2 015 ' 0 8
ВЛАСТЬ
95
ZVEREVA Tat'yana Vladimirovna, Dr.Sci.(Soc.), Professor of the Chair of Advertising and Public Relations, Civil Defense Academy Emergency Control Ministry (EMERCOM) of Russia (bld. 1, Novogorsk microdistrict, Himki, Moscow region, Russia, 141435; [email protected])
THE COLLECTIVE SOCIAL RESPONSIBILITY AS A POLITICAL INSTITUTION OF TAX SPHERE
Abstract. The article examines the institutional capacity of collective social responsibility (CSR) of Russian business and government. But the real development of the country will be provided by the institutions of a corporate state, formed in modern Russia. The author emphasizes that in terms of sanctions CSR institutions would be useful for the development of the corporate state.
Keywords: state, interaction, corporate state, tax relations, political institutions, social responsibility, business ethics
ПЕЩЕРОВ Георгий Иванович — д.воен.н., профессор, академик АВН; заведующий кафедрой социальных наук и государственного управления Московского государственного областного университета (105005, Россия, г. Москва, ул. Радио, 10а;[email protected])
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящена исследованию причин и последствий мирового экономического кризиса, его влияния на экономику СССР и выработке необходимых мер по развитию экономики современной России.
Ключевые слова: экономический кризис, золотой стандарт, доллар, валютный коридор, многополярный мир, либеральная модель экономики
С 80-х гг. прошлого века и по настоящее время Россия переживает искусственный «глубокий экономический кризис». Взгляды многих современных отечественных и зарубежных экономистов на состояние российской экономики основываются на том, что они пытаются объяснить происходящие процессы с точки зрения экономической платформы, созданной в США. Даже обоснование современных экономических проблем в мире наличием больших кондратьевских циклов мирового развития представляется однобоким и неким взглядом через импортные (западные) очки. На самом деле причиной всему тому послужили следующие условия. Существовавшее до 1980-х гг. господство американского доллара, пришедшего на смену золотому стандарту, сменилось его падением одновременно с окончанием золотого века капитализма. Чтобы сохранить свое мировое лидерство, США задействовали крупные политические механизмы контроля над экономикой мира (формирование подконтрольной США 6-7, сговор с Саудовской Аравией по добыче и продаже нефти, что привело к привязке доллара к нефти и поддержанию в течение многих лет узкого валютного коридора на нефть и т.д.). Таким образом, США добились одновременно нескольких результатов: во-первых, развала СССР и победы в «холодной войне»; во-вторых, укрепления экономики США за счет финансовых ресурсов СССР и других стран мира.
В то же время нельзя исключать и политическую близорукость руководителей СССР, которые так и не смогли найти пути выхода из создавшегося экономического тупика, коим являлась нефтяная игла. Кроме России, в различных странах мира (Мексике, Аргентине, в странах Юго-Восточной Азии, Южной Корее) в 1990-х гг. были искусственно организованы финансовые кризисы. В результате американская мировая система получила огромные рынки сбыта для своих товаров и сферы приложения своих избыточных капиталов.
Одной из негативных причин всего происшедшего как для США, так и для всего мира можно назвать временную однополярность мира, когда США пытались диктовать миру свои условия игры во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества. Однако вскоре стал намечаться паритет сил между 6-7 и БРИКС: у первых существует финансово-экономическое и военно-техническое превосходство с одновременным глубоким экономическим кризисом, а вторые демонстрируют стремительный рост и в настоящее время находятся на стадии экономического подъема.
Попытки США дестабилизировать политическую ситуацию в мире, чтобы в очередной раз ввергнуть страны в мировую бойню, понимаются мировым сообществом с трудом и поэтому близки к реализации (Ирак, Югославия, Ливия, Украина и др.). Формирующийся в настоящее время многополярный мир уже создает предпосылки к изменению как экономической, так и политической ситуации в мире, которая может обеспечить партнерам равноправные условия торговли на шестом технологическом укладе. В связи с этим не случайна и корректировка российской внешней политики в восточном направлении, поскольку азиатские страны не только ближе нам по менталитету, они проще в международном общении, если не сказать больше.
Вместе с тем процесс эволюционного перехода к социализму, благодаря СССР и другим странам социалистической системы, на Западе сопровождался внедрением кейнсианской модели экономики, которая предусматривала:
— повышение налогов на богатых (прогрессивная форма налогообложения в особенно жесткой форме, когда, начиная со второго миллиона, богачи отдавали в бюджет до 90% своих доходов);
— установление минимальной оплаты труда;
— сокращение рабочего времени, улучшение условий труда трудящихся и т.д.
В результате проделанных социальных преобразований во многих странах (США, Британия и др.) численный состав среднего класса составил до 70% населения страны.
Впоследствии переход с 1980-х гг. к неолиберальной экономической политике позволил снизить налоги на богатых и увеличить накопление капитала. Этому способствовало широкое привлечение к труду домохозяек и иммигрантов, в результате чего расходы на заработную плату были снижены. Снижение доходов населения компенсировалось широким внедрением механизма кредитования. Однако очень скоро геометрический рост кредиторской задолженности привел к новому кризису. Этому также способствовало стремительное старение населения США, в результате чего росли расходы на выплату пенсий и медицинское страхование. В то же время на экономику США давит и груз огромного государственного долга, достигшего 18 трлн долл.
Не случайно многие экономисты предрекают начало азиатского цикла накопления капитала, основанного на коллективизме и солидарности, что также говорит о продолжении эволюционного перехода человечества к социализму. Переход от индивидуального труда к его бригадной форме показал свои преимущества именно в азиатских странах (Япония, Китай и др.). Необходимость наличия мощного военного и экономического потенциала в современном мире привела к созданию БРИКС. По прогнозам специалистов, пик мирового потребления должен переместиться из стран 6-7 в страны БРИКС, доля которых к 2020 г. может увеличиться до 62% мирового потребления, а средний класс в странах БРИКС может составить до 52% населения.
Существующий в настоящее время дисбаланс определяется мировым кризисом перепроизводства для одних и кризисом недопотребления для других в результате отсутствия необходимого платежеспособного спроса. Поэтому страны БРИКС договорились об экономическом взаимодействии с использованием национальных валют, и в 2012 г. в Нью-Дели обсуждалась идея создания нового Всемирного банка развития, что означает, прежде всего, постепенный отказ от евро и доллара в расчетах между странами и предусматривает процесс укрепления национальных валют. В 2014 г. в Бразилии были подписаны Соглашение об учреждении нового
Банка развития и Договор о резервном фонде БРИКС, которые призваны обслуживать интересы развивающихся стран. Страны БРИКС, выступая ядром азиатского цикла накопления капитала, объединяют вокруг себя страны периферии с целью формирования нового многополярного мира. Многополярный мир предполагает совершенно новый архетип мышления, в основе которого лежат коллективизм и солидарность, умение договариваться и согласовывать разные позиции и взгляды, что полностью соответствует азиатской ментальности.
Масштаб общемирового неравенства просто-напросто ошеломляет, и несмотря на то, что доминируют на мировой арене прочие проблемы, разрыв между супербогатыми и всеми остальными продолжает быстро увеличиваться. Из остающихся 52% общемирового богатства, не принадлежащих в настоящее время 1% богатейших людей, почти 46% принадлежат богатым слоям населения, составляющим 1/5 часть населения Земли. А чем больше расслоение в обществе, тем ниже совокупный спрос — отсюда спад экономики. В России же это неравенство еще более вопиющее — 130 олигархических кланов владеют почти 70% российских богатств, а остальное население находится фактически на грани выживания.
Следовательно, крупный капитал должен быть поставлен под жесткий контроль государства, и налоги с него должны взиматься в размере не 13% (НДФЛ) или 9% (с дивидендов), а минимум 60—70% совокупного дохода, что обеспечит перераспределение сверхдоходов через госбюджет в интересах подавляющей части населения, которые сейчас идут на паразитическое потребление и вывоз капитала. В то же время зарплаты бюджетников и пенсии должны быть повышены в 1,5—2 раза, поднята минимальная оплата труда, что обеспечит рост платежеспособного спроса населения страны, а следовательно и ускоренный рост ее ВВП.
Но в условиях господства либеральной модели экономического развития этого практически невозможно достичь, поэтому российскую экономику может ожидать очередной обвал. По мнению специалистов, наиболее целесообразным представляется переход к опережающей модели экономического развития (концепция С. Глазьева).
В целях более рационального построения государственной политики России в настоящее время целесообразны следующие преобразования.
1. В области идеологии государства. К сожалению, Россия в настоящее время не имеет цельной идеологии, цементирующей массы. Все, что мы имеем, — это патриотизм и отравленное необузданной алчностью население, которое гонится за наживой. Правда, мы имеем генетически передаваемое славянское братство, которое хранится у каждого в сердце и в тяжелые для страны времена преобразовывается в непобедимую духовную силу народа. Что же, лучше это, чем ничего. Остальное наверстаем в процессе борьбы. Ведь не зря говорил Бисмарк: «Русские медленно запрягают, но быстро едут» [Пещеров 2012б].
2. В области экономической политики. Экономическая ситуация в настоящее время достаточно сложная, если не сказать критическая, поскольку за последние 20 лет для развития отечественной экономики не было сделано практически ничего. Так, рост ВВП в 2014 г. составил 0,6%, на 2015 г. прогнозируется падение ВВП на 0,8%, сельское хозяйство развалено, промышленность никак не наберет обороты [Пещеров 2013]. Но самое страшное, что Россия ввязалась в мировую экономическую рулетку, которой управляют США. Курсы валют устанавливаются под диктовку США, а система плавающих валютных курсов — не более чем прикрытие в этой мошеннической игре. Собственная валюта США обеспечивает их населению элитное существование, а валюты других стран, и особенно стран, проводящих политику, неугодную США, подвергаются деноминации с использованием биржевых механизмов. В результате мы всегда в проигрыше, ведь условия диктуют они. На мой взгляд, в области экономической политики целесообразно:
— ввести прогрессивный налог, что позволит наконец-то обуздать олигархический капитализм и пополнить бюджет государства;
— установить государственную монополию на спирт, алкогольную продукцию, табачные изделия и другие наиболее широко потребляемые товары;
— развивать сельское хозяйство на основе организации кооперативных пред-
приятий и общинных хозяйств с использованием отечественной промышленной продукции;
— развивать промышленность (здесь приоритетным должны стать закупка современного оборудования и строительство промышленных площадок).
3. В области социальной политики. В условиях глубокого экономического кризиса в стране необходимо произвести корректировку социальной политики России с целью снижения ответственности государства за социальную поддержку населения. То есть, во-первых, каждый сам должен отвечать за себя, за свою семью, близких и родственников; во вторых, при оценке проступков человека обществом ни в коей мере не должны учитываться положение человека, социальный статус, наличие или отсутствие несовершеннолетних детей и т.д. Перед законом все должны быть равны; в третьих, целесообразно отменить социальные пенсии и сохранить только трудовые.
4. В области демографической политики. Государству нужны здоровые полноценные и гармонично развитые граждане. С этой целью целесообразно установление жестких рамок брачного возраста. Если ребенок рожден в возрасте ниже брачного, то выплату социальных пособий следует производить только по достижении матерью брачного возраста, что неминуемо повлечет снижение числа ранних половых связей. Целесообразно ужесточить ответственность матерей за отказ от ребенка, включая применение уголовных санкций. На мой взгляд, позитивным представляется повышение в несколько раз платы за аборты, что также отразится на повышении рождаемости в стране. Как гласит русская народная поговорка, «не мытьем так катаньем», а ситуацию необходимо взять под контроль общества и государства.
5. В области военной политики. Снижение военного потенциала России за последние 20 лет — очевидный факт. Причин тому предостаточно, однако в настоящее время важнее решить, как исправить допущенный урон обороноспособности государства. Самой главной проблемой Вооруженных сил России является проблема комплектования армии, точнее, проблема выработки рационального механизма комплектования, отвечающего требованиям времени. В этом аспекте в настоящее время наиболее целесообразной является полугодовая служба по призыву, и обязательно в учебных центрах Министерства обороны, где призванный гражданин должен получить основную военную специальность. Главная цель здесь — воспитать гражданина — патриота своего Отечества, создав ему условия для самосовершенствования и становления в качестве полноценного члена общества. А это означает введение физической и начальной военной подготовки и обязательной военной службы для лиц мужского пола. Военную службу необходимо организовать в специализированных учебных центрах силовых структур, где каждый получает соответствующую специальность в течение 6 месяцев и затем уходит в запас. Необходимо отметить, что обучение в течение 6 месяцев в учебном центре в составе военнослужащих одного призыва позволяет избежать дедовщины, этого страшного бича современной армии, от которого в ужасе прячутся призывники в современной России. По окончании 6 месяцев наиболее достойные могут заключить контракт с Министерством обороны о прохождении военной службы. Остальные по окончании 6 месяцев военной подготовки увольняются в запас.
Те призывники, которым необходима отсрочка от призыва на военную службу, имеют возможность оформить это путем уплаты соответствующего государственного налога на 1, 2, 3 и т.д. лет с учетом того, чтобы крайний год отсрочки позволил им пройти военную подготовку в сроки, установленные для граждан российским законодательством [Пещеров 2000].
Призывной контингент, не желающий по тем или иным причинам проходить военную подготовку, имеет возможность откупа от военной службы путем денежной компенсации на счет Министерства обороны в сумме, установленной государством.
Данная система может позволить рационально организовать обязательную военную службу в ВС РФ и подготовить необходимый резерв армии. Это позволит, с одной стороны, обеспечить подготовку общества к самозащите, с другой — укрепить профессиональный уровень наших Вооруженных сил. Предлагаемая система
военной подготовки в России основывается на минимизации финансовых расходов государства и принципа принуждения по отношению к населению России (рис. 1).
Контингент молодежи призывного возраста
Военная служба по контракту в ВС РФ
6 месячная военная подготовка в УН МО
12Г
На 1, 3, 4 ...и т.д. года
Запас ВС РФ
Военный комиссариат
Платная отсрочка от военной службы
Платный откуп от военной службы
Бюджет МО РФ
Рисунок 1. Перспективная схема организации военной подготовки в России
Однако процесс это долгий, требующий пошаговой интерпретации всех возможных вариантов развития событий и, соответственно, тщательного планирования и организации.
С нашей точки зрения, это даст следующий эффект:
— избавление от дедовщины, поскольку в течение 6 месяцев юноши будут проходить подготовку в составе одного призыва;
— уровень получаемой военной подготовки будет значительно выше, поскольку военная служба будет проходить в учебных центрах силовых структур с подготовленным преподавательским составом и достаточно совершенной учебно-материальной базой, что позволит готовить специалистов по выбранному направлению;
— 6-месячная военная служба не обременительна для любого гражданина — студент он или рабочий, — и эту службу он может проходить в удобное для него время.
А если проанализировать экономический аспект перечисленных мероприятий? Ведь расходы государства велики даже при годичной военной службе: затрачивая средства государства, молодые люди отрываются от производства продукции на целый год. Ежегодно в силовые структуры призываются более 100 тыс. чел., которых нужно одевать, обувать, кормить и содержать в течение целого года. Да к тому же многие получают морально-психологические и физические травмы от своих же сослуживцев.
Предлагаемые рекомендации могут позволить достичь такого состояния ВС РФ, которое обеспечит выполнение государственных задач с минимальными экономическими затратами.
Таким образом, основу реформирования ВС РФ в настоящее время должна составлять коммерциализация систем комплектования, обеспечения и управления, т.е. организация военной службы по принципам рыночной экономики, по которым живет общество.
Более того, сам принцип коммерческой организации комплектования ВС РФ как нельзя лучше отвечает требованиям рыночной экономики и потребностям Министерства обороны [Пещеров 2012а]. Излагая свою точку зрения на наболевший вопрос, касающийся не только Министерства обороны, но и любого гражданина РФ — от призывника до родителей, — я хотел проанализировать возмож-
100
ВЛАСТЬ
2015'08
ные пути выхода из этого тупика с пользой как для армии, так и для призывников. Предлагаемый путь не догма, а скорее всего один из возможных путей решения ключевой проблемы, каким является реформирование Вооруженных сил РФ в настоящее время.
Указанные выше меры могут дать достаточно хорошие результаты как с экономической точки зрения, так с точки зрения безопасности государства. Это:
— снижение расходов на продолжительное содержание многочисленного контингента силовых структур в стране;
— обеспечение всеобщей военной подготовки лиц мужского пола, позволяющей формировать общий резерв силовых структур в запасе;
— повышение профессионального уровня силовых структур при снижении их численного состава.
Все перечисленные мероприятия в различных областях государственного управления в целом дадут возможность создать современное общество, способное обеспечить защиту и безопасность извне и внутренний порядок в государстве в целом.
Список литературы
Пещеров Г.И. 2000. Не хочешь служить — плати деньги (проблема комплектования ВС РФ). — Независимое военное обозрение. № 36(209). 05.10.
Пещеров Г.И. 2012a. Экономические проблемы современной России. — Сборник материалов международной научно-практической конференции. М.: МГОУ.
Пещеров Г.И. 2012б. Современная Россия: проблемы и пути решения: монография. М.: МГОУ.
Пещеров Г.И., Пещеров В.Г. 2012. Российская политика в конце ХХ — начале XXI вв. — Сборник научных трудов «Ориентир». М.: МГОУ.
Пещеров Г.И. 2013. Экономика России в XX веке: политологический анализ. — Вестник МГОУ. Сер. Экономика. № 4.
PESHCHEROV Georgy Ivanovich, Dr.Sci.(Mil.Sci.), Professor, Academician of the Academy of Military Sciences, Head of the Chair of Social Sciences and State Administration, Moscow State Regional University (Radio St, 10a, Moscow, Russia, 105005; [email protected])
ECONOMIC PROBLEMS OF RUSSIA AND WAYS TO OVERCOME THEM
Abstract. The article investigates the causes and consequences of the global economic crisis, its impact on the economy of the Soviet Union and the necessity to develop the prior measures for the economic development of modern Russia. Keywords: economic crisis, gold standard, dollar, currency corridor, multipolar world, liberal economic model