Научная статья на тему 'Экономическая политика США в Польше в 1945-1947 гг. Как фактор политического влияния'

Экономическая политика США в Польше в 1945-1947 гг. Как фактор политического влияния Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
250
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая политика США в Польше в 1945-1947 гг. Как фактор политического влияния»

Е. Ю. Чернышев

Экономическая политика США в Польше в 1945-1947 гг. как фактор политического влияния

В ходе подготовки к Потсдамской конференции государственный департамент принял решение, что Соединенные Штаты должны попытаться использовать экономические рычаги для достижения благоприятных дипломатических решений. В секретном документе от 29 июня 1945 г. «Предложения по политике Соединенных Штатов в отношении Польши» говорилось: «Предоставление кредитов, поставки в Польшу необходимого оборудования и сырья должны обеспечить в долгосрочной перспективе адекватное американское влияние в Польше, особенно в плане проведения свободных выборов»1.

Предполагалось, что достижению поставленных целей более всего способствовала бы «поддержка Миколайчика и его коллег министров в новом правительстве...»2 Американский посол в Москве Аверилл Гарриман выражал по поводу такой тактики большой оптимизм.

Между тем к самой идее воздействия с помощью экономической политики многие относились скептически. Советник американского посольства в Москве Джордж Кеннан в письме советнику госдепартамента Чарльзу Болену еще 26 января 1945 г. писал, что «мы упорно отказываемся прояснить наши интересы и пожелания в Восточной Европе» и что «Польша потеряна для наших экономических интересов». «Представления о том, что мы сможем с выгодой для себя участвовать в решении проблем восстановления Польши, оказывать прямое влияние на распределение её ресурсов или использовать её в планах восстановления

1 Foreign relations of the United States. Diplomatic papers. The conference of Berlin 1945. Washington, 1960. Vol. 1. P. 784.

2 Ibid. P. 716.

других стран, - пустые мечтания», - заключал автор, явно намекая на планы президента Рузвельта3.

Поддерживая Станислава Миколайчика и не забывая об американских интересах в Польше, государственный департамент вместе с послом в Варшаве Артуром Блиссом Лэйном составил обширную программу экономической помощи полякам, прежде всего в форме поставок со стороны Агентства восстановления и помощи ООН4. По мнению посла, кредиты от Экспортноимпортного банка5 могли бы стать для Польши доступнее, если бы «польское правительство обеспечивало нас всей необходимой информацией о финансовом положении»6. В июле 1945 г. таково было единственное условие, предусмотренное Вашингтоном.

Хотя госдепартамент имел претензии к польскому правительству как политического, так и экономического плана, именно экономический аспект сыграл решающую роль в устранении препятствий для выделения Польше кредитов в конце 1945 г. В ноябре госсекретарь Дж. Бирнс проинструктировал посла Лэйна, что «госдепартамент в настоящее время склонен считать, что в целом экономические, а не политические вопросы должны влиять на переговоры по кредиту Экспортно-импортного банка»7. Заявленный приоритет объяснялся сомнениями относительно эффективности политического давления, тогда как экономическое взаимодействие не могло стать поводом к обвинению в том, что США вмешиваются во внутренние дела суверенного государства.

3 Печатное В. О. Мистер «Икс» в 1945 г. (неизвестное письмо Джорджа Кеннана) // Проблемы всемирной истории. СПб., 2000. С. 381.

4 Агентство восстановления и помощи объединенных наций (UNNRA) -международная организация, основанная странами антигитлеровской коалиции для оказания экономической помощи странам, оккупированным нацистами во время Второй мировой войны. Было создано на основе соглашения, подписанного 9 ноября 1943 г. в Вашингтоне представителями 44 государств.

5 Экспортно-импортный банк, это государственный банк США. Учрежден в 1934 г. под названием «Экспортно-импортный банк Вашингтона» для финансирования правительством внешней торговли.

6 Lane A. I saw Poland betrayed. L., 1948. P. 144.

7 Lundestag G. The American non-policy towards Eastern Europe 1943-1947. Tromso, 1978. P. 208-209.

Президентская администрация и сам Трумэн проявляли интерес к экономическому взаимодействию с Польшей. Президент лично попросил Ирвинга Бранта, журналиста «Чикаго Сан», сообщать ему о состоянии дел в Польше. В январе 1946 г. репортер написал Трумэну, что так как Польша имела возможность осуществлять торговлю на основе бартера не с Соединенными Штатами, а с Советским Союзом, то рациональнее предоставить ей именно финансовую помощь: «Либеральные американские кредиты являются единственной гарантией подлинной польской независимости. С ними страна может развиваться по своему собственному пути. Без них она будет поглощена советской экономикой» 8.

Опираясь частично на оценку И. Бранта, а главное, на позицию госдепартамента и свои собственные соображения, президент в конечном счете поддержал выделение кредитов Польше в апреле 1946 г. на общую сумму в 90 миллионов долларов.

В январе - феврале 1946 г. госдепартамент, наконец, определился с уступками, которые он потребует взамен предоставления Польше кредита Экспортно-импортного банка. На этот кредит в Вашингтоне возлагали большие надежды. Требования были следующими: устранение всех барьеров в области внешней торговли; участие в конференциях по торговле и занятости и выполнение решений этих конференций; приверженность Торговому соглашению 1931 г., которое «предоставляет подданным и корпорациям Соединенных Штатов во всех формах коммерческой деятельности не менее благоприятные условия, чем подданным и корпорациям любой другой страны»; адекватная компенсация американским владельцам национализированной собственности и обеспечение Соединенных Штатов полной информацией относительно международных экономических связей Польши9. Шестым и единственным политическим условием было очередное подтверждение потсдамских обязательств о свободных выборах в Польше.

Надеясь использовать кредиты как рычаг для обеспечения демократического характера выборов, государственный департамент сообщил польскому правительству, что кредит Экспортно-

8 Цит. по: Sheldon A. A dollar to Poland is a dollar to Russia: United States economic diplomacy toward Poland, 1945-1950// East European quarterly. 1992. №1. P. 83.

9 Foreign relations of the United States 1946. Washington, 1969. Vol. 6. P. 376-379.

импортного банка будет недоступен, пока Польша не будет соответствовать «заявленной США политике», которая включает экономические условия по предоставлению ссуды, обязательство провести свободные выборы и обеспечить их свободное освещение в прессе10. Польские переговорщики сумели устранить пункт о выборах из заключительного проекта соглашения по займу, так что в случае непроведения «свободных выборов» Соединенные Штаты не смогли бы на законных основаниях отказать в ссуде. Поляки соглашались принять по выборам отдельное обязательство, когда соглашение по займу будет обнародовано.

Двадцать четвертого апреля Соединенные Штаты и Польша достигли соглашения по кредиту в 40 миллионов долларов от Экспортно-импортного банка. Кроме того, поляки должны были получить еще 50 миллионов для выплат компенсаций за национализованную американскую собственность. Взамен Варшава согласилась на все пять экономических условий, которые предусмотрел госдепартамент. По вопросу о выборах польское правительство

ограничилось заявлением, что «всеобщие выборы будут иметь

11

место в этом году» .

Как уже было упомянуто, госдепартамент имел серьезные сомнения относительно выполнения поляками обещаний о свободных выборах. Почему же тогда кредиты были предоставлены? Госдепартамент и госсекретарь Бирнс считали, что даже если выборы будут проходить с нарушениями, Миколайчик и оппозиция продолжали бы сохранять определенное влияние. Кроме того, в Вашингтоне были уверены, что даже польские коммунисты не хотят полностью находиться под властью Москвы.

И все-таки главные причины предоставления кредитов были экономическими. Дело было в острой нехватке угля в Западной Европе. Польские поставки могли бы стать очень важными в обеспечении углем этой части континента в преддверии следующей зимы. Кредит в 40 миллионов долларов от Экспортноимпортного банка должен был использоваться для поддержания экспорта польской угольной промышленности. Поляки обещали, что Западная Европа получит часть угля, в котором она жизненно

10 Foreign геЫюш... Р. 378-379.

11 1Ыа. Р. 440.

нуждалась, что могло бы также помочь отвлечь Польшу от ее односторонней ориентации на Советский Союз12.

Однако прежде чем какая-либо запланированная помощь была фактически предоставлена, политика Вашингтона начала меняться под влиянием происходивших в Польше событий. У американцев поубавилось готовности поддерживать Варшаву экономически. Надежды посла Лэйна на «использование к выгоде США заинтересованности польского правительства в экономической помощи в качестве рычага, посредством которого можно обеспечить выполнение ялтинских и потсдамских решений по

13

польскому вопросу» - оказались иллюзорными .

Спустя две недели после обмена посланиями между американским посольством в Варшаве и госдепартаментом посол Лэйн сумел убедить Бирнса приостановить выделение кредита, кроме 4 млн долларов, которые уже были предоставлены полякам14. Американская подпись под Экспортно-импортным кредитом была отозвана. Формально этот шаг стал возможным потому, что поляки не опубликовали в прессе, как обещали, текст кредитного соглашения с США от 24 апреля. Кроме того, польское правительство не предоставило необходимой информации относительно ее экономических соглашений с Советским Союзом.

Однако из-за того, что Западная Европа остро нуждалась в польском угле, в конце мая госдепартамент заявил, что поставки в Польшу вскоре возобновятся, и 26 июня одобрил возобновление кредита. К этому времени соглашение от 24 апреля было уже опубликовано в польской прессе15. Несмотря на возобновление кредитной линии для угольной промышленности, средства поступили только к октябрю, спустя более чем год после того, как Польша обратилась к США с соответствующей просьбой.

Кредит был возобновлен всего за четыре дня до проведения в Польше референдума о ликвидации Сената, национализации и земельной реформе и о границе по линии Одер-Нейссе. Несмотря на рекомендации американского посла в Варшаве, Вашингтон не стал ждать подведения результатов референдума.

12 bundestag G. Op. cit. P. 213.

13 bane A. Op. cit. P. 227.

14 Foreign relations... Vol. 6. P. 448-449.

15 Ibid. P. 450-451.

Ограниченность рычагов воздействия, которые имелись у США в экономической сфере, стала особенно очевидной в связи с объявлением результатов референдума. Даже ликвидация Сената, против чего выступал Миколайчик и его партия, прошла со значительным большинством голосов. Правда, Лэйн сообщал в Вашингтон о тотальной фальсификации результатов голосования16.

Американская неудовлетворенность политическим развитием в Польше не положила конец всем польско-американским контактам на финансовой почве. Даже после остановки Бирнсом в сентябре помощи Чехословакии, которую, несмотря на многие недостатки, считали более независимой, чем Польшу, госдепартамент продолжил финансовые переговоры с поляками. Экономические отделы госдепартамента были позитивно настроены относительно дальнейших кредитов Польше. Политические отделы, естественно, хотели использовать финансовую помощь для осуществления общей линии на сокращение коммунистического влияния. Поставки угля в Западную Европу сделали помощь Польше более привлекательной для экономических экспертов и американских представителей в Международном банке, чем помощь другим восточноевропейским странам. В 1946 г. приблизительно 15% угля поступили в Западную Европу из Польши. Ожидалось, что эта доля будет увеличена в 1947 г. Британцы, которые пытались в течение долгого времени заставить американцев сократить их помощь Польше, но нуждались в угле, также сделали исключение

17

для угольного кредита при этих условиях .

Стоит заметить, что до 1950 г. Москва не пыталась серьезно ограничивать польскую торговлю с Западом18. В инвестиционных проектах трехлетнего плана развития народного хозяйства польские экономисты стремились создать баланс в торговле и иностранных инвестициях между Востоком и Западом. Польша надеялась поддерживать торговлю с Советским Союзом в пропорции не выше одной трети от общего объема19. Фактически за исключением принудительных поставок угля в рамках компенсации

16 Ibid. P. 471-471.

17 Lundestag G. Op. cit. P. 216-217.

18 Mark E. American policy toward Eastern Europe and the origins of the Cold war, 1941-1946: an alternative interpretation// Journal of American history. 1981. №68. P. 332-333.

19 Sheldon A. Op. cit. P. 82.

за германские земли, отошедшие к Польше, торговля с СССР была взаимовыгодной, что диктовалось разрушением польской системы коммуникаций в годы войны. Как только коммуникации были восстановлены, объемы торговли с Советским Союзом значительно уменьшились - с 90% от всего внешнеторгового оборота в 1945 г. до приблизительно 25% в 1947 г.20 С другой стороны, торговля Польши с капиталистическими странами выросла до 40,2% в 1946 г. с незначительных 5,7% годом раньше. В 1947 г. она составляла более чем половину всей польской внешней торговли21.

Со временем, однако, идея, что польская экономика эксплуатировалась Советским Союзом, стала восприниматься как факт большинством высших чиновников в Вашингтоне. Новый посол США в Варшаве Стэнтон Гриффис, который пришел на смену Лэйну, писал в меморандуме в госдепартамент: «Доллар Польше - это доллар для России»22.

Несмотря на разочарование в связи с событиями в Польше, в госдепартаменте было решено, что прерывать отношения с ней нет смысла, ибо это могло сделать ситуацию еще более безнадежной и для Соединенных Штатов, и для большей части поляков. В феврале 1947 г. президент Трумэн фактически предложил включить Польшу в очень ограниченный список стран, имеющих право на помощь через программу в 350 миллионов долларов, которую Соединенные Штаты решили финансировать через Агентство восстановления и помощи ООН23. Польша была страной, которая получила наибольшую помощь от этого Агентства в Европе, и её потребность в дальнейшей помощи была все еще значительной. Исключить Польшу означало бы признаться в том, что новая гуманитарная программа была только политическим оружием в борьбе против СССР.

Суровая зима 1947 г. выявила потребность в увеличенных поставках угля в Западную Европу. У представителей госдепартамента, поддержанных Международным банком, вновь появился интерес к сотрудничеству с Варшавой. Даже недавно созданный

20 Alton T. P. Polish postwar economy. N. Y., 1955. P. 280.

21 Rozanski H. Sladem wspomnien i dokumentow, 1943-1948. Warszawa, 1987. P. 277.

22 Sheldon A. Op. cit. P. 77.

23 Foreign relations of the United States 1947. East Europe: the Soviet Union. Washington, 1972. Vol. 4. P. 206.

отдел политического планирования Джорджа Кеннана готов был поддержать идею выделения кредита Польше, если «разумная часть» поставок угля достанется Западной Европе24. Конгресс, однако, уже ясно показал свое негативное к этому отношение. Сенатор Ванденберг, председатель комиссии по иностранным делам, выступал против. Однако после долгих дебатов гуманитарная помощь в 350 миллионов долларов, предложенная администрацией, была одобрена.

Пятого июня 1947 г., выступая перед студентами Гарвардского университета, новый госсекретарь Джордж Маршалл впервые публично объявил о программе восстановления послевоенной Европы путем предоставления ей экономической помощи со стороны США. К этому времени в госдепартаменте оставалось мало тех, кто сомневался, что польская экономика превратилась в простое дополнение советской.

Польское правительство отреагировало положительно на известие о плане. Премьер-министр Юзеф Циранкевич заявил в начале июля, что «Польша относится к нему положительно»25. И даже после того, как Москва вынудила Польшу отклонить план Маршалла 9 июля, у Варшавы все еще оставались надежды так или иначе включиться в Европейскую программу восстановления как поставщик угля Западной Европе. Польское правительство надеялось на кредиты Международного банка реконструкции и развития для сельскохозяйственного производства, которое было вторым приоритетом после тяжелой промышленности. Однако, несмотря на поддержку руководства банка, США по политическим причинам наложили вето на выделение каких бы то ни было кредитов. Польский посол Юзеф Виневич, который искренне стремился к расширению экономических отношений с Соединенными Штатами, сказал госсекретарю Маршаллу в августе, что отказ в американской хлопковой ссуде вызвал «озлобленность и заставил обратиться на Восток». Маршалл ответил, что он понимает это, но госдепартамент сделал все, что было возможно, чтобы сохранить Польшу в списке на получение помощи26.

24 bundestag G. Op. cit. P. 220-221.

25 Glos Ludu. 1947. July 6. P. 1.

26 Foreign relations... Washington, 1972. Vol. 4. P. 440.

Несмотря на сокращение хозяйственных связей с Соединенными Штатами в 1948 г., Польша виделась как важный торговый партнер для Западной Европы. «Нью-Йорк Геральд Трибь-юн» сообщила в мае об этом: «С тех пор как было принято решение не иметь какие-либо отношения с Польшей в прошлом июле, варшавское правительство возобновило или заключило коммерческие соглашения с пятнадцатью странами, включая Швецию, Италию, Швейцарию, Данию, Францию, Великобританию и американскую зону в Германии». В конце 1948 г. государственный департамент сообщал: «Наша экономическая политика в Польше, кажется, продолжает изолировать нас от ее торговли». Между тем польская торговля с Западом в целом устойчиво увеличивалась до 1950 г.27

Оценивая масштабы и значение западной финансовой помощи польской экономике, следует подчеркнуть, что в абсолютных цифрах она не так уж и велика, ведь многое из того, что было обещано, так и не дошло до Польши. Но не стоит забывать, что другие восточноевропейские страны получили еще меньше.

Экономическая политика США строилась в расчете на сочетание экономического проникновения с влиянием на развитие политической ситуации в Польше. Но, похоже, главная проблема заключалась в том, что советские покровители Польши исповедовали примат политики над экономикой, а, следовательно, полную зависимость последней от политического курса, который по мере нарастания «холодной войны» становился все более непреклонным. Западные эксперты исходили в своих планах из обратного -интеграция польской экономики в западную систему должна была привести к изменениям в политическом строе. Но в то время это оказалось невозможным.

Чернышев Евгений Юрьевич - аспирант кафедры зарубежной истории и международных отношений РГУ им. И. Канта.

27 БИвМоп А. Ор. 011. Р. 91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.