Научная статья на тему 'Экономика, основанная на знаниях Концепции модернизации российского образования'

Экономика, основанная на знаниях Концепции модернизации российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / TOURISM / PROFESSIONAL EDUCATION / CONCEPT OF MODERNIZATION / EDUCATION QUALITY / GLOBALIZATION PROCESS / KNOWLEDGE ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Улиханова Н. А.

Определены цели модернизации образования. Выделены условия для повышения качества профессионального образования в целом и профессионального туристского образования в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economy based on Russian educational concept of modernization

The main purposes of education modernization process are set out. Quality conditions of professional education as well as professional tourism education are distinguished.

Текст научной работы на тему «Экономика, основанная на знаниях Концепции модернизации российского образования»

Н. А. УЛИХАНОВА

ЭКОНОМИКА, ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ КОН ЦЕП ЦИИ МОДЕРНИЗАЦИ И РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 338.482

Определены це.ш модернизации образовании. Buie,/еиы ус.швии Лш повышения качества профессионального образования в цепом и профессионального туристского образования в частности.

Ключевые слова: туризм, профессиональное образование. Концепций модернизации, качество образования, процесс глобализации, экономика знаний.

The main purposes of education modernization process are set out Quality conditions of professional education as well as professional tourism education are distinguished

Keywords: tourism, professional education, Concept of Modernization, education quality, globalization process, knowledge economy.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» основной целью профессионального образования определена «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования». При этом в качестве позитивных изменений в результате государственно-политических и социально-экономических преобразований конца 80-х - начала 90-х годов XX в., оказавших существенное влияние на российское образование, отмечаются: реализация академической автономии высших учебных заведений; обеспечение многообразия образовательных учреждений

и вариативности образовательных программ; развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы, закрепленные в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», были значительно заторможены общесистемным социально-экономическим кризисом конца 1990-х годов. Отмечается, что профессионатьное образование еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников.

В соответствии с Концепцией модернизация содержания и структуры профессионального образования должна осуществляться в соответствии с запросами развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и тсрриториш1ьных рынков труда, а также перспективными потребностями их развития.

Для повышения качества профессионального образования вообще и профессионального туристского образования в частности необходимо создание определенных условий. К этим условиям относятся:

• учет запросов развития рыночной экономики и социальной сферы, туристского рынка и рынка труда (средство решения - создание системы постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций и системы содействия трудоустройству выпускников);

• укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструкту ры образовательных учреждений, в частности, включение их в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, оснащение современным оборудованием для повышения качества учебного процесса и поддержки вузовской науки;

• развитие в высшей школе научных исследований и разработок, оказывающих решающее влияние на укрепление кадрового и технологического уровня народного хозяйства в целом (рыночной экономики, социально-ку льтурной сферы и др.) и сферы туризма в частности, а также повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.

В Концепции ставится задача обеспечения опережающего развития начатьно-го и среднего профессионального образования ввиду роста потребности народного хозяйства (рыночной экономики, в том числе рынка труда и туристского рынка, социально-культурной сферы и др.) в высококвалифицированных работниках начального и среднего звеньев производства. При этом в старших классах общеобразовательной школы должна быть

внедрена система специализированной подготовки (профильного обучения), ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Для достижения нового качества профессионального образования необходимо осу ществлять, в частности:

• оптимизацию перечней профессий и специальностей подготовки кадров;

• оптимизацию сети учреждений профессионального образования;

• отработку различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования;

• обеспечение реальной многоуровневое™ высшего образования;

• обеспечение преемственности различных уровней профессионального образования;

• создание эффективной системы дополнительного профессионального образования;

• обеспечение участия работодателей в разработке образовательных стандартов, в формировании заказа на подготовку специалистов, в контрактной подготовке кадров и проведении кадровой политики на уровне субъектов Российской Федерации.

Жизнь не стоит на месте и постоянно выдвигает все новые задачи в сфере профессионального образования.

Седьмой съезд Российского союза ректоров высших учебных заведений, состоявшийся 6-7 декабря 2002 г. в Москве, признал целесообразным внести ряд предложений, развивающих и дополняющих отдельные положения Концепции модернизации российского образования с учетом накопленного опыта по ее реализации.

Критическая масса специалистов с высшим образованием, необходимая для перехода к инновационному- типу экономического роста, составляет 30-50 % общей численности занятых. Модернизация российской высшей школы «...должна гарантировать массовость и общедоступность вузов с тем. чтобы уже в первой половине XXI века большую часть нового пополнения занятого населения составляли высококвалифицированные специалисты, а к середине столетия они уже составляли бы большинство работающих».

Мероприятия по модернизации образования должны преследовать своей целью: превращение высшей школы в относительно самостоятельную отрасль экономики знаний, формирующую ее кадровые ресурсы, создающую человеческий капитал постиндустриального общества: прямое участие университетов и других вузов в становлении и развитии наукоемких отраслей экономики знаний; интеграцию высшего образования и нау ки; форсированное развитие научных исследований и разработок в университетах и других вузах; сопряжение научных исследований высшей школы с инновационными процессами в экономике.

Важнейшими аспектами модернизации в у правлении высшим образовании выступают: расширение автономии вузов: улучшение качественного состава научных и педагогических кадров; обновление учебно-методической базы обучения, перечня специальностей и содержания профессиональной подготовки кадров, информатизация учебного и исследовательского процессов, развитие творческих способностей будущих специалистов; постепенный переход к кампусной модели организации жизни коллективов вузов.

В разделе, посвященном вопросам развития негосударственного сектора высшего образования, признается, что становление новой экономики стимулирует развитие независимых от государства частных, корпоративных и общественных высших и других учебных заведений. При этом отмечается, что наибольшие шансы для динамичного роста имеют корпоративные высшие учебные заведения, обслуживающие потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров крупных хозяйственных объединений (корпораций, холдингов, транснациональных компаний), а также те вузы, которые предоставляют своим студентам нетрадиционные образовательные услуги или традиционные образовательные услуги в нетрадиционных формах и областях.

Предлагается, чтобы мероприятия по модернизации образования в этом секторе имели своей целью: становление пока еще отсутствующих в России негосударственных корпоративных высших учебных заведений; создание условий для развития новых, в известном смысле рисковых направлений высшего образования, удовлетворяющих уникальные потребности и культурно-образовательные запросы специфических социальных, национальных, конфессиональных и возрастных групп населения; объективный контроль качества обучения и профессиональной подготовки в негосударственных вузах.

Достижение поставленной Концепцией цели невозможно без диверсификации профессионального образования, а решение большинства из перечисленных проблем и составляет суть процесса диверсификации. в том числе и диверсификации профессионального туристского образования.

Система образования приобретает стратегическое значение, поэтому ЮНЕСКО объявила XXI в. интеллектуальным и назвала его «эрой образования». Образование становится важным фактором конкурентоспособности страны и в то же время важнейшей сферой их сотрудничества. Каждая страна вынуждена интегрироваться в мировое образовательное пространство. которое неоднородно и представлено различными компонентами.

Экономика, основанная на знаниях, предъявляет к образовательной системе следующие требования.

1. Образование, как и материальное производство, должно основываться на современных технологических улсладах, массовом использовании информационно-коммуникационных технологий, создании и развитии сетевого производства. Главными характеристиками труда, человеческого фактора становятся его профессионализм, высокая квалификация и творческие способности. ’Знания, интеллект, информация, инновации выступают самостоятельными факторами производства и вместе с тем представляют собой самостоятельные продукты, блага человеческой цивилизации.

2. Образовательная система должна изменить принципиальный подход к содержанию информации и способам приобретения знания, которые необходимо потреблять непрерывно, обновлять и использовать в своей деятельности каждым субъектом.

3. Образование становится международным, оно интернационализируется. На определенном этапе происходит глобализация образования, выражающаяся в интенсивном развитии традиционных международных связей в высшем и среднем образовании (обмен студентами, учениками). в активизации новых форм образо-

вательного процесса - дистанционном обучении, создании виртуальных университетов для обу чающихся многих стран, в возникновении мирового рынка образовательных услуг и международной конкуренции на нем.

4. Появление новых профессий и специальностей вынуждает образовательную систему адекватно реагировать на изменение конъюнкту ры рынка труда. В связи с бумом 1Т-сектора в 1990-е годы резко возрос спрос на специалистов в данной области. Многие образовательные стру ктуры «открывали» эти новые специальности и проводили набор студентов для обучения (основного или дополнительного). организовывали переподготовку и переквалификацию персонала по данному профилю.

Глобализация образования предполагает также знание различных культур, их исторических традиций, ценностей, что позволяет молодому поколению полноценно и своевременно адаптироваться к внешнему миру во всем многообразии.

Подготовка специалистов должна четко и гибко увязываться с происходящими технологическими сдвигами, а стру кту ра профессиональной подготовки - соответствовать структуре спроса на них со стороны бизнес-структу р, госстру ктур и других работодателей, а это означает, что образовательная систеу|а во всех своих элементах должна быть тесно взаимосвязана. интегрирована в экономику страны, в различные секторы, сферы и отрасли и чутко у лавливать происходящие изменения. реагировать на тенденции развития как национального, так и мирового хозяйства.

Все это предъявляет особые требования к современному образованию, прежде всего оно должно:

• быть ориентированным на потребности потребителей образовательных услуг;

• обеспечивать непрерывное обновление знаний:

• быть встроенным в систему профессиональной деятельности обучающихся;

• обеспечивать гибкость в выборе темпа. форм и средств обучения;

• обеспечивать освоение профессиональных компетентностей;

• обеспечивать механизмы социальной и психической адаптации и механизмы развития личности;

• содержать в себе инновационные механизмы.

Оценки специалистов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подтверждают, что затраты на образование - высокодоходные инвестиции. И поэтому ими должны заниматься все экономические субъекты -государство, бизнес, домохозяйства -сообразно своим возможностям и целе-полаганиям.

Экономика, основанная на знаниях, предполагает активные методы обучения по формированию у обучаемых способностей ориентироваться в огромном потоке информации, умения принимать нестандартные решения в постоянно меняющихся ситуациях.

ЮНЕСКО и ОЭСР рассматривают непрерывное образование как принцип, который должен быть положен в основу модернизации существующих систем образования Разработаны три основные стратегии непрерывного образования:

1. Система непрерывного образования развивается параллельно с традиционной и предназначена прежде всего для субъектов с низким уровнем образования.

2. Система непрерывного образования развивается параллельно с традиционной, но выступает как инновационная система,

которая влияет на последнюю и изменяет ее направления непрерывного образования.

3. Непрерывное образование рассматривается как образец (модель) изменения существующей системы образования.

Начиная с 1976 г. в ряде стран - Испании. Швеции. Франции. Англии. США -принцип непрерывного образования положен в основу государственной политики в области образования. Непрерывность образования можно обеспечить и в сфере бизнеса. Так. например, крупные транснациональные компании располагают. как правило, собственными системами подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации. Они создают собственные вузы - так называемые корпоративные университеты. в которых подготовка соответству ющих кадров проводится по единым нормам и правилам. За последние 15 лет число таких университетов увеличилось с 400 до 2,5 тыс., а к 2020 г. достигнет 3,7 тыс. Создание корпоративного университета позволяет компании охватить персонал подготовкой и переподготовкой. сократив при этом расходы на обучение, внедрить новые образовательные технологии, распространить традиции компании и сформировать собственную корпоративну ю культуру.

Глобальный кризис образования нагляден в таких проявлениях, как:

• дефицит госу дарственных средств для финансирования образовательных учреждений, в том числе сильных элитных структур;

• большой разрыв между уровнями общения в элитных и массовых образовательных учреждениях:

• низкий уровень образования граждан вплоть до отсутствия элементарных знаний;

• падение авторитета и престижности профессии учителя и преподавателя;

• вымывание талантливых и амбициозных су бъектов из сферы образования;

• недостаточный уровень профессиональных знаний у учителей, преподавателей.

Новые возможности, которые несет с собой информационная революция, создают вызов традиционным системам генерирования, распространения и передачи знаний, т. е. системам науки и образования. Мощные базы данных и знаний играют роль гигантских хранилищ для бесконечных фактов и основополагающих данных во всех сферах человеческой деятельности, а глобальные компьютерные сети становятся мощными инструментами для высокоскоростного доступа к этой информации из любого уголка мира.

Экономика, основанная на знаниях, вносит существенные качественные изменения и в методологию современного образования. В связи с ликвидацией барьеров, обусловленных физическими расстояниями, наиболее развитые университеты мира активно входят в географические пространства других стран, где успешно конку рируют с местными учебными заведениями, имея доступ к студенческой аудитории в любой стране мира через Интернет и канаты спутниковой связи. Это дистанционное обучение часто рассматривается не как альтернативное традиционному, а в качестве дополняющего последнее новыми возможностями, не присущими человеку'. Прежде всего оно обеспечивает непревзойденную скорость обноаления знаний, позволяет без ограничений расширить аудиторию преподавателя, игнорируя при этом географические границы, а также максимально приблизиться к специатьным

нуждам инвалидов при получении ими образования. Страны, владеющие более прогрессивными дистанционными технологиями и методологиями обучения, привлекают студентов независимо от места их проживания и благодаря этому получают огромные финансовые ресурсы, но самое главное - они «привязывают» к себе высококачественный человеческий капитал.

Глобализация оказывает непосредственное влияние на образование, его роль в развитии общества, несет ему как выгоды, так и утрозы, и вместе с тем именно образование является институтом, активно воздействующим на многие интеграционные мировые процессы.

Глобализация не должна вести к утрате тех ценностей, которые сложились в рамках отдельных научных школ, направлений образовательных у чреждений. Сложно представить знаменитые британские университеты - Кембриджский, Оксфордский. Лондонскую школу экономики и политических наук (ГЯЕ) - без их особых традиций, высокого качества обучения, научных и методических разработок. Это необходимо сохранять и развивать в соответствии с ду'хом времени, без искусственной вестернизации, и отнюдь не в угоду глобализации.

Российская система образования с се уникальной интеллектуальностью и одновременно с грузом нерешенных проблем втягивается в общемировые процессы глобализации образования Перед ней стоят вопросы: как войти в это пространство? В качестве кого (лидера или догоняющего)? На кого равняться (и нужно ли?), в каком направлении развиваться дальше? От того, какие ответы будут найдены на все эти вопросы, и зависит в целом буду щее образовательной системы России. В настоящее время сложи-

лись два основных подхода к модернизации образования в России:

• реформаторский, представители которого выступают за прагматизацию. необходимость избавления от избыточных знаний и замены их на навыки и знания, которые приведут индивида к карьерному успеху;

• фундаментальный, представители которого отстаивают фундаментализм образования и не считают, что он противоречит прагматизму. Их аргументы достаточно сильны - жизненный успех тех, кто получил фундаментальное образование (МГУ. МИФИ). Многие известные 'зарубежные научные центры у комплектованы российскими специалистами подобного профиля.

В российском образовании очень значимы харизма преподавателя, его высокий уровень, готовность к различной работе - нау чной, административной, социальной, полифоничность образовательного процесса, дающая широкое мировоззрение в различных областях наук. Наряду с этим в системе отечественного образования есть и недостатки - нескорректи-рованность отдельных знаний в соответствии со временем, догматичность, слабость методологической базы образования. отсутствие должной мотивации у среднего ученика к самостоятельным мыслям и действиям, т. е. умению развиваться самостоятельно и пополнять имеющиеся знания. Стремительные и многообразные изменения в мире, известная неопределенность тренда его развития обусловливают новую парадигму образования: субъект должен не только уметь применять конкретное знание в известной ситуации, но и понимать развитие объекта, процесса и вырабатывать ресурсы - знания для адаптации к новым условиям. Современное образование должно

быть конкурентным, креативным и пассионарным, а это требует создания национальной инновационной системы в данной сфере. В основу такой инновационной системы могут быть положены разные элементы, и то, какие из них будут преобладать, и определит се общуло конструкцию.

Европеизация образования, в пределах геополитической территории Европы и под большим влиянием ЕС, предполагает совсем иную по сравнению со сложившейся в России систему образования. Активность этого процесса связана с принятием Сорбонской (1998) и Болонской (1999) деклараций. Эти декларации подписаны 30 европейскими государствами, в том числе и Россией. Они ставят целью установление европейской зоны высшего образования, активизацию европейской системы высшего образования в глобатьном масштабе. В Болонской декларации подчеркивается, что особое внимание должно уделяться контролю конкурентоспособности европейской системы высшего образования в мире. В Болонской декларации конслатиру ется. что в целях установления европейской зоны высшего образования и содействия распространения европейской системы высшего образования в мире должны быть осуществлены следующие меры:

• принятие более удобной в плане сравнимости системы у ровней (сту пеней) образования, чтобы содействовать трудоустройству европейских граждан, а также конкурентоспособности европейской системы высшего образования на мировом рынке;

• разработка системы, базиру ющейся на двух образовательных уровнях: первый, признанный на европейском рынке труда, а также в системе высшего образования в качестве соответствующего

уровня квалификации, должен иметь продолжительность не менее 3 лет; второй - завершаться получением академических степеней; три ступени высшего образования: 1-3 года (бакалавр), 2-5 лет (магистр), 3-8 лет (получение докторской степени);

• устранение препятствий в доступе студентов ко всем услугам, имеющим отношение к образованию;

• развитие критериев и методологии оценки качества преподавания;

• введение такого важного понятия, как «европейское пространство высшего образования», сотрудничества между' учебными заведениями, схем мобильности, интегрированных программ обучения, подготовки и проведения научных исследований.

По качеству образования Россия занимает 13-е место, оставив позади Англию и США. Мировую элиту школьного образования представляет шесть лидирующих стран: четыре из Юго-Восточной Азии. Финляндия - провинция Европы - и Канада- провинция США. Информатизация учебного процесса - один из основополагающих принципов обучения в странах образовательной элиты. Одним из лидеров в этой области является Канада, где реализу ются сотни тысяч дистанционных программ Министерства образования страны, ее провинций, отдельных университетов. колледжей, компаний.

Программы дистанционного обучения имеют 54 % канадских у ниверситетов, 68 % колледжей и 36 % компаний. Активную роль играет частный капитал на рынке образовательных услуг: страны -лидеры в образовательной сфере дали свободу частной инициативе и рассматривают расходы на образование как инвестиции в бу дущее благосостояние.

Таким образом, знания превратились в важнейший фактор общественного развития. Для группы развитых стран, входящих в ОЭСР, темпы долгосрочного роста экономики зависят от поддержки и расширения глобальной базы знаний, ставших возможными в условиях информационного общества. По данным Всемирного банка, в большинстве стран ОЭСР на протяжении 15 лет рост добавочной стоимости в областях, базирующихся на знаниях, в среднем составлял 3 %. Он стабильно превышал темпы общего экономического роста, не поднимавшиеся выше 2,3 %. Доля этих отраслей в совокупности добавочной стоиуюсти увеличилась в Германии с 51 до 60 %, в Великобритании - с 45 до 51 %. в Финляндии - с 34 до 42 %.

Процесс глобализации ускоряет данные тенденции. Общественный прогресс сегодня определяется прежде всего процессом накопления знаний и. как следствие, капитала В странах ОЭСР объемы капиталовложений в нематериальные активы, формирующие национальные базы знаний, в частности в профессиональную подготовку кадров, научные исследования. патентование и лицензирование, программное обеспечение для вычислительных систем, маркетинг, равны капиталовложениям в основные фонды, а иногда превышают их.

В последнее время значительно расширилась роль образования по трем основным направлениям:

• увеличивается продолжительность обучения - оно фактически начинается с рождения человека и продолжается в течение всей его жизни, т. е. оно становится непрерывным;

• расширяется сеть учебных заведений - школа как общественный институт

уже не является единственным источником знаний, умений и опыта, теперь обучение происходит в значительной степени и вне школы (система домашнего обучения. самообучение);

• увеличивается сфера влияния образования - оно определяет не только интеллектуальный уровень субъекта, но и формирует его эмоционально-психологический, социальный, физический уровни.

Знания превратились в важнейший фактор общественного развития. Для гру ппы развитых стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, темпы долгосрочного

роста экономики зависят от поддержки и расширения глобальной базы знаний, ставших возможными в условиях информационного общества. Сегодня эти страны развивают свои экономики на основе знаний, создавая миллионы рабочих мест, связанных с использованием новейших знаний по группам совершенно новых направлений и дисциплин. Сравнительные преимущества национальных экономик уже в меньшей мере определяются богатством природных ресурсов или дешевой рабочей силы и все больше - конкурентным применением знаний и научными инновациями.

В. И. ШАРИКОВ

ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

УДК 338.482.2

Определена важность системного подхода к управлению туристской фирмой. Выделены основные шиты управления фирмой. Рассмотрены методы топомико-спштистиче-ского анализа.

Ключевые слова: тури т, экономико-статистический анализ, система управления, системный подход, статистические методы, статистические показатели.

Importance of system approach in tourist company management is identified The main steps of company management are distinguished Methods of economic and statistical analysis are considered

Key wotds: tourism, economic and statistical analysis, management system, system approach, statistical methods, statistics.

Организация управления туристской фирмой основана на системном подходе, который реализуется при комплексном изучении ее деятельности. Управление фирмой означает планирование, анализ и контроль. Для решения всех этих задач

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

требуется внешняя и внутренняя статистика. Нередко приходится прибегать к получению информации путем организации специальных обследований (например, изучение требований потенциальных клиентов). Именно поэтому почти на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.