Научная статья на тему 'Экономическая сущность мелиорации в современных условиях'

Экономическая сущность мелиорации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жиркова Е. Ю.

Актуальность проблемы загрязнения окружающей среды настолько велика, что за последние годы опубликовано большое число литературы и научных статей посвященных этой тематике. Катастрофическое, по своим объемам, поступление продуктов техногенеза в биосферу шагнуло за критическую черту. На существующем этапе разработаны современные методики выявления и оценки загрязнения элементов биосферы, дающие довольно точные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая сущность мелиорации в современных условиях»

и обусловлен особенностями жизни деревни. Наличие подсобного хозяйства является постоянной средой и фактором генезиса рыночных отношений в деревне, который при последовательном положительном развитии событий влияет на процесс концентрации производства в индивидуальных хозяйствах, использующих наемный труд с последующим перерастанием в процессе конкуренции в крупные фермерские хозяйства.

Развитие личных подсобных хозяйств продолжается в адекватных рынку формах, повышается уровень их товарности на основе сложившихся взаимосвязей с сельскохозяйственными предприятиями, проявляющихся в использовании ресурсов сельхозпредприятий в производстве продукции в личных подсобных хозяйствах через реализацию собственности на земельные доли. Личное подсобное хозяйство способствует формированию субъектов хозяйствования рыночного типа.

Таким образом, особенности трансформирующихся земельных отношений состоят в реализации экономического содержания собственности, состоящей в ограниченном участии собственников в управлении земельными долями; в деформированном характере арендных ^ отношений с использованием натуральной арендной платы. Продолжается развитие, укреп- л ление функциональных взаимосвязей земельных отношений и форм хозяйствования в клас- ц сических формах в крестьянских фермерских хозяйствах, в других - продолжается транс- ® формация земельных отношений и соответствующих форм хозяйствования.

Ш

ЖИРКОВА ЕЮ. ЦЕ

ь

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МЕЛИОРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ |ч

- Ш

Актуальность проблемы загрязнения окружающей среды настолько велика, что за последние годы опубликовано большое число литературы и научных статей посвященных этой о тематике. Катастрофическое, по своим объемам, поступление продуктов техногенеза в био- £ сферу шагнуло за критическую черту. На существующем этапе разработаны современные о методики выявления и оценки загрязнения элементов биосферы, дающие довольно точные си результаты. Это позволяет провести подробный анализ причин поступления загрязняющих ^ элементов, характер их взаимодействия с другими веществами, выявить пути миграции, места ^ накопления и влияния на живые организмы. Существующие методы и способы уменьшения о поступлений чужеродных химических элементов, например, посредством ввода в эксплуа- х тацию очистных сооружений и установок, не дадут желаемый результат по причине своей & дороговизны или отсутствия технологий утилизации большого числа собираемых отходов. ££ Несовершенные технологические процессы многих производств направлены на получение ^ максимального количества конечной продукции, изначально не были ориентированы на ра- ^ циональное использование и охрану природных ресурсов. £5 Первое правительственное постановление в этом направлении, на основании которого £5 Советом Министров РСФСР утверждены нормативы платы за выбросы загрязнений в окружа- ^ ющую природную среду и порядок их применения числится за № 32 от 7.01.1988 г. Позже по- § нятие платежей за загрязнение окружающей среды появилось в налоговом законодательстве о - статья 19 Закона РФ от 29.12.91 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы Российской Фе- £ дерации» в виде 10% платежей за использование природных ресурсов, как плата за выбросы, ^ сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и дру- £ гие виды загрязнений, зачисляемых в Федеральный бюджет. Оставшаяся часть направляет- $ ся во внебюджетные экологические фонды и Федеральный экологический фонд Российской Федерации. Следствие чего в отношении указанных частей платы было установлено два вза- о имоувязанных режима административного контроля - налоговый и экологический. В насто- ® ящее время основным нормативным документом, закрепляющим платность использования :> природных ресурсов является Закон Российской Федерации от 19.12.91 г. № 2060-1, а именно ° ст.20 «Об охране окружающей природной среды» на основании которого вышло Постанов- ^

ление Правительства РФ от 28.08.92 г. № 632 утвердившее порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия. В дополнении к этому закону Министерством финансов РФ, Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и Министерством экономики РФ разработаны и утверждены Правительством РФ, от 27.11.92, базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, коэффициенты, учитывающие экологические факторы и инструктивно - методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 24.03.93 № 190). А при участии Государственной налоговой службы РФ был принят порядок направления 10% за загрязнение окружающей природной среды в доход Федерального бюджета Российской Федерации от 3.03.93 № 04-15 /61-638, 19, ВГ-6-02/10.

Существующим законодательством предусмотрено взимание платы за следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и пе-^ редвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные ь объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (в виде шума, вибрации, щ электромагнитного и радиационного воздействий и т.д.).

Законом РФ от 24.06.98 г. № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» предусмат-ГО ривается, что плата за размещение отходов взимается как с юридических лиц, так и с индиИ видуальных предпринимателей.

^ В 2000 г. плата за фактическое загрязнение окружающей природной среды распределя-2 лась следующим образом: 10% в Федеральный бюджет, 90% распределялись и перечислялись о на счет Федерального экологического фонда РФ и на счета государственных областных внебюджетных фондов.

В соответствии со статьями 9 и 27 Федерального закона от 27.12.2000 № 150 ФЗ « О фе-□ деральном бюджете на 2001 г.» плата за нормированные и сверхнормированные выбросы и ^ сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов направлялась в Федеральный бюджет и О бюджеты субъектов РФ в соотношении 19% и 81%.

0 В свете вышеизложенного следует отметить, что начиная с 1 января 2001 г. расчет пла-ф тежей, также согласованный с экологическими службами комитетов природных ресурсов об-^ ластей, перечисление средств по начисленной плате в полном объеме производятся ежеквар-^ тально всеми природопользователями без исключения (в том числе и организациями, которые

1 имеют до 10 единиц передвижных источников загрязнения) без уплаты авансовых платежей. > Следовательно, положение с законами по охране окружающей среды удовлетворительное.

2 Каково положение с загрязнением окружающей среды "на местах"? Рассмотрим сложившуюся I ситуацию на примере г. Новочеркасска (он входит в первую десятку самых загрязненных тороса дов России). Мониторинговые наблюдения химического загрязнения почв селитебного района

за 2000 г. показали отсутствие улучшения экогеохимического состояния почв [3]. Загрязнение ^ почв в домониторинговый период 1992-1993 г.г. определило оценку химического загрязнения о проб по г. Новочеркасску как "чрезвычайно опасное" [1]. Мониторинговые наблюдения почв ^ за 2001 г. показали изменения относительно результатов 1991-1992 г.г. и 2000 г. в сторону о ухудшения экологической обстановки [3]. Результаты химического обследования проб почв о дают следующую ситуацию: территории с показателями минимального и слабого загрязнения £ существенно уменьшились с 38,28 до 23,48%, а территории характеризующиеся сильным и мак-о симальным химическими загрязнениями не испытали изменений [1-3]. ^ Общая оценка состояния экогеохимического загрязнения остались на уровне "чрезвы-¡Е чайной экологической ситуации" и не смотря на спад объемов промышленного производс-ф тва, принятие и совершенствование законодательной базы, данные мониторинга говорят о том, что последнее десятилетие растет загрязнение почв химическими элементами, в том | числе тяжелыми металлами.

ю Есть ли доступные и недорогие методы улучшения сложившейся ситуации? Ведь загряз-§ ненные почвы, вода и воздух городов в которых живет порядка 63 млн. граждан России не ° оказывают и не окажут в дальнейшем благоприятного воздействия на здоровье и благопо-° лучие населения. Имеющаяся информация по Ростовской области дает данные о том, что за

период с 1985 по 1997 г.г. средний показатель общей смертности вырос на 20%, а показатель рождаемости снизился вдвое [4]. Приоритетным фактором риска в формировании ухудшения здоровья населения являются загрязненные атмосфера, почвы, вода и т.п. [4].

Незаслуженно приниженное и упрощенное значение мелиораций является тем самым ключом к решению поставленной проблемы. Для экологического обоснования мелиораций урбанизированных территорий существуют имеющиеся результаты исследований воздействий мелиоративных мероприятий на почвы, воздух и водные объекты. Аналогичные примеры могут быть рассмотрены и в отношении применения мелиораций и на другие элементы, как природной среды, так и элементы антропогенных ландшафтов. В нашем случае первоочередная задача мелиораций - сохранить и улучшить потребительские свойства мелиорируемого объекта, исключающие возможность его дальнейшей деградации под воздействием загрязняющих веществ.

В современной экономической ситуации экономическая востребованность мелиораций

урбанизированных территорий актуальна и вряд ли оспорима. Справедливости ради следует СП

отметить, что методики оценки экономической эффективности мелиораций урбанизирован- ¡5

ных территорий не существует, но и до настоящего времени не выработана единая методика щ оценки сельскохозяйственных мелиораций!

Экономическая сущность мелиораций урбанизированных территорий на наш взгляд та- ¡тд кова: это один из видов инвестиций материальных и трудовых ресурсов в антропогенный ¡7 ландшафт с целью улучшения его потребительских свойств (улучшение микроклимата городов, восстановление парков, устранение свалок и помоек, улучшение состояния почв, воды, ^ воздуха, борьба с подтопление и т.д. и т.п.) и максимальной защиты от отрицательного тех- о ногенного воздействия [5].

Конечным результатом мелиораций урбанизированных территорий является восстанов- |\

ление потребительских свойств до уровня имеющихся в природе образцов. □

Составляющей экономической востребованности мелиораций урболандшафтов является ру их социальная направленность. Данное положение можно рассмотреть на следующих простых примерах: особую роль в формировании любой экосистемы, в том числе и экосистемы

города, и ее качестве играют растительные мелиорации. По мнению Н.Ф. Реймерса, установ- о

лено соответствие между продолжительностью жизни горожан с удельной плотностью на- £

саждений, может объяснится положительным информационным воздействием (люди видят о

зелень). Гипотеза Н.Ф. Реймерса основана на установленном факте "функциональной окрас- ф

ки" стен и оборудования производственных помещений на работоспособность и утомляе- §

мость рабочих; фитонциды, выделяемые растениями убивают микробы и некоторых вредных >

насекомых. Поэтому можжевельник, высаженный по периметру свалок и полигонов ТБО, за 2

счет выделения фитонцидов резко сокращает численность домашней мухи - переносчика ^

различных инфекций. $

В результате можно говорить о том, что пользователь получает прибыль от последующих о

затрат без потери предыдущих. В данном случае мелиорации предстают как один из наибо- о

лее надежных и эффективных направлений капитальных вложений и являются экономичес- >

ким резервом общества. о

о

ЛИТЕРАТУРА 9

О со

1. БогушИ.А. Структура природных и техногенных ландшафтов г. Новочеркасска и их £ экологическая оценка // Антропогенное воздействие на городские и сельскохозяйс- о твенные ландшафты. Новочеркасск, 1994. ^

2. БогушИ.А., Бондарева Ю.А. Мониторинг почвенного покрова г. Новочеркасска // Ме- х лиорация антропогенных ландшафтов. Т. 17. Рациональное использование земельных ^ и водных ресурсов юга России. Новочеркасск: Изд-во НГМА, 2002. ^

3. ДенисовВ.В., Москаленко А.П., Гутенев В.В., Курнева Е.Ю. Санитарно-экологическая § оценка системы хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Новочеркасска // Мелио- ф рация антропогенных ландшафтов. Т. 12. Эколого-экономические проблемы водополь- Е зования и природообустройства. Новочеркасск: Изд-во НГМА, 2000. о

4. КурневаЕ.Ю., Денисова И.Н. и др. Экологическая обстановка в Ростовской области и о здоровье населения. Сообщение 2 // Мелиорация антропогенных ландшафтов. Т. 12. (Т)

Эколого-экономические проблемы водопользования и природообустройства. Новочеркасск: Изд-во НГМА, 2000. 5. Основы мелиораций земель. Курс лекций / А.В. Грибанов, В.Н. Шкура. Новочеркасск: Изд-во НГМА, 2001.

ЗАЙКОВ В.П.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ

^ Согласно системному подходу и в самом широком плане, в качестве глобального объекта ^ государственного финансового управления выступает финансовая система страны, а в час-го тности, таковым объектом являются различные виды (уровни функционирования) финансов (государственных, муниципальных, частных, корпоративных), содержательная функция СП которые предопределяется социальным строем государства, раскладом политических сил 2 в стране и другими факторами, влияющими на макроэкономические распределительные и перераспределительные процессы [4]. В качестве субъекта государственного финансового ^ управления выступают органы власти на всех уровнях и их структурные подразделения фи-

□ нансовой направленности, например: Ь а) Министерство финансов РФ;

б) Центральный банк России и его управления по регионам;

□ в) Министерство экономического развития и торговли;

^ г) Федеральное казначейство и федеральная налоговая служба с их территориальными

управлениями (отделениями); "V" д) региональные контрольно-ревизионные управления; о е) Счетная палата РФ;

ф ж) департаменты по бюджету администраций субъектов РФ;

^ и) профильные комитеты, управления, отделы органов местного самоуправления и т.д. О- Цели и методы, используемые в системе государственного финансового управления, изна-§ чально определяются функционирующей на данный момент структурой финансовой системы страны, рассматриваемой в качестве объекта макроуправления. Проведем обзорное исследова-о ние трансформации финансовой системы современной России, взглядов на нее известных уче-£ ных. Отдельные моменты такого исследования, в частности, отражены в авторской работе [5]. ф Рыночные преобразования в экономике страны, появление и функционирование новых ^ форм хозяйствования, расширение объектов предпринимательской и некоммерческой де-о. ятельности, другие социально-экономические факторы, имеющие место в современной Рос-< сии за последние полтора десятилетия, не могут не сказываться на состоянии финансовой о системы страны и одновременно на представлениях ученых и преподавателей, государственных чиновников и бизнесменов. Сравнивая первые научные публикации в современной 2 финансовой практике начала 90-х годов, с появившимися в последние 2 -3 года, можно кон-^ статировать существенные и весьма принципиальные изменения в интерпретации ключе-§ вых понятий - «финансы» и «финансовая система», общее признание факта появления новых о звеньев финансовой системы, поиск и нахождение новых решений по проблеме управления £ финансами. Эволюцию представлений о современной финансовой системе России можно ус-^ ловно описать тремя этапами, а формулировки найти, в том числе, в учебной литературе, Е приведенной в общем перечне источников в настоящей монографии. ф Так, на первоначальном этапе формирования современной финансовой системы

(1992____1996 гг.), когда насущной общенациональной проблемой являлось погашение дефи-

§ цита в государственном бюджете, финансовая система представлялась пятью звеньями [8]:

ф а) бюджетная система РФ;

| б) государственные внебюджетные фонды;

о в) государственный кредит;

о г)страхование;

00 д) финансы предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.