Научная статья на тему 'Экономико-правовые механизмы деятельности специальных экономических зон в Республике Казахста'

Экономико-правовые механизмы деятельности специальных экономических зон в Республике Казахста Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
359
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-правовые механизмы деятельности специальных экономических зон в Республике Казахста»

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

НЕВМАТУЛИНА К.А.,

доктор PhD, Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза

Процесс создания и деятельности первых свободных экономических зон (далее - СЭЗ) в Казахстане начался с ноября 1990 года, когда был принят закон «О свободных экономических зонах в Казахской ССР». Первоначально в законе применялся термин «свободная экономическая зона» и было закреплено следующее определение СЭЗ: «Свободная экономическая зона в Казахской ССР - это специально выделенная территория с четко определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемая в целях привлечения иностранного капитала, прогрессивной зарубежной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития территории зоны» [2].

Согласно Закону, любые виды хозяйственной, финансовой и иной деятельности как отечественных, так и иностранных юридических лиц за исключением производства продукции прямого военного назначения, а также запрещенной казахстанским законодательством были разрешены на территории свободной экономической зоны. Кроме того, все нормы, регулирующие трудовые отношения, деятельность совместных предприятий, а также принципы организации управления свободной экономической зоной также были прописаны данным Законом.

Деятельность почти всех свободных экономических зон, за редким исключением, тем не менее, не дала ожидаемых результатов, и первый опыт образования СЭЗ не достиг задуманных целей из-за несовершенного правового и организационного механизма функционирования по причине отсутствия самостоятельности в решении финансовых, налоговых и других вопросов.

Концептуальные просчеты в определении целей, принципов функционирования и круга решаемых задач были выявлены в процессе реализации законодательства о свободных экономических зонах. Возникла острая необходимость в переосмысления приобретенного опыта, сопоставления его с зарубежной практикой и совершенствования нормативно-правовой базы, а также в разграничении полномочий администраций регионов и зон.

Новый этап в нормативном правовом регулировании данной сферы ознаменовал собой Указ Президента Республики Казахстан от 26 января 1996 года, имеющий силу закона «О специальных экономических зонах». Указом было введено само понятие «специальная экономическая зона», которая представляет собой ограниченную, как правило,

весьма небольшую территорию с особым правовым режимом. Был регламентированы срочность при создании СЭЗ, механизм ее ликвидации по истечении срока и полностью изменена система управления СЭЗ. И, наконец, правовой режим СЭЗ был приведен в соответствие с действующим банковским, налоговым и таможенным законодательствами [3].

Следующим законом, регулирующим деятельность СЭЗ, был закон РК от 6 июля 2007 года «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан», в котором данный термин определялся как ограниченная территория в Республике Казахстан с точно обозначенными границами, где создавались благоприятные условия для осуществления приоритетных видов деятельности [4].

Впоследствии данный закон утратил силу в соответствии со следующим законом РК от 21 июля 2011 года «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан», который на данный момент является действующим. Согласно этому закону термин «специальные экономические зоны» означает часть территории Республики Казахстан с точно обозначенными границами, на которой действует специальный правовой режим для осуществления приоритетных видов деятельности. Специальный правовой режим специальной экономической зоны подразумевает совокупность условий функционирования специальной экономической зоны в соответствии с настоящим Законом, налоговым, таможенным, земельным законодательством, а также законодательством Республики Казахстан о занятости населения. Осуществляет управление СЭЗ специально назначенная управляющая компания. Кроме нее, участниками зоны являются юридические лица, осуществляющие на данной территории приоритетные виды деятельности. Главной целью создания подобных зон является обеспечение благоприятных условий инвесторам для создания в данной местности высокотехнологичных производств. Все участники действуют в рамках специального правового режима. Решение о создании СЭЗ принимается Президентом Республики Казахстан по представлению Правительства в форме соответствующего указа, к которому дополнительно разрабатывается положение. Срок действия СЭЗ обычно не превышает 25 лет [5].

Был упрощен и процесс вхождения в СЭЗ. Теперь все необходимые разрешения можно получить по принципу «одного окна». Отбор участников СЭЗ управляющая компания осуществляет совместно с уполномоченным органом. При этом здесь действу-

ет принцип «автоматического одобрения». Если в течение установленного законом срока от органа не будет получено отрицательного ответа, значит, инвестор автоматически становится участником СЭЗ.

Приведение норм законодательства в соответствие с современными реалиями и было целью обновления законодательной базы. В целом обновленное законодательство должно:

1) строго регламентировать порядок создания и функционирования СЭЗ, определить сроки их функционирования;

2) определить функции и компетенции государственных органов;

3) повысить привлекательность СЭЗ для размещения в них производств, отвечающих приоритетам экономической политики государства (высокотехнологичные, экспортоориентированные производства несырьевого сектора);

4) законодательно усилить нормы, предоставляющие гарантии инвесторам при изменении законодательства, а также увеличить сроки их предоставления;

5) определить права и обязанности компании-оператора и др.

Так, в соответствии с новым законодательством целями создания специальных экономических зон являются ускоренное развитие современных высокопроизводительных, конкурентоспособных производств, привлечение инвестиций, новых технологий в отрасли экономики и регионы, а также повышение занятости населения.

Как уже упоминалось, новым законодательством было введено понятие «орган управления специальной экономической зоны» в лице управляющей компании или государственного учреждения местного исполнительного органа столицы, а в качестве «уполномоченного органа» определено МИНТ РК, при котором создаются экспертные советы. В состав экспертных советов, как правило, входят представители государственных органов, общественных объединений и предприниматели. Их основная функция - рассмотрение инвестиционных проектов и подготовка по ним заключений.

Тем не менее, по-прежнему сохраняются полномочия уполномоченных органов ранее созданных СЭЗ. Также продолжают функционировать компании, управляющие активами СЭЗ, с которыми уполномоченные органы заключили контракты на оказание соответствующих услуг физическим и юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории СЭЗ. Законодательство четко разграничивает функции администрации СЭЗ и компании-оператора, устраняет возможность возникновения конфликта интересов, особенно по вопросам строительства объектов инфраструктуры, управления государственным имуществом. В соответствии с новым законодательством принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру выбора управляющей компании, ее функции, а также функции государственных органов. Внесение дополнений и изменений в соответствующие нормативные акты должно способствовать улучшению правового режима функционирования СЭЗ в качестве региональных инфраструктур.

Таможенное регулирование на территории СЭЗ осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом. Согласно законодательству на территории СЭЗ устанавливается режим «свободная таможенная зона». Этот режим предусматривает размещение и использование иностранных и отечественных товаров без взимания таможенных пошлин, налогов (кроме акциза на импортируемые товары), без применения мер нетарифного регулирования, за исключением требований по безопасности товаров. Перечень товаров, на которые распространяются таможенные льготы и которые являются необходимыми для достижения цели создания СЭЗ, включает в себя:

- товары, предназначенные для переработки (за исключением подакцизных товаров), в соответствии с критериями достаточной переработки товаров;

- машины, оборудование, товары и материалы, необходимые для строительства и ввода объектов в эксплуатацию на территорию СЭЗ, в соответствии с проектно-сметной документацией;

- товары и материалы, необходимые для проведения НИОКР и производства в сфере информационных технологий;

- машины и механизмы, оборудование, автомобили специального назначения, материалы,товары и полуфабрикаты, необходимые для обеспечения производства продукции в соответствии с технологической документацией организации.

Номенклатура вышеуказанных товаров утверждается Правительством Республики Казахстан в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

При помещении иностранных товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны таможенные пошлины и налоги не взимаются, исключение составляет взимание акциза на импортируемые товары. Кроме того, не применяются и меры нетарифного регулирования, за исключением требований по безопасности товаров. Таможенные пошлины и налоги, а также меры нетарифного регулирования применяются при вывозе указанных товаров с территории СЭЗ на остальную часть таможенной территории Республики Казахстан в соответствии с условиями заявленного таможенного режима.

При вывозе казахстанских товаров с территории СЭЗ на остальную часть таможенной территории Республики Казахстан таможенные пошлины и налоги, как и меры нетарифного регулирования не применяются. Ввоз казахстанских товаров на территорию СЭЗ осуществляется с соблюдением условий и требований режима свободной таможенной зоны с остальной части таможенной территории Республики Казахстан. Вывоз же указанных товаров за пределы таможенной территории Республики Казахстан осуществляется в соответствии с условиями выбранного таможенного режима.

Налоговое регулирование организаций, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ, осуществляется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

Так, согласно нормам данного законодательства, организациями, осуществляющими деятельность на территориях СЭЗ, признаются юридические лица,

которые соответствуют сразу нескольким условиям, а именно:

1) зарегистрированы в качестве налогоплательщиков в налоговых органах на территориях СЭЗ;

2) доходы, подлежащие получению (полученные) от реализации товаров собственного производства (работ, услуг) в рамках видов деятельности, соответствующих целям создания СЭЗ составляют не менее 90% совокупного годового дохода;

3) не имеющих структурных подразделений за пределами территорий СЭЗ.

Кроме того, организациями, осуществляющим деятельность на территориях специальных экономических зон, не являются:

1) организации, применяющие специальные налоговые режимы;

2) организации, производящие подакцизные товары;

3) недропользователи;

4) организации, которым предоставлены инвестиционные налоговые преференции.

Организации, осуществляющие виды деятельности, соответствующие вышеперечисленным, имеют свой режим налогообложения, который предусматривает следующие льготы:

нулевой коэффициент к соответствующим ставкам при исчислении земельного налога;

на 100% уменьшение суммы исчисленного в общеустановленном порядке корпоративного подоходного налога;

нулевая ставка к среднегодовой стоимости объектов налогообложения при исчислении налога на имущество.

Законодательством введено ограничение на срок действия нулевого коэффициента при исчислении платы за пользование земельными участками на территории всех СЭЗ. Теперь при исчислении платы за пользование земельными участками налогоплательщик вправе применять нулевой коэффициент к соответствующим ставкам платы, предусмотренным Земельным кодексом, на протяжении не более десяти лет со дня предоставления земельных участков на праве временного возмездного землепользования.

Также был расширен перечень юридических лиц, которые не относятся к числу организаций, осуществляющих деятельность на территориях СЭЗ. Теперь в указанный перечень будут также включены организации, которые осуществляют деятельность в сегменте игорного бизнеса.

Льготные условия создаются, как правило, как для национальных, так и для иностранных предпринимателей. Однако на практике получается, что преференции введены по большой части либо только для местных либо только для зарубежных экономических агентов.

Особый правовой режим и льготное налогообложение применяется не только на территориях действующих в настоящее время СЭЗ. Еще один проект был создан с целью интеграции финансового рынка Казахстана с международными рынками капитала. В настоящий момент Региональный финансовый центр города Алматы (далее - РФЦА) функционирует в форме специальной зоны с особым правовым режимом.

Законодательство, регулирующее деятельность РФЦА основано на действующей Конституции Республики Казахстан. Создание РФЦА не потребовало внесения изменений в основной Закон страны, поскольку изначально не планировалось полное копирование моделей других государств и создание непредусмотренных Конституцией Республики Казахстан государственных институтов.

Кроме того, законодательство Республики Казахстан содержит нормы, которыми регулируются образования, аналогичные РФЦА. Речь идет о вышеуказанном институте специальных экономических зон, регулируемых законом «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан». Однако РФЦА обладает и принципиальными отличиями от уже существующих на территории Казахстана СЭЗ.

В частности, как отмечалось ранее, особый правовой режим на территории СЭЗ ограничивается налоговыми и таможенными привилегиями. На территории же РФЦА для эффективного его функционирования, был создан особый правовой режим, который наравне с налоговыми и таможенными льготами предусматривает и ряд отличий от гражданского и финансового законодательств, действующих на остальной территории Казахстана.

К примеру, такие преференции как упрощенный порядок регистрации представительств иностранных компаний, снятие некоторых ограничений по доступу на рынок финансовых услуг для иностранных компаний и т.д. предусмотрены на территории РФЦА.

Также следует иметь в виду, что объем налоговых льгот и преференций в настоящее время унифицирован для всех СЭЗ. Правовой же режим для финансовых центров не может быть единым, поскольку зависит от ряда специфических критериев, к примеру, географии местонахождения финансового центра, а, следовательно, привлекаемых финансовых потоков.

По этим причинам Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым и было инициировано принятие отдельного Закона Республики Казахстан «О финансовом центре города Алматы» от 05 июня 2006 года[6]. Одновременно с Законом «О финансовом центре города Алматы» были внесены изменения в действующее законодательство с целью избежания коллизий. Это означает, что потребовалось внести изменения во все законодательные акты, регулирующие сферы отношений, в которых был установлен специальный правовой режим.

Таким образом, РФЦА был создан как определенная границами города Алматы специальная территория, на которой функционирует специальный правовой режим, отличный от правового режима на остальной территории Республики Казахстан. По своему содержанию специальный правовой режим состоит из ряда льгот и преференций для лиц, осуществляющих свою деятельность и зарегистрированных на его территории.

По сути, РФЦА стал первой оншорной СЭЗ, подразумевая тем самым необходимость физического присутствия финансовой организации.

Таблица 1. Виды и ставки налогов в странах-участницах Таможенного союза

Вид налога Беларусь Россия Казахстан

НДС 20% 18% 12%

КПН 24% 20% 20%

КПН, дивиденды резидентов Таможенного союза 12% 9% 0%

КПН, прибыль нерезидента (через постоянное представительство) 24% 20% 20%

КПН, дивиденды нерезидента (через постоянное представительство) 12% 15% 15%

КПН, доходы нерезидента в виде процентов (без постоянного представительства) 5-10% 20% 15%

КПН, доходы нерезидента в виде роялти (без постоянного представительства) 15% 20% 15%

КПН, доходы нерезидента от международных перевозок 6% 20% 5%

КПН, доходы нерезидента по договорам страхования рисков 15% 20% 10%

КПН, доходы нерезидента по договорам перестрахования рисков 15% 20% 5%

ИПН (физические лица) 12% 13% 10%

ИПН, (физические лица) нерезидент (включая страны Таможенного союза) 12% 9-30% 5-20%

Социальный налог 12% отменен 11%

Налог на имущество отменен 2,2% 1,5%

Примечание - Источник[1]

Основное и главное различие между РФЦА и другими видами специальных экономических зон состоит в том, что РФЦА является формой распределительных центров капитала, в то время как общепринятые СЭЗ являются формой, формирующей новый капитал за счет развития потенциала регионов через привлечение инвестиционного финансирования.

В условиях глобализации экономики региональная экономическая интеграция является важнейшим фактором усиления взаимодействия и взаимозависимости стран регионов.

Таможенный союз дал старт и активизировал экономические интеграционные процессы на новом уровне. Вместе с тем, создание единого таможенного пространства создает особый благоприятный климат для привлечения инвестиций в Казахстан.

Казахстан имеет ряд неоспоримых преимуществ для инвесторов перед другими странами-

участницами Таможенного союза. Так, сравнивая налоговые системы трех стран, можно сказать, что налогообложение в Казахстане значительно либеральнее, чем в остальных двух странах.

Как видно из таблицы 1, Казахстан обладает рядом преимуществ по таким основным видам ставок налогообложения как налог на прибыль (КПН) в виде дивидендов, полученных резидентом страны-участницы Таможенного союза, НДС, налог на прибыль физических лиц, КПН нерезидентов от страхования, перестрахования и международных перевозок. Вместе с этим, социальный налог, который отменен в других странах-участницах союза, взимается только в Казахстане.

Безусловно, условия осуществления деятельности и существующий правовой режим в казахстанских СЭЗах являются более выгодными, чем в экономических зонах других членов Таможенного союза (таблица 2).

Таблица 2. Государственные льготы в рамках СЭЗ в странах-участницах Таможенного союза

Льготы Беларусь Казахстан Россия

НДС 10% - до 5 лет 0% - до 10 лет 0% - до 20 лет

КПН 12% - до 5 лет 0% - до 10 лет мин. 13,5%

Земельный налог 0% - до 5 лет 0% - до 10 лет 0% - до 5 лет

Налог на имущество 0% - до 5 лет 0% - до 10 лет 0% - до 5 лет

Таможенные пошлины освобождение на весь срок

Примечание - Источник [7]

Участники СЭЗ Казахстана освобождены от корпоративного, земельного налогов и налога на имущество, тогда как в России взимается налог на прибыль, минимальный размер которого составляет 13,5%, а в Белоруссии взимается налог на прибыль и НДС - 12% и 10% соответственно. Более того, изменения в Налоговый кодекс Республики Казахстан, которые вступили в силу с 1 января 2011 года, предусматривают освобождение от НДС на товары, потребляемые участниками СЭЗ для осуществления деятельности, которая соответствует соглашению таможенного союза и по товарам, определяемых РК.

В рамках Таможенного союза, СЭЗ регулируются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года (далее - Соглашение).

Основной задачей данного Соглашения является унификация законодательств государств-членов таможенного союза, регулирующих деятельность СЭЗ, в том числе правил применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Соглашение устанавливает содержание процедуры свободной таможенной зоны и условия помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Соглашением определено, что Комиссия таможенного союза вправе устанавливать виды деятельности, запрещенные на территории СЭЗ, а также перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Вместе с тем, порядок создания и функционирования СЭЗ, а также применение льготного налогового режима на территории СЭЗ отнесены к национальному законодательству государств-членов таможенного союза.

Согласно данному Соглашению свободная экономическая зона - это «часть территории государства-члена таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства-члена таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны».

Территория СЭЗ является частью таможенной территории таможенного союза, где функционирует таможенная процедура свободной таможенной зоны. То есть товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.

Кроме того, товары, изготовленные в СЭЗ с использованием иностранных товаров и признанные товарами таможенного союза в соответствии с критериями достаточной переработки, освобождаются

от уплаты пошлин и налогов при вывозе на таможенную территорию таможенного союза. Критерии достаточной переработки утверждаются Комиссией Таможенного союза.

Необходимо отметить, что в рамках данного Соглашения был установлен переходный период по таможенным льготам для специальных экономических зон.

Так, для резидентов СЭЗ РК, зарегистрированных до 1 мая 2010 года, сохраняются все действующие тарифные льготы до 1 января 2017 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для резидентов СЭЗ, которые зарегистрированы до 1 января 2012 года, товары, вывозимые с территории СЭЗ на остальную территорию таможенного союза, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии соблюдения критериев достаточной переработки, устанавливаемых Комиссией таможенного союза [8] .

Таким образом, резонно предположить, что трижды осуществляемая в Казахстане реформа законодательства, регламентирующего создание и деятельность СЭЗ, призвана оказать стимулирующее воздействие на производство, позволить интегрировать товары во внутренний рынок, а также обеспечить дополнительные рабочие места.И в рамках уже существующего законодательства, Казахстан обладает рядом неоспоримых преимуществ для инвесторов перед другими странами-участницами Таможенного союза в части налогового законодательства и предоставления государственных льгот и преференций.

Список литературы:

1. Багиев Г. Л. Международный маркетинг: учебник для вузов / Г.Л. Багиев, Н.К. Моисеева, С.В. Никифорова. - СПб.: Питер, 2001. - 509 с. 59.

2. Закон Казахской ССР «О свободных экономических зонах в Казахской ССР» от 30 ноября 1990 г. N 360-XII (с изменениями, внесенными Законом РК от 18.01.92.Указами Президента РК, имеющими силу закона от 30.10.95 г. и от 5.11.95 г.).

3. Закон Республики Казахстан «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан», принят 26 января 1996года, № 2823.

4. Закон Республики Казахстан«О специальных экономических зонах в Республике Казахстан», принят 06 июля 2007 года, № 274-III.

5. Закон Республики Казахстан «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.12.2014 г.)», принят 21 июля 2011года, № 469-IV.

6. Закон Республики Казахстан «О региональном финансовом центре города Алматы», принят 5 июня 2006 года, №145-III ЗРК.

7. Создание СП в Казахстане выгоднее, чем в других странах Таможенного союза // Analytic. -2011. - №1. - С. 20-21.

8. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17), действующая редакция от 16. 04. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.