Научная статья на тему 'Экономическая стратегия в управлении предприятиями индустрии гостеприимства и туризма'

Экономическая стратегия в управлении предприятиями индустрии гостеприимства и туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
942
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лайко М. Ю., Скобкин С. С.

Статья посвящена проблеме разработки экономической стратегии на предприятиях индустрии гостеприимства. Рассматриваются основные элементы экономической стратегии и методика применения их в гостиницах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лайко М. Ю., Скобкин С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the development of economic strategy at enterprises of hospitality business. Key elements of economic strategy and methodology of their application in hotels are being considered.

Текст научной работы на тему «Экономическая стратегия в управлении предприятиями индустрии гостеприимства и туризма»

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Д-р экон. наук М. Ю. Лайко канд. экон. наук С. С. Скобкин

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИЗМА

Статья посвящена проблеме разработки экономической стратегии на предприятиях индустрии гостеприимства. Рассматриваются основные элементы экономической стратегии и методика применения их в гостиницах.

Рыночные условия предоставления услуг значительно повышают деловой риск предприятий индустрии гостеприимства и неизбежно ведут к привлечению заемного капитала. Строительство гостиницы - это большой финансовый риск, измеряемый десятками и сотнями миллионов долларов. Чтобы снизить его и вместе с тем обеспечить рост капитала, необходимо предвидеть картину развития предприятия в относительно отдаленном будущем. Это позволит разработать экономическую стратегию.

Под экономической стратегией понимают генеральную перспективную программу рационального использования имеющихся и заимствованных ресурсов, направленную на обеспечение роста портфеля заказов (продаж), получение стабильной экономической прибыли, сохранение ликвидности и рост рыночной стоимости предприятия индустрии гостеприимства и туризма (ИГиТ) при приемлемом уровне риска. Эффективная и четко определенная экономическая стратегия делает предприятие сильным и устойчивым в финансовом отношении конкурентом на рынке услуг гостеприимства.

Экономическая стратегия по уровню последовательности, важности и сложности задач преследует, по нашему мнению, три основные взаимосвязанные цели (рисунок).

III уровень

II уровень

Рост

I уровень Увеличение

стоимости (ценности) компании

Получение рыночной

экономической доли

прибыли

Рис. Взаимосвязь экономической стратегии и стратегических целей предприятия ИГиТ

Такое предвидение целей организации и средств их достижения на длительную перспективу составляет сущность стратегии. Важно также, что стратегия должна содержать в себе индикаторы фиксации достижения уровней поставленных целей. При этом переход на последующий уровень стратегической цели не возможен без преодоления предыдущего. Стратегическое управление объединяет стратегический подход к постановке задач и программно-целевой подход к их реализации. Экономическая стратегия сочетает в себе экономический и стратегический аспекты управления предприятием ИГиТ, определяет на длительную перспективу цели, средства и показатели степени их достижения. Рассмотрим эти индикаторы.

I уровень. Получение экономической прибыли

Исходным индикатором этого уровня является стремление как можно быстрее заработать и накопить капитал для возврата кредитов и расширения бизнеса. При этом цель заключается не в получении прибыли как таковой, а стабильной экономической прибыли, которая может быть направлена как на потребление, так и на расширенное воспроизводство. В этот период наряду с финансовым подразделением предприятия ИГиТ большое значение придается отделу продаж. Определяющими направлениями в развитии здесь выступают максимальное расширение бизнеса и освоение целевого рынка.

II уровень. Увеличение рыночной доли

В связи с возрастанием конкуренции на целевом рынке услуг гостеприимства основными индикаторами этого уровня будут укрепление собственной ниши и увеличение рыночной доли предприятия. Определяющее значение в управлении предприятием имеет отдел маркетинга. Управленческие технологии нацелены на максимальный захват рынка. Особое значение придается росту конкурентоспособности за счет повышения качества предоставляемых услуг. Финансовый и организационный контроль за деятельностью предприятия менее важен.

III уровень. Рост стоимости (ценности) компании

На этом уровне создаются системы жесткого финансового и организационного контроля для сохранения управляемости предприятия и контроля за финансовыми потоками при быстром расширении бизнеса. В результате изменений в экономической ситуации и благодаря накопленному опыту идея увеличения стоимости компании выходит на первый план. Появляются новые управленческие технологии, ориентированные на это направление. В современных условиях ценность компании достигается за счет создания устойчивых конкурентных преимуществ при внедрения современных информационных технологий, позволяющих эффективно управлять бизнесом. Управление знаниями - основа этого процесса.

Главными ценностями предприятия ИГиТ, по нашему мнению, являются:

1) вера в успех предприятия, в его имя, предоставляемые услуги и работников обеспечивает непревзойденную ценность компании для ее акционеров;

2) принятие риска, создание атмосферы, в которой поощряются и вознаграждаются предпринимательство и разумный риск;

3) совершенствование и стремление к достижению высочайшего качества, наилучших результатов во всех сферах деятельности;

4) стимулирование и поощрение успеха, признание достижений и вознаграждение отдельных работников и всего коллектива;

5) новаторство и внедрение новшеств на всех этапах: от предоставления услуг до технологических процессов;

6) предоставление талантливым работникам возможности проявлять инициативу и осуществлять задуманное;

7) честное и уважительное отношение к людям.

Секрет успешного роста ценности гостиницы - это развитие и постоянство. Именно эти характеристики можно взять за основу корпоративной культуры сейчас и в будущем. Честность и выполнение своих обязательств перед клиентами должны определять деятельность гостиницы. Основа бизнес-философии - ставить интересы клиента на первое место. У каждого клиента свои запросы, а задача гостиницы - стремиться учитывать все пожелания и помнить обо всех требованиях к организации обслуживания. Именно поэтому гостиница стремится постоянно повышать качество услуг, изобретая все новые и новые формы обслуживания. Честность по отношению к клиенту, уважительные отношения внутри компании - основные принципы деятельности современного отеля.

Эффективность функционирования любой гостиницы тесно связана с качеством предоставления гостиничных услуг. Применительно к качеству услуг выделяют:

— компетентность (гостиница обладает требуемыми навыками и знаниями, чтобы оказать услугу);

— надежность (стабильность работы гостиничного предприятия);

— отзывчивость (система не выходит из строя при непривычных запро-

— доступность (легкость контакта с сотрудниками гостиницы);

— понимание (понимание специфических потребностей клиентов);

— коммуникация (своевременное и доходчивое информирование клиен-

— доверие (репутация предприятия);

— безопасность (защита от риска физического и морального);

— обходительность (вежливость, внимательность, дружелюбие);

— осязаемость (материальная привлекательность помещений, форма и опрятность персонала).

Предоставление гостиничных услуг высокого качества является составной частью постоянного внимания администрации гостиницы. Достижение качества в сфере обслуживания - важная задача, решение которой обеспечивает предпринимательский успех. Деятельность в сфере гостеприимства предполагает высокую степень контакта и координации между служащими и гостями. Наиболее часто встречающиеся действия в этом смысле направлены на улучшение технического качества услуг гостиничных предприятий (состояние номерного фонда, температура горячей воды, количество полотенец, условия

сах);

тов);

приготовления пищи и т. д.). Однако качество предоставляемых гостиничных услуг зависит не только от решения технических вопросов. Усилия предприятий гостиничной индустрии традиционно направлены на привлечение клиентов, на максимальное выполнение пожеланий гостей, их полное удовлетворение и завоевание доверия.

Понимание значимости клиента, качества обслуживания, сбалансированности стоимости и себестоимости может увеличить прибыль, предоставляя гостиничному предприятию возможность повысить цену и продать больше. Постоянное повышение качества обслуживания не связано только с материальными затратами. Это долгосрочный вклад, основанный на обеспечении верности клиентуры путем удовлетворения ее потребностей. Проведенное исследование показывает, что затраты на поиск нового клиента в пять раз больше затрат на то, чтобы удержать старого посредством предложения качественного обслуживания. Это исследование базируется на следующих факторах: способность к удержанию клиентов позволяет сократить затраты на маркетинг и соответственно увеличивает рентабельность; удовлетворенный клиент осуществляет бесплатную рекламу, распространяя благоприятствующую отелю устную информацию. Вместе с тем качество гостиничных услуг в огромной степени зависит от квалификации и заинтересованности людского капитала, от его творческих способностей, умения применять новые технологии, а также от освоения новых организационных процессов и форм используемой для обслуживания клиентов материальной базы. Качество услуг в гостиничном бизнесе - это критерий того, как уровень предоставленной услуги удовлетворяет ожидания клиента.

Для достижения вышеупомянутых целей экономической стратегии предприятия ИГиТ, по нашему мнению, целесообразно реализовать следующие задачи:

— разработать условия подготовки возможных вариантов формирования хозяйственных ресурсов и действий руководства гостиницы в случае неустойчивого или кризисного финансового состояния;

— исследовать характер и закономерности функционирования экономики предприятия в рыночных условиях хозяйствования;

— оценить исходное экономическое состояние предприятия с помощью стратегического анализа, стратегической оценки и определить основные пути его улучшения;

— определить экономические взаимоотношения с поставщиками и покупателями, банками и другими финансовыми институтами по направлениям перспективных вложений денежных средств, политики внешнеэкономической деятельности;

— оптимизировать основные и оборотные средства, распределение прибыли, налоговых платежей с максимальным учетом возможных льгот и недопущением штрафных санкций и переплат налогов, инвестиций и источников средств для развития производства, эмиссионной деятельности и дивидендных выплат;

— определять размер балансовой прибыли на основе прогноза развития производственной деятельности, портфеля заказов, уровня ликвидности и уровня риска;

— изучить экономические стратегии вероятных конкурентов, их возможности для разработки и осуществления мероприятий по обеспечению экономической устойчивости.

Особое внимание при выборе экономической стратегии необходимо уделять мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости услуг, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средствах, рациональному использованию капитала предприятия.

Вышеназванные задачи должны отвечать таким требованиям, как реалистичность, гибкость, измеримость, привлекательность, согласованность.

Как важная часть экономической функции управления организацией, экономическая стратегия дополняется и другими элементами - экономической политикой и экономической тактикой. Выделим отличительные черты этих компонентов экономической функции. С точки зрения преимущественной ориентации в экономической стратегии главное - цели и средства, а в экономической тактике - организация финансового дела (организационные структуры, распределение ответственности и полномочий). С точки зрения временного горизонта экономическая стратегия долгосрочна, тогда как экономическая политика среднесрочна, а экономическая тактика краткосрочна. Временные рамки для экономической стратегии составляют пять и более лет, для экономической политики - от одного года до пяти лет, для экономической тактики - до одного года. С внешней средой экономическая стратегия связана поиском и формированием новых взаимодействий (новые поставщики и потребители, новые источники финансирования), а экономическая политика и экономическая тактика связаны поддержанием и корректировкой старых взаимодействий. Можно сказать, что экономическая стратегия определяет своеобразный «вид с высоты» на ожидаемую экономическую деятельность предприятия ИГиТ, когда мелкие детали намеренно не различаются, с тем чтобы крупные детали сформировали ее целостную картину. Естественно, что экономическая стратегия является основой для формирования экономической политики и тактики.

Экономическая стратегия включает систематические операции с финансами предприятия на долговременную перспективу для достижения обширных целевых установок, поставленных в общих или маркетинговых планах.

Экономическая политика представляет собой структуру правил и ограничений, внутри которых и, возможно, благодаря которым принимаются финансовые решения среднесрочного характера, вытекающие из экономической стратегии. Если экономическая политика - это результат реализации в основном внутренних целей финансового характера, то экономическая стратегия помимо внутренних целей отражает долговременные, сориентированные на рынок, или внешние цели предприятия.

Экономическая стратегия разрабатывается и утверждается менеджерами высшего звена управления, выбор экономической политики осуществляется

менеджерами среднего уровня управления, экономическая тактика носит преимущественно оперативный характер. Экономическая тактика по своей природе почти всегда краткосрочна, она может изменяться несколько раз за время действия стратегии, частью которой она является. При этом экономическая тактика представляет собой практические средства обеспечения ежедневной реакции на изменение условий рынка. Встречались случаи, когда у предприятия была выработана экономическая политика, но не разработана стратегия. Часто экономическую тактику, предполагающую многообразие действий, ошибочно поднимают до уровня политики или стратегии.

Экономическая стратегия, экономическая политика и экономическая тактика выражают потребности, цели и средства их достижения на различные периоды времени и на различных уровнях управления. Только на основе взаимосвязи и взаимодействия указанных компонентов экономической функции возможно принятие обоснованных экономических решений с надежным механизмом их реализации. Таким образом, как часть корпоративного управления экономическая стратегия интегрирована в общую стратегию организации, которая определяет единые цели для будущего развития, распределяет цели в основные сферы, формирует основные правила поведения, указывает факторы, необходимые при учете, разработке и принятии экономических и инвестиционных решений.

Следует отметить, что существует несколько общепризнанных подходов к стратегии вообще и экономической стратегии в частности. Первый подход состоит в том, что стратегию рассматривают как одну из функций системы управления наряду с прогнозированием (планированием), учетом, контролем, анализом и регулированием. Второй подход предполагает определение стратегии с кибернетических позиций как системы с управляющими и управляемыми элементами, входными и выходными параметрами, прямыми и обратными связями. Третий подход предусматривает стратегию как позицию или как процесс. Представление стратегии как позиции предполагает определение местоположения организации в окружающей обстановке. Взгляд на стратегию как на процесс зависит от того, как стратегия формируется и реализуется (в том числе с использованием стратегических моделей).

Безусловно, каждый из указанных подходов имеет право на существование. В том числе и понимание того, что экономическая стратегия есть программа рационального использования экономических ресурсов по определенному критерию. Для формирования экономической стратегии используются приемы стратегического финансового анализа и прогнозирования. Выбор стратегии основывается на информационной базе бухгалтерского и статистического учета, данных маркетинговых исследований, а степень реализации стратегии определяется по данным последующего контроля и регулирования. Поэтому вовсе не обязательно вводить дополнительную функцию управления, полностью вытекающую из перечисленных общепринятых функций. Экономическая стратегия в определенном смысле является функциональной подсистемой эффективного использования финансов предприятий и теснейшим образом связана с подсистемами обеспечения, в том числе и учетно-аналитического. Однако основной организационной единицей выступает

предприятие с его внутренними взаимосвязями и внешним окружением. Здесь полученные результаты и закономерности могут быть спроецированы при прочих равных условиях на экономические субъекты более высокого уровня. Поэтому целесообразно предприятие или процесс его функционирования рассматривать как систему по основной экономической модели со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Таким образом, экономическая стратегия - это не столько функция или система, сколько процедура действий, совокупность экономических решений по отдельным ее субстратегиям. Что же касается взгляда на стратегию как на позицию и как на процесс, то предпочтительным будет комбинированный подход, ибо формирование (т. е. выбор и обоснование) экономической стратегии основывается прежде всего на стратегическом анализе и прогнозах развития предприятия, а также на стратегическом анализе окружающей среды.

Принятие решения по выбору экономической стратегии выполняется в конечном счете в результате анализа ряда альтернативных решений, учитывающих компромисс между требованиями прибыльности, обеспеченности портфеля заказов, ликвидности и приемлемости уровня риска. Рациональное сочетание этих факторов обеспечивает экономическую устойчивость организации. Все отдельные функциональные стратегии организации взаимосвязаны, но только экономическая наиболее тесно связана с другими стратегиями. Не будет преувеличением сказать, что именно она в наибольшей мере играет системообразующую роль в объединении отдельных элементов общей стратегии предприятия ИГиТ.

Экономическая стратегия во многом зависит от финансового состояния предприятия. Однако эта зависимость не является жестко детерминированной.

Финансовое состояние организации зависит не только от реализуемой экономической стратегии, но и от других весьма значимых факторов, среди которых следует выделить такие стратегические сферы хозяйственной деятельности организации, как исходные деловые параметры предприятия (величина, структура и цена капитала, структура и качество активов, степень диверсификации деловой активности), макроэкономические правила ведения дела.

Значимость экономических стратегий предприятий индустрии гостеприимства и туризма распространяется и за их пределы. Наличие у предприятий и их корпоративных объединений экономических стратегий позволяет региональным органам государственного и муниципального управления формировать региональную экономическую стратегию регулирования экономической сферы и поддерживать ее приоритетные направления. Региональная экономическая стратегия строится в рамках действующей государственной экономической концепции на основе сравнительного анализа финансового состояния предприятий региона и их экономических стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.