Научная статья на тему 'Экономическое содержание и тенденции современных преобразований системы высшего профессионального образования России: теоретико концептуальные и понятийно-терминологические основы'

Экономическое содержание и тенденции современных преобразований системы высшего профессионального образования России: теоретико концептуальные и понятийно-терминологические основы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЛАГО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ТРУД И ТВОРЧЕСТВО В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / EDUCATIONAL MARKET / ECONOMIC CONTENCE OF THE HIGH EDUCATION PROCESS / LABOUR AND CREATIVENESS / SOCIAL EFFECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Елена Игоревна

Исследованы основы и механизм реформирования высшего образования в России с учетом макроэкономических детерминант, как вектора развития всех отраслей и сфер национальной экономики. Показано, что они в значительной степени определяются характером и экономическим содержанием самого образовательного процесса, а также позиционированием его важнейшей составляющей экономического потенциала высшей школы. Изучены экономическое содержание хозяйственных отношений системы образования и специфика блага (продукта), производимого и реализуемого в сфере образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC CONTENCE AND MAIN POINTS OF THE HIGH SYSTEM MODERNIZATION IN RUSSIA: THEORY, CONCEPTIONS, THERMINOLOGY

The study is devoted to reforms of high educational market determined by microeconomy. It is essentially defined by the character and economic contence of the high education process. Its influenced by the inner education system relations and specifics of the educational results as social effects.

Текст научной работы на тему «Экономическое содержание и тенденции современных преобразований системы высшего профессионального образования России: теоретико концептуальные и понятийно-терминологические основы»

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: ТЕОРЕТИКО -КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ПОНЯТИЙНОТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Егорова Елена Игоревна, канд. эконом. наук, докторант кафедры экономики АГУ, г. Майкоп.

Аннотация. Исследованы основы и механизм реформирования высшего образования в России с учетом макроэкономических детерминант, как вектора развития всех отраслей и сфер национальной экономики. Показано, что они в значительной степени определяются характером и экономическим содержанием самого образовательного процесса, а также позиционированием его важнейшей составляющей - экономического потенциала высшей школы.

Изучены экономическое содержание хозяйственных отношений системы образования и специфика блага (продукта), производимого и реализуемого в сфере образовательных услуг.

Ключевые слова: воспроизводство образовательных услуг, образовательное благо, экономический потенциал высшей школы, труд и творчество в человеческой деятельности, постиндустриальное общество, человеческий капитал.

Контакты автора: e-mail - vipegorova@mail.ru

ECONOMIC CONTENCE AND MAIN POINTS OF THE HIGH SYSTEM MODERNIZATION IN RUSSIA: THEORY, CONCEPTIONS, THERMINOLOGY

Egorova Elena Igorevna, Cand.Econ.Sci., the senior lecturer of faculties of economy ASU, Maikop.

The summary. The study is devoted to reforms of high educational market determined by microeconomy. It is essentially defined by the character and economic con-tence of the high education process. Its influenced by the inner education system relations and specifics of the educational results as social effects.

Key words: human capital, educational market, economic contence of the high education process, labour and creativeness, social effects.

Реформирование высшего образования в России (наряду с учетом макроэкономических детерминант, как вектора развития всех отраслей и сфер национальной экономики) в значительной степени определяется характером и экономическим содержанием самого образовательного процесса, а также позиционированием его важнейшей составляющей -экономическим и творческим потенциалом высшей школы.

Переход российской общественно-экономической системы на рыночную модель развития и распространение современных форм хозяйствования на непроизводительные виды деятельности, усиливает значение системы высшего образования - важнейшей составляющей сферы услуг и социальноэкономического прогресса.

Поскольку система образовательных услуг представляет собой “совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества”1, воспроизводство образовательных услуг является основным видом деятельности учреждений образования.

Исследование экономического содержания хозяйственных отношений системы образования осложнено спецификой блага (продукта), производимого и реализуемого в сфере образовательных услуг. В современной экономической литературе, посвященной проблемам управления системой высшего образования, отсутствует единая точка зрения относительно содержания и форм функционирования хозяйственного механизма системы образования в условиях рынка. Эти формы определяются национальным менталитетом страны и совместными декларациями рынка образования группы стран.

С достаточной степенью убедительности можно выделить в исследованиях зарубежных и отечественных экономистов два основных подхода к определению образовательных услуг:

- образовательными услугами называется “комплекс таких услуг, которые непосредственно связаны с осуществлением общественной Миссии образования’^.

- под образовательными услугами понимается “система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства”;

Анализируя данные определения можно сделать вывод, что целевой функцией образования является приращение ценности человека как личности, работника и гражданина. Специфика образовательных услуг проявляется в классических характеристиках (неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость) и других индивидуальных чертах (рис. 1.1.2).

Несохраняемость образовательных услуг проявляется двояко. Во-первых, невозможно заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании повышения спроса. Во-вторых, происходит естественная для человека утрата полученной информации, знаний.

т

Ї

Рис. 1. Экономическое содержание образовательных услуг системы высшего образования

К основным специфическим особенностям образовательных услуг относятся:

- высокая интеллектуалоемкость;

-отсроченность выявления результативности и зависимость результатов от личности будущего носителя образовательных благ;

- относительную длительность исполнения;

- необходимость дальнейшего сопровождения и обновления услуг; зависимость содержания услуги от места их оказания и места проживания потенциальных потребителей;

- высокую себестоимость;

- невозможность перепродажи и перераспределения.

В рамках марксистской теории не проводилось терминологического разграничения человеческой деятельности как труда и творчества. Однако уже в середине XX века исследователи (Ф. Бест, Э. Жакс, Ш. Бейлин), а в России - В.Л. Иноземцев, анализирующий специфические черты современной деятельности, отметили принципиальное различие между трудом и творчеством. Согласно современному пониманию, любая деятельность индивидуума вызвана либо стремлением к самосовершенствованию, либо внешней материальной необходимостью, а её результат может быть, как воспроизводим, так и невоспроизводим 3,4,5.

Сама деятельность человека воспринимается либо как свободное творчество, либо как извне обусловленная активность - труд. Именно труд в условиях товарного производства в наибольшей степени проявляется как сознательная и целесообразная физическая или умственная активность, выступающая реакцией человека на внешнее окружение и служащая удовлетворению его социальных и физиологических нужд, отличных от потребности в совершенствовании собственной личности (творчества).

Творчество же есть внутреннее стремление к самореализации и служащая именно этой цели деятельность, не воспроизводимая как в своем процессе, так и в результате другими людьми и в силу этого несопоставимая с деятельностью других людей

В современном обществе значительно актуализирована роль социальных услуг. Опыт социальноэкономического развития ведущих стран показывает, что переход мирового сообщества на качественно новый уровень развития напрямую связан с мобилизацией интенсивных источников личностного роста и усилением роли человеческого фактора, что невозможно без развития рынка образовательных услуг.

Совершенствование работника с позиции теории “человеческого капитала” трансформирует всю социальную модель общества и подготавливает его переход к качественно новому информационному уровню (6).

Главной движущей силой, способной обеспечить прогресс развитой общественной формации является человек творческий, с высоким уровнем профессиональной подготовки, имеющий возможность раскрыть свои способности, утвердить себя как личность и получить признание общества. В этих целях в социальный фонд развитых стран введен комплекс услуг, способствующий формированию и развитию рабочей силы как источника всех стоимостей.

Особенностью модели общества с развитой экономикой является оптимальное соотношение между материальным производством и сферой услуг, так как расширение сферы услуг есть не столько результат, сколько важный фактор роста материального производства, социального и духовного прогресса общества в целом.

Таким образом, понятие “образование” определяет механизм и одновременно среду, в которой происходит становление и развитие индивида, а значит

- общества и человечества в целом.

Еще Гегель определил образование как то, «благодаря чему индивид обладает значимостью и действительностью и делает значимым и действительным общество и государство”(7).

Согласно Закону РФ “Об образовании”, под образованием понимается централизованный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней образовательных цензов (8)

Данное определение указывает на необходимость достижения определенных государственных образовательных уровней - стандартов образования в сочетании обучения и воспитания. Что же касается постулата “сочетание интересов личности, общества и государства”, то его практическая реализация в современной России крайне проблематична.

Вместе с тем, экономическое содержание понятия “образование” имеет универсальную характеристику. Развитый рынок образовательных услуг - не только мощный фактор реформирования страны, но и поступательного движения вперед, прогресса всех сторон жизни общества. Понимание этого положения очень важно для определения возможностей и приоритетов развития государства в целом.

Значимость системы образовательных услуг находит теоретическое отражение в ряде концепций социального и экономического развития, среди которых выделяются концепции постиндустриального общества (9), теория человеческого капитала (10) и др. Наиболее подробно возрастающая роль информации в общественном развитии отражена в концепции информационного общества.

Э. Тоффлер в работе “Периоды и предпосылки” по этому поводу пишет: “В прошлом земля, труд и капитал были ключевыми элементами производства. Сегодня во многих отраслях промышленности информация стала главной составляющей успешной деятельности”(11).

Этой точки зрения придерживается и Т. Стоуньер в своей работе “Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики”, когда говорит о появлении в обществе новой профессиональной категории, доминирующей в формах современного труда - информационных работников"(12).

Конкретизируя обозначенные положения, необходимо учитывать двойственный характер образования как комплекса процесса и результата.

Это определено такими проявлениями человеческой активности, как мотивация, целеполагание и взаимоотношения человека и внешней среды. Отметим, что хотя форма продукта труда может быть различной, несомненно, то, что он является благом, прямо или косвенно удовлетворяющим материальные потребности производителя. При этом одним из основных характеристик продукта труда является его воспроизводимость, то есть способность индивида создавать аналогичный продукт при аналогичных условиях. При этом продукт труда отчуждаем и в процессе обмена может переходить от одного индивида к другому. Но в сфере образования и процесс, и результат только частично характеризуются как труд и продукт отчуждения. Это определяется свойствами образования и спецификой производства продукта в данной сфере.

Так как образовательные услуги характеризуются значительной интеллектуалоёмкостью и представлены широким полем личных контактов производителя и потребителя, то деятельность в сфере образования может характеризоваться, с одной стороны, как труд, а с другой стороны, как творчество. Такой вывод объясняется следующим.

Во-первых, главной целью деятельности в сфере производства образовательных услуг оказывается не некое материальное благо, а сам человек. Материальное благо (учебные, методические пособия и т.д.) является скорее побочным следствием, чем целью (13).

Во-вторых, результат деятельности в сфере производства образовательных услуг невоспроизводим, потому что он состоит в самом развитии личности, и каждый новый субъект отношений, складывающихся в процессе производства, имеет индивидуальные качества и характеристики, которые не могут быть скопированы или воспроизведе-

ны. В каждом отдельном случае результат не зависит напрямую от количества затраченной энергии и рабочего времени. Связь между затратами труда и его результатами в сфере производства образовательных услуг отследить довольно трудно.

В-третьих, мотивация деятельности в сфере производства образовательных услуг формируется не только с позиций реализации экономических (материальных) интересов производителей продукта системы образования. Ее мотивы в сфере образования, напрямую зависимые от внешних материальных обстоятельств, имеют четко выраженную имманентную специфику.

В-четвертых, продукт, выступающий целью творческой деятельности, неотчуждаем, ибо приобретённые человеком в процессе деятельности удовлетворение или раскрытие новых способностей не могут быть у него отняты. Отчуждаемым, хотя и невоспроизводимым, может быть только материальный продукт.

Производство образовательных услуг является трудовым. При этом творчество реализуется в таком вещественном результате, как труд, и поэтому разделение деятельности в сфере образования на трудовую и творческую может быть предпринято с определенной долей условности.

Творческая деятельность, по характеру мотивации, воплощается в самовыражении и саморазвитии индивида и является общественной лишь по форме, а не по сущности и предпосылкам. Экономические интересы субъектов сферы образования по условиям формирования и по форме проявления весьма специфичны.

В контексте концепции данного исследования, анализ образовательных услуг не может быть ограничен только характеристикой специфических особенностей и степени товарности продукта, создаваемого в процессе образовательной деятельности. Добиться понимания сущности отношений, возникающих по поводу производства и реализации образовательных услуг, возможно тогда, когда образовательная услуга рассматривается как благо.

Как известно, различают частные и общественные блага. Частные блага - это то, чего хотят рациональные личности, в зависимости от естественных факторов человеческой психики и от моральной концепции. Индивиды при этом рассматриваются как обладатели вышеназванных свойств, имеющие интересы высшего порядка в развитии и проявлении своих способностей. В итоге частные блага можно охарактеризовать как “то, чего хотят люди, будучи свободными и равными гражданами, а также конструктивными членами общества. Общественное благо - это выгоды, от использования которых блага нераздельно распространяются на все общество независимо от того, хотят ли те иные лица потреблять их или нет”. Теория общественного блага рассматривает это понятие в противопоставлении товарам и услугам индивидуального потребления.

Изначально в концепции общественного блага выделялось два основных свойства (критерия), делающих его отличным от частного блага - неконку-рентоспособность и неисключаемость. Неконкурен-тоспособность предполагает, что благо неделимо, то есть не может быть “расфасовано” и продано поштучно, неизбирательно и потребляется обществом. При этом потребление одним человеком не со-

кращает возможность потребления этого блага другим человеком.

Общественное благо остаётся доступным для использования всеми в неуменьшающемся количестве и качестве. Несомненно, что с таких позиций продукт, создаваемый в сфере образования, является общественным благом (14)

Неисключаемость общественного блага означает, что потребление благ одним человеком не исключает их из общего потребления. При этом различают техническую невозможность и экономическую нецелесообразность исключения общественных благ.

Технически возможное к исключению при определённой экономической выгоде общественное благо определяется как смешанное благо. Другими словами, это благо совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования и убыванием потребления. Образовательные услуги в полной мере соответствуют этим характеристикам.

Смешанное благо может быть объектом купли-продажи, то есть платным. Различают такие разновидности смешанного блага, как перегружаемое общественное благо и исключаемое благо.

Образовательные услуги как перегружаемое общественное благо являются неисключаемым до некоторого порогового уровня, за которым наступает нехватка этого блага для всех, то есть его перегрузка. Это означает, что использование блага за пороговым уровнем одним человеком исключает или уменьшает возможности его потребления всеми.

Перегружаемое общественное благо до определённого уровня обладает свойствами и чертами частного чистого общественного блага, т.е. доступ к нему для всех членов общества бесплатен, но за пределами этого уровня оно обладает свойствами и чертами платного частного блага.

Установление платы за предоставление перегружаемых общественных благ, регулирует механизм взаимодействия спроса и предложения на эти блага, обеспечивает рациональное использование материально-технической базы производства и обеспечивает высокое качество такого рода общественных благ. При этом бесплатный доступ не означает отсутствие каких-либо затрат, обеспечивающих сам процесс потребления. Так, например, студент заочной формы обучения оплачивает дорогу к месту расположения учебного заведения, проживание в гостинице во время сессии, приобретение учебной литературы и т.п.

Классификация общественных благ может быть произведена не только с учетом возможности исключения и степени использования этих благ, но и с учётом критерия внешнего (экстернального) эффекта, что является принципиально значимым при характеристике экономических отношений, возникающих по поводу производства и потребления образовательных услуг (15).

Внешние эффекты, как положительные, так и отрицательные, различаются по масштабам и долго-срочности своего воздействия (циклам жизни). Вероятно, справедливым будет утверждение, что внешний эффект образовательных услуг столь же значим, сколь и затруднителен в стоимостных оценках.

Внешний эффект сочетается с исключаемым благом местного потребления и в связи с этим выделя-

ются социально значимое благо5 и благо, создаваемое в отраслях с естественной монополией.

Социально значимое благо в силу положительного эффекта обладает свойствами частного исключаемого и общественного блага. Следовательно, образовательные услуги можно характеризовать как социально значимое благо. Его противоречивая природа создаёт в отношениях потребления и использования образовательных услуг объективную основу для противоречий между текущими индивидуальными и долгосрочными общественными предпочтениями. Для их разрешения и установления обязательного порядка потребления (а точнее -распределения) продукта образовательного производства и возникает необходимость государственного вмешательства и контроля.

Государство вынуждено идти на ограничение свободы потребителей ради защиты их, в том числе от самих себя (принцип смягчения нерациональности индивидуального потребительского поведения).

В этом смысле право на образование, гарантированное Конституцией РФ, выступает обязанностью личности перед обществом, что значительно снижает общественные издержки, даже если при этом временно страдают его интересы.

Отнеся образовательные услуги к смешанному общественному благу (перегружаемое благо совместного потребления), нельзя не заметить, что внешний эффект образовательных услуг возникает не только у непосредственных участников деятельности, связанной с производством образовательной услуги, но и у лиц, являющихся посторонними по отношению к данной деятельности. По времени своего воздействия на будущие поколения внешний эффект образования бессрочен.

Список литературы:

1. Панкриин А. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога // Alma mater,1997,- №3. - с.27

2. U. BailmSh. Achieving Extraordinary Ends. An Essay on Creativity. -Dordrecht, etc. - 1988. - р.58;

3. Best F. Technology and the Changing World of Work. -The Futurist. - 1984. - Vol. XVIII. - № 2. - р.34;

4. Jaques E. Work, Creativity and Social Justice. -N.Y. - 1970. - р.67.

5. Иноземцев В.Л. К вопросу об истоках творче-

ской деятельности /В кн.: Научно-техническое творчество: методологические и социально-

экономические проблемы. Выпуск первый, Донецк: -1990. - с.46;

6. Раи Д. Теория справедливости /Пер. с англ./ Новосибирского 1995, с. 56

7. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. Т.

4, М, 1997

8. Закон об образовании. Нормативные и законодательные акты образования и науки РФ. Т. 3, М, 1999

9. Masuda Y. The information society. Bethesda, 1980. - р. 23-45

10. Becker G. S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis. -N.Y.,1964. - р.28-35.

11. Тоффлер А. Периоды и предпосылки. - М., 1988. - с.54

12. Стоньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. -М.: Прогресс, 1986. - С.401

13. Егорова Е.И. Монография по диссертационной работе «Совершенствование системы управления высшими учебными заведениями: региональная детерминанта и механизмы реализации», Ростов - на

- Дону, 2005, 200 стр.

14. Нордхаус В. Экономика /Пер. с англ. - М.: Лаб. базовых знаний, 2000. - С.788.

15. Классификация и свойства общественных благ // Экономическая школа,1999, 5 - с.238

РЕЦЕНЗИЯ

Статья Егоровой Елены Игоревны посвящена одному из наиболее актуальных вопросов современной российской науки и управления: процессам реформирования высшего образования в России как вектора развития всех отраслей и сфер национальной экономики.

В статье рассматриваются характер и экономическое содержание самого образовательного процесса, а также позиционирование его важнейшей составляющей - экономического потенциала высшей школы.

Выделены экономическое содержание хозяйственных отношений системы образования и специфика блага (продукта), производимого и реализуемого в сфере образовательных услуг.

Представленные автором результаты имеют существенную теоретическую ценность. Статья Егоровой Елены Игоревны «Экономическое содержание и тенденции современных преобразований системы высшего профессионального образования России: теоретико-концептуальные и понятийно-терминологические основы» рекомендуется к изданию в журнале «Бизнес в законе».

Научный консультант, д.э.н., профессор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.А.Ермоленко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.