Научная статья на тему 'Экономические предпосылки создания автомобилей с гибридной силовой установкой в России'

Экономические предпосылки создания автомобилей с гибридной силовой установкой в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБРИДНАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА / ЦЕНА ТОПЛИВА / ЭКОНОМИЧНОСТЬ / HYBRID POWER PLANT / FUEL PRICE / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожнова О. В., Карпухин К. Е., Фролова Е. С.

В статье рассматриваются экономические предпосылки создания автомобилей с гибридной силовой установкой. Приведены результаты испытаний, подтверждающие снижение расхода топлива и токсичности отработавших газов экспериментального автомобиля МАМИ с гибридной силовой установкой на топливную экономичность и токсичность отработавших газов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рожнова О. В., Карпухин К. Е., Фролова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Background for Making Hybrid Vehicles

This paper deals with economic preconditions of creation of cars with a hybrid power installation. The results of the tests confirming decrease of the expense of fuel and toxicity of fulfilled gases of experimental car MAMI with a hybrid power installation on fuel profitability and toxicity of fulfilled gases are resulted.

Текст научной работы на тему «Экономические предпосылки создания автомобилей с гибридной силовой установкой в России»

Раздел 4. Гуманитарные н социально-экономические науки. управления. - М.: КНОРУС, 2004. - 240с.

Экономические предпосылки создания автомобилей с гибридной силовой

установкой в России

д.э.н., проф. Рожнова О.В., к.т.н. Карпухин К.Е., Фролова Е.С.

МГТУ "МАМИ"

В настоящее время весь мир переживает "кризис". Его называют банковским кризисом, экономическим, финансовым и мировым. Каждый день мы получаем новую все более и более устрашающую информацию, прогнозы аналитиков пессимистичны. Сегодня слова "мировой кризис" звучат на устах не только владельцев компаний и менеджеров, но и рабочих.

Особенностью российской предкризисной экономики являлся большой объём внешних корпоративных долгов при незначительном государственном долге, и третьих в мире по величине золотовалютных резервах государства.

Кризис ликвидности в российских банках, и резкое падение биржевых индексов РТС и ММВБ, летом 2008 года, осенью 2008 года начали сказываться на реальном секторе российской экономики, начинается резкий спад промышленного производства, первая волна сокращений рабочих мест.

Попытки правительства сдержать падение курса российского рубля привели к потерям до четверти золотовалютных резервов Российской Федерации. С конца ноября 2008 года финансовые власти приступают к «мягкой девальвации» рубля. Несомненно, обострило ситуацию резкий спад цен на сырьевые ресурсы (нефть, металлы, газ). Так, цены на нефть за полгода снизились более чем в три раза (см. рис. 1), это резко сократило объем поступлений в бюджет.

двухмесячного мониторинга цены на российскую нефть марки Urals. Механизм расчета таков, что периоды снижения мировых цен на нефть и уменьшения таможенных пошлин не совпадают - этот эффект аналитики прозвали «ножницами Кудрина».

Из-за эффекта «ножниц Кудрина» цены на нефть падают, а на бензин практически нет. Действительно, за последние месяцы цены на бензин упали максимум на 20%, не принеся особой экономии автовладельцам. Неспроста все мировые производители автомобилей в сложившейся ситуации, стали все больше работать в направлении разработки автомобилей с пониженным расходом топлива, к которым относятся автомобили на топливных элементах и автомобили с гибридной силовой установкой (ГСУ). При этом, производство данных авто-

Раздел 4. Гуманитарные н социально-экономические науки. мобил ей затрагивает и такой важный аспект, как экологическая безопасность. Автомобили, оборудованные двигателями внутреннего сгорания (ДВС), расходуют огромное количество моторного топлива и выбрасывают в окружающую среду вредные вещества вместе с выхлопными газами. Эта проблема, особенно остро стоит в крупных городах и вблизи автомагистралей. К началу 2008 года общий мировой парк легковых автомобилей, по различным оценкам, превысил 800 млн. единиц, увеличившись за последние 10 - 15 лет, почти на 50 %. Значительная доля мирового парка автомобилей приходится на Европу, включая Россию. Доля автомобилей в загрязнении атмосферы окружающей среды крупных городов составляет 80 - 90 %, в несколько раз превышая долю промышленных предприятий. В одной только России транспорт за год выбрасывает в атмосферу около 15 миллионов тонн вредных веществ. Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания содержат около 200 различных компонентов, большинство из которых токсично. Период их существования длится от 2-3 минут до 4-5 лет. Высокие цены на топливо и ухудшение экологической обстановки, принимают катастрофический характер, поэтому приоритетной задачей проектирования автомобилей является снижение количества выбросов вредных веществ и улучшение топливно-экономических показателей автомобиля. Это заставляет ученых, конструкторов и инженеров искать нетрадиционные способы решения этой проблемы. Единственно рациональный выход - создание экологически чистого городского транспорта. Возможность выхода из тупиковой ситуации путем применения электромобильного транспорта не является корректной из-за низкой эффективности чистого электромобиля. Поэтому рациональным путем решения сложившейся проблемы является создание автомобиля с гибридной силовой установкой (ГСУ).

Гибридными силовыми установками, с различными типами силового привода, занимаются многие известные фирмы. В настоящий момент ряд мировых производителей создают и выпускают, в том числе и серийно, автомобили с ГСУ. Например, Toyota с 1997, а Honda с 2000 года выпускают серийно автомобили с ГСУ. Такие фирмы как Audi, BMW, Dodge, Renault, GMC, Subaru, Mercedes, Mercury, Ford, Mazda и д.р. уже выпустили концепт кары с ГСУ и с 2009 - 2010 года планируют серийный выпуск этих машин.

Отечественное автомобилестроение существенно отстает в разработке и реализации этого направления. В связи с этим исследования в области создания отечественного гибридного автомобиля крайне актуальны, т.к. лежат в русле стратегических разработок по повышению экономической и экологической безопасности России. Российский автопарк растет, а основные показатели (экономичности, экологичности, надежности, безопасности) отстают от мирового уровня. В среднем по стране «возраст» автопарка составляет 10-13 лет, а сами автотранспортные средства отечественного производства в большинстве случаев не удовлетворяют современным экологическим требованиям, что в совокупности с быстрым ростом автомобильного парка приводит к еще большему возрастанию негативного воздействия на окружающую среду.

Однако, не все так печально в отечественном автопроме, исследовательские работы по созданию автомобилей с ГСУ ведутся и в России, в частности в рамках работы Научно-образовательного центра «Автомобили с ГСУ» при МГТУ «МАМИ» был создан и испытан автомобиль с ГСУ на базе УАЗ 3153. Результаты испытаний, проведенных на центральном полигоне НИЦИАМТ ФГУП НАМИ, превзошли все ожидания (см. табл. 1).

Испытания проводились на стенде с беговыми барабанами по правилам № 83 ЕЭК ООН. Расход топлива испытуемого автомобиля определялся двумя способами: прямым - по расходомеру и косвенным - вычислялся по показаниям газоанализатора.

Результаты показали сокращение расхода топлива на опытном образце автомобиля с ГСУ по сравнению с базовым автомобилем «УАЗ 3153» с двигателем УМЗ - 4218.10 на 48%, обеспечение экологических норм не ниже ЕВРО-4 по результатам стендовых испытаний на полигоне НИЦИАМТ ФГУП НАМИ. При этом нетрудно подсчитать и экономический эффект от эксплуатации данного автомобиля при средне годовом пробеге 20 - 30 тыс. км, он

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки.

составит 40 - 60 тыс. рублей в год. Не стоит забывать и о значительном улучшении экологической обстановки городах и вблизи автомагистралей. Данные автомобили должны быть запущены в производство на современных автостроительных заводах ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, а также на других Российских предприятиях.

Таблица 1.

Выбросы вредных веществ и расход топлива в городском цикле._

Вид силовой установки Выбросы вредных веществ, г/км Qs, л/100км

СО СН Шх С02 по газовому анализу по расходомеру

Штатная (бензиновый ДВС) 17,8 3,43 3,88 383 18,8 20,45

Гибридная - режим 1 5,3 1,51 3,92 211 9,5 10,25

Гибридная - режим 2 7,5 1,21 5,2 225 10,2 10,45

Гибридная - режим 3 9,23 2,1 3,9 218 10,1 10,76

Из истории знаков препинания

к.ф.н. проф. Анохина Т.Я.

МГТУ «МАМИ»

Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются буквы и знаки препинания.

На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год); в основу русской азбуки была положена кириллица; ежегодно в мае мы отмечаем День славянской письменности.

А когда появились знаки препинания? Все ли известные и так хорошо знакомые нам знаки препинания (точка, запятая, многоточие и др.) появились одновременно? Как складывалась пунктуационная система русского языка? Какова история русской пунктуации?

Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие [...], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [()] и кавычки [""].

Древнейшим знаком препинания является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше — посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга.

Например: въоновремя*приближашесяпраздникъ*... (Архангельское Евангелие, XI век).

Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль: "ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина". Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. А в русском языке XVI- XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный — точка удивления.

В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось "учением о силе точек" или "о точечном разуме", а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название "О точках".

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово запятая — это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего вре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.