Научная статья на тему 'Экономическое образование как фактор повышения профессиональной мобильности будущего специалиста'

Экономическое образование как фактор повышения профессиональной мобильности будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТУДЕНТ ВУЗА / ECONOMICS / ECONOMIC EDUCATION / ECONOMIC COMPETENCE / UNIVERSITY STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овакимян Екатерина Евгеньевна

В статье рассматривается проблема осуществления экономического образования студентов вузов, результатом которой выступает экономическая компетентность. Обосновывается актуальность проблемы, представлен понятийный аппарат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Education as a Factor of a Future Specialist's Professional Mobility Improvement

The article discusses the problem of university students' economic education process realization with economic competence as its result. The relevance of the problem is substantiated; the conceptual apparatus is presented in the article as well.

Текст научной работы на тему «Экономическое образование как фактор повышения профессиональной мобильности будущего специалиста»

УДК 74.898 ББК 589

Овакимян Екатерина Евгеньевна

преподаватель г. Челябинск Ovakimyan Ekaterina Evgenievna

Senior lecturer Chelyabinsk

Экономическое образование как фактор повышения профессиональной мобильности будущего специалиста Economic Education as a Factor of a Future Specialist’s Professional Mobility Improvement

В статье рассматривается проблема осуществления экономического образования студентов вузов, результатом которой выступает экономическая компетентность. Обосновывается актуальность проблемы, представлен понятийный аппарат.

The article discusses the problem of university students’ economic education process realization with economic competence as its result. The relevance of the problem is substantiated; the conceptual apparatus is presented in the article as well.

Ключевые слова: экономика, экономическое образование, экономическая компетентность, студент вуза.

Key words: economics, economic education, economic competence, university student.

Происходящие изменения в Российском обществе соответствующим образом отражаются на состоянии образования, содержании организации в результатах обучения студентов вузов, которые в дальнейшем придут трудиться в высокотехнологичное производство. Следует констатировать тот факт, что в настоящее время произошли существенные качественные и количественные изменения в заказе на профессиональную подготовку специалистов, так как более 90% предприятий и организаций сменили форму собственности с государственной на частную, что привело к открытости рыночного пространства России и появлению новых производственных отношений.

Изменение бизнеса общества ведет к перестройке мировоззренческих установок, принципов организации экономики и ее инфраструктуры. Это в полной мере относится и к тем проблемам, которые возникают между работодателем и образовательными учреждениями в условиях формирующегося рынка труда и рынка образовательных услуг (В.А.Поляков, И.П.Смирнов, Е.В.Ткаченко и др.).

В условия рынка мощным фактором социального процесса является высокий уровень профессиональной компетентности и конкурентоспособности специалистов. Выигрывает тот, кто способен к наивысшей самореализации в профессии: профессиональный успех в любой отрасли напрямую зависит от конкурентоспособности образовательных систем.

В связи с этим одной из важнейших составляющих профессионального образования студентов вузов, на наш взгляд, является экономическое образование.

Необходимость экономических знаний в условиях перехода к рыночным отношениям очевидна. Если в советское время экономические проблемы и на производстве, и в социальной сфере решались в центре, действовала уравнительная система оплаты труда, то теперь материальное благополучие каждого из нас во многом зависит от интенсивности и эффективности собственного труда. Конкретному человеку понимание основ рыночных механизмов необходимо сегодня, так как без такого понимания он не столько выигрывает, сколько проигрывает, не ориентируясь в этих механизмах.

В Законе РФ «Об образовании» экономическое образование рассматривается как один из факторов экономического развития и социального прогресса общества и формулируется цель подготовки молодого поколения к гибкому реагированию на потребности общественного развития и его адаптации к новым условиям рыночных отношений. В связи с этим экономическое образование является одним из приоритетных направлений современного образования.

Экономическое образование не есть что-то особенное и обособленное от общего и профессионального образования. Пересмотр содержания цели и задач образовательного процесса в профессиональной школе, ценностных ориентаций студентов в частности и образования в целом с учетом рыночных отношений позволяет нам выделить общий подход к определению данного понятия. Исходим при этом из того, что в условиях рынка экономическое образование позволяет студенту и выпускнику вуза интегрироваться в экономическую систему общества. Экономическое образование, таким образом, является частью системы профессионального образования.

Особенность экономического образования состоит в следующем: оно является составной частью формирования экономической культуры, формирующей систематизированные теоретические взгляды взрослого слушателя, нравственно-ценностные качества (убеждения, мотивы, установки, ценностные ориентации т.д.).

При определении особенностей экономического образования студентов мы учитывали то, что оно в процессе функционирования и развития общества играет довольно важную роль, как и социальный институт образования в целом. Без экономического образования невозможно поддержание достигнутого уровня экономического развития, его дальнейшее совершенствование. Эта проблема решается в процессе образования, задачей которого является приобщение человека к нормам и ценностям экономики, формирование экономического мышления и стиля деятельности.

Аналогично другим видам образования экономическое образование призвано обеспечивать экономическую стабильность и экономический прогресс общества. Его реализация связана с подготовкой выпускников ВУЗов к различным социальным ролям, занятию определенных социальных позиций, связанных с экономикой.

Особенности экономического образования на данном этапе связаны с современным состоянием экономики нашей страны и характеризуются тем, что:

- возрастает потребность общества в экономических знаниях и специалистах с новой культурой экономического мышления;

- появляется, в связи с переходом к рыночной экономике, большое количество новых профессий, пока не имеющих «корней» в профессиональной культуре российского общества;

- кардинально повышается роль экономических знаний в современной жизни обновляющейся России.

В связи с этим функциями экономического образования являются:

- трансляция и распространение культуры экономических отношений в обществе;

- формирование у молодого поколения экономических установок, жизненных идеалов, являющихся определяющими в данном обществе определенного уровня экономического развития;

- «социальная селекция» как подготовка к активному и эффективному выполнению социальной роли, связанной с экономической деятельностью.

Новый, рыночный и демократический стиль в реализации образовательного процесса в сфере экономического образования характеризуется следующими особенностями:

- формальный процесс передачи экономических знаний заменяется решением конкретных задач, которые совместно обсуждают преподаватель и студент;

- сущность передаваемого содержания не сводится к пассивному запоминанию, а заключается в овладении разнообразной и действенной информацией;

- формой общения преподавателя и студента становится не научение, а взаимный обмен информацией, это приводит к усилению роли самостоятельной работы студентов;

- инициатором и ведущим в образовательном процессе выступает студент;

- характер отношений между участниками образовательного процесса -сотрудничество;

- в роли обучающего может выступать не обязательно преподаватель-профессионал, а любой носитель экономической информации.

В научной литературе последних лет авторы рассматривают экономическое образование как «... процесс освоения знаний, умений и навыков в целью формирования социально-психологических качеств личности с экономическим образом мышления.» (В. Д. Попов, В. К. Розов) ; как «важный компонент общей и профессионально-педагогической культуры работников, предполагающий формирование экономического мышления, экономически осознанного отношения к труду, природе, материальным ценностям.» (И. А. Товстик). Некоторые исследователи в определении понятия «экономическое образование» уточняют, какие именно знания, умения, навыки должны усвоить учащиеся: знание экономических законов и категорий, роли труда в обществе, знание эко-

номической политики государства, овладение умениями и навыками экономических расчетов, выработка умений анализировать экономические процессы и явления, умение организовывать экономическую деятельность. Г. С. Свиридова определяет экономическое образование как «процесс и результат усвоения экономических знаний и умений, формирования экономически значимых качеств личности, экономического мышления и поведения, включения в социальноэкономические отношения».

Материалы исследований по проблемам экономического образования в различных учреждениях образования убеждают в том, что за последние годы проведена значительная работа по углублению и совершенствованию экономической подготовки обучающихся.

Необходимо отметить, что в последние годы издано много учебнометодических комплектов, учебных и методических пособий по экономической подготовке на всех уровнях образования, публикуется множество статей в научных журналах, таких как «Экономика в школе», «Вопросы экономики», «Школьный экономический журнал», «Общество и экономика», «Высшее образование», «Педагогика» и др.

Однако, несмотря на осознание необходимости экономической подготовки подрастающего поколения, в обществе до сих пор наблюдается расточительность, неумение правильно рассчитывать экономический эффект, выделить главные звенья хозяйственной деятельности, эффективно организовать производство и т. д.

Как и показывает опыт, экономическое образование - это больше, чем экономические знания. Экономическое образование, адекватное своей сущности, призвано способствовать развитию характера человека, личности, его способностей, умений, формированию экономических знаний, образа современного мышления и поведения, вырабатыванию практических навыков, необходимых для социальной адаптации в условиях рыночной экономики.

Вопросы экономической компетентности рассматриваются в работах отечественных ученых (Е.П. Белозерцев, В. Ландшеер, В.П. Пугачев, Н.К. Сергеев,

М.А. Чошанов). Современные подходы и трактовки экономической компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения экономической компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» и другие не в полной мере конкретизируют содержание этого понятия. Н.Г. Розов, Е.В. Бондаревская рассматривают данную категорию как производный компонент «общекультурной компетентности». Ряд ученых трактуют ее как «уровень образованности специалиста» (Б.С. Гер-шунский, А.Д. Щекатунова). Т.Г. Браже и Н.И. Запрудский под экономической компетентностью понимают системное явление, включающее знания, умения, навыки, профессионально значимые качества личности специалиста, обеспечивающие выполнение им собственных профессиональных обязанностей.

В соответствии со сказанным экономическую компетентность студентов ВУЗов можно представить как качественную характеристику, включающую систему научно-теоретических знаний, в том числе специальных знаний в области экономики, профессиональных умений и навыков, опыта, устойчивой потребности в осуществлении эффективной экономической деятельности.

Структурировать экономическую компетентность можно по различным основаниям. Социологи выделяют три блока экономической компетентности:

- познавательный - система экономических знаний;

- убежденческий - экономические чувства и убеждения;

- поведенческий - умения осуществления экономической деятельности.

Экономисты Л.Н. Пономарев, В. Д. Попов, В.П. Чичканов в структуре экономической компетентности выделяют: совокупность экономических знаний; экономическое сознание; экономическое мышление; экономические качества; наличие навыков и умений.

Анализ имеющихся исследований показал, что в качестве компонентов структуры экономической компетентности выделяются экономическое мышление (сознание), экономическая деятельность (поведение), ценности и нормы в сфере экономики, экономические качества личности.

Экономическая компетентность отбирает (выбраковывает, сохраняет, накапливает) экономические ценности и нормы, необходимые для выживания и дальнейшего развития экономики, накапливает эталоны соответствующего поведения, транслирует из прошлого в современность ценности и нормы, лежащие в основе труда, потребления, распределительных и других экономических действий и отношений, обновляет ценности и нормы, регулирующие развитие экономики, являясь тем резервуаром, откуда черпаются новые образцы поведения. Экономическая компетентность при взаимодействии с менталитетом нации формирует экономическое мышление индивидов, в результате определяется программа индивидуального экономического поведения и происходит собственно экономическое действие.

Библиографический список

1. Абалкин, Л.И. Новый тип экономического мышления / Л.И. Абалкин. - М.: Экономика, 1987. - 191 с.

2. Верховин, В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа / В.И. Верховин // Социс. - 1994. №10. - С. 83.

3. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - М. : Академия, 2001. - 192 с.

4. Пономарев, Л.Н. Экономическая культура (сущность, направления развития) / Л.Н. Пономарев, В.Д. Попов, А.П. Чичканов. - М.: Мысль, 1987. - 269с.

5. Смит, А. Исследования о природе и причинах богатства народов/А.Смит. - М., 1962. - 250с.

6. Улыбин, К. А. Современное экономическое мышление / К. Д. Улыбин. - М.: Политиздат, 1986. - 239с.

7. Ушинский, К. Д. Сочинения: в 3 т. Т.1./К.Д. Ушинский. - М., 1979. - 387с.

8. Шацкий, С.Т. Избр.пед.соч.: в 2 т. Т.2: На пути к трудовой школе/С.Т. Шацкий. -М.:Педагогика, 1986. - 96с.

Bibliography

1. Abalkin, L.I. New Type of Economic Thinking / L.I. Abalkin. - Мобсо1^ Economics, 1987. - 191 p.

2. Ponomarev, L.N. Economic Culture (Essence, Developing Directions) / L.N. Ponomarev, V.D.Popov, A.P.Chichkanov. - Мoscow: Mysl, 1987. - 269 p.

3. Shatsky, S.T. Selected Pedagogical Oeuvre: In 2Volumes: Volume. 2: On a Way to a Labour School / S.T. Shatsky. - Moscow.: Pedagogika, 1986. - 96 p.

4. Smith, A. Research of Nature and Reasons of Nation’s Wealth / A. Smith. - Мoscow, 1962. - 250 p.

5. Ulybin, K.A. Modern Economic Thinking / K.D. Ulybin. - Мoscow, Politizdat 1986. - 239 p.

6. Ushinsky, K.D. Oeuvre: In 3 Volumes: Volume 2. / K.D Ushinsky. - Мoscow, 1979. - 387 p.

7. Verkhovin, V.I. Economic Behavior as a Subject of Sociological Analysis / V.I.Verkhovin // Socis. - 1994. - № 10. - P. 83.

8. Zagvyazinsky, V.I. Teaching Theory: Modern Interpretation: Study Guide for Higher School Students / V.I. Zagvyazinsky. - Мoscow: Academy, 2001. - 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.