Научная статья на тему 'Экранный тип культурного кода как семиотическая характеристика современной стадии социокультурной трансформации: культурфилософский анализ'

Экранный тип культурного кода как семиотическая характеристика современной стадии социокультурной трансформации: культурфилософский анализ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1598
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНЫЙ КОД / ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА / ПОСТМОДЕРН / ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА / SOCIOCULTURAL TRANSFORMATION / CULTURE DYNAMICS / CULTURAL CODE / SCREEN CULTURE / POSTMODERNITY / EUROPEAN CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тарасов Алексей Николаевич

В статье выявляются характеристики экранного типа культурного кода, пришедшего на смену книжному. Проанализированы такие характеристики экранного типа культурного кода, как интернациональность, децентрализация и однородность культурного пространства. Установлено, что в результате утверждения экранного типа культурного кода сформировались следующие характеристики IV социокультурной трансформации в континууме европейской культуры: плюрализм, эклектизм, разрыв с предшествующей культурной традицией. На основании проведенного культурфилософского анализа делается вывод, что экранный тип культурного кода выступает семиотической характеристикой переходной культуры постмодерна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCREEN TYPE OF THE CULTURAL CODE AS A SEMIOTIC FEATURE OF THE MODERN STAGE OF SOCIO-CULTURAL TRANSFORMATION: CULTURAL PHILOSOPHICAL ANALYSIS

The article distinguishes the features of the screen type of cultural code, which replaced the literary one. The author analyses such characteristics of the screen type of cultural code as internationality, decentralization and uniformity of the cultural space. It has been found that as a result of establishment of the screen type of cultural code, the following features of the IV socio-cultural transformation were formed in the continuum of the European culture: pluralism, eclecticism, discontinuity with the previous cultural tradition. Based on the undertaken cultural philosophical analysis, it is concluded that the screen type of cultural code is a semi-otic feature of the postmodern culture.

Текст научной работы на тему «Экранный тип культурного кода как семиотическая характеристика современной стадии социокультурной трансформации: культурфилософский анализ»

УДК 130.2

Тарасов Алексей Николаевич

Tarasov Alexey Nikolayevich

кандидат философских наук,

доцент кафедры философии, социологии

и теологии

Липецкого государственного педагогического университета

ЭКРАННЫЙ ТИП КУЛЬТУРНОГО КОДА КАК СЕМИОТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СТАДИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

PhD in Philosophy, Assistant Professor, Philosophy, Social Science and Theology Department, Lipetsk State Pedagogical University

THE SCREEN TYPE OF THE CULTURAL CODE AS A SEMIOTIC FEATURE OF THE MODERN STAGE OF SOCIO-CULTURAL TRANSFORMATION: CULTURAL PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Аннотация:

В статье выявляются характеристики экранного типа культурного кода, пришедшего на смену книжному. Проанализированы такие характеристики экранного типа культурного кода, как интернациональность, децентрализация и однородность культурного пространства. Установлено, что в результате утверждения экранного типа культурного кода сформировались следующие характеристики IV социокультурной трансформации в континууме европейской культуры: плюрализм, эклектизм, разрыв с предшествующей культурной традицией. На основании проведенного культурфилософского анализа делается вывод, что экранный тип культурного кода выступает семиотической характеристикой переходной культуры постмодерна.

Ключевые слова:

социокультурная трансформация, динамика культуры, культурный код, экранная культура, постмодерн, европейская культура.

Summary:

The article distinguishes the features of the screen type of cultural code, which replaced the literary one. The author analyses such characteristics of the screen type of cultural code as internationality, decentralization and uniformity of the cultural space. It has been found that as a result of establishment of the screen type of cultural code, the following features of the IV socio-cultural transformation were formed in the continuum of the European culture: pluralism, eclecticism, discontinuity with the previous cultural tradition. Based on the undertaken cultural philosophical analysis, it is concluded that the screen type of cultural code is a semi-otic feature of the postmodern culture.

Keywords:

sociocultural transformation, culture dynamics, cultural code, screen culture, postmodernity, European culture.

Понятие «культурный код» введено в оборот отечественного культурологического знания относительно недавно. Возможно, этим объясняется тот факт, что статусная определенность данного концепта в различных направлениях и культурологического, и гуманитарного знания в целом остается открытым вопросом. Мы придерживаемся позиции, в соответствии с которой культурный код представляет собой совокупность знаков и смыслов, заключенных в любом предмете материальной и духовной деятельности человека, отражающей сущностные характеристики конкретного периода развития культуры. Иными словами, данное понятие подразумевает наличие определенного набора особенностей культуры на каждом из этапов ее развития, которые в связи с этим могут быть использованы для различения этих периодов. Набор таких характеристик содержится в каждом объекте культуры, будь то материальная или духовная ее составляющая. Причем эти характеристики необязательно проявляются ярко, скорее, наоборот, носят символический, знаковый характер, чем объясняется некоторая трудность их выявления. Однако при детальном рассмотрении эти знаки, символы и смыслы проявляют себя во всех объектах и явлениях культуры конкретного периода.

Культурный код как способ самоорганизации культуры дает возможность проследить развитие культуры в ее единстве и многообразии. Единство культуры определяется ее смыслоза-данностью, которая представляет собой культурность антропогенной направленности. Это тот элемент культурного кода, который носит константный характер. Иными словами, он неизменен, поскольку если бы он подвергался изменениям, то изменилась бы сама смыслозаданность культуры, что может привести к ее гибели. «Многообразие» в структуре культуры формируется под влиянием разнообразных факторов, среди которых первостепенное значение имеют социально-экономические. При этом важно понимать, что включение новых элементов в систему культуры

является необходимым условием ее поступательного развития. Эти изменения призваны приспособить общество к изменившимся условиям.

Культурный код носит универсальный характер в том смысле, что он работает в любом культурном типе и историческом времени, а потому выступает самодостаточной характеристикой для формирования и сохранения человеческой культуры. Универсальность культурного кода определяется смыслозаданностью культуры, которая, повторимся, заключается в культурности антропогенной направленности. На всех этапах развития самоорганизация культуры происходит благодаря таким параметрам кода культуры, как предметность, знаковость и идеальность, которые выступают в роли ориентиров для ее развития. Предметность предусматривает наличие некой формы-ориентира. Знаковость представляет собой наличие объективного заместителя некоторого предмета, свойства или отношения, используемого для приобретения, хранения и передачи сообщений. Идеальность предполагает норму отношения, представление о должной и желанной ценности, материализуемой в произведениях искусства, практике общественной жизни и деятельности людей.

Однако и эти ориентиры, как элементы культурного кода, носят подвижный характер, в результате их изменений реализуется адаптационная способность культуры. В связи с этим на протяжении всей истории человечества культурологи выделяют три глобальных типа культурного кода: дописьменный (традиционный), письменный (книжный) и экранный, находящийся сегодня в стадии активного формирования. До самого последнего времени преобладающей формой развития духовной культуры была книжная, однако с середины ХХ в. это доминирование завершилось. Со второй половины ХХ в. на место книжной культуры приходит экранная, развивающаяся на основе аудиовизуальной и компьютерной техники. Как мы отмечали выше, переход от одного типа культурного кода к другому всегда подготовлен конкретно-историческими обстоятельствами. Сегодня таким обстоятельством является принципиально иная, чем прежде, технологическая основа, что формирует следующие особенности экранного типа культурного кода:

1) интернациональность, предусматривающая свободное пересечение национальных и государственных границ;

2) децентрализация культурного пространства, при которой вместо централизованных систем возникают коммуникационные сети, поддающиеся легкой трансформации в зависимости от задач и функций;

3) однородность культурного пространства, которая ни в коем случае не предполагает нивелирования различий и уравнения всех национальных культур, наоборот, в этих условиях особую ценность приобретают их самобытность и неповторимость.

Однако, по нашему мнению, особенность переживаемого сегодня периода заключается еще и в том, что наряду со сменой типа культурного кода в континууме европейской культуры происходит смена эпох - стадия социокультурной трансформации, знаменующая переход от современного типа культуры к постсовременному. В связи с этим экранный тип культурного кода в глобальном масштабе может быть рассмотрен как семиотическая характеристика современной стадии социокультурной трансформации в континууме европейской культуры, усиливающая значимость происходящих изменений.

Несомненно, утверждение нового типа культурного кода и процессы, происходящие внутри культуры стран евро-атлантической цивилизации, свидетельствуют об их принципиальной значимости и качественности. Поэтому факт трансформации современной культуры стран указанного региона признается многими исследователями [1]. Более того, в последние годы это положение получило отражение в академической учебной литературе по теории и философии культуры [2, с. 438-440].

Значение экранного типа культурного кода в процессах качественных изменений в европейской (евро-атлантической) культуре определяется его семиотической ролью. Данный тип влияет на базовые принципы западной (которая всегда ассоциировалась с европейской) культуры. К числу изменений духовной жизни евро-атлантической цивилизации, детерминированных в том числе экранным типом культурного кода, следует отнести представленные ниже позиции:

1. Многообразие и плюрализм вместо стандартизации, что вызвано новыми технологиями производства, расширенной структурой потребления, множественными формами политического поведения, разнообразием художественных вкусов, различными формами религиозных верований. Если прежде, на этапе книжного типа культурного кода и, к примеру, на стадии современной культуры первой половины ХХ в., магистральной была идея стандартизированного подхода, то ко второй половине ХХ в. ее заменила идея универсальности, а в наши дни - плюрализма.

2. Децентрализация культурных связей. Если ранее, к примеру на стадии средневековой культур-системы, город выступал в качестве культурного центра, вокруг которого концентрировались культурные ценности, которые затем ретранслировались на периферию, то сегодня мы

можем наблюдать взаимообратный процесс, при котором снижается значение «культурных» столиц в пользу периферийных центров, с превращением их в культурные, научные и образовательные центры. Таким образом, периферия выдвигается в центр. Более того, сегодня, на стадии IV социокультурной трансформации, эклектизм, выступающий характерной чертой постмодерна, не просто нивелировал роль центра, но активно использует, заимствует и внедряет элементы периферии, делая их центром. Так, например, в современной музыкальной культуре стран Евро-Атлантического региона уже считается нормальным использование мотивов африканской культуры. Как известно, это приносит музыкальному произведению огромную популярность среди обывателей, что подтверждается многочисленными хит-парадами композиций.

3. Информатизация общества. Данный процесс влечет за собой падение статуса бюрократии и социальной иерархии, которые всегда были основаны на поддержании устойчивых и традиционных способов регуляции общественной жизни. Существовавшее всю прежнюю историю человечества вертикальное деление общества будет заменяться горизонтальным. Информатизация предусматривает так называемое обезличенное общение, при котором традиционный «живой» контакт между субъектами исключается, ему на смену приходит общение посредством информационных технологий.

4. Человек как главная общественная ценность. Это явление будет связано с возрастанием роли высококвалифицированных специалистов. Несмотря на усиление иррационального начала в культуре, распространение причудливых форм в искусстве, дальнейшую демократизацию и либерализацию, роль человека, умеющего использовать и развивать имеющиеся научные достижения, будет только увеличиваться. Первостепенной важностью наряду с профессиональными будут обладать и личностные качества.

Очевидно, что представленные изменения, происходящие в связи с формированием постиндустриального общества, непосредственно связаны с внедрением новых технологий, что, с одной стороны, знаменует переход к экранному типу культурного кода, а с другой, детерминирует появление постмодернистской стадии социокультурной трансформации в динамике культуры стран евро-атлантической цивилизации. В результате оба этих явления одновременно охватили культуру указанного региона, о чем свидетельствуют многочисленные работы [3]. При этом по отношению к данной культуре экранный тип культурного кода выступает в качестве семиотической характеристики в том смысле, что содержит в себе набор характерных особенностей, своеобразно использованных и примененных в культуре постмодерна, выступающей переходной стадией от современной к постсовременной культуре. Все представленные характеристики взаимодополняют друг друга, отражая переходный характер современной эпохи, формируя новую стадию культур-системы в континууме европейской культуры [4]. Говорить об этой новой стадии достаточно сложно, но то, что она будет формироваться и развиваться в рамках экранного типа культурного кода, - позиция, на наш взгляд, аксиоматическая.

Ссылки:

1. Ромах О.В. Научная школа «Аналитика культурологии» // Аналитика культурологии. 2008. № 12. С. 79-87.

2. Астафьева О.Н., Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. Теория культуры. М., 2012.

3. Зимонин И.Н. Мотивация образовательной деятельности как социокультурное явление // Гуманитаристика в условиях современной социокультурной трансформации : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. Липецк, 2015. С. 8487 ; Ромах О.В. Формы культуры // Аналитика культурологии. 2009. № 15. С. 8-12 ; Его же. «Человек культуры» в социальном пространстве // Там же. 2007. № 7. С. 96-99.

4. Ромах О.В. Интеллектуальный потенциал культурологии // Аналитика культурологии. 2004. № 1. С. 8-11 ; Его же. Творчество как триггер внешних преобразований // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 5-1. С. 22-26 ; Сафонов К.Б. Социальное управление и проблема гуманизации организационных отношений // Гуманитаристика в условиях современной социокультурной трансформации. С. 19-22 ; Шакирова Е.Ю., Герасимов Н.Н. Концепт войны в социокультурном пространстве // Там же. С. 105-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.