Научная статья на тему 'Экономическое развитие объединенной Германии как модель социально-рыночной экономики'

Экономическое развитие объединенной Германии как модель социально-рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1478
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / НЕМЕЦКАЯ МОДЕЛЬ / СОЦИАЛЬНО-РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Атабаева Д. Т., Кенжебекова М. В., Мусаева Э. А.

В статье рассматривается модель социальной рыночной экономики Германии. Через призму исторического процесса объединения ФРГ и ГДР, в работе дается характеристика государственным мероприятиям в области экономического регулирования. На основе анализа структурной перестройки, экономических особенностей, а также взаимодействия государства и экономической системы в условиях высокоразвитой рыночной экономики определяется эффективность немецкой модели социального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое развитие объединенной Германии как модель социально-рыночной экономики»

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБЪЕДИНЕННОЙ ГЕРМАНИИ КАК МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

© Атабаева Д.Т.*, Кенжебекова М.Б.*, Мусаева Э.А.*

Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, Республика Казахстан, г. Караганда

В статье рассматривается модель социальной рыночной экономики Германии. Через призму исторического процесса объединения ФРГ и ГДР, в работе дается характеристика государственным мероприятиям в области экономического регулирования. На основе анализа структурной перестройки, экономических особенностей, а также взаимодействия государства и экономической системы в условиях высокоразвитой рыночной экономики определяется эффективность немецкой модели социального государства.

Ключевые слова: экономика, немецкая модель, социально-рыночная экономика, государственное регулирование, хозяйственная инициатива, конкуренция.

Традиционно Германия вызывает интерес у широкого круга историков, экономистов и политологов. Страна, расположенная в самом центре Старого света, оказывала и продолжает оказывать существенное влияние на европейский регион, а в некоторых аспектах и на весь мир. Особенно насыщенным для страны стал XX век с его двумя мировыми войнами, противостоянием двух супердержав и многими другими событиями. Большое значение имеет Вторая мировая война, после которой немецкий народ почти на полвека оказался разделенным. Биполярная система международных отношений полностью нашла свое отражение в немецком государстве. Политическое противостояние двух мировых блоков оказало безусловное влияние и на экономики ФРГ и ГДР, воплотившие в себе две диаметрально противоположные экономические модели - капиталистическую и социалистическую, соответственно.

1990 год ознаменовал собой новую эпоху в немецкой истории - в Германии начался уникальный макроэкономический процесс - объединение восточных и западных земель. Уникальность этого процесса заключается в его беспрецедентности - отсутствии исторических примеров слияния двух государств с различными экономико-социальными системами.

На сегодняшний момент ни у кого не вызывает сомнений правильность принятых более двух десятилетий назад решений, приведших к воссоеди-

* Преподаватель кафедры Мировой экономики и международных отношений.

* Преподаватель кафедры Мировой экономики и международных отношений, магистр.

" Старший преподаватель кафедры Мировой экономики и международных отношений, магистр.

нению Германии. Проблемным является другой вопрос: как сделать так, чтобы Германия действительно стала единым государством с единой экономической системой.

Следует обратить внимание на то, что так называемый «германский фактор» стал во многом определяющим в развитии ЕС. Усилившийся политический вес объединенной Германии, опирающийся на крупнейший в Европе экономический потенциал, обеспечивает стране позицию неформального лидера интеграционного блока. В этой связи особый интерес представляет изучение экономики Германии как лидирующей экономики региона.

Сегодня данный вопрос представляет собой большой интерес, в связи с тем, что возникает необходимость детального исследования беспрецедентного по своей сущности события - моментального присоединения одного государства к другому. Естественно, что такое неравноправное объединение породило ряд серьезных проблем во всех сферах жизнедеятельности, преодоление которых до сих пор остается приоритетной задачей немецкого правительства.

Прежде, чем исследовать процесс экономического развития объединенной Германии, представляется целесообразным рассмотреть уровень развития экономики западных и восточных земель к моменту их объединения и провести сравнительный анализ.

Как известно, ФРГ стала одним из основных реципиентов, подлежавших субсидированию в рамках плана Маршалла, что позволило уже через несколько лет после войны вливать значительные финансовые ресурсы в восстановление разрушенного хозяйства. В основу экономического развития ФРГ легла концепция «социального рыночного хозяйства», принятая в период канцлерства Аденауэра (1949-1969 гг.). Речь шла о либеральной модели экономики, которая ориентировалась преимущественно на законы рынка и была противоположностью социалистического планового хозяйства. Тем не менее она предусматривала вмешательство государства, и поэтому отличалась от традиционного экономического либерализма. Вмешательство государства в экономику осуществлялось созданием рамочных условий для предпринимательства, косвенным регулированием и контролем. Государство заботилось о свободной конкуренции, пытаясь предотвратить образование картелей. На основе эффективного рыночного хозяйства создавалась многообразная и всеобъемлющая система социальной защиты.

За несколько лет ФРГ уверенно вошла в число наиболее развитых стран мира, решив многие социальные проблемы. Это дало основание говорить о западногерманском «экономическом чуде» - самом длинном в истории страны периоде подъема (до спада в 1966 году), когда средние годовые темпы роста промышленного производства составляли около 10 %, а в некоторые годы до 15 % [1, с. 275]. Высокие темпы экономического роста, чередующиеся с небольшими кризисами, Западная Германия сохраняла вплоть до воссоединения немецкого государства.

Также следует отметить 80-е гг. XX в., характеризующиеся канцлерством Гельмута Коля. Как и большинство консервативных политиков, он был убежден в высокой эффективности рынка и его способности к саморегуляции. Тем не менее, признавалась необходимость государственного регулирования экономики в части социальной сферы. Ключевыми моментами стали:

- сокращение расходов правительства на социальные нужды населения;

- реструктуризация налоговой системы (снижение уровня налогообложения крупного бизнеса);

- уменьшение роли государства в регулировании частного сектора;

- развитие малого и среднего бизнеса.

В целях совершенствования нормативно-правовой базы, был инициирован пакет законопроектов, имеющих целью оживление и рост экономики. Приоритетным направлением в государственных инвестициях стало финансирование инновационных высокотехнологичных отраслей.

В целом же, к концу 1980-х гг. выявились определенные экономические успехи. С одной стороны, удалось ограничить вмешательство государства в экономику, с другой - было снижено налогообложение. В 1986 г. ФРГ впервые стала крупнейшим в мире экспортером. В 1988 году внешнеторговый оборот достиг 325 млрд. долл. По объемам валютных запасов ФРГ входила в число мировых лидеров, уступая лишь США, а по производству легковых автомобилей - в тройку (наряду с США и Японией). Огромные выгоды в области вывоза капиталов и товаров принесла западноевропейская интеграция. Западная Германия стала ведущим кредитором, одалживая огромные суммы государствам Азии, Африки и Латинской Америки. Выход ФРГ на передовые позиции был обеспечен в основном за счет производства наукоемкой продукции, составлявшей 54 % экспорта страны [1, с. 284].

С какими же показателями пришла к моменту крушения Берлинской стены Восточная Германия? На протяжении всего своего существования ГДР постоянно переживала экономические трудности: нехватка природных ресурсов (каменный уголь, железная руда), слабая экономическая инфраструктура, недостаток управленцев и инженеров высокого класса.

Согласно советской модели экономики, все средства производства и обмена в ГДР являлись государственной собственностью. Вопросы руководства государствам решались лишь группой партийных лидеров правящей СЕПГ. В целом была чрезвычайно негибкой и не способной к изменениям.

В процессе национализации 1950-х гг. восточногерманские фирмы были в правовом отношении преобразованы в т.н. народные предприятия, а позднее в 1979-1980-е гг. - сгруппированы в т.н. народные комбинаты, каждый из которых формировался вокруг одной ведущей фирмы соответствующей отрасли под руководством того или иного директора, с числом занятых в среднем около 25 тыс. рабочих, и обрастал специализированными иссле-

довательскими и маркетинговыми филиалами [2, с. 93]. Сельскохозяйственные предприятия вошли в состав крупных госхозов и кооперативов. Продовольствие и товары широкого потребления производились в ограниченном ассортименте; периодически возникали дефициты. Цены на жилье, практически неизменные с 1949 г., а также на транспорт благодаря дотациям оставались на низком уровне. Предоставление услуг через сеть национализированных предприятий и местную администрацию оказалось крайне неэффективным.

Копируя сталинскую модель, руководители ГДР навязывали жесткую плановую централизованную экономику с наивысшей степенью государственного контроля. Преимущественным сектором являлась тяжелая индустрия. Не создавая должные условия, власти всеми способами пытались заставить трудящихся повышать производительность труда.

После волны недовольства рабочих в июне 1953 г. правительство прибегло к политике кнута и пряника. «Новый курс» предусматривал снижение норм выработки для рабочих и увеличение производства некоторых потребительских товаров. Улучшение экономического положения, вызванное новым курсом, а также возможность для недовольных граждан «голосовать ногами», т.е. эмигрировать через открытую границу в Берлине, помогли предотвратить повторение событий 1953 г. Стало возможным осуществлять более эффективное государственное планирование. В результате в 1960-е и 1970-е гг. стране удалось достичь уровня скромного благосостояния.

Контроль со стороны центра усилился после того, как Эрих Хонеккер стал первым секретарем центрального комитета СЕПГ в 1971 г. Курс на подъем производительности труда, предусматривавший инвестиции в отрасли «высоких технологий» и компьютеризацию экономики, в значительной степени сводился на нет отказом от реалистической политики ценообразования. Кроме того, бюрократическая система не создавала стимулов для интенсификации труда и повышения квалификации работников, тормозила инновации.

К 1980-м гг. ГДР стала относительно развитой индустриальной страной с интенсивным сельским хозяйством. По объёму промышленной продукции ГДР занимала шестое место в Европе. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка, химическая промышленность. В отличие от других стран социалистического блока были достигнуты успехи: уровень жизни в ГДР был самым высоким, а по макроэкономическим показателям республика была вторым государством после СССР [2, с. 147].

В целом можно сказать, что экономическое развитие ГДР хоть и не столько впечатляет как в ФРГ, но на фоне ряда социалистических стран положение Восточной Германии выглядело благоприятным.

К моменту объединения ГДР отставала от ФРГ по всем основным экономическим показателям, за исключением инфляции (на 1989 г. в ФРГ - 2,8 %;

в ГДР - 2 %). Также необходимо обратить внимание на то, что ВВП ГДР был приблизительно в 5 раз меньше ВВП ФРГ [3]. Данное соотношение наглядно демонстрирует несопоставимость экономической мощи двух государств.

Объединение Германии не означало конвергенции экономик двух стран (иными словами, их сближения на основе взаимоприспособления и сочетания типичных для каждого из двух государств особенностей). Скорее, ГДР была просто инкорпорирована в состав ФРГ.

После объединения страны быстро выявилась неконкурентоспособность восточногерманской промышленности. Первыми в списке закрытых предприятий оказались буроугольные и лигнитные карьеры и шахты (примерно треть из них, в наибольшей степени загрязнявших окружающую среду, была ликвидирована), а также фабрики по брикетированию бурого угля, атомные электростанции, металлургические и автомобильные заводы, химические предприятия по переработке бурого угля, судостроительные верфи, предприятия медеплавильной, калийной, пищевкусовой (в том числе по производству напитков и табачных изделий), текстильной, швейной и обувной промышленности. Лишь очень немногие отрасли, такие как полиграфическое машиностроение, отчасти сумели сохранить прежние позиции. Даже флагман восточногерманской экономики, патронируемая и стимулируемая прежним режимом электронная промышленность, оказалась неспособной успешно конкурировать на западных рынках. Безработица в Восточной Германии после объединения страны приобрела катастрофические размеры. Официально объявленный уровень безработицы (около 12 %) был существенно ниже ее реального уровня с учетом числа занятых неполную рабочую неделю, часто получающих мизерную зарплату (21 %) [4, с. 180]. Безработица больно ударила далеко не только по промышленным рабочим: жертвами «чисток» в Восточной Германии оказалось большое число «политически неблагонадежных» должностных лиц - от преподавателей в университетах до воспитательниц в детских садах.

Таким образом, объединение Германии породило множество проблем, одной из которых стала проблема экономическая. Суть этой проблемы заключалась в слиянии двух экономик, изначально имеющих противоположные основы. С одной стороны была ФРГ с ее успешным социальным рыночным хозяйством. Большую роль в восстановлении послевоенной экономики Западной Германии сыграл план Маршалла, позволивший быстро достичь довоенного уровня экономического развития и модернизировать производство, делая акцент на наукоемкости. Что же касается ГДР, то здесь существовала социалистическая экономика, с плановым характером и строгим регулированием государственными механизмами. Все внимание уделялось тяжелой промышленности, что в свою очередь породило слабость других секторов и асимметричность всего производственного комплекса. Различие основных макроэкономических показателей свидетельствовало о том, что объединение

двух Германии не было равнозначным вследствие неравнозначности их экономик. Более точным было бы сказать, что произошло не слияние, а поглощение одной экономической системы другой.

Результатом воссоединения Германия стало количественное приращение ее экономической мощи, что выразилось в увеличении ее территории (с 249 до 357 тыс. кв. м) и численности населения (с 62 до 79 млн. человек) и позволило единой Германии стать самым крупным рынком объединенной Европы, а также удержать место третьей экономики мира, второе после США место в мировой торговле и свое лидерство в ЕС. [4, с. 48] Вместе с тем, сохраняющаяся слабость ее «новых земель», развитие которых по-прежнему зависит от дотаций из федерального бюджета: ежегодно новые земли получают 75 млрд. евро дотаций, что составляет более 4 % ВВП страны, в условиях глобализации ставит перед Германией вопрос, дискутируемый уже давно в стране, о пересмотре приоритетов ее «восточной» политики и масштабной реформе всей экономической модели ФРГ для сохранения конкурентного потенциала ее экономики [5, с. 15].

После крушения Берлинской стены перед страной встала проблема безработицы и поиска путей структурных изменений в экономике. Уникальность положения заключалась в том, что ФРГ оказалась единственным государством в мире, которому пришлось одновременно решать проблемы, стоящие перед Востоком и Западом. 1 июля 1990 года вступил в силу экономический, валютный и социальный союз между западной и восточной частями Германии, согласно которому в восточных землях была единовременно введена западногерманская марка, что по своей сути носило уникальный характер. Преобразование в значительной мере нерентабельной экономики Востока в конкурентоспособные производственные структуры потребовало больших усилий. Большую роль в структурной перестройке сыграли приватизация и субсидирование восточных земель. Федеральным правительством было создано Попечительское ведомство, занимавшееся вопросами приватизации промышленных предприятий и контролем за реализацией инвесторских договоров, имевших значение республиканского характера. Целью проводимой политики являлось создание эффективной рыночной экономики на территории бывших восточногерманских земель и создание гармоничной экономической системы.

Большую роль при преобразовании экономики бывшей ГДР сыграло Попечительское ведомство, созданное в июле 1990 г. и занимавшееся решением задач по приватизации государственных предприятий, которые составляли основу промышленности и всей национальной экономики ГДР. Несмотря на критику процесса приватизации и реструктуризации предприятий, Попечительское ведомство руководствовалось долгосрочными целями. Болезненная структурная перестройка, обусловленная международной конкуренцией и реалиями, привела к росту уровня безработицы в стране и продемонстрировала необходимость создания эффективной социальной системы.

В ходе создания социально ориентированной экономики закономерным стал вопрос взаимодействия государства и экономических структур. В этом плане, Германию можно характеризовать как общество консенсуса, т.е. сторонами осознается необходимость и компетентность государства для вмешательства в экономику с целью создания «здоровой среды» в условиях честной конкуренции и эффективного функционирования.

Альфред Мюллер-Армак, немецкий экономист, введший в употребление термин «социально-рыночная экономика», воспринимал рыночную экономику как идею политики порядка, «цель которой состоит в том, чтобы, опираясь на конкурентную экономику, соединить свободную инициативу с социальным прогрессом, обеспеченным именно благодаря рыночно-хозяйст-венной деятельности» [6, с. 153].

Естественно, что для эффективного функционирования рыночной экономики и отстаивания ее правил необходимо сильное государство. Необходимость сильного государства в первую очередь связана с продвижением конкурентного права. Государство обязано брать на себя лишь вполне определенные, ограниченные функции.

«Отдельно взятый сельский хозяин, промышленник, ремесленник и рабочий, т.е. отдельное предприятие и домохозяйство, должны планировать и действовать свободно. Хозяйствующие субъекты не исполняют приказы, а сами ищут такое применение собственной рабочей силе, своим средствам производства и своим деньгам, которое представляется им наилучшим. Однако отсутствует свобода ... произвольного установления правил игры или форм, в пределах которых осуществляется хозяйственный процесс. Именно на этом поле функционирует политика порядка» [6, с. 154]. Таким образом, в четко определенных государственных рамках должны действовать постоянно меняющиеся благодаря конкуренции и частной инициативе рынки. Государство не вырабатывает общеобязательные критерии. Оно ограничивается формированием рамочных условий, в которые общественные группы по интересам могут привносить свои воззрения и свой опыт, относящиеся к принятию политических решений.

Ярким примером общественной группы по интересам, имеющей не только экономический, но и политический вес, является Торгово-промышленная палата как организация всего промышленного производства Германии. Она соединяет воедино многоголосие предпринимательских мнений и придает ему политическое звучание. ТПП объединяет 80 торгово-промышленных палат и возглавляющую их организацию - Конгресс торгово-промышленных палат ФРГ [7].

Примером сотрудничества экономики и государства служит успешная система двойного образования: государство организует школьное образование для молодых людей, стремящихся к получению профессии, а предприятия берут на себя практическое обучение профессии. Поэтому удается значительно приблизить профессиональное обучение к практике.

Регулирование государством предпринимательской деятельности зачастую приводит к конфронтации с экономикой. В этом плане выделяются такие сферы, как конкурентная политика, экологическая и защита потребителя. Что касается конкурентной политики, то государство должно препятствовать сращиванию власти с экономикой.

Напряженные отношения между сотрудничеством и конфронтацией нигде не проявляются так открыто, как в вопросе налогообложения. Экономика стремится к более низкому налоговому бремени, однако эффективно хозяйствовать можно лишь при действенной инфраструктуре, финансирующейся в основном за счет налогов.

Время показало, что германская модель экономики привлекательна за счет своей системности и институциональной целостности. Но это же делает ее жесткой и негибкой. «Попытки модернизации через внесение новых принципов и механизмов, как правило, нарушали системную целостность. Наконец, даже модель социального рыночного хозяйства, создававшаяся в конце 40-х - 50-е годы XX в., устарела, поскольку нынешние условия постиндустриального общества и глобализирующейся экономики существенно отличаются от условий позднеиндустриальной стадии развития в середине прошлого столетия. Более того, германская модель во многом зиждется на социальном государстве, которое в основных чертах сформировалось еще в конце XIX - начале XX вв. Теперь же механизмы социального государства износились и перестали быть дееспособными» [8, с. 35].

Еще в 2003 г., в период канцлерства Герхарда Шредера, при поддержке министра экономики и труда Вольфганга Клемента была запущена программа либеральных экономических реформ, известная как «Повестка 2010» («Agenda 2010»). Она предусматривала либерализацию трудового законодательства с целью стимулирования создания новых рабочих мест, ограничение расходов на здравоохранение, пенсионное и социальное обеспечение. В результате осуществления этой программы в стране наблюдается снижение уровня безработицы: по данным на апрель 2007 г. - 8,7 % трудоспособного населения или 3,62 млн. человек; на апрель 2013 г. - 5,4 % или 2,26 млн. человек. На настоящий момент на территории ЕС это один из наиболее низких уровней безработицы (средний по ЕС - 11 %) [9].

Успехи экономического развития объединенной Германии, выражающиеся в лидирующих позициях страны на мировом рынке, связаны со спецификой функционирования единой экономики, опирающейся на смешанную модель - определенный компромисс между свободным рынком и государственным регулированием. К характерным чертам немецкой экономической системы можно отнести высокую степень централизации капитала и концентрации производства, усиленное развитие НИОКР, активные социальную и инвестиционную политики. Также к принципиальным отличиям относится преобразование экономики бывшей ГДР, отличающееся от обычного

опыта реформ. К особенностям германского варианта можно отнести: четкую определенность направления реформы - возврат к капиталистическому пути развития, решительная приватизация; сжатые сроки переходного периода, обусловленные интеграцией в уже сложившуюся высокоразвитую рыночную экономику; возможность опереться на сформировавшуюся правовую базу и институциональные структуры (налоговые службы, системы социального обеспечения, ведомство по приватизации) и четкие ориентиры конкурентной среды; поддержку формирующегося предпринимательского сектора, организованного на частно-хозяйственной основе; широкое стимулирование частных интересов; содействие в адаптации профессионального уровня работников к изменившимся условиям; форсированное формирование инфраструктуры.

Объединенная Германия является на сегодняшний день главной экономической и политической величиной Европейского Союза, превосходя своих соседей по объему валового внутреннего продукта, объему экспорта и импорта, что отражает степень открытости ее экономики и включенности в мирохозяйственные связи. Занимая место четвертой экономики мира (по данным ВВП на 2012 г.: США - 15685 млрд. долл.; КНР - 8227 млрд. долл.; Япония - 5964 млрд. долл.; ФРГ - 3401 млрд. долл.) и являясь крупнейшей экономической державой Европы, единая Германия представляет собой стержень европейской экономики, обеспечивающий ее стабильное развитие и обладающий наиболее важным в настоящее время источником международного влияния - экономической силой [9].

Ситуация в Германии в некоторой степени парадоксальная: социальное государство как перераспределительная машина разрушительным образом воздействует не только на экономику и предпринимательскую среду, но и на социальное благополучие. Всеобъемлющий государственный патернализм снижает склонность не только к риску, но и к принятию самостоятельных решений, требующих собственных инвестиций. Германия конца XX в. - лучший пример этого.

Не отрицая наличие ряда экономических проблем в ФРГ, связанных с адаптацией восточных земель к рыночной модели экономики, а также наметившимся кризисом немецкой модели «социального рыночного хозяйства», следует, тем не менее, заметить, что экономический потенциал объединенной Германии по-прежнему остается крупнейшим в Европейском Союзе, что позволяет говорить о единой Германии как о бесспорном экономическом лидере в интеграционной группировке.

Сегодня многие государства ориентируются на принцип свободы рынка и социальных обязательств. В этой системе человек обладает правом на принятие хозяйственных решений, а государство играет роль опекуна, но это не означает, что государство должно защищать человека абсолютно от всех рисков. Процесс глобализации показал: необходимо сохранять баланс между государственным контролем и частной хозяйственной и политической

инициативой. В этой связи опыт германской экономики может послужить примером в трансформации соотношения «государство - экономика».

Список литературы:

1. Колесников В.П. Экономика зарубежных стран: капиталистические и развивающиеся страны. - М., 1997.

2. Кузьмин И.Н. Крушение ГДР: История. Последствия. - М.: «Научная книга», 1996.

3. Институт по изучению экономики Германии [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.diw.de/en.

4. Лавров С.Б. ФРГ после объединения. - М., 1996.

5. Лаумулин М. Потерянная Германия // Континент. - 2004. - № 20 (132). -С. 14-17.

6. Антропов В.В. Социальная рыночная экономика: путь Германии. -М.: Экономика, 2003.

7. The Association of German Chambers of Commerce and Industry [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dihk.de/en.

8. Рыночная демократия в действии. Современное политико-экономическое устройство развитых стран. - М. : Изд-во Ин-та экономики переходного периода, 2005.

9. Федеральное статистическое ведомство Германии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.destatis.de.

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА

© Имамов М.М.*

Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань

В статье проведен анализ зарубежного опыта организации денежно-финансовой системы государства, в частности определения возможностей для сокращения наличного денежного обращения и контроля над ним.

Ключевые слова: денежно-финансовая система, денежное обращение, безналичный расчет, зарубежный опыт.

В настоящее время сложилась ситуация, при которой у государства в лице Банка России нет реальных и эффективных инструментов, позволяющих регулировать процессы, протекающие в национальной денежно-финан-

* Управляющий, доктор экономических наук, кандидат юридических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.