Научная статья на тему 'Экономические аспекты модернизации ремонтно-технической базы предприятий, эксплуатирующих сельскохозяйственную технику'

Экономические аспекты модернизации ремонтно-технической базы предприятий, эксплуатирующих сельскохозяйственную технику Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
267
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Ключевые слова
МАШИННО-ТРАКТОРНЫЙ ПАРК (МТП) / ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО) / РЕМОНТ / РЕМОНТНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА (РТБ) / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / РАСШИРЕНИЕ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ЗАТРАТЫ / КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ / СЕБЕСТОИМОСТЬ РАБОТ (УСЛУГ) ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА / THE COST PRICE OF WORKS (SERVICES) OF TECHNICAL SERVICE / MACHINE-TRACTOR PARK / TECHNICAL SERVICE / ENGINEERING SERVICE / REPAIR / TECHNICAL REPAIR BASE / MODERNISATION / DEVELOPMENT / EXPANSION / RECONSTRUCTION / OPERATIONAL EXPENSES / CAPITAL INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кушнарёв Леонид Иванович

Рассмотрены теоретические аспекты обоснования основных направлений модернизации ремонтно-технической базы предприятий, эксплуатирующих сельскохозяйственную технику. Обоснование параметров модернизации объектов ремонтно-технической базы должно осуществляться на основе технико-экономических критериев рационального распределения работ по техническому сервису.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ASPECTS OF MODERNISATION OF TECHNICAL REPAIR BASE OF THE ENTERPRISES MAINTAINING AGRICULTURAL MACHINERY

Theoretical aspects of a substantiation of the basic directions of modernisation of technical repair base of the enterprises maintaining agricultural machinery are considered. The substantiation of parametres of modernisation of objects of technical repair base should be carried out on the basis of technical and economic criteria of rational distribution of works on technical service.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты модернизации ремонтно-технической базы предприятий, эксплуатирующих сельскохозяйственную технику»

вопросы ТЕОРИИ и ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ

УДК 631.173:658.5

Л.И. Кушнарёв, доктор техн. наук, профессор

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

экономические аспекты модернизации ремонтно-технической базы предприятий, эксплуатирующих сельскохозяйственную технику

Своевременное и качественное выполнение объемов ремонтно-обслуживающих работ требует обеспечения предприятий, эксплуатирующих сельхозтехнику, необходимыми производственными мощностями ремонтно-технической базы, эффективность функционирования которой зависит от обоснованности ее производственно-технологических параметров.

Система объектов базы для ТО и ремонта машинно-тракторного парка хозяйств и МТС имеет два уровня, каждый из которых должен иметь оптимальную производственную мощность объектов, достаточную для удовлетворения всех ремонтно-обслуживающих воздействий в соответствии с оптимальным их распределением, которое должно лежать в основе определения производственных мощностей объектов [1, 2]. Распределение всей номенклатуры и объемов ремонтно-обслуживающих работ должно осуществляться на основе технико-экономической модели, включающей все производственные затраты, связанные с их выполнением: текущие затраты (себестоимость); транспортные расходы, издержки, связанные с отвлечением машин из сферы производства; капиталовложения в строительство или реконструкцию и модернизацию объектов базы хозяйств

12

и МТС с учетом наличия и состояния объектов базы районного уровня. Технико-экономическая модель распределения работ по ТО и ремонту может быть представлена в общем виде выражением

= П + П + П + Е К,

£ 1 2 3 н ’

где П£ — суммарные (или совокупные) затраты на техническое обслуживание или ремонт машин, р.; П1 — полная (или коммерческая) себестоимость технического обслуживания или ремонта, р.; П2 — затраты на транспортирование машины на обслуживание и обратно, р.; П3 — издержки, связанные с отвлечением машины от выполнения сельскохозяйственных работ, р.; К — капиталовложения в строительство или реконструкцию ремонтно-обслуживающей базы или приобретение средств ТО и ремонта, р.; Ен — нормативный коэффициент эффективности капиталовложений.

Экономический критерий, связанный с затратами на обеспечение функционирования системы технического обслуживания и ремонта тракторов, при оптимизации в этом случае должен иметь минимальное значение совокупного показателя. Функция цели будет иметь вид: П£ ^ шт.

Себестоимость ремонтно-обслуживающих работ складывается из прямых и косвенных затрат.

Прямые затраты Зпр, включающие стоимость

запасных частей и материалов, заработную плату основных производственных рабочих, могут быть представлены в виде

З = з + з + з

пр з.ч м пн’

где З , З

^ зч м

'зч ~м стоимость запасных частей и материалов на техническое обслуживание и ремонт машин, р.; Зпн — затраты на оплату труда основных производственных рабочих, р.

Затраты на оплату труда основных производственных рабочих включают основную, дополнительную заработную плату и начисления на социальную защиту. Поскольку дополнительная заработная плата, резерв ее на отпуск и начисления на социальную защиту берутся в процентах к основной заработной плате, то данное выражение можно представить в следующем виде:

З = З + З + KC1T,

пр з.ч м д 1 р’

где Кд — коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату и отчисления на социальную защиту; С1 — средняя часовая тарифная ставка на выполняемые работы, р./ч; Тр — трудоемкость выполняемых работ, чел.- ч.

Анализ затрат на оплату труда показывает, что с увеличением производственной мощности предприятия трудоемкость работ уменьшается за счет применения более высокопроизводительного оборудования и оснастки и более высокого уровня организации и специализации работ, т. е. каждый уровень базы имеет свою трудоемкость выполнения ремонтно-обслуживающих воздействий.

К косвенным, или накладным, расходам относятся расходы, которые не могут быть точно отнесены на данный объект ремонта и берутся обычно в процентах от производственной заработной платы. Тогда полная себестоимость ремонтно-обслуживающих работ составит

П1 = \ч + Зм +

где пн — коэффициент, учитывающий процент накладных расходов.

С увеличением мощности предприятия увеличивается и обслуживаемая им зона, что ведет к росту транспортных расходов, связанных с доставкой объектов на обслуживание и обратно. Транспортные расходы подчиняются линейной зависимости и могут быть определены как

П2 = Стр = 2С21,

где С2 — тариф на доставку машины на расстояние, равное 1 км, р./км; I — расстояние доставки машины на обслуживание, км.

Отвлечение машины от выполнения сельскохозяйственных работ ведет к потерям продукции, снижению ее качества. Чтобы избежать этих явлений, необходимо содержать дополнительное резервное количество техники, а в общем виде потери, связанные с отвлечением техники, могут быть определены выражением

П3 Сотвл C3tотвл, где С3 — стоимость 1 ч отвлечения трактора от выполнения сельхозработ, р./ч; ?отвл — продолжительность отвлечения, ч.

Продолжительность отвлечения включает:

• время на определение причины отказа и принятие решения о месте его устранения tо;

• время на транспортирование машины на обслуживание и обратно £тр;

• время пребывания машины в системе обслуживания гоб, т. е.:

г = г + г + г к.

отвл о тр об

Учитывая, что время на определение причины отказа и принятие решения о месте его устранения будет определяться в любом случае в хозяйстве независимо от уровня, на котором будут устраняться последствия отказа, то показатель £о можно исключить при сопоставлении длительности обслуживания на предприятиях различных уровней.

Продолжительность транспортирования машины на техническое обслуживание или ремонт и обратно:

г = 21 / у,

тр

где у — скорость транспортирования машины, км/ч.

Продолжительность технического обслуживания и ремонта тракторов для объектов ремонтно-обслуживающей базы зависит главным образом от трудоемкости и количества исполнителей:

гоб = ?р / П где п — число исполнителей работ.

Размер капиталовложений на строительство или реконструкцию ремонтно-обслуживающей базы зависит от требуемой дополнительной производственной мощности и удельных капиталовложений на единицу мощности:

К = К Т,

уд р’

где Куд — удельные капиталовложения на единицу мощности объекта, р./чел.-ч: Куд = Соб / Г; здесь Соб — сметная стоимость объекта базы, р.; Г — мощность данного объекта базы, чел.-ч; Гр — трудоемкость ремонтно-обслуживающего воздействия, чел.-ч.

Решать данную задачу целесообразно с учетом имеющейся ремонтно-обслуживающей базы в хозяйствах и МТС и в районном центре. При наличии мастерских в хозяйствах и МТС и районном РТП, удовлетворяющих в полной мере потребности машинно-тракторного парка станции и других заказчиков в ТО и ремонте, размер капиталовложений равен нулю.

Анализ составляющих себестоимости выполнения работ по ТО и ремонту, транспортных расходов, потерь, связанных с отвлечением техники от выполнения сельхозработ, и требуемых капиталовложений позволяет представить выражение целевой функции в следующем виде:

П£ = Сзч + См + КдС1ТрПн + 2С21 + С3готвл +

+ ЕнКудТр ^ Ш1П.

С ростом уровня концентрации и специализации работ появляются условия для снижения затрат средств на запасные части и ремонтные материалы и увеличения объема восстановления изношенных деталей, а также для повышения качества выполняемых ремонтно-обслуживающих воздействий. Для некоторого упрощения реализации технико-экономической модели целесообразно исключить из себестоимости ремонтно-обслуживающих работ затраты на запасные части и ремонтные материалы, поскольку известны их тенденции к снижению при увеличении производственной мощности предприятия, а определение их конкретных значений требует дополнительных исследований для зональных условий Северного Кавказа и в то же время не оказывает существенного влияния на распределение ремонтно-обслуживающих работ между уровнями базы. Это позволяет принять условие, что эти статьи затрат останутся неизменными до и после внедрения результатов работы. Улучшение качества выполняемых ремонтно-обслуживающих работ может быть определено через отношения межремонтной наработки тракторов и других машин, обслуживаемых различными объектами ремонтно-обслуживающей базы района. Повышение межремонтной наработки трактора ведет к снижению трудозатрат на выполнение ремонтно-обслуживающих работ и уменьшению затрат на ТО и ремонт. Поэтому следует ввести в выражение целевой функции коэффициент, учитывающий качество выполняемых работ в зависимости от уровня базы района.

Кроме того, при распределении ремонтно-обслуживающих работ необходимо учитывать показатель технологической ремонтосложности работ различных типов и марок машин. При этом целесообразно за базовый принять показатель ремонто-сложности трактора ДТ-75. С учетом вышеизложенного модель оптимизации примет вид

П^ = ЖлС1Тр Пн Кк2 + 2С2/ +

/0Тр + 2/Л

+ Ен КуД0Тр ^ min,

где К1, К2, К3 — соответственно коэффициенты, учитывающие ремонтосложность, качество работ и перспективное изменение трудозатрат на выполнение ремонтно-обслуживающих работ для различных зональных условий; 0 — коэффициент, учитывающий снижение трудоемкости обслуживания для мастерских различных уровней базы.

Таким образом, обоснование системы технического сервиса машинно-тракторного парка хозяйств и МТС основывается на экономической целесообразности распределения видов ремонтно-обслуживающих работ между различными ее уровнями и позволяет определять варианты рационального распределения работ в зависимости от наличия и состояния ремонтно-технической базы хозяйств, МТС и районного РТП.

В качестве обобщенного показателя для рационального распределения ремонтно-обслуживающих работ в рамках административного района могут использоваться значения допустимых расстояний доставки объектов на обслуживание. Предельное значение допустимого расстояния определяется согласно принятой целевой функции выражением

/=

Кд С(щ -П2) + Сз + ^(Ку! - Ку2)

Решение данной зависимости представляется целесообразным по среднестатистическим значениям параметров хозяйств и МТС и ее подразделений с учетом конкретных условий в разрезе всех марок тракторов и ремонтно-обслуживающих воздействий.

Выводы

1. Установлены критерии оценки эффективности деятельности мастерских хозяйств и МТС: эксплуатационные затраты, затраты на содержание машинно-тракторного парка и капиталовложения на формирование рациональных машинно-тракторного парка и средств обеспечения его работоспособности.

2. В основе эффективной деятельности хозяйств и МТС, производственной и технической эксплуатации машинно-тракторного парка и ценообразования на услуги технического сервиса подразделений хозяйств и МТС должны быть эксплуатационные затраты.

3. Эффективность технического сервиса, предоставляемого в хозяйствах и МТС, определяется высокой степенью точности обоснования производственной программы мастерских.

4. Эффективность технического сервиса машинно-тракторного парка хозяйств и МТС определяется надежностью машин и эффективной их загрузкой в течение года, от которых зависят фактические потребности парка в техническом сервисе и производственно-технических ресурсах, про-

изводственные параметры объектов ремонтно-технической базы хозяйств и МТС.

Список литературы

1. Концепция эффективного использования сельскохозяйственной техники в рыночных условиях. — М.: ГОС-НИТИ, 1993. — 62 с.

2. Конкин, Ю.А. Экономика ремонта сельскохозяйственной техники / Ю.А. Конкин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Агропромиздат, 1990. — 366 с.

УДК 631.3.004.12

В.А. Семейкин, доктор экон. наук, профессор А.С. Дорохов, канд. техн. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

экономическая эффективность входного контроля качества сельскохозяйственной техники

Кризис в машиностроительной промышленности незамедлительно сказался на качестве машин, поставляемых агропромышленному комплексу. Начиная с 1991 г. ухудшается качество новых машин, несмотря на то, что цены на них возрастают. Заводы-изготовители не в полной мере, а порой и совсем не проводят входной контроль качества поступающих материалов и комплектующих изделий, осуществляют текущий контроль качества по упрощенным схемам.

Анализ выпускаемой заводами-изготовителями сельскохозяйственной техники показал, что количество машин, имеющих отклонения от требований технических условий, составляет 95...96 %. Нормативам по надежности не соответствует до 30 % предъявляемых на испытание образцов техники. Отклонения по основным эксплуатационным показателям наблюдаются у 33 % машин. В село поступает более 35 % бракованных изделий сельхозмашиностроения. Низким остается и уровень конструктивных разработок. Так, приемочные испытания новой техники показали, что 47 % испытанных образцов является модификациями серийно выпускаемых машин. Только 33 % машин для основной обработки почвы, 31 % машин для поверхностной обработки почвы, 38 % сеялок, 30 % машин для заготовки кормов, 65 % машин и приспособлений для уборки зерновых и зернобобовых культур соответствовали нормативной документации. Конструктивные недостатки выявлены у 60.70 % испытываемых на машиноиспытательных станциях образцов машин*.

Экономическая эффективность от внедрения системы организации входного контроля качества техники, поступающей агропромышленному комплексу, проявляется в результате сокращения времени простоя техники в полевых условиях, в том числе благодаря оперативному выявлению и устранению обнаруженных дефектов после внедрения входного контроля качества, и определяется по формуле

Д - З

Э = ^ г сум

= З ’

сум

где Э — экономическая эффективность затрат на организацию и проведение входного контроля качества, (р./р.)/год; Дг — экономический эффект (доход), полученный от внедрения входного контроля качества сельскохозяйственной техники, р.; Зсум — суммарные затраты на организацию и проведение входного контроля качества, р.

Принимается допущение, что если входной контроль проводиться не будет, то эффект (доход) будет упущен из-за простоев машин (не выявлены и не устранены неисправности).

Упущенный доход определяется как:

Д = N ДГ(У Р Р О Ц + С X У),

пост 4 кач уч п ^пр ^пр отк о упр7’

где Дг — суммарный годовой доход, тыс. р./год; Укач — уровень влияния входного контроля на размер дохода; Руч — уровень использования изделия в обеспечении дохода от реализации произведенной продукции; Рп — вероятность того, что простои машин могут быть в процессе полевых работ; Опр — объем производственной продукции при использовании изделия (машины), тыс. р.; Цпр — цена закупочной единицы продукции, произведенной при использовании изделия, тыс. р./ед.; Сотк — за-

15

* По данным протоколов машиноиспытательных станций. ---------------------------------------- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 7'2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.