Научная статья на тему 'Экономические методы управления безопасностью движения поездов'

Экономические методы управления безопасностью движения поездов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
754
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ / КАЧЕСТВО ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РИСКОВ / ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / TRAFFIC SAFETY / QUALITY OF TRANSPORT SERVICES / ECONOMIC RISK ASSESSMENT / SECURITY COSTS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Аверьянова О.А.

В статье рассмотрены факторы, влияющие на безопасность движения поездов, уровень безопасности движения поездов как один из показателей качества транспортного обслуживания, выявлена внутренняя взаимосвязь безопасности и других показателей, формирующих систему управления качеством транспортного обслуживания, рассмотрена экономическая оценка рисков нарушения безопасности на железнодорожном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Аверьянова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC METHODS OF THE TRAIN TRAFFIC SAFETY MANAGEMENT

The article examines the factors affecting traffic safety, safety of trains as an indicator of the quality of transport services, revealed the inner relationship of security and other factors that shape the quality management system of transport service, considered an economic assessment of the risks of violation of railway safety.

Текст научной работы на тему «Экономические методы управления безопасностью движения поездов»

УДК 656.2

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДВИЖЕНИЯ

ПОЕЗДОВ

Аверьянова О.А., аспирантка, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» (МИИТ)

В статье рассмотрены факторы, влияющие на безопасность движения поездов, уровень безопасности движения поездов как один из показателей качества транспортного обслуживания, выявлена внутренняя взаимосвязь безопасности и других показателей, формирующих систему управления качеством транспортного обслуживания, рассмотрена экономическая оценка рисков нарушения безопасности на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова: безопасность движения поездов, качество транспортного обслуживания, экономическая оценка рисков, затраты на обеспечение безопасности.

ECONOMIC METHODS OF THE TRAIN TRAFFIC SAFETY MANAGEMENT

Averyanova O., the post-graduate student, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Moscow State University of

Railway Engineering» (MGUPS (MIIT)

The article examines the factors affecting traffic safety, safety of trains as an indicator of the quality of transport services, revealed the inner relationship of security and other factors that shape the quality management system of transport service, considered an economic assessment of the risks of violation of railway safety.

Keywords: traffic safety, the quality of transport services, economic risk assessment, security costs.

На современном этапе реформирования обеспечение безопасности движения и безаварийности перевозочного процесса является неотъемлемым фактором развития железнодорожной отрасли. Вопросы безопасности движения приобретают особое значение в свете необходимости сохранения конкурентоспособности железнодорожного транспорта на внутреннем рынке и возможности выхода отечественных перевозчиков на международный транспортный рынок. Транспортные события и происшествия, приводящие к случаям нарушения безопасности движения, требуют первостепенного внимания и исследования. При этом изучение факторов, влияющих на безопасность движения, даст дополнительный инструментарий для управления транспортными процессами. Значительную роль здесь играет оперативность и достоверность поступающей информации, а также системный анализ экономических показателей, связанных с обеспечением безопасности перевозок.

Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются:

1. законность;

2. соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;

3. взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности;

4. непрерывность;

5. интеграция в международные системы безопасности;

6. взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

К основным характеристикам уровня безопасности движения поездов можно отнести:

- число событий, повлекших за собой существенный материальный ущерб;

- общее число событий, связанных с нарушением безопасности движения;

- общее время перерывов в движении поездов в ожидании восстановления, час (поездо-часы, тонно-часы);

- сумма материального ущерба от нарушений безопасности (прямой и косвенный).

В таких сложных системах, как железнодорожный транспорт, проявления большинства нежелательных событий не ограничиваются каким-либо одним видом риска. Одни и те же события могут приводить к любому сочетанию индивидуального, социального, экологического, технического и экономического рисков. Так, при крушении поездов могут пострадать персонал (индивидуальный риск), окружающее население (социальный риск), подвижной состав и инфраструктура (технический риск), имущество компании и сторонних лиц (экономический риск), а также могут произойти загрязнение окружающей среды и возгорание лесов (экологический риск).

Применяются следующие варианты мер по обработке риска: предотвращение, перенос, снижение и принятие риска. С точки зрения минимизации риска представляют интерес первые три варианта. Основным и наиболее применимым для объектов инфраструктуры методом обработки риска является снижение риска. При этом внедрение средств контроля опасных отказов и других нежелательных событий позволяет снизить частоту их возникновения или размер возможных последствий, таким образом минимизируя контролируемый риск.

Одним из способов учета риска является изменение нормы дисконта. Для инвестиционных проектов с повышенной степенью риска должна приниматься более высокая норма дисконта по формуле:

ер = е + z/100

где Z - % поправки на риск.

Величина Z может быть принята для вложений в инвестиций в инфраструктуру и надежную технику 3-5%, в проекты увеличения объема существующей продукции и услуг 8-10%, для инвестирования производства и продвижения на рынок новых продукций и услуг 13-15%.

Кроме того, риск определяется как вероятностная мера возникновения техногенных или природных явлений, сопровождающихся формированием и действием вредных факторов, а также нанесенного при этом социального, экологического, экономического и других видов ущербов и приводятся общая (1) и упрощенная (2) формулы для оценки риска:

r = r1 * r2 * R3

(i)

где R - уровень риска, то есть вероятность нанесения определенного ущерба человеку и окружающей среде; Rj - вероятность возникновения события или явления, обуславливающего формирование и действие вредных факторов; R2 - вероятность формирования определенных уровней физических полей, нагрузок, полей концентрация вредных веществ в различных средах и их дозовых нагрузок, воздействующих на людей и другие объекты биосферы;

R - вероятность того, что указанные уровни полей и нагрузок приведут к определенному ущербу;

я = я2 * я3

(2)

Кроме того, отмечается, что иногда риск интерпретируют как математическое ожидание ущерба, возникающего при авариях, катастрофах и опасных природных явлениях.

я =у я *г

МО / , ' \ /

(3)

где Я - уровень риска, выраженный через математическое ожидание ущерба;

Я. - вероятность возникновения опасного события ¡-го вида или типа;

Т - величина ущерба при ¡-м событии.

Последняя интерпретация риска находит практическое применение. Однако определение уровня риска как вероятностной категории является более удобным и приемлемым при решении широкого круга задач научного и практического характера, в особенности задач, касающихся общей оценки уровня безопасности.

Уровень безопасности зависит от качества технических средств, квалификации и привычек человека и организационной работы относительно управления безопасностью движения поездов. Но следует заметить, что уровень безопасности - это совокупное следствие от действия факторов, которые влияют на безопасность транспортных систем, и выполнения определенного перечня организационных и технических мер. Рассматривая основные и организационные и технические принципы защиты и имея представление о них непосредственном воздействии на уровень безопасности, не следует забывать, что во время формирования идеологии принципов принимался во внимание воздействие факторов, которые могут привести к изменению параметров и состояния трудоспособности отдельных элементов, узлов, системы в целом и изменить уровень безопасности движения.

Все множество факторов, которые влияют на эксплуатационную безопасность движения, можно разбить на четыре группы факторов

Техника. Этот фактор представлен случаями неисправности технических средств (подвижной состав, путь, средства железнодорожной автоматики и связи, электроснабжение и другие), которые были выявлены и имели место во время процесса перевозок. Причинами неисправностей могут быть ошибки во время проектирование и разработки технических средств, изготовление, монтажа, эксплуатации, обслуживание, ремонта и т.п.

Технология (организация работ). К этому фактору относятся нарушения технологического процесса, законов, правил, предписаний, приказов, инструкций, плохие условия работы, недостатки эргономики, ошибки разработчиков технических средств, неверные алгоритмы управления, недостатки в работе подразделов обеспечения и другое. Следует заметить, что следствия воздействия факторов этой группы не только проявляются в ухудшении и состояния безопасности, а и имеют воздействие на состояние технических средств, самочувствие человека и окружающую среду, которая в дальнейшем отображается на состоянии всех факторов безопасности движения в целом.

Человек (человеческий фактор). Причиной воздействия этого фактора могут быть ошибки людей, которые непосредственно руководят техническими средствами и выполняют определенные функции. Это неверные действия человека, которые непосредственно привели к нарушению процесса перевозок. Причины этого могут быть разными: намеренное невыполнение своих профессиональных обязанностей, ухудшение состояния здоровья, недостаточная квалификация, невозможность выполнения производственных функций на надлежащем уровне. До этого добавляется еще совокупное воздействие на другие факторы.

Среда. Любая система эксплуатируется в определенных условиях окружающего среды: рельеф местности, метеорологические условия, естественные катаклизмы, повышения радиационного фона, электромагнитные препятствия и другие объективные факторы среды существования человека. Кроме того, следует понимать, что во время анализа определенной системы необходимо учитывать и воздействие других элементов и систем, которые не являются составляющей железнодорожного транспорта, поскольку они также создают определенную среду.

Воздействие факторов окружающего среды иногда не заметны на первый взгляд: воздействие температуры, влажности, давления, ветра, пыли и т.д. приводит к снижению допустимых напряжений, ухудшение электрических характеристик, потери герметичности и других характеристик технических средств, которые в дальнейшем отображается на выходе из порядка определенных приборов и снижении эффективности перевозок и безопасности движения. Деятельности железной дороги, осуществляют воздействие на состояние самочувствия человека и тем самым заставляют ее делать ошибки.

Рис. 1. Факторы, влияющие на безопасность движения поездов [11].

Схематическое изображение факторов, которые влияют на безопасность движения поездов, доказывает, что все факторы взаимосвязаны между собой и на уровень безопасности движения имеет воздействие интегрирующее действие каждого из группы факторов. Таким образом, железнодорожный транспорт необходимо рассматривать как взаимодействие большого количества человек - машинных систем.

В соответствии с современными научными и практическими представлениями, безопасность любой продукции является одним из важнейших показателей ее качества.

Проанализируем влияние уровня безопасности на показатели качества.

1. Безопасность движения влияет на время доставки грузов, т.к. нарушения безопасности, как правило, влекут за собой перерывы в движении поездов. Как следствие ухудшается использование подвижного состава, возникает материальная ответственность перевозчика

28 ТКАШРОЯТ БШШБББ Ш ЯиББТЛ | №6(11) 2014 |

перед грузовладельцем из-за несвоевременной доставки груза, замедляется скорость товародвижения в стране в целом.

2. Безопасность влияет также на сохранность перевозимых грузов, т.к. аварии и крушения ведут к потери (порче) груза или его части. Как следствие возникает ответственность перевозчика перед грузополучателем и необходимость повторного производства утраченной части груза.

3. Схема влияния безопасности движения на ритмичность поставок аналогична срочности доставки и связана с наличием перерывов в движении, что затрудняет грузовладельцам планирование производственного процесса (в части поставок сырья, материалов и комплектующих), а также вывоза готовой продукции.

4. Влияние безопасности движения на полноту удовлетворения спроса происходит по двум направлениям:

- утрата груза или его части при аварии или крушении означает, что удовлетворенный спрос на перевозки будет меньше предъявляемого;

- снижение скоростей доставки грузов из-за перерывов в движении ведет к снижению производительности и эффективности использования перевозочных ресурсов, которые в этих условиях смогут за определенный период времени перевезти грузов меньше, чем при более высоком уровне безопасности.

5. Безопасность движения оказывает влияние и на экологичность транспортных процессов. Данное влияние реализуется по двум направлениям:

- прямой ущерб окружающей среде при авариях и крушениях, при попадании грузов из поврежденных вагонов на землю, в воду или в атмосферу;

- загрязнение окружающей среды от осуществления дополнительной работы, связанной с восстановлением движения, ликвидацией последствий аварии, повторной перевозкой утраченного груза.

6. Влияние безопасности движения на транспортную доступность связано, во-первых, с временным прекращением на определенной территории транспортного сообщения вследствие крупных событий, связанных с нарушениями безопасности. Во-вторых, замедление скоростей движения из-за перерывов также ведет к ухудшению транспортной доступности.

Системное влияние безопасности движения на комплексность перевозок и транспортную обеспеченность территории наш анализ не выявил, хотя в отдельных случаях такое влияние может иметь место (в частности, при возникновении событий на подъездных путях).

Схематично влияние безопасности движения на другие показатели качества и характер такого влияния представлены на рис. 2.

Отметим, что рассматриваемые схемы влияния работают как при ухудшении уровня безопасности, так и при его улучшении.

Таким образом, инвестируя средства в повышении безопасности движения, транспортная компания получает результат в виде улучшения не только безопасности, но и целого комплекса показателей качества обслуживания.

Рис. 2. Влияние безопасности движения на другие показатели качества транспортного обслуживания грузовладельцев

Далее рассмотрим обратный процесс - влияние прочих показателей качества транспортного обслуживания на уровень безопасности движения.

1. Комплексность обслуживания. Улучшение данного показателя может быть доступно двумя путями:

- использование подъездных путей грузоотправителя и грузополучателя (при наличии);

- заключение грузовладельцем и перевозчиком (экспедитором) генерального договора перевозки, по которому перевозчик берет на себя всю полноту ответственности за перевозку «от двери до двери» и обеспечивает данную перевозку своими силами или с привлечением субподрядчика (например, автотранспортную компанию).

Представляется очевидным, что отсутствие перегрузок в пути следования и наличие одной организации, отвечающей за организацию перевозки, потенциально влияет на повышение безопасности движения.

2. Транспортная обеспеченность. Густота сети путей сообщения на определенной территории может влиять на уровень безопасности. На полигоне, характеризуемом как «узкое место» (а это в настоящее время - до 10 % протяженности сети железных дорог) вероятность событий, связанных с нарушением безопасности движения, возрастает. В этом случаи строительство новых железнодорожных линий, разгружающих действующие, будет способствовать повышению уровня безопасности движения.

С учетом высказанных соображений можно построить общую схему внутренних взаимосвязей показателей качества транспортного обслуживания, учитывающую фактор безопасности движения поездов (рис. 3)1.

1 На рис. 3 не учтены взаимосвязи показателей, не связанные с обеспечением безопасности движения поездов.

Рис. 3. Схема внутренних взаимосвязей показателей качества транспортного обслуживания, учитывающая фактор безопасности движения поездов (БП - безопасность перевозок, УС - полнота удовлетворения спроса, РП - ритмичность поставок, КП -комплексность перевозок, СГ - сохранность перевозимых грузов, СД - срочность доставки, ТД - транспортная доступность, ЭК -

экологичность транспортных процессов).

При решении задач обоснования мероприятий по повышению безопасности движения поездов представляется целесообразным основываться на существующих методах группировки затрат. Одним из наиболее распространенных методов является модель ПОД (профилактика, оценка, дефекты), сформулированный А. Фейгенбаумом. Поскольку безопасность любой продукции, в т.ч. - транспортной, можно рассматривать как частный показатель ее качества, то метод ПОД, характеризующий расходы на качество, можно использовать и для учета расходов на безопасность.

Научной школой кафедры «Экономика и управление на транспорте» МИИТа выполнен ряд разработок по экономической оценке безопасности движения, а также учету данного показателя в общей системе менеджмента качества транспортного обслуживания.

На рис. 4. представлена структура затрат на обеспечение безопасности.

Обучение в области безопасности

Расходы структур ЦРБ

Рис. 4. Структура затрат на обеспечение безопасности

Затраты на предупреждение дефектов

Охарактеризуем элементы общей стоимости качества продукции (затрат на качество).

1. Затраты на профилактику (на превентивные действия, П) - это затраты производителя на все действия по предупреждению появления несоответствий и дефектов, включая затраты на разработку, создание и поддержание системы безопасности, на исследования и упреждающие мероприятия, обеспечивающие снижение рисков и возникновения нештатных ситуаций (затраты, связанные с обеспечением наиболее рациональной технологии перевозок, расходы на ремонт и содержание технических средств транспорта, премии за безаварийную работу).

2. Затраты на оценивание или на контроль (аудит, инспекцию) безопасности (О) — это затраты производителя на обнаружение дефектности и несоответствий, возникающих в процессе проектирования и производства или оказания услуг. В состав этих затрат входят расходы средств на приобретение и обслуживание необходимого контрольно-измерительного и испытательного оборудования, приборов, инструментов, а также затраты на входной, текущий и выходной контроль качества продукции и т. д.

3. Затраты на устранение дефектов продукции подразделяются на две части: на внутренние (Д1) и внешние (Д2) издержки. Внутренние затраты идут на устранение тех дефектов, которые не связаны с нанесением ущерба потребителям транспортных услуг или сторонним организациям. Внешние затраты — это затраты на устранение последствий аварий и крушений на железнодорожном транспорте и возмещение ущерба прочим организациям.

Таким образом, суммарные затраты на обеспечение безопасности, оцениваемые методом ПОД, включают:

30 ТЯАШРОЯТ БШШЕВВ Ш ЯШВТА | №6(11) 2014 |

з = п + о + д

Мировая практика показывает, что на долю дефектов приходится до 80% всех затрат, в связи с чем представляется обоснованным наиболее подробно рассмотреть именно эту группу расходов. Непосредственный ущерб от нарушения безопасности будет относиться к категории «дефекты»:

У,

- сумма ущерба ¡-ой категории, тыс. руб. Основываясь на методе оценки затрат на качество ПОД, мы можем отметить, что все отмеченные выше ущербы относятся к категории «дефекты».

Кроме того, имеют место расходы на профилактику:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с =у с

п / t i

с,

где ; - расходы на реализацию ¡-го мероприятия по повышению безопасности поездов (замена технических средств на более безопасные, повышение квалификации персонала и т.п.), тыс.руб.

Расходы на оценку можно представить следующей формулой:

с

где с - расходы, связанные с ведением железнодорожной статистики в сфере безопасности движения, тыс.руб.

с;

■ - расходы по дополнительной оценке безопасности отдельных объектов, влияющих на безопасность движения, тыс.руб.

Имея возможность рассчитать годовую величину расходов на безопасность методом ПОД, мы можем также оценить эффект и эффективность мероприятий по поддержанию и повышению безопасности движения за истекший период. Для этого рассчитывается разность расходов на безопасность в последнем и предпоследним периодах, что дает величину эффекта:

э — с1 — с0 - с1 + с1 + с1 — с0 — с0 — с0

с1 г°

где — расходы на обеспечение безопасности в предпоследнем и последним периодах соответственно, тыс.руб.

Эффективность мероприятий по повышению безопасности можно оценить, сопоставив полученный эффект с затратами, его вызвавшими, в частности, рассчитав срок окупаемости вложенных средств: С 0

Т —

С - С 0 ^б ^б

При этом следует иметь в виду, что для мероприятий в сфере обеспечения безопасности движения увеличенные сроки окупаемости зачастую не должны являться основанием для отклонения данных мероприятий, т.к. в случае негативных событий имеется риск нанесения ущерба жизни и здоровью людей (как пассажиров, так и работников железнодорожного транспорта), что несопоставимо с затратами финансовых ресурсов.

Использование предложенной методики позволит повысить объективность оценки как затрат, связанных с обеспечением безопасности, так и эффектов от ее повышения.

Литература:

1. Соколов Ю.И. Экономика качества транспортного обслуживания грузовладельцев: Монография.-М.: УМЦ ЖДТ, 2001.-184 с.

2. Терешина Н.П., Соколов Ю.И., Аверьянова О.А. Экономические аспекты управления безопасностью перевозок пассажиров и грузов. Экономика железных дорог, 2012. №8, с. 102-112.

3. Соколов Ю.И. О некоторых противоречиях в понимании качества продукции // Мир транспорта, 2004, № 1, с. 72-75.

4. Соколов Ю.И. Методологические основы управления качеством транспортного обслуживания грузовладельцев // Экономика железных дорог, 2008, №7, с. 24-33.

5. Федеральный закон Государственной Думы РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".

6. Федюкин В.К. Управление качеством процессов. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.

7. Фейгенбаум, А.В. Контроль качества продукции : Сокр. пер. с англ. Предисл. А. В. Гличева. М. : Экономика, 1986.

8. Терешина Н.П., Трихунков М.Ф., Соколов Ю.И. Экономические аспекты управления безопасностью перевозок // Экономика железных дорог, 2006, № 4. с. 30.

9. Терешина Н.П., Соколов Ю.И. Экономика безопасности перевозок на железных дорогах // Транспорт: наука, техника, управление, 2009. № 11. с. 41-43.

10. Онищенко В.Я. Классификация и сравнительная оценка факторов риска// - 1995. - №7.

11. Котик М. А. Психология и безопасность. - Таллинн: Валгус, 1989. - 262с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.