Научная статья на тему 'Экономические вопросы самопродуцирования предпринимательских систем в моногородах'

Экономические вопросы самопродуцирования предпринимательских систем в моногородах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МОНО-ГОРОДА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФАКТОРЫ / УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ ТЕРРИТОРИИ / REGION / REGIONAL ECONOMY / BUSINESS ACTIVITY / MONOTOWNS / ECONOMIC DEVELOPMENT / FACTORS / MANAGEMENT OF REGIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мосейко Виктор Олегович, Коробов Сергей Александрович

Рассмотрены основные экономические подходы к развитию предпринимательских систем в моногородах. Проведен анализ различных государственных мер поддержки, направленных на экономическое развитие моногородов на всех уровнях власти: федеральной, региональной и муниципальной. Выделены организационные, информационные и финансовые меры по обеспечению экономического развития городских монопрофильных образований. Сформулированы с позиции классической экономической теории основные принципы функционирования предпринимательских систем в моногородах. Обозначен ряд текущих экономических проблем государственного регулирования экономики моногородов. На основе многофакторной модели производства предложен новый подход к вопросу экономического развития моногородов за счет самопродуцирования предпринимательских систем. Выделено и функционально изложено основное интегрирующее условие самопродуцирования предпринимательских систем в моногородах. В заключение даны предложения по развитию экономики моногородов Волгоградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ISSUES OF BUSINESS SYSTEMS SELF-PRODUCING IN MONOTOWNS

The article studies the basic economic approaches to the development of business systems in monotowns. The author carries out the analysis of different state support measures aimed at the economic development of monotowns at all authority levels: federal, regional and municipal. The article highlights the organizational, informational and financial measures of ensuring the economic development of urban entities. The basic principles of business systems functioning in monotowns have been formulated from the perspective of classical economic theory. The study reveals a number of current problems of economy state regulation in monotowns. On the basis of multifactor production model the author suggests new approach to the economic development of monotowns by means of business systems self-producing and points out the main integrating condition of business systems self-production in monotowns. The conclusion contains the proposals on the economic development of monotowns in the Volgograd region.

Текст научной работы на тему «Экономические вопросы самопродуцирования предпринимательских систем в моногородах»

© Мосейко В.О., Коробов С.А., 2014

УДК 658.114 ББК 65.292

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ САМОПРОДУЦИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СИСТЕМ В МОНОГОРОДАХ

Мосейко Виктор Олегович

Доктор экономических наук, профессор, директор института управления и региональной экономики Волгоградского государственного университета vikmos@inbox.ru, manag@volsu.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Коробов Сергей Александрович

Кандидат экономических наук, директор инновационного центра Волгоградского государственного университета korobovfamily@mail. ги

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Рассмотрены основные экономические подходы к развитию предпринимательских систем в моногородах. Проведен анализ различных государственных мер поддержки, направленных на экономическое развитие моногородов на всех уровнях власти: федеральной, региональной и муниципальной. Выделены организационные, информационные и финансовые меры по обеспечению экономического развития городских монопрофильных образований. Сформулированы с позиции классической экономической теории основные принципы функционирования предпринимательских систем в моногородах. Обозначен ряд текущих экономических проблем государственного регулирования экономики моногородов. На основе многофакторной модели производства предложен новый подход к вопросу экономического развития моногородов за счет самопродуцирования предпринимательских систем. Выделено и функционально изложено основное интегрирующее условие самопродуцирования предпринимательских систем в моногородах. В заключение даны предложения по развитию экономики моногородов Волгоградской области.

Ключевые слова: регион, региональная экономика, предпринимательство, моногорода, экономическое развитие, факторы, управление ресурсами территории.

С экономической точки зрения под моногородами понимают местные (муниципальные) образования, экономическая деятельность которых сильно связана с единственным (градообразующим) предприятием.

Термин «экономическая проблема моногородов» в 2008-2009 гг. появился на «волне» мирового финансового кризиса. В настоящее время действия Правительства РФ, направ-

ленные на решение этой экономической проблемы на «верхнем» уровне, свидетельствуют об отказе передавать все процессы на откуп стихийному, нерегулируемому рынку. «Проблема моногородов» возникла не в 20082009 гг., а сразу после распада СССР в 1992 году. В то время говорили, что ничего страшного не происходит, рынок сам все отрегулирует через 1-2 года. Однако экономи-

ческая практика показала неправоту данной государственной позиции.

Ключевой проблемой моногородов является слабая диверсификация экономики (доминирование в экономике градообразующих предприятий). Один из важнейших резервов диверсификации - это развитие малого и среднего предпринимательства.

12 декабря 2013 г. Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному собранию обозначил новый вектор в работе с моногородами: реализация инвестиционных проектов, поддержка технопарков и индустриальных парков, предложив ряд преференций регионам со стороны федерального центра [5].

В рамках данного Послания на правительственном уровне был сформирован перечень мер, направленных на обеспечение стабильного развития монопрофильных населенных пунктов (моногородов) на 2013-2018 гг., который вкратце можно охарактеризовать следующими экономическими действиями:

- ведется подготовка предложений по развитию индустриальных парков в моногородах;

- поручено Внешэкономбанку (ВЭБ) создать проектный офис по реализации инвестиционных проектов в моногородах на базе одного из дочерних обществ ВЭБа;

- прорабатываются предложения по программам льготного кредитования организаций малого и среднего бизнеса при реализации бизнес-проектов в моногородах.

Результатами данных действий, по мнению Правительства Российской Федерации, должны стать:

- диверсификация экономики моногородов;

- повышение занятости населения;

- повышение качества жизни населения.

На региональном уровне также были

сформированы рабочие группы, в частности, в Волгоградской области в 2013 г. была образована рабочая группа по реализации мер, направленных на обеспечение стабильного развития монопрофильных населенных пунктов (моногородов) Волгоградской области, под председательством Председателя Правительства Волгоградской области О.В. Керсанова [1]. Региональными рабочими группами были сформированы перечни мер, направленных на обеспечение стабильного развития монопрофильных населенных пунктов (моногородов), располо-

женных на их территории. Основным вектором развития на региональном уровне стало максимальное оказание экономической поддержки в реализации комплексных инвестиционных планов монопрофильных населенных пунктов.

Для определения целей развития моногорода необходимо иметь четкие ответы на следующие вопросы:

- Каковы инвестиционные приоритеты территории (наличие потенциала, уникальных особенностей)?

- Каковы источники финансирования мероприятий по снятию инфраструктурных ограничений, роль частного капитала?

- Каковы приоритеты социального развития территории с учетом прогноза состояния бюджета, экономики и инвестиций?

- Какие возможности у органов местного самоуправления влиять на предпринимательский климат за счет собственных ресурсов (в том числе увеличение налоговых поступлений)?

Ответить на эти вопросы возможно только после реализации комплекса мер, направленных на улучшение предпринимательского и инвестиционного климата.

Мерами по улучшению предпринимательского климата могут быть:

- повышение достоверности прогнозов состояния бюджета, экономики и инвестиций, то есть понимание степени влияния на ситуацию;

- решения относительно дальнейшей судьбы монопрофильного населенного пункта.

В отсутствие финансового рычага для изменения ситуации в моногородах в руках органов местного самоуправления находится информационный и организационный рычаг.

Организационная работа в рамках полномочий органов местного самоуправления должна строиться по следующим принципам:

1. Упорядочивание системы работы с предпринимателями, закрепление ответственности.

2. Подготовка госпрограммы для получения федерального финансирования, преференций.

3. Участие в работе коллегиальных и координационных органов.

4. Прямая работа с предпринимателями и предприятиями: формирование базы данных, выявление «точек роста», сопровождение в «ручном режиме», консультирование по мерам государственной поддержки, инвестиционные площадки.

5. Проработка «системных» решений, формирующих условия для работы бизнеса, а именно индустриальные парки, отраслевые государственные (муниципальные) программы.

На правительственном уровне можно выделить следующие финансово значимые меры поддержки предпринимательских структур на территориях моногородов:

1. ОАО «МСП Банк» предоставляет кредиты на срок до 7 лет и объемом до 150 млн рублей. Ставка по программе развития малого и среднего предпринимательства составляет 12,6 %.

2. Внешэкономбанк финансирует крупные инвестиционные проекты в размере от 1,0 млрд рублей. Ставка по кредиту составляет 10 %. Срок продолжительности кредита до десяти лет [6].

На территориях моногородов планируется также создавать особые экономические зоны с льготным налогообложением. Налоги на имущество, прибыль и землю в этих зонах будут существенно меньше.

Как отмечено, экономические вопросы развития моногородов стоят достаточно остро и решаются на различных уровнях власти, однако практика развития моногородов в Российской Федерации на сегодняшний день в большей степени носит негативный характер. Среди 3 тыс. моногородов успешными в своем развитии являются не более 1 %. В качестве примеров можно выделить следующие проекты по развитию моногородов:

- 28 января 2013 г. в г. Тутаев Ярославской области начато строительство индустриального парка «Мастер»;

- 4 мая 2013 г. проведена закладка пром-парка «Чистополь» (Татарстан) - начато строительство по проектам 2 резидентов парка. Инвестиции в инфраструктуру составили 1,2 млрд руб. за счет средств Внешэкономбанка;

- 24 июля 2013 г. сертифицирован пром-парк «Озеры», г. Озеры (Московская область);

- заявлены к реализации промышленные парки г. Пикалево (Ленинградская область), г. Вятские поляны (Кировская область), г. Сер-добск (Пензенская область) [там же].

Ключевыми вопросами развития экономической организации моногородов, на наш взгляд, являются вопросы самопродуцирова-

ния предпринимательских систем на их территории.

Присутствие в процессе формирования и функционирования конкретного моногорода директивных форм влияния со стороны некоего управляющего органа создает предпосылки системной закрытости в развитии подобных экономических систем. При определенных условиях такие предпосылки могут становиться для директивно формируемых и управляемых моногородов реальными условиями, приводящими к их стагнации и увяданию [3, с. 50].

Поэтому в настоящей работе уделяется внимание в большей степени изучению условий прежде всего самопродуцирования предпринимательских систем на территории моногородов (см. таблицу).

Разрешению текущей ситуации с моногородами может способствовать ответ на вопрос: что же является необходимым условием для формирования или самопродуцирования предпринимательских систем на территории моногорода? Ответ на него позволит обеспечить более точную концептуализацию того, что представляют собой моногорода и связанные с ними явления, а также сделать выводы, необходимые для формирования экономической политики в их отношении.

Исследование будем проводить на уровне качественного анализа условий и факторов, влияющих на формирование и функционирование моногородов. Целью анализа является определение характера влияния этих условий и факторов на моногорода, выявление характерных особенностей общих черт этого влияния для разных территорий.

То или иное свойство продукта обусловлено использованием (или освоением) соответствующих ресурсов и факторов производства, поскольку он формируется в процессе производства. Многофакторная модель производства предлагает рассматривать продукт как функцию основных (базовых) факторов производства:

Q = F(A, T, М, Ins, O, Inf),

где Q - произведенный продукт, А - человеческий, Т - технико-технологический, М - природно-ресурсный, О - организационный, Ins - институциональный, Inf - информационный факторы его создания [1, с. 17].

Таблица

Условия самопродуцирования предпринимательских систем моногородов

в Волгоградской области

Название моногорода Основное условие - интегрирующий ресурс самопродуцирования предпринимательских систем

Жирновск Создание высокотехнологичных производств - наличие умной рабочей силы и инженерной инфраструктуры

Михайловка Туризм - наличие дорожной и инженерной инфраструктур

Фролово Развитие животноводства - наличие промышленного производства кормов и адаптированных к местным условиям пород скота

Котово Строительство - наличие широкого и равного для всех доступа к земле, инженерная инфраструктура, промышленное производство стройматериалов

Примечание. Составлено авторами.

Таким образом, оборудование и технологические процессы, персонал, природные и иные средства и материалы, организационные технологии, информационное и институциональное обеспечение - все это в целом представляет собой возможные ресурсы и факторы производства конкретного продукта.

Каждый фактор производства (а значит, и соответствующие предмет, процесс и условия окружающей среды) является носителем определенных свойств, качеств, характеристик и тому подобного, которые определяют характер использования этого фактора в процессе производства продукта. Следовательно, появление у этого продукта того или иного свойства, а значит, и конкурентного преимущества обязано прежде всего характеру освоения или использования конкретных ресурсов и факторов в процессе производства этого продукта. Действительно, низкая стоимость, повышенная надежность, более совершенные эксплуатационные или потребительские характеристики и т. д. могут быть у продукта благодаря использованию в процессе его производства более современного станка (технико-технологический фактор), более подготовленного персонала (человеческий фактор), более качественного сырья (природно-ресурсный фактор), более дешевых кредитных средств (природно-ресурсный фактор), более совершенной организации процессов (организационный фактор), более качественной и достоверной информации (информационный фактор), более совершенных и грамот-

ных норм, регламентов и правил (институциональный фактор).

Каждый хозяйствующий субъект в составе моногорода в процессе производства осваивает условия и предметы природы, которые при этом последовательно становятся ресурсами и факторами производства. В процессе производства конкурентные преимущества ресурсов и факторов трансформируются в конкурентные преимущества продукта, обеспечивая тем самым конкурентоспособность субъекта предпринимательства. Таким образом, наблюдается появление нового или вхождение действующего хозяйствующего субъекта в экономику моногорода, что и определяет процесс его самопродуцирования, а также обусловлено прежде всего стремлением получить в границах конкретного моногорода определенные конкурентные преимущества. Поэтому и выявление условий формирования или самопродуцирования предпринимательской экономики моногородов следует проводить в плоскости обеспечения конкурентоспособности или конкурентных преимуществ посредством освоения соответствующих ресурсов.

Прежде всего следует отметить, что в каждом примере функционирования моногородов можно достаточно отчетливо выделить наравне с другими факторными условиями, влияющими на процесс образования и функционирования систем, условия, каждое из которых можно идентифицировать как основное интегрирующее условие. Подобное интегри-

рующее условие становится в каждом случае наиболее важным фактором их самопродуцирования и развития [4, с. 954].

Анализ содержания основного интегрирующего условия для каждого случая экономического развития моногорода позволяет выделить следующие характерные черты и свойства этого условия (ресурса):

1. Этот ресурс должен находиться в равном доступе для всех предприятий среднего и малого бизнеса. Существование барьеров (зачастую административно-директивной природы), безосновательно препятствующих свободному освоению этих ресурсов, не будет обеспечивать условия естественного само-продуцирования участников предпринимательской системы моногорода. Если все же какие-либо ограничения необходимы (экологического, гуманитарного и т. п. характера), то они должны влиять на все предприятия среднего и малого бизнеса в равной мере, не допуская какой-либо дискриминации.

2. Этот ресурс обеспечивает существенные конкурентные преимущества моногорода. Освоение именно этого ресурса делает процесс производства продукта (услуги) более конкурентоспособным в рамках конкретного моногорода за счет более низких издержек по освоению этого ресурса по сравнению с производством того же продукта в иных территориальных условиях. В этой связи можно говорить о феноменологическом качестве территориально-отраслевой принадлежности подобного ресурса. Таким образом, этот ресурс специфичен (индивидуален, исключителен) в территориально-отраслевом отношении, не востребован в других регионах.

3. Недостаток, дефицит или отсутствие этого ресурса не может восполняться из других территориально-отраслевых источников. Каждый из моногородов не может эффективно развиваться в условиях дефицита именно этого ресурса. Недостаточность, дефицит или отсутствие этого ресурса приводит к стагнации экономической системы моногорода. Восполнение дефицита этого ресурса приводит к более высоким издержкам, чем в случае восполнения недостатка других ресурсов. Также следует сказать, что недостаточность или дефицит этого ресурса не восполняется и большей доступностью других ресурсов и факторов.

4. Интенсивное использование или освоение этого ресурса приводит к более существенному развитию соответствующей территориально-отраслевой системы хозяйствования моногорода, чем интенсивное использование или освоение других ресурсов. Замена интегрирующего ресурса более интенсивным освоением других ресурсов становится экономически нецелесообразным.

5. Интенсивное освоение или использование этого ресурса способствует интенсивному освоению или использованию других ресурсов. Интенсивное освоение или использование других ресурсов этим качеством не обладает. Интегрирующий ресурс, таким образом, обладает мультипликативным свойством. Так, очевидно, во всех вышерассмотренных примерах интенсификация освоения, например, человеческого ресурса (кадры, образование, профессиональная подготовка и т. п.) не будет иметь такого влияния на освоение других ресурсов или факторов, какое будет иметь в каждом случае уровень освоения соответствующего интегрирующего ресурса.

В заключение сформулируем условия самопродуцирования предпринимательских систем моногородов на территории Волгоградской области в современных условиях.

В настоящей работе на основе ресурсно-факторного подхода выделены отдельные условия самопродуцирования предпринимательских систем, которые необходимо учитывать при принятии решений по развитию экономики моногородов.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Губернатор Волгоградской области. Постановление от 11 июня 2013 г N° 567 «Об образовании рабочей группы по реализации мер, направленных на обеспечение стабильного развития монопрофильных населенных пунктов (моногородов), на 2013-2018 гг.» // Региональное законодательство. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=2213937. - Загл. с экрана.

2. Иншаков, О. В. «Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства / О. В. Ин-шаков // Экономическая наука современной России. - 2003. - J№ 1. - С. 11-25.

3. Мосейко, В. О. Оценка конкурентоспособности регионов: методология, модели, инструмен-

ты / В. О. Мосейко. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2013. - 89 с.

4. Мосейко, В. О. Развитие региональных предпринимательских систем в условиях вступления России в ВТО / В. О. Мосейко, С. А. Коробов // Экономика и предпринимательство. -2013. - №° 12, ч. 2. - С. 952-955.

5. Послание Президента Федеральному собранию // Президент России. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ news/19825. - Загл. с экрана.

6. Программы и проекты развития регионов // Министерство экономического развития Российской Федерации. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/ connect/economylib4/mer/activity/sections/econreg/ investproject/index, свободный. - Загл. с экрана.

REFERENCES

1. Gubernator Volgogradskoy oblasti. Postanovlenie ot 11 iyunya 2013 g. № 567 “Ob obrazovanii rabochey gruppy po realizatsii mer, napravlennykh na obespechenie stabilnogo razvitiya monoprofilnykh naselennykh punktov (monogorodov), na 2013-2018 gg. ” [Governor of the Volgograd Region The Decree of June 11, 2013, no. 567 “On Forming the Work Group for Implementing Measures, Aimed at

Ensuring Stable Development of Monotowns, for 20132018”]. Regionalnoe zakonodatelstvo. Available at: http:/ /www.regionz.ru/index.php?ds=2213937.

2. Inshakov O.V. “Yadro razvitiya” v kontekste novoy teorii faktorov proizvodstva [The “Core of Development” in the Context of New Theory of Manufacture Factors]. Ekonomicheskaya nauka sovremennoyRossii, 2003, no. 1, pp. 11-25.

3. Moseyko VO. Otsenka konkurentosposobnosti regionov: metodologiya, modeli, instrumenty [The Estimation of Regions Competiveness: Methdology, Models, Tools]. Volgograd, Izd-vo VolGU, 2013. 89 p.

4. Moseyko V.O, Korobov S.A. Razvitie regionalnykh predprinimatelskikh sistem v usloviyakh vstupleniya Rossii v VTO [The Development of Regional Business Systems in the Conditions of Russia’s Entry into WTO]. Ekonomika i predprinimatelstvo, 2013, no. 12, part 2, pp. 952-955.

5. Poslanie Prezidenta Federalnomu Sobraniyu [The Russian President. Message to the Federal Assembly by the President]. Prezident Rossii. Available at: http://www.kremlin.ru/news/19825.

6. Programmy i proekty razvitiya regionov [Programs and Projects on Regional Development]. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii. Available at: http://www.economy.gov.ru/ wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/ sections/econreg/investproject/index, free.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ECONOMIC ISSUES OF BUSINESS SYSTEMS SELF-PRODUCING IN MONOTOWNS

Moseyko Viktor Olegovich

Doctor of Economic Sciences, Professor,

Director of Institute of Management and Regional Economy,

Volgograd State University vikmos@inbox.ru, manag@volsu.ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Korobov Sergey Aleksandrovich

Candidate of Economic Sciences,

Director of the Innovation Center,

Volgograd State University korobovfamily@mail.ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article studies the basic economic approaches to the development of business systems in monotowns. The author carries out the analysis of different state support measures aimed at the economic development of monotowns at all authority levels: federal, regional and municipal. The article highlights the organizational, informational and financial measures of ensuring the economic development of urban entities. The basic principles of business systems functioning in monotowns have been formulated from the perspective of classical economic theory. The study reveals a number of current problems of economy state regulation in monotowns. On the basis of multifactor production model the author suggests new approach to the economic development of monotowns by means of business systems self-producing and points out the main integrating condition of business systems self-production in monotowns. The conclusion contains the proposals on the economic development of monotowns in the Volgograd region.

Key words: region, regional economy, business activity, monotowns, economic development, factors, management of regional resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.