С О. ГОГОЛЕВА
Светлана Олеговна ГОГОЛЕВА — аспирантка кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента СПоГУЭФ.
В 2008 г. окончила СПбГУЭФ.
Автор 5 публикаций.
Область научной специализации — экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами, строительство.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЗИНГА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПЛОСКОСТНЫХ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ*
В современных конкурентных условиях особое внимание уделяется рынку лизинговых услуг. И это неудивительно, поскольку механизм лизинга имеет ряд преимуществ. Во-первых, он дает возможность организации, не имеющей достаточных средств для покупки дорогостоящего оборудования или техники, приобрести их без полной единовременной оплаты. Оставшуюся же часть цены компания будет погашать постепенно, как правило, в течение нескольких лет. Конечно, за такую рассрочку лизинговой компании придется заплатить вознаграждение, но эти затраты вполне компенсирует то, что лизингополучатель сможет сразу эксплуатировать оборудование и тем самым не прерывать процесс производства. Во-вторых, востребованы классические преимущества лизинга — возможность ускоренной амортизации и налоговые льготы. В-третьих, приобрести какую-либо технику или оборудование в лизинг намного проще, чем обратиться в банк за кредитом, особенно для предприятий малого и среднего бизнеса. Как правило, при использовании кредита такие компании сталкиваются с рядом проблем: высокая процентная ставка, достаточно большой пакет документов, поиск поручителя.
Лизинговая схема достаточно проста и понятна, в сделке принимают участие три стороны: лизингодатель, лизингополучатель и продавец лизингового имущества. Между сторонами заключаются договоры лизинга и купли-продажи. В зависимости от конкретных условий состав участников может меняться. Он расширяется при задействовании в сделке финансовых институтов (банков), страховых компаний, посреднических структур и так далее. Схема финансового лизинга становится более сложной и требует учета специфики каждой конкретной операции, а также согласования интересов многих сторон.
На сегодняшний день лизинг достаточно востребован во многих странах и представляет собой эффективный финансовый инструмент, который используют организации в своей деятельности. В странах с развитой экономикой операции финансового лизинга начали применяться гораздо раньше, чем в нашей стране, но, тем не менее, этот сравнительно новый институт взаимоотношений в правовой системе Российской Федерации, сразу же, показал свои преимущества.
Как отмечает С.Л. Ковынев, начало развития рынка лизинговых услуг на территории Российской Федерации датируется 1995 г. [2]. На наш взгляд, становление лизинговых отношений стоит отнести к 2003 г., когда были внесены изменения в законодательство о лизинговой деятельности, в том числе об отмене ее лицензирования. Именно в 2003 г. произошел реальный рост объемов этих услуг, суще-
ГРНТИ 72.13.41 ©С.О. Гоголева, 2012 Публикуется по рекомендации канд. экон. наук, проф. В.П. Воробьева.
ственно увеличилась стоимость заключенных договоров, динамику роста которых можно проследить благодаря аналитическим обзорам В.Д. Газмана [1].
Практика показывает, что все больше компаний прибегают к лизинговому механизму. Здесь можно отметить предприятия, представляющие такие отрасли материального производства, как: промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь и другие отрасли, где лизинг проявил себя достаточно востребованным. На наш взгляд, в отраслях социально-культурной ориентации (культура, здравоохранение, образование, наука, спорт, социальное обеспечение) лизинг не нашел должного применения.
В такой отрасли социально-культурной ориентации, как спорт, наиболее приемлемым будет применение лизинговых схем, а именно лизинг техники, используемой при строительстве плоскостных спортивных сооружений. К таким сооружениям относятся: игровые многофункциональные площадки, поля, беговые дорожки, зальные покрытия.
На сегодняшний день представленная отрасль испытывает потребность в специализированной технике, к которой можно отнести: а) технику для укладки спортивных покрытий на стадионах, в залах, на школьных многофункциональных площадках; б) технику для ухода за спортивными покрытиями, а также за искусственным и натуральным газоном.
Данная техника является достаточно дорогостоящей, и не все организации в силах единовременно оплатить ее полную стоимость. В особенности это касается предприятий среднего бизнеса, которые имеют денежные средства, но их зачастую бывает недостаточно для покупки новой техники. Аренда в нашем случае также не будет являться выходом из сложившейся ситуации, поскольку техника для укладки и ухода за спортивными покрытиями не производится отечественными производителями. Поэтому компании, предоставляющие услуги по строительству плоскостных спортивных сооружений, вынуждены закупать специализированную технику за границей. В свою очередь арендные организации не станут закупать дорогостоящую и специфичную технику, будут работать с проверенной техникой, которая всегда будет пользоваться спросом (легковой и грузовой транспорт, строительная техника и оборудование).
Такие крупные компании по строительству плоскостных спортивных сооружений, как группа компаний «Бамард» (г. Москва), ООО «Спорт-Арена» (г. Санкт-Петербург), предпочитают работать с компанией 8МО (Германия), которая уже 30 лет занимает лидирующие позиции в области производства техники для укладки и ухода за спортивными покрытиями. Для средних компаний сегодня нерешенной остается проблема приобретения хотя бы одной единицы новой техники из-за нехватки денежных средств. А для крупных организаций такой проблемой является диверсификация своей деятельности, которая подразумевает покупку дополнительных единиц техники для строительства новых объектов, как правило, располагающихся территориально в разных регионах страны. Покупка дополнительной техники приведет к расширению рынка сбыта своих услуг, к увеличению объемов производства.
В свете развития физической культуры и спорта в Российской Федерации объемы строительства спортивных объектов постепенно увеличиваются. Оно ведется на местном, региональном и федеральном уровнях. Значительную роль здесь играет Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р, которая направлена на развитие инфраструктуры спорта и преодоление социальных проблем.
Прежде всего со строительством спортивных сооружений и доступностью их использования гражданами Российской Федерации напрямую связаны качество и продолжительность жизни, здоровье нации, а следовательно, трудоспособность населения, что, соответственно, положительно скажется на экономическом росте страны. Во вторую очередь развитие инфраструктуры спорта необходимо для проведения международных соревнований, которые требуют строительства новых объектов, площадок, спортивных центров, соответствующих международным стандартам, а также реконструкции устаревших объектов. Становится очевидным, что данная сфера проявляет себя и как фактор, обеспечивающий повышение уровня жизни населения, а также укрепление конкурентоспособности страны на международной политической арене.
Наиболее крупными и удачными, с коммерческой точки зрения, спортивными проектами последних лет являются чемпионаты мира и Европы по футболу, мировые чемпионаты по теннису, олим-
пиады и национальные профессиональные спортивные лиги. В нашей стране к числу предстоящих соревнований, требующих нового строительства, относятся: Универсиада в Казани 2013 г., Чемпионат мира по легкой атлетике в Москве 2013 г., Олимпийские игры в Сочи 2014 г., Чемпионат мира по футболу 2018 г. и другие мероприятия международного характера. Соревнования такого масштаба привлекают сотни миллионов зрителей и предпринимателей из разных стран, при их подготовке заключаются многомиллиардные рекламные, телевизионные и спонсорские контракты. Тем самым, они являются индикатором состояния экономики, влияют на престиж страны. Международный бизнес в спорте входит сегодня в двадцатку самых привлекательных отраслей мирового хозяйства по эффективности вложения капитала. Эта отрасль дает работу более 20 млн человек во всем мире [3].
Поэтому на фоне роста строительства плоскостных спортивных сооружений использование лизинга техники является выгодным финансовым инструментом, позволяющим крупным строительным компаниям расширить рынки сбыта услуг. А для средних компаний это своего рода возможность проявить себя и занять стабильную конкурентную позицию на рынке услуг по строительству плоскостных спортивных сооружений. При этом необходимо разработать схемы взаимодействия лизинговых и строительных компаний, которые будут удовлетворять требования обеих сторон сделки. К таким схемам можно отнести: создание в лизинговой компании отдела, который непосредственно будет заниматься техникой для строительства плоскостных спортивных сооружений; создание предприятия-посредника, которое будет приобретать и предоставлять технику в лизинг; сотрудничество с государством (государственно-частные партнерства). При организационно-правовой форме государственно-частного партнерства государство будет выступать в роли гаранта для лизинговой компании, предоставляющей технику по договору лизинга.
Кроме того, для эффективного развития нового направления деятельности лизинговой компании необходимо расширить должностные полномочия лизингового брокера, который будет заниматься оценкой и исследованием рынка спортивной индустрии. В частности, в его обязанности будут дополнительно включены: изучение новых технологий строительства плоскостных спортивных сооружений, участие в конференциях и аукционах, составление аналитических обзоров будущих потенциальных лизингополучателей. В свою очередь строительным компаниям стоит задуматься о внесении изменений в договоры с заказчиками на строительство сооружений. Необходимым условием является не только строительство плоскостных спортивных сооружений, но и последующее их обслуживание. Это поможет строительным организациям избежать простоя техники и позволит вести строительство непрерывно.
В заключение хотелось бы отметить, что мировой рынок спортивной индустрии сегодня является молодым, но динамично развивающимся рынком сферы услуг. Как отрасль экономической деятельности профессиональный спорт производит для потребителей довольно специфичный продукт в виде зрелищных услуг. Иными словами, чем выше качество предоставляемых услуг (что выражается в престиже соревнований), тем выше их цена. Эксклюзивность и постоянная новизна такого продукта, как зрелищно-массовые услуги, позволяют конкурировать с аналогичными услугами. Победы в большом спорте способствуют росту международного престижа и инвестиционной привлекательности страны. Наличие сильных клубов, профессиональных лиг требует строительства современных крупных спортивных сооружений.
Зачастую существующие компании в сфере строительства плоскостных сооружений не всегда могут позволить себе покупку дорогостоящей техники для укладки покрытий. Те компании, у которых есть данная техника, в свою очередь, не могут позволить себе приобретение дополнительной единицы дорогостоящей техники и, следовательно, не могут диверсифицировать сферу предоставления услуг. Поэтому использование лизинга техники в данной сфере является реальным выходом из сложившейся ситуации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Газман В.Д. Финансовый лизинг. 2-е изд. М.: ГУ — ВШЭ, 2005.
2. Коеынее С.Л. Лизинговые сделки. Рекомендации по избежанию ошибок. М.: Вершина, 2006.
3. Никишое Д.Е. Основные тенденции и особенности современного международного спортивного бизнеса // Экономические науки. 2010. № 8. С. 254-259.