Научная статья на тему 'Экономическая преступность как угроза экономической безопасности современной России'

Экономическая преступность как угроза экономической безопасности современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3701
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая преступность как угроза экономической безопасности современной России»

І

в

О

£

0

1

о

О

>5

8

О

>5

О

О

О

о.

к

со

5

которые банки сами дают такую рекламу. Опять-таки напоминаем, что суды вправе трактовать любые сделки как притворные или просто несоответствующие своему названию и, соответственно, пересчитывать налоговую базу. По информации консультантов сайта, схема с факторингом уже давно известна МНС и активно обсуждается на специальных закрытых семинарахминистерства, посвященных анализу методик уклонения от уплаты налогов.

Для оптимизации налога на добавленную стоимость можно использовать и много других схем, таких как:

1) использование розницы и мелкого опта без НДС;

2) создание рациональной холдинговой структуры как метода комплексной оптимизации налогообложения;

3) применение зарубежных оффшоров во внут-рироссийских операциях;

4) «инвалидная» организация;

5) схема с резервом сомнительных долгов;

6) упрощенная система налогообложения.

Все обозначенные схемы позволяют «бесконечно» отсрочить уплату НДС в рамках холдинга либо перейти на работу без такового, а следовательно, можно и нужно говорить о том, что наблюдается проявление и реализация реальной угрозы экономической и национальной безопасности Российской Федерации.

с

о

£

Й

о

0

1

о

<3

с

о

со

ф

ю

к

2 о

0

1 8

0 < 6

8

1 ш 5 -о

О.М. Елфимов

Елфимов Олег Михайлович — старший преподаватель кафедры экономики и финансов Нижегородской академии МВД России, кандидат экономических наук

Экономическая преступность как угроза экономической безопасности современной России

Экономическая безопасность выступает одной из составляющих федеральной и региональной безопасности. Как всякая безопасность, она, согласно Закону РФ «О безопасности», представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Экономическая сфера диктует специфику понятия жизненно важных интересов и содержания внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы, определяемые вышеназванным законом как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства», носят ярко выраженный экономический характер. Они гарантируются целым рядом статей Конституции Российской Федерации.

Так, ст. 8 Конституции РФ провозглашает единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и равенство частной,государственной, муниципальной и иных форм собственности. Статья 34 Конституции РФ закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Статья 35 Конституции РФ подчеркивает охрану законом

права частной собственности, которое заключается в том, что каждый может «иметь имущество в собственности,владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется».

Специфика экономической безопасности заключается и в том, что она предопределяет все без исключения жизненно важные интересы личности, общества и государства, даже не носящие, на первый взгляд, экономического характера. Отсутствие или необеспеченность безопасности экономической делает проблематичным достижение иных аспектов безопасности, начиная от политического и военного и заканчивая медицинским и правовым. В самом деле, полнейший произвол и беспорядок в экономических отношениях, неспособность власти защитить экономические интересы личности, общества или государства свидетельствуют о слабости этой власти и об отсутствии полной политической безопасности. Прорехи в экономической безопасности прогрессивно сказываются на безопасности военной, создать которую могут только государства с сильной экономической и политической властью. Напрямую обусловлена экономической безопасностью безопасность экологическая, требующая громадных

материальных затрат и вложений. Точно так же обстоит дело с безопасностью технологической, медицинской, информационной. Даже правовая безопасность, состоящая в создании реальных гарантий защиты личности, общества и государства от различных правонарушений и преступности, обеспечивается в конечном счете безопасностью экономической, поскольку от 80 до 90% всех совершающихся правонарушений, в том числе относящихся к преступным, носят корыстный характер, обусловлены экономическими причинами. В то же время справедливость требует признать, что экономическая безопасность невозможна в полной мере без безопасности правовой, политической, технологической, экологической и т. п. Исходя из изложенного следует указать, что выделение перечисленных и иных аспектов безопасности является в определенной мере искусственным; все они взаимосвязаны, и речь может идти лишь о безопасности в понимании Закона РФ 1992 года, процитированного выше.

Угроза безопасности, согласно ст. 3 Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года с изменениями, представляет собой совокупность условий и факторов, создающихопасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. В экономической сфере число указанных условий и факторов очень велико. К ним можно отнести, например, противоречивость и пробельность нормативных актов правовыхотраслей, в той или иной мере регулирующих экономические отношения (гражданское, банковское, финансовое, валютное, таможенное, корпоративное и иное право); ошибки и просчеты в проведении экономических реформ в России; корыстные должностные злоупотребления на всех уровнях власти и на всех этапах реформирования экономики; недостаточное государственно-властное управление экономическими процессами, проистекающее, в том числе, из ошибочного расчета на самодостаточность рыночных механизмов; и т. д. Действие каждого из названных факторов многократно усиливалось действием других указанных и неуказанных в настоящей статье. Все они вместе привели к тому, что экономическая безопасность государства, общества и личности практически не обеспечивается.

Экономическая ситуация в России характеризуется сегодня прежде всего наличием громадного теневого сектора экономики.

Понятие «теневая экономика» прочно вошло в понятийный и категорийный аппарат не только ученых-криминалистов, но и работников правоохранительных органов, представителей органов власти и управления. Теневая экономика, в противовес экономике реальной, представляет собой экономику, выведенную из-под государственного контроля или не поставленную под него. Теневая экономика неоднородна по своему содержанию. Она является результатом совершения деяний экономического характера, которые далеко не всегда преступны. Теневые экономические отноше-

ния могут выражаться в различного рода правонарушениях: налоговых, таможенных, корпоративных, банковских, валютных, антимонопольных, иных. Значительная часть теневой экономики сформирована экономической преступностью.

Специалистами выделяются также так называемые «серый» и «черный» сектора теневой экономики. «Серая» экономика включает в себя непреступные виды бизнеса, выведенные или не поставленные под государственный контроль. «Черная» экономика заведомо преступна, связана с совершением других преступлений (нарко-, порнобизнес, торговля и производство оружия и т. д.). Этот экономический сектор изначально не может быть подвержен государственному контролю; его существование в реальной экономике невозможно. По экспертным оценкам, удельный вес «черной» экономики в теневой составляет от 5 до 20%.

Следует заметить в то же время, что «серая» экономика также часто преступна, поскольку связана с неуплатой налогов, незаконным предпринимательством, отмыванием (легализацией)незаконно нажитых средств.

Теневая экономика характеризуется следующими основными признаками:

1) на нее вполне закономерно может быть распространено общее определение экономики как созданной и используемой человеком системы жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования, удовлетворения потребностей или как системы общественного производства, осуществляющей собственно производство, распределение, обмен и потребление необходимых обществу материальных благ, включая продукты и услуги;

2) она существует вне и без государственного контроля, помимо прямых запретов на свое существование, наряду с реальным сектором экономики;

3) главным стимулом для ее возникновения и развития является стремление стоящих за ней субъектов получить прибыли (доходы), не облагаемые налогом, теневая экономика высокодоходна;

4) теневые экономические отношения отличаются высокой степенью криминализации. Экономические деяния, входящие структурно в теневую экономику, носят или первичный преступный ха-рактер(наркобизнес и т. п.), или вторично преступны, поскольку совершаются без регистрации, без лицензирования или с нарушением его условий, или соединены с неуплатой налогов с организацией или частных лиц;

5) теневая экономика существует во многом благодаря коррумпированности власти.

Для сохранения и наращивания своих позиций криминальные структуры тратят на подкуп и содержание коррумпированных чиновников до 50% своих доходов (в середине 80-х годов эта цифра составляла 33%). В рейтинге стран по инвестиционному риску, связанному с коррупцией, в 1997 году Россия занимала последнее место в Европе,

8

8

о

о

£

0

1 I

ш

5 ш

6 о о

о

0

1

о

<3

с

о

со

ф

ю

<3

со

0

1

о

0

1

I

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф

&

к

13

о

ф

0

1

8

о

со

о

5

•о-

5

£

О

О

О

сц

>5

0

1

1 ф

2 ф & о о

о

0

1

о

<3

с

о

со

ф

ю

<3

со

0

1

о

0

1

1

о

ф

&

к

2 о

0

1

8

о

ш

о

5

•о-

5

а в мире — 59-е, опередив только Колумбию, Боливию и Нигерию. Только функционеры теневой экономики в годы перестройки и реформ направляли на коррумпирование чиновников, по оценочным данным,около 7 млрд. долларов;

6) она носит высокоорганизованный характер. Среди наиболее типичных направлений криминальной деятельности преступных организаций первое место занимает, по оценкам экспертов, «криминально-коммерческая деятельность (финансово-банковские мошенничества, коммерчес-ко-производственная деятельность, криминальная приватизация, нарушение налогового законода-тельстваи т. п.)». Далее стоит рэкет, носящий преступно-экономический характер: корыстное похищение людей, разбой, бандитизм, заказные убийства, международная преступная деятельность с контрабандой и финансовыми операциями и т. д.

Помимо теневой экономики, неотъемлемыми чертами современной экономики России, непосредственно влияющими на экономическую безопасность, являются:

— резкое расслоение общества на бедных и богатых; отсутствие среднего по доходам слоя населения; обнищание громадного количества социально незащищенных масс (пенсионеров, работников образования, медицины, учащихся и т. д.); наличие реальной и теневой безработицы (последняя обеспечивается существованием большого количества предприятий, простаивающих и не выплачивающих заработную плату своим работникам на протяжении месяцев, а нередко и лет); несправедливый передел собственности в процессе приватизации;

— коррупционность должностных лиц органов власти и управления; отсутствие стабильного валютного рынка; отсутствие стимулов и нормативной базы для развития реального сектора экономики; ненадежность банковской системы и т. д.

Мощнейшим негативным фактором, подрывающим экономическую и иную безопасность, вы-ступаетэкономическая преступность. Каки всякая преступность, она представляет собой массовое явление, складывающееся из всей совокупности совершаемых в стране или каком-либо регионе экономических преступлений.

Понятие экономического преступления неизвестно уголовному законодательству и не слишком исследовано уголовно-правовой, криминологической и криминалистической науками. Объектом научного изучения и определения служили в основном конкретные разновидности экономических преступлений: преступления против собственности, преступления в сфере экономической деятельности (хозяйственные преступления); корыстные преступления и т. д. Некоторые западные криминалисты в известных в России работах также узко определяли состав экономического преступления, сводя его к хозяйственным преступлениям.

Некоторые сведения об экономическом преступлении можно в настоящее время почерпнуть

из действующего уголовного законодательства. Раздел VIII Особенной части УКРФ называется «Преступления в сфере экономики». Соответственно, посягательства, сосредоточенные в этом разделе, совершаются в экономике и уже поэтому могут быть отнесены к числу экономических. Структурно в раздел VIII УК РФ входят три главы: 21 — «Преступления против собственности» (ст. 158—168 УК); 22 — «Преступления в сфере экономической деятельности» (ст. 169—200 УК); 23 — «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» (ст. 201—204 УК); общее количество преступлений в разделе — 49.

Действия виновного в этих посягательствах очень часто характеризуются стремлением получить материальную выгоду. Так, корысть является обязательным признаком хищений; угон, незаконное предпринимательство и незаконная банковская деятельность, контрабанда, уклонение от уплаты налогов, коммерческий подкуп и другие деяния предпринимаются лицом для извлечения материальной пользы для себя или других лиц.

Другие преступления из раздела посягательств в сфере экономики не носят столь выраженного материального характера, но также по праву могут быть отнесены к экономическим, поскольку причиняют имущественный ущерб собственнику (как уничтожение или повреждение имущества), или совершаются в сфере хозяйственной (экономической) деятельности, вредят принципам ее осуществления.

Криминологами и практическими работниками в последнее время, кроме того, традиционно выделяются так называемые преступления экономической направленности. Кним относят практически весь спектр должностных преступлений (в первую очередь, должностные злоупотребления, взяточничество, незаконное участие в предпринимательской деятельности); преступления, связанные с оборотом наркотиков и оружия, приносящие их субъектам громадные доходы; некоторые другие корыстные посягательства (например, экологические преступления; заказные убийства и т. п.).

Обобщая изложенное и используя классическое определение преступления, выделим основные признаки экономического преступления:

1) оно является виновно совершенным общественно опасным деянием;

2) оно предусмотрено в качестве такового разделом VIII УКРФ, а также некоторыми статьями других разделов действующего Уголовного кодекса и запрещено последним под угрозой наказания;

3) оно носит выраженный экономический характер, что может проявляться или в стремлении виновного получить от преступления материальную выгоду, или в желании причинить имущественный ущерб охраняемым интересам собственности, или в нарушении виновным порядка и принципов осуществления экономической деятельности. Перечисленное есть стержень мотивации содеянного и механизма преступного поведения,

хотя ущерб в результате него может быть причинен и причиняется другим правоохраняемым интересам (объектам преступления).

Возвращаясь к понятию экономической преступности, подчеркнем еще раз, что ее составляет совокупность всех экономических преступлений в данном выше понимании, совершенных за определенных период на определенной территории (в целом — в России; в Саратовской области; в Саратове; в Волжском либо ином районах г. Саратова за год, полгода, месяци т. д.).

Анализируя вредоносное воздействие экономической преступности на экономическую и иную безопасность, необходимо отметить следующее: экономическая преступность как самостоятельное явление обладает своими собственными характеристиками, не присущими отдельным экономическим преступлениям. В литературе называется разное количество и разные виды этих признаков. Полагаем, что к их числу можно отнести:

1) высокую степень ее распространенности; большинство совершаемых в стране преступлений является экономическими;

2) высокую степень ее вредоносности; ущерб отэкономической преступности часто не поддается исчислению;

3) высокую степень ее латентности; теневой сектор экономики — реальность сегодняшней России;

4) высокий уровень внутри нее рецидива и профессиональной преступности;значительный процент женской преступности и преступности высокообразованных субъектов;

5) высокую степень ее пораженности организованной преступностью.

Перечисленные характеристики экономической преступности уже сами по себе свидетельствуют об угрозе с ее стороны экономической и иной безопасности. Существует, тем не менее, и конкретный цифровой и статистический материал, подтверждающий реальность этой угрозы. Следует отметить, что значительная часть этого материала носит экспертный характер; получена из экспертных оценок. Принимая во внимание высокий уровень латентности экономических преступлений, считаем, что зачастую это единственный путь познания хотя бы приблизительных размеров экономической преступности.

Число экономических преступлений в России в 1998 году выросло на 15% при общем росте преступности на 7,7%. Ущерб от преступлений в сфере экономики в прошлом году превысил 20 млрд. рублей.

Ситуация внутри разных групп экономических преступлений складывается неодинаково. Наиболее благополучной выглядит картина с посягательствами на собственность. В последние годы отсутствовала тенденция к их устойчивому или значительному росту (за исключением 1992года). В 1991 году было зарегистрировано 1 489 273 преступления против собственности; в 1992 году — 2 017 223; в 1993 году — 2 010 014; в 1994 году —

1 720 251; в 1995 году — 1 767 627; в 1996 году — 1 595 373; в 1997 году — 1 417 241. Доля этих преступлений во всей структуре преступности: в 1991 году — 68,7%; в 1992 году — 73,0%; в 1993 году — 71,8%; в 1994 году — 76,6%; в 1995 году — 64,1%; в 2004 году — 60,8%; в 2005 году — 59,1%.

Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (новая для УК РФ группа преступных деяний) занимает в статисти-ческихотчетахочень небольшое место. Так, в 1997 году на территории Российской Федерации всего было возбуждено 1333 уголовных дела этой категории, в том числе 470 — по коммерческому подкупу, в 1998-м, соответственно, 2817 и 974. Разумеется, приведенные цифры действительности не отражают, прежде всего, в силу двух причин:

1) высокой латентности этой группы преступлений;

2) предусмотренного в законе для всехпреступ-лений главы 23 УК РФ принципа диспозитивности, согласно которому в целом ряде случаев уголовное преследование возможно только по заявлению или с согласия коммерческой организации.

Самые негативные тенденции связаны с преступностью в сфере экономической деятельности. С 1993 по 1996 год ее уровень вырос в 1,5 раза при росте числа тяжких посягательств на одну треть, преступлений в крупных и особо крупных размерах — на две трети. В 1994 году в России было зарегистрировано 57 987 хозяйственныхпре-ступлений (ныне — преступлений в сфере экономики); в 1995 году почти в два раза больше — 97 442; в 1996 году — 114 970 (на 18 % больше, чем в 1995 году). В 2004 году органами внутренних дел пресечено уже 250 тысяч преступлений в сфере экономики; таким образом, они составляют десятую-двенадцатую часть от всех фиксируемых в стране преступлений. Между тем, по данным экспертов, латентность экономической преступности все время повышается; в сферу официальной статистики попадает всего 1 —3% от общего числа подобных преступлений. Наибольший ущерб экономике России могут причинить и причиняют преступления в банковско-кредитной сфере. Количество преступлений в ней с 1991 по 1997 год выросло в 45 раз. Только в 1995 году их было зафиксировано 10,5 тысячи, а сумма ущерба по ним составила 120 млрд. рублей. Материальный ущерб от преступлений в банковско-кредитной сфере в 1996 году — это три четверти потерь, нанесенных экономике России преступлениями в целом.

Примерно половину от всех преступлений в анализируемой сфере занимают посягательства на собственность и прежде всего мошенничество (за 1995—1997 годы оно выросло в 5 раз, а в доле увеличилось с 60 до 80%). Колоссальный ущерб причинен обществу и государству так называемыми финансовыми пирамидами. С 1991 по 1995 год только на рынке частных инвестиций от финансовых пирамид потерпели более 735 тысяч граждан, потеряв 1,9 трлн. рублей. 3а все это время было

и

и

с

с

§

о

I

I

е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м

е

&

о

с

с

о

I

с

а

п

о

з

е

б

а

з

о

I

к

а

с

о

I

I

с

е

&

я

кая

с

е

о

I

8

Э

со

о

м

и

•о-

и

и

с

с

о

Р

й

о

I

I

е

м

е

&

о

с

с

о

I

с

а

с

о

со

е

ю

а

со

о

I

к

а

с

о

I

I

с

е

&

к

8

с

е

о

I

8

о

а

о

м

и

•О-

5

выявлено 170 мошеннических фирм, имеющих 334 филиала в российских регионах. По данным Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, негосударственные финансовые структуры обманули около 40 миллионов человек, причинив им ущерб в общей сложности в 50 трлн. неденоминированных рублей. Только в начале 1997 года в России расследовались 172 уголовных дела о мошенничестве, совершенном руководителями различного рода финансово-инвестиционных компаний. Число потерпевших по ним превышает 5 миллионов человек, общая сумма ущерба — около 9 трлн. неденоминированных рублей. В Саратовской области на декабрь 1998 года зарегистрировано более 92 тысяч обманутых вкладчиков, включая потерявших свои деньги в период банковского кризиса 1998 года. По оценкам экспертов, до 70% всех денежныхсредств, полученныхпреступ-ным путем, легализуется, вводится в официальный оборот. На легализации доходов специализируется свыше 3 тысяч организованных преступных группировок, причем половина из них образовала в этих целях собственные хозяйственные структуры. Только за 1992 год и первый квартал 1993 года организованные преступные группировки «отмыли» на Московской валютной бирже путем покупки валюты не менее 50 млрд. рублей. В то же время в России легализуется западный криминальный капитал. Так, за 1993—1994 годы у нас было «отмыто» около 16 млрд. наркодолларов, поступивших из-за рубежа. «Грязные» деньги отмываются чаще всего через банки тех государств, где банковская тайна охраняется строжайшим образом: в Европе — Швейцария, Австрия, княжество Монако и др. Примечательно, что только в Австрии, в которой около 8 миллионов жителей, насчитывается 32 миллиона банковских счетов. В Швейцарии, по данным ее Генерального прокурора Карло дель Понте, ежегодно легализуются десятки миллиардов «грязных» долларов из стран Восточной Европы, в том числе порядка 40 млрд. изРоссии.

Факты привлечения к уголовной ответственности в России за легализацию (отмывание) незаконных средств немногочисленны. Всего по ст. 174 УК в 2001 году было возбуждено 241 уголовное дело, по 166 из которых расследование завершено.

Угрожает экономической безопасности России и незаконный вывоз капитала за пределы государства. По утверждению заместителя начальника Главного управления по экономическим преступлениям МВД России К. Шаленко, ежедневно за границу изРоссии незаконным путем переводится до 2,5 млн. долларов.

По мнению экспертов Министерства экономики, эта цифра в год составляет около 230 млрд. долларов.

Согласно данным МВД России, за весь 2004 год в России по ст. 193 УК (Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте) было воз-

буждено 28 уголовных дел, из которых расследованием окончено шесть. В то же время, по оценкам Московского управления налоговой полиции, за рубежом остается примерно треть валютной выручки от российского экспорта. Только за 2003 год в Россию не переведено около 39 млрд. валюты. К числу наиболее злостных нарушителей ДЭБ МВД России относит госкомпанию «Росвооружение» (800 млн. долларов), объединение «Тяжпромэкс-порт» (64 млн.), «Росвнешторг» (62 млн.), Технопромэкспорт» (50 млн.), совместное предприятие «Болкар Трейдинг» (89 млн.). 3а поставки нефти Россия недополучила более одного миллиарда долларов, за ядерные реакторы и другое оборудование для АЭС — 3,5 млрд. долларов, за экспорт карельского леса — около 50 млн. и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Громадный вред экономической и иной безопасности России причиняют преступления, связанные с уклонением от уплаты различного рода обязательных платежей. Последние несколько лет фиксируется существенный рост по всем из них. Так, в 1994 году за уклонение от уплаты таможенных платежей к уголовной ответственности было привлечено 42 человека, в 1996 году уже 1296 человек. Число нарушений таможенного законодательства (выявленных) выросло за 1994—1993 годы более чем в три раза. В то же время, по данным Госналогслужбы России, с 1993 по 1997 годы заявленная таможенная стоимость на ряд товаров была занижена, в свою очередь, также в три раза. Сведения, которые приводились на коллегии Генеральной прокуратуры РФ, впечатляют еще более: восемь из десяти прибывающих только в новороссийский порт судов занижают таможенную стоимость груза. Что же касается товарныхпартий, следующих через Северо-Западный регион и проходящих таможенные процедуры в Москве, по ним стоимость товара занижается на 99,5%.

По налоговым преступлениям существует следующая статистика: в 1993 году в России было возбуждено свыше 600 уголовных дел; в 1994 — 2500; в 1995 году — 3793; до суда дошло только около 1% всех дел. Приведенные цифры, по некоторым оценкам, составляют в связи с высокой латентностью налоговых преступлений не более 5% от реально совершенных посягательств. Подавляющее большинство уголовных дел возбуждалось в отношении руководителей различных предприятий. По частным лицам уголовная ответственность применялась в 20—80 фактах, и только в 1996 году — в 453 случаях. Всего же в 1996 году было возбуждено по налоговым преступлениям 3923 уголовных дела. Федеральная служба налоговой полиции РФ в этом же году вернула в казну из теневого сектора экономики более 50 трлн. рублей (в 1993 году этот показатель составлял всего половину триллиона). За 9 месяцев 1998 года в бюджет по всем видам налоговых платежей было доначислено 23,2 млрд. рублей. За этот же период выявлено 14 121 нарушение налогового законодательства, из них в крупном и особо крупном

размерах— 5748 нарушений. Возбуждено 4674 уголовных дела, в первой половине 2006 года — 6108 уголовных дел.

Однако эти данные, повторяемся, практически не отражают истинной картины налоговой преступности. На деле они на несколько порядков выше. В третьем квартале 1998 года государство собрало всего половину начисленных налогов. За 9 месяцев 1998 года недоимка средств федерального бюджета возросла на 159%; территориальных на — 145%. В Саратовской области в территориальный бюджет за 10 месяцев 1998 года поступило 42% начисленных налоговых платежей; из ста крупнейших налогоплательщиков исправно платят налоги только два — БАТ «Саратовская табачная фабрика» и СП «Хенкель-Юг». Уголовных дел же за 1998 год по Саратовской области было возбуждено всего 84; в суд передано — 29.

Вышеприведенные цифры касаются легального бизнеса. Однако существует еще и теневое предпринимательство, которое, по данным председателя Совета Федерации Е. Строева,составляет половину от легального и, соответственно, также не платит налогов. Кроме того, по оценкам первого заместителя министра труда и социального развития России В. Варова, в России в разных регионах постоянно трудятся, имеют реальный заработок от 20 до 80% людей, официально числящихся безработными. Они тоже не платят налоги. Не уплачиваются налоги и с сумм, спрятанных предприятиями за рубежом.

Угрожающей экономической и иной безопасности является и ситуация с иными экономическими преступлениями. Так, фиксируется постоянный рост посягательств на государственную власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Если в 1993 году уголовной статистике было известно 15 262 факта такихпреступлений, тов 1997 году — на 7,7% больше — 16 441 факт, в 1998 году — 18142 (рост на 10,3%). Еще более негативными тенденциями характеризуется коррупционная преступность. Если в 1993 году в России было официально выявлено 2680 случаев получения взятки и 1714 фактов дачи взятки, то в1997 году через статистическую отчетность прошли уже 3557 фактов получения взятки (рост, по сравнению с 1993 годом, — 32,7%) и 2050 фактов дачи взятки (рост, по сравнению с 1993 годом, — 19,6%); в 1998 году взяточничество выросло еще на 3,3% и составило 5807 фактов. Принимая во внимание высочайший уровень латентности взяточничества (по экспертным оценкам, он составляет 97—99%), можно представить себе, какой неисчислимый ущерб наносит только этот вид экономической преступности безопасности Российской Федерации.

Еще более тревожной выглядит ситуация с преступностью, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Официальная статистика располагает следующими данными: в 1991 году было зарегистрировано 18 630 таких преступлений (прирост

к 1993 году 21,9%); в 1992 году — 29 805 (прирост к 1991 году 60,0%); в 1993 году — 53 152 (прирост к1992 году 40,7%); в 1995 году — 479 819 (прирост к 1994 году 6,7%); в 1996 году — 96 645 (прирост к 1995 году 21,1%). В 1998 году было выявлено 190 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что более чем вдвое превышает уровень 1996 года. При этом число потребителей наркотиков с 1994 года в России увеличилось в 3,6 раза, а количество стоящих на учете наркоманов с 1995 года возросло в 2,5 раза.

Изложенное с достаточной убедительностью свидетельствует о необходимости немедленной разработки мер, повышающих эффективность борьбы с экономической преступностью. К этому же выводу пришли и разработчики Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1999—2000 годы: «Наиболее тяжелое положение сложилось в сфере экономики. Расширяются интересы криминальных структур в кредитно-финансовой сфере, на рынке ценных бумаг, во внешнеэкономической деятельности. Активизируются противоправные сделки по вывозу сырьевых, энергетических и других ресурсов за рубеж. Совершение экономических преступлений в абсолютном большинстве случаев связано с проявлением коррупции и проникновением криминалитета во власть. В связи с этим борьба с преступлениями в сфере экономики и коррупцией является наиболее важным и приоритетным направлением деятельности всехправоохранительныхорганов.

Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью дает неблагоприятный прогноз развития криминальной ситуации. В числе возможных негативных тенденций называются и тенденции, относящиеся к теневой экономике и экономической преступности:

— дальнейшая консолидация преступных группировок на территориальном, межрегиональном и международном уровнях при одновременном разделе и переделе территории страны и объектов бизнеса на сферы преступного влияния, в результате чего может быть установлен криминальный контроль за целыми отраслями экономики, включая финансовую сферу, малое, среднее и крупное предпринимательство;

— активизация международных преступных сообществ для расширения наркобизнеса и отмывания преступных доходов;

— продолжение незаконного вывоза капиталов за рубеж;

— возрастание тяжести и масштабов социальных и экономических последствий противоправного поведения, включая рост совокупного ущерба от него, оттокиностранныхинвесторов, резкое снижение активности процессов перехода к рыночным отношениям в результате отсутствия условий для нормального функционирования управленческих, банковских и предпринимательских структур; и т. д.

Однако названные и другие негативные тенденции являются лишь возможными. Для их пре-

8

8

о

о

£

0

1 I

ш

5 ш

6 о о

о

0

1

о

<3

с

о

СО

Ф

ю

со

0

1

о

0

1

1

о

ф

&

к

2 О

0

1

8

о

со

о

5

•о-

£

О

О

О

сц

>5

0

1

1 ф

2 ф & О О

о

0

1

о

<3

с

о

со

ф

ю

05

со

0

1

одоления, купирования и позитивного улучшения ситуации с теневой экономикой необходим целый комплекс мер государственно-правового, экономического, управленческого и иного характера. В числе наиболее важных его составляющих могут быть названы следующие:

— повышение эффективности защиты всех форм собственности;

— снижение налогового бремени;

— совершенствование экономического законодательства, с тем чтобы законная дея-

тельность стала экономически выгоднее незаконной;

— усиление уголовной ответственности за экономические и коррупционные преступления;

— разовая экономическая амнистия для представителей «серой» теневой экономики;

— широкое материальное стимулирование эффективности работы правоохранительных органов, борющихся с теневой экономикой;

— усиление правовой пропаганды экономического и уголовного законодательств.

В.С. Чеботарев, С.С. Чеботарев

О

0

1

1

о

ф

&

к

2 О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

8

о

со

о

5

•о-

5

Чеботарев Владислав Стефанович — начальник кафедры экономики и финансов Нижегородской академии МВД

России, доктор экономических наук, доцент

Чеботарев Станислав Стефанович — первый заместитель начальника АГЗ МЧС России, доктор экономических

наук, профессор

Менеджмент трудовых ресурсов и его особенности в современной отечественной модели управления предприятиями

В современном мире используются разные модели управления человеческими ресурсами, учитывающие национальные особенности персонала организаций. Среди них можно выделить несколько основных с присущими им идеологическими основами: протестантская этика американской модели управления (на основе культа индивидуализма); общественный договор — идеология гражданского общества стран Европейского Союза; идеология корпорации азиатских стран. Авторами проведено исследование отечественных методов управления предприятиями и их человеческими ресурсами в ряде организаций, для того чтобы выявить модель, наиболее соответствующую особенностям нашей страны.

Среди негативных явлений, оказывающих непосредственное влияние на систему управления предприятием, следует выделить такой внешний фактор, как состояние неопределенности субъектов хозяйствования. Это касается прежде всего государственной политики, осуществляемой в сфере предпринимательской деятельности. При этом государство, выстраивая свои взаимоотношения с предпринимателями, не учитывает одно исключительно важное обстоятельство. Речь идет о том, что у руководителей предприятий давно уже сменилась система ценностей, присущая им в начале 1990-х годов. Их предпочтения стали долгосрочными. Руководителей в первую очередь интересует, что станет с предприятиями через несколько лет, в каких экономических, политических и финансовых условияхим придется работать,

какие производственные цели можно ставить на перспективу и с помощью каких механизмов их можно будет реализовать на деле.

Следует отметить, что за годы реформирования российской экономики в стране не были сформированы четкие конечные цели экономического развития страны, не определена конкретная общественная система, которая должна сложиться в результате осуществления социально-экономических преобразований.

Другим фактором, оказывающим прямое воздействие на формирование состояния неопределенности в предпринимательской среде, являются непродуманная и чрезвычайно жесткая политика налоговых органов и государства и постоянно меняющиеся правила игры. К слову, гротескный афоризм, рожденный в новейшие времена: «Заплати все налоги и умри спокойно», во многом отражает действительное положение дел. В результате этого предприниматели уходят в теневую экономику, занимаются изобретением серых схем движения финансовых ресурсов. Работа на грани конфликта с законом, а иногда и нарушение его, определенности и стабильности в общее психологическое состояние предпринимателей добавить, конечно, не может.

Широко известно, что ныне тысячи федеральных, региональных и муниципальных органов власти буквально кормятся на всевозможных проверках бизнеса и предоставлении навязанных услуг. Их предписания и штрафы, равно как и поборы и взятки, ложатся тяжелым бременем и угнетают предпринимательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.