Научная статья на тему 'Экономические аспекты развития дистанционного образования'

Экономические аспекты развития дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шафранов-куцев Геннадий Филиппович, Куцев Алексей Геннадьевич

В статье рассматриваются возможные направления развития дистанционного образования в России с учетом национальных приоритетов, оценка опыта по социальной поддержке граждан, а также анализ экономической деятельности института, как одной из составляющей развития материально-технической базы и совершенствования образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF REMOTE EDUCATION

Available directions for the development of distance learning programmes in Russia with regard to national priorities. The appreciation of the experience in the social assistance of the citizens. Analysis of the economical activity of the Institute as one of the components for further technical and material development and improvement of the educational process.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты развития дистанционного образования»

Г. Ф. Шафранов-Куцев, А. Г. Куцее

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

G. F. Shafranov-Kutsev, A. G. Kutsev Economical aspects of development of remote education

Available directions for the development of distance learning programmes in Russia with regard to national priorities. The appreciation of the experience in the social assistance of the citizens. Analysis of the economical activity of the Institute as one of the components for further technical and material development and improvement of the educational process.

сторию создания первого университета дистанционного образования традиционно связывают с Открыпым университетом Великобритании (Open University), упуская один интересный факт. Модель заочного образования, внедренная во вновь созданном учебном заведении, была скопирована с советского опыта организации заочного образования. Сегодня Open University—признанный мировой лидер в области дистанционного образования, в нем проходят обучение более 200 тыс. студентов из разных стран.

В нашей стране началом дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 г., когда быш подписан приказ Министерства образования России, юридически разрешивший применение новой формы обучения в высшей школе. Последующие пять лет были связаны с адаптацией различных дистанционных технологий к российским образовательным стандартам, разработкой и введением соответствующей нормативной базы, изменением позиции академического сообщества в отношении новых методов преподавания, сформировавшихся на базе дистанционного обучения. Значительный рост дистанционного образования в России пришелся на 2000-2001 гг., что связано не только с появлением на рынке образовательных услуг новых участников, но и все более широким развитием информационных технологий в университетах.

Эффективное развитие дистанционной формы высшего профессионального образования возможно только при достаточно развитой интеллектуальной, информационной и материально-технической базе университета. Для организации дистанционного образования необходима основательная

© Г. Ф. Шафранов-Куцев, А. Г. Куцев, 2006

трансформация учебно-методических ресурсов в специфические образовательные услуги, что требует значительных затрат интеллектуальные. и финансовых ресурсов, которые ни в какой мере не обеспечены бюджетным финансированием. Для проектов дистанционного образования вузу приходится изыскивать дополнительные внебюджетные ресурсы. Поэтому важно оценивать проекты дистанционного образования в экономическом аспекте, вести постоянный мониторинг затрат материальных, финансовых ресурсов.

К дальнейшему развитию дистанционного образования подталкивают вузы и некоторые решения Правительства Российской Федерации. Такие выводы можно сделать, оценивая деятельность государственных органов власти по реализации национального проекта «Образование» и Г осудар-ственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Особенно важным может оказаться ««программа содействия», которая предполагает оказание помощи переселенцам в части финансирования обучения по общеобразовательным и профессиональным программам, как самим участникам программы, так и членам их семей.

В настоящий момент государство гарантирует определенное возмещение затрат за услуги государственных и муниципальных учреждение образования участникам Г осударственной программы после их переселения в Российскую Федерацию. Необходимо посмотреть на эту проблему шире и предоставлять такую поддержку будущим переселенцам еще до их миграции в Россию, что не только поможет им быстрее пройти адаптацию,

но и будет способствовать социально-экономическому развитию принимающих регионов.

Дистанционные формы обучения по общеобразовательным и профессиональным программам помогут организовать процесс обучения соотечественников за рубежом и не прекращать или не прерывать его после переселения, так как при использовании дистанционных форм образовательный процесс может быть непрерывным и не зависеть от места жительства студентов.

Оценивая концепцию создания дистанционной формы обучения в Тюменском государственном университете (ТюмГУ), никто не предполагал такого динамичного развития новыш образовательных технологий в рамках традиционного университета. Не секрет, что было немало и скептиков среди управленцев, преподавателей, представителей властных структур по поводу качества нового способа обучения.

Отправной точкой в этом процессе были три опорных центра университета — институт государства и права, международный институт финансов, управления и бизнеса и региональный центр повышения квалификации, которые в дальнейшем были трансформированы в институт дистанционного образования (ИДО). Начало бышо положено в 2000/01 уч. г., когда 200 студентов стали обучаться по новой технологии и методике (табл. 1).

Анализируя проведенный набор абитуриентов в 2005 г. и делая прогноз на 2006/07 уч. г., можно с уверенностью утверждать, что порог 7 тыс. студентов будет преодолен. Сумма денежный, средств, перечисляемых студентами за свое обучение, вывела институт дистанционного образования на второе место (без учета бюджетных поступлений) среди структурных подразделений университета.

Достаточно специфично формируется и структура затрат. Площади для размещения персонала института дистанционного образования в десятки раз меньше, чем для размещения институтов и факультетов дневной формы обучения. Расходы при использовании дистанционных форм обучения смещаются в сторону подготовки учебно-методических комплексов на бумажных и электрон-

ных носителях, использования телекоммуникаций.

При становлении дистанционного образования, обеспечения его самофинасирования и привлечения крупных внебюджетных ресурсов на развитие базового вуза основой является детальный расчет экономической составляющей работы института и постоянный финансовый мониторинг. С момента своего создания институт быш сразу жестко поставлен в определенные рамки финансовой деятельности: это полная самоокупаемость и фиксированные отчисления на развитие материальнотехнической базы университета. Утверждение годовой сметы доходов и расходов института, которая является основным финансовым ориентиром, проходит через ряд согласований как внутри него самого, так и со всеми финансово-экономическими службами университета.

Особенностью определения доходной части бюджета института является расчет и утверждение конкурентоспособный, расценок для студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий в разных городах и регионах. При расчете платы за обучение приходится учитывать большой набор параметров: место проживания абитуриентов, среднедушевой денежный доход на интересующей нас территории, наличие или отсутствие других высших учебных заведений в регионе и реальные затраты самого института с учетом предшествующих инвестиций в формирование банка учебно-методических материалов, развитие телекоммуникационных технологий, типографской базы и пр.

Одним из основных факторов, влияющих на оплату за получение образования с использованием дистанционных технологий, является среднедушевой доход, характеризующий жизненный уровень населения на определенной территории. Эмпирические данные берутся из общеэкономической и банковской статистики Банка России.

Данные по странам ближнего зарубежья, где рассматривается возможность работы института, берутся из официальных источников, как правило, с сайта правительства или министерства финансов соответствующего государства (табл. 2).

Таблица 1

Динамика контингента ИДО ТюмГУ, количество студентов

2000/01 уч. г. 2001/02 уч. г. 2002/03 уч. г. 2003/04 уч. г. 2004/05 уч. г. 2005/06 уч. г.

211 997 2793 4891 6007 6719

Таблица 2

Среднедушевой денежный доход по регионам Уральского федерального округа за декабрь 2005 г.

Субъект Денежный доход на душу населения, руб. Реальные располагаемые денежные доходы населения, % к соответствующему периоду предыдущего года

Тюменская область (без АО) 13848,8 125,1

Ханты-Мансийский АО 27404,1 120,6

Ямало-Ненецкий АО 38158,8 112,3

Курганская область 6750,3 115,3

Свердловская область 12842,9 114,7

Челябинская область 8482,0 121,6

Приведенные данные показывают значительные различия в денежных доходах населения, что определяет реальные возможности для оплаты услуг дистанционного образования. Количество студентов института дистанционного образования четко коррелируется с денежными доходами населения соответствующей территории.

Накопленный опыгг позволил разработать методику деления контингента абитуриентов и студентов на категории по территориальному признаку, так как студенты института проживают не только на территории России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Выделены 4 основные территориальные зоны:

—Тюмень, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ и другие северные регионы;

— юг Тюменской области (за исключением г. Тюмени);

— Центральная Россия;

—страны ближнего зарубежья.

Такое деление позволяет довольно гибко дифференцировать стоимость образовательных услуг во всех точках присутствия института дистанционного образования. Чтобы предложить конкурентоспособные цены, службами института внимательно отслеживаются предложения других вузов, особенно тех, которые могут предложить схожие параметры организации учебного процесса. Ежегодное повышение институтом дистанционного образования стоимости образовательных услуг, как правило, связано лишь с общим уровнем инфляции, так как приходится учитывать изменения цен и тарифов, присутствующих в сметах расходов на обучение. Основное преимущество дистанционной формы обучения в том, что она позволяет снизить затраты населения на получение высшего образования в отличие от «классической» заочной

формы при заметном повышении качества. Достаточно напомнить ежегодные сессии заочной формы обучения, которые для иногородних студентов связаны с немалыми затратами на поездки и проживание в чужом городе.

Следует отметить некоторые специфические черты дистанционного образования:

— обеспечение студентов на безвозвратной основе полным комплектом учебной литературы. При этом за образец берутся учебно-методические комплексы (УМК), являющиеся собственной разработкой института. В состав УМК входят: рабочая программа по курсу предмета, учебное пособие, тестовые задания по темам и список дополнительной литературы, рекомендуемой соответствующими кафедрами. Для подготовки учебнометодических комплексов институт привлекает ведущих профессоров и преподавателей. Такой подход позволяет в полной мере применить кей-совую технологию дистанционного образования и многократно снизить время, расходуемое студентами на поиск необходимой информации, что является весьма привлекательной стороной дистанционного образования для работающего населения, особенно в рыночных секторах экономики;

— выбор населенных пунктов для размещения своих филиалов и представительств с учетом места жительства студентов и транспортных развязок, что позволяет снизить денежные и временные издержки для студентов при прохождении промежуточных аттестаций. Студентам, как правило, требуется только один раз за весь срок обучения в институте приехать в головной вуз для сдачи государственных экзаменов и защиты выпускных квалификационных работ, в остальное время профессорско-преподавательский состав выезжает в места проведения занятий, консультаций, приема зачетов и экзаменов;

—применение информационной системы собственной разработки, в которой заранее определены все участники образовательного процесса: обучаемые, преподаватели, сотрудники вспомогательных служб (специалисты отдела управления учебным процессом, отдела по работе с территориями, отдела методического обеспечения и др.). Это позволяет контролировать процесс освоения учебной программы, предусмотренной образовательным стандартом, и осуществлять промежуточные аттестации на тестовой основе без привлечения профессорско-преподавательского состава;

— особенностью организации учебного процесса является и то, что в институте нет своего штата профессорско-преподавательского состава, поэтому занятия со студентами проводятся преподавателями других институтов университета. Это дает им возможность улучшить свое материальное положение и является отличным стимулом для совместного сотрудничества.

Понятно, что внедрение новых технологий в учебный процесс не могло быть возможным без детальной оценки расходной части деятельности всего института с его структурными подразделениями и определения границ безубыточной работы. Основой всех расчетов стало определения общего объема финансирования текущих работ и производимых расходов. Структура расходов института приведена согласно общей классификации, применяемой в университете для всех подразделений, функционирующих на принципах самофинансирования (табл. 3).

Проведенный анализ показал основные направления расходования денежных средств инсти-

Сводная структура

тутом за последние три года, что является необходимым условием для выявления источников сокращения издержек. Например, два года назад оплата труда руководителей и методистов структурных подразделений производилась за счет ИДО и относилась на статью «Оплата труда персонала ИДО», что значительно увеличивало расходы института. В настоящее время оплата труда также производится за счет института, но с последующим отнесением на статью «Отчисления структурным подразделениям ИДО на поддержку дистанционных форм обучения», тем самым уменьшаются общие расходы института на образование. Причем это только один из примеров перераспределения расходов, которое было проведено отделом экономического анализа и финансового контроля института.

Для оценки изменений в деятельности института после реструктуризации расходной части сгруппируем те расходы, на которые приходится более 5 % от общей суммы расходов вуза, и рассмотрим их в динамике (табл. 4).

Оценивая основные расходы за анализируемый период, можно отметить их существенное увеличение в части оплаты труда профессорско-преподавательского состава и персонала ИДО. Так, реальная составляющая фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава и персонала ИДО в стоимости обучения студентов в 2003 г. равнялась 19,6 %, в 2004 г. — 21,2 % и в 2005 г. — 17,5 %.

Эти цифры показывают, что есть экономическая возможность пересмотра расценок оплаты труда преподавателей в ИДО, которые 3 года остают-

Таблица 3

ов ИДО за 2003-2005 гг.

Расходы %

Оплата труда персонала ИДО 16,8

Оплата труда ППС 11,3

Начисления на ФОТ 8,6

Отчисления в фонд развития и материального стимулирования ИДО 7,8

Издание и покупка У МК 12,6

Услуги связи, рекламное и информационное обслуживание 4,7

Закупка техники и оборудования для поддержания учебного процесса 5,2

Возврат средств за обучение студентам, отчисленным по собственному желанию 4,1

Отчисления структурным подразделениям ИДО на поддержку дистанционных форм обучения 21,0

Командировочные расходы 4,7

Прочие расходы 3,2

ИТОГО 100

Таблица 4

Основные расходы ИДО за 2003-2005 гг., %*

Расходы 2003 2004 2005

Оплата труда ППС и персонала ИДО с НФОТ 41,09 40,03

Издание и покупка У МК 13,11 11,07

Отчисления структурным подразделениям ИДО на поддержку дистанционных форм обучения 15,09 21,42

Закупка техники и оборудования для поддержания учебного процесса 4,06 4,47

Остальные расходы 26,65 23,01

* Расходы взяты от общего объема расходов за соответствующий год.

ся неизменными. Правда, следует учитывать, что при запуске проекта дистанционного обучения для привлечения к этой работе наиболее квалифицированных преподавателей ставки оплаты труда были установлены существенно выше, чем в других структурах университета.

Принятие решения по данному вопросу требует комплексной оценки не только величины заработной платы, но и ее структуры. Не стоит забывать о существенном влиянии на доходы сотрудников университета заработной платы по основному месту своей деятельности, которая ежегодно повышается. Зарплата профессорско-преподавательского состава выросла в университете в среднем за последние 3 года на 50-80 % в зависимости от ученой степени и звания, сотрудников института дистанционного образования—на 50 %.

Следует также отметить относительную стабильность затрат на одного студента за последние 2 года, что является закономерным. Институт пока, как правило, не идет на расширение своего присутствия в населенных пунктах, с которыми нет железнодорожного сообщения, чтобы не увеличивать накладные и командировочные расходы. Расширение масштаба использования дистанционного образования ведет к значительному снижению затрат на одного обучающегося. Пересмотрен порядок взаимодействия и расчетов со структурными подразделениями, проведена реорганизация процедуры отнесения расходов филиалов и представительств на головной вуз. В результате была достигнута экономия денежных ресурсов в размере 12,4 % от всех расходов института.

В настоящий момент в институте дистанционного образования существует еще одна дополнительная статья расходов, связанная с социальной поддержкой некоторых категорий студентов. В условиях постоянного снижения количества бюджетных мест, особенно на заочной форме обу-

чения, университет не может выделить необходимое число бюджетных мест для льготных категорий обучающихся, таких как сироты, инвалиды I и II групп, для некоторых групп военнослужащих. Но и отказывать им в зачислении на дистанционную форму образования нельзя хотя бы потому, что для некоторых из них такая форма обучения часто является единственно возможным способом получения высшего образования.

Финансирование обучения этих студентов за счет бюджетных средств ограничено, поэтому руководством университета принято решение, по возможности, взять на себя социальную поддержку данной категории студентов. На начало 2006 г. в институте обучалось более 40 студентов-льгот-ников, из них на местах, финансируемых за счет федерального бюджета, только 14 человек. Количество абитуриентов из льготных категорий, желающих получать образование в институте, как минимум вдвое больше, чем университет может себе позволить. Конечно, эту проблему надо обязательно решать и компенсировать вузу из бюджета все затраты на обучения этих категорий населения.

Ответственным моментом достижения намеченных финансовых показателей является получение своевременно и в полном объеме денежных средств от всех студентов, которые обучаются в институте дистанционного образования. Порядок финансовой работы с контингентом студентов ИДО отличается от «классической» очной и заочной формы обучения.

Институт имеет в своем распоряжении автоматизированную информационную систему (АИС ИДО) собственной разработки, предназначенную для совершенствования процесса управления образовательной деятельностью. Было принято решение внедрить специальный модуль, обеспечивающий контроль за своевременной оплатой сту-

дентами получаемых образовательных услуг. Таким образом, стало возможно участие финансовой службы в управлении доступом студентов к учебному процессу: теперь студенты проходят промежуточные аттестации только после выполнения своих финансовых обязательств. Оценивая проделанную работу за два последних года, можно отметить, что внедренная система контроля значительно увеличила поступление денежных средств. В 2005 г. институтом дистанционного образования реализован прогноз по доходам со значительным превышением.

Итогом финансовой деятельности института дистанционного образования становится ежегодная оценка выполнения прогноза по доходам и расходам. С начала своей работы институт перекрывает собственные расходы доходами, которые поступают в виде оплаты студентами своего обучения в ИДО. Если бы мы говорили о коммерческом предприятии, то цифровым показателем финансового результата стала бы балансовая прибыль. В нашем случае деятельность университета не связана с извлечением прибыли. Таким образом, показатель рентабельности не может быть применен как оценочный показатель функционирования института.

Вся разница между доходами и расходами института направляется в фонд развития университета, для дальнейшего развития материально-технической базы и совершенствования образовательного процесса.

И в заключение следует отметить, что для повышения финансовой результативности работы необходимо пересмотреть мотивацию персонала, т. е. нужно использовать не только традиционное ежеквартальное премирование, но и систему бонусов, привязанных к финансовому результату отдельных структурных подразделений. Это мож-

но реализовать в том случае, если будет принято годовое бюджетирование (диапазон планирования — год, шаг планирования — месяц) и выделены центры затрат, руководители которых будут отвечать только за расходы, и центры доходов, руководители которых будут следить за поступлением денежных средств в университет. Если подразделение является самодостаточным, то должна учитываться степень участия каждого сотрудника. Мотивация сотрудников центров затрат будет напрямую зависеть от экономии расходной части своей сметы, что является серьезной проблемой для государственных бюджетных структур. Такой подход к материальному стимулированию сотрудников, особенно при реализации новых образовательных проектов, может кардинальным образом изменить заинтересованность сотрудников и повысить эффективность, в том числе и экономическую, деятельности вузов в современных условиях.

Эффективное развитие дистанционной формы высшего профессионального образования возможно только при достаточно развитом интеллектуальном, информационном и материально-техническом потенциале университета. Развитие дистанционного образования требует трансформации этих возможностей вуза в специфические образовательные продукты и услуги. Эта деятельность должна адекватно оцениваться, в том числе и в экономическом аспекте. Именно поэтому необходим постоянный мониторинг развития дистанционного образования.

Литература

1. Филоненко С. Н. Дистанционное образование на Украине: опыт и перспективы // Дистанционное образование. 1999. № 2. С. 34-38.

2. Филиппов В. А. На пороге века: новое поколение образовательных систем в ТюмГУ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: // http://distance.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.