Научная статья на тему 'Экономическая школа выходного дня как элемент взаимодействия «Школа-вуз»'

Экономическая школа выходного дня как элемент взаимодействия «Школа-вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА ВЫХОДНОГО ДНЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаговская Е. В.

В статье описываются итоги пятилетней деятельности Экономической школы выходного дня (ЭШВД), осуществляющей свою деятельность в Норильском индустриальном институте на базе кафедры бухгалтерского учета и финансов. Описаны цель создания ЭШВД, уникальность применения в деятельности школы рабочих тетрадей, разработанных коллективом кафедры, компетентностный подход, применяемый при проведении занятий со слушателями ЭШВД, результаты деятельности и проблемы, с которыми столкнулись организаторы при работе школы. В статье отмечается, что Экономическая школа выходного дня является очередным звеном во взаимодействии «школа-вуз» и способствует более качественной подготовке будущих квалифицированных кадров в области экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEEKEND ECONOMIC SCHOOL AS AN ELEMENT OF INTERACTION OF «SCHOOL-UNIVERSUTY» SYSTEM

The article deals with the results of the five-year activity of the Weekend Economic School that carries out activities at the Norilsk Industrial Institute on the basis of the Department of Accounting and Finance. The goal of formation of the School; uniqueness of work-books application in the activities of the School, developed by the collective of the Department; the competence-based approach, used in the classes with students of the School; results of operations and problems faced by organizers of the work of the School are described in the article. The article notes that the Weekend Economic School is one of the links in interaction of the «school-university» system and it contributes to a more qualitative preparation of future qualified experts in the field of economy.

Текст научной работы на тему «Экономическая школа выходного дня как элемент взаимодействия «Школа-вуз»»

@-

relationship of information subjects of professional cycle in preparation of bachelors in economics

T.N. Elina

candidate of economic sciences, associate professor of the Norilsk industrial Institute

E.A. Dyptan

senior lecturer of the Norilsk Industrial Institute

In article process of formation of interdisciplinary communications in the professional block of the disciplines studied by students on older years is considered. The example of formation of the «through» task which performance will allow the student to study all stages of life cycle of an information product is resulted. Such approach will allow to form complete representation about studied disciplines, and use in the course of training of the newest information technologies considerably will raise quality of training.

Key words: quality of formation, interdisciplinary communications, professional the competence, course designing, curricula.

экономическая школа выходного дня как элемент взаимодействия «школа-вуз»

Е.В. Лаговская

кандидат технических наук, доцент Норильского индустриального института Тел.: 8-909-928-47-26: e-mail: iagovsckaya.elena@yandex.ru

В статье описываются итоги пятилетней деятельности Экономической школы выходного дня (ЭШВД), осуществляющей свою деятельность в Норильском индустриальном институте на базе кафедры бухгалтерского учета и финансов. Описаны цель создания ЭШВД, уникальность применения в деятельности школы рабочих тетрадей, разработанных коллективом кафедры, компетентностный подход, применяемый при проведении занятий со слушателями ЭШВД, результаты деятельности и проблемы, с которыми столкнулись организаторы при работе школы. В статье отмечается, что Экономическая школа выходного дня является очередным звеном во взаимодействии «школа-вуз» и способствует более качественной подготовке будущих квалифицированных кадров в области экономики.

Ключевые слова: довузовская подготовка, профориентационная работа, Экономическая школа выходного дня, компетентностный подход.

«Об отлаженной системе часто говорят: работает как часы. Чтобы часы не спешили и не отставали, все мельчайшие шестеренки в их механизме должны быть идеально подогнаны друг к другу и отрегулированы. Система образования также складывается из множества отдельных шестеренок: каждая из них может двигаться и самостоятельно, однако система в целом способна функционировать нормально только при условии их согласованной работы...» - так начинают свою статью Д. Шукене и Д. Кубилинскене [1, с. 34]. Эта фра-

за очень хорошо подходит и к проблемам взаимодействия «школа-вуз». Ведь от того, какие качества заложила в ученика средняя школа, во многом зависит не только его жизнь, но и дальнейшая профессиональная деятельность, а также и качество знаний, приобретаемых выпускниками высшей школы. Последнее, несомненно, зависит от уровня подготовки абитуриентов, от их мотивации к учебе и, конечно, от результата образовательной деятельности. Здесь можно согласиться с мнением Л.В. Мозгарева [2, с. 6], что логично результат

Тов|

Педагогическое образование и наука, 2011, № 12

П

образования описывать в характеристиках, характеристики ученика, описанные различ-относящихся к ученику. Далее он приводит ными авторами (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика ученика как результат образовательной деятельности

М.М Поташник и возглавляемый им коллектив авторов В.А. Караковский В.П. Панасюк

- знания, умения и навыки учащегося; - показатели личностного развития учеников; - отрицательные эффекты образовательного процесса (эффекты, относящиеся к ученикам, например, ухудшение их здоровья); - компетентность учителей (чем компетентнее учитель, тем лучше ученикам); - престиж школы в социуме. - высокое самосознание личности; - физическое и нравственное здоровье; - широкая образованность, потребность и привычка к самообразованию; - высокая воспитанность; - патриотизм, активная гражданская позиция - знания, умения и навыки; - уровень культуры; - нравственное развитие, ценностные ориентации; - развитие интеллектуальных и физических ресурсов организма

К сожалению, далеко не все современные средние школы достигают описанного результата образовательной деятельности, поэтому для учреждений среднего образования взаимодействие с вузом является весьма значимым как в плане профориентации школьников, выявления наиболее талантливых и одаренных детей, так и в смысле получения учебно-методической поддержки со стороны вуза. Кроме того, для более качественной подготовки абитуриентов и «дотягивания» знаний поступающих до более высокого уровня, вузы дополнительно взяли на себя обязанность организации различного рода подготовительных курсов. В Норильском индустриальном институте (НИИ) подготовительные курсы длительностью шесть, три, один месяц, три недели проводятся по базовым дисциплинам, являющимся вступительными для большинства вузов России, таким как математика, физика, русский язык, а с 2007 г. и по экономической географии, обществознанию.

Но в сложившейся рыночной ситуации, в связи с повышением конкурентоспособности выпускников вуза, перечисленных выше направлений довузовской подготовки недостаточно, так как традиционная средняя школа не прививает своим выпускникам ряд описанных выше качеств, отвечающих современным реалиям. Здесь, можно согласиться с мнением С.А. Пеняевой [3, с. 11], что одной из важнейших задач и высшего профессионального образования, является повышение его качества, соответствующее потребностям общества и производства. И в первую очередь выдвигаются задачи формирования у студентов высших учебных заведений умения самостоятельно осваивать науки, развивать способности к творчеству и самосовершенствованию.

Решением этой задачи и занимается созданная на базе кафедры бухгалтерского учета и финансов ГОУПВО «Норильский индустриальный институт» Экономическая школа выходного дня (ЭШВД).

ЭШВД начала свою деятельность с 2006 г. За 5 лет деятельности было выпушено 50 слушателей. Цель создания школы - профориен-тационная работа в области экономических наук. В программе задействованы практически все ведущие преподаватели кафедры, начиная от ассистентов, заканчивая доцентами. Для занятий со слушателями коллективом кафедры разработаны уникальные рабочие тетради, благодаря которым обучение проводятся в основном в форме бесед, в виде деловых игр, с применением критических технологий.

Структура тетради содержит: краткую информационную справку об авторе, поле -ключевые слова, краткий лекционный материал, задания для их самостоятельной проработки дома или на занятиях, небольшую домашнюю работу, которая сдается ведущему преподавателю, место для отметок заинтересовавших при дискуссиях тем, которые слушатели хотели бы изучить более подробно.

Работа с применением рабочих тетрадей показала, что у слушателей остается больше времени на общение в минигруппах и с преподавателями. Опыт работы показал, что изложенный таким образом материал лучше усваивается. Гибкость в выявлении предпочтений слушателей позволяет выявлять направленность проводимых с ними занятий. За 5-летний период работы слушателями ЭШВД были рассмотрены следующие темы:

- понятие денег и финансов;

- особенности финансов на современном этапе развития экономики;

- управление личными финансами;

Педагогическое образование и наука, 2011, № 12 ™"—_

- особенности современного налогообложения;

- банки, банковское дело;

- роль ЦБ РФ в развитии денежно-кредитной политики страны;

- специфика экономических знаний;

- особенности предпринимательства;

- регионалистика;

- история и основы бухгалтерского учета;

- основы экономического анализа;

- ценные бумаги и рынок ценных бумаг;

- основы технического анализа фондового рынка.

Необходимо обратить внимание на то, что занятия со слушателями 9-11 классов проводятся в соответствии с компетентност-ным подходом, описанным С.А. Пеняевой. В рамках этого подхода рассматриваются четыре основных компонента: когнитивный, регулятивный, коммуникативный и индивидуальный.

Разработанные модели деятельности выпускника являются основой модели и профессиональной довузовской подготовки абитуриента-слушателя ЭШВД.

Данный компонент вырабатывает навыки находить, конструировать оптимальную последовательность действий для достижения намеченной цели, планировать свою учебную деятельность, оценивать, контролировать и корректировать ее, самостоя-

В рамках когнитивного компонента осуществляется знакомство слушателей с основами знаний (теоретическими, прикладными и конкретно-профессиональными) для будущей профессии финансиста или бухгалтера и способами освоения этих знаний, в том числе критическим анализом содержания знания.

Регулятивный компонент способствует использованию полученных знаний для постановки будущих учебных, а впоследствии и профессиональных проблем. Поэтому на занятиях уделяется внимание рассмотрению модели профессиональной деятельности выпускника вуза, по направлению подготовки «Экономика». Выбор данного направления обусловлен спецификой деятельности кафедры бухгалтерского учета и финансов, непосредственно занимающейся выпуском студентов: специалистов, а в последствии бакалавров по профилям, указанных в табл. 2.

тельно принимать решения и т. д. Благодаря этому компоненту слушатели учатся:

- вырабатывать определенную позицию по отношению к своей деятельности;

- мыслить креативно и критически;

- строить новые модели поведения, направленные на самоподготовку и самосовершенствование.

На основании коммуникативного компонента осуществляется диалог «препо-

Таблица 2

Модели профессиональной деятельности выпускника вуза по направлению подготовки «Экономика» [4]

Направление подготовки Экономика (бакалавриат)

Профиль Финансы и кредит (ФиК) | Бухгалтерский учет, анализ и аудит (БУиА)

Цель деятельности В области воспитания - социально-личностные компетенции: целеустремленность и организованность, трудолюбие и ответственность, гражданственность и коммуникативность, толерантность и высокий уровень общей культуры. В области обучения - профессиональные базовые знания: гуманитарные и социальные, экономические и математические, естественнонаучные и информационно-технологические

Область профессиональной деятельности выпускника - экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности; - финансовые, кредитные и страховые учреждения; - органы государственной и муниципальной власти; - академические и ведомственные научно-исследовательские организации; - общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования

Объекты профессиональной деятельности поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы

Виды профессиональной деятельности расчетно-экономическая и аналитическая, научно-исследовательская и организационно-управленческая, педагогическая

даватель - группа слушателей», где вырабатываются навыки делового общения и коллективного взаимодействия. Данный компонент основан на умении выслушивать и понимать позиции других людей, обобщать полученные коллективные знания и использовать их в процессе дальнейшего обучения.

Индивидуальный компонент включает в себя владение способами самопознания и саморазвития, стремление повышать качество своей работы, готовность к профессиональному росту, самомотивированию. На этом этапе слушатель анализирует собственные деловые и личностные качества, соотносит их с требованиями профессии, создает предпосылки для формирования будущего профессионального самосознания, подготавливает написание небольшой творческой работы, которая в дальнейшем заслушивается и защищается на вну-тривузовской научной конференции.

Такой компетентностный подход позволяет слушателям ЭТТТВД как минимум:

- преодолеть боязнь поступления в вуз;

- значительно расширить свой кругозор за рамки школьной программы;

- сориентироваться в выборе будущей профессиональной деятельности;

- развить целеустремленность к самостоятельному изучению тем, связанных с выбором будущей профессиональной деятельности;

- научиться самостоятельно мыслить, находить и изучать проблему.

Однако работа со слушателями выявила и негативные моменты, связанные с географическим расположением вуза на территории Крайнего Севера. Большинство подготовленных слушателей сориентировано на поступление в вузы на «материке». Наблю-

дение за поступившими на профильное обучение непосредственно в НИИ показало, что студенты, прошедшие обучение в ЭШВД:

- быстрее адаптируются к студенческой жизни;

- наиболее коммуникабельны в общении с преподавателями;

- охотно участвуют в научно-практических конференциях вуза;

- показывают достаточно высокую успеваемость в учебе.

Таким образом, можно придти к выводу, что обучение в Экономической школе выходного дня, является очередным звеном во взаимодействии «школа-вуз» и способствует более качественной подготовке будущих квалифицированных кадров в области экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шукене Д., Кубилинскене Д. Школа и университет: надежды и ожидания // Перемена: международный журнал о развитии критического мышления через чтение и письмо. - 2001. - № 5. - С. 34.

2. Мозгарев Л.В. Характеристики эффективной модели управления качеством образования // Стандарты и мониторинг в образовании: Научно-метод. и инф. журнал. -2008. - № 1 (58). - С. 6.

3. Пеняева С.А. Рефлексивные составляющие компетентности и особенности их формирования у студентов в процессе обучения // Стандарты и мониторинг в образовании: Научно-метод. и инф. журнал. -2008. - № 1 (58). - С. 11.

4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки 080100.62 - «Экономика».

weekend economic school as an element of interaction of «school-universuty» system

E.V. Lagovskaya

candidate of technical sciences, associate professor of the Norilsk Industrial Institute

The article deals with the results of the five-year activity of the Weekend Economic School that carries out activities at the Norilsk Industrial Institute on the basis of the Department of Accounting and Finance. The goal offormation of the School; uniqueness of work-books application in the activities of the School, developed by the collective of the Department; the competence-based approach, used in the classes with students of the School; results of operations and problems faced by organizers of the work of the School are described in the article. The article notes that the Weekend Economic School is one of the links in interaction of the «school-university» system and it contributes to a more qualitative preparation of future qualified experts in the field of economy.

Key words: pre-training, career guidance, Weekend Economic School, competence-based approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.