Научная статья на тему 'Экономика Казахстана в тисках мирового финансового кризиса'

Экономика Казахстана в тисках мирового финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2930
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / "КАЗАХСТАНСКОЕ ЧУДО" / ВВП КАЗАХСТАНА / ДОЛЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ / РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА / АНТИКРИЗИСНАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабак Владимир

Последние два года мировое хозяйство функционирует в условиях глобального финансового кризиса, который влияет на экономическое развитие практически всех стран мира. Его жертвой стала и Республика Казахстан, успевшая за годы независимости занять заметное место в мировой экономике: она первой из стран СНГ (и одной из первых в мире) попала в тиски финансового кризиса. Необходимо подчеркнуть, что нынешний кризис затронул прежде всего высокоразвитые страны. Начавшись в США, он быстро втянул в свою орбиту Германию, Францию, Японию, Великобританию и другие страны. Хотя Казахстан по основным экономическим показателям весьма далек от уровня этих стран, он в силу целого ряда причин пострадал от кризиса ранее других, сразу вслед за США: первые признаки кризисных явлений проявились здесь еще в конце лета 2007 года. Все аспекты этого глобального финансово-экономического кризиса, безусловно, станут объектом всесторонних научных исследований, из которых нужно будет извлечь необходимые практические выводы. Сегодня слишком рано говорить о возможных результатах этих исследований, но некоторые причины происходящего уже очевидны. Возможно, главная состоит в том, что теоретические концепции, доминировавшие в последние десятилетия в мировой экономической науке, оказались несостоятельными. Во второй половине XX века, особенно после краха мировой социалистической системы, в большинстве стран возобладал так называемый неолиберальный подход к проблемам экономического развития. Он сочетает в себе принцип либерализма (свобода рыночных отношений в экономике) с концепцией монетаризма (гиперболизация роли финансового капитала в экономическом развитии). В соответствии с этим свободные рыночные отношения рассматриваются как единственно возможный регулятор развития национальных экономик и мирового хозяйства в целом, при этом государству отводится роль пассивного наблюдателя. Но, когда национальные банки и корпорации оказались на краю банкротства, именно правительства крупнейших капиталистических государств были вынуждены тратить из казны огромные средства на помощь им, чтобы не допустить краха своих финансовых и экономических систем. Таким образом, теория либерального монетаризма, рассматриваемая в качестве универсального механизма регулирования экономической жизни, не оправдала себя. В начале апреля 2009 года в Лондоне состоялось совещание руководителей 20 крупнейших держав мира для поиска путей выхода из кризиса. Там был принят ряд решений, которые фактически означали отказ от неолиберальной теории. Но еще раньше в ее правильности усомнился президент Казахстана Н. Назарбаев. В начале марта 2009 года он признал ошибочность ориентации экономики республики только на рыночные отношения и заявил о необходимости перехода к "ручному управлению", что, несомненно, означает усиление роли государства в экономической жизни страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика Казахстана в тисках мирового финансового кризиса»

ЭКОНОМИКА КАЗАХСТАНА В ТИСКАХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Владимир БАБАК

старший научный сотрудник Центра российских и восточноевропейских исследований при Тель-Авивском университете (Тель-Авив, Израиль)

Последние два года мировое хозяйство функционирует в условиях глобального финансового кризиса, который влияет на экономическое развитие практически всех стран мира. Его жертвой стала и Республика Казахстан, успевшая за годы независимости занять заметное место в мировой экономике: она первой из стран СНГ (и одной из первых в мире) попала в тиски финансового кризиса.

Необходимо подчеркнуть, что нынешний кризис затронул прежде всего высокоразвитые страны. Начавшись в США, он быстро втянул в свою орбиту Германию, Францию, Японию, Великобританию и другие страны. Хотя Казахстан по основным экономическим показателям весьма далек от уровня этих стран, он в силу целого ряда причин пострадал от кризиса ранее других, сразу вслед за США: первые признаки кризисных явлений проявились здесь еще в конце лета 2007 года.

Все аспекты этого глобального финансово-экономического кризиса, безусловно, станут объектом всесторонних научных исследований, из которых нужно будет извлечь необходимые практические выводы. Сегодня слишком рано говорить

о возможных результатах этих исследований, но некоторые причины происходящего уже очевидны. Возможно, главная состоит в том, что теоретические концепции, доминировавшие в последние десятилетия в мировой экономической науке, оказались несостоятельными.

Во второй половине XX века, особенно после краха мировой социалистической системы, в большинстве стран возобладал так называемый неолиберальный подход к проблемам экономического развития. Он сочетает в себе принцип либерализма (свобода рыночных отношений в экономике) с концепцией монетаризма (гиперболизация роли финансового капитала в экономическом развитии). В соответствии с этим свободные рыночные отношения рассматриваются как единственно возможный регулятор развития национальных экономик и мирового хозяйства в целом, при этом государству отводится роль пассивного наблюдателя. Но, когда национальные банки и корпорации оказались на краю банкротства, именно правительства крупнейших капиталистических государств были вынуждены тратить из казны огромные средства на помощь им, чтобы не допустить краха своих финансовых и экономических систем. Таким образом, теория либерального монетаризма, рассматриваемая в качестве универсального механизма регулирования экономической жизни, не оправдала себя.

В начале апреля 2009 года в Лондоне состоялось совещание руководителей 20 крупнейших держав мира для поиска путей выхода из кризиса. Там был принят ряд решений, которые фактически означали отказ от неолиберальной теории. Но еще раньше в ее правильности усомнился президент Казахстана Н. Назарбаев. В начале марта

2009 года он признал ошибочность ориентации экономики республики только на рыночные отношения и заявил о необходимос-

ти перехода к «ручному управлению», что, несомненно, означает усиление роли государства в экономической жизни страны.

Экономический бум начала века («казахстанское чудо»)

Первые годы текущего столетия были отмечены высокими темпами роста национальной экономики Казахстана. В течение семи лет (2000—2006 гг.) ежегодный реальный рост валового внутреннего продукта (ВВП) не опускался ниже 9%. Иногда он даже превышал 10% процентов (в 2001 г. — 13,5%, в 2006 г. — 10,7%). В целом за указанный период совокупный рост ВВП в постоянных ценах, без учета роста цен на энергоносители, составил 99,0%, то есть, ВВП практически удвоился1.

В 2005 году ВВП республики составил 56,8 млрд долл., что превысило показатели всех государств Центральной Азии и Кавказа (Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана, Таджикистана, Азербайджана, Грузии и Армении), вместе взятых2.

В 2006 году ВВП страны в текущих ценах составил уже 81 млрд долл., а в 2007-м впервые превысил 100 млрд долл. (104,85 млрд долл.).

И если в 2000 году ВВП Казахстана в расчете на душу населения составлял всего

1 229 долл., то к 2007-му этот показатель вырос более чем в пять раз, достигнув отметки в 6 772 долл.3

Быстрыми темпами развивалась промышленность: в 2000-м промышленное производство выросло на 15,5% по отношению к уровню предыдущего года, в 2001-м — на 13,8%, в 2002 году — на 10,5%, в 2003-м — на 9,1%, в 2004-м — на 10,4%.

В последующие годы темпы роста промышленного производства несколько сократились, но тем не менее составляли 5—7% в год4.

Столь бурный рост ВВП, промышленного производства и других макроэкономических показателей в начале текущего столетия дал основания журналистам и специалистам в сфере экономики назвать происходящее «казахстанским чудом».

Однако в связи с разразившимся глобальным финансовым кризисом многие тайны этого «чуда» всплыли на поверхность. Оказалось, что оно базировалось, в основном, на «двух китах»: приоритетном развитии нефтегазового сектора с целью постоянного увеличения экспорта энергоносителей и быстром росте цен на углеводороды на мировых энергетических рынках.

Наличие огромных ресурсов нефти и газа на территории Казахстана и на прилегающем к ней шельфе Каспийского моря (при относительно небольших объемах их внутреннего потребления) явилось дополнительным фактором, который стимулировал правительственную политику превращения нефтегазового сектора в локомотив национальной экономики.

1 См.: Казахстан за годы независимости (1991—2007). Астана: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2008. С. 75—76.

2 См.: Бабак В. Нефтегазовый сектор Казахстана // Центральная Азия и Кавказ, 2006, № 4 (46). С. 57. Впрочем, опубликованные позже и, видимо, уточненные сведения дают несколько более высокую цифру. Так, в уже цитировавшемся сборнике Агентства Республики Казахстан по статистике «Казахстан за годы независимости (1991—2007)» говорится уже о 57,1 млрд долл.

3 См.: Казахстан за годы независимости (1991—2007). С. 74.

4 См.: Там же. С. 10.

В своем ежегодном послании к народу в феврале 2005 года, озаглавленном «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации», президент Назарбаев достаточно откровенно признал, что «сегодня основным источником экономического роста является эксплуатация сырьевого потенциала страны»5.

Благоприятная конъюнктура, сложившаяся на мировых рынках энергетического сырья, а также широкое использование прямых иностранных инвестиций для ускоренного развития нефтегазового сектора дали хорошие результаты.

Начиная с 1995 года добыча нефти в стране непрерывно росла. Так, в 1995 году в стране было добыто 20,6 млн т нефти и газового конденсата, а в 2000-м этот показатель достиг 35,3 млн т, то есть за 5 лет добыча жидкого топлива выросла более чем на 71%.

В итоге, в 2000 году удельный вес добычи нефти в общем объеме промышленного производства страны составил 39,9%, то есть почти 2/56.

В новом столетии добыча нефти и газового конденсата продолжала непрерывно расти; параллельно продолжался рост экспорта жидкого топлива на мировые рынки. В 2007 году добыча нефти составила уже 67,5 млн т, а в 2008 году она достигла отметки в 70 млн т, это 1,8% мировой добычи нефти.

При этом в последние годы около 90% всей добытой нефти направлялось на экспорт. Например, в 2007 году из 67,5 млн т всего объема нефти и газового конденсата на экспорт было направлено 60,8 млн т. По сравнению с 1999 годом физические объемы экспорта нефти возросли в 2,57 раза.

Параллельно наблюдался и быстрый рост добычи природного газа. С 2000 по 2007 год добыча природного и попутного газа увеличилась с 8,9 до 29,2 млрд куб. м в год, то есть выросла почти в 3,3 раза7.

В 2006 году доля нефтегазовой отрасли в ВВП страны составила 14,7%, а в экспорте — 66,3%.

Иными словами, из каждых трех долларов, заработанных Казахстаном на экспортных рынках, два доллара были заработаны за счет продажи нефти и газа8.

Однако доля газового сектора был относительно небольшой по сравнению с экспортом нефти.

Действительно, в 2007 году Казахстан экспортировал 15,2 млрд куб. м природного газа на сумму в 648,2 млн долл. В то же время страна экспортировала более 60 млн т нефти на сумму в 28,13 млрд долл. Интересно отметить, что с 1999 года физические объемы экспорта нефти увеличились в 2,57 раза, а экспортная выручка от ее продажи выросла в 13,59 раза, что отражает бурный рост цен на нефть за последние годы9.

Непрерывное наращивание объемов добычи нефти и рост цен на нее на мировых рынках явились главными причинами быстрого роста казахстанского экспорта. В 2003 году он составил 12,9 млрд долл., в 2004 году — 20,1 млрд долл., в 2007 году — 47,8 млрд долл., а в

2008 году — уже 71,2 млрд долл.10

Разумеется, непрерывно возрастали и объемы импорта, но в значительно меньших размерах. Поэтому в последние годы республика имела большое положительное сальдо во внешней торговле (в 2005 г. — 10,5 млрд долл., в 2006 г. — 14,6 млрд долл., в 2007 г. — 15,0 млрд долл.).

Огромные доходы от экспорта углеводородов позволили Казахстану создать в августе 2000 года специальный Национальный фонд, который должен был аккумулировать

5 Казахстанская правда, 11 марта 2005.

6 См.: Континент, 27 декабря 2000 — 16 января 2001. С. 19.

7 [http://www.rusoil.ru/opinions/o06-58.html].

8 Там же.

9 Подсчитано по: Бабак В. Указ. соч. С. 53, 55 и [http://lider-invest.com.ua/news/2008-02-14-1961].

10 См.: Казахстан в 2008 году. Астана: Агентство РК по статистике, 2009. С. 12.

налоговые платежи предприятий сырьевого сектора, получавших сверхдоходы от экспорта сырьевых ресурсов и другие поступления.

Согласно уставным документам, цель создания данного Фонда состоит в стабилизации социально-экономической обстановки, накоплении сбережений для будущих поколений и снижении зависимости экономики от негативного влияния внешних факторов.

Фонд состоит из двух частей: стабилизационной и сберегательной (соответственно, Стабилизационный и Сберегательный фонды). Необходимо отметить, что Казахстан стал первой страной СНГ, создавшей эту финансовую структуру, призванную обеспечить создание благоприятных условий для дальнейшего экономического развития.

Хотя Национальный фонд начал функционировать лишь в 2001 году, уже к концу 2006-го он аккумулировал 14 039,1 млн долл. Через год эта сумма выросла уже до 21 045,5 млн долл., а к концу 2008-го — до 27 334,2 млн долл., что почти в 1,5 раза превышало золотовалютные резервы Национального банка на конец 2008 года (19 396,2 млн долл.)11.

Значительные позитивные изменения произошли и в социальной сфере. Быстро росли доходы населения — заработная плата, трудовые пенсии, различного рода социальные выплаты и т.п. Так, в 2004 году денежный доход на душу населения составлял 12 817 тенге (за месяц), в 2005-м — 15 787 тенге, в 2006-м — 19 152 тенге, в 2007 году — 25 226 тенге, в 2008-м — 30 509 тенге12. Номинальная среднемесячная зарплата в 2004 году составляла 28 329 тенге, в 2006-м — 40 790 тенге, а в 2008 году — уже 60 734 тенге (526 долл.)13.

С 2004 по 2008 год расходы государственного бюджета возросли с 1 323,8 до 3 394,1 млрд тенге, то есть более чем в 2,5 раза.

За указанный период количество введенного в эксплуатацию жилья увеличилось с

2,6 до 6,8 млн кв. м14.

В 2007 году правительство республики обнародовало трехлетнюю программу социально-экономического развития страны на 2008—2010 годы. В ней говорилось, что «главной целью социально-экономической политики страны в 2008—2010 годах будет создание благоприятных институциональных и экономических условий для повышения международной конкурентоспособности Казахстана и качества жизни его граждан»15.

Высокие показатели социально-экономического развития республики вдохновили президента республики на выдвижение амбициозной цели — добиться вступления Казахстана в «клуб» пятидесяти наиболее экономически развитых и конкурентоспособных стран мира.

Развитие финансового кризиса

Первые признаки финансового кризиса в Казахстане, как уже отмечалось, проявились еще в конце лета 2007 года. Уже тогда, по сообщениям прессы, некоторые крупнейшие банки стали ощущать дефицит ликвидности. В это время в связи с начавшимся кризисом иностранные кредиторы не только прекратили кредитование зарубежных

11 См.: Капитал кг, 16 октября 2008, № 38 [http://news.finance.Ua/ru/-/2/0/all/2009/02/05150897/printable].

12 См.: Социально-экономическое развитие Казахстана в 2008 г. (предварительные итоги). Астана: Агентство РК по статистике, 2009. С. 7.

13 См.: Там же.

14 См.: Там же. С. 8.

15 Среднесрочный план социально-экономического развития Республики Казахстан на 2008—2010 годы // САПП РК, 2007, № 32. С. 354.

клиентов, но и потребовали возврата прежних долгов. Казахстанские банки стали одной из первых жертв кризиса из-за уже накопленных огромных долгов зарубежным кредиторам.

Так, накануне кризиса, к концу 2006 года, больше половины (52%) в пассивах составляла доля внешних заимствований. Интересно отметить, что в 2004 году удельный вес зарубежных заимствований составлял 38%, то есть всего лишь за два года этот показатель вырос более чем на 1/316.

Необходимо подчеркнуть, что именно огромные зарубежные финансовые заимствования, а не падение цен на энергоносители стали одной из главных, если не главной причиной кризиса в стране: он начался тогда, когда цены на нефть и газ на мировых рынках достигли рекордных показателей и продолжали расти, а вместе с ними увеличивались и экспортные поступления.

Быстрые темпы роста национальной экономики, наличие огромных природных ресурсов, а также функционирующая в соответствии с международными стандартами национальная система банков способствовали усилению роли Казахстана в мировой финансовой системе. Он был удостоен достаточно высокого суверенного кредитного рейтинга (в частности, ВВВ+ от международной рейтинговой компании «Standard&Poor’s»).

В свою очередь, высокий рейтинг, присвоенный республике авторитетными мировыми агентствами, способствовал привлечению иностранных инвестиций и кредитов. Коммерческие банки страны получили возможность беспрепятственно брать за рубежом крупные займы, и зачастую на весьма льготных условиях. Это дало возможность ссужать полученные деньги на внутреннем рынке под гораздо более высокие проценты — «перепродажа денег» стала весьма выгодным бизнесом.

К началу кризиса кредиты, полученные коммерческими банками за рубежом, составили колоссальную сумму — 45 млрд долл., то есть примерно половину ВВП страны в

2007 году. Использование коммерческими банками заемного иностранного капитала стало предметом обсуждения в национальном парламенте.

В апреле 2007 году члены комитета по финансам и бюджету Мажилиса (нижней палаты парламента) провели совещание с руководителями коммерческих банков, на котором была выражена «озабоченность быстрым и опережающим ростом активов банков по отношению к их собственному капиталу». На совещании было отмечено, что «за два последних года отношение банковских активов к ВВП Казахстана возросло более чем в

2 раза — с 48,5 до 101,7%». При этом отмечалось, что стремительный рост кредитного портфеля банков представляет собой фактор риска17.

Главными получателями кредитов коммерческих банков стали те отрасли национальной экономики, которые гарантировали получение максимальной прибыли (жилищное строительство, торговля и непроизводственная сфера). К сожалению, в промышленности была использована лишь 1/10 часть полученных средств.

Что касается огромного притока в страну прямых иностранных инвестиций, которые с 1993 по 2008 год составили 166 млрд долл.18, что является предметом особой гордости руководства республики, то значительные зарубежные инвестиции направлялись, в основном, на развитие добывающих отраслей промышленности, это должно было обеспечивать увеличение объемов добычи нефти и газа.

16 См.: Скворцов О. Финансовый кризис: зарубежный опыт (на примере Японии и Казахстана) [http:// www.klerk.ra/columnists/skvortsov/?130694].

17 См.: Сагадиев К. Мировая экономика переживает рубиконное время // Деловой Казахстан, 6 марта

2009.

18 См.: Казахстанско-британская Торгово-промышленная палата. Перспективы казахстанской экономики [http://kbcc.org.uk/ru/business-info/kazakhstan-economy-outlook/].

Таким образом, при позитивном (в целом) влиянии иностранных капиталов на рост экономики (в последние годы до 80% ее роста обеспечивалось за счет внешних заимство-ваний)19, они одновременно сыграли и негативную роль, так как стимулировали одностороннюю ориентацию национальной экономики на развитие нефте- и газодобывающей промышленности. Эта отрасль народного хозяйства развивалась ускоренными темпами, а развитие других отраслей (в частности, обрабатывающей промышленности) серьезно отставало; эта диспропорция все более усиливалась.

Подобную ситуацию можно было предугадать. Еще в 2001 году я писал: «Опасность, на наш взгляд, состоит в том, что «легкие» нефтяные деньги лишают другие отрасли народного хозяйства должного внимания. Эта стратегия несет в себе угрозу надолго законсервировать нынешнюю технологическую отсталость страны и в обозримом будущем закрепить за ней функции сырьевого придатка индустриального мира. Таким образом, существует реальная опасность того, что нефть Казахстана может оказаться не локомотивом, а тормозом развития национальной экономики»20.

К сожалению, справедливость высказанных 8 лет назад опасений подтверждается. Так, по данным официальной статистики, в первом квартале 2009 года Казахстан импортировал не только машины и оборудование, металлы и изделия из них, но даже нефтепродукты, которыми страна все еще не обеспечивает себя полностью. Продолжают импортироваться различные товары, которые с успехом могли бы производиться в самой республике.

Газета «Деловая неделя» пишет: «Объемы производства непродовольственных потребительских и инвестиционных товаров в стране ничтожно малы, динамика производства многих продовольственных товаров заметно отстает от спроса, что влияет на высокую зависимость Казахстана от импорта этих товаров»21.

Основная масса средств, которую получали казахстанские банки, направлялась, как уже было сказано, в строительство, а также на выдачу потребительских и ипотечных кредитов.

Так, 5 крупнейших коммерческих банков Казахстана, на долю которых приходится 70% активов национальной банковской системы, всего за 2,5 года (с конца 2004 до апреля 2007 гг.) увеличили объемы своих кредитов строительным компаниям с 1,6 млрд до 10,4 млрд долл.22 Доля кредитов, предоставленных строительным компаниям (с учетом ипотечных займов), составила 30%23.

Следует отметить, что постоянно возраставшие доходы от экспорта нефти и газового конденсата (вследствие стремительного повышения цен на энергетическое сырье на мировых рынках и роста объемов добычи его в Казахстане) в 2007 году достигли колоссальной суммы — 28 млрд долл. Другим важным источником валютных поступлений стали уже упомянутые внешние заимствования казахстанских банков. Сочетание этих двух факторов способствовало «перегреву» национальной экономики.

Хочется еще раз подчеркнуть: благоприятная внешняя конъюнктура не оказала существенного влияния на развитие большинства отраслей производства: бесспорными фаворитами стали строительная отрасль и банковский сектор.

19 См.: Куртов А. Центральная Азия — испытание кризисом [http://www.centrasia.ra/newsA.php?st= 1234569780].

20 Бабак В. Нефть Казахстана: локомотив или тормоз развития национальной экономики // Центральная Азия и Кавказ, 2001, № 3 (15). С. 57.

21 Рамазанов Н. Рост сменился падением [http://www.dn.kz/main/bank01.htm].

22 См.: Программное заявление Социалистического сопротивления Казахстана в отношении кризиса и мер по его преодолению... [http://www.kazakhstan.socializm.ru/ideology/program/antikrizis_econ_program_ 2009].

23 См.: Там же.

Высокая доходность строительного бизнеса и нехватка жилья, существовавшая еще с советских времен, а также практически беспрепятственная возможность получения ипотечных ссуд стимулировали в стране настоящий строительный бум, который сопровождался спекулятивным ростом цен на жилье. С 2000 по 2007 год цены на жилье выросли на

1 780% на вторичном рынке и на 775% — на первичном. А объемы сдачи в строй нового жилья выросли в 4 раза24.

Кредитный кризис 2007 года нанес тяжелый удар по строительному бизнесу в Казахстане: банкиры вынуждены были ужесточить условия выдачи кредитов, многие строительные объекты были заморожены; строительство стало неприбыльным бизнесом. Начался отток капиталов из строительной отрасли. Многие инвесторы, не находя применения своим капиталам в стране, обратили взоры за границу. Резко возрос спрос на зарубежную недвижимость.

Начавшийся еще за несколько лет до того процесс ухудшения баланса притока и оттока капитала стал быстро прогрессировать. Уже в 2005 году чистый отток капитала выражался достаточно значительной отрицательной величиной (-4,97 млрд долл.). В 2006—2007 годах этот показатель продолжал ухудшаться (соответственно, -8,49 и -10,95 млрд долл.)25.

Кредитный кризис нанес сильный удар по малому и среднему бизнесу. Многие мелкие и средние предприятия, лишившись доступа к кредитам, стали закрываться. Так, по официальным данным на 1 января 2008 года, в мелком и среднем бизнесе было занято около 1,4 млн человек, но уже к осени того же года эта цифра сократилась в 2 раза26.

В итоге, значительно выросла армия безработных, и, соответственно, сократились поступления в государственный бюджет.

В последние годы в стране быстро росли заработные платы, а также пенсии и другие социальные выплаты, что способствовало росту внутреннего потребительского спроса, а поскольку этот рост существенно опережал рост производительности труда, то, как следствие, в стране росла инфляция: поначалу умеренная, в 2005 году она уже составила 7,7%; в 2006-м — 8,4%; в 2007-м — 18,8%.

Разразившийся финансовый кризис значительно ухудшил макроэкономические показатели страны. Замедлились темпы роста ВВП: в 2006 году — 10,6%, в 2007-м — 8,7%27, в 2008-м — всего 3,2%. Заметно снизились и темпы роста промышленного производства. В 2006 году его прирост составил 7,2%, в 2007-м — 5,0%, а в 2008-м — всего 2,1%. По сравнению с уровнем 2007 года сельскохозяйственное производство сократилось на 5,6%, хотя в предыдущие годы в аграрном секторе наблюдался устойчивый рост: в 2005 году — 4,6%, в 2006-м — 4,5%, в 2007-м — 8,9%28.

Что касается темпов роста внешнеторгового оборота страны (экспорта и импорта), то они зависят от воздействия одновременно двух факторов: влияния кризиса в отношении спроса на товары и услуги и изменения цен. Высокие темпы роста экспорта Республики объяснялись повышением цен на основные экспортные товары страны (углеводороды, металлы и пшеницу) и увеличением их физического объема. Так, в 2006 году экспорт вырос на 37,3% по отношению к предыдущему году, в 2007 году — на 24,8%, в 2008 году — на 49,1%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2008 году рост цен на нефть еще продолжался, компенсируя негативное воздействие других факторов. Однако в конце года происходит обвальное падение цен на экс-

24 [http://www.zakon.kz/our news/news_asp?id=30176764].

25 См.: Своик П. Экономика Казахстана на фоне мирового кризиса: что мы создали и с чем остаемся? [http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1225058400].

26 См.: Сатпаев Д. В Казахстане затягивают пояса // РИА Новости (Москва), 14 октября 2008.

27 См.: Казахстан за годы независимости (1991—2007). С. 11.

28 См.: Там же.

портную продукцию Казахстана, и в первом квартале 2009-го картина резко меняется. По данным национального Агентства по статистике, за первые 3 месяца 2009 года экспорт уменьшился почти в 2 раза (на 49,2%) по сравнению с первым кварталом 2008 года и составил всего 8,02 млрд долл. В то же время импорт уменьшился лишь на 15,8% и составил 5,99 млрд долл. Таким образом, профицит внешнеторгового баланса Казахстана в первом квартале 2009 года составил 2,03 млрд долл., что в 4 с лишним раза меньше, чем в первом квартале 2008 года, когда положительное сальдо равнялось

8,7 млрд долл.29

Если такая тенденция сохранится, это негативно скажется на возможности погашения внешнего долга. Проблема выплаты растущего внешнего долга страны существовала еще до мирового финансового кризиса. Так, только за два года (2004—2005) этот долг увеличился почти в два раза. К концу 2005 года он достиг суммы в 43,4 млрд долл., что составило примерно 75% от уровня ВВП30.

Таким образом, Казахстан приблизился к критической черте, когда его валовой внешний долг составил 80% ВВП. Но уже в 2006 году республика перешла и этот рубеж: всего лишь за год внешний долг возрос до 74 млрд долл. — более 90% ВВП (81 млрд долл.).

В 2007—2008 годах валовой долг Казахстана продолжал расти: к концу 2008 года он составил уже 107,8 млрд долл., хотя доля его по отношению в ВВП и сократилась до 81,5%31.

В настоящее время темпы прироста валовой суммы долга сократились, но ее отношение к ВВП по-прежнему превышает критический уровень.

Особая «заслуга» в столь быстром росте валового внешнего долга страны принадлежит так называемым банкам второго уровня. К концу 2007 года их суммарная внешняя задолженность выражалась суммой почти в 46 млрд долл., что составило 47,4% валового внешнего долга страны. В 2008 году эти банки должны были выплатить 14,1 млрд долл., для чего им пришлось прибегнуть к новым займам (на сумму 7,4 млрд долл.). Но их задолженность все же сократилась до 39,2 млрд долл.

В 2008 году ситуация значительно осложнилась. Из-за неспособности банков самостоятельно выплачивать свои долги Казахстан лишился некоторых потенциальных кредиторов. Кроме того, ухудшение ситуации с ликвидностью на мировых рынках резко ограничило возможности привлекать внешние займы для погашения уже существующего долга. Процентные ставки на мировых кредитных рынках заметно возросли.

К тому же падение цен на основные экспортные товары страны (нефть, газ, металлы и зерно) в 2008 году значительно сократило государственные доходы.

Государство все еще способно поддерживать банковский сектор, но не в состоянии обеспечить помощь всем частным предприятиям.

Внешний долг казахстанских предприятий (без учета межфирменной задолженности и долгов банков) на начало 2008 года составлял около 35 млрд долл., а активы Национального фонда оценивались в 27,3 млрд долл.32

Несмотря на то что в 2008 году возможность выхода на зарубежные кредитные рынки была ограничена, валовой внешний долг страны продолжал увеличиваться и к концу года вырос еще на 11,2%, достигнув суммарного объема в 107,8 млрд долл.

Однако следует отметить, что в 2008 году государственный долг, а также долги, по которым имеются гарантированные государством обязательства, выросли лишь на

29 См.: Краткие итоги социально-экономического развития Республики Казахстан за январь — апрель 2009 года. Астана: Агентство РК по статистике, май 2009.

30 См.: Рамазанов Н. Долговая яма все глубже // Деловая неделя, 10 апреля 2009.

31 См.: Там же.

32 См.: Там же.

68 млн долл. В то же время внешние долги частного сектора выросли за год более чем на 10,8 млрд долл.33

В 2008 году Казахстан выплатил по своим внешним обязательствам (включая расходы по выплате и обслуживанию государственного долга, а также в счет погашения внешних долгов частного сектора) огромную сумму — 31,3 млрд долл. С этой сложной задачей удалось справиться благодаря огромному положительному сальдо внешней торговли, сложившемуся за счет высоких цен на энергоносители на мировых рынках, и новым внешним заимствованиям. Несмотря на это, как уже отмечалось выше, общая сумма валового внешнего долга Казахстана вновь выросла, и к концу 2008 года на каждого жителя страны приходилось около 6 800 долл. внешнего долга.

Антикризисная стратегия

Вопреки тому что первые симптомы кризиса в банковской системе Казахстана были заметны еще в начале второй половины 2007 года, руководство страны долгое время не могло определиться со своей антикризисной стратегией. Оно, разумеется, предпринимало некоторые меры по устранению трудностей, возникших в финансовой системе страны, и стабилизации обстановки в целом. Но это скорее напоминало ответную реакцию на те или иные проблемы в банковской системе, чем продуманную антикризисную программу.

Например, когда начался резкий отток капитала из Казахстана, а национальным коммерческим банкам доступ на рынки иностранного капитала был ограничен, руководство республики стало предпринимать шаги для исправления сложившейся ситуации. Но тогда оно не могло еще в полной мере оценить масштабы уже начавшегося кризиса. Власти, по-видимому, рассматривали сложившуюся ситуацию лишь как временную нехватку ликвидности в банках второго уровня и ограничились предоставлением им необходимой краткосрочной ликвидности.

По словам заместителя председателя Национального банка страны Д. Акишева, во второй половине 2007 года сумма «государственного вспомоществования» коммерческим банкам составила около 40 млрд долл. Кроме того, президент Назарбаев распорядился выделить еще около 4 млрд долл. для поддержки банковской системы страны34.

Предполагалось, что принятых мер будет вполне достаточно, чтобы устранить временные банковские «неприятности с ликвидностью», и обстановка быстро нормализуется. Более того, выступая в сентябре 2008 года в Москве в ходе обсуждения за «круглым столом», организованным российским информационным агентством Новости, проблем глобального финансового кризиса, Д. Акишев заявил, что ситуация в банковской системе Казахстана резко улучшилась к концу 2007 года и потому разразившийся в 2008 году мировой финансовый кризис уже не оказал на банковскую систему его страны заметного

влияния35.

К сожалению, как это нередко бывает в странах с высокой степенью коррумпированности госаппарата, ситуация в финансовой сфере развивалась вопреки намеченному правительством сценарию. Получив в 2007 году 4 млрд долл. на поддержку малого и среднего бизнеса и строительства, казахстанские банки не торопились использовать их по назначению. В итоге глава правительства К. Масимов вынужден был отозвать не-

33 См.: Там же.

34 См.: РИА Новости (Москва), 24 сентября 2008.

35 См.: Там же.

освоенную банками часть средств, намекнув, что эти деньги банально «прокручива-

лись»36.

Уже в октябре 2008 года, менее чем через месяц после победных реляций вице-шефа Национального банка г-на Акишева в Москве, вторая волна финансового кризиса нанесла сильный удар по Казахстану. На сей раз руководство республики достаточно быстро отреагировало на обострившуюся ситуацию.

В октябре 2008 года президент Назарбаев принял решение создать Фонд национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына» — своеобразный антикризисный штаб. В его распоряжение было выделено 10 млрд долл., изъятых из стабилизационной части Национального фонда. 4 млрд долл. из этой суммы предназначалось для 4 системообразующих банков страны (Альянс банка, БТА банка (Банк «Турам-Алем»), Народного банка и Казкоммерцбанка), а также на помощь некоторым другим секторам национальной экономики.

На поддержку строительного сектора и ипотеки было выделено 3 млрд долл.; 1 млрд долл. предназначался для агропромышленного комплекса и столько же для спасения малого и среднего бизнеса. Кроме того, 1 млрд долл. должен был быть направлен на реализацию различного рода производственных и инфраструктурных проектов.

Принятая в ноябре 2008 года правительственная программа по выходу из кризиса предполагала, в частности, вхождение созданного государством холдинга «Самрук-Ка-зына» в капитал четырех вышеупомянутых системообразующих банков; предполагалось, что он станет их совладельцем.

Иными словами, Казахстан для спасения своей банковской системы предпринял, в основном, те же меры, которые были предприняты в США, Германии и Великобритании.

Кроме того, чтобы свести к минимуму негативные последствия мирового финансового кризиса, были введены высокие экспортные пошлины и новый налог на добычу полезных ископаемых. Этими мерами государство продемонстрировало готовность к активным действиям по урегулированию кризисной ситуации в экономике и финансах.

По мнению директора Группы оценки рисков Д. Сатпаева, в Казахстане идет процесс огосударствления экономики, причем не только в финансовой сфере, но и в других важных ее секторах, таких как энергетика, горнорудная промышленность и др.37

В конце ноября 2008 года президент созвал местных инвесторов на специальное совещание. Он выразил озабоченность тем, что в течение последнего года из страны было вывезено около 52 млрд долл., и предложил бизнесменам обменяться мнениями по проблеме минимизации потерь. Однако, по сообщениям прессы, эта идея не нашла поддержки и разговора не получилось. Возможно, бизнесменам не понравились некоторые предложения главы государства. Президент, в частности, заявил, что государство выделяет на поддержку строительного бизнеса 3 млрд долл., но считает, что «прошло то время, когда квадратный метр жилья стоил 5—6 тыс. долл., и строительные компании, которым будет оказана государственная поддержка, должны будут взять на себя часть убытков и реализовать жилье по более низкой, чем ранее, цене. Кто не согласен — бан-крот»38.

Назарбаев также предложил, чтобы накопления пенсионных фондов были использованы на рекапитализацию коммерческих банков; после стабилизации финансовой ситуации эти средства должны быть возвращены39.

36 См.: РИА Новости (Москва), 24 сентября 2008.

37 См.: РИА Новости (Москва), 14 октября 2008.

38 Панфилова В. Назарбаев меняет экономическую стратегию // Независимая газета, 25 ноября 2008.

39 См.: Там же.

В конце 2008 года правительство республики, Национальный банк и Агентство финансового надзора приняли план совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009—2010 годы, который предусматривает целый ряд мер по скорейшему выходу из кризиса. Согласно этому документу, государство должно оказать финансовую поддержку банкам, приобретая их акции и предоставляя им субординированные займы.

Одним из важных условий оказания этой помощи является увеличение собственного капитала банков самими акционерами. Предполагается, что по мере ослабления глобального финансового кризиса и открытия доступа к международным рынкам капитала государство (в лице фонда «Самрук-Казына») будет постепенно сворачивать свое участие в капитале банков.

За счет средств республиканского бюджета предусматривается также создание Фонда стрессовых активов, деятельность которого должна быть направлена на улучшение качества кредитных портфелей банков. В 2009 году в его распоряжении будет 122 млрд тенге (примерно 1 млрд долл.). Основной обязанностью фонда станет выкуп сомнительных активов банков и последующее управление ими.

В январе 2009 года правительство оказало экстренную помощь Казкоммерцбанку и Народному банку, разместив на их депозитах по 1 млрд долл. В следующем месяце те же меры были осуществлены и в отношении двух других крупнейших банков — БТА и Альянс банка; было принято решение о покупке их акций.

Вливание государственных ресурсов в банковскую систему дало возможность поддержать ликвидность банков на удовлетворительном уровне. Доля ликвидных активов по отношению к совокупным на 1 марта 2009 года составляла 16,4%. Однако качество кредитного портфеля было крайне неудовлетворительным: почти 2/3 кредитов квалифицировались либо как сомнительные (55,2%), либо как безнадежные (7,2%)40.

Кроме того, было выделено 5 млрд долл. для активизации рынка недвижимости в Астане и Алматы (через фонд «Самрук-Кызына»). Предполагается также запустить специальную программу ипотечного кредитования и развития жилищного сектора. Средства для ее осуществления должны поступить за счет привлечения заемных средств из Национального фонда и накопительных пенсионных фондов.

План предусматривает также оказание поддержки малому и среднему бизнесу. Для этой цели в 2009 году предполагалось выделить 1 млрд долл. Операторами всех программ по кредитованию малого и среднего бизнеса должны быть банки второго уровня. Лимит на финансирование каждого проекта увеличивается с 3 до 5 млн долл.41

Документ предусматривает также ряд мер по развитию агропромышленного комплекса и по реализации инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов.

Принятые правительством Казахстана антикризисные меры были, в целом, положительно оценены Международным валютным фондом (МВФ). В ходе встречи с премьер-министром республики К. Масимовым глава миссии МВФ в Казахстане Т. Каллен отметил, что «политика правительства Казахстана свидетельствует о том, что страна находится на правильном пути по выходу из сложившейся ситуации». В частности, представитель МВФ весьма одобрительно отнесся к решению правительства республики докапитализи-ровать банки за счет средств государства42.

В начале февраля 2009 года руководством страны было принято решение о значительной девальвации национальной валюты, в результате чего стоимость 1 доллара увеличилась с 122,3 до 144,0 тенге (с 4 по 5 февраля). Эта мера была призвана не только повы-

40 См.: Рамазанов Н. Жесткая посадка [http://www.dn.kz/main/bank01.htm].

41 [http://www.zakon.kz/our/news/news.asp?id=30369373].

42 См.: Казахстан сегодня, 19 ноября 2008.

сить конкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках; предполагалось покончить с огромными расходами Национального банка на поддержание курса национальной валюты.

Национальный банк впервые обнародовал сведения о своих расходах на поддержание валюты: с четвертого квартала 2008 года по 4 февраля 2009 года было потрачено 6 млрд долл. Только в январе 2009 года поддержание прежнего курса тенге обошлось в

2,7 млрд долл.43

Следует отметить, что в Казахстане гораздо позже, чем во многих странах СНГ, была осуществлена девальвация национальной валюты, причем ее масштабы были гораздо меньшими, чем в других странах.

Девальвация тенге была вынужденной мерой. Национальный банк оказался перед дилеммой: либо продолжать расходовать свои золотовалютные резервы на поддержание курса национальной валюты, либо девальвировать ее. Власти страны понимали, что эта акция будет иметь для страны неоднозначные экономические и социальные последствия. Но в конечном счете решающим аргументом, по-видимому, явился тот факт, что девальвация способна содействовать расширению экспорта. А это в условиях кризиса имело большое значение для страны.

Ближайшие перспективы

Экономические прогнозы, как правило, вещь неблагодарная. Даже в периоды длительной экономической стабильности их разработка сопряжена со значительными трудностями и зависит от множества факторов общественной жизни — психологических, правовых, общественных и др., которые не имеют количественного выражения и поэтому могут быть учтены только приблизительно.

В условиях экономического кризиса процесс прогнозирования осложняется нестандартностью ситуации. Поэтому в данном случае речь идет не собственно о прогнозах на ближайшие 1—2 года, а скорее о предположениях, основанных на уже наметившихся тенденциях и мнениях экспертов.

По оценке экспертов МВФ, посетивших страну в середине июня 2009 года, ВВП республики сократится более чем на 2%. Однако, по прогнозным оценкам Кабинета министров республики, экономический рост в 2009 году продолжится, хотя его темпы сократятся до 1%44.

Предварительные данные Агентства РК по статистике за первый квартал 2009 года свидетельствуют, что ВВП республики в январе — марте 2009 года уменьшился на 2,2% по сравнению с тем же периодом 2008 года45.

В январе — мае 2009 года промышленное производство сократилось на 4,6% по сравнению с тем же периодом 2008 года. Судя по первым промежуточным данным, прогноз специалистов МВФ может оказаться более точным, чем прогноз Кабинета министров Казахстана.

Казахстан одним из первых вступил в полосу финансового кризиса и, согласно имеющимся статистическим данным, у него есть реальные шансы раньше остальных выйти

43 [http://news.finance.ua/ru/-/2/0/all/2009/02/05/150897/printable].

44 См.: Пресс-досье Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен», 16 июня

2009.

45 См.: Краткие итоги социально-экономического развития Республики Казахстан за январь — май 2009 года. Астана: Агентство РК по статистике, июнь 2009.

из него, так как республике удалось избежать сильного падения ВВП и объемов промышленного производства.

Несмотря на растерянность и медлительность правительства в начале кризиса, предпринятые им меры дали позитивные результаты. На реализацию антикризисных мероприятий было выделено в общей сложности 19 млрд долл., что соответствует 14% ВВП страны46.

Средства, вложенные в инфраструктуру, транспорт и социальные объекты, дали возможность создать около 100 тысяч новых рабочих мест и тем самым частично решить проблему занятости.

По словам президента, безработица остановлена на уровне 7,2% и есть уверенность в том, что она не превысит указанную отметку47.

Правительству удалось стабилизировать валютные резервы (43 млрд долл. на июнь

2009 г.); начавшийся подъем цен на нефть позволяет надеяться на их увеличение.

Несмотря на тяжелый удар, нанесенный банковской системе, ей удалось выстоять благодаря государственному вмешательству.

За первые 4 месяца 2009 года кредитные вложения банков второго уровня в различные отрасли экономики уменьшились по сравнению с соответствующим периодом

2008 года лишь на 9,3%48, свидетельствуя о том, что банковская система в целом все-таки сохранила свою дееспособность. По всей видимости, можно рассчитывать, что в недалеком будущем она сумеет возобновить кредитование экономики в необходимых объемах.

Государственный бюджет на 2009 год, сформированный с учетом проведенной девальвации тенге, прогнозирует годовую инфляцию на уровне 11%. Суммарная инфляция за январь — июнь 2009 года (3,9%)49 дает уверенность в том, что с этой задачей удастся справиться. Более того, не исключено, что годовая инфляция окажется ниже цифры, обозначенной в бюджете.

Вне зависимости от того, как будут складываться цены на мировых рынках, нефть будет продолжать оставаться главным экспортным продуктом страны. В первом квартале 2009 года, несмотря на рост физического объема продаж нефти и газового конденсата (на 63,3% по сравнению с тем же периодом 2008 г.), выручка от их экспортной продажи сократилась на 27,4% по сравнению с тем же периодом 2008 года50.

Рост цен на энергоносители позволяет рассчитывать на серьезный профицит внешнеторгового баланса республики и в 2009 году, хотя он, несомненно, будет гораздо меньше, чем в 2008 году. Главная причина уменьшения профицита состоит в том, что средняя цена барреля нефти на мировых рынках в 2009 году будет гораздо ниже, чем в предшествовавшем.

Меры, принятые правительством для оказания помощи малому и среднему бизнесу (выделение 2 млрд долл., введение нового налогового кодекса и др.), способствовали его оживлению. По данным государственной статистики, на 1 июня 2009 года в стране было зарегистрировано 290 025 юридических лиц, что на 5,2% больше, чем в прошлом году. При этом увеличилось на 5,5% и количество предприятий, относящихся к малому бизнесу, то есть с числом занятых менее 50 чел.51

46 [http://www.centrasia.ru/news/A.php?st=1244816640].

47 См.: Агентство РК по статистике [http://www.stat.kz/news/Pages.n2_01_07_2009.aspx].

48 См.: Социально-экономическое развитие Республики Казахстан в январе — мае 2009 года. Астана: Агентство РК по статистике, июнь 2009.

49 См.: Там же.

50 См.: Рамазанов Н. Рост сменился падением.

51 См.: Социально-экономическое развитие Республики Казахстан в январе — мае 2009 года.

В 2009 году корпоративный подоходный налог был снижен на 1/3 и в настоящее время составляет 20%. В 2011 году правительство планирует дальнейшее снижение этого налога до 15%. Ставка налога на добавленную стоимость снижена до 12%52. Устранены многие административные барьеры.

Все эти меры должны способствовать возрождению и успешному развитию малого и среднего бизнеса в стране уже в ближайшее время. Как было отмечено выше, в статистических данных уже зафиксированы первые положительные сдвиги в этом направлении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ожидаются позитивные изменения и в развитии агропромышленного комплекса. Государство выделило на развитие аграрного сектора более 2 млрд долл. Благодаря этому в полном объеме был проведен весенний сев. Более того, в 2009 году посевные площади были увеличены на 1,6 млн га. В течение первых 5 месяцев 2009 года (январь — май) объем валовой продукции сельского хозяйства вырос на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

В мае международное рейтинговое агентство «Standard & Poor’s» повысило прогноз суверенного рейтинга Казахстана до «стабильного уровня», что может создать возможность получения иностранных инвестиций, поступление которых во время кризиса практически прекратилось.

За годы независимости Казахстану удалось привлечь более 90 млрд долл. иностранных инвестиций (помимо 140 млрд долл. внутренних поступлений), за счет чего экономика страны с 2000 года выросла в 2,5 раза. К сожалению, все эти средства направлялись, в основном, на развитие нефте- и газодобывающей отраслей, экспорту продукции которых, как и в странах третьего мира, придается первостепенное значение.

Однако необходимо отметить, что начиная примерно с 2004—2005 годов значительная часть инвестиций направлялась уже в строительный и банковский секторы, доля которых в росте ВВП страны значительно возросла, хотя это не могло изменить сырьевого характера экспорта.

По словам президента республики, «кризис в очередной раз подтвердил необходимость диверсификации нашей экономики. Это единственно верный путь посткризисного развития, способный обеспечить устойчивое и долгосрочное благосостояние наших граждан»53. Тем самым Н. Назарбаев признал ошибочность прежней инвестиционной политики.

Кроме того, в 2010 году начнется реализация 10-летнего плана (состоящего из двух 5-летних), направленного на ускоренное индустриально-инновационное развитие страны.

Предусматривается приоритетное развитие некоторых секторов национальной экономики, это

— агропромышленный комплекс,

— строительство и строительные материалы,

— нефтепереработка и сервисные услуги,

— металлургия,

— химия и фармацевтика,

— энергетика и инфраструктура54.

52 См.: Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева к народу 6 марта 2009 года.

53 Назарбаев Н. Из речи на собрании инвесторов 12 июня 2009 года [http://www.centrasia.ru/newsA/ php?st=1244816640].

54 См.: Там же.

1G4

Можно предположить, что, несмотря на недавний (июнь 2009 г.) призыв президента к иностранным инвесторам и анонсирование им впечатляющих планов развития национальной экономики, притока денежных средств в прежних объемах в ближайшее время не ожидается.

■ Во-первых, хотя банковский сектор и выстоял во время кризиса благодаря государственной поддержке, его репутация была значительно подорвана.

■ Во-вторых, кризис заставил иностранных инвесторов быть более осторожными в выборе стран и объектов для своих инвестиций.

■ В-третьих, падение мировых цен на энергоносители отнюдь не способствует привлечению иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль экономики страны.

■ В-четвертых, руководство республики в законодательном порядке ужесточило условия функционирования иностранных компаний на территории Казахстана, требуя большей доли их прибыли, что также не способствует поступлению средств в экономику страны.

Несмотря на кризисную ситуацию, руководство страны гарантирует выполнение своих обязательств по увеличению социальных выплат и заработной платы. В своем послании к народу от 6 марта 2009 года президент Назарбаев обещал, что, как и было запланировано, будут увеличены зарплаты бюджетников и стипендии; одновременно будет увеличен средний размер пенсий (в 2010 г. — на 25%, в 2011 г. — еще на 30%).

Для оказания помощи студентам, которые в условиях кризиса оказались не в состоянии оплачивать свою учебу, государство дополнительно выделит 11 тыс. грантов и 40 тыс. кредитов. Данные за январь — апрель 2009 года подтверждают реальность обещаний руководства. Так, по данным Агентства РК по статистике, в апреле 2009 года среднемесячная заработная плата в стране составила 64 730 тенге. По сравнению с апрелем 2008 года номинальная заработная плата выросла на 11,8%. Реальная заработная плата выросла за это время на 2,8%55.

Все это свидетельствует, что руководство Казахстана на деле стремится смягчить негативное влияние глобального финансового кризиса и создать благоприятные условия для повышения жизненного уровня населения.

* * *

Специалисты еще не пришли к единому мнению относительно того, достиг ли экономический кризис своего пика. Ясно одно — рано или поздно он все равно закончится и станет предметом обсуждения и изучения во всем мире, в том числе и в Казахстане.

Во время подобного рода кризисов определенную роль играют как внутренние, так и внешние факторы, но большое значение имеет соотношение между ними.

В эпоху всеобщей глобализации избежать влияния внешних факторов на экономическое развитие страны практически невозможно. Казахстан, как и другие страны, должен стремиться к тому, чтобы ослабить действие внутренних факторов развития кризисов. Так, принятая программа диверсификации имеет своей целью устранить одностороннюю ориентацию национальной экономики на преимущественное развитие нефтегазового комплекса.

55 См.: Краткие итоги социально-экономического развития Республики Казахстан за январь — май 2009 года.

Выполнить эту программу будет не просто. После кризиса начнется подъем мировой экономики. Потребление энергоносителей и цена на них во всем мире будут расти. Таким образом, может вновь появиться соблазн получать огромные доходы от реализации жидкого топлива, и «легкие» нефтяные деньги вновь могут стать тормозом для реальной диверсификации национальной экономики.

Мировые экономические кризисы неизбежны. И чем успешнее будет реализовываться программа диверсификации, тем лучше страна будет подготовлена к очередным катаклизмам в мировой экономике.

Кроме того, нельзя забывать, что запасы энергетического сырья, как бы велики они ни были, все-таки конечны. А экономическая жизнь общества должна будет продолжаться и тогда, когда из недр будет извлечен последний баррель нефти.

Поэтому необходимо извлечь уроки из нынешнего финансового кризиса и сделать соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.