Научная статья на тему 'Экономические факторы победы'

Экономические факторы победы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1109
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / GREAT PATRIOTIC WAR / ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / MILITARY AND ECONOMIC POTENTIAL / РЕСУРСЫ / RESOURCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маркова А.Н.

Вторая мировая война началась как война между странами с однотипным социально-экономическим строем, победы и поражения в которой определялись прежде всего мощью военно-экономического потенциала того или иного государства. С вторжением же гитлеровских полчищ в нашу страну, она превратилась в войну государств с различными экономическими системами. Итог войны известен: несмотря на то, что в руках Германии находились производственные и людские ресурсы почти всей Европы, победу одержал Советский Союз. Что же предопределило эту Победу? Какими предпосылками и факторами она была предрешена? Какие меры обеспечили возможность ее достижения?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic factors of Victory

The second world war began as war between the countries with same social and economic строем, victories and defeats in which were defined first of all by power of military-economic potential of this or that state. With intrusion of hitlerite hordes into our country, it has turned to war of the states with various economic systems. The result of war is known: in spite of the fact that in hands of Germany were industrial and manpower resources almost all Europe, the victory was gained by Soviet Union. What has predetermined this Victory? It has been predetermined by what preconditions and factors? What measures have provided an opportunity of its achievement?

Текст научной работы на тему «Экономические факторы победы»

65 ЛЕТ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (1941-1945 ГГ.)

Экономические факторы Победы

Маркова А.Н. *

The second world war began as war between the countries with same social and economic строем, victories and defeats in which were defined first of all by power of military-economic potential of this or that state. With intrusion of hitlerite hordes into our country, it has turned to war of the states with various economic systems. The result of war is known: in spite of the fact that in hands of Germany were industrial and manpower resources almost all Europe, the victory was gained by Soviet Union. What has predetermined this Victory? It has been predetermined by what preconditions and factors? What measures have provided an opportunity of its achievement?

Ol

Z

О

о сч

о о о

Q. С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Вторая мировая война началась как война между странами с однотипным социально-экономическим строем, победы и поражения в которой определялись прежде всего мощью военно-экономического потенциала того или иного государства. С вторжением же гитлеровских полчищ в нашу страну, она превратилась в войну государств с различными экономическими системами. Итог войны известен: несмотря на то, что в руках Германии находились производственные и людские ресурсы почти всей Европы, победу одержал Советский Союз.

Что же предопределило эту Победу? Какими предпосылками и факторами она была предрешена? Какие меры обеспечили возможность ее достижения?

Предпосылки победы

Предпосылки победы Советского Союза в этой длительной, самой кровопролитной в истории нашей Родины войны были созданы его успехами во многих областях социально-экономического развития, достигнутыми в довоенные пятилетки. Уже во второй пятилетке по масштабам промышленного производства Советский Союз вышел на второе место в мире и первое в Европе. Если до революции Россия была аграрной страной с многомиллионным крестьянским населением, то в результате осуществления довоенных пятилеток СССР превратился в индустриальную державу промышленность которой была представлена широким спектром отраслей и обеспечила независимость от вво-

за машин из зарубежных стран, что имело огромное значение в условиях враждебного капиталистического окружения.

Большое значение имели беспрецедентные социальные преобразования — было признано равенство наций, обеспечена грамотность населения, трудящиеся широко привлекались к управлению производством и государством.

В условиях предвоенного десятилетия, преобразуя структуру экономики и развивая производительные силы, советское государство сочетало интересы развития народного хозяйства и укрепления обороноспособности страны, то есть развития ВПК (военно-промышленного комплекса).

Во второй и третьей пятилетках оборонная промышленность развивалась более высокими темпами, чем промышленность в целом. Было уделено внимание, учитывая сложность международной обстановки, созданию необходимых государственных резервов и мобилизационных запасов. В области труда и кадров был проведены жесткие мероприятия по укреплению трудовой дисциплины и созданию сети фабрично-заводских школ. Эти объективные факторы укрепления кадровой структуры производства государство с началом военных действий должно было реализовать на практике.

Великая Отечественная война полностью подтвердила правоту этих предвидений. Проанализируем составляющие звенья экономической политики, осуществленной правительством страны в условиях военного времени.

Доктор экономических наук, профессор.

Трудности первого этапа войны

Первый этап Великой Отечественной войны был неблагоприятным для нашей страны. Сосредоточив огромные запасы промышленного сырья и продовольствия оккупированной Европы, располагая почти в 2 раза большими, чем СССР, военно-экономическими ресурсами, используя фактор внезапности, гитлеровская Германия оккупировала значительную территорию Советского Союза. В западных и южных районах, подвергшихся нашествию, располагались наиболее густая транспортная сеть, наиболее крупные и технически оснащенные предприятия металлургии, электроэнергетики, машиностроения, наиболее крупные города, плодородные посевные площади, проживало около 42 % советских людей.

За вторую половину 1941 г. объем промышленного производства в СССР в целом сократился в 2,1 раза. Наибольшее падение производства произошло в декабре 1941 г. — выплавка чугуна и стали сократилась в 2 и 2,8 раза соответственно, производство проката черных металлов — в 3 раза, шарикоподшипников — в 21 раз, а некоторые виды продукции машиностроения перестали выпускаться вообще.

Перестройка экономики на военный лад

В таких условиях советским правительством была разработана и осуществлена программа перевода народного хозяйства на военные рельсы, выдвижение способных организаторов и обеспечение единства действий фронта и тыла, превращение всей страны в единый боевой лагерь.

Первой мерой явилась централизация управления — был образован Государственный Комитет Обороны (ГКО) во главе с И.В. Сталиным. В ведении этого органа была сосредоточена вся полнота власти в государстве. Распоряжения и решения ГКО подлежали беспрекословному выполнению всеми гражданскими и всеми организациями страны. На совместных заседаниях ГКО и Политбюро рассматривались все важнейшие народнохозяйственные вопросы. Все партийные и хозяйственные органы страны регулярно докладывали им о состоянии военного производства. Создавались специальные комиссии для выявления неиспользованных возможностей и резервов, устранения вскрытых недостатков.

Члены ГКО руководили основными отраслями военного хозяйства. При ГКО

работало оперативное бюро. В ГКО входили представители соответствующих хозяйственных органов и Госплана СССР. В обкомах и крайкомах партии были созданы отраслевые отделы, в первую очередь в оборонной промышленности, что также способствовало оперативному решению хозяйственных вопросов. Все это позволило ГКО добиться максимальной централизации материально-технического снабжения промышленности.

Вторая мера заключалась в проведении эвакуации из прифронтовых районов на восток заводов, целых отраслей промышленности, а также людей. По своим масштабам это перебазирование, осуществленное в тяжелейших условиях, не имеет себе равных в истории человечества. В восточные районы — на Урал, Поволжье, Сибирь, Среднюю Азию, Казахстан было эвакуировано оборудование почти 2600 предприятий, 10 млн рабочих, специалистов и их семей. Эвакуация охватывала одновременно Украину, Белоруссию, Прибалтику, Молдавию, СевероЗападный район. Исключительно жесткими были сроки ее проведения. Положение осложнялось тем, что вывоз эшелонов с эвакуируемыми грузами осуществлялся в направлении, встречном с транспортировкой к линии фронта войск, снаряжения, боеприпасов. Эвакуация потребовала огромных усилий железных дорог, большого количества транспортных средств. Достаточно сказать, что только для эвакуации одного из оборонных предприятий Харькова потребовалось 42 эшелона, общая протяженность которых равнялась 20 км. Эвакуируемые предприятия вывозились на дальние расстояния, за 2—3 тыс. км. С начала войны по февраль 1942 г. было перевезено 1,5 млн вагонов с эвакуационными грузами. Вывоз оборудования, имущества, скота, фуража и пр. осуществлялся днем и ночью, зачастую под огнем противника, бомбардировки с воздуха. На узловых станциях были организованы эвакуационные пункты; в их функции входили прием и отправка эшелонов с людьми, организация питания, оказание медицинской помощи. Эту задачу в тесном взаимодействии с железнодорожниками выполняли речники, работа которых была особенно трудной на переправах. В приморских районах (Прибалтика, Кольский полуостров, Юг Украины, Северный Кавказ) важную роль в эвакуации населения и имущества сыграл морской флот.

N 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

N

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q. С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л *

<

S I

н

о ф

со

Для руководства эвакуацией был создан специальный Совет во главе с Н.М. Шверником. В восточные районы перебазировали все предприятия танковой, авиационной и моторостроительной промышленности, производства боеприпасов, вооружения, 94 металлургических, 150 машиностроительных заводов. 40 заводов электротехнической промышленности. С приближением вражеских войск эвакуировались не только промышленные предприятия. На восток отправлялось имущество колхозов совхозов. Более 10 млн голов скота было угнано с Украины в восточные районы. Из Белоруссии отправили 395 тыс. голов крупного рогатого скота, 248 тыс. овец, 15 тыс. свиней.

Вторая волна эвакуации началась с конца мая 1942 г., в связи с наступлением фашистских войск на южном участке фронта. Она охватывала преимущественно Ростовскую, Воронежскую, Орловскую, Сталинградскую, Ворошиловоградс-кую области и Северный Кавказ. И по охвату территории и по объему эта эвакуация была значительно меньше первой — в период лета—осени 1942 г. эвакуировали только 150 предприятий.

В целом же такая грандиозная работа по перебазированию производительных сил в тыл стала возможной лишь в условиях наличия общественной собственности на средства производства. Ни в одной другой стране мира подобная задача решена не была, хотя и возникала. Так, в 1940 г. во Франции, была сорвана эвакуация промышленности из прифронтовых районов, так как интересы частных владельцев оказались выше общенациональных. И, как известно, Франция была оккупирована фашистами. А в годы первой мировой войны царская Россия также не смогла решить подобную проблему, когда потребовалось вывезти промышленные предприятия с запада на восток.

Третья мера, без которой невозможно было перестроить экономику на военный лад — это обеспечение скорейшего ввода в строй эвакуированных предприятий. Эта исключительно сложная задача также была успешно решена. Ответственными за вопросы размещения вывезенных в тыл предприятий и пуск их в действие были назначены члены ЦК партии и правительства: А.Н. Косыгин, Н.А. Вознесенский, М.Г. Первухин, Д.Ф. Устинов.

Для выполнения огромной программы восстановительных работ из западных и центральных районов на восток были

переведены кадры строительных организаций и созданы особые строительно-монтажные части. Несмотря на исключительно тяжелые условия, в которых приходилось осуществлять установки оборудования на новых местах (зимнее время, недостаток материалов, строительной техники, рабочих рук, отсутствие жилищно-бы-товых условий), она проходила в невероятно короткие сроки — крупнейшие оборонные заводы монтировались в течение трех—четырех недель. (Харьковский тракторный, Кировский завод и др.) А в целом переброшенные заводы вводились в строй через полтора — два месяца. Уже в первой половине 1942 г. большая их часть действовала, превзойдя производство довоенного уровня. При размещении было предусмотрено соответствующее кооперирование между смежными заводами, их комбинирование, что помогало обеспечивать снабжение производства сырьем, материалами, топливом, электроэнергией, транспортными средствами.

Следующая мера состояла в быстрой перестройке всей экономики на удовлетворение нужд войны.

Государство планомерно переключило все отрасли экономики на производство военной продукции. В течение нескольких месяцев многие предприятия гражданской промышленности были приспособлены к производству военной техники, вооружения, боеприпасов, армейского снаряжения. Переключались на нужды войны ремонтно-механические цехи заводов. Местная промышленность и промкооперация переводились на выпуск военного обмундирования, перевязочных материалов. Маскировочных средств, пищевых концентратов, консервов. Заводы тяжелого транспортного и сельскохозяйственного машиностроения перешли на выпуск танков, а предприятия среднего машиностроения — на выпуск минометов, артиллерийских орудий, боеприпасов.

Таким образом, необходимость быстрого увеличения выпуска боевой техники, самолетов, танков потребовала значительной перестройки всех ведущих отраслей народного хозяйства.

Следующая мера перевода экономики на военные рельсы — перераспределение рабочей силы, материальных и финансовых средств в пользу оборонной промышленности. Военным предприятиям было предоставлено право мобилизации и закрепления кадров для постоянной работы через бронирование. Произошло перераспреде-

ление численности занятых — их доля увеличилась в производственной сфере за счет уменьшения непроизводственной; возросла в этом показателе доля военной промышленности — для этих целей существенную часть рабочих рук выделило сельское хозяйство.

В целом перестройка экономики СССР на военный лад была проведена в исключительно короткие сроки — во много раз быстрее, чем в капиталистических странах, в том числе фашисткой Германии, которая затратила на нее в 6 раз времени больше, чем Советский Союз.

Уже с декабря 1941 г. падение производства удалось приостановить, а в конце I квартала 1942 г. советская промышленность начала наращивать объемы выпускаемой продукции. К середине 1942 г. перестройка советской экономики на военный лад была завершена; утраченные мощности военной промышленности были успешно восстановлены и даже превзойдены. В 1942 г. производство военной продукции увеличилось по сравнению с 1940 г. на Урале в 5 раз, в Поволжье — в 9 раз, в Западной Сибири — в 27 раз. В начале 1943 г. Советский Союз имел слаженное и динамически растущее военное хозяйство.

Особенности планирования в годы войны

Огромные преимущества были обеспечены плановым ведением военной экономики. ГКО принял меры к существенному улучшению экономического планирования в масштабе всей страны. Была перестроена работа Госплана — созданы специальные отделы вооружения, боеприпасов судостроения, авиационной и танковой промышленности. Эти отделы разрабатывали программы выпуска военной продукции каждым предприятием страны, держали под контролем материально—техническое снабжение военного производства. Промышленные наркоматы ежедневно отправляли в Госплан сводки о выполнении заданий ГКО.

В годы войны повысилась роль централизованного распределения. Это проявилось в более широкой по сравнению с довоенным временем номенклатуре видов продукции, подлежащей централизованному распределению; упорядочении нормативного хозяйства в целях экономии сырья, топлива, электроэнергии, совершенствования учета. В годы войны ЦСУ проводило срочные переписи металла, топлива, химического сырья, оборудования и других материальных ресурсов.

Госплан составлял материальные балансы и планы распределения всех важнейших факторов производства — основных фондов, сырья и топлива, рабочей силы, которые подлежали обязательному утверждению ГКО.

Повышение роли централизации распределения нашло отражение и в установлении карточной системы снабжения продуктами и товарами широкого потребления населения городов. На государственном снабжении в 1945 г. находилось 85 млн человек; в стране была обеспечена устойчивость розничных цен на нормированные товары, был сохранен довоенный уровень квартирной платы, тарифов.

Изменились во время войны методы планового руководства народным хозяйством. Основной формой планирования стали квартальные, месячные и декадные народнохозяйственные планы. Это означает, что повысилась роль текущего планирования, что обуславливалось большой подвижностью фронтов, быстро меняющейся обстановкой, когда возникала необходимость принятия оперативных и гибких решений.

Первым хозяйственным планом военного времени явился мобилизационный план на III квартал 1941 г. Он был принят правительством в начале войны. В нем ставилась задача сосредоточить хозяйственные ресурсы на развитие военной промышленности, строго ограничивалось число ударных строек. Рабочей силой в первую очередь обеспечивалась оборонная индустрия.

Военно-хозяйственный план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г., принятый 16 августа 1941 г. (его утвердили ЦК ВПК(б) и СНК СССР), охватывал Поволжье, Урал, Западную Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. В этих районах планом предусматривалось: развертывание промышленного строительства и превращение их в основную военно-промышленную базу; уделялось внимание вопросам специализации предприятий и их кооперирование для обеспечения комплексной продукции. Планы кооперирования являлись отличительной приметой военного времени.

Последующие военно-хозяйственные планы разрабатывались наркоматами и Госпланом Союза и утверждались ГКО. Ведущие военные заводы работали по суточным графикам. На железных дорогах был введен специальный график движения поездов, обеспечивающий максимальное использование провозной способности транспортных линий и узлов.

N 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

5

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

N

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q. С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

Огромное преимущество социалистической системы проявилась также в разработке еще в трудные годы войны перспективных планов, что оказалось не под силу ни одному из других воюющих государств. Перспективное планирование охватывало как крупнейшие экономические районы для обеспечения их пропорционального развития, так и производство отдельных видов продукции (котлов, турбин, генераторов). Поскольку основным военно-промышленным арсеналом в годы войны являлся Урал, с его многочисленными предприятиями и перегруженной транспортной сетью, то первый перспективный план военного времени был разработан по Уральскому экономическому району. В нем были обоснованы объемы производства ведущих отраслей промышленности и транспортного строительства. Он был составлен на четыре года (1943—1947 гг.) и принят в августе 1943 г. А уже к августу 1944 г. Госпланом СССР был подготовлен проект перспективного плана восстановления и развития народного хозяйства страны в целом на 1943—1947 гг.

Народнохозяйственные пропорции военного времени

Экономика СССР периода Великой Отечественной войны характеризовалась коренной перестройкой народнохозяйственных пропорций, как отраслевых, так и территориальных. На нужды обороны направлялась подавляющая часть материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Если в 1940 г. на эти цели использовалось 15 % национального дохода, то в 1942 г. - 57-58 %. В 1940 г. военные нужды отвлекали 26 % промышленной и 9 % сельскохозяйственной продукции, 16 % всей работы транспорта; а в 1942 г. эти показатели возросли соответственно до 68,24 и 61 %. Продукция наркоматов оборонной промышленности увеличилась в 1942 г. по сравнению с 1940 г. на 86 %, а в 1944 г. — в 2,5 раза. Удельный вес продукции наркоматов оборонной промышленности в валовой продукции всей промышленности достигал 70—80 % (с учетом выполнения военных заказов предприятиями других наркоматов). Для обеспечения военных потребностей пришлось сократить часть национального дохода, направляемую на народное потребление, причем на первом этапе войны, в 1941— 1942 гг. оно было сокращено не только относительно, но и абсолютно. В последующие годы советская экономика уже смог-

ла наряду с увеличением объема военных расходов, поднять долю накопления и личного потребления. При абсолютном росте военных расходов их доля снизилась в госбюджете с 2/3 в 1940 г. до 50 % в последние 10 месяцев войны. Доля фонда накопления увеличилась в 2 раза.

Отличительной чертой советской экономики в годы войны было достижение сбалансированности бюджета, а затем превышение доходов над расходами. Это было результатом планового ведения хозяйства, которого не смогла добиться ни одна капиталистическая страна. Конечно, финансовая система выдержала тяжелые испытания в связи с огромными затратами на военные цели, что отразилось на формировании государственного бюджета. Так как расходы на оборону возросли, то пришлось привлекать дополнительные доходы. Они были мобилизованы внутри страны, поскольку внешних источников не существовало.

Главным источником доходов госбюджета оставались поступления от государственных предприятий. С 1942 по 1945 гг. доходы этой линии возросли на 60 млрд руб.

Однако, из-за потерь в ходе войны, государственные предприятия не могли полностью обеспечить потребности бюджета, пришлось привлечь и другие источники средств. В их числе были поступления от населения: введен военный налог, увеличены другие налоги, введена система государственных займов, денежно-вещевых лотерей. В фонд обороны вносились пожертвования населения, которое проявило глубочайший патриотизм. Чтобы приблизить день Победы, добровольные взносы населения передавались в созданные в годы войны «Фонд Красной Армии и «Фонд восстановления хозяйства в освобожденных от оккупантов районах». Сюда взносы поступали в различных видах — наличными деньгами, драгоценностями, облигациями госзаймов, сельскохозяйственными продуктами, отчислениями от заработанной платы и др. В этом патриотическом движении участвовали все слои населения. Всего в виде добровольных взносов поступило за годы войны 94,5 млрд руб., 140,7 кг золота, 13 кг платины, 9,5 кг серебра. Значительное количество драгоценных изделий, облигаций и иностранной валюты1.

Капитальное строительство

Соизмеряя доходы и расходы, социалистическое государство в условиях беспрерывных боевых действий обеспечива-

ло всем необходимым не только армию, но и расширенное воспроизводство основных фондов. Такое ведение хозяйства позволило обеспечить необходимое увеличение военного производства, выполнить огромный объем капитального строительства, начать в ходе войны восстановление разрушенных предприятий в освобожденных от оккупации районах.

В результате перебазирования промышленных предприятий из западных районов в восточные изменились территориальные народнохозяйственные пропорции, произошли существенные сдвиги в размещении производительных сил. Помимо размещения в восточной зоне эвакуированных предприятий, здесь осуществлялось и новое строительство, так как требовалось обеспечить предприятия металлом, электричеством и другими материалами, поскольку электростанции, домны, угольные шахты, мартеновские печи, прокатные станы эвакуации не подлежали многие объекты из этих производств остались в оккупации. В трудной обстановке военного времени были выполнены огромные работы по новому капитальному строительству. За этот период в тыловых районах было построено 3500 крупных предприятий. В их числе крупнейшие металлургические, машиностроительные заводы, тепловые электростанции. Здесь были созданы мощные танкостроительные комплексы, новые базы авиастроения, крупные центры производства артиллерийского и стрелкового вооружения и боеприпасов. За четыре года войны производство продукции на Урале увеличилось в 3,6 раза, в Сибири — 2,8, в Поволжье — 2,4 раза. Выпуск продукции оборонной промышленности в восточных районах возрос в 5,6 раза.

За годы войны огромный объем строительных работ был выполнен на транспорте — было сооружено 9 тыс. км железнодорожных магистралей (за все довоенные годы — 13,4 тыс. км.), около 100 тыс. км автомобильных дорог ( с учетом восстановления, реконструкции и ремонта), 1,3 тыс. км трубопроводов, закончено строительство Углического и Рыбинского гидроузлов.

В 1943 г. завершилось сооружение крупнейшей стройки военного времени — Печорской дороги, соединившей центр страны с печорским углем и сыгравшей огромную роль в обеспечении народного хозяйства воркутинским топливом в период временной оккупации Донбасса. Эта дорога улучшила топливоснабжение

северо-западных, северных и центральных районов и открыла доступ к Ухтинским месторождениям нефти. Военная экономика потребовала более тесной связи ресурсов Казахской ССР (уголь, нефть, цветные металлы) с уральской и волжской промышленными базами. Поэтому правительство ускорило ввод в действие железнодорожной линии Акмолинск — Карталы. Эта дорога кроме укрепления указанных связей сократила путь карагандинскому углю на Южный Урал и разгрузила главный сибирский ход. В Западном Казахстане соорудили железную дорогу Орск — Кандачач — Гурьев, что открыло прямой выход эмбинской нефти на Урал, а также вывозу нефтепродуктов из построенного в годы войны гурьевского нефтеперерабатывающего завода.

Особенно важное стратегическое значение имел ввод в эксплуатацию в 1941 г. железнодорожной линии Обозерская — Сорокская, благодаря которой Мурманская дорога, отрезанная от Ленинграда, смогла бесперебойно снабжать войска Карельского и Ленинградского фронтов и доставлять стране импортные грузы из Мурманского порта.

Для усиления фронтовых железнодорожных коммуникаций большое транспортное строительство осуществлялось в годы войны в районе Поволжья. Обслу-женность транспортной сетью здесь была недостаточной, многие железные дороги, примыкавшие к Сталинграду, были одноколейными. На правом берегу Волги в ходе военных действий построили волжскую рокадную линию — Свияжск — Иловля, которая соединила все крупные промышленные центры Среднего и Нижнего Поволжья. Она имела огромное народнохозяйственное значение в снабжении фронтов в наиболее ответственный период войны.

Большую помощь оказала Северокавказскому фронту построенная в 1942 г. скоростными методами дорога Кизляр — Астрахань.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во время подготовки наступления на Курской дуге рекордными темпами ввели в строй участок железной дороги Старый Оскол — Ржава (Сараевка) протяженностью 95 км. Он был построен для освоения огромных воинских перевозок и служил дополнительным выходом из Курской дуги. Для осуществления Курской битвы советские транспортники доставили сюда 500 тыс. вагонов военных грузов.

Для обеспечения согласованной работы магистральной сети и подъездных

N 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

N

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q. С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

путей в годы войны соорудили 10 тыс. км подъездных путей и тоже в сжатые сроки.

Военная обстановка внесла много нового в организацию и проведение строительных работ. Капитальное строительство осуществлялось скоростными методами. Огромные масштабы строительства стали возможными благодаря привлечению к участию в нем десятков тысяч советских граждан. Сооружение железных и шоссейных дорог проводилось методом народных строек. Например, на сооружении дороги Старый Оскол — Ржава (Сара-ека) работало 25 тыс. строителей. Острая нехватка материальных ресурсов вынуждала сооружать дороги и другие объекты по облегченным, упрощенным техническим условиям. По этой причине использовались временные сооружения с последующей заменой их капитально выстроенными объектами. Например, главный путь Северо—Печорской магистрали на участке Котлас — Кожва был проложен по грунту без балластного слоя.

При проектировании строящихся объектов широко практиковалась замена дефицитных материалов местными, как, например, сооружение комбинированных мостов с дополнительными деревянными опорами вместо цельнометаллических. Приходилось для обеспечения строительства объекта разбирать прежние сооружения, не используемые в ходе войны. Так, на укладке дороги в Поволжье использовались рельсы, собранные с начатой строиться в довоенные годы Байкало-Амурской магистрали.

В условиях, когда фашистские захватчики подошли к Северному Кавказу, Закавказье оказалось изолированным и нефтяные грузы не могли перекачиваться по трубопроводу Баку — Батуми. Для обеспечения районов потребления бакинским керосином, одну нитку трубопровода Баку — Батуми разобрали и построили продуктопровод Астрахань — Саратов. Для улучшения транспортировки нефти с острова Сахалин на побережье континента через Татарский пролив был проложен трубопровод Оха — Софийское. В Поволжье и Казахстане построили нефтепроводы: Зольное — Батраки — Сызрань и Комсомольская — Макат. Летом 1942 г. по дну Ладожского озера проложили трубопровод для снабжения горючим войск Ленинградского фронта.

Внедрение технического прогресса явилось характерной чертой военной экономики — в области трубопроводов она

проявилась и в том, что именно в годы войны был построен первый газопровод внутрирайонного значения Похвистнево — Куйбышев. А в 1944 г. ГКО принял постановление о строительстве первого для нашей страны магистрального газопровода Саратов — Москва.

Несмотря на трудности военного времени в решающих отраслях, в том числе на железнодорожном транспорте, широко использовались достижения научно — технического прогресса. Некоторые участки железных дорог переводились на электротягу. Продолжался процесс автоблокировки и диспетчерской централизации. Проводились работы по развитию узлов, устройству соединительных ветвей и обходов. Удлинялись станционные пути. В Москве не прекращалось строительство метрополитена — за годы войны введена в строй третья очередь, открыто семь новых станций.

Сельское хозяйство

В такой ситуации, когда оказались оккупированными территории с наиболее развитым аграрным сектором, проблему обеспечения фронта продовольствием пришлось решать восточным районам. Эта жизненно важная задача была выполнена благодаря усилиям эвакуированного и местного населения. Сказались также и преимущества коллективного народного хозяйства, хотя гитлеровцы считали колхозы самым слабым и уязвимым звеном советской экономики. Однако именно колхозы обеспечивали потребности армии тыла всем необходимым. В 1942 г. специальным постановлением партии и правительства для колхозников был повышен обязательный минимум трудодней. Весь урожай, полученный с площадей, сверх плана, передавался в фонд Красной армии. Помимо снабжения фронта и населения продуктами питания советская деревня передала Красной армии значительное количество тракторов, автомобилей, конского поголовья.

Важное значение имело то обстоятельство, что еще в довоенные годы восточные районы — Поволжье, Урал, Сибирь — стали развитыми центрами производства товарного зерна. Чтобы восполнить потерю базы технических культур из-за оккупации Украины, в восточных районах усиленно развивалось свеклосеяние, производство льна, более чем в 2 раза была увеличена площадь под каучуконосами. Успешно развивалось в восточ-

ных районах и животноводство — в 1943 г. они произвели мяса в 2 раза больше по сравнению 1940 г.

Вся тяжесть земледельческого труда в военные годы легла на плечи женщин, стариков и подростков. Советское государство в сжатые сроки подготовило для села механизаторов, из числа женщин, заменивших ушедших на фронт мужчин. Женщины освоили мужские профессии — водили тракторы, комбайны, автомобили. Они работали бригадирами, звеньевыми, возглавляли животноводческие фермы, руководили колхозами и совхозами.

Поскольку на первом этапе войны сельское хозяйство новой техникой не снабжалось, в нем увеличилась доля ручного труда, использование примитивной техники (плугов и серпов) и живой тягловой силы (быков и коров). Но уже в 1944 г. производство сельскохозяйственных орудий и машин возобновилось, их начали поставлять селу. Таким образом, жизнеспособность колхозного строя, в которой сомневались зарубежные социологи и политики, в условиях тяжелейшего военного времени оказалась устойчивой, коллективное сельское хозяйство справилось с поставленными перед ним задачами.

Решение проблемы кадров

Советская экономика оказалась способной решить и такую сложную задачу, как обеспечение всех отраслей хозяйства трудовыми ресурсами в условиях, когда подавляющая часть населения призывного возраста находилась в действующей армии. Эта задача была решена на основе планомерного перераспределения занятых по отраслям, вовлечения в общественное производство всех трудоспособных, увеличения численности занятых женщин и подростков. В годы войны проводилась мобилизация городского населения для работ на предприятиях и стройках военной промышленности, объектах транспортного строительства, о чем говорилось. Была увеличена продолжительность рабочего дня, отменены отпуска, возросла интенсификация труда, что явилось существенным восполнением фонда рабочего времени. Советское государство не только обеспечило необходимую численность рабочих рук, но и смогло решить проблему подготовки квалифицированных кадров в ФЗУ и на соответствующих курсах и в школах без отрыва от производства. Система ФЗУ подготовила для промышленности 2 млн рабочих и

2 млн трактористов и комбайнеров для сельского хозяйства. Успешно была решена подготовка кадров для работы на военных предприятиях. Несмотря на трудовые условия военного времени, в стране функционировали высшие учебные заведения, начальные и средние школы, были созданы необходимые условия для развития научного потенциала, что служило гарантией обеспечения народного хозяйства специалистами в перспективе.

В современную эпоху с пренебрежением относятся к такой мере, присущей советскому времени, как социалистическое соревнование. А ведь его расширение в годы войны было подвигом тыла. Тогда получили развитие его новые формы, по сравнению с довоенным периодом. В их числе: стахановская фронтовая вахта и движение женщин—производственниц за переход на «мужские» профессии. Родились и такие эффективные формы соревнования, как фронтовые комсомольско-молодежное движение, совмещение профессий, овладение новыми профессиями, соревнования кадровых рабочих в обучении новичков. Развернулось движение «двухсотников» и «трехсотников», выполнявших по 2—3 нормы. Женщины внесли своим героическим трудом достойный вклад в дело победы. Уже к концу 1941 г. женщины составляли почти половину общего числа рабочих. Они заменили ушедших на фронт мужчин в самых различных отраслях. Особенно возросла роль женщин в сельском хозяйстве — удельный вес женщин—трактористок и комбайнеров возрос в 1943 г. до 54 % против 8 % в 1940 г. Все это позволило довести валовую продукцию промышленности в 1945 г. до 92 % от уровня 1940 г.

Победа в ВОВ — победа всех народов СССР (фактор интернационализма)

Победа Советского Союза над фашисткой Германией несомненно была достигнута общими усилиями всех народов нашей страны. По некоторым видам продукции роль республиканских ресурсов была решающей. Так, 85 % общесоюзного производства свинца, 60 % марганцевой руды, 70 % полиметаллических руд, 30 % меди обеспечивал Казахстан. Промышленность Киргизии поставляла оборонной промышленности цветные и редкие металлы. В 1944 г. эти поставки были в 3,5 раза больше, чем в 1942 г. Красная армия получала снаряды, мины, патроны, вооружение грузинского производства. Гру-

N 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

N

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q. С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

зия поставляла также ферросплавы для производства высококачественной стали, уголь и другую продукцию. Армения в числе сотен видов изделий и продуктов оборонного значения давала стратегическое сырье, снаряжение. Значительное количество различного сырья для оборонной промышленности, боеприпасов и снаряжения поставляли Узбекистан, Азербайджан, Туркмения, Таджикистан и другие республики. А в период оккупации Северного Кавказа была предпринята эвакуация из Баку в Красноводск цистерн с нефтью вплавь, по Каспийскому морю!

Возрождение экономики в освобожденных от оккупации районах

На втором этапе войны в военно-хозяйственных планах, наряду с задачами форсированного развития оборонной промышленности, предусматривалось возрождение экономики в освобождаемых от врага районов. Жизнеспособность советской экономики проявилась в том, что восстановительные работы начались еще в период военных действий, когда небывалые в истории масштабы сражений предъявляли к народному хозяйству страны, к ее транспортной системе почти невыполнимые требования. Достаточно сказать, что для обеспечения Курской битвы потребовалось почти 500 тыс. железнодорожных вагонов, Берлинской операции — почти 300 тыс.

Выше отмечалось, что наибольшее падение промышленного производства произошло в декабре 1941 г. Но в этом же месяце оно было не только приостановлено, но и было принято постановление СНК СССР о восстановлении шахт в Подмосковном угольном бассейне. В 1943 г. в Постановлении ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 21 августа «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» была намечена программа восстановительных работ.

Начатые в 1943 г. восстановительные работы в 1944—1945 гг. приняли уже гигантские масштабы. В государственных планах на эти цели выделялись огромные средства, которые из года в год увеличивались — в 1944 г. их доля составляла 2/5 всех вложений в народное хозяйство. Всего за годы войны в освобожденных районах было восстановлении 7500 крупных предприятий. В истории военной экономики одной из впечатляющих страниц стало восстановление транспорта — со-

ветские люди вновь ввели в строй 50 тыс. км главных железнодорожных путей, 2500 станций и разъездов, 16 тыс. мостов. Поражали сроки: мост через Днепр у Киева восстановили за 10 дней. На железных дорогах в Белоруссии, разрушенных полностью, открыли движение на седьмой день. Наряду с промышленными объектами возрождалось сельское хозяйство — на освобожденной территории начали вновь работать 1800 восстановленных совхозов, 3 тыс. МТС, 85 тыс. колхозов, много больниц, школ, жилых домов, библиотек, клубов. В этой колоссальной работе участвовала вся страна, весь народ, все республики и районы. Восстановление разрушенного войной хозяйства позволило существенно пополнить ресурсы промышленности и аграрного сектора. Если в 1943 г. освобожденные от оккупации районы производили продукции на 2,7 млрд руб. (в неизменных ценах), то в 1944 г. уже в 3 раза больше.

Восстановительные работы, их объем, очередность, сроки, источники финансирования, материально—техническое снабжение были объектом пристального внимания плановых органов. В планах в первую очередь предусматривалось восстановление предприятий военной и тяжелой промышленности, а также железнодорожного транспорта. По таким ведущим отраслям экономики, как черная и цветная металлургия, угольная, нефтяная промышленность, электроэнергетика в 1944 г. были разработаны перспективные планы восстановления и развития на ряд лет.

Технико-экономическая независимость СССР

Благодаря фактору технико-экономической независимости национальной экономики наша страна в годы войны самостоятельно решила невероятно сложную проблему регулярного материально— технического снабжения многомиллионной армии, сражавшейся четыре года, опираясь на свои экономические ресурсы и отечественное производство. В общем количестве боевых средств, поступивших в годы войны на вооружение Красной армии, поставки союзников по ленд-лизу составляли лишь 2 % по артиллерийским снарядам, около 12 % — по самолетам и 10 % — по танкам. Причем в наиболее тяжелый период войны (в 1941—1942 гг.) помощь союзников была совсем незначительной. К тому же нам поставлялась в основном устаревшая военная техника.

Несколько более весомыми были поставки союзниками материалов и оборудования, а так же легковых автомобилей и нефтепродуктов. Советский Союз получил за годы войны из США и Англии более 401 тыс. автомашин и 2,6 млн тонн нефтепродуктов. Однако и эти поставки были незначительны по сравнению с собственными усилиями и ресурсами СССР, что признавали и признают даже западные политики.

Особенно это ясно, если учесть, что наша собственная военная промышленность произвела в 1941—1945 гг. свыше 523 тыс. артиллерийских орудий, более 110 тыс. танков и самоходных орудий (САУ), около 143 тыс. боевых самолетов. Для сравнения: гитлеровская Германия за 1941—1944 гг. выпустила около 79 тыс. самолетов, около 54 тыс. танков и САУ, 170 тыс. орудий.

Германский генерал Типпельскирх в своей «Истории мировой войны» писал, что к концу войны на каждый немецкий танк приходилось 7 советских и на каждое немецкое орудие — 20 советских. При этом по производству оружия к концу войны СССР обогнал не только Германию, но и своих союзников — Англию и США2.

Таким образом, социалистическая система хозяйства обеспечила гораздо более высокую экономическую организованность и более эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Несмотря на то, что Советский Союз имел по сравнению с Германией в 3—4 раза меньше стали и угля, он создал в годы войны почти в 2 раза больше вооружения и боевой техники. Централизованная экономическая система, которую сейчас отвергают, доказала свое преимущество своих методов ведения хозяйства в экстремальных экономических условиях по следующим параметрам: быстроте развертывания экономического потенциала, всесторонняя мобилизация народного хозяйства, наращивание и объемов военного производства. Плановая система полностью реализовала возможности новой советской экономики и превзошла фашистскую Германию и по качеству оружия и боевой техники. Боевых самолетов с такими характеристиками, как у ИЛ-2 не имела ни одна страна мира, кроме СССР. Превосходили германские и все другие зарубежные

машины советские тяжелые и средние танки, в числе которых был прославленный Т-34. Лучшими в мире были советские самоходно-артиллерийские установки. Реактивные минометные установки «Катюша» стали одним из крупнейших достижение советской оборонной промышленности. Причем все эти новые виды вооружения создавались в рекордно короткие сроки.

Ни одна страна мира не смогла одновременно выполнять наращивание военного потенциала, осуществлять в огромных масштабах новое строительство, восстанавливать разрушенное хозяйство. Наряду с решением этих задач Советский Союз оказал народам Польши, Чехословакии, Югославии, Болгарии, Венгрии военную, материальную, продовольственную помощь в их борьбе против гитлеровских оккупантов и восстановлении хозяйства. Известно, что гитлеровцам удалось подчинить себе экономику Европы, заставить служить ее своим захватническим целям. Сейчас известно, что еще до войны фашистская Германия разработала программу ограбления и превращения нашей страны в колонию. Эта программа провалилась, как провалилась и попытка фашистов организовать в оккупированных районах экономику на свой лад. Эти планы были сорваны стойким сопротивлением советских людей оккупационному режиму, их ожесточенной борьбой с врагами. Партизанская война, организация саботажа, диверсия на промышленных предприятиях и транспорте, «рельсовая война» на железных дорогах, захват продовольствия и сырья, спасение людей от вывоза в Германию — таковы формы борьбы советского народа против гитлеровской оккупации. Ее результатом был, в частности, срыв гитлеровских стремлений по превращению Донбасса и других промышленных центров в базу снабжения Германии углем и металлом: оккупантам не удалось восстановить на захваченной территории промышленное и сельскохозяйственное производство. Оказалось не под силу гитлеровцам и решение транспортной проблемы. В СССР планы гитлеровской Германии обратить на свои нужды экономические ресурсы оккупированных районов Советского Союза были сорваны.

Литература и примечания

1. История мировой экономики / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой; 3-е изд. М.ЮНИТИ 2008. С.588.

2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. М. Издательство РЭА, 1999. С.305.

N 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.