Научная статья на тему 'Экономика Японии в 2012-2013 гг. : новый курс экономической политики'

Экономика Японии в 2012-2013 гг. : новый курс экономической политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2653
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
«ПОТЕРЯННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ» / ДЕФЛЯЦИЯ / ОТТОК КАПИТАЛА / РЕВАЛЬВАЦИЯ ИЕНЫ / ТОРГОВЫЙ ДЕФИЦИТ / СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / БЮДЖЕТНЫЙ КРИЗИС / «АБЭНОМИКА» / НОВАЯ СТРАТЕГИЯ РОСТА / НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонтьева Елена Львовна

С. Абэ взялся за обновление экономической политики и поставил перед страной новые ориентиры. Необходимость в «новом курсе» вызвана тем, что страна утратила первенство в Тихоокеанской Азии после двух десятилетий дефляции цен и экономического застоя. В Японии неблагоприятная демографическая ситуация, ее население стареет, возможности роста за счёт внутреннего инвестиционного и потребительского спроса у нее невелики. Вливание бюджетных денег в экономику не стимулировало экономический рост и только увеличивало государственный долг. Программа Абэ, получившая название «абэномики», ставит перед собой следующие цели: преодолеть дефляцию цен, создать новые объекты для инвестирования на внутреннем рынке и вернуть экономику страны на путь экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Japanese Economy in 2012-2013. The New Economic Policy

S. Abe declared a program of renewal of economic policies and offered a number of new guidelines for the nation. The “New Deal” is badly needed because Japan has lost leadership in Pacific Asia after two decades of price deflation and economic stagnation. Japan’s demographic trends are unfavorable. Population is rapidly ageing, and the potential of economic growth based on domestic investment and consumer demand is low. Infusions of money from the state budget gave no positive effect and merely increased the public debt. The program presented by S. Abe, named “abenomics”, sets goals and gives guidelines for overcoming deflation. It is a pledge to create new fields for domestic capital investment and to return the economy to the course of economic growth.

Текст научной работы на тему «Экономика Японии в 2012-2013 гг. : новый курс экономической политики»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Экономика Японии в 2012-2013 гг.: новый курс экономической политики

Е. Л. Леонтьева

С. Абэ взялся за обновление экономической политики и поставил перед страной новые ориентиры. Необходимость в «новом курсе» вызвана тем, что страна утратила первенство в Тихоокеанской Азии после двух десятилетий дефляции цен и экономического застоя. В Японии неблагоприятная демографическая ситуация, ее население стареет, возможности роста за счёт внутреннего инвестиционного и потребительского спроса у нее невелики. Вливание бюджетных денег в экономику не стимулировало экономический рост и только увеличивало государственный долг. Программа Абэ, получившая название «абэномики», ставит перед собой следующие цели: преодолеть дефляцию цен, создать новые объекты для инвестирования на внутреннем рынке и вернуть экономику страны на путь экономического роста.

Ключевые слова: «потерянное десятилетие»; дефляция; отток капитала; ревальвация иены; торговый дефицит; старение населения; бюджетный кризис; «абэномика»; новая стратегия роста; налоговая реформа; сельское хозяйство.

Начало перелома в экономической динамике

Премьер-министр Японии Абэ Синтаро, приступивший к своим обязанностям в конце 2012 г., взялся за обновление экономической политики и поставил перед страной новые ориентиры. Можно обозначить следующие причины, почему «новый курс», вызывающий аллюзию на экономические программы Нового курса Рузвельта (1933-1937 гг.), был предложен в Японии XXI в.

Экономическая ситуация в Японии, бесспорно, не является трагической.

Но, во-первых, в конце XX - начале XXI вв. Япония выбилась из ритма динамики развитых экономик и утратила лидерство в Тихоокеанской Азии в пользу Китая. Китай опередил Японию по размерам валового внутреннего продукта и по месту в международной торговле. Численность населения и трудовых ресурсов Китая относится к численности населения и трудовых ресурсов Японии, как 11:1. На стороне Китая стоят такие ресурсные преимущества, как огромная территория (правда, ее западная часть трудна для освоения), великие судоходные реки и крупные месторождения ископаемого сырья и топлива. Основной капитал китайской экономики, ее инфраструктура будут ещё долго строиться и обновляться. Внутренний рынок этой страны далек от насыщения ос-

новными благами современной цивилизации1. Промышленность Китая работает на рынки развитых стран и имеет большой потенциал роста. Кроме того, в Восточной Азии быстро растёт средний класс, превращая этот регион в новый огромный рынок для того же Китая.

На фоне Китая положение Японии выглядит зеркальным. Япония обделена природными ресурсами, такими, как земля, не застроенная и не вовлечённая в сельскохозяйственный оборот, полноводные реки и полезные ископаемые. Производственный аппарат и инфраструктура транспорта и связи давно построены и будут только обновляться. В Японии неблагоприятная демографическая ситуация, ее население стареет, и, следовательно, потенциал роста за счёт внутреннего инвестиционного и потребительского спроса здесь невысок. При этом возобновляемые ресурсы Японии - качество ее человеческого капитала и ее технологический потенциал - недостижимы для Китая в ближайшие десятилетия. Равно как уровень и распределение доходов населения, да и сам образ жизни в богатой и благополучной стране.

Утрата регионального первенства - это результат длительной дефляции и экономического застоя. Индекс розничных цен в Японии в 1990 г. был на отметке 94,5%, а в 2012 г. - 99,4% от уровня 2010 г. Ожидая, что цены будут всё время снижаться, предприниматели и население склонны откладывать решения о капиталовложениях, покупке и постройке жилья, и т. д. Дефляция затормозила экономический рост. В 2012 г. валовой внутренний продукт (51 475 млрд. иен) всего на 18% превысил уровень 1990 г. (44 125 млрд. иен).

Во-вторых, экономика Японии подвержена дестабилизирующему воздействию международной торговли и мировой валютной системы. Экспортная квота экономики в целом - 12-13% ВВП - весьма значительна для такой большой экономики, как японская. Но в 1990-х годах Япония начала терять позиции в международной торговле под давлением конкуренции со стороны Китая и новых развивающихся стран Азии. Удельный вес японского экспорта в мировом экспорте сократился с 7,5% в 2000 г. до 4,6% в 2011 г.2

Япония продаёт на внешнем рынке почти исключительно (на 97%) продукцию своей промышленности. За границей реализуется 29% производимого в стране транспортного оборудования, 35-38% продукции электромашиностроения, электроники и продукции приборостроения. Неудивительно, что динамика спроса и предложения на мировых товарных рынках вызывает синхронные колебания конъюнктуры в Японии.

По данным Всемирного Банка, в 2011 г. ВВП Китая был равен 7 318 трлн. долл., а ВВП Японии -5 867 трлн. долл. В расчёте на душу населения китайцы получили в среднем 4 940 долл. в год, а японцы - 44 900 долл.. The World Bank Development Indicators, 2013. http://data. worliJbank.org.

Данные статистики ООН. 2011 International Trade Statistics Yearbook, www.un.org.

Валютные курсы определяются не только текущим соотношением спроса и предложения на мировом валютном рынке, но и таким долговременным фактором, как соотношение процентных ставок по краткосрочному кредиту . Центральные банки США и Европы вплоть до кризиса 2008-2009 гг. держали свои процентные ставки на более высоком уровне, чем в Японии, где они были близки к нулю. Иена стала самой привлекательной из мировых валют как для расчётов по международным операциям, так и для международных спекулянтов, своего рода «островом стабильности» на мировом валютном рынке. Поэтому курс иены к доллару США и к евро в 1990-2012 годах двигался только вверх. Так, в 1990 г. доллар стоил 135,4 иены и был выше паритета его покупательной способности (175 иен за доллар). В сентябре 2007 г. курс упал до 124, 1, а в ноябре 2012 г. - до 85 иен, в то время как паритет покупательной способности был в точке 108,8 иен за доллар4. Ревальвация иены тормозит, примерно с полугодовым лагом, рост экспорта, удешевляет импортные товары на внутреннем рынке и способствует продолжению дефляции.

Ревальвация иены ускорила и развитие японского предпринимательства по транснациональной модели. Во всём мире все большая часть товарооборота проходит по внутренним каналам транснациональных корпораций. Решения о выборе валюты для внутрифирменных расчётов принимают головные компании. Значительная часть оборота японских ТНК проходит между их заграничными филиалами и обслуживается долларами США или евро. Японская иена вытесняется из оборота, хотя она и остаётся третьей в мире валютой по удельному весу в обороте мирового валютного рынка (см. таблицу 1). Иена обслуживает всего 40% экспортных контрактов и 25% контрактов по импорту.

Таблица 1

Структура оборота мирового валютного рынка по видам валют,%

Валюта 2001 2010

$ доллар США 89,9% 84,9%

€ евро 37,9% 39,1%

¥ иена 23,5% 19,1%

£ фунт стерлингов 13,0% 12,9%

Прочие валюты 35,7% 44,1%

Всего 200,0% 200,0%

*

Источник: The Bank for International Settlements. Triennial Bank Survey. Report on Global Foreign Market Activity in 2010. Basel, December 2010, p. 15.

Расчёты, кредитование и страхование внешней торговли проводятся через коммерческие банкр.

Паритеты покупательной способности японской иены взяты из статистики ОЭСР. www.oecd.org/std/prices-ppp.

Ревальвация иены приводит к росту относительных издержек на труд и тормозит экономический рост, но при этом удешевляет покупку зарубежных активов. К тому же в Японии очень высокий налог на прибыли корпораций5. Поэтому частный бизнес вывозит больше капитала за границу, чем инвестирует внутри страны. Соотношение вывоза и ввоза капитала тоже перекошено: прямые иностранные инвестиции в экономику Японии не превышают половины тех средств, которые уходят из страны в виде прямых заграничных инвестиций (см. таблицу 2).

Таблица 2

Внутренние, зарубежные и иностранные прямые капиталовложения (млрд.иен)

Годы Прямые частные зарубежные капиталовложения японских компаний Прямые частные капиталовложения иностранных компаний в Японии Приросты основного капитала частных компаний в Японии

2000 31 216 3 473 58 107

2005 45 605 17 808 60 643

2010 67 691 17 501 53 753

2012 89 813 11 903 **

* Источники: статистика Банка Японии www.boj.or.jp; Нихон токэй нэнкан (Японский статистический ежегодник 2013. Токио, 2012. С. 108.

** данные ещё не опубликованы.

Последствия страшного удара стихии - землетрясения и цунами 11 марта 2011 г. - и закрытие атомных электростанций после аварии на АЭС Фукусима-2 предопределили начало перелома в динамике всей экономики Японии.

Сначала потребовалось срочно расширить импорт продовольствия, строительных материалов и техники для проведения восстановительных работ на северо-восточном побережье о. Хонсю. Кроме того, пришлось быстро восполнить дефицит энергоресурсов за счет расширения импорта сжиженного природного газа и каменного угля. Как островная страна Япония может ввозить сжиженный природный газ только танкерами. На внутреннем рынке Японии газ стоит в семь раз дороже, чем в странах Европы, где он доставляется трубопроводным транспортом, и США, где он не подвергается сжижению и дешевеет благодаря появлению на рынке местного сланцевого газа.

В результате в 2011-2012 гг., Япония впервые после «нефтяного шока» 1985 г., получила дефицит по внешнеторговым расчётам (см. таблицу 3).

Эффективная ставка центрального налога вместе с местными налогами равна 40,69%. Для сравнения: ставка налога на прибыль в Германии - 29,8%; во Франции - 33,3%; в Китае - 25%.

Таблица 3

Торговый баланс Японии, курс иены к доллару и динамика фондового рынка

Годы Торговый баланс, млрд. иен Курс иены ^ к доллару США Индекс Токийского рынка Nikkei 225

2009 2671,2 92,3 10 546

2010 6634,7 92,1 10 229

2011 -2564,7 81,5 8 455

2012 -6941,6 82,9 10 406

2013, 1-й кв. -1706,1 94,8 13 926

2013,май -994,0 98,0 15 627

*

Источники: таможенная статистика Министерства финансов Японии www.mof.go.jp, данные Токийской фондовой биржи www.tse.or.jp и валютная статистика Банка Японии wwvj.Jboj.or.jp.

на конец периода.

Как известно, мировой валютный рынок отвечает на торговые дефициты той или иной страны продажей ее валюты, если она обслуживает торговые платежи. В Японии это стало особенно заметно в начале 2013 г. Как только иена начала дешеветь, иностранные инвесторы пришли на фондовый рынок Японии, и показатели фондового рынка пошли вверх. Динамика курса акций - это сигнал для потребителей о том, что ситуация в экономике улучшается и можно «развязывать кошельки». Об этом свидетельствуют и цифры, приведенные в таблице 4.

Таблица 4

Динамика основных экономических показателей Японии*

Годы 2010 2011 2012 2013, 1-й кв.

ВВП 2,3 -2,8 0,9 4Д

Частные инвестиции в основной капитал* 4,2 3,2 2,2 -0,3

Государственные капиталовложения 0,4 -6,9 13,8 0,4

Потребительский спрос домохозяйств 2,5 0,4 2,3 3,5

Промышленное производство, индекс(2010 - 100) 100,0 97,2 97,8 92,5

Экспорт 24,4 -2,7 -2,7 16,1

Импорт ” 18,0 12,1 3,8 4,0

Дефлятор ВВП, индекс (2005 - 100) 93,4 92,0 91,4 90,5

*

Источники: таможенная статистика министерства финансов Японии www.mof.go.jp; валютная статистика Банка Японии www.boj.or.jp.

Как видно из данных таблицы, потребительский спрос (это % ВВП Японии) и экспорт (ещё 14% ВВП) своими приростами и обозначили перелом в экономической динамике.

Следует отметить, что переводы прибылей от зарубежных капиталовложений в последние 5-6 лет устойчиво превышают сальдо торгового баланса, а начиная с 2011 г., перекрывают и образовавшийся торговый дефицит. Однако ни правительство, ни тем более деловое сообщество Японии не видят в оттоке капитала ущерба для экономики страны. Для них это - «подушка безопасности», способ гашения рисков, возникающих на рынках товарного экспорта. Считается даже, что заграничные капиталовложения заменили внешнюю торговлю в качестве движущей силы экономического развития.

Опасность «двойного дефицита»

Тем не менее, начиная с 2011 г., торговый дефицит стал структурной чертой японской экономики. Пока он перекрывается поступлениями прибылей от заграничных вложений, но если этого не будет, то страна получит также дефицит и по текущим поступлениям и платежам.

Сочетание дефицита платёжного баланса по текущим статьям с дефицитом государственного бюджета - опасная ситуация. Правительство, не получая достаточных средств из-за границы (в виде налогов на прибыли и экспортную выручку), вынуждено продавать свои облигации за границу и/или частным финансовым учреждениям в своей стране. Такой «двойной дефицит», называемый «фискальной ловушкой», имеют Соединённые Штаты. Но США привлекают в свою страну мировые сбережения. Американские казначейские бумаги считаются самыми надёжными и ликвидными инструментами. В них вложены валютные резервы многих стран, и больше всего - Китая и Японии. Суверенный долг Японии не может оплачиваться таким путём, так как государственные банки других стран не покупают японские облигации.

От долгового кризиса Японию защищает устойчивость ее частных финансовых учреждений. За их стабильностью зорко следит мега-регулятор - Агентство финансовых услуг. Поэтому Японии не грозит долговой кризис европейского типа, когда сильной стране (Германии) приходится финансировать долги Греции, Кипра и других, более слабых стран. Япония практически никому не должна: всего 8,7% ее облигаций держат частные иностранные инвесторы. Поэтому японское правительство не боится дефолта по своим международным обязательствам.

В настоящее время профицит по текущим статьям платёжного баланса позволяет финансировать расходную часть государственного бюджета. Этот механизм состоит в следующем: доходы компаний от экспорта товаров и услуг, туризма и страхования, прибыли от зарубежного предпринимательства и прочие поступления переводятся в иены и размеща-

ются на счетах банков и страховых компаний. Если банки и страховые компании начнут терять эти ресурсы, то Министерству финансов придётся поднимать доходность государственных облигаций, чтобы банки не начали их сбрасывать или, по крайней мере, не перестали их покупать. Вслед за этим поднимутся все остальные процентные ставки, и долгожданный экономический рост может быть приостановлен.

В принципе, дефицит платёжного баланса по текущим статьям может уравновешиваться только движением золотовалютных резервов. Эти резервы огромны: 1 трлн. 252 млрд. долл6. Поэтому, скорее всего, «фискальная ловушка» Японии пока не грозит.

Кризисное состояние государственных финансов

Накопление внутреннего долга в Японии началось после нефтяного кризиса 1974 г., когда налоговые поступления сократились, и перед бюджетной системой была поставлена, в духе теории Дж. М. Кейнса, задача стимулирования экономического роста. С этого времени дефицит государственного сектора стал использоваться в качестве «встроенного стабилизатора» экономики.

К началу 90-х годов удалось выйти на бездефицитный бюджет благодаря приватизации крупных государственных предприятий7. Но в течение 90-х годов правительство не прекращало попыток «вытащить» экономику из стагнации, увеличивая расходы на строительство объектов инфраструктуры. О стабилизации государственных финансов пришлось забыть.

Чтобы вывести страну из экономического застоя, необходимо увеличивать бюджетные расходы для создания нового спроса на товары и услуги и снижать налоги. Но выпадающие налоговые поступления нечем восполнить, кроме эмиссии государственного долга. А чтобы преодолеть кризис государственных финансов, бюджетные расходы нужно сокращать. Но тогда нечего рассчитывать на выход из экономического застоя. В 2000-2012 гг. все правительства, от кабинета Мори до кабинета Нода, бились над решением этой дилеммы. В антикризисных программах приоритеты отдавались социальной защите населения, созданию новых рабочих мест и строительству объектов инфраструктуры (дороги, мосты, путепроводы и пр.). В попытках сократить бюджетный дефицит вводился «потолок» новых заимствований у частных банков, велась приватизация государственной почтово-сберегательной системы и скоростных автомобильных дорог, а расходы на строительство и содержание объектов инфраструктуры сокращались год от года и перекладывались на частный сектор на конкурсной основе.

Данные Международного Валютного Фонда, www.imf.org.

В 1985-1990 годах были приватизированы магистральные железные дороги, предприятия телефонной связи, табачные фабрики и производство спирта.

Однако ни одно правительство не добилось оздоровления бюджета и даже не пыталось начать его реформу. Сеть скоростных железных и автомобильных дорог начала разрушаться в результате износа. С «потолком» новых заимствований у частных банков ничего не вышло. Бюджет центрального правительства на 2013 фин. г. (с 1 апреля 2013 г. до 31 марта 2014 г.) будет финансироваться примерно поровну - налоговыми поступлениями (45,3%) и выпуском новых облигаций (46,3%).

По данным на март 2013 г., накопленный долг центрального правительства Японии составлял 991,6 трлн. иен и на 90% превысил годовой ВВП (519,8 трлн. иен). Это самый большой долг правительства в современном мире. Нельзя сказать, что долговое бремя безразлично для самой Японии. На обслуживание долга (погашение и выпуск новых облигаций и выплату процентов по ним) уходит 24% бюджетных средств - почти столько же, сколько на пенсии, пособия и другие социальные выплаты населению8.

Правда, этот долг вполне безопасно структурирован по времени. Почти половина долга состоит из облигаций со сроком погашения в 10, 20 и даже 50 лет, и только четверть составляют краткосрочные казначейские обязательства (сроком менее года).

От долгового кризиса Японию защищает устойчивость ее банковской системы. К тому же Японии, как уже отмечалось, не грозит долговой кризис по европейскому образцу, т. е. в стране нет прямой угрозы бюджетного коллапса или дефолта по внутреннему долгу.

Казначейские бумаги держат коммерческие банки, а долгосрочные облигации находятся в руках финансовых учреждений. Население Японии накопило огромные финансовые и вещественные активы. Финансовые активы семей составляют 1 505 трлн. иен - это почти треть национального имущества Японии (2 995 трлн. иен) и больше, чем совокупный основной капитал ее нефинансовых корпораций (1 020 трлн. иен). Больше половины этих сбережений размещены на банковских счетах. Ещё 28% вложены в страховые полисы и пенсионные фонды. На этой мощной «подушке безопасности» покоится государственный бюджет Японии.

Современная Япония переживает «демографический переход» - так демографы называют быстрое снижение рождаемости и смертности населения. Старение населения создаёт нагрузку на пенсионную систему и приводит (хотя и медленно) к снижению нормы сбережений в доходах населения. В последние годы норма сбережений сильно падает в американской экономике (норма сбережений ниже 0), в европейской экономике (10%) , в японской экономике (5%). Пока «подушка» личных сбережений не «сдулась», дисбаланс между сбережениями и инвестициями Японии не грозит. Но чем больше будет изменяться возрастная

Расходы на социальные нужды составляют, соответственно, 29 и 31%. Данные Министерства финансов Японии, www.mof.go.jp.

структура населения (в 2012 г. 23,6% японцев были старше 65 лет, а в 2040 г. их будет уже 43,6%), тем быстрее эти сбережения будут таять.

Новый курс: поиски новых решений для старых проблем

Премьер-министр Абэ Синдзо, пришедший к власти в конце 2012 г., выдвинул и начал выполнять большую программу экономических реформ9. В отличие от предшественников, действовавших в рамках либеральной политики, Абэ строит свою политику на сочетании либеральных принципов с постулатами экономической теории Кейнса.

Программу Абэ окрестили «абэномикой», и ее выполнение началось немедленно. Краткий официальный текст («дорожная карта») стратегической программы кабинета Абэ был опубликован уже 20 июня 2013 г. Это был своего рода манифест Либерально-демократической партии перед выборами в палату советников парламента, прошедших 21 июля, где ДДП получила большинство. Главные цели кабинета Абэ - преодолеть дефляцию, создать новые объекты для инвестирования на внутреннем рынке и вернуть экономику страны на путь экономического роста.

С. Абэ уловил перемену в экономической динамике своей страны и поставил задачу быстро изменить настроение народа - и потребителей, и предпринимателей.

Сам Абэ назвал три главных направлений своей политики «тремя стрелами». Первая стрела - это «гибкое отношение к бюджетным расходам», грубо говоря, пренебрежительное отношение к бюджетному дефициту. Вторая стрела - «агрессивная денежная политика», то есть накачивание денег в экономику силами Банка Японии. Третья стрела -это разработка стратегии роста.

Термином «абэномика» обозначается широкая программа действий. В качестве первого шага С. Абэ потребовал, чтобы Банк Японии установил целевой ориентир инфляции - 2% в год. Банк должен переломить ожидания снижения цен - ведь все крупные решения в экономике ориентируются на ожидания бизнес-сообщества и широкой публики. Требуется, чтобы Банк Японии удерживал ставку ссудного процента на уровне, близком к нулю, и активно рефинансировал частные банки, непрерывно пополняя их кредитные ресурсы. Чтобы быстро закрывать «дыры» в бюджете, Банк Японии обязан покупать государственные облигации, которые будут выпускаться для финансирования «общественных работ», на первичном рынке10.

С. Абэ - четвёртый реформатор за последние тридцать лет. Ясухиро Накасонэ (1987— 1992) провёл приватизацию государственных железных дорог. Рютаро Хасимото (1998-1999) реорганизовал банковскую систему страны. Дзюнъитиро Коидзуми (2001-2006) приватизировал почтово-сберегательную систему и сумел вывести экономику из первого кризиса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Абэ добился исключения из Закона о Банке Японии от 1997 г. статьи, согласно которой Банк не имеет права покупать облигации правительства на первичном рынке (кроме казна-

Колоссальные средства будут пущены на ремонт объектов инфраструктуры (дорог, мостов, тоннелей и пр.). Ведь первые линии скоростных железных дорог были построены еще в 1960-х годах, а сеть скоростных шоссе создавалась в 1964-1972 гг. Старые сооружения начинают «сыпаться»: то обвалится потолок в тоннеле, то случится ещё что-нибудь.

В бюджете на 2013/2014 фин. г. на вложения в инфраструктуру уже предусмотрено потратить 92,6 трлн. иен (примерно 920 млрд. долл.).

Кабинет Абэ готов пожертвовать бюджетной дисциплиной ради накачивания денег в экономику. Расчёт делается на так называемый мультипликатор спроса, классический пусковой механизм экономического роста. Строительные работы создают потребность в материалах и технике, вовлекают в производство дополнительных рабочих, а их заработки увеличивают потребительский спрос. Вслед за этим возникает потребность в новых капиталовложениях. Процентные ставки и товарные цены пойдут вверх, закончится дефляция, начнётся экономический подъём. Увеличится сбор налогов, и бюджетный дефицит начнёт понемногу рассасываться11. Правительство поставило задачу восстановить первичный баланс (соотношение поступлений и расходов без эмиссии государственного долга) не раньше 2020 г. Эту задачу невозможно решить без налоговых поступлений, которые увеличатся только при возобновлении экономического роста.

О ~ ~ 12

В «дорожной карте» новой стратегии роста поставлена цель добиться того, чтобы в следующие десять лет среднегодовые темпы роста ВВП составляли 3% в текущих и 2% в постоянных ценах. Для этого потребуется на 10% увеличить объём капиталовложений внутри страны с тем, чтобы заменить устаревающее оборудование частных предприятий13.

Выполнение этой программы связано с целым рядом рисков, о которых говорят эксперты из научного и делового сообщества. Во-первых, по их мнению, Банку Японии навязана роль, которая сведёт на нет независимость денежной политики. Если Банку не удастся добиться небольшой инфляции, то крайне дешёвые деньги инвесторов хлынут на рынок государственных облигаций. Япония получит новый «финансовый пузырь», предупреждает главный экономист японского филиала банка 1РМог§ап Канно Масааки14.

чейских и финансовых векселей) и кредитует правительство только покупками на вторичном рынке.

Этот механизм был впервые запущен Президентом Ф.Д. Рузвельтом для выведения экономики США из мирового кризиса 1929-1933 гг.

Текст «Новой стратегии роста» опубликован на сайте правительства Японии. www.kantei.go.jp.

13 гг

Но данным опроса, проведенного министерством экономики, торговли и промышленности, 45% промышленных предприятий работает на оборудовании старше 15 лет. The Nikkei, June ДЗ, 2013.

Статья опубликована в газете Financial Times, цит. по The Nikkei, February 5, 2013.

Во-вторых, агрессивная денежная и бюджетная политика может дать такой нежелательный результат, как излишнее доверие в мире к японской валюте. В этом случае ревальвация иены сорвёт планы прекращения дефляции цен на внутреннем рынке и затормозит товарный экспорт.

В программу кабинета С. Абэ входит реформа налоговой системы, пересмотр трудового законодательства, а также крутой поворот аграрной политики.

Небольшие изменения в японском налоговом законодательстве делаются каждый год. В 2013 г. будет отменён налог на покупку автомобилей, а предпринимателям будет разрешено вычитать из базы походного налога 10% в обмен на 5%-е повышение заработной платы работников. Планируется поднять ставку налога на наследство, но разрешить наследникам, не платя этого налога, получать наследное имущество при жизни наследодателей. Примерно две трети накопленных сбережений принадлежит лицам старше 60 лет. Расчёт делается на то, что старшее поколение «развяжет кошельки», и «живые деньги» пойдут на потребительский рынок. В контексте «абэномики» старение населения рассматривается как хороший шанс для возобновления экономического роста.

Все предложения о серьёзной налоговой реформе регулярно проваливались уже много лет подряд. Ни одно правительство не решилось на такой манёвр, как снижение прямого подоходного налога с тем, чтобы экономический рост впоследствии увеличил доходы, а затем и налоговые поступления в бюджет. Ещё в начале второго десятилетия XXI в. было признано, что для наполнения бюджета придётся повышать ставку косвенного налога на продажи (он входит в состав всех розничных цен). Лет десять шли споры о том, когда и насколько придётся его повышать. Все правительства до кабинета Абэ считали эту меры политически опасной. В Японии хорошо помнят, как весной 1997 г. поспешная попытка кабинета Хасимото уменьшить бюджетный дефицит повышением этого налога с 3% до 5% подорвала динамику потребительского спроса и частного жилищного строительства.

Но в первом полугодии 2013 г. «абэномика» вызвала в обществе надежды на перемены к лучшему. Рейтинг кабинета Абэ достиг 70%, и Абэ решился. Объявлено, что ставка налога на продажи будет поднята до 8% в апреле 2014 г. и 10% в октябре 2015 г. Кроме того, с января 2015 г. самые богатые японцы будут платить подоходный налог по ставке в 55% (сейчас - 40%). По оценке Министерства финансов, этот «налог на богатых» будут платить всего 50 тыс. жителей Японии15.

Реформа трудового законодательства направлена на ликвидацию так называемой «системы пожизненного найма». По давней традиции крупные компании принимают на работу выпускников средней и высшей школы в штат по бессрочному контракту и повышают им зарплату

15 The Nikkei, January 25, 2013.

по стажу вплоть до выхода на пенсию в 60 лет. По нормам трудового законодательства, их очень трудно уволить. Экономя на трудовых издержках, компании широко используют наём вне штата на неполный рабочий день или неполную неделю. В настоящее время на таких контрактах занято более трети общего числа работающих по найму. Им платят на 10-20% меньше, их легко уволить, и они имеют право на пособие по безработице, проработав год в одной фирме.

Пересмотренный закон о трудовых стандартах, вступивший в силу 1 апреля 2013 г., устанавливает для частных компаний пенсионный возраст в 65 лет. Лица, нанятые на неполный рабочий день (или неполную неделю), проработав на одном месте больше 5 лет, получают право пе-^ 16 реити в штат .

Экономика Японии открыта и ориентирована на внешние рынки. Эту ориентацию не изменит ни расширение спроса на внутреннем рынке, ни развитие новой альтернативной энергетики. Из-за процессов, происходящих в международной торговле, Япония вынуждена заново определять свои ниши в международном разделении труда и создавать новые возможности для своего экспорта.

В планах кабинета Абэ роль ключевой отрасли, способной снизить зависимость страны от импорта и выйти на зарубежные рынки сбыта, отводится сельскому хозяйству.

Сельское хозяйство Японии застыло на том типе мелких семейных ферм, который был выбран аграрной реформой 1940-х годов. К концу XX в. этот тип организации привёл отрасль к упадку. Мелкие фермы малопродуктивны и по составу продукции не соответствуют спросу городского населения. Субсидии фермерам, выращивавшим рис, привели к тому, что в течение многих лет в стране наблюдается избыток риса, а цены на него примерно в два раза выше цен мирового рынка. Уровень самообеспеченности продовольствием упал с 70% в 1960 г. до 39% в 2012 г.

Средний возраст фермеров - 66 лет, а младшее поколение не спешит, а часто и не хочет наследовать землю и профессию родителей. В результате владельцы сельскохозяйственной земли перестают ее обрабатывать, но не продают участки. Почти 10% орошаемых земель заброшено и зарастает сорняками.

Но аграрная Япония отличается консерватизмом. Семейные фермы, охваченные сетью снабженческо-сбытовых кооперативов, образуют массовый электорат и являются крупной опорой политических партий. Аграрное лобби сопротивляется отмене субсидий и снижению тарифов на импорт сельскохозяйственной продукции.

Поиски новых экспортных возможностей стали острой проблемой в Японии. Перспектива выхода на мировой рынок, очевидно, есть у высококачественной продукции сельского хозяйства. Клиенты в Восточной

16 ТЪе №кке1, Арп1 1, 2013.

Азии, например, богатые китайцы охотно покупают японский рис, хотя он намного дороже местного риса. Для производства высококачественного продовольствия в больших масштабах (как в Нидерландах или Израиле, где земельные ресурсы ограничены) необходимо пойти на новую для Японии организацию сельского хозяйства, заменив небольшие крестьянские хозяйства крупными товарными фермами.

Сейчас средний земельный надел японских фермеров составляет менее 2 га. Страна нуждается в концентрации земельных участков и привлечении свежих сил в сельское хозяйство. Реформа 2005 г. допустила в эту отрасль другие формы организации, акционерные компании и партнёрства, но они не получили права собственности на землю и работают на арендованных участках. Они ведут свои хозяйства как современный бизнес и не нуждаются ни в лоббировании своих интересов в парламенте, ни в субсидировании своих сбытовых цен.

По инициативе кабинета Абэ, администрации префектур получат право арендовать пустующие земельные участки у их владельцев и передавать их в аренду крупным аграрным компаниям и фермам.

Снижение тарифов на импорт сельскохозяйственной продукции является непреложным условием для присоединения Японии к организации Транс-Тихоокеанского партнёрства (ТТП). Министерство сельского хозяйства долго поддерживало своих старых лоббистов и мешало правительству начать переговоры о присоединении к ТТП. Но без ТТП Япония не сможет занять должное место в экономических интеграционных связях в Тихоокеанской Азии. Кабинет Абэ принял политическое решение о начале переговоров. Консервативное Министерство сельского хозяйства было вынуждено подчиниться этому решению. Новый закон о землепользовании в сельском хозяйстве, упрощающий изъятие заброшенных участков у их владельцев, разрабатывается и вступит в силу в 2014 г.

По оценке ведущей экспертной организации The Japan Center for Economic Research, темпы экономического роста страны в 2013 фин. г. могут составить 2,5%17. Банк Японии прогнозирует более высокие темпы роста ВВП (2,9%) и повышение потребительских цен на 0,7%, то есть близкое окончание дефляции. Частные экспертные организации дают более осторожные прогнозы (2,7% и 0,3%, соответственно)18.

Представляется, что более высокие темпы роста в Японии маловероятны. Ее население стареет, трудовой потенциал сокращается. Единственные ресурсы, на которые может рассчитывать эта страна, - это ее человеческий капитал и научно-технический прогресс.

17

Japan Center for Economic Research. The 153rd Short-Term Forecast for Japanese Economy. Tokyo, March 2013. www.jcer.or.jp.

The Nikkei, May 17, 2013.

Японское качество: экономические аспекты

И. П. Лебедева

Высокое качество японской продукции обеспечивается сочетанием трех элементов - высокого технического уровня производства, особенностей организации производственного процесса, японской рабочей силы. Решающую роль играют особые характеристики японской рабочей силы, сформировавшиеся под влиянием национальной культуры.

Ключевые слова', качество, потребители, рынок, машиностроение, технический уровень, организация процесса производства, рабочая сила.

В экономической науке существует несколько подходов к определению понятия качества - начиная с простого, «производственного», при котором качество выступает синонимом отсутствия дефектов в том или ином продукте, и кончая комплексным, в соответствии с которым под качеством понимается вся совокупность методов управления компанией, позволяющих ей производить качественные и конкурентоспособные товары или услуги. В данной статье мы будем исходить из подхода, который условно можно назвать прагматическим, т. е. подхода, наиболее приближенного к представлениям обычных людей о качестве - потребителей различных товаров и услуг. А именно, под качеством мы будем иметь в виду соответствие характеристик того или иного продукта (начиная с дизайна и кончая функциональными свойствами) ожиданиям потребителей.

Высокое качество японской продукции, главным образом - промышленной, известно по всему миру. Будучи практически полностью лишена источников сырья и топлива, по завершении послевоенного восстановления (середина 1950-х гг.) Япония взяла курс на коренную модернизацию экономики и, прежде всего - промышленности, поскольку только за счет доходов от экспорта промышленной продукции она и могла оплатить импорт необходимых ей товаров - сырья, топлива, медикаментов, продовольствия, техники, оборудования и т. д. Уже к концу 1960-х гг. она вышла на второе место в мире по объему промышленного производства (после США) и удерживала его на протяжении почти полувека1. При этом ниша Японии в мировом производстве и мировом экспорте наполнялась все более и более сложной продукцией. Так, если еще в конце 1960-х гг. основные направления международной специализации японской промышленности были представлены

В 2007 г. по объему добавленной стоимости, созданной в промышленности, Япония уступила второе место Китаю, передвинувшись на третью позицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.