Научная статья на тему 'Экономика образования в условиях рынка'

Экономика образования в условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
887
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОЧНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ЭКОНОМИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Розов В. К.

Статья являет собой рецензию на учебное пособие. Подчеркивается нетрадиционный и весьма продуктивный подход к анализу экономической ситуации, в которой находятся образовательные учреждения. Указывается на остроту финансового обеспечения сферы образования. Делается вывод о необходимости дальнейшего развития экономики образования как важной и современной ветви научного и практического знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика образования в условиях рынка»

РЕТРО

УДК 33:37:00

Розов В.К.

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

ЩЕТИНИН В.П., ХРОМЕНКОВ Н.А., РЯБУШКИН Б.С. Экономика образования: Учебное пособие. М: МПУ, 1994.

Статья являет собой рецензию на учебное пособие. Подчеркивается нетрадиционный и весьма продуктивный подход к анализу экономической ситуации, в которой находятся образовательные учреждения. Указывается на остроту финансового обеспечения сферы образования. Делается вывод о необходимости дальнейшего развития экономики образования как важной и современной ветви научного и практического знания.

Ключевые слова: экономика образования, рыночные экономические отношения, финансирование сферы образования, организация научных исследований по экономике образования

В этом пособии, написанном в соответствии с новой программой, которую составил Российский центр экономики образования, рассматриваются основные экономические проблемы образовательного комплекса страны. Сам ключевой термин трактуется как многозначный. Под ним, прежде всего, понимается особый сектор народного хозяйства. Вместе с тем это и наука «о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них. Она исследует и выявляет особенности действия экономических закономерностей и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения».

В чем сущность и особенности проявления экономических категорий в сфере образования? Ведь здесь необычны и сам труд, и его компоненты, и продукт-результат. Основной разновидностью собственности в этих условиях выступает собственность интеллектуальная. Своеобразное выражение получают и такие общеэкономические категории, как товар и его цена, финансы, зарплата и пр. Корни такого своеобразия авторы пособия справедливо усматривают в переплетении, неразрывной связи экономических и педагогических процессов в данной отрасли. Заслуживает одобрения их трактовка признаков общего и различий между собственно учебной дисциплиной и наукой, в разработку основных направлений которой они внесли весьма заметный вклад.

Нетрадиционен и весьма продуктивен авторский подход к анализу экономической ситуации, в которой оказались сегодня образовательные учреждения. Большинство из них сохранило свою некоммерческую установку. Немало и таких, которые активно включились в коммерческие отношения, занялись формированием рынка образовательных услуг, маркетингом. В этой связи в пособии обстоятельно рассматриваются методики составления сметы и расчета цены платных дополнительных образовательных услуг, выясняются возможности и преде-

лы включения учреждений образования в новые отношения на этапе становления общероссийского конкурентного рынка, позитивные и негативные последствия этого процесса.

Много интересного читатель узнает из материала глав, посвященных характеристике системы образования, органов управления, хозяйственного механизма, труда и его оплаты в образовательном комплексе. Здесь рассказывается о перспективных направлениях дальнейшего реформирования отраслевого экономического механизма. Такой аспект освещения особенно ценен, поскольку сам термин «хозяйственный механизм» применительно к образовательной сфере появился сравнительно недавно и ряд специфических вопросов его теории и практики недостаточно разработан.

Этим термином авторы обозначают определенный способ организации и функционирования экономической жизнедеятельности, а также «совокупность форм, методов и инструментов управления экономикой». Нельзя не согласиться с их соображениями о том, что своеобразие хозяйственного механизма в образовании определяется, прежде всего, в целом некоммерческим характером этой отрасли. Ее учреждения согласно Конституции обеспечивают в равной степени все слои общества образовательными услугами в качестве коллективных благ, преобладающая часть которых предоставляется бесплатно или на льготных условиях. Поэтому основное бремя расходов берет и должно брать на себя государство, о чем свидетельствует и весь мировой опыт. Тем самым создаются условия для демократического, т.е. более равномерного распределения образовательных услуг между всеми гражданами и выравнивания уровня жизни различных социальных групп.

Вопросы финансового обеспечения сферы просвещения в нашей стране всегда были необычайно острыми. Отчисление бюджетных средств на эти цели осуществлялось централизованным путем без должного экономического обоснования, по «остаточному принципу», «от достигнутого». При таких условиях зарплата преподавателей оставалась сравнительно невысокой и практически равной для всех.

142

© Розов В.К., 2014

Искусство добывать средства

Особенно тяжелая финансовая ситуация сложилась в условиях нынешнего глубокого экономического кризиса. Доля национального дохода, используемого на нужды образования, заметно сократилась и сегодня примерно в два раза ниже, чем в развитых странах мира. В 1992-1994 гг. образовательные учреждения финансировались по так называемым «защищенным статьям», но средства выделялись на таком уровне, что работники этой сферы оказались в числе малообеспеченных, социально никак не защищенных групп населения.

Чтобы поправить дело, нужно, по мнению авторов пособия, сконструировать и привести в действие новый механизм финансирования, соответствующий цивилизованной рыночной экономике. Цель его в том, чтобы обеспечить многоканальное и многоуровневое финансирование образовательных учреждений, помочь внедрению научно обоснованных нормативов финансирования, расширению платных дополнительных услуг, предпринимательской деятельности. Важным направлением в создании нового хозяйственного механизма может стать переход от прямого финансирования производителей образовательных услуг к целевому субсидированию, например, путем личного государственного кредита обучающемуся.

Особого внимания заслуживает глава пособия, в которой рассматривается социально-экономичес-

кая эффективность образования. Авторы стремятся избежать упрощенного толкования этой принципиально важной проблемы, когда все сводится к тому, что каждой единице затрат должно соответствовать определенное приращение общественного продукта. Проблема рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах: социальном, экономическом и педагогическом. В этой связи заслуживает одобрения освещение опыта функционирования образовательных учреждений в Южном учебном округе столицы.

Конечно, в пособии рассмотрены и проанализированы далеко не все проблемы экономики образования. Объясняется это не только естественным несовпадением научного и учебного подходов. Ряд вопросов пока не решен самой наукой, отсутствует достаточный практический опыт. Тем не менее желательно было бы более основательно рассмотреть важнейшие связи этой отрасли с другими сферами народного хозяйства, методологические проблемы прогнозирования, программирования и планирования рационального использования труда выпускников педвузов и педучилищ, социальных гарантий педагогических работников. В целом пособие, полагаем, будет способствовать дальнейшему развитию экономики образования как важной и современной ветви научного и практического знания.

Rozov V.

ECONOMICS OF EDUCATION IN MARKET CONDITIONS

Article is a review of the tutorial. Emphasizes the unconventional and highly productive approach to the analysis of the economic situation in which there are educational institutions. Indicated on the severity of financial security education. The conclusion about the needfor further development of the economy and education as an important branch of modern scientific and practical knowledge.

Keywords: economics of education, market and economic relations, funding for education, the organization of scientific research on the economics of education

УДК 33:37; 378

Авдулов А.Н.

ИСКУССТВО ДОБЫВАТЬ СРЕДСТВА

LAUDEL G. The art of getting funded: How scientists adapt to their funding conditions // Science a. publ. policy. - Guildford, 2006. -Vol. 33,N7. -P. 489-504.

Статья является рецензией на книгу сотрудницы Исследовательской школы социальных наук (Австралийский национальный университет в г. Канберре) Г. Лодел. Автор анализирует результаты проведённых Г. Лодел исследований влияния внешнего финансирования на работу университетских учёных, в первую очередь, на качество проводимых ими исследований.

Ключевые слова: финансирование университетских исследований; характер университетских ИР; влияние внешнего финансирования.

Автор, сотрудница Исследовательской школы (Австралийский национальный университет в Кан-социальных наук, оценки ИР и научной политики берре), анализирует результаты проведенных ею

© Авдулов А.Н., 2014

Экономика образования ♦ № 4, 2014

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.