ТЕРРИТОРИЯ НАУКИ
УДК 332.122(470.1)
ЭКОНОМИКА СЕВЕРНОГО ИЗМЕРЕНИЯ РОССИИ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОГО НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Е.П. Башмакова
Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН
«...Россия - северная страна, поэтому особое измерение ее экономики - северное - существовало и будет существовать всегда. Экономика Севера органически переплетается с экономикой всей России, и на протяжении многих лет наш Север создает экономическую основу развития страны, отдавая значительно больше, чем получает. Именно поэтому проблемы Севера являются национальными проблемами, а северное измерение экономики для России является главнейшим стратегическим направлением, жизненно важным для экономического роста и развития России... »
Г. Лузин
Аннотация
Для России становится общепризнанным, что Север в целом - это жизненно важная экономическая зона страны, богатая природными ресурсами, с ярко выраженной спецификой социально-экономического развития, с особо неблагоприятными природными условиями, с характерным комплексом климатических воздействий на человека, технику и сооружения. В то же время он является зоной стратегических интересов России, так как его экономика органически переплетается с экономикой всей страны и на протяжении многих лет Север создает экономическую основу развития России. Поэтому проблемы Севера являются национальными проблемами, а «экономика северного измерения» для России - главнейшее стратегическое направление, жизненно важное для экономического роста и развития России. Именно для исследования проблем социально-экономического развития пространства Севера и Арктики был создан Институт экономических проблем КНЦ РАН, который является лидером в области нового научного направления -«экономика северного измерения России».
Ключевые слова:
Север, ресурсы, стратегические интересы, северное измерение экономики, социальноэкономическое развитие, Институт экономических проблем.
История развития экономических исследований на Мурманской земле тесно связана с историей освоения природных богатств Кольского полуострова. Первые работы по экономической оценке разработки полезных ископаемых появились в 1920-е годы. Это были работы специалистов, привлеченных акад. А.Е.Ферсманом.
В июне 1936 г., в связи с возрастающей потребностью в расширении экономических исследований, в структуре Кольской базы АН СССР появился экономико-географический отдел. С 1952 г. по 1965 г. в целях обеспечения комплексных исследований полезных ископаемых Кольского п-ова была сформирована группа экономики, затем лаборатория экономики редкометалльного сырья, лаборатория экономических исследований, которые входили в состав Геологического института, Института химии и технологии редких элементов и минерального сырья. В 1965 г. на базе лаборатории постановлением Президиума Кольского филиала Академии наук СССР образован Отдел экономических исследований.
Задачи Отдела состояли в исследовании комплексных проблем развития производительных сил Кольского п-ова на основе хозяйственного освоения и рационального использования природных ресурсов.
С 1971 г. по 1980 г. была выполнена народнохозяйственная оценка природных ресурсов Европейского Севера, дан прогноз их промышленного освоения и развития производительных сил
регионов на период 1980-2000 гг. Работы по этим направлениям проводились в тесном содружестве и кооперации с отделами экономики Коми и Карельского филиалов АН СССР.
Период 1980-х гг. характеризовался расширением исследований по развитию производительных сил Европейского Севера. Совместно с отделами экономики Карельского и Коми филиалов АН СССР был выполнен широкий перечень работ по Комплексной программе научнотехнического прогресса Северного экономического района на 20-летний период. Одновременно проводились исследования по теоретическому обоснованию и определению эффективных путей развития Кольского горнопромышленного комплекса на основе рационального и комплексного использования минерально-сырьевого потенциала региона. На протяжении этих лет здесь работали интересные, неординарные люди, настоящие ученые, сформировавшие работоспособный коллектив, что позволило на базе Отдела экономических исследований создать в декабре 1986 г. Институт экономических проблем в соответствии с постановлением Совета министров СССР № 1226 «О комплексном использовании полезных ископаемых Кольского полуострова». Научное и научнометодическое руководство Институтом было возложено на Отделение экономики АН СССР.
Геннадий Павлович Лузин (д.э.н., проф., чл.-корр. РАН, депутат Государственной Думы РФ) -первый директор Института экономических проблем (1986-2000) - вписал славные страницы в развитие института. Благодаря научной эрудиции, личной активности, целеустремленности и ответственности Г.П. Лузин сформировал новое научное направление в отечественной науке -экономику "северного измерения", в рамках которого был подготовлен ряд фундаментальных работ и создана самостоятельная научная школа.
Возглавляемый Г.П. Лузиным ИЭП активно участвовал в разработке теоретических и прикладных исследований по проблемам экономической реформы в России, трансформации социальной и экономической политики в территориальных системах Севера, экономики рационального использования природных ресурсов Севера России и Арктики, в возрождении Северного морского пути, развитии международных научных связей с ближним и дальним зарубежьем.
Институт выполнял правительственные задания, связанные с районированием регионов Севера России по критерию дискомфортности, что явилось научной базой для формирования системы новых трудовых отношений, транспортного районирования и формирования системы бюджетных трансфертов.
На основе проведенных исследований был разработан, направлен в органы законодательной и исполнительной власти и принят целый ряд проектов важнейших федеральных законов: «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития в переходный период в северных регионах РФ», «О районировании Севера России», «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Все законопроекты предусматривали реализацию стратегии устойчивого развития Севера России, отражающую взаимосвязь экономики, социальных условий и экологической безопасности. Не будет преувеличением сказать, что в эти годы исследования, проводившиеся в Институте, заложили основу для важнейших институциональных преобразований на Севере. Расширился объект исследований: теперь это был весь Крайний Север страны, а сами исследования стали максимально практически направленными и приобрели характер, близкий к междисциплинарному.
Г.П. Лузин стоял у истоков формирования в г. Апатиты высших учебных заведений - Филиала Санкт-Петербургской инженерно-экономической академии, который он возглавлял со дня основания (в настоящее время - Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет) и Кольского филиала Петрозаводского государственного университета, где он был деканом экономического факультета. Это обеспечило возможность интеграции высшей школы и науки и подготовки специалистов, адаптированных к работе на Севере. Весомый вклад он внес и в подготовку научных кадров высшей квалификации, инициировав создание при ИЭП диссертационных советов по экономике Д200.12.01 и К200.12.02.
По инициативе Г.П. Лузина с 1998 г. выпускается научно-информационного журнала ИЭП -«Север и рынок: формирование экономического порядка».
XXI век институт встретил как коллектив высококвалифицированных специалистов, готовый решать все усложняющиеся задачи социально-экономического развития пространства Севера и Арктики России в условиях глобализации и интеграции в мировое хозяйство.
После трагической гибели Г.П. Лузина в 2000 г. директором Института стал д.э.н., проф. В.С. Селин. Под его руководством с 2001 по 2005 гг. получили дальнейшее развитие фундаментальные исследования и прикладные разработки по развитию регионов Севера и Арктики. Был получен ряд
важных научных результатов, значительная часть которых была включена в годовые отчеты о деятельности РАН:
• разработаны стратегические направления социально-экономической политики на Северо-Западе России и в Мурманской области, использованные при подготовке «Основных положений стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года»;
• модифицирована методика районирования (зонирования) Севера России по комплексному критерию дискомфортности условий жизнедеятельности человека, включающего учет природноклиматических, экономико-географических, социально-экономических и медицинских факторов. Работа проводилась по заданию Министерства экономического развития и торговли РФ совместно с НИИ труда Министерства труда и социальной защиты и Института географии РАН;
• обоснована необходимость разработки стратегий формирования социального капитала на региональном и местном уровнях. Данные исследования выполнялись в сотрудничестве с исследовательскими организациями Дании, Норвегии, Фарерских островов в рамках международной исследовательской программы «Управление социальными трансформациями» (MOST), выполняемой под эгидой ЮНЕСКО;
• разработаны предложения в Концепцию государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера и Арктики, основанные на результатах исследований по рациональному природопользованию и устойчивому развитию, предложены формы поддержки научно-технической и инновационной деятельности, механизмы охраны окружающей природной среды, направления совершенствования бюджетного процесса и налогообложения;
• разработаны методические подходы к прогнозированию технологического развития экономики Севера и организационно-экономические основы создания национального резерва стратегических материалов в Мурманской области;
• в рамках совместных исследований с Научным советом РАН по вопросам регионального развития и Институтом социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН обоснована необходимость новой парадигмы развития Севера - переход «от освоения к обживанию территории», от принципа использования природных и человеческих ресурсов к принципу их системного воспроизводства.
С 2001 г. в память о Г.П. Лузине в институте раз в два года проводятся «Лузинские чтения». Тематика конференций охватывает широкий круг вопросов, включая стратегию экологически сбалансированного освоения ресурсов Арктики и арктических морей, анализ актуальных социальноэкономических проблем развития регионов Севера в условиях глобальных изменений в мире и в России, обобщение международного и национального опыта рационального природопользования, формирование социальной, инновационной и финансовой политики северных регионов и муниципалитетов. В 2006 г. ИЭП присвоено имя Г.П. Лузина, что явилось справедливым признанием его роли в создании института, а также его значения как государственного деятеля и талантливого ученого-исследователя, сумевшего создать новое научное направление, основать научную школу, сформировать условия успешной интеграции высшей школы и науки, обеспечить подготовку специалистов высшей квалификации.
С 2006 г. Институт возглавляет д.э.н., проф. Ф.Д. Ларичкин. Основные научные результаты деятельности института в период 2006-2009 гг. также неоднократно включались в отчеты РАН как важнейшие теоретические и прикладные достижения и заключались в следующем:
• обоснована необходимость формирования рациональной экологически сбалансированной системы недропользования на основе комплексного освоения и использования совокупности ресурсов недр и повышения глубины их переработки;
• выявлено объективное нарастание геоэкономических и геополитических противоречий в Западной Арктике, связанное, с одной стороны, с ее ресурсным потенциалом и транспортным значением, а с другой - с отсутствием признанной мировым сообществом и нормативно оформленной демаркацией морских пространств;
• обоснованы принципы и методы государственного регулирования в сфере промышленного рыболовства, сформулированы цели и разработана модель согласования и координации экономической морской деятельности субъектов рыбного хозяйства в условиях развития государственного регулирования;
• разработаны концептуальные основы управления социальными трансформациями на региональном уровне в условиях глобализации, включающие обоснование новой парадигмы «регион
как социум-участник глобализации», принципов, методов и инструментов ее реализации в практике регионального управления;
• обоснована возможность и целесообразность формирования высокотехнологичных транспортно-логистических кластеров и особых экономических зон на базе освоения нефтегазовых ресурсов Арктического шельфа и развития транспортного комплекса Европейского Севера;
• разработаны Концепция и Стратегия социально ориентированного инновационного развития Мурманской области до 2025 г. Впервые для Севера России определено, что генеральной целью Стратегии является развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни населения области на основе ее инновационного, устойчивого социального, экономического и экологически сбалансированного развития, обеспечивающего статус области как конкурентоспособного региона, опорного центра России на Европейском Севере и в Арктике.
Институт является соисполнителем трех программ Президиума РАН:
• комплексной программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых интеграционных процессов» (20042009 гг.);
• программы Президиума РАН № 24 «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез» (2009-2011 гг.), проект 11.5.2. «Значение северных и арктических регионов в новых геоэкономических и геополитических условиях развития России»;
• программы Президиума РАН «Поддержка молодых ученых»:
а) подпрограмма «Организация и финансирование работ молодых ученых Российской академии наук по приоритетным направлениям фундаментальных исследований» (2006-2009 гг.);
б) подпрограмма «Привлечение талантливой молодежи и организация научных школ РАН для молодых ученых» (2005-2009 гг.)1.
Институт принимал участие в выполнении программы фундаментальных исследований Отделения общественных наук РАН «Россия в глобализирующемся мире» (2003-2006 гг.), выполнял научно-исследовательские работы с ведущими предприятиями Мурманской области, по заказу правительств Мурманской и Вологодской областей, с Комитетом по делам Севера и малочисленных народов Севера Совета Федерации, администрациями муниципальных образований области, с институтами Санкт-Петербурга, Республики Карелия и другими научными, проектными и промышленными предприятиями России. Сотрудниками института получено 17 грантов РФФИ и РГНФ на выполнение научных исследований за 2001-2009 гг.
В 2009 г. институт выиграл грант Президента РФ МД-1681.2009.6 «Сценарии развития Севера».
Институт является постоянным участником региональных целевых научно-технических программ, в рамках которых выполнено более 15 проектов, организовано 8 конференций и проведено 2 «Школы молодых ученых». Дальнейшее развитие получило международное научно-техническое сотрудничество: участие в более чем 15 международных программах и исследовательских проектах по двусторонним соглашениям с научными организациями ближнего и дальнего зарубежья.
Институт выполняет задания инновационного блока Комплексной программы научных исследований Президиума РАН «Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых интеграционных процессов (содержательные, экономические и институциональные аспекты)», в рамках которой выполнено четыре раздела в 2005-2008 гг.
Подготовка специалистов высшей квалификации ведется отделом аспирантуры и диссертационным советом, действующими в Институте. В 2000 г. диссертационный совет успешно прошел перерегистрацию и включен в базовую сеть диссертационных советов РФ. Ныне действующему диссертационному совету разрешено принимать к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 - «Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)»; «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (промышленность)».
Для реализации программы «Интеграция науки и высшей школы» в 2001 г. при институте совместно с Филиалом Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета
1 В рамках реализации подпрограммы проведено четыре аспирантско-студенческих конференции и две «Школы молодых ученых».
(СПбГИЭУ) создан научно-образовательный центр (НОЦ). Он является координирующим органом по сотрудничеству с вузами и подготовке высококвалифицированных кадров.
Выделение финансовых средств для НОЦ в рамках программы Президиума РАН «Поддержка молодых ученых» позволило активизировать участие студентов, аспирантов и молодых ученых в научных исследованиях, повысить уровень обеспеченности молодых специалистов современной техникой, привлекать студентов к научно-исследовательской и преподавательской работе, предоставлять возможность молодым ученым и аспирантам участвовать в российских и международных конференциях, семинарах, форумах, научных школах.
Направления научных исследований Института соответствуют п. 75 «Проблемы и механизмы обеспечения экономической, социальной и экологической безопасности Российской Федерации» и п. 76 «Научные основы региональной политики и устойчивое развитие регионов и городов» Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 233-р, и Плану фундаментальных исследований Российской академии наук на период до 2025 г. (подраздел «Экономические науки»).
Сегодня профиль деятельности института связан с внедрением организационноуправленческих инноваций в практику деятельности государственных и муниципальных органов власти, что выражается в подготовке предложений, рекомендаций, законодательных инициатив, а также участием в инновационных программах.
Различные периоды развития регионов Севера и Арктики и изменения, с ними связанные, отражались или прогнозировались в научных трудах института. В рамках исследований определялись цели и задачи развития северных и арктических территорий РФ для каждого периода, предлагались методы, механизмы и инструменты для решения имеющихся и возникающих проблем и достижения поставленных целей. Значительная часть разработок института была положена в основу принятых и действующих до настоящего времени законодательных актов РФ, стратегических документов федерального и регионального уровней.
Основным полигоном для апробации и практических приложений исследований являются Российская Арктика, Мурманская область, а также муниципальные образования северных территорий РФ.
Специфика Института заключается в комплексном междисциплинарном характере проводимых исследований, которые направлены на изучение фундаментальных основ устойчивого социального, экономического, экологического и инновационного развития регионов Севера и Арктики России и на решение проблем этого важнейшего для страны мегарегиона. Такая специализация определяет уникальность ИЭП КНЦ РАН среди других научных учреждений Отделения общественных наук РАН.
Результаты выполнения фундаментальных исследований по экономике «северного измерения», а также разработка практических рекомендаций государственным и муниципальным органам управления позволили институту занять лидирующие позиции в научных исследованиях и разработках на Российском Севере и Арктике.
В 2009 г. разработана Стратегия развития Института до 2025 г., в которой обоснованы цели и задачи перспективных исследований. При этом учитывались как достижения прошлых лет, так и особенности исследований предстоящего периода, заключающиеся в следующем:
1. Изменение значения пространства Севера и арктических районов для современной России, которое обусловлено тем, что, с одной стороны, это обширная экономически, социально и экологически важная часть территории страны с экстремальными условиями жизнедеятельности и ярко выраженной спецификой социально-экономического развития. С другой стороны, этот мегарегион является зоной стратегических интересов России, так как обладает уникальным геополитическим, природно-ресурсным и социально-экономическим потенциалом.
2. Природные ресурсы Севера и Арктики играют ключевую роль в удовлетворении потребностей экономики страны во многих стратегически важных видах сырья и топлива, которые не имеют альтернативы их получения в других регионах. Достаточно развитые в отдельных регионах Севера производственные комплексы и инфраструктура (транспортные коммуникации, энергетические сети, газо- и нефтепроводы, телекоммуникации), включая наличие открытых для мирового океана морских портов (в западной части - незамерзающих), трансграничных транспортных коридоров, позволяют активно участвовать в национальном и мировом экономическом процессах.
3. Энергетические ресурсы Севера и Арктики России и транспортный потенциал региона, в частности Северный морской путь, могут при эффективном их использовании и развитии обеспечить повышение роли и статуса Российского Севера как на национальном пространстве, так и на международной арене и стать одним из инструментов системной модернизации экономики страны, а также упрочения ее положения на международной арене. Это особенно важно в условиях усиления процесса глобализации и необходимости встраивания России в новую геоэкономическую модель мирового развития как полноценного глобального игрока.
4. Обострившаяся в последнее время борьба за ресурсы мировой Арктики, наличие значительного числа нерешенных проблем правового и политического характера, существенно влияющих на экономические процессы на Севере и в Арктике, повышают значение данного мегарегиона как для Российской Федерации, так и для мирового сообщества.
5. Территории Севера и Арктики России обладают значительным человеческим потенциалом, адаптированным к жизни и работе в экстремальных условиях Севера. Наличие квалифицированных трудовых ресурсов, высокообразованных инженерно-технических, научных и преподавательских кадров вместе с уникальными природными ресурсами, развитым индустриальным комплексом и значительным культурным потенциалом, обогащенным этнокультурным достоянием коренных народов Севера, создают необходимые предпосылки для устойчивого развития северных и арктических территорий страны.
6. Особой чертой Российского Севера, отличающей его от остальных приполярных регионов мира, является то, что при населении около 8% от общей численности населения страны, он производит более 15% валового внутреннего продукта и дает более 50% валютных поступлений РФ.
7. Несмотря на значение Севера и Арктики для страны и мирового сообщества, эта часть территории России остается остропроблемной зоной, это обусловлено:
а) сложностью и неоднородностью социально-экономической ситуации в этих регионах;
б) отсутствием научно обоснованной, системной и дифференцированной федеральной политики в отношении Севера России, которая неадекватна значительной и все возрастающей роли Севера в развитии страны и не учитывает в достаточной степени специфику и интересы северных регионов;
в) недостаточно тщательно проработанной, базирующейся на научной основе социальноэкономической политикой северных регионов, отсутствием во многих случаях активной позиции регионов по четкому формулированию и отстаиванию интересов населения северных территорий.
8. Нестабильность мировой и российской социально-экономической ситуации, вызванная финансово-экономическим мировым кризисом, оказывает значительное негативное воздействие на регионы Севера России.
Все вышеперечисленное делает необходимым усиление теоретических и практических исследований территорий Севера и Арктики России, в которых Институт должен сохранить и укрепить свои лидирующие позиции для научного обоснования устойчивого пространственного развития Севера и Арктики в новых геополитических и геоэкономических условиях.
Сведения об авторе
Башмакова Елена Петровна - к.э.н., ученый секретарь института, e-mail: bashmakova@iep.kolasc.net.ru