Научная статья на тему 'Экономические учения Платона и Аристотеля'

Экономические учения Платона и Аристотеля Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
8230
802
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА / ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ / ПЛАТОН / АРИСТОТЕЛЬ / ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алексеев Николай Александрович

Попытки осмысления некоторых экономических процессов и явлений можно найти уже в произведениях мыслителей, политиков античного мира. Материальную базу для познания экономической реальности в тот период составляло натуральное хозяйство, наличие мастерских с элементами разделения труда, довольно развитое товарное обращение, ростовщичество. Автор статьи останавливается на освещении экономических аспектов жизни античного общества в философском учении Платона и Аристотеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические учения Платона и Аристотеля»

решение биоэтической проблематики, прежде всего, связанно с национально-культурной парадигмой конкретного общества, в которой определяется приоритет личности, либо человека как субъекта неразрывно связанного с обществом и его потребностями.

Н.А. Алексеев

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ

Попытки осмысления некоторых процессов и явлений можно найти уже в произведениях мыслителей, политиков античного мира. Материальную базу для познания экономической реальности в тот период составляло натуральное хозяйство, наличие мастерских с элементами разделения труда, довольно развитое товарное обращение, ростовщичество.

Крупнейшим ученым античного мира является Платон (427-347 гг. до н. э.). Он жил в период кризиса греческой экономики и демократии. Родился в аристократической семье, учился у Сократа. Основал свою школу - Академию. Пытался на практике реализовать свои идеи. Из многочисленных произведений Платона до нас дошли 23 подлинных диалога: речь «Апология Сократа», 13 писем (Платон. Сочинения. Т. 1-3. М., 1968-1972).

Его экономические взгляды нашли явное выражение в проекте идеального государства, который он представил в сочинении «Политика или государство». Причины возникновения государства Платон видел в противоречии между разнообразными потребностями человека и его ограниченными способностями, связанный со склонностью лишь к одному виду труда. Причем государство он неправомерно отождествлял с обществом.

Платон дал глубокую характеристику разделения труда, рассматривая его как естественное явление: каждый человек от рождения способен только к одному виду труда. Высоко оценивал эффективность разделения труда, Платон предлагал запретить земледельцам заниматься ремеслом, поскольку последнее нельзя совместить с земледелием, и наоборот. Поскольку люди, далее не способны самостоятельно удовлетворить все свои потребности, то они нуждаются в помощи других людей, в сообществе людей. Это и делает необходимым, по мнению Платона, государство.

Структурно государство Платона включает в себя сообщество философов, воинов и низшего сословия - земледельцев, ремесленников. Рабы, сословия в этом государстве не составляли, так как Платон считал их орудиями труда.

Во главе государства должны были стоять философы, задачей которых являлось управление. Задачей воинов являлась охрана государства и забота о расширении границ. Низшее сословие было призвано содержать высшие сословия.

Озабоченный коррупцией высших сословий, внутренними противоречиями среди них, а также кровавой борьбой за власть, Платон полагал, что они не должны иметь собственности, все у них должно было быть общее: средства производства, рабы, предметы личного потребления.

Платон преувеличивал роль государства в экономическом развитии, полагая, что оно способно полностью регламентировать все экономические отношения.

Стабильность общества, считал Платон, обеспечивают натуральное хозяйство, ликвидация права демоса на участие в государственном управлении. Во внешней торговле Платон предлагал не взимать ввозные и вывозные пошлины, а просто запретить в случае необходимости ввоз и вывоз товаров. Запрещалось также частное владение золотом и серебром, вместе с тем не исключалась чеканка монеты для повседневного обмена во внутреннем обращении. Платон признавал только две функции денег - мерило стоимости и средство обращения.

Отношение к торговле у Платона было двойным: с одной стороны, он допускал в идеальном государстве торговлю, выступал за сохранение класса купцов, функцию торговли видел в удовлетворении потребностей людей; с другой стороны, поскольку торговля связана с извлечением прибыли, он рассматривал ее как постыдное занятие, заниматься которым должны были варвары (иностранцы).

Специальный выпуск

№ 2

Платон предлагал в идеальном государстве запретить торговлю фальшивыми изделиями, выступал за преследование обмана в торговле, сговора при установлении цен, осуждал ростовщичество (что и сегодня звучит весьма актуально с точки зрения защиты прав потребителей).

Базу экономики общества, как считал Платон, должно составлять исключительно сельское хозяйство. Для обеспечения стабилизации государства предлагал осуществить равномерное распределение земли. Верховным собственником земли при этом должно было выступать государство. Земельные наделы могли передаваться в наследство, число и величина их регламентировались государством.

Проекты Платона были направлены на возрождение мелкого крестьянства, которое могло служить политической, социальной опорой государства и могло быть противовесом городской бедноты. Говоря сегодняшним языком, Платон выступал за формирование и поддержку так называемого среднего класса, обеспечивающего гармоничное развитие и социальный прогресс общества.

Вершину экономической мысли Древней Греции составляют воззрения Аристотеля (384322 гг. до н. э.). Он родился в городе Стагире (греческая колония во Фракии). Приехал в Афины в 367 г. до н. э., поступил в школу Платона, в которой сначала учился, а затем и преподавал. В 343 г. до н. э. стал учителем и воспитателем Александра Македонского. В 335 г. до н. э. создал свою школу - Лицей. После смерти Александра Македонского был вынужден бежать, поскольку в Афинах вспыхнуло восстание против македонской гегемонии. Скончался в городе Халкида (о. Эфбея).

Труды Аристотеля охватывают самые различные области знания: логику, физику, зоологию, психологию, этику, политику, риторику, поэтику, экономику. Наиболее концентрированно экономические взгляды Аристотеля изложены в произведении «Политика» (Аристотель. Политика. Кн. 1-7. М., 1911). Аристотель жил в эпоху колоссальных политических, социальных, этнических потрясений, закончившихся объединением под властью Македонии всех государств античного мира. Причину политической борьбы и общественных потрясений он видел в имущественном Неравенстве. Отвергая «идеальное государство» Платона, он разработал концепцию «лучшего государства», социальную основу которого должны были составлять не аристократия, а рабовладельцы среднего достатка. Поддержка этой группы, по мнению Аристотеля, позволит сгладить имущественное неравенство внутри господствующего класса и таким образом предотвратит разложение общества. При этом Аристотель исходил из предпосылки, что рабство - явление естественное и всегда должно быть основой производства. Рабство он выводил из разделения труда: рабы - это люди, которые от природы могут выполнять только физическую работу, а свободным людям предназначено судьбой заниматься умственным трудом. Рабов Аристотель не считал гражданами, а приравнивал их к орудиям труда. Также, как Платон, Аристотель защищал натуральное хозяйство, основанное на рабском труде. Но так как к тому времени товарно-денежные отношения достигли заметного развития, Аристотель выступал за необходимость справедливого обмена, основу которого составляет равенство разнородных вещей. Он полагал, что именно деньги позволяют соизмерить разнородные товары. Богатство общества Аристотель делил на два вида: богатство как совокупность потребительных стоимостей и богатство как накопление денег, меновых стоимостей. Источник богатства, как совокупность потребительных стоимостей, он видел в земледелии и ремесле. Это богатство, по его мнению, естественное, поскольку возникает в результате трудовой деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей, этими же потребностями и ограничено. Второй вид богатства он назвал противоестественным, так как оно связано с удовлетворением потребностей людей, возникает из обращения и ничем не ограничено. В связи с этим науку о богатстве он подразделял на экономию (изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей, куда включал также и мелкую торговлю) и хрема-тистику (изучение противоестественных явлений, связанных с накоплением денег, куда он включал также крупную торговлю и ростовщичество, ведущиеся ради извлечения прибыли). К хрема-тистике Аристотель относился отрицательно.

Иными словами, Аристотель пытался решить проблему взаимосвязи в процессе воспроизводства сферы производства и сферы обращения, отдавая приоритет сфере производства. Исходя из двоякого понимания богатства Аристотель анализировал продукт как товар, имеющий двоякое назначение: как потребительную стоимость и меновую стоимость: «Обувью пользуются и для того, чтобы надевать ее на ногу, и для того, чтобы менять ее на что-либо другое». («Политика», с. 23), Аристотель прослеживает развитие обмена, начиная с простой мены (Т-Т), которая превращается затем в товарную (Т-Д-Т), когда товары обмениваются друг на друга уже через посредство денег. По мере же накопления денег товарная форма торговли превращается в крупную торговлю, которая ведется ради извлечения прибыли (Д-Т-Д). Крупную торговлю Аристотель рассматривал как средство увеличения денег, в силу чего включал ее в хрематистику и относился к ней как к противоречащей естественным интересам натурального хозяйства. Аналогичным в силу этого было, и его отношение к ростовщичеству. За деньгами Аристотель признавал, как и Платон, только функции мерила стоимости и средства обращения.

К. Маркс в первом томе «Капитала» высоко оценил анализ Аристотелем товарного обмена, который приводит его к пониманию роли денег в процессе товарообмена. Аристотель пишет «5 лож = 1 дому» не отличается от предложения «5 лож = такому-то количеству денег». Далее он продолжает: «Обмен не может иметь места без равенства, а равенства без соизмеримости».

Дальнейший анализ простого товарообмена показывает, что у Аристотеля ещё не было понятия стоимости, а это может объяснить только неразвитость товарно-денежных отношений в условиях рабовладельческого общества.

И.А. Арсеньев

ОСОБЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СОЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Фундаментальной предпосылкой экономической теории является рациональность поведения экономических субъектов и всей экономической системы в целом. В рамках ряда философских направлений были разработаны концепции рациональности экономической науки, хотя в большинстве случаев и в неявном виде. Постнеклассическая теория использует концепцию классической рациональности, но именно применение концепции постнеклассичекой рациональности помогает разрешению ряда теоретических проблем, которые стоят перед современной экономической наукой. При этом в экономической литературе можно встретить самые разнообразные подходы к понятию рациональности. Можно отметить, например, работы О. Уильямсона, Р. Швери, Й. Конлиск [1], [2], [3]. На основе того или иного определения рациональности современные авторы выходят на достаточно широкий спектр проблем, в рамках которых рациональность является тем понятием, вокруг которого в дальнейшем проводятся систематические теоретические исследования. Однако, фактор рациональности интересен не только с точки зрения экономической теории как таковой, но и с точки зрения задач изучения экономических процессов и экономической деятельности в конкретных прикладных сферах. Конечно, речь идет об экономическом рационализме, о моделях рационального экономического поведения, а шире - о рационализме в контексте экономической культуры, в составе новой экономической парадигмы, что органически связано с современной интерпретацией феномена рациональности в рамках концептуального аппарата современной теории познания. Следует отметить, что анализ природы рациональности и ее значения в системе человеческой деятельности представляет собой проблему, интенсивно обсуждаемую в современной философской литературе.

Нередко проблема рациональности идентифицируется с проблемой определения точных критериев научной иррациональности, причем в ряде работ сама проблема рациональности отождествляется с проблемой постнеклассической рациональности. Это весьма обстоятельно рассмотрено в работах В.С. Степина, В.С. Швырева, А.Л. Никифорова [4], [5], [6]. Отметим лишь, что эти проблемы фактически не отождествляются. Действительно, в современной литературе имеет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.