Научная статья на тему 'Экскурсии на предприятия города как форма адаптации будущих специалистов'

Экскурсии на предприятия города как форма адаптации будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3905
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экскурсии на предприятия города как форма адаптации будущих специалистов»

ЭКСКУРСИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯ ГОРОДА КАК ФОРМА АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Л. В. Батрак, Д. Ю. Васильев, Г. П. Поховцева,

преподаватели ГБОУ СПО «Прокопьевский промышленно-экономический техникум»

Из-за спада промышленного производства в 90-е годы технические работники были вынуждены переквалифицироваться, а молодежь предпочитала получать модные профессии экономиста, юриста, финансиста. В результате на промышленных предприятиях воз-

77. В. Батрак

ник недостаток специалистов технических специальностей. Уже сейчас спрос на специалистов технического профиля значительно превышает предложения. Техническая модернизация и развитие предприятий, создание новых производственных направлений, а также техническое перевооружение и развитие основного производства, повышение производительно-

сти труда и качества выпускаемой продукции — все это предъявляет новые требования к образовательному уровню, квалификации и компетентности рабочих, что в свою очередь требует обновления профессионального образования.

Нежелание молодежи осваивать рабочие специальности, высокая текучесть молодых ра-

Д. Ю. Васильев Г. П. Поховцева

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 3 (42) 2014

59

бочих на предприятии, недостаточная подготовленность выпускников к работе в условиях современного предприятия — это проблемы, которые в системе профессионального образования можно решить только при условии тесного взаимодействия с предприятиями-работодателями, ведь именно они являются потребителями результатов образовательной деятельности.

В Федеральных государственных образовательных стандартах особое внимание уделяется самостоятельной и практической деятельности студента. Освоение необходимых профессиональных компетенций для выпускников специальности «технология машиностроения», таких как использование конструкторской документации при разработке технологических процессов изготовления деталей, выбор метода получения заготовок и схем их базирования, составление маршрутов изготовления деталей и проектирование технологических операций, разработка и внедрение управляющих программ обработки деталей, обеспечение реализации технологического процесса по изготовлению деталей, проведение контроля соответствия качества деталей требованиям технической документации, невозможно без понимания организации работы на производстве.

Но как бы ни учитывались запросы предприятий и организаций на подготовку специалистов определенного профиля и уровня подготовленности, как бы ни обновлялись программы профессионального образования, в конечном итоге все зависит от того, насколько молодой специалист сможет адаптироваться к условиям конкретного предприятия.

Подготовка будущих специалистов к профессиональной адаптации необходима уже в процессе обучения в учреждении среднего профессионального образования. Этому способствует система социального партнерства.

Для формирования интереса к выбранной профессии, знакомства с технологическим оборудованием, используемым на предприятиях города, преподаватели регулярно проводят экскурсии для студентов, на которых обучающиеся знакомятся с организацией производственной деятельности.

Основная цель производственных экскурсий — дать студентам общее представление о современной технике и технологии производства, познакомить их со структурой предприятий, с условиями и спецификой работы на них.

Подготовка к экскурсии начинается с составления плана ее проведения и выбора объекта — предприятия, куда будут приглашены обу-

чающиеся. Исходя из цели и задач экскурсии, преподаватель определяет вопросы, на которые следует обратить внимание. Затем он договаривается с организаторами экскурсии на предприятии, продумывает, как обеспечить безопасное передвижение студентов по территории предприятия, как сделать экскурсию менее утомительной и в то же время более содержательной.

Преподаватели-организаторы всегда привлекают к участию в проведении экскурсии специ-алистов-практиков, уточняют содержание бесед и выделяют в беседе самое главное. Просят производственников вести рассказ понятным языком, избегая узкоспециальных терминов. Предварительно обучающимся они сообщают о цели экскурсии и порядке осмотра предприятия.

Руководители предприятий понимают необходимость взаимного сотрудничества с учреждениями профессионального образования и всегда рады принять наших студентов для очередной экскурсии или для прохождения практики.

На каждом предприятии рабочие, мастера охотно объясняют студентам принцип работы оборудования, поясняют технологические процессы изготовления конкретного изделия, показывают применяемый инструмент. Студенты имеют возможность познакомиться с конструкторской документацией, средствами проведения контроля качества произведенного продукта.

После таких экскурсий освоение теоретического материала по профессиональным дисциплинам становится более продуктивным. А главное — к обучающимся приходит понимание того, что предприятиям требуются квалифицированные, грамотные специалисты, которые могут не только выполнять порученные задания, но и планировать и организовывать работу структурного подразделения.

Вот что говорят студенты 3-го курса специальности «технология машиностроения»: «Первое посещение машиностроительного предприятия произвело на нас огромное впечатление. Мы наглядно увидели работу различного технологического оборудования и поняли, что нужно знать много, для того чтобы приступить к практике. Интересно проследить весь процесс изготовления изделия от разработки чертежей, до получения готовой продукции, провести анализ работы различного металлообрабатывающего оборудования, участвовать в разработке технологического процесса по изготовлению деталей на практике. Сразу становится ясно, что необходимо знать

60

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» № 3 (42) 2014

по всем дисциплинам, которые помогут нам освоить специальность».

Не только будущие техники приходят на предприятия еще до прохождения производственной практики. Группа специальности «теплоснабжение и теплотехническое оборудование» в рамках изучения курса «машинист котельной установки» посетила современную модульную котельную на Прокопьевском заводе шахтной автоматики. Студенты увидели технологию производства тепловой энергии. Первым делом им показали процесс топливо-подачи, как уголь с угольного склада по скребковым конвейерам попадает в котел. Котло-агрегаты полностью автоматизированы, работают под системой автоматического управления нового поколения, состоящей из современных приборов фирм «Siemens» и «Овен». Процесс удаления шлака происходит шурующей планкой и не требует участия человека. Будущие коммунальщики увидели технологические операции: подрыв предохранительного клапана, продувку и проверку работоспособности манометра путем посадки его в нулевое положение. Эти операции машинист котельной обязан выполнять каждую смену. Был продемонстрирован процесс подачи воздуха в котел дутьевым вентилятором и его удаления при помощи дымососов, а также регулирование при помощи исполнительных механизмов — шиберов и МЭО, показана работа сетевых, подпиточных и питательных насосных

групп, аппаратов химводоподготовки и системы шлакозолоудаления.

Вот что студенты рассказывают об экскурсии: «Это наша первая экскурсия, так как мы только начали изучать специальные дисциплины. Мы были приятно поражены чистотой внутри котельного цеха и автоматизацией всех технологических процессов. Увидели и услышали подробный рассказ о работе и взаимосвязи технологических агрегатов. Раньше мы думали, что кочегары забрасывают уголь лопатами, шуруют и выгребают шлак. Теперь мы представляем, что котельная — это «фабрика» по производству тепловой энергии. Мы увидели современное оборудование и каким интересным и сложным может быть процесс выработки тепла, теперь хочется учиться с удвоенной силой, чтобы непременно овладеть выбранной нами специальностью. Уверены, что даже когда мы станем специалистами, мы всегда будем вспоминать это наше первое знакомство с котельной».

В самом начале знакомства с профессией, которую выбрали для себя наши студенты, важно заинтересовать, показать перспективы развития отрасли, в которой они будут реализовывать свои профессиональные навыки. Регулярное проведение экскурсий в рамках социального партнерства на предприятия города можно считать первой стадией профессиональной адаптации студентов, на которой у студентов формируется позитивная временная перспектива, связанная с получаемой профессией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.