Научная статья на тему 'Экономические аспекты диверсификации предприятий кондитерской промышленности'

Экономические аспекты диверсификации предприятий кондитерской промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
637
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / КОНДИТЕРСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / DIVERSIFICATION / CONFECTIONERY INDUSTRY / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оноприйчук Б. С.

В статье анализируются особенности диверсификации отечественных кондитерских предприятий. Автор выделяет преимущества, получаемые отечественными предприятиями кондитерской промышленности в результате различных диверсификационных преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ASPECTS OF DIVERSIFICATION OF THE CONFECTIONERY INDUSTRY ENTERPRISES

The paper analyses specific features of diversification of Russian domestic confectionery enterprises. The author identifies advantages brought about by various diversification processes for national confectionery industry

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты диверсификации предприятий кондитерской промышленности»

50%, остальные производственные мощности простаивают; архитектурные и конструкторские бюро выделены в отдельные структуры, что нарушает отраслевую взаимосвязь и культивирует точечную застройку. Структурная раздробленность, обособленность и неуправляемость наносит большой урон строительному комплексу и социальной сфере всего региона, так как на предприятиях идет чрезмерное высвобождение трудовых ресурсов из-за недозагруженности мощностей, население лишается возможности улучшить свои бытовые условия, бизнес из-за потери инвестиционной привлекательности мигрирует.

Именно с этой точки зрения строительные кластеры представляют интерес как объекты эффективного объединения и дальнейшего функционирования.

1. Асаул А.Н. Формирование мезоэкономических объединений в инвестиционно-экономическом комплексе региона // Известия вузов. Строительство. 2004. №1.

2. Белоусова Л.С. Управление развитием регионального строительного комплекса: автореф. дис. □ канд. экон. наук. М., 2010.

3. Сутырин С.Ф., Филиппов П.Н. Кластеры конкурентоспособности Финляндии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.5. 2004. Вып.1 (№ 5).

УДК 338.45:664 Б.С. ОнОПрийчуК

ппппппппгпппп ЛППГГГП ппгггппппплппп пггппгппгпп

В статье анализируются особенности диверсификации отечественных кондитерских предприятий. Автор выделяет преимущества, получаемые отечественными предприятиями кондитерской промышленности в результате различных диверсификационных преобразований.

Ключевые слова: диверсификация, кондитерская промышленность, предприятие.

B.S. Onopriychuk

ECONOMIC ASPECTS OF DIVERSIFICATION OF THE CONFECTIONERY INDUSTRY ENTERPRISES

The paper analyses specific features of diversification of Russian domestic confectionery enterprises. The author identifies advantages brought about by various diversification processes for national confectionery industry.

Key words: diversification, confectionery industry, enterprise.

С переходом к рыночным отношениям в нашей стране в начале 1990-х гг. нарушилось большинство хозяйственных связей между предприятиями -поставщиками сырья и полуфабрикатов и предприятиями-потребителями. Предприятия были вынуждены сами искать поставщиков сырья и продвигать на рынок готовую продукцию, что не могло не сказаться на объемах выпускаемой продукции. В настоящее время многие склоняются к мнению о необходимости проведения диверсификационных преобразований на промышленных предприятий, что обусловлено возросшей конкурентной борьбой на отечественном и мировом товарных рынках [1, с. 51].

После резкого спада в начале 1990-х гг. объемы производства кондитерских изделий в Российской Федерации постепенно увеличиваются и уже к концу 2008 г. достигли показателя 1990 г. (рис.1).

Однако производственные мощности распределяются неравномерно по федеральным округам России. Почти 2/3 всего объема продукции кондитерских предприятий приходится на Центральный и Приволжский федеральные округа □ соответственно 39,6% и 22,8% от общего объема производства кондитерских изделий в Российской Федерации в 2008 г. И наоборот, совсем незначитель -ную долю в объеме производства кондитерских изделий играют Уральский и Дальневосточный федеральные округа □ 5,3% и 1,4% соответственно.

Таким образом, 80,3% общего объема производства кондитерских изделий сосредоточено в европейской части России. Тем не менее спрос на кондитерские изделия в восточной части России явно недостаточно удов -летворен продукцией местных производителей, что говорит о перспективах развития кондитерского производства восточной России, особенно в Дальневосточном федеральном округе.

Несмотря на постоянный рост объемов производства кондитерских изделий уровень использования среднегодовой производственной мощности отечественных предприятий кондитерской промышленнос-

3500 3000 2500 2000 1500 1000 500

о

1990 1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Рис. 1. Динамика объемов производства кондитерских изделий в Российской Федерации в 1990 □ 2008 гг., тыс. т

ти остается невысоким □ всего 65% в 2008 г. [4, с. 380], что говорит о весьма неэффективном использовании производственных мощностей российскими кондитерскими предприятиями и больших потенциальных возможностях наращивания объемов производства.

Проведенное обследование показало, что с целью усиления позиций на отечественном рынке кондитерские предприятия прибегают к диверсификации как к одной из важнейших стратегических альтернатив. Чтобы увеличить конкурентоспособность своей продукции на рынке, предприятия кондитерской отрасли хозяй-ствования вынуждены искать способы снижения издержек производства и, следовательно, цены производимой продукции. Одним из способов снижения издержек производства является вертикальная диверсификация □ поглощение предприятий-поставщиков сырья и/или предприятий-покупателей готовой продукции.

Сырье, используемое в кондитерском производстве, делится на основное и дополнительное. Основное сырье создает специфическую структуру кондитерских изделий с присущими им свойствами. К нему относятся сахар, патока, какао-бобы, орехи, фруктово-ягодные полуфабрикаты, крахмал, пшеничная мука, жиры, что составляет 90% общего объема сырьевых материалов, используемых в кондитерской промышленности [3, с. 10]. Дополнительное сырье, не изменяя привычной структуры кондитерских изделий, придает им пи -кантность, привлекательный вид, увеличивает сроки хранения. Дополнительным сырьем, используемым в кондитерской промышленности, являются студнеобра-зователи, пищевые кислоты, красители, ароматизаторы, эмульгаторы, пенообразователи, влагоудерживающие и прочие пищевые добавки.

Приобретая контрольный пакет акций предприятия, производящего сырье, используемое в кондитерском производстве, предприятие-производитель получает ряд преимуществ в конкурентной борьбе:

□ снижение себестоимости кондитерских изделий, производимых предприятием;

□ обеспечение своевременности поставок сырья, что позволяет избежать простоев производства;

□ экономию на логистических расходах и т.п.

Кондитерские изделия являются товаром конечного потребления, поэтому большая часть продукции предприятий сбывается конечным потребителям. Однако отечественные кондитерские предприятия довольно часто прибегают к вертикальной диверсификации СЬверхЦ что предполагает поглощение или создание нового предприятия общественного питания. Предприятия общественного питания наряду с конечными потребителями являются потребителями кондитерских изделий. Ввиду небольшого срока годности пирожных, тортов, рулетов и других кондитерских изделий, реализуемых предприятиями общественного питания, кондитерские предприятия предпочитают создавать собственные структуры общественного питания, торгующие, как правило, только продукцией данного предприятия.

В качестве примера вертикальной диверсификации □ЬверхП можно привести ЗАО КФ «ПокровскП (г Энгельс, Саратовская область). Сеть из шести фирменных магазинов предприятия по г Энгельсу и г. Саратову обеспечена в теплое время года выносными столиками, что преобразует магазины в небольшие закусочные. Фирменный магазин «СказкаП, находящейся при предпри-

ятии, вмещает в себя несколько столиков и также фактически преобразован в магазин-кондитерскую. Это позволяет увеличить узнаваемость торговой марки предприятия среди местных потребителей и, следовательно, увеличить объем продаж кондитерских изделий, производимых КФ ППокровскП.

Помимо вертикальной диверсификации отечественные предприятия часто прибегают к латеральной диверсификации производства, объединяя вокруг головного предприятия несколько пищевых производств. В качестве примера отечественного предприятия, осуществляющего латеральную диверсификацию производства в пределах пищевой промышленности, можно привести ООО «Концерн "ПокровскШ (г. Энгельс, Саратовская область), которое включает в свой состав ЗАО П Кондитерская фабрика [ПокровскШ, ЗАО «Пивоваренный завод [ПокровскШ, ООО «Покровский квасП, связанные подчиненностью единому генеральному директору ООО «Концерн [ПокровскШ. Каждым из трех предприятий управляет отдельный генеральный директор, имеющий собственный административный аппарат. Перераспределяя финансовые ресурсы головного предприятия, высший менеджмент ООО «Концерн [ПокровскШ добивается снижения зависимости объема общей прибыли предприятия от сезонности производства кондитерских изделий, пива и кваса. Здесь наблюдается латеральная диверсификация производства, которая активно используется предприятиями пищевой промышленности с целью снижения зависимости общей величины прибыли от сезонности различных пищевых производств.

Латеральная диверсификация в широком смысле означает расширение сферы деятельности предприятия, выход за рамки одного бизнеса, объединение под управлением головного предприятия финансовых, коммерческих, производственных структур. По нашему мнению, для данной хозяйственной стратегии более уместно употреблять термин «диверсификации экономической деятельности^ □ выход за рамки основного бизнеса, связанного с производством товаров и услуг за счет слияния и поглощения других предприятий, занимающихся другими формами предпринимательской деятельности (финансовой, коммерческой, консалтинговой) [5, с. 215].

Как отмечают И.М. Кублин и Л.С. Верещагина, осуществляя диверсификацию экономической деятельности, отечественные предприятия- инвесторы не стремятся остаться в рамках одной отрасли хозяйствования, а действуют по принципу Покупаем все, что приносит прибыль П [2, с. 84].

В качестве примера крупного отечественного предприятия-инвестора можно привести Группу СГутаП. Группа СГутаП □ одна из ведущих в Российской Федерации инвестиционно-промышленных корпораций, образованная еще в 1989 г «К сфере стратегических интересов Группы «Гута П относятся инвестиционная деятельность, пищевая промышленность, строительство и недвижимость, страхование, медицина, индустрия красоты и здоровья. «ГутаП □ уникальная диверсифициро-ванная корпорация, не связанная с добычей и продажей сырьевых ресурсов и при этом на протяжении двух десятилетий успешно реализующая крупномасштабные проекты. Входящие в Группу компании работают во всех федеральных округах России и на Украине. Региональ-

ные представительства открыты более чем в 50 круп -ных городах с суммарным населением свыше 80 миллионов человека [8].

При этом Группа СГутаП осуществляет широкомасштабную диверсификацию экономической деятельности, проникая в новые для себя сферы деятельности как путем образования новых предприятий, так и путем поглощения предприятий, уже функционирующих на рынке. На рис. 2 показаны основные направления диверсификации Группы «ГутаП (числа обозначают год создания или поглощения нового предприятия).

ЗАО СГута- ООО СГута- СГ ута-клиник □

СтрахованиеП ИнвестП

1994

( ~ Группа ^т\_ Фитнес-центр [Марина-клаб □

СГутаП

2005 1 Г

Отель «Савой □ ООО [Объединенные кондитеры □

Рис.2. Основные направления диверсификации Группы □ГутаП

Как видно на рис. 2, Группа «ГутаП объединяет следующие структуры:

1) ЗАО «Гута-СтрахованиеП □ входит в число лидеров страхового рынка России, выходит на рынки стран СНГ;

2) ООО «Гута-ИнвестП □ инвестиционная компания, реализующая проекты в различных сферах бизнеса;

3) «Гута-Клиника □ современный медицинский центр, специализирующийся на оказании разнообразных медицинских услуг населению при помощи высококачественного оборудования;

4) Фитнес-центр «Марина-клаба □ элитный спортивно-оздоровительный комплекс Москвы;

5) ООО «Объединенные кондитерыП □ крупнейший отечественный вертикально интегрированный кондитерский холдинг, включающий в свой состав 15 кондитерских предприятий по всей России, наиболее известными из которых являются московские фабрики «Красный ОктябрьП, «Рот ФронтП, «Бабаевская^;

6) отель «Савой □, основанный в начале XX в., который в настоящее время является одним из самых дорогих отелей Москвы;

7) ООО «Гута-Капитал» □ крупная инвестиционная компания, работающая в различных областях бизнеса;

8) ЗАО «Гута-Девелопмент» □ предприятие, реализующее крупные проекты в сфере коммерческой и жилой недвижимости.

Все вышеперечисленные направления диверсификации Группы «ГутаП объединены лишь общим финансовым управлением, что позволяет оптимально перераспределять финансовые ресурсы головного предприятия между его диверсифицированными подразделениями. Осуществляя диверсификацию в неродственные отрасли хозяйствования, Группа «ГутаП преследует следующие стратегические цели:

1) многократное увеличение финансовой устойчи -вости вследствие страхования от рисков, связанных со стагнацией отдельных отраслей;

2) максимальное использование фирменного наименования предприятия, которое ассоциируется у потребителей с надежностью приобретаемого продукта или услуги;

3)увеличение общей прибыли предприятия.

Все это делает Группу «ГутаП более привлекательной для потенциальных инвесторов, средства которых могут быть, в свою очередь, вложены в другие направ -ления диверсификации предприятия.

Подводя итог вышесказанному, можно выделить следующие типовые виды стратегий диверсификации, применяемые предприятиями кондитерской промышленности:

1) вертикальная диверсификация иъ низП

□ покупка контрольного пакета акций предприятия-производителя сырья, используемого в кондитерском производстве;

2) вертикальная диверсификация «вверху □ создание кондитерскими предприятиями собственных предприятий общественного питания (кондитерских), реализующих продукцию производителя;

3) латеральная диверсификация производства в пределах пищевой отрасли промышленности □ создание нескольких предприятий -производителей пищевых продуктов, отличающихся сезонностью спроса на производимую продукцию с целью сокращения зависимости общей величины прибыли головного предприятия от сезонности спроса на продукцию различных диверсифицированных подразделений;

4) диверсификация экономической деятельности □ создание крупных объединений предприятий, включающих в свой состав производственные, коммерческие, финансовые предприятия, объединенные, как правило, только общим финансовым руководством.

Таким образом, претерпев резкий спад объемов производства в начале 1990-х гг., кондитерская промышленность России постепенно увеличивает объемы производства. Отечественные кондитерские предприятия, адаптировавшись к рыночным отношениям, применяют различные стратегии хозяйствования, одной из которых является диверсификация. Следование различным вариантам стратегии диверсификации позволяет предприятиям кондитерской промышленности России уменьшить себестоимость производимой продукции, добиться бесперебойной работы производства, снизить зависимость общей величины прибыли от сезонности различных пищевых производств, что в целом позволит увеличить конкурентоспособность продукции отечественных кондитерских предприятий на отечественном и зарубежных рынках.

1. Кублин И.М., Бурмистрова И.К. Применение модульного подхода в инновационном процессе // Вестник СГСЭУ. 2010. № 4 (33).

2. Кублин И.М., Верещагина Л.С. О методологии формирования производственной программы промышленного предприятия // Вестник СГСЭУ. 2010. № 5 (34).

3. Малютенкова С.М. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров. СПб.: Питер, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.