Научная статья на тему 'Экономический механизм природопользования'

Экономический механизм природопользования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2607
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сокушева Л. Г.

В статье рассматриваются особенности и элементы экономического механизма природопользования, обосновывается необходимость жесткого подхода к имущественной ответственности предприятий загрязнителей окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMIC MECHANISM OF NATURE MANAGEMENT

In the article features and elements of the economic mechanism of nature management are examined, necessity is proved of the rigid approach to the property responsibility of the enterprises who are malicious pollutants.

Текст научной работы на тему «Экономический механизм природопользования»

Сокушева Л.Г., Щукина Е.С.

Оренбургский государственный университет

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются особенности и элементы экономического механизма природопользования, обосновывается необходимость жесткого подхода к имущественной ответственности предприятий - загрязнителей окружающей среды.

Основным проявлением практического отношения человека и окружающей его природной среды является хозяйственная деятельность, производство благ, в процессе которых происходит обмен веществ между ними. Производство, распределение, обмен и потребление связаны с использованием природных ресурсов и взаимодействием с окружающей средой.

Природная среда является естественным условием и необходимым фактором существования и развития общества. Всякие изменения в этой среде, вносимые деятельностью людей, являются отражением определенных производственных отношений в обществе - отношений природопользования.

Под природопользованием понимается деятельность людей по использованию природных ресурсов и вовлечению их в производственные процессы по созданию материальных благ и услуг в соответствии со своими потребностями. В экономическом понимании природопользование представляет собой целенаправленную деятельность по использованию ресурсов природы в хозяйственной деятельности и обеспечению их воспроизводства. Это система отношений между природой, обществом и государством, между государством и хозяйственными агентами по поводу пользования природными ресурсами на основе законов, постановлений и разрешений компетентных государственных органов. Природопользование представляет собой крупную сферу экономики.

Вся совокупность природных ресурсов, их свойств и природных явлений, которые можно мобилизовать, привести в действие, использовать для обеспечения функционирования экономики, предстает как природный потенциал. Природа предстает в качестве потенциала, находясь за пределами экономики. Природный потенциал выступает, с одной

стороны, как материальная основа общественного производства, то есть ресурсный потенциал, а с другой - экологический потенциал, который представляет внешнюю среду экономики, обеспечивающей общие условия ее функционирования, саму возможность вовлечения в производство и потребление ресурсов, переработку, приемник отходов жизнедеятельности людей [1, с. 14]. Природный потенциал становится своеобразным производственным потенциалом общества и определяет возможности развития экономики.

Природный потенциал как фактор производства потребляется в процессе труда. Часть природного потенциала воспроизводится, а часть - нет. Это обстоятельство имеет большое значение в экономических отношениях, так как определяет необходимость рационального природопользования. Рациональное природопользование означает гармоничное взаимодействие общества и природы, «исключающее потребительское отношение к ней и включающее в себя как необходимую составную часть преобразования природы (мероприятия по увеличению биологической продуктивности, хозяйственной производительности, сохранению и воспроизводству экологического потенциала)».

Нерациональное природопользование включает в себя многие негативные процессы воздействия на окружающую природную среду (быстрое и истощающее использование невозобновимых видов природных ресурсов и сверхэксплуатация возобновимых со скоростью, превышающей возможности их воспроизводства и восстановления). Нерациональное природопользование приводит к экологическим кризисам. Если же природопользование осуществляется рационально, то это может дать определенные выгоды:

получение дополнительных материальных благ от тех же природных ресурсов и сохранение природной среды, то есть одновременно осуществляется охрана природы.

На протяжении всей истории своей хозяйственной деятельности человек использовал природные ресурсы. Первоначальное представление о них основывалось на том, что природные богатства практически нео-граничены, люди относились к природе как к «безграничной кладовой ресурсов» [2, с. 4]. Соответственным был и подход к их использованию для удовлетворения человеческих потребностей - потребительский, экстенсивный, то есть развитие производства осуществлялось на основе расширяющегося использования природного потенциала.

Дальнейшее развитие экономики привело к тому, что потребление ресурсов резко возросло, доступные запасы некоторых видов природных ресурсов значительно сократились. Вся мировая экономическая история представляет собой последовательные ступени использования открытых систем производства. Производство было открытым на входе (строилось по принципу одноразового использования ресурсов) и на выходе (восстановление природного потенциала - дело самой природы). Отходы и вредные выбросы выступают неотъемлемым компонентом современного производственного процесса. Общая антропогенная нагрузка на природу стала превышать ее экологический потенциал. Изменение природного потенциала, качественной характеристики среды обитания является следствием хозяйственной деятельности. Обострились локальные экологические проблемы.

В процессе природопользования между экономикой и природой возникают противоречия:

■ между состоянием окружающей природной среды, напрямую связанной с развитием промышленного производства, сельского хозяйства, добывающей отрасли, с объемами привлекаемых ресурсов, и характером применяемых технологий;

■ между увеличением нагрузки на способность природной среды к самовосстановлению, приведшей к уменьшению возможно-

сти использования природного потенциала, и увеличением затрат на его восстановление;

■ между уровнем жизни каждого человека и общества, в целом зависящим от многих факторов, среди которых можно выделить политическое устройство государства, уровень развития производительных сил, стабильность развития экономики, наличие ресурсов, и состоянием окружающей среды;

■ между уровнем развития производительных сил, в свою очередь зависящии от численности экономически активного населения, от компетентности и профессионализма кадров, здоровья населения, от мотивации к обучению и к труду, и масштабами и интенсивностью воздействия и использования природных ресурсов;

■ между природным потенциалом и возможностями развития экономики.

Итак, так же, как «человек - активный фактор природы», экономика является активным фактором экологии. Экология и экономика - две противостоящие, но и взаимообусловленные системы.

Неразрешение противоречий между обществом и природой, экономикой и экологией ведет к конфликту между поколениями. Этот конфликт означает, что нынешнее поколение ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Он включает два ключевых момента:

■ понятие потребностей, удовлетворение которых является конечной целью любой хозяйственной деятельности;

■ понятие ограничений, обусловленных состоянием технологии и хозяйственного механизма, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности.

Решение этой жизненно важной для всего человечества проблемы требует переориентации экономической системы в сферу взаимодействия общества и природы, то есть перевести ее с основного принципа материального производства и рыночных отношений - максимизации прибыли для удовлетворения собственных эгоистических потребностей - в принцип охраны окружающей природной среды, восстановления ее эколо-

Сокушева Л.Г., Щукина Е.С.

Экономический механизм природопользования

гического потенциала и рационального использования природных ресурсов. Конфликт между экологией и экономикой внутри эко-лого-экономической системы снимется, возможно, лишь в долгосрочной перспективе. В реальных условиях сегодняшнего дня во многих случаях необходим эколого-экономичес-кий компромисс, который означает сохранение, а по возможности и расширение перспектив экономического развития в будущем.

В связи с этим встает проблема создания таких экономических и правовых условий, которые сделали бы выгодными для всех меры по охране окружающей природной среды: и для государства, и для общества, и для бизнеса, и для каждого конкретного человека. Ее разрешение требует дальнейшего совершенствования всего экономического механизма.

Экономический механизм природопользования имеет свои особенности:

■ инфраструктурный характер продукции и услуг экологической сферы;

■ длительность основных воспроизводственных процессов в природопользовании и переплетение экономических и естественных процессов;

■ специфику отношений собственности на ресурсы природы;

■ специфику рыночных отношений в экологической сфере и существенную роль государства в управлении природопользованием [1, с. 45].

Экономический механизм природопользования составляют такие элементы, как:

■ платность природопользования;

■ система экономического стимулирования природоохранной деятельности;

■ плата за загрязнение окружающей природной среды;

■ создание рынка природных ресурсов, прав на загрязнение;

■ совершенствование ценообразования с учетом экологического фактора;

■ экологические фонды;

■ система «залог - возврат»;

■ экологическое страхование; экологический мониторинг.

В целом эффективный экономический механизм природопользования должен учи-

тывать вышеперечисленные элементы и опираться на административно-контрольные, социально-политические, психологические, морально-нравственные и другие инструменты.

В рамках государственной политики по охране окружающей среды используются позитивные меры воздействия (субсидии, финансовые и налоговые льготы) и достаточно широк диапазон штрафных санкций: от предупреждений, возможностей предъявления претензий, порядка налогообложения, размеров сборов и пошлин до установления предписаний и запретов, нарушение которых чревато установлением уголовной ответственности. Внеэкономическое принуждение оправданно, как правило, в тех случаях, когда оно может быть трансформировано в экономическое пробуждение, то есть должны быть созданы такие условия, при которых предприятиям экономически выгодно не только соблюдение установленных экологических требований, но и их «перевыполнение» - создание дополнительных резервов экологической безопасности.

Существуют два основных подхода к экономическому регулированию природоохранной деятельности. Первый базируется на регулировании с помощью введения платежей за загрязнение и другие виды антропогенных нарушений окружающей среды. В нашей стране с 1991 года введены платежи за загрязнение воздуха, воды и складирование отходов. В 2002 году принят Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», в котором выделена глава IV «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». В ней изложены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации, целевые программы в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды, говорится о плате за негативное воздействие на окружающую среду, о предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охра-

ны окружающей среды, об экологическом страховании.

В статье 3 Закона «Об охране окружающей среды» зафиксированы основные принципы охраны окружающей среды. «Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды. Обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достичь на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов» - подчеркивается важность инновационного фактора в охране окружающей среды [3, с. 8-9].

Закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) разделяет понятия «использование природных ресурсов», «загрязнение окружающей среды» и «вред окружающей среде». Статья 16 закона устанавливает плату за негативное воздействие на окружающую среду [3, с. 20].

Экономический механизм охраны природы, представленный в законе 2002 г. «Об охране окружающей природной среды», исходит из положений, опирающихся на утверждаемые для предприятий массы выбросов и нормативы платы за компоненты. Данный механизм может быть представлен следующей схемой (рис. 1).

При массе выбросов по каждому компоненту в количестве т1 плата рассчитывается как произведение массы на утвержденный норматив платы р Если предприятие не укладывается в эти нормы, то инспекционные органы охраны природы утверждают ему временно согласованные на определенный период выбросы (ВСВ). Плата в этом случае

рассчитывается как произведение массы превышения на тот же норматив платы, увеличенный в 10 раз. В случае аварийных или залповых выбросов (АЗВ) плата рассчитывается аналогично, но со стократным увеличением [4, с. 21].

Главными недостатками данного механизма являются следующие:

■ плата взимается после нанесения ущерба природе;

■ ставки платежей почти всегда устанавливаются централизованно, а не в результате реального рыночного процесса;

■ требуются достаточно высокие затраты на осуществление мониторинга, высоки административные издержки;

■ нормативы платы существенно занижены и своевременно не индексируются на величину коэффициента инфляции;

■ общая масса выбросов по каждому компоненту для разных предприятий не учитывает экологический потенциал природы;

■ в реализации механизма осложняющей инстанцией может быть «человеческий фактор» на стадиях согласования, разрешения и утверждения, что не исключает возможность коррупции;

■ не стимулирует использование предприятиями современных природоохранных технологий.

Существующий в России экономический механизм природопользования можно отнести к мягкому типу, который направлен главным образом на борьбу с негативными экологическими последствиями экономического развития, а не с причинами возникновения экологических деформаций. Этот тип характеризует неустойчивое развитие экономики. Для устойчивой экономики присущ жесткий тип, при котором в полной мере используются административные и рыночные инструменты, способствующие

Масса выбросов Категории выбросов Плата за выбросы

т1 Утвержденные выбросы Рі=ті*рі

Дт2 Временно согласованные выбросы Р2=10*Дт2*р2

Дт3 Аварийные и залповые выбросы Р3=100*Дт3*р3

Рисунок 1. Экономический механизм охраны окружающей природной среды, где: т1 - масса выбросов в пределах утвержденных норм; Бт2 - временно согласованные; От3 - аварийные или залповые; р1 - норматив платы за компонент, руб/т; Р1, Р2, Р3 - плата за выбросы по категориям.

Сокушева Л.Г., Щукина Е.С.

Экономический механизм природопользования

увеличению производства на базе новых технологий.

Второй подход к экономическому регулированию природоохранной деятельности по своему существу в значительно большей мере является рыночным. Под рыночным подходом природопользования понимается оптимальное регулирование и распространение экономической терминологии и экономических законов хозяйствования на рынок природопользования, на право потребления или загрязнения окружающей природной среды.

Основная идея рыночного подхода к регулированию природоохранной деятельности заключается в формировании особого рынка разрешений на загрязнения. Государство в этом случае лишь устанавливает приемлемый уровень загрязнения в пределах рассматриваемой территории, а вклад каждого определяется путем свободной взаимовыгодной торговли квотами на загрязнение между предприятиями-загрязнителями.

Эффективность такой торговли обусловлена объективно существующими различиями в затратах предприятий на снижение выбросов одноименных загрязнений. Торговля квотами на загрязнение позволяет сочетать экологические требования с задачами экономического роста, поддержкой деловой активности, стимулирует предприятие к внедрению достижений НТП в производственных технологиях и природопользовательной технике, обеспечивает поэтапное улучшение качества окружающей среды [5, с. 43].

Среди недостатков организации рынка квот на загрязнение можно выделить следующие:

■ коэффициенты по всем загрязняющим веществам могут быть существенно завышены и своевременно не корректироваться на случай изменения экологической ситуации;

■ затруднения в поиске партнеров, обосновании и заключении сделок;

■ приемлем для территорий, где состояние окружающей природной среды постоянно либо меняется регулярно;

■ малое число участников сдерживает активность как покупателей, так и продавцов квот на выбросы, заставляя последних

придерживать разрешения, а первых не спешить с покупкой, поскольку возможности для обратной сделки в дальнейшем могут и не представиться.

Одним из недостатков рыночной экономики в ее взаимодействии с природой является то, что финансовые механизмы в экономике и экологии основаны на разных подходах. В экономике господствует закон спроса и предложения, согласно которому без указаний извне устанавливаются равновесные цены, а в экологии экономические механизмы до сих пор работают по принципам регулируемой экономики, опирающимся на согласования, разрешенные и утвержденные чиновниками нормативы платы. Особенно это касается выбросов, сбросов и твердых отходов, загрязняющих природу и снижающих ее способность к восстановлению. Совершенствование системы экономических отношений в сфере природопользования сопряжено с поиском нетрадиционных форм экономической и правовой реализации отношений собственности.

На этапе перехода от регулируемых экономических механизмов в экологии к чисто рыночным должна стать актуальной проблема имущественной ответственности предприятий за ущерб, причиняемый их деятельностью окружающей среде в результате аварий и нарушений технологического режима. Хозяйственно-правовой механизм возмещений ущерба должен обеспечить неотвратимость компенсаций и экономическую заинтересованность предприятий в снижении риска и уменьшении вреда от экологически опасных аварий. Экономические гарантии возмещения ущерба от таких аварий возможны на основе изменения структуры собственности предприятия - злостного загрязнителя. Следует уточнить, что такие меры будут применяться только к тем предприятиям, которые неоднократно нарушали пределы загрязнения, повлекшие за собой негативное изменение окружающей среды, выражающееся в деградации естественных экологических систем и истощении природных ресурсов.

Суть подхода в том, что предприниматель, не имея желания и возможности обеспечить природоохранный производственный

процесс, теряет право собственности на часть активов своего предприятия, которая переходит в руки государства. Затем государство эту часть продает с аукциона заинтересованному лицу, способному оплачивать и внедрять природоохранную технологию. Вырученные от аукциона деньги государство тратит целенаправленно на восстановление окружающей среды. Общество хочет заставить предприятие оплатить все издержки, связанные с его деятельностью, - и внутренние, и внешние. Иначе говоря, необходимо превратить внешние издержки во внутренние и чтобы стратегия предпринимателя удовлетворяла интересам общества. На практике реализация такого простого принципа непроста.

В итоге создается и действует нормальная рыночная среда со здоровым желанием и реальными возможностями использовать экологичную технологию, с автоматическим установлением равновесной цены на активы предприятия-загрязнителя. При этом подходе соблюдаются интересы государства и общества.

Реализация данного подхода потребует:

■ осуществления четкого контроля за величиной выбросов;

■ ведения статистики количеств нарушений каждого предприятия;

■ создания продуманной системы ответственности за результаты природопользования хозяйственными субъектами.

Список использованной литературы:

1. Рябчиков А.К. Экономика природопользования: учебное пособие. М.: «Элит - 2000», 2002. - 192 с.

2. Олдак П.Г. Равновесное природопользование. Взгляд экономиста. - Новосибирск: Наука, 1983. (Серия: «Человек и окружающая среда») 130 С.

3. Федеральный закон: Выпуск 5. Об охране окружающей среды. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 51 с.

4. Щукина А.Я. Рыночный механизм охраны природы и его экономическая модель / А.Я. Щукина // Экономика природопользования. - 2006. - №3. - С.19-46

5. Гофман К.Г. Экономика природопользования (из научного наследия). М.: «Эдиториал УРСС», 1998. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.