Научная статья на тему 'Экономико-демографический Прогноз и перспективы обеспеченности экономики Калининградской области трудовыми ресурсами'

Экономико-демографический Прогноз и перспективы обеспеченности экономики Калининградской области трудовыми ресурсами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
502
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ВОСПРОИЗВОДСТВО ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / МИГРАЦИЯ / LABOUR FORCE / REPRODUCTION OF LABOUR POWER / MIGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоров Д. Г.

Суженное воспроизводство трудовых ресурсов и трудности привлечения значительного количества дополнительной рабочей силы из других регионов страны или ближнего зарубежья обусловливают необходимость перехода экономики региона на интенсивный путь развития за счет внедрения инноваций, роста производительности труда, межотраслевого перераспределения рабочей силы и использования местных ресурсов незанятого населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The limited reproduction of labour power and difficulties in the attraction of a considerable amount of additional workforce from other regions or neighbouring states bring about the need for the transition of regional economy to intensive development by means of innovation, increase in labour efficiency, cross-industry redistribution of labour force and exploiting the local resources of unemployed population.

Текст научной работы на тему «Экономико-демографический Прогноз и перспективы обеспеченности экономики Калининградской области трудовыми ресурсами»

УДК 911.3 (470.26)

Д. Г. Федоров

ЭКОНОМИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ

Суженное воспроизводство трудовых ресурсов и трудности привлечения значительного количества дополнительной рабочей силы из других регионов страны или ближнего зарубежья обусловливают необходимость перехода экономики региона на интенсивный путь развития за счет внедрения инноваций, роста производительности труда, межотраслевого перераспределения рабочей силы и использования местных ресурсов незанятого населения.

The limited reproduction of labour power and difficulties in the attraction of a considerable amount of additional workforce from other regions or neighbouring states bring about the need for the transition of regional economy to intensive development by means of innovation, increase in labour efficiency, cross-industry redistribution of labour force and exploiting the local resources of unemployed population.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, воспроизводство трудовых ресурсов, миграция.

Key words: labour force, reproduction of labour power, migration.

Стратегия и Программа социально-экономического развития Калининградской области предполагают быстрый рост объемов производства товаров и услуг, одним из факторов которого должно быть значительное увеличение численности занятых в экономике. Поскольку демографический потенциал региона не обеспечивает расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, постольку был взят курс на привлечение рабочей силы извне. Главным источником пополнения трудовых ресурсов должна была стать Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Согласно Программе, в 2010 г. численность населения в Калининградской области должна была достичь 1080 тыс. человек, в 2011 г. — 1150 тыс. человек, в 2012 г. — 1240 тыс. человек [2, с. 202].

Для реализации предусмотренных Программой показателей численности населения и трудовых ресурсов необходимо значительное увеличение миграционного притока населения. С этой целью была принята Программа Калининградской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Количество переселенцев за пять лет (с 2007 г. по 2012 г.) должно было составить 300 тыс. человек (по годам: 10 + 20 + 40 + 70 + 110 + 50 = 300 тыс.). За этот период было запланировано дополнительно создание 233,3 тыс. рабочих мест (23,7 + 22,8+ +23,8 + 50,0 + 70,0 + 33,0 тыс. мест) [1, с. 30].

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 3. С. 53-59.

Однако намеченные показатели обеспечить не удалось. Миграционный прирост населения остался на уровне 2000 — 2006 гг. — около 4 тыс. человек ежегодно. Общее число прибывших в область составляло 8 — 9 тыс. человек в год, из них на переселенцев в рамках Программы приходилось чуть более четверти: за период с 21 мая 2007 г. по 9 марта 2009 г. в рамках Программы в Калининградскую область прибыло всего 4745 человек. В то же время следует отметить, что это почти половина из более 10 тыс. переселенцев, прибывших в рамках Программы в целом по России (планировался ежегодный приток 1 млн человек) [2, с. 116]; то есть ожидания на приток соотечественников из ближнего зарубежья в Россию кардинально разошлись с действительностью.

Намного меньше запланированного оказался и прирост численности занятых в экономике: в 2007 г. она возросла на 11,1 тыс. человек (против прогнозных 23,7 тыс.), в 2008 г. — сократилась на 0,1 тыс. человек (вместо роста на 22,8 тыс.). Конечно, показатели 2008 г. могут быть объяснены начавшимся экономическим кризисом, который не прогнозировался ни в одном из сценариев, рассматривавшихся в Программе регионального развития. Но ведь в 2007 г. все еще продолжался экономический подъем, и экономика региона развивалась намного более высокими темпами по сравнению со средними по России.

Соответственно намного ниже, чем прогнозировавшаяся, оказалась и численность населения области. На начало 2010 г. постоянное население Калининградской области вместо прогнозных 1080 тыс. составило 937 тыс. человек, то есть на 143 тыс. человек меньше.

Каковы же экономико-демографические возможности области на ближайшую и более отдаленную перспективу? Для их оценки рассмотрим сначала демографический потенциал, обеспечивающий воспроизводство трудовых ресурсов без учета миграций.

Из общей численности населения 937,4 тыс. человек на начало 2009 г. насчитывалось 602,3 тыс. человек в трудоспособном возрасте (317,5 тыс. мужчин и 284,8 тыс. женщин). Количество вступающих в трудоспособный возраст и выбывающих из него по пятилетиям (без учета миграций и смертности) отражает таблица 1.

Таблица 1

Прогноз численности населения трудоспособного возраста, тыс. человек

Показатель Пятилетие

первое (2009 — 2013 гг.) второе (2014—2018 гг.) третье (2019 — 2023 гг.)

Население трудоспособного возраста на начало периода 602,3 575,8 542,7

Вступает в трудоспособный возраст 43,3 40,1 44,9

Выбывает из трудоспособного возраста 69,8 73,2 67,8

Изменение численности населения трудоспособного возраста -26,5 -33,1 -22,9

Население трудоспособного возраста на конец периода 575,8 542,7 519,8

Источник. Расчеты автора на основе фондовых материалов Территориального органа госстатистики по Калининградской области.

Рассчитанные на основе данных таблицы 1 показатели воспроизводства населения трудоспособного возраста отражает таблица 2.

Таблица 2

Прогноз показателей воспроизводства трудоспособного населения

Показатель Пятилетие

первое (2009 — 2013 гг.) второе (2014—2018 гг.) третье (2019—2023 гг.)

Коэффициент замещения трудоспособного населения 0,62 0,55 0,66

Коэффициент воспроизводства трудоспособного населения 0,991 0,988 0,991

Источник. Расчеты автора на основе данных таблицы 1.

В целом демографическая структура населения (без учета повозрастной смертности и миграций) обусловливает сокращение населения трудоспособного года с 602,3 тыс. человек на начало 2009 г. до 519,9 тыс. человек на конец 2013 г.

Только для замещения убыли населения в трудоспособном возрасте, обусловленного сложившейся возрастной структурой населения (не учитывая естественную убыль из-за повозрастной смертности), потребуется значительный миграционный приток населения. Население трудоспособного возраста в составе сальдо миграции составляет 72 %. Если этот показатель сохранится, то ежегодное превышение притока мигрантов над их оттоком в первом пятилетии необходимо в размере 7,4 тыс. (вдвое больше показателя 2008 г.), во втором — 9,2 тыс., в третьем — 6,4 тыс.

Значительная убыль трудоспособного населения обусловлена также высокими показателями повозрастной смертности, особенно у мужчин. Она намного превышает как уровень, характерный для экономически развитых стран, так и показатели 1990 г. Так, в 1990 г. умерло 2,0 тыс. мужчин в возрасте 15 — 59 лет, в 2008 г. — 3,8 тыс. Женщин трудоспособного возраста в 2008 г. умерло 0,8 тыс. Для покрыгтия этой убыпли требуется приток за год 4,6 тыс. трудоспособных, или 6,4 тыс. общего количества мигрантов.

Если повозрастная смертность останется на нынешнем уровне, то среднегодовой дополнительный приток мигрантов для компенсации смертности трудоспособного населения в первом пятилетии должен составлять 6,3 тыс. человек. А общий ежегодный приток мигрантов для сохранения стабильной численности населения трудоспособного возраста необходим в объеме 13,7 тыс. человек в год. Соответствующие показатели для второго пятилетия составляют 6,0 и 15,2 тыс. человек, для третьего пятилетия — 5,8 и 12,2 тыс. человек. При снижении повозрастной смертности (с выходом экономики из кризиса и началом повышения уровня и качества жизни населения) эти показатели будут несколько ниже.

Наблюдавшееся в 2000-е гг. среднегодовое сальдо миграции в размере около 4 тыс. человек обеспечивает прирост численности трудоспособного населения в объеме около 3 тыс. человек в год, или около 30 % потребности в восполнении численности трудоспособного населения. То есть даже простое сохранение численности трудоспособного населения требует увеличения положительного сальдо миграции более чем в 3 раза.

В то же время в области имеется значительный резерв роста численности занятых в экономике за счет снижения общей безработицы. Это количество можно оценить в 29 тыс. человек (если считать что в 2007 г., когда общее число безработных составляло 17,8 тыс. человек, был обеспечен практически минимально возможный уровень общей безработицы, соответствующий уровню безработицы 3,3 %, что обыгчно рассматривается как уровень естественной безработицы), а в 2008 г. насчитывалось 46,6 тыс. безработных. Следовательно, в ближайшие два года имеется резерв для покрытия убыли населения трудоспособного возраста в связи с особенностями возрастной структуры населения и по причине смерти (13,7 тыс. • 2=27,4 тыс. человек, что меньше, чем 29 тыс. человек).

Проведенный анализ показывает рискованность составления стратегий развития области, рассчитывающих на привлечение в регион большого количества дополнительных работников. В лучшем случае можно ожидать сохранения стабильной численности трудоспособного населения. Тогда можно обеспечить максимально 505 тыс. занятых в экономике (476 тыс. человек — уровень занятости, достигнутый в области в 2007—2008 гг. + 29 тыс. человек — разница между общей численностью безработных в 2008 и 2007 гг., когда насчитывалось их минимальное количество).

БШОТ-анализ (табл. 3) помогает обобщить выводы, касающиеся экономико-демографической обстановки в регионе, ее регулирования и развития экономики с учетом экономико-демографических факторов.

Сопоставив внутренние силы и слабости особенностей экономики региона, зависящих от состояния и динамики трудовых ресурсов, с внешними возможностями и угрозами, влияющими на экономико-демографическую обстановку, можно сделать следующие выводы.

1. Суженное воспроизводство трудовых ресурсов Калининградской области позволяет рассматривать две альтернативные стратегии ее развития: а) путем дополнительного привлечения мигрантов из других регионов страны и ближнего зарубежья (действующая стратегия регионального развития); б) развитие за счет интенсивных источников, инновационных трудосберегающих технологий при ограниченном миграционном притоке населения извне.

2. Зависимость экономики региона от внешних факторов в связи с эксклавностью Калининградской области, обусловливает высокие риски наращивания экономического потенциала региона за счет привлечения мигрантов из других регионов России и ближнего зарубежья. Более привлекательным представляется интенсивный путь регионального развития.

3. Условием устойчивого развития региона является получение гарантий со стороны соседних стран в надежном и достаточно дешевом транзите грузов и пассажиров при сообщении с основной частью России, для чего целесообразно заключение специального соглашения о жизнеобеспечении области. Дополнительный важный фактор — активное включение экономики региона в систему экономических отношений внутри Балтийского региона, привлечение иностранных инвестиций и развитие совместных предприятий.

4. Реструктуризация экономики с целью ее перехода на интенсивный путь развития предполагает упрочение ее энергетической базы (в том числе за счет строительства Балтийской АЭС) и реализации на этой основе крупных инвестиционных проектов, обеспечивающих применение инновационных трудосберегающих технологий.

5. Для достижения экономической безопасности региона и его динамичного развития необходима диверсификация региональной экономики, более полное использование местных природных ресурсов и выгод географического положения области (развитие АПК, рыбопромышленного комплекса, туризма, янтарного кластера).

Ос

Таблица 3

SWOT-анализ экономико-демографической обстановки в Калининградской области

SWOT-анализ по методологии К. Энрюса Силы (внутренние) A. Благоприятные природные условия Б. Морское побережье B. Развитая транспортная инфраструктура Г. Принадлежность к рынку РФ и стран Таможенного союза Д. Соседство со странами ЕС Е. Миграционная привлекательность региона Ж. Научно-образовательный потенциал З. Рыночный менталитет населения Слабости (внутренние) A. Пространственная изолированность от основной части России Б. «Хрупкость» (зависимость от внешних факторов) экономики региона B. Слабость энергетической базы Г. Узость регионального рынка Д. Высокая демографическая нагрузка на территорию Е. Суженное воспроизводство трудовых ресурсов Ж. Диспропорции системы подготовки кадров

Возможности (внешние) 1. Обслуживание российских внешних связей 2. Включение экономики области в глобальную экономику 3. Закон об ОЭЗ 4. ФЦП «Социально-экономическое развитие Калининградской области» 5. Миграционный потенциал российских регионов и ближнего зарубежья Возможности по реализации силы 1БВГ. Развитие портов и обслуживание торговли РФ и стран Таможенного союза 1 АБ. Развитие туризма 2Д. Стратегия «коридора развития», экспортная и импортозамещающая экономика 3-4БВГД. Реализация крупных проектов 5Е. Миграционный приток населения Возможности при устранении слабостей 1А. Соглашение с ЕС, Литвой о транзите; включение области в транспортную систему Балтийского региона 2Б. Развитие совместных предприятий 2В. Включение в энергосистему Балтийского региона 2Г. Производство на рынки РФ и ЕС 4Ж. Федеральная поддержка реструктуризации и модернизации системы подготовки кадров 5Д. Развитие трудосберегающих производств

Угрозы (внешние) 1. Изоляция региона и снижение его экономической безопасности 2. Снижение спроса на продукцию региона (товары, услуги) 3. Исчерпание миграционного потенциала российских регионов и ближнего зарубежья 4. Усиление миграционной привлекательности соседних стран Использование сил для устранения угроз 1-2АЖЗ. Диверсификация экономики и развитие малого и среднего бизнеса 1А. Восстановление АПК 1Б. Восстановление рыбопромышленного комплекса 1 Д. Сотрудничество со странами ЕС 2А. Развитие янтарного кластера 3Ж. Развитие за счет инноваций и роста производительности труда Устранение слабостей для снижения угроз IA. Соглашение с ЕС о жизнеобеспечении региона IB. Строительство БАЭС 2Б. Диверсификация экономики 3Е. Повышение квалификации работников; развитие трудосберегающих производств 4Е. Развитие высокооплачиваемых производств; создание развитой системы социальной защиты

6. Для обеспечения соответствия качества трудовых ресурсов экономики нужна модернизация региональной системы образования, подготовки и переподготовки кадров с использованием для этого федеральной поддержки.

7. Для предотвращения оттока кадров в соседние страны ЕС необходимо развитие производств, обеспечивающих их привлекательность и достаточно высокий уровень оплаты труда, а также развитие социальной инфраструктуры и создание в регионе благоприятной для населения социальной и природной среды.

Список литературы

1. Программа социально-экономического развития Калининградской области на 2007—2016 годы (утв. Губернатором Калининградской области 28 декабря 2006 г.) URL: http://www. govS^^^^^® обращения: 24.12.2009).

2. Программа Калининградской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утв. постановлением Правительства Калининградской области от 21 мая 2007 г. №276). URL: http://www.gov39.ru/ (дата обращения: 20.12.2008).

3. Емельянова Л. Л., Косс А. В. Региональная миграционная политика в Калининградской области / / Миграционная политика в регионах Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика. Калининград, 2009. С. 149 — 160.

Об авторе

Д. Г. Федоров — консультант Калининградской областной думы.

Author

D. Fedorov, consultant at the Kaliningrad Regional Duma.

ебностям развивающейся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.