Научная статья на тему 'Экономическая составляющая успеха социальных сетей'

Экономическая составляющая успеха социальных сетей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
578
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ИНТЕРНЕТ / ВЕБ-САЙТ / ДОХОД / СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕКЛАМА / КОММЕРЦИЯ / АУДИТОРИЯ / АГРЕГАТОР / МОНЕТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бутенко Е. Д.

В статье выполнен анализ инновационного направления сетевой экономики социальных сетей. Рассмотрен экономический аспект Интернета, проанализированы зарубежный опыт и основные статьи дохода социальных сетей. Рассмотрены тенденции развития финансового сегмента социальных сетей как способа ведения бизнеса в виртуальной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая составляющая успеха социальных сетей»

2 (206) - 2012

АНАЛИЗ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 334.012

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСПЕХА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ*

Е. Д. БУТЕНКО,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировых информационных ресурсов и электронного бизнеса Е-таН: еиьи1епка@дта!1. сот Ставропольский государственный университет

Трудно представить человека в возрасте от 10 до 60 лет, который хотя бы раз не поинтересовался какой-либо социальной сетью, будь то сети для встречи одноклассников или друзей (soratniki-online. ru, vkontakte. ru, odnoklassniki. ru), бизнес-сети (www. yaprofy. ru, www. inbusinessnet. ru) или медицинская консультация посредством сетей (imedicina. ru, novmed. net). Пользователи выходят в сеть с помощью рабочего компьютера (в ущерб основным обязанностям), с мобильного телефона или коммуникатора (почти каждый аппарат имеет возможность связи с Интернет), на занятиях в компьютерных классах в школах, колледжах и университетах. По данным компании по маркетинговым исследований «ComScore», в рунете 59 % всех пользователей Интернета проводят время в социальных сетях. За последние несколько лет чуть ли не основной обязанностью сетевых администраторов и программистов стало ограничение прав работников на посещение тех или иных социальных сетей. Социальные сети - это самый успешный интернет-стартап за последние несколько лет как в России, так и за рубежом.

* Статья подготовлена по материалам журнала «Экономический анализ: теория и практика». 2012. № 2 (257).

Динамику развития социальных сетей в России можно представить следующей гистограммой (см. рисунок).

Исходя из расчетов, доля активных пользователей социальных сетей в общем объеме интернет-пользователей составит: 2009 г. - 22,5 %, 2011 г. -62,1 %, 2013 г. - 69,5 %, 2015 г. - 76,5 %.

Социальная сеть представляет собой интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого заполняется самими участниками ресурса. Принцип работы прост, он строится на взаимосвязи пользователей посредством друг друга - строится цепочка промежуточных знакомств. На некоторых ресурсах эту связующую цепочку можно визуально проследить. Согласно теории шести рукопожатий, любые два человека на Земле разделены в среднем лишь шестью уровнями общих знакомых (и, соответственно, восемью уровнями связей), следовательно, социальные сети - это возможность охвата максимально возможной аудитории.

Поскольку социальная среда стала нормой, в ней начала развиваться активность интернет-общественности, включая товарно-денежные отношения. Согласно определению, предложенному свободной интернет-энциклопедией «Википедия», широкое распространение получила так называемая техно-

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Аудитория социальных сетей в России в 2008-2015 гг., млн чел.

логия работы Web 2.0 - методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Ее особенностью является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала.

Бум виртуальной экономики в социальных сетях пришелся на 2009 г., что, несомненно, связано с разразившимся экономическим кризисом, ведь пользователи, вынужденные отказывать себе в дорогостоящих покупках, сосредоточились на мелких покупках в интернет-магазинах и он-лайн играх как способах снятия стресса. Начался процесс виджети-зации социальных сетей как элемента электронной коммерции. То, что дополнительные возможности (виджеты) социальных сетей стали популярны, послужило толчком к появлению внутренней валюты. Многие сети стали разрабатывать свою собственную платежную экосистему. Например, появилась внутренняя валюта «ВКонтакте. ру» - голоса. Агрегатор предложил пользователям не только покупать голоса, но и выводить их из социальной сети, обменивая на различные виртуальные деньги, платежную карту и даже покупать за них железнодорожные билеты, сами голоса получили статус конвертируемой валюты. Вслед за этим был открыт банк социальной сети «В Контакте» в рамках рублевого эквивалента RUR (рублики), аналога WMR (электронной валюты в системе Webmoney).

Приложение дает возможность хранить голоса, переводить другим участникам сети, получать рублевые кредиты и даже инвестировать голоса в драгоценные металлы. Аналогичный сервис был реализован в международной социальной сети Facebook.

Самая эффективная бизнес-модель социальной сети заключается в предоставлении как бесплатных - для привлечения и наращивания аудитории, так и платных востребованных сервисов для получения дохода.

При разработке первых социальных сетей не было цели получения дохода. Самой крупной социальной сетью в мире является Facebook (более 700 млн учетных записей), которая начиналась как студенческий проект и только через несколько лет, нарастив аудиторию, стала внедрять рекламные предложения и другие статьи дохода.

Самый простой способ монетизации интернет-проекта - размещение на нем рекламы. По данным финансовой компании JP Morgan, мировой рынок интернет-рекламы в 2010 г. составил 60,279 млн долл., прогнозируется дальнейший ежегодный рост 17 %, и к 2014 г. он превысит 100 млн долл.

Рекламу в российских социальных сетях можно разделить на два вида: медийную и контекстную.

Медийная реклама - это преимущественно размещение мультимедийных рекламных материалов, чаще всего в виде баннеров на интернет-страницах, на тематических интернет-страницах в социальных сетях. Доходы от медийной рекламы в социальных сетях «Одноклассники. ру» и «ВКонтакте. ру» за три месяца в 2011 г. составили около 160 млн руб.

Контекстная реклама ориентируется на соответствие содержания страницы рекламному сообщению, чаще всего используется таргетинг. В отличие от медийной рекламы такой вид, по мнению психологов, не вызывает негативных эмоций у интернет-пользователей.

Согласно анкете, которую заполняют все участники социальной сети, основным инструментом является контекстная реклама, которая представляет собой размещение интернет-рекламы, основанной на соответствии содержания рекламного материала контексту или тематике интернет-страницы, на которой размещается рекламный блок. Такой подход открывает большие возможности для рекламодателей, которые могут находить интересующую их аудиторию. Все большую популярность получает рекламный таргетинг, когда текстовые сообщения получают только те группы, которые предпочитают

один и то же бренд и, соответственно, могут дать дальнейшее продвижение товара в группе участников с похожим вкусом. Еще одним видом рекламы в социальных сетях является интерактивная или креативная реклама, когда интернет-сообщество может принимать активное участие в компаниях и создавать совместные инструменты.

Российские социальные сети предлагают интернет-аудитории различные дополнительные услуги за определенную плату. Пионером в этом направлении была социальная сеть «Одноклассники. ру», предложившая застраховаться от отрицательных оценок фотографий или наоборот повысить рейтинг. Позже появились интерактивные подарки, возможность посещения страниц других пользователей инкогнито и платная регистрация. Сейчас набор платных услуг варьируется в разных социальных сетях, но их набор насчитывает не менее десяти позиций. Отдельной статьей дохода социальных сетей являются СМС-услуги. Первой социальной сетью, предложившей это, стала «ВКонтакте. ру». Помимо СМС-услуги пользователь получил возможность оплачивать услуги через платежные терминалы с помощью банковской карты или платежной системы (Яндекс. Деньги, WebManey и др.), или безналичным расчетом.

Самыми распространенными техническими нововведениями для заработка в социальных сетях стали информеры, календари, органайзеры и, самое основное, небольшие игры, которые заполнили социальные сети. В 2008 г. была запущена платформа для сторонних разработчиков, что положило начало бурному развитию индустрии игр для пользователей социальных сетей в России. Рыночная стоимость компании по производству игр для социальных сетей Zynga теперь выше стоимости крупнейшего издателя традиционных видеоигр Electronic Arts, этот факт как никакой другой доказывает состоятельность подобных технологий в социальных сетях. Игры в социальных сетях, в основном браузерные, не требуют установки на компьютер пользователя и доступны с любых устройств для выхода в Интернет. Абсолютный рекорд российского рынка игр для социальных сетей «Счастливый фермер» принес около 20 млн долл. Суть игры: игроки выращивают растения и животных на собственной виртуальной ферме. Игра бесплатная, но пользователи могут совершать покупки, за которые расплачиваются «голосами», а «голоса» они покупают у «ВКонтакте» за настоящие деньги (путем посылки СМС-сообщений или с помощью электронных денег). Игры стали серьезным инструментом монетизации трафика социальных сетей. Они составляют существенную

часть доходов. Совокупный доход российского рынка игр в социальных сетях в 2010 г. составил, по оценкам экспертов, 100 млн долл. и продолжает свой активный рост.

Еще одним направлением заработка в социальных сетях является торговля, как в прямом, так и в косвенном смысле. Участник социальной сети может заказать реальный товар и получить его в настоящем магазине, сотрудничающим с какой-либо социальной сетью, или купить цифровой товар (от электронных ваучеров до виртуальных подарков) и предоставить его любому пользователю. По мнению создателя крупнейшей в мире системы электронных платежей PayPal М. Левчина, со временем микроплатежи уйдут в прошлое, уступив место саморегулирующейся виртуальной экономике.

Экономический кризис привел к расширению и активному развитию такого явления в сети Интернет, как потребительское сотрудничество. Происходит самоорганизация неформальных потребительских сетей, создаваемых для получения коллективных скидок и других форм взаимовыгодного сотрудничества посредством социальных сетей. Развивается социальная торговля, позволяющая потребителям делиться информацией о качестве и рекомендациями по приобретению товаров или услуг. Примерами таких сайтов могут служить www. pokupator. ru, www. otzyv. ru, www. biglion. ru.

За последние несколько лет электронная коммерция стала более социально ориентированной. Отслеживается потенциал социальных сетей в качестве интерактивной медиа-среды для продвижения товара по технологии вирусного эффекта. Социальные сети стали источником большого количества активных дистрибьюторов. Они послужили платформой для MLM-бизнеса, основанного на создании структуры, внутри которой каждый дистрибьютор лишь в незначительной степени занимается розничными продажами. Этот способ намного эффективнее розничных продаж, поскольку при развитии социальных сетей и, соответственно, роста количества потенциальных посетителей групп-компаний растет прибыль каждого звена.

Факторы, формирующие потребительские предпочтения, можно разделить на рациональные и иррациональные. К первым относятся прежде всего цена и качество товара. Ко вторым - социальная потребность в демонстрационном потребительском поведении. Для товаров, имеющих близкие потребительские качества, главным конкурентным преимуществом становится цена.

Первый плюс торговли через социальные сети -устранение посредников, уменьшение цены, по-

вышение конкурентоспособности товара. Второй плюс такой торговли - эластичность цены. Продавцы смогут оперативно реагировать на состояние рынка, соревноваться с ценой конкурентов и при возможности делать свои предложения более привлекательными, если необходимо, менять цену на свой товар в режиме он-лайн даже по многу раз в течение одного дня. Элементы такого подхода уже демонстрируют некоторые европейские и дальневосточные транспортные и авиакомпании, представители гостиничного бизнеса и т. д. Компания -владелец интернет-сети помогает потребителям найти друг друга и скооперироваться, собирает с них он-лайн-платежи и за небольшую маржу закупает и развозит необходимый товар. При этом она не тратится на содержание складов, магазинов, большого штата сотрудников.

Интересным способом заработка в социальных сетях являются платные группы для компаний. В некоторых социальных сетях существует возможность стилизации станицы под свой фирменный стиль. Например, в «Facebook» зарегистрировано 230 спонсорских групп, куда входят такие крупные компании как Apple, Nike, Victoria's Secret, что приносит компании 23 млн долл. в месяц.

Во многих социальных сетях невозможен переход по прямой ссылке на сайт компании-рекламодателя, поэтому организация собственных тематических групп является эффективным способом продвижения товаров и услуг. Набирают обороты виды торговли по реферальным (реферал - участник партнерской программы, зарегистрировавшийся по рекомендации другого участника) ссылкам. Работа с подобными виджетами выгодна как самой социальной сети, вернее ее владельцам, и компании-производителю, так и самим рефералам, получающим возможность зарабатывать на посредничестве, не имея собственных товаров и услуг.

Социальные сети становятся все более популярными среди интернет-пользователей всех возрастов и социально-классовой структуры общества. Сравнительная характеристика роста аудитории представлена в таблице.

Такое стремительное развитие связано с унифицированностью этого вида деятельности: знакомства, общение, игры, группы по интересам и прочие развлекательные сервисы. Увеличение аудитории повлекло развитие социальных сетей как развлекательных сервисов, так и как сферы ведения бизнеса, включая интернет-торговлю, интернет-маркетинг и прочие направления.

В современном мире активная жизнь политиков в виртуальной среде стала не только данью моде,

но и необходимостью. Также необходимо отметить, что интернет-блоги и социальные сети стали площадками для свободного политического общения с народом и борьбы за социальные права.

В нашей стране активно стал продвигать использование интернет-возможностей Президент РФ Д. Медведев, открыв летом 2010 г. свою страничку в некоммерческой социальной сети и оставив первую запись в системе микроблогов. Политики республик Северо-Кавказского федерального округа стараются предлагать интернет-аудитории свои страницы и блоги в интернет-среде. Это является способом быть ближе к народу, а именно к молодой и самой активной его части. Аналитики газеты «Ведомости», проведя мониторинг и анализ практики использования интернет-ресурсов политиками в 2010 г., включили президента Кабардино-Балкарии А. Канокова в число самых продвинутых глав регионов среди интернет-пользователей. Также в этот список вошли губернаторы Н. Белых (Кировская область), Д. Зеленин (Тверская область), В. Позгалев (Вологодская область) и О. Чиркунов (Пермский край). Самым продвинутым был признан полномочный представитель Президента Российской Федерации в СевероКавказском федеральном округе А. Хлопонин.

Большое количество правонарушений, социальных проблем было решено в пользу рядовых граждан путем освещения их сути в интернет-блогах.

Проблемы, связанные с появлением социальных сетей:

- примитивность бизнес-моделей крупных социальных сетей, недостаточная образованность российского бизнеса в сфере социального интернет-обслуживания, непонимание ими социальных трендов и перспектив;

- развивающиеся социальные и отстающие бизнес-технологии - отсутствие удобных сервисов, позволяющих компаниям-производителям, нуждающимся в интернет-продвижении, реали-зовывать свои товары и услуги пользователям;

- социальная сеть - ухудшающий фактор для производства (на рабочем месте), возможность

Динамика аудитории социальных сетей и сервисов в российском Интернете в 2009-2015 гг.

Показатель 2009 2011 2015

Число активных пользователей 31 62 76

социальных сетей, млн чел.

Доля пользователей социальных 32,3 49,7 55,3

сетей, играющих в социальные

игры, %

Доля пользователей, использующих 8,5 15,4 25,7

платные сервисы, %о

как намеренного, так и ненамеренного промышленного шпионажа; - попадание вирусов в локальную сеть промышленных компаний и персональные компьютеры. Перспективами развития социальных сетей как финансового объекта является то, что социальные сети могут стать оптовым электронным рынком для сотрудничающих потребителей, так как Интернет дает возможность быстро доводить до сведения потребителей изменения цены на необходимые товары, а социальные сети могут консолидироваться и помочь потребителям оперативно реагировать на эти изменения.

Социальные сети стали важным фактором ранней предпринимательской активности, они обеспечивают малым нарождающимся бизнесам необходимые финансовые ресурсы и доступ к информации.

Увеличение аудитории социальных сетей влечет за собой бурный рост и востребованность платных сервисов и услуг. По прогнозам экспертов, доходы социальных сетей в мире к 2015 г. увеличатся до 1,5 млрд долл.

Список литературы

1. Бугорский В. Н. Сетевая экономика. М.: Финансы и статистика, 2008.

2. Лазарев И. А. Новая информационная экономика и сетевые механизмы ее развития. М.: Дашков и Ко, 2007.

3. Успенский И. Энциклопедия интернет-бизнеса. СПб: Питер, 2001.

4. Стрелец И. А. Новая экономика и информационные технологии. М.: Экзамен, 2003.

5. Штайншаден Я. Социальная сеть. Феномен Facebook. СПб: Питер, 2011.

www.smb-expo.ru

Организатор

I ВСЕРОССИИСКИИ

ВЫСТАВОЧНЫЙ I ЦЕНТР

В рамках недели российского предпринимательства

дни МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РОССИИ - 2012

15-18 мая Москва, ВВЦ, павильон 57 ■ Федеральная выставка-ярмарка продукции лучших предприятий малого и среднего бизнеса ■ Экспозиция «Оборудование и услуги для предпринимательства» ■ Конкурсная программа: смотр «Лучший регион (субъект) Российской Федерации», конкурсы «Лучший инновационный проект», «Лучшая продукция, оборудование и услуги» Патронаж U * Деловой партнер

■ Презентационная сессия программ финансирования: консультации по «кредитному портфелю» для МСП от ведущих банков ■ Презентационная сессия СтартАп - проектов готовых к получению инвестиций ■ Биржа Деловых Контактов - коммуникационная площадка для поиска партнерских контактов, создание новых каналов сбыта ■ «Школа бизнеса МАП» консультации по актуальным вопросам предпринимательской деятельности Контакты: тел./факс (495) 981-92-52, E-mail: granat@Vvcentre.ru В вяПл МОСКОВСКАЯ ЩЩ Ш ИШ АССОЦИАЦИЯ М Н МП1 ппдпринимдпмй

Стратегический партнер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.