Научная статья на тему 'Экономический потенциал предпринимательских структур:проблемы и перспективы развития в условиях модернизации хозяйственной системы'

Экономический потенциал предпринимательских структур:проблемы и перспективы развития в условиях модернизации хозяйственной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ECONOMY / ECONOMIC SYSTEM / INNOVATIONS / ENTERPRISE / ECONOMIC POTENTIAL / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трефилова Ирина Николаевна

В статье определено понятие предпринимательского потенциала, а также рассмотрены проблемы и перспективы развития экономического потенциала предпринимательства в условиях модернизации хозяйственной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic potential of business structures: problems and prospects of development in modernization of the economic system

This author defines the concept of entrepreneurial potential and considers the problems and prospects of economic potential of enterprise in the course of modernization of economic system.

Текст научной работы на тему «Экономический потенциал предпринимательских структур:проблемы и перспективы развития в условиях модернизации хозяйственной системы»

УДК 658.1.009.12 + 338.22 ББК У011.151 + У9(2)09

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

И.Н. Трефилова

В статье определено понятие предпринимательского потенциала, а также рассмотрены проблемы и перспективы развития экономического потенциала предпринимательства в условиях модернизации хозяйственной системы.

Ключевые слова: экономика, хозяйственная система, инновации, предпринимательство, экономический потенциал, модернизация.

Сегодня перед российской хозяйственной системой поставлена стратегическая задача по переводу экономики на инновационный путь развития. Вполне очевидно, что главной движущей силой этого процесса является предпринимательство, основанное на инновациях.

Уместно отметить, что бурное развитие хозяйственных систем ведущих стран определяется именно инновационными процессами, выполняющими роль локомотива стратегического развития. Это явилось определяющим фактором их перехода от индустриальной эпохи к качественно новой □ инновационной. Экономическая система развитых стран мира становится все более интеллектуальной и все в меньшей мере зависит от сырьевых ресурсов.

Мировой опыт показывает, что наибольших успехов в хозяйственном развитии в последнее десятилетие добиваются инновационно ориентированные предприятия. К таким структурам в первую очередь можно отнести многие корпорации и фирмы США, Японии, Великобритании, Германии; в этих государствах стержнем экономической стратегии является не просто развитие высокотехнологических производств, а достижение инновационной сбалансированности □ оптимизации роли и величины инновационного компонента.

Несмотря на кризис, в технологическом отношении роль локомотива мирового хозяйства пока принадлежит США; именно американская экономика относится к числу передовых и по внедрению форм инновационного типа экономического развития. В этой связи известный интерес представляет структура современного национального богатства данной страны, приведенная в таблице.

При этом следует заметить, что в зависимости от методики расчета структурные элементы и их удельный вес могут несколько меняться, но во всех случаях «человеческий капитал □ существенно преобладает. Это значит, что человеческий фактор сегодня не имеет себе равных; именно от человека, его труда в наибольшей степени зависит конкурентоспособность экономики.

Структура национального богатства США

Составной элемент Доля, %

«Человеческий капитал» 76,5

Социальная и производственная инфраструктура 19,0

Природные ресурсы 4,5

Наряду с мировыми тенденциями российская экономика пока не становится инновационной и продолжает терять свою конкурентоспособность. Так, в рейтинге 133 стран по конкурентоспособности на 2009П2010 гг. Россия опустилась с 51-го на 63-е место. В условиях мирового экономического кризиса в очередной раз подтвердились факты низкой конкурентоспособности российских предпринимательских структур. Это, на наш взгляд, происходит из-за того, что многие субъекты хозяйствования, составляющие в каждой развитой стране мира экономическую основу, давно уже лишились притока инвестиций и инновационного обеспечения.

Кроме того в реальном секторе экономики преобладают в основном морально и физически изношенные машины и оборудование, что не позволяет осваивать и внедрять передовые инновационные технологии. Вследствие этого увеличивается технологическое отставание от зарубежных конкурентов.

Так, вследствие падения инновационной активности отечественных предприятий доля России на мировом рынке наукоемкой продукции в 2009 г. составила менее 0,3 %, тогда как в США □ 36, Японии □ 30, Германии □ 17 %. Из года в год растет приток в нашу страну импортных товаров, в основном широкого потребления.

Проведенный в работе анализ свидетельствует о достаточно низкой инновационной активности предпринимательского сектора экономики, об отсутствии эффективного механизма формирования и реализации государственной инновационной стратегии.

1 Источник: Hamilton К. Sustaining Economic Welfare: Estimating Changes in Per Capita Wealth. Washington, World Bank, 2004.

Трефилова И.Н.

Экономический потенциал предпринимательских структур: проблемы и перспективы развития в условияхО

Приходится констатировать, что сохранение нынешней технологической структуры неизбежно приведет к дальнейшему ускоренному падению конкурентоспособности национальной экономики.

В данной статье предстоит проанализировать проблемы и перспективы развития экономического потенциала предпринимательства в условиях модернизации хозяйственной системы. Однако прежде всего необходимо раскрыть сущность экономического потенциала предпринимательства в экономической системе.

Понятие «потенциал» определяется в ряде литературных источников как «возможности, наличие силы, запасы, средства, которые могут быть использованы □ На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что потенциал □ это, прежде всего, характеристика состояния системы; научная категория, которая одновременно отражает сущность методологических основ множества реальных процессов и явлений. Данный методологический подход позволяет адекватно отобразить не только ту или иную ситуацию, те или иные отношения, но и закономерности их развития и, таким образом, эффективность функционирования хозяйственной системы в целом.

Так, «инновационный потенциал» как категорию можно определить как способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей. При этом эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, т. е. из одного состояния в другое. Таким образом, инновационный потенциал □ это сущностная характеристика способности экономической системы к изменению, улучшению, прогрессу.

Довольно часто в научной литературе приводится термин предпринимательский потенциал. Например, в работе Н.Е. Тихоновой, А.Ю. Чепу-ренко, он трактуется как совокупность всех физических лиц, готовых к занятию предприниматель-2

ской деятельностью .

На наш взгляд, приведенное определение термина является не совсем корректным. Понятие предпринимательский потенциал □ это сложное социально-экономическое явление, которое не поддается простому агрегированию и совершенно очевидно, что его функциональная сущность лежит в более сложной качественной характеристике личностного фактора.

В этой связи уместно процитировать Й. Шумпетера, который тесно связывает предпринимателя с особенностями его личности: «Быть предприни-

2 Тихонова Н.Е., Чепуренко А.Ю. Проект «Предпринимательский потенциал российского общества: анализ и рекомендации по содействию вовлечению населения в малый бизнес» (грант МОНФ 016/1-02.

мателем □ значить делать не то, что делают другие» и Ш делать не так, как делают другие И?.

Сущность предпринимателя в понимании Ф. Хайека □ в поиске и исследовании новых экономических возможностей. Это □ характеристика поведения, а не рода занятий или сферы деятельности. Для предпринимательства, прежде всего, характерно творчество в экономической сфере, поиск оптимальных экономических решений.

Поэтому когда мы говорим о предпринимательском потенциале, то речь скорее идет о каких-то качествах свойственных человеку от рождения, которые могут быть раскрыты в определенной перспективе. Предпринимательский потенциал □ это по существу неиспользованные внутренние ресурсы предпринимателя как основного личностного фактора производства. Строго говоря, предпринимательский потенциал раскрывается через личность предпринимателя, которая характеризуется такими качествами, как: готовность к риску, стрессоустойчивость, высокая гибкость в поведении, ответственность, повышенная чувствительность к духовному, завышенный уровень притязаний и т. д.

С данной теоретической позиции наиболее адекватным по сути дела будет термин □ экономический потенциал предпринимательства, который шире понятия предпринимательский потенциал. Учитывая эти обстоятельства, можно дать следующее определение

Экономический потенциал предпринимательства □ это способность хозяйствующих субъектов выпускать конкурентоспособную продукцию и/или оказывать услуги, удовлетворяющие потребительский спрос, а также обеспечивать их устойчивое развитие в условиях конкуренции. Формирование экономического потенциала предпринимательства предполагает реализацию бизнес-процессов и внедрение рыночных принципов хозяйствования, в том числе развитие конкурентной среды, свободу выбора хозяйственной деятельности и необходимость проявления деловой инициативы и инновационной активности, несение риска и ответственности по финансовым обязательствам.

Структурно экономический потенциал (ЭП) предпринимательства можно представить в виде определенной совокупности социально-экономических функций, характеризующих производственный, социальный, налоговый, инвестиционноинновационный и инфраструктурный потенциалы.

В целях повышения адекватности и полноты оценки результативности усилий органов управления по развитию предпринимательства, эффективности соответствующих программ и их реального вклада в развитие ЭП можно использовать интегрированные индексы, отражающие состояние и развитие бизнес-структур.

3 Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М., 1982.

Серия «Экономика и менеджмент», выпуск 20

165

Предпринимательская деятельность

Следуя в логическом ключе далее, закономерно встает вопрос, а каковы причины стагнации в развитии ЭП предпринимательства в условиях перехода от индустриальной экономики к инновационной.

Во многом это объясняется тем, что в современной российской экономике органы государственного управления, наука, производство и образование развиваются, по сути, автономно, предпринимательский сектор не заинтересован в инновациях, несмотря на резкое падение конкурентоспособности его продукции не только на мировом, но и на внутреннем рынках.

К числу основных проблем развития ЭП предпринимательства в условиях инновационной экономики следует отнести: низкий уровень менеджмента на всех уровнях хозяйственной системы; недостаточное развитие научно-методического обеспечения управления инновационными процессами; индифферентность предпринимательского сектора к инновациям, отсутствие должной культуры бизнеса, ориентация на получение максимальной прибыли в краткосрочном периоде; отсутствие системного инновационного законодательства; коррупция и наличие так называемых откатов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, отсутствие эффективных механизмов государственного регулирования в предпринимательской сфере и т. д.

Особое значение приобретает сформировавшийся так называемый разрыв в системе «фундаментальные исследования □ прикладные исследования □ разработки» который, в свою очередь, не позволяет обеспечить эффективный трансфер научных результатов в сфере НИОКР и доведение научно-технической продукции до стадии ее коммерческой реализации.

В сложившейся ситуации целесообразно проведение следующих мероприятий:

□ формирование национальной инновационной системы, способной к массовому освоению инноваций субъектами предпринимательской деятельности;

□ создание благоприятной среды для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;

□ создание основных объектов инфраструктурного обеспечения, способствующих развитию инновационной деятельности на предприятиях и организациях;

□ формирование кадрового потенциала в целях реализации инновационной деятельности в предпринимательских структурах;

□ формирование и дальнейшее развитие фондов венчурного финансирования инновационных программ и проектов;

□ создание благоприятного налогового и кредитно-финансового климата для развития инновационных предпринимательских структур и т. д.

Предлагаемые меры позволят повысить эффективность использования экономического потенциала предпринимательских структур, сбалансировать структуру национальной экономики в соответствии с закономерностями инновационного развития и потребностями общества.

Весьма важно также понимать, что разработку и реализацию инноваций в предпринимательском секторе невозможно осуществлять по приказу сверху.

В условиях четко выраженного индифферентного отношения предпринимательского сектора экономики к инновациям наряду с мерами государственной поддержки инновационной деятельности необходимо внедрять механизмы и инструменты экономического стимулирования, позволяющие производить предприятиям высококонкурентоспособную инновационную продукцию не только на отечественном, но и на мировом рынках.

Поступила в редакцию 18 января 2011 г.

Трефилова Ирина Николаевна. Аспирант по специальности «Маркетинг»! Санкт-Петербургский университет экономики и финансов.

Trefilova Irina Nikolaevna is a post-graduate student of St-Petersburg University of Economics and Finance, major Marketing.

Тел. 8-912-987-77-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.