Экономические механизмы реализации геополитической стратегии России Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Научная статья на тему 'Экономические механизмы реализации геополитической стратегии России' по специальности 'Экономика и экономические науки' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 06 — Экономика и экономические науки
  • ВАК РФ: 08.00.00
  • УДK: 33

Статистика по статье
  • 34
    читатели
  • 7
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • ГЕОПОЛИТИКА
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
  • ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ
  • ИНТЕГРАЦИЯ
  • ЕАЭС
  • СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС
  • СТРАТЕГИЯ
  • НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • GEOPOLITICS
  • ECONOMIC POLICY
  • INDICATORS OF DEVELOPMENT
  • INTEGRATION
  • EEU
  • STRATEGIC PLANNING
  • ECONOMIC CRISIS
  • STRATEGY
  • NATIONAL SECURITY
  • QUALITY OF LIFE
  • ECONOMIC SECURITY

Аннотация
научной статьи
по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — ВЕДУТА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА, НЕБЫТОВА АНАСТАСИЯ КОНСТАНТИНОВНА

В статье приведен анализ соответствия качества экономической политики России потребностям ее национальной безопасности и реализуемой геополитической стратегии. С этой целью авторы обращаются к основным показателям и индикаторам экономического развития страны, которые не только отражают ситуацию за конкретный период, но и позволяют прогнозировать возможности государства в последующие периоды. На данный момент социально-экономическое положение России демонстрирует ряд серьезных угроз ее национальной безопасности, подрывает ее геополитические позиции, а также делает недееспособными в долгосрочной перспективе интеграционные инициативы. Авторы делают вывод, что для реализации общегосударственных целей и задач, в которые входит и повышение качества жизни населения, необходим пересмотр нынешней экономической политики в сторону стратегического планирования экономики.

Abstract 2017 year, VAK speciality — 08.00.00, author — VEDUTA ELENA NIKOLAEVNA, NEBYTOVA ANASTASIYA KONSTANTINOVNA

The article analyses the quality of Russia’s economic policy and its compliance with the national security needs and geopolitical strategy. To this end, the author addresses the main indicators of economic development, which not only reflect the situation of a current period, but also make it possible to forecast the capacities of the state in the following periods. Today the socio-economic situation in Russia demonstrates a number of serious threats to its national security, undermines its geopolitical position and makes long-term integration initiatives impossible. The author concludes that the implementation of national goals and objectives, which include the quality of life improvement, requires a revision of the current economic policy towards the strategic planning of the economy.

Научная статья по специальности "Экономика и экономические науки" из научного журнала "Государственное управление. Электронный вестник", ВЕДУТА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА, НЕБЫТОВА АНАСТАСИЯ КОНСТАНТИНОВНА

 
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — ВЕДУТА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА, НЕБЫТОВА АНАСТАСИЯ КОНСТАНТИНОВНА

Текст
научной работы
на тему "Экономические механизмы реализации геополитической стратегии России". Научная статья по специальности "Экономика и экономические науки"

Экономические вопросы управления
Ведута Е.Н., Небытова А.К.
Экономические механизмы реализации геополитической
стратегии России
Ведута Елена Николаевна — доктор экономических наук, заведующая кафедрой стратегического планирования и экономической политики, профессор, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: Veduta@spa.msu.ru SPIN-код РИНЦ: 5113-8810
Небытова Анастасия Константиновна — магистрант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: NebYtovaAK@spa.msu.ru SPIN-код РИНЦ: 4261-8867
Аннотация
В статье приведен анализ соответствия качества экономической политики России потребностям ее национальной безопасности и реализуемой геополитической стратегии. С этой целью авторы обращаются к основным показателям и индикаторам экономического развития страны, которые не только отражают ситуацию за конкретный период, но и позволяют прогнозировать возможности государства в последующие периоды. На данный момент социально-экономическое положение России демонстрирует ряд серьезных угроз ее национальной безопасности, подрывает ее геополитические позиции, а также делает недееспособными в долгосрочной перспективе интеграционные инициативы. Авторы делают вывод, что для реализации общегосударственных целей и задач, в которые входит и повышение качества жизни населения, необходим пересмотр нынешней экономической политики в сторону стратегического планирования экономики.
Ключевые слова
Геополитика, экономическая политика, показатели развития, интеграция, ЕАЭС, стратегическое планирование, экономический кризис, стратегия, национальная безопасность, качество жизни населения, экономическая безопасность.
31 декабря 2015 года была принята новая Стратегия национальной безопасности России, которая является одним из основополагающих инструментов, определяющих геополитическую стратегию Российской Федерации.
Стратегия определяет национальную безопасность как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее — граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации»1.
1 Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета [Сайт]. 31.12.2015. URL: http ://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasno st-site-dok. html (дата обращения: 20.11.2016).
Национальные интересы, в свою очередь, — это «объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития»2. В числе базовых определений нам также важно понятие «угроза национальной безопасности» — это «совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам»3.
Национальная безопасность, согласно современному российскому законодательству, имеет ряд составляющих: государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности4. Ядром национальной безопасности, согласно геополитическим концепциям и экономической науке, является экономическая безопасность, а не оборона и государственная безопасность. Последнее, согласно секторальной классификации организационной структуры экономики, является направлением использования произведенного в стране продукта (ВВП)5, тогда как обеспечение экономической безопасности заключается в организации производства этого самого продукта.
КП ц д/х — конечный продукт для потребления домашними хозяйствами; КП ц гос — конечный продукт для государственных нужд; Э ц — конечный продукт для экспорта;
ВП ц вн — часть валовой прибыли, используемой на инвестирование валового накопления.
Рисунок 1. Использование ВВП в 2015 году6
2 Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3 Там же.
4 Там же.
5 Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. М.: Академический Проект, 2004. С. 353.
6 Составлено автором. Источник данных: О производстве и использовании валового внутреннего продукта (ВВП) за 2015 год // Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04 03/Isswww.exe/Stg/d06/20vvp 1.htm (дата обращения: 10.11.2016).
На данный момент экономика России демонстрирует диспропорциональное развитие. Покажем это на примере динамики роста ВВП и расходов на оборону.
Рисунок 2. Сравнение динамики расходов на национальную оборону и индекса физического объема ВВП в РФ (2011-2015)7
При этом перспектив роста ВВП пока не предвидится, учитывая объемы использования части валовой прибыли на инвестирование валового накопления основного капитала.
Рисунок 3. Инвестирование валового накопления основного капитала, % от ВВП8
7 Составлено автором. Источник данных: Бюджет // Министерство финансов РФ [Официальный сайт]. URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/ (дата обращения: 11.2016); Индексы физического объема ВВП // Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/vvp/vvp-god/tab3.htm (дата обращения: 24.11.2016).
Фундаментальными проблемами экономики России, также определяющими и угрозы для обеспечения национальной безопасности, являются низкая загруженность производственных мощностей и их физический и моральный износ: «Сегодня доля новых, современных мощностей в возрасте до 5 лет в целом по обрабатывающим производствам не превышает 15%, а в ряде видов экономической деятельности, в первую очередь в инвестиционно ориентированных машиностроительных отраслях, составляет всего 6-8%»9. Эта проблема существует на фоне устойчивой отрицательной динамики прямых инвестиций, инвестиций в основной капитал, объемов промышленного производства и положительной динамики доли импорта с 2008 года до настоящего времени10.
Важнейшими показателями экономической безопасности являются уровень и качество жизни населения — рост благосостояния граждан и их возможности приобретения материальных и нематериальных благ должного качества и в необходимом объеме. Рассмотрим некоторые из индикаторов.
15,00Ч>
15,00*
Индекс реалохых р-эсл а л дг лемыя даладов населения ^^"Индеис инфляции
Рисунок 4. Уровень жизни населения России11
8 Составлено автором. Источник данных: Валовое накопление основного капитала в России (в % от ВВП) // TrendEconomy [Сайт]. URL: http://data.trendeconomy.ru/indicators/GFCF GDP/Russia (дата обращения: 24.11.2016).
9 Маршова Т.Н. Государственное стимулирование технологической модернизации производственного потенциала российской экономики // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. № 55. С. 25. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/55 2016marshova.htm (дата обращения: 27.03.2017).
10 Малахова Т.А. Приоритеты инвестиционной политики государства в развитии промышленного сектора экономики // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 47. С. 217. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/47 2014malakhova.htm (дата обращения: 27.03.2017).
11 Составлено автором. Источник данных: Реальные располагаемые денежные доходы по РФ // Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт].
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов населения) в России в 1992 году составлял 0,289, а уже в 1993 — 0,407. Впоследствии он колебался в диапазоне 0,387-0,422 и в 2014 году составил 0,416. Это значение демонстрирует очень высокую концентрацию доходов, что в свою очередь говорит о в корне неверной организации экономики. По состоянию на 2014 год в России 10% самых богатых людей получали в 17 раз больше, чем 10% самых бедных (для сравнения — в конце 1980-х годов они получали в 4 раза больше)12.
Согласно данным Минэкономразвития, уровень бедности в стране к 2016 году превысил 20% (и это при крайне низком прожиточном минимуме в размере 9 452 руб.).
Также Россия — страна с одним из самых высоких в мире показателей смертности населения13; 27,8% населения РФ не обеспечено санитарно-техническим оборудованием14; существует проблема ветхого и аварийного жилья (например, в Республике Ингушетия доля ветхого жилья достигла 20,8% от всего жилищного фонда); по данным на 2014 год, в 17,5 тыс. населенных пунктах нет учреждений, оказывающих первую медицинскую помощь15. Это малая доля социальных проблем, связанных с качеством жизни, с которыми сталкивается сейчас Россия. Они подрывают социальную и личную безопасность граждан, а также дестабилизируют политическую систему страны. На данный момент национальные интересы («объективно значимые потребности личности, общества») не удовлетворяются в достаточной мере, чтобы говорить о нормальном уровне национальной безопасности.
При анализе соотношения геополитической стратегии России и механизмов ее реализации делается вывод об их несоответствии друг другу. С 2014 года геополитическая риторика усиливается (присоединение Крыма, заключение Договора о Евразийском экономическом союзе и позиционирование ЕАЭС как новой
URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/population/urov/urov 12kv.htm (дата обращения: 24.04.2016); Уровень инфляции в Российской Федерации [Сайт]. URL: httpV/уровень-инфляции.рф/таблица инфляции^рх (дата обращения: 24.11.2016); Бюджет // Министерство финансов РФ [Официальный сайт]. URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/ (дата обращения: 11.2016); Бондаренко М. Росстат увидел рост реальных зарплат россиян // РБК [Сайт]. URL: http://www.rbc.ru/economics/22/04/2016/571a69ed9a7947ce6616899c (дата обращения: 24.11.2016).
12 Grigorieva N. Social Justice and Equality / Inequality Issues in Modern-day Russia // World Social Science Report 2016. Challenging Inequalities: Pathways to a Just World / ISSC, the Institute of Development Studies (IDS) and UNESCO, 2016. P. 93-95. URL: http://en.unesco.org/wssr2016 (accessed: 20.12.2016).
13 The World Factbook // Central Intelligence Agency [Official Site]. URL: https ://www. cia. gov/library/publicat ions/the-world-factbook/rankorder/2066rank.html#rs (accessed: 24.11.2016).
14 The World Factbook: Russia // Central Intelligence Agency [Official Site]. URL: https://www.cia. gov/library/ publications/the-world-factbook/geos/rs.html (accessed: 25.11.2016).
15 ОНФ констатирует снижение доступности медицинской помощи // Правда.Ру [Сайт]. 06.09.2015. URL: http://www.pravda.ru/news/health/06-09-2015/1273549-medpomosh-0/ (дата обращения: 25.11.2016).
самостоятельной геополитической единицы, создание Нового банка развития БРИКС в противовес МВФ и др.), а социально-экономический кризис усугубляется.
Так, в Стратегии национальной безопасности заявлено, что для России настал период самостоятельной в первую очередь от западных стран внешней и внутренней политики. Основой для этого, согласно документу, является экономика страны, проявившая «способность к сохранению и укреплению своего потенциала в условиях нестабильности мировой экономики и применения ограничительных экономических мер, введенных рядом стран против Российской Федерации»16. Там же далее опровергается этот тезис: «Угрозами качеству жизни российских граждан являются неблагоприятная динамика развития экономики, отставание в технологическом развитии, введение ограничительных экономических мер против Российской Федерации, нецелевое расходование бюджетных ассигнований, усиление дифференциации населения по уровню доходов, снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг»17.
В Стратегии поставлена задача устранения дисбалансов и диспропорций в экономике18, однако в качестве инструмента решения этой задачи представлено совершенствование государственного управления на основании Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»19. Данный закон не относится к сфере управления экономикой, а нацелен на упорядочивание именно документов стратегического планирования, что на самом деле создает еще больший хаос в государственном управлении из-за перегруженности его «стратегиями», «планами деятельности», «направлениями развития», разного рода «концепциями», принимающимися на всех уровнях власти.
Важнейшим средством «защиты от кризисных явлений» в Стратегии национальной безопасности считается создание региональных и субрегиональных торговых и иных экономических соглашений20, что подтверждается и в Концепции
16 Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
17 Там же. П. 51.
18 Там же. П. 59 и П. 66.
19 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета. 03.07.2014. Федеральный выпуск № 6418 (146). URL: https://rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html (дата обращения: 30.03.2017).
20 Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». П 25.
внешней политики РФ21. Но, несмотря на участие России в нескольких экономических интеграционных блоках, существенных сдвигов в экономике РФ и остальных стран-партнеров как с позиции безопасности, так и с точки зрения организации совместных производств не наблюдается.
Наиболее активное участие Россия принимает в функционировании БРИКС и ЕАЭС. Первое объединение в силу географической специфики имеет в основном финансовый и торговый характер (Новый банк развития, Пул условных валютных резервов). Также страны —члены БРИКС развивают сотрудничество в таких сферах, как противодействие коррупции, экология, здравоохранение и др.; проводятся взаимные консультации по вопросам внешней политики. Экономисты и политологи по-разному оценивают перспективы БРИКС, но в основном ими делаются негативные прогнозы, прежде всего из-за рецессии в экономиках главных участников блока — Бразилии и России. Есть совсем негативные прогнозы: «Сегодня взгляд экономистов на перспективы БРИКС изменился. Свидетельством этого стало, например, закрытие Goldman Sachs в ноябре 2015 года своего фонда для инвестиций в страны БРИКС. Ликвидируя его, банкиры сообщили, что "не ожидают роста активов в обозримом будущем". Придумавший БРИК экономист Goldman Sachs Джим О'Нил заявил, что Бразилия и РФ скоро "будут исключены из этого клуба"»22. Положительных прогнозов развития БРИКС практически не наблюдается, так как в настоящее время имеет место отток инвестиций из Бразилии, России и Южноафриканской республики и их переориентация в другие развивающиеся страны (Южная Корея, Тайвань).
Евразийский экономический союз — другой проект, в котором Россия принимает непосредственное участие. Потенциал ЕАЭС значительно больше, что обусловлено следующими факторами:
1) Общее географическое пространство.
Разнообразие географических, климатических, ресурсных особенностей государств — членов ЕАЭС может стать большим преимуществом, если учитывать их при планировании совместной экономической деятельности.
2) Последствия распада СССР.
21 Концепция внешней политики Российской Федерации // Министерство иностранных дел РФ [Официальный сайт]. URL: http://archive.mid.ru//brp 4.nsf/0/6d84ddededbf7da644257b160051bf7f (дата обращения: 10.11.2016).
22 Соловьева О. Россию вычеркнули из БРИКС // Независимая газета [Сайт]. 01.02.2016. URL: http://www.ng.ru/economics/2016-02-01/4 briks.html (дата обращения: 20.11.2016).
«На территории еще недавно единой державы возникло полтора десятка новых государств, перед которыми буквально на следующий день после провозглашения политической независимости во весь рост встали серьезные проблемы экономического выживания и недопущения политического хаоса»23.
3) Тесные экономические связи.
Созданные в республиках Советского Союза промышленные комплексы до его распада имели обширные и эффективные производственные связи, поэтому необходимо возродить «позитивные результаты длительного экономического взаимодействия и взаимодополняемости в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР»24.
4) Мировой финансово-экономический кризис 2008 года.
Этот кризис, начавшийся как финансовый, продемонстрировал системные дисбалансы мировой экономики. Его последствия больно ударили и по странам с переходной экономикой. Мировой финансово-экономический кризис подтолкнул государства — члены уже существовавшего ЕврАзЭС к еще более тесному сотрудничеству.
5) Политические причины.
Необходимость проведения «согласованной политики по вопросам миграции трудового населения, оказания содействия своим соседям по снижению уровня социальной напряженности, явно обострившейся в ряде постсоветских стран, и преодолению ее последствий»25 также повлияла на стратегический выбор стран при создании экономического союза. К тому же, параллельно с ЕАЭС действует Организация Договора о коллективной безопасности (с 15.05.1992), которая является военно-политическим союзом и на данный момент объединяет Армению, Россию, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан и Белоруссию.
6) Геополитические причины.
В условиях глобальной нестабильности внутри Евразийского экономического союза активно происходит процесс экономической и политической интеграции. Государствам — членам ЕАЭС жизненно важно занять свое место в динамично меняющемся мире, возможно, предложив свою модель развития и выхода из мирового финансово-экономического кризиса. Это невозможно осуществить без восстановления
23 Чуфрин Г.И. Очерки евразийской интеграции. М.: Весь мир, 2013. С. 7.
24 Там же.
25 Там же. С. 10.
экономик стран, одной политической воли лидеров недостаточно. По словам В. Путина, «очень сложно идет процесс выработки посткризисных моделей глобального развития. Например, застопорился Дохийский раунд, есть объективные сложности и внутри ВТО, серьезный кризис испытывает сам принцип торговли и открытости рынков»26.
Успех ЕАЭС во многом зависит от России, поскольку ее экономическая стратегия непосредственно влияет на развитие Союза.
Таблица 1. Основные социально-экономические показатели ЕАЭС в 2015 году
(в процентах к предыдущему году)27
ЕАЭС В том числе
Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия
Валовой внутренний продукт 97,0 103.5 96.2 101.2 105.9 96.3
Промышленное производство 96,6 105,2 93.4 984 95.6 96.6
Производство продукции сельского хозяйства 103,0 111,7 97,2 104.4 106.241 103.0
Объем выполненных строительных работ 94,0 86,5 88.0 104.3 99.7 93.0
Инвестиции в основной капитал 92,8 100.3 84.8 103.7 108,0 91.6
Грузооборот 99,3 88.5 95.9 92.5 101.1 100.2
Пассажирооборот 97,0 83.9 95.7 101.8 102.2 94.6
Оборот розничной торговли 91,1 90.1 100.2 99.6 105.6 90.0
Индекс потребительских цен 112,4 99.9 112,0 113,6 103.4 112.9
Индекс цен производителей промышленных товаров 109,9 92.3 116.0 95.2 112.1 110.7
В равной степени России жизненно важно предложить модель развития, привлекательную для стран — участниц ЕАЭС, которым необходима помощь в собственной модернизации. Однако на данный момент Союз демонстрирует неравномерное и кризисное развитие (см. Таблицу 1).
Все попытки наладить какие-либо производственные связи обречены на провал, пока сохраняется ручное управление экономикой и главенство монетарной
26 Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня // Известия [Сайт]. 03.10.2011. URL: http://izvestia.ru/news/502761 (дата обращения: 15.11.2016).
27 Источник: Об основных социально-экономических показателях государств — членов Евразийского экономического союза. Январь — декабрь 2015 г. / Аналитический обзор. ЕЭК — Евразийская Экономическая Комиссия. 08.02.2016. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr i makroec/dep
stat/econstat/Documents/Indicators201512.pdf (дата обращения: 25.11.2016).
экономической политики. Без единства информационных процессов — учета, анализа, планирования и регулирования28 — невозможно обеспечить полноценное функционирование и стабильность системы, которой в данном случае является государство и его внешние связи, из-за перманентно увеличивающихся потоков информации и усложнения объекта управления. Вполне реалистичным представляется демократическое планирование — изначальный принцип директивного планирования: согласование потребностей и возможностей снизу (от предприятий, трудовых коллективов) вверх с последующей систематизацией на уровне Правительства и пересчетом в случае необходимости для оптимизации плана (итерации).
На данный момент геополитическая стратегия России, направленная на восстановление ее влияния в современном мире, реализацию претензий на ведущие роли на мировой арене и проведение независимой внешней и внутренней политики, идет вразрез с государственными принципами экономической стратегии. Таким образом, Президентом и Правительством РФ ставятся правильные цели, однако проблема заключается именно в несовершенстве экономического механизма реализации национальных интересов — нужна действенная экономическая модель, технологическая база и комплекс мер по выходу из сложившегося кризиса. При этом мер денежно-кредитной политики будет недостаточно: кризис глубже и имеет производственные причины. Таким образом, необходимо заниматься непосредственно выстраиванием производственных связей, то есть использовать не просто программные документы, но и сами инструменты планирования экономики.
Список литературы:
1. БондаренкоМ. Росстат увидел рост реальных зарплат россиян // РБК [Сайт]. URL: http://www.rbc.ru/economics/22/04/2016/571 a69ed9a7947ce6616899c (дата обращения: 24.11.2016).
2. Бюджет // Министерство финансов РФ [Официальный сайт]. URL: http://minfin.ru/ru /perfomance/budget/ (дата обращения: 11.2016).
3. Валовое накопление основного капитала в России (в % от ВВП) // TrendEconomy [Сайт]. URL: http://data.trendeconomy.ru/indicators/GFCF GDP/Russia (дата обращения: 24.11.2016).
4. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. М.: Академический Проект, 2004.
28 Ведута Н.И. Социально эффективная экономика. М.: Издательство РЭА, 1999. С. 153.
5. Ведута Н.И. Социально эффективная экономика. М.: Издательство РЭА, 1999.
6. Индексы физического объема ВВП // Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab3.htm (дата обращения: 24.11.2016).
7. Концепция внешней политики Российской Федерации // Министерство иностранных дел РФ [Официальный сайт]. URL: http://archive.mid.ru//brp 4.nsf/0/6d84dd ededbf7da644257b160051bf7f (дата обращения: 10.11.2016).
8. Малахова Т.А. Приоритеты инвестиционной политики государства в развитии промышленного сектора экономики // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 47. С. 213-227. URL: http://e-
journal.spa.msu.ru/vestnik/item/47_2014malakhova.htm (дата обращения: 27.03.2017).
9. Маршова Т.Н. Государственное стимулирование технологической модернизации производственного потенциала российской экономики // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. № 55. С. 20-41. URL: http://e-
journal.spa.msu.ru/vestnik/item/55_2016marshova.htm (дата обращения: 27.03.2017).
10. Об основных социально-экономических показателях государств — членов Евразийского экономического союза. Январь — декабрь 2015 г. / Аналитический обзор. ЕЭК — Евразийская Экономическая Комиссия. 08.02.2016.
URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Docum ents/Indicators201512.pdf (дата обращения: 25.11.2016).
11. ОНФ констатирует снижение доступности медицинской помощи // Правда.Ру [Сайт]. 06.09.2015. URL: http://www.pravda.ru/news/health/06-09-2015/1273549-medpomosh-0/ (дата обращения: 25.11.2016).
12. О производстве и использовании валового внутреннего продукта (ВВП) за 2015 год // Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04 03/Isswww.exe/Stg/d06/20vvp1.htm (дата обращения: 10.11.2016).
13. Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня // Известия [Сайт]. 03.10.2011. URL: http://izvestia.ru/news/502761 (дата обращения: 15.11.2016).
14. Реальные располагаемые денежные доходы по РФ // Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new _site/population/urov/urov_12kv.htm (дата обращения: 24.04.2016).
15. Соловьева О. Россию вычеркнули из БРИКС // Независимая газета [Сайт]. 01.02.2016. URL: http://www.ng.ru/economics/2016-02-01/4 briks.html (дата обращения: 20.11.2016).
16. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета [Сайт]. 31.12.2015. URL: http://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения: 20.11.2016).
17. Уровень инфляции в Российской Федерации [Сайт]. URL: http://уровень-инфляции.рф/таблица инфляции.aspx (дата обращения: 24.11.2016).
18. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета. 03.07.2014. Федеральный выпуск № 6418 (146). URL: https://rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html (дата обращения: 30.03.2017).
19. Чуфрин Г.И. Очерки евразийской интеграции. М.: Весь мир, 2013.
20. Grigorieva N. Social Justice and Equality / Inequality Issues in Modern-day Russia // World Social Science Report 2016. Challenging Inequalities: Pathways to a Just World/ ISSC, the Institute of Development Studies (IDS) and UNESCO, 2016. P. 93-95. URL: http://en.unesco.org/wssr2016 (accessed: 20.12.2016).
21. The World Factbook // Central Intelligence Agency [Official Site]. URL: https://www.cia. gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2066rank.html#rs (accessed: 24.11.2016).
22. The World Factbook: Russia // Central Intelligence Agency [Official Site]. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/rs.html (accessed: 25.11.2016).
Veduta E.N., Nebytova A.K.
Economic Mechanisms of Implementation of Russian Geopolitical Strategy
Elena N. Veduta — Ph.D., Chair of Strategic Planning and Economic Policy, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: Veduta@spa.msu.ru
Anastasia K. Nebytova — graduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: NebytovaAK@spa.msu.ru
Annotation
The article analyses the quality of Russia's economic policy and its compliance with the national security needs and geopolitical strategy. To this end, the author addresses the main indicators of economic development, which not only reflect the situation of a current period, but also make it possible to forecast the capacities of the state in the following periods. Today the socio-economic situation in Russia demonstrates a number of serious threats to its national security, undermines its geopolitical position and makes long-term integration initiatives impossible. The author concludes that the implementation of national goals and objectives, which include the quality of life improvement, requires a revision of the current economic policy towards the strategic planning of the economy.
Keywords
Geopolitics, economic policy, indicators of development, integration, EEU, strategic planning, economic crisis, strategy, national security, quality of life, economic security.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх