Научная статья на тему '«Экономоцентричный» вектор развития лексической системы современного российского государственного управления'

«Экономоцентричный» вектор развития лексической системы современного российского государственного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заварзина Г. А.

Статья посвящена проблеме функционирования экономической лексики в сфере нового государственного управления современной России, получившего в новейшей политологической литературе и современных средствах массовой информации терминологическое обозначение «новый государственный менеджмент». В работе анализируются рыночные номинации, представленные наименованиями явлений и понятий, отражающих особенности нового государственного управления в экономике; а также наименованиями рыночных (экономических) явлений и понятий, характеризующих особенности системы нового государственного управления России, которые, с одной стороны, отражают процессы ослабления регулирующего воздействия государственного управления на систему современного рынка, а с другой стороны, подтверждают активное использование методов и принципов рынка в новой модели отечественного государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Экономоцентричный» вектор развития лексической системы современного российского государственного управления»

5. Клименко Е.В. Иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность (ИПКК) как результат подготовки будущих специалистов // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Key Skills and Knowledge Students Need to Participate Successfully in the 21st Century Society». - М.: изд. Академии бюджета и казначейства, 2009. - С. 136-141.

6. Кузнецов Я.Е. Профессионально-языковая компетентность как фактор успешности учебной деятельности студентов технического вуза: дисс. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2005. - 36 с.

7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен; пер с англ. - М.: «Когито-Центр», 2002. - 257 с.

8. Танцура Т.А. Формирование иноязычной компетенции в сфере профессиональной коммуникации у студентов неязыковых специальностей // Проблемы и перспективы развития образования в России / Сборник материалов пятой Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. Ч. 2 / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ - 241 с.

«ЭКОНОМОЦЕНТРИЧНЫЙ» ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

© Заварзина Г.А.*

Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж

Статья посвящена проблеме функционирования экономической лексики в сфере нового государственного управления современной России, получившего в новейшей политологической литературе и современных средствах массовой информации терминологическое обозначение «новый государственный менеджмент». В работе анализируются рыночные номинации, представленные наименованиями явлений и понятий, отражающих особенности нового государственного управления в экономике; а также наименованиями рыночных (экономических) явлений и понятий, характеризующих особенности системы нового государственного управления России, которые, с одной стороны, отражают процессы ослабления регулирующего воздействия государственного управления на систему современного рынка, а с другой стороны, подтверждают активное использование методов и принципов рынка в новой модели отечественного государственного управления.

Как показывает анализ новейшей политологической литературы и современных средств массовой информации, сфера государственного управ-

* Доцент кафедры Русского языка и современной русской и зарубежной литературы Гуманитарного факультета, кандидат филологических наук.

ления в начале XXI века активно пополняется номинациями экономического (менеджерального) характера инередко именуется как сфера «нового государственного менеджмента». Ср.: «... нацеленность на качественное предоставление услуг гражданам и гражданским ассоциациям - показатель демократического курса реформы, которая имеет т.н. «экономоцен-тричный» вектор движения» [1, 7].

Следует отметить, что рыночные номинации, активно функционирующие в сфере современного российского государственного управления, могут быть представлены лексико-тематическими группами двух типов: 1) наименованиями явлений и понятий, отражающих особенности нового государственного управления в экономике; 2) наименованиями рыночных (экономических) явлений и понятий, характеризующих особенности системы нового государственного управления России. Применение подобной классификации номинаций на две указанные группы обусловлено закрепившимся разделением в новом государственном управлении РФ властных (политических) и собственно экономических функций. Ср.: «Господство либеральных ценностей и выражающее его понятие «экономический человек» вызвало к жизни понятие «госуправление», то есть основу, противоположную единовластию и непосредственному делегированию властных и экономических полномочий» [2, 4].

Среди наименований явлений и понятий, отражающих особенности нового государственного управления в экономике, выделяются:

1. Номинативы, отражающие особенности нового государственного управления в экономике: а) обозначения государственных мероприятий, направленных на закрепление относительной самостоятельности экономической сферы (ср.: снижение административных барьеров в бизнесе, уменьшение налоговой нагрузки, модернизация экономики, дерегулирование предпринимательской деятельности, централизация информации о проверках, сокращение бюджетных вливаний в экономику и др.);б) обозначения государственных документов, регулирующих развитие рыночной сферы (ср.: доктрина, способ социальной защиты, целевая программа; план (Путина), инвестпроекты, реформа бюджетной системы / сети; антикризисный пакет, соглашение о разделе продукции, постановления и др.); в) наименования субъектов рынка (ср.: маклер, бизнесмен, представители бизнеса, капитаны российской промышленности, менеджер, белые (серые/ расстегнутые, голубые, синие) воротнички, бизнес-сообщества, продавец, покупатель, клиент и др.); г) наименования платежных средств и процессов (ср.: денежные средства, акция, выплаты, ценная бумага, кредит, зарплата, потолок заработной платы, пенсии, субсидии, субвенции, трансферты; социальный пакет, дивиденды, бонусы, социальные карты, инфраструктурные и «проектные» облигации и др.);д) обозначения новых элементов инфраструктуры рынка (ср.: аукционы (компьютерные), ярмарки, компании, биржа, корпорация, банк, акционерное общество, зона свободного предпринимательства, торговые площадки, электронные торги, бизнес-парки,

бизнес-единицы, предприятия реального сектора, социальная инфраструктура, экономические форумы и др.).

2. Атрибутивные характеристики понятий, отражающих особенности нового государственного управления в сфере экономики (ср.: прозрачные компании, сбалансированный бюджет, ответственная макроэкономическая политика, высококонцентрированный сегмент рынка, программно-целевой метод составления бюджета, долгосрочный инвестиционный ресурс, либеральная экономическая политика, теневая экономика и др.).

3. Предикативные характеристики явлений и понятий, отражающих особенности нового государственного управления в сфере экономики (ср.: отпустить цены, создать вертикаль регулирования рынка, подготовить бюджет, распределять финансовые потоки, построить модель бюджетной сети, собирать налоги, перестать действовать жестокими методами, убрать барьеры для бизнеса, контролировать надзор бизнеса, усовершенствовать инфраструктуру финансового рынка, обеспечить стабильность бюджетной системы и др.).

Среди наименований рыночных (экономических) явлений и понятий, характеризующих особенности системы нового государственного управления России, выделяются:

1. Обозначения важнейших явлений в сфере государственного управления (ср.: экономизация власти, экономика электронного правительства, государственный менеджмент, управленческий менеджмент, политический рынок, маркетинговая концепция госуправления, торговые операции в политике, реинжиниринг госуправления, менеджеризация госаппарата, аудит деятельности госорганов, административный рынок, бюджетирование госуправления, аутсорсинг в органах госуправления и др.): Высшая власть в современных условиях выступает как верховный арбитр теневой ресурсной конкуренции; Суть нового этапа можно определить как переход от формирования концепции к экономике электронного правительства; Именно маркетинговая концепция государственного управления должна обеспечить более эффективное и качественное выявление, формирование и удовлетворение потребностей потребителей; Если, исходя из этого, эксплицировать метафору политического рынка, то мы увидим политическую систему России в качестве «административного рынка» с огромным дефицитом предложения»; Для более беспристрастного «аудита» финансово-имущественных показателей полицейских привлекут прокуроров (из газет).

2. Обозначения видов госуправления (ср.: рыночный тип государственного управления, предпринимательское государственное управление, менеджеральная модель госуправления и др.).

3. Обозначения методов государственного управления (ср.: эффективность госуправления, продуктивность госуправления, производи-

тельность госуправления, рыночная оценка деятельности госструктур, финансовая оценка деятельности государственных органов, информационно-менеджеральный метод государственной политики, государственный маркетинг, маркетинговый подход к госуправлению, ваучерный метод государственной политики, политическая рентабельность, политическая ликвидность, издержки деятельности госорганов и др.): Продуктивность профессиональной управленческой деятельности государственных служащих федерального уровня управления является системно организованной, интегра-тивной характеристикой;Очевидна необходимость обеспечения маркетингового подхода к государственному управлению как в целом, так и при проведении отдельных мероприятий;Повысить эффективность государственного управления без активного использования маркетинга представляется для нас достаточно проблематичным, а сложность рыночных процессов и активное вмешательство в них государства требуют сегодня выделение в системе маркетинга такой его разновидности как государственный (из газет).

4. Обозначения негативных явлений в сфере госуправления (ср.: риски, транзакционные издержки, коммерциализация и др.): Государство неэффективно: это значит, что транзакционные издержки госуправления растут быстрее, чем ВВП; Во-первых, произошла стремительная коммерциализация выборов, во-вторых, резко возросла роль административного ресурса, контролируемого региональными элитами; Кроме того, еще одной причиной оттока капитала являются политические риски в связи с предстоящими выборами, а третьей причиной - инвестклимат и его элементы, в частности, здесь оказывают влияние существующие налоги, добавил глава Минфина(из газет).

5. названия лиц, участвующих в осуществлении государственного управления (ср.: государственный менеджер, сетевой менеджер страны, сити-менеджер, менеджер государства, менеджер партии и др.): Путин - это просто сетевой менеджер; Глава государства -менеджер своей страны;Президент - менеджер, депутаты - биржевые маклеры, а народ дешевый товар?; Большое значение имеет тот факт, что Медведев - менеджер высочайшего класса, единственный, на наш взгляд, из многих потенциальных кандидатур занимал посты и на региональном, и на федеральном уровне, работал в Кремле; Менеджером партии выступает партаппарат, который контролирует принятие важнейших решений, выдвижение кандидатов на важнейшие посты, распределение ресурсов внутри партии (из газет).

Таким, образом, особенности функционирования экономической терминологии в сфере государственного управления современной России, обусловившие так называемую экономизацию языка анализируемой сферы, с одной стороны, отражают процессы ослабления регулирующего воздейст-

вия государственного управления на систему современного рынка, а с другой стороны, подтверждают активное использование методов и принципов рынка в новой модели отечественного государственного управления.

Список литературы:

1. Лазарев А.М. Концептуальные основы и практика современного административного реформирования (сравнительно-политологический анализ): дисс. ... канд. политич. наук: 23.00.02 / А.М.Лазарев. - М., 2009. - С. 7.

2. Егоров В.С. Государственная служба сегодня подменяет государственное управление // Независимая газета. - 02.11.2000. - С. 4.

ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБЪЕКТНЫМИ

© Захарова В.А.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Данная статья посвящена рассмотрению прямой и косвенной информации в сложноподчиненных предложений с придаточными объектными. Рассмотрены отличия между прямой и косвенной эвиденци-альностью.

Согласно теории речевой коммуникации, речевая деятельность осуществляется не только в ситуации непосредственно общения, но и лежит в основе всякого речевого произведения (текста), которое рассматривается как превращенная форма речевого общения.

Целью данной работы является исследование прямой и косвенной информации в СППО.

Козинцева Н.А. описывает оппозицию между прямой и непрямой (косвенной) эвиденциальностью следующим образом:

- прямая - говорящий основывается на «собственном прошлом опыте (сведения, извлекаемые из памяти)»;

- непрямая (косвенная) - «говорящий сообщает о событии, основываясь на сообщении какого-либо другого лица, на снах (сведениях, полученных путем откровения), на догадках (предположительные сведения)» [4, с. 23].

Энгелена Б. различает первичное, вторичное и третичное высказывание. Под первичным он понимает высказывание, совершенное непосредственно относительно какого-либо положения. Высказывание, в котором воспроизведено первичное высказывание или же его смысл, называется

* Ассистент кафедры Теории и практики перевода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.