Научная статья на тему 'Экономика предприятия и внтурифирменное планирование'

Экономика предприятия и внтурифирменное планирование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2278
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / ТЕНДЕНЦИИ / КОНТРОЛЛИНГ / ИНТЕГРАЦИЯ / РLANNING / ECONOMY / TENDENCIES / CONTROLLING / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Храпова Елена Валерьевна

В данной статье рассматриваются тенденции развития современного планирования, отмечаются подходы и методы планирования с учетом особенностей рыночной экономики. Приведена классификация основных тенденций с подробной их характеристикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In given article tendencies of development of modern planning are considered, approaches and methods of planning taking into account features of market economy are marked. Classification of the basic tendencies with their detailed characteristic is resulted.

Текст научной работы на тему «Экономика предприятия и внтурифирменное планирование»

УДК 658.11 Храпова Елена Валерьевна,

к.э.н., доцент Омский институт (филиал) РГТЭУ e-mail: Elena1979-28@mail.ru 644009, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.195, кор.18

р.т. 8 (3812) 69-29-80

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ВНТУРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В данной статье рассматриваются тенденции развития современного планирования, отмечаются подходы и методы планирования с учетом особенностей рыночной экономики. Приведена классификация основных тенденций с подробной их характеристикой.

Ключевые слова: планирование; экономика; тенденции; контроллинг; интеграция.

Эффективность работы предприятий во многом зависит от организации внутрифирменного планирования. Рассмотрим тенденции развития внутрифирменного планирования в современных условиях. Реформирование экономики России на основе становления рыночных форм хозяйствования ознаменовало собой переход к новому этапу развития внутрифирменного планирования. Первое существенное изменение в планировании - его основные проблемы переносятся в область маркетинга, что характерно для стран с давно сложившимися рыночными отношениями. Основой планирования, прежде всего продуктовой программы, становится не возможность изготовления определенных видов продукции (которая может быть и не будет реализовано), а возможность выпускать товары и услуги определенного ассортимента и количества, которые можно продать с прибылью. Исходя из этого, планировать деятельность предприятия нужно ориентируясь на рынок, а не на продукт.

Перенос основных проблем планирования в область маркетинга можно считать уже свершившимся фактом управления предприятиями в России. Наряду с этим в последние 8-10 лет явно прослеживаются и другие тенденции в развитии внутрифирменного планирования: повышение роли

стратегического планирования и более тесная с ним связь

оперативного планирования; изменение мотивации плановых решений; интеграция с контроллингом; расширение информационного ресурса планирования; новые подходы к принятию плановых решений и другие.

Остановимся на этих тенденциях более подробно.

Одной из ведущих тенденций современного внутрифирменного планирования является повышение роли стратегического планирования, большая нацеленность оперативного планирования на решение стратегических задач. Предприятия, работающие в рыночной экономике, подвергаются воздействию внешней среды. Чем выше неопределенность и динамика изменения внешней среды, тем актуальней для предприятия разработка стратегии развития. Ключевыми составляющими стратегического планирования являются стратегические цели, решения, проекты и программы развития, которые и составляют сущность стратегического плана. Другая тенденция развития внутрифирменного планирования - изменение мотивации плановых решений. С переходом к рыночным отношениям в России и приватизации основной части предприятий первоначально максимизация прибыли также ставилась как главная цель планирования и основной мотив принятия плановых решений. В условиях конкуренции изменяющихся условиях внешней среды важнейшее значение в планировании имеет координация работы всех взаимосвязанных структур предприятия, слаженная работа этих структур подчиненная единой цели. Наряду с простым улучшением организационной работы по согласованию и синхронизации планов (путем взаимных встреч руководителей структурных подразделений, совещаний и т.п.) важнейшее значение в координации планов, подчинение планов и действий взаимосвязанных структур единой цели получило в последние годы бюджетирование. В зарубежной практике, где оно стало использоваться значительно раньше, бюджетирование это элемент менеджмента, ориентированный на управление предприятием в денежных показателях, представляющих собой методологию планирования, учета и контроля движения денежных средств.

Важной тенденцией развития современного внутрифирменного планирования является процесс его интеграции с контроллингом. Понятие «контроллинг» происходит от английского «to control», в экономическом смысле имеющим значение управление и наблюдение. Так как эффективное управление и наблюдение невозможны без постановки целей и планирования мероприятий по реализации этих целей, то контроллинг содержит комплекс задач по планированию, наблюдению и регулированию. Близко к этой тенденции примыкает тенденция расширения информационного ресурса планирования на основе использования компьютерных технологий. В рыночной экономике предприятия работают в условиях постоянно меняющихся параметров внешней и внутренней среды. Возникает необходимость отслеживать все большее количества информации, и одновременно создаются условия для лучшего получения этой информации как об изменении внешней среды (например, через Интернет), так и внутренней среды (благодаря компьютеризации учета и отчетности, установлению приборов автоматического контроля непосредственно на производственных участках и ведущих группах оборудования и т.д.). Организация планирования деятельности промышленных предприятий практически невозможно без использования средств автоматизации, что нашло воплощение в создании концепции автоматизированной информационной системы планирования предприятия (АИСПП) как связующего звена в интегрированной информационно-управляющей системе предприятия (ИИУСП).

Развитие бюджетирования и контроллинга вызвали еще одну тенденцию в планировании - привлечение самих работников к планированию их деятельности. Нельзя сказать, что участие работников в планировании является абсолютно новым явлением в российской экономике. В советской экономике широко практиковалось привлечение работников к планированию и выявлению резервов повышения эффективности производства путем составления личных комплексных планов роста эффективности труда, участия в общественных бюро экономического анализа и нормирования, организации «встречного планирования» и т.п. Но во многом

все эти формы участия работников в планировании страдали формализмом, жесткое планирование министерствами основных экономических показателей (от достигнутого уровня) не стимулировало использования трудовыми коллективами резервов. Поэтому в первые годы рыночных реформ участие работников в планировании было предано забвению и рассматривалось как наследие советского прошлого.

Между тем в самых рыночных странах Запада привлечение работников к планированию своей деятельности является уже устоявшейся тенденцией, а сейчас получает развитие и на российских предприятиях. Наиболее полное теоретическое обоснование необходимости привлечения работников к планированию нашло отражение в выдвинутом Р. Акоффом принципе участия, как важного элемента интерактивного планирования. Этот принцип предполагает, что никто не может планировать эффективно для какого-то другого. Смысл участия в планировании: увеличивать свои желания и способности, удовлетворять потребности как собственные, так и чужие. Планирование другими не может увеличить эти желания и способности, только собственное планирование дает такую возможность. Экономисты - менеджеры должны обеспечить мотивы, информацию, знания, необходимые остальным категориям персонала, чтобы планировать для себя [1, с.101].

Наконец, важной тенденцией современного внутрифирменного планирования является совершенствование подходов к принятию плановых решений, все более широкое применение, как в перспективном, так и в текущем планировании экономико-математических методов, а также имитации и других формализованных методов и моделей планирования [2-5].

Основные тенденции современного внутрифирменного планирования представлены в таблице 1.

Таким образом, использование на каждом предприятии не только текущих, но и перспективных планов, современного информационного ресурса, привлечение самих работников к планированию, интеграция планирования с контроллингом будут способствовать повышению эффективности работы

предприятия, повышению их конкурентоспособности и более динамичному и стабильному развитию.

Таблица 1 - Тенденции развития внутрифирменного планирования

Тенденции Характеристика тенденции

1. Повышение роли стратегического планирования. Расширение временного горизонта планирования, комплекс действий и решений, разработка стратегии для достижения меняющихся во времени целей предприятия.

2. Изменение мотивации плановых решений. Переход от мотивации к максимизации прибыли к мотивации на максимизацию цены предприятия, сохранение платежеспособности и ликвидности.

3. Усиление координации планов взаимосвязанных структур путем бюджетирования и выделения центров ответственности. Координирующая роль бюджетирования заключается в подчинении деятельности отдельных подразделений общим целям предприятия, создание информационной базы для контроля исполнения и управленческого воздействия.

4. Интеграция с контроллингом. Интеграция традиционных методов учета, анализа, планирования и контроля в единую систему интегрированного контроллинга.

5. Расширение информационного ресурса планирования. Существенное расширение информационного ресурса планирования на базе компьютеризации.

6. Привлечение самих работников к планированию их деятельности. Привлечение работников более низкого звена к разработке планов и выявлению резервов, реализация принципа участия.

7. Совершенствован ие подходов к принятию решения. Использование вместо простого техникоэкономического обоснования экономикоматематических методов с учетом множества влияющих факторов и формализованных процедур планирования.

Литература

1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации/пер. с англ., общ. ред. и предисл. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Прогресс, 1985. 327 с.

2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2007. 245 с.

3. Жданов С.А. Экономические методы и модели в управлении. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. 176 с.

4. Логинов Г.В., Попов Е.В. Матричные методы стратегического планирования деятельности компании//Маркетинг в организации и за рубежом. 2009. № 2(40). С. 3-15.

5. Милосердов Д О. Модель реинжиниринга бизнес-процессов организационно-управленческой структуры промышленных предприятий//Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 4. С.105-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.