в образовательном учреждении. - Нижний Новгород, 2010.

2. Колодина, Е.М. Духовно-нравственная культура: учебно-методич. пособие для образовательных учреждений. - Омск, 2009.

Bibliography

1. Dukhovno-nravstvennoe i patrioticheskoe vospitanie shkoljnika kak pedagogicheskaya problema. Formirovanie dukhovno-nravstvennoyj kuljturih i grazhdanskogo stanovleniya lichnosti v obrazovateljnom uchrezhdenii. - Nizhniyj Novgorod, 2010.

2. Kolodina, E.M. Dukhovno-nravstvennaya kuljtura: uchebno-metodich. posobie dlya obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj. - Omsk, 2009.

Статья поступила в редакцию 18.03.13

УДК 37.013

Narzulayev S.B., Miller N.D., Zyablova N.P. METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE SOLUTION HEALTH SAVING TRAINING. Within the solution of the task on conceptual reasons for model of health saving training we used a row of the methodological approaches which set allows to expand boundaries of application of separate approaches as methods of the solution of this task: system, the functional, valeological, project.

Key words: system, approach, model, training.

С.Б. Нарзулаев, д-р мед. наук, проф., зам. директора филиала Российского гос. социального университета, г. Томск, Е-mail: [email protected]; Н.Д. Миллер, канд. пед. наук, зав. учебной частью филиала Российского гос. социального университета, г. Томск; Н.П. Зяблова, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 198» г. Северск.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

В рамках решения задачи по концептуальному обоснованию модели здоровьесберегающего обучения мы использовали ряд методологических подходов, совокупность которых позволяет расширить границы применения отдельных подходов как методов решения данной задачи: системный, функциональный, валеологический, проектный.

Ключевые слова: система, подход, модель, обучение.

Понятия «система» и «системный подход» являются одними из наиболее часто используемых понятий в научном лексиконе. Системный подход или системный анализ в изучении явлений окружающего мира был разработан учеными еще в начале XX века. Как отмечает К.С. Гаджиев, изначально такой подход был сформулирован и использовался исследователями из области естественных наук. Именно работа физиолога У. Кэннона «Мудрость тела» (1932) способствовала внедрению системного анализа в социальные науки. В ней было введено в научный оборот понятие «гомеостазис», означающее состояние равновесия в системе. Затем появились работы австрийского биолога-теоретика Л. Берталанфи, создавшего теорию открытых биологических систем существенно отличающихся от зак-

рытых систем, изучаемых в физике. Л. Берталанфи выдвинул программу построения общей теории систем, задачами которой стало следующее: формулирование общих принципов и законов поведения систем независимо от их специального вида, природ в составляющих их элементов и отношений между ними; установление точных и строгих законов в нефизических областях знания; создание основы для синтеза научного знания в результате выявления изоморфизма законов, относящихся к различным сферам реальности. Исследования по общей теории систем нашли отражение в трудах Р.Л. Акофа, А.И. Берга, Л. Берталанфи, К. Боулдинга, Н. Винера, У.Р. Эшби [1]. Сравнительно недавно системный подход, разработанный в естествен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.