Научная статья на тему 'Экономическая устойчивость предпринимательских структур'

Экономическая устойчивость предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1805
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РИСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хорева Н. В.

В статье рассматриваются теоретические подходы к исследованию сущности экономической устойчивости предпринимательской структуры, приводится методика оценки экономической устойчивости организации на основе метода многомерного сравнительного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая устойчивость предпринимательских структур»

Таблица 2

Содержание внешнего анализа микросреды для формирования стратегии качества в организации

Факторы конкурентного анализа Содержание анализа для стратегии качества

Факторы, связанные с покупателями чувствительность покупателей к качеству и цене, лояльность покупателей за счет фактора качества, удовлетворенность потребителя качеством; дифференцированные скрытые и явные потребности, связанные с качеством продукции

Факторы, связанные с конкуренцией характер конкуренции и тип рынка, дифференциация продуктов по качеству, развитие неценовой конкуренции по качеству и надежности

Факторы, связанные с поставщиками и партнерами лояльность стратегических партнеров к качеству компании, стремление поставщиков к качеству поставок

Факторы, связанные с товарами — заменителями Преимущества товаров — заменителей по соотношению цены и качества

критерию, позволяющая определить сильные и слабые стороны деятельности. Соотнеся собственную оценку по критериям премии с оценкой лидеров, любая организация получает возможность определить свой уровень и, соответственно, задачи и объем работы по совершенствованию своей деятельности в области качества.

Сильными сторонами организаций для реализации стратегии качества, как правило, являются:

1. Зрелость предприятия: достижение объемов, капитализации компании, доли рынка и рейтингов, клиентской базы.

2. Высокий уровень ключевых компетенций для способности достигать высокого качества продукции и процессов, удовлетворенности всех заинтересованных сторон: потребителей, партнеров, инвесторов и поставщиков, персонала, общества, акционеров.

3. Достаточный ресурсный потенциал организации для реализации стратегии качества.

4. Высокий уровень управления цепочкой создания ценности, управления процессами, нацеленными на результат.

5. Сильная корпоративная культура, адаптивная для развития менеджмента качества, и мотивация персонала.

Слабыми странами являются отсутствие выше перечисленных характеристик и тенденций.

SWOT-анализ позволяет выявить стратегические альтернативы стратегии качества на основе структурирования сильных и слабых сторон организации, а также потенциальных возможностей и угроз, интегрируя информацию о внешней и внутренней средах. На основе сравнения уровня соответствия силы и слабости компании с возможностями, которые дает ей рынок, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать стратегию качества.

На основе матрицы SWOT возможны, как минимум, четыре комбинации, каждая из которых требует по-разному учитывать их при формировании стратегии:

• возможности — сильные стороны — ориентиры стратегического развития качества;

• возможности — слабые стороны — ориентиры внутренних преобразований для развития качества;

• угрозы — слабые стороны — существенные ограничения стратегического развития в области качества;

• угрозы — сильные стороны — потенциальные стратегические меры для преодоления угроз.

В результате анализа вырабатываются стратегические альтернативы направлений развития стратегии качества, которые могут быть, например такими:

• инновации и инвестиции, связанные с качеством,

• дифференциация продукции по качеству,

• усиление контроля продукции и процессов в организации,

• обеспечение качества на основе стандарта ИСО 9001[3],

• улучшение качества на основе стандарта ИСО 9004[4], внедрение самооценки для дальнейшего совершенствования в области качества,

• совершенствование корпоративной культуры и мотивации для дальнейшего улучшения качества.

Выбор проектов стратегии качества должен производиться на основе экономического обоснования и критерия эффективности инвестиций для функциональной стратегии.

Литература

1. Окрепилов В.В. Менеджмент качества. В 2-х т. Т.2. — СПб: Наука, 2007.

2. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — М.: Олимп- Бизнес. — 2003.

3. ГОСТ Р ИСО 9001:2008. Система менеджмента качества. Требования. — М.: Изд-во стандартов, 2008.

4. ГОСТ Р ИСО 9004:2008. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. — М.: Изд-во стандартов, 2008.

экономическая устойчивость предпринимательских структур

Н.В. Хорева,

аспирант кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного

университета экономики и финансов bagiev@finec.ru

В статье рассматриваются теоретические подходы к исследованию сущности экономической устойчивости предпринимательской структуры, приводится методика оценки экономической устойчивости организации на основе метода многомерного сравнительного анализа.

Ключевые слова: экономическая устойчивость организации, внешняя и внутренняя среда предпринимательства; хозяйственный риск

УДК 338.1

Важнейшей составляющей современного предприятия, поз- В самом общем смысле под устойчивостью развития пред-воляющей достигать основных целей бизнеса в условиях жест- приятия понимается его способность к продолжительному кой конкуренции, является экономическая устойчивость. осуществлению уставной деятельности на своих отраслевых

рынках. Чтобы предприятие могло действовать неопределенно долго, преодолевая сопротивление внешних обстоятельств, оно должно решать следующие задачи: во-первых, обеспечивать эффективность своих текущих экономических контактов с потребителями, поставщиками и партнерами; во-вторых, защищать свои отношения с потребителями, поставщиками и партнерами от конкурентов; в-третьих, заботиться о своей способности к продолжению экономической деятельности в будущем [1].

В данном контексте И. Богданов определяет экономическую устойчивость следующим образом: «Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. Однако если экономика не развивается, то у нее резко сокращаются возможности выживания, сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Таким образом, устойчивость и развитие — важнейшие характеристики экономики как единой системы» [2].

Если система не развивается, не увеличивает свой экономический потенциал, то ее возможности по эффективной адаптации к изменяющимся рыночным условиям резко снижаются.

А.С. Барканов под экономической устойчивостью понимает: «наличие инновационного потенциала устойчивого развития и его эффективное использование для нейтрализации внешних воздействий и факторов дестабилизации» [4].

В Википедии (свободная энциклопедия — интернет-ресурс) устойчивость понимается как способность системы сохранять текущее состояние при наличии внешних воздействий [5].

Устойчивость предпринимательской структуры по существу означает способность осуществлять эффективное ее функционирование в условиях совокупности негативных факторов внутренней и внешней среды.

Необходимо отметить, что предпринимательская структура по существу является сложной производственно-экономической системой (ПЭС), которая имеет соответствующие элементы или подсистемы (производственно-техническая, финансовая, социальная, инновационная, рыночная).

Рис.1. Структурный аспект экономическом устойчивости предпринимательской структуры

Принимая во внимание структурные составляющие, экономическую устойчивость ПЭС можно рассматривать по следующим направлениям: производственно-техническую, финансовую, социальную, инновационную и рыночную устойчивости.

Таким образом, наличие соответствующих функциональных подсистем организации позволяет говорить о подвидах устойчивости, каждая из которых имеет свои характерные или специфические особенности.

Производственно-техническая устойчивость характеризуется эффективностью использования всех видов ресурсов, внедрением новой производственной техники, ростом уровня автоматизации и механизации производственных процессов, освоением и выпуском новых видов продукции (в том числе инновационной продукции), совершенствованием системы организации производства и менеджмента.

Особое место в системе экономической устойчивости отводится эффективности использования финансовых и инвестиционных ресурсов. С данной позиции финансовую устойчивость можно представить как направление, связанное с повышением рентабельности активов предприятия, ростом деловой активности, сохранением платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска, увеличением его инвестиционной активности.

Социальнаяустойчивость есть интегративное образование, которое сочетает в себе совокупность качеств, проявляющихся как психологическое выражение состояний личности, обуславливает ее направленность, активность, ответственность, обеспечивает творческую реализацию. Социальную устойчивость можно охарактеризовать как гибкость в усвоении новых производственных отношений, принципов, способность к нормотворчеству, изменению, совершенствованию.

С позиции ПЭС это в первую очередь специалисты организации, которые способны быстро перестраиваться в зависимости от изменяющихся факторов внешней и внутренней среды, умеющих постоянно совершенствоваться, искать пути реализации профессиональных знаний, умений, навыков, отстаивая при этом свои взгляды и сохраняя личностные позиции.

Инновационная устойчивость предпринимательской структуры означает повышение эффективности использования инновационного потенциала организации с целью обеспечения стратегических конкурентных преимуществ и удовлетворения потребностей рынка в условиях негативных факторов риска.

В целом экономическая устойчивость организации невозможна, если нет перспектив для обеспечения ее рыночной устойчивости, которая характеризуется: а) конкурентоспособностью предприятия б) конкурентоспособностью продукции в) увеличением рыночной доли, в том числе и за счет увеличения инновационных видов продукции.

Понятие экологическая устойчивость подразумевает способность системы сохранять свою структуру и функциональные особенности при воздействии внешних факторов. Экологическая устойчивость предполагает рациональное использование природных ресурсов, использование ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий, с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду.

С учетом данного анализа экономическую устойчивость можно характеризовать как состояние предпринимательской структуры, которое формируется путем воздействия различного рода факторов риска. Необходимо отметить, что основной особенностью современных ПЭС является функционирование в динамичной внешней среде под действием большого числа случайных факторов, что обусловливает сложный характер их поведения и управления такими системами. Экономическая устойчивость предприятия — это внутреннее состояние хозяйствующего субъекта, которое складывается под воздействием различного рода факторов. В свою очередь факторы экономической устойчивости субъекта хозяйствования можно классифицировать по различным признакам (табл. 1).

Например, к внутренним дестабилизирующим факторам субъективного характера относятся ошибки и некачественные действия сотрудников данного предприятия, обусловленные отсутствием надлежащего профессионального опыта, финансовыми просчетами, а также плохая организация труда, утечка конфиденциальной информации.

Следует подчеркнуть, что предпринимательские структуры являются непрерывно изменяющимися и развивающимися. Поэтому для ПЭС очень важным является вопрос самосохранения и дальнейшего развития. Цель изучения устойчивости в данном случае — определить, насколько существенно будет изменяться поведение ПЭС в результате воздействия незапланированных внешних или внутренних факторов.

С данной позиции устойчивость хозяйственного развития предпринимательской структуры — это сохранение ее целостности на протяжении многих циклов функционирования, т.е. сохранение заданных параметров и совершенствование их с учётом негативных воздействий и обеспечение стратегических бизнес-целей.

Для развивающихся экономических систем характерно сочетание устойчивости функционирования, а, следовательно, эффективного использования предпринимательского потенциала, и устойчивости развития, характеризующей подвижное, динамичное равновесие системы, её способности к адаптации и переходу на качественно новый уровень, что в совокупности характеризует возможности системы к самосохранению.

Экономическая устойчивость коммерческой организации отражает ее предпринимательский потенциал, степень сбалансированности элементов, движения ресурсов по времени, объёмам и направлениям. Она определяет положение субъекта на рынке и, следовательно, конкурентные преимущества.

Таблица 1

Систематизация факторов экономической устойчивости предпринимательских структур [6]

Классификационный признак Содержание

По способу влияния Стабилизирующие и дестабилизирующие, т.е. или позитивно влияющие на уровень экономической устойчивости предприятия, или негативно.

По месту возникновения Внутренние и внешние факторы. Внутренние создаются внутренней средой и возникают как следствие работы предприятия в целом или его персонала. Внешние инициируются внешней средой функционирования, без участия и помимо воли субъективного личностного фактора.

По характеру воздействия Прямые и косвенные факторы. Прямые оказывают непосредственное воздействие на уровень экономической устойчивости предприятия. Косвенные оказывают не прямое воздействие на состояние и уровень устойчивости, а опосредованное, косвенное влияние.

По степени обусловленности Объективные и субъективные факторы. Объективные факторы обусловлены объективно развивающимися процессами или обстоятельствами непреодолимой силы (например, стихийными бедствиями). Субъективные факторы создаются сознательно, целенаправленно отдельными группами людей, исходя из их личных и экономических интересов.

ного сравнительного анализа. Данный метод позволит оценить уровень экономической устойчивости предприятий и обозначить рейтинг среди обследуемых предприятий.

Предлагаемый анализ в области комплексной оценки экономической устойчивости предприятия проводится в несколько этапов.

Первый этап. Обосновывается система показателей, характеризующих уровень или состояние экономической устойчивости организации, и формируется матрица исходных данных.

Второй этап. В каждой графе определяется максимальное значение показателя, которое принимается за единицу. Затем все показатели этой графы (а,) делятся на максимальное значение эталонного предприятия (max a,). В результате создается матрица стандартизированных коэффициентов (х,).

X=a / max a

Третий этап. Все элементы матрицы возводятся в квадрат. Если задача решается с учетом разного веса показателей, тогда полученные квадраты умножаются на величину соответствующих весовых коэффициентов (К), установленного экспертным путем, после чего результаты суммируются по строкам.

+ Kx 2

n П|

Весьма важным моментом в процессе разработки и реализации управленческих решений является анализ и количественная оценка обеспечения экономической устойчивости предприятия.

Необходимость проведения анализа с целью оценки (определения) параметров экономической устойчивости предприятия обусловлена, прежде всего, нестабильной динамикой и влиянием внешней среды на конечные результаты функционирования предпринимательских структур. По результатам и целям деятельности предприятий также имеется неоднозначность позиций исследователей. Доминирующей, в научной литературе, точкой зрения в отношении конечной цели организации является мотив получения максимально возможной прибыли.

Однако в более широком понимании под основной целью деятельности организации следует понимать обеспечение экономической устойчивости, а получение прибыли — основа для достижения этой цели. Более точное определение реальной экономической устойчивости организации имеет огромное значение не только для самих субъектов хозяйствования, но и для многочисленных бизнес — партнеров и особенно потенциальных инвесторов.

По большому счету экономическая устойчивость организации это достаточно емкое понятие, и вряд ли можно его охарактеризовать каким-то одним показателем или критерием.

Под общей устойчивостью организации понимается такое состояние, когда организация стабильно, на протяжении достаточно длительного времени выпускает и реализует конкурентоспособную продукцию, и прибыль, достаточную для производственного и социального развития организации и является ликвидным и кредитоспособным.

Для комплексной оценки экономической устойчивости организации нами предлагается использовать метод многомер-

Литература

1. Бараненко С.П., Шеметов В.В. Стратегическая устойчивость предприятия. — М.: ЗАО Центрополиграф, 2006.

2. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. — М., 2003.

3. Петренко И.Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор. — М., 2004.

4. Барканов А.С. Оценка экономической устойчивости строительного предприятия // Экономика строительства. — 2006. — №8.

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/

6. Багиев Г.Л., Полынцов С.А. Проблемы обеспечения экономической устойчивости организации в условиях риска // Проблемы управления рисками в техносфере. — 2010. — №1.

7. Браткова О.В., Гапоненко В.Ф. Управление устойчивым развитием промышленных предприятий. — М.: Компания Спутник. 2006.

Четвертый этап. Полученные рейтинговые оценки (Я) размещаются по ранжиру, и определяется место каждого предприятия по уровню обеспечения его экономической устойчивости. Первое место занимает предприятие, которому соответствует наибольшая сумма, второе место — организация, имеющая следующий результат и т.д.

Предложенная методика многомерного сравнительного анализа имеет, на наш взгляд, следующие преимущества.

1) Рассмотренная методика основывается на системном подходе к оценке экономической устойчивости предприятия.

2) Методика оценки учитывает реальные достижения пред-приятий-конкурентов и степень их близости к показателям-эталонам.

3) Предлагаемый подход делает количественно измеримой оценку экономической устойчивости предприятия, основанную на результатах его прошлой и текущей деятельности, что позволяет в известной мере избежать субъективизма и более реально оценивать рейтинг показателей экономической устойчивости субъекта хозяйствования.

Процесс обеспечения экономической устойчивости предпринимательской структуры начинается с разработки стратегии обеспечения экономической устойчивости предприятия. В стратегии управления экономической устойчивостью организации задаются количественные ориентиры показателей, предусматривается наиболее оптимальная схема использования в этих целях финансовых ресурсов, разрабатываются организационные мероприятия и взаимодействие структурных подразделений. Разработка стратегии экономической устойчивости организации включает в себя следующие этапы: выявление и прогнозирование факторов внешней и внутренней среды, негативно отражающихся на состоянии бизнеса; установление целей и задач экономической устойчивости предприятия; разработка методологического инструментария оценки состояния финансовой устойчивости предприятия; определение критериев и показателей финансовой устойчивости предприятия, формирование системы методов оценки и анализа предпринимательских рисков; расчет необходимых ресурсов для целей обеспечения экономической устойчивости предприятия и др.

Экономическая устойчивость предприятия, его независимость и дальнейшее развитие могут быть обеспечены, если будут определены важнейшие стратегические направления обеспечения безопасности бизнеса, разработана система своевременного обнаружения и ликвидации возможных опасностей и угроз, а также уменьшения последствий хозяйственного риска.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.