Научная статья на тему 'Экономическая оценка потенциала при формировании кластерно-логистической структуры туристско-рекреационной системы'

Экономическая оценка потенциала при формировании кластерно-логистической структуры туристско-рекреационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИЙ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ И КЛАСТЕРНАЯ СТРУКТУРА / ТЕРРИТОРИАЛЪНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ СИСТЕМЫ / МОНИТОРИНГ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РИСК / ECONOMIC APPRAISAL OF TERRITORIAL POTENTIAL / LOGISTIC AND CLUSTURE STRUCTURE / TERRITORIAL- RECREATIONAL SYSTEMS / MONITORING / ECONOMIC RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Луговской Александр Михайловин, Межова Лидия Александровна

В статье обосновывается необходимость создания методологии экономической оценки потенциала туристско-рекреационной системы, методики создания кластерной и логистической структуры в соответствии с методами управления природопользованием, создание кадастра природных ресурсов для обоснования природной ренты и экологической сертификации, классификации потребителей туристских услуг и координационных управляющих систем. Возможные экономические риски при инвестициях в комплексную экономическую программу развития туристического сектора в современных условиях территориального управления муниципальными и федеральными органам определяют экономическую эффективность и направления экологического мониторинга. Эффективное территориальное управление при создании туристского кластера невозможно без разработки научно обоснованной методологии оценки экономической эффективности потенциала при комплексном использовании территориально-рекреационных систем федерального и муниципального соподчинения. Важным направлением исследований является экономическое обоснование инвестирования комплексных программ природоохранных мероприятий. Согласно рассматриваемой методологии туристский потенциал может быть оценен по пригодности ресурсов для того или иного типа рекреационной деятельности при формировании кластерно-логистической структуры туристско-рекреационной системы (технологическая оценка), определении степени комфортности, функционирования и создания кластерной и логистической структуры в соответствии с методами управления природопользованием в условиях урбанизированных территорий (физиологическая оценка), определении степени внешней привлекательности, эстетических качеств (эстетическая оценка), определении с учетом ограниченности ресурса на Земле, его уникальности и качества (ценностная оценка), определении, насколько данный целевой вид ресурса способен независимо от других целевых ресурсов обеспечить туристский поток (при создании соответствующей инфраструктуры) или он представляет интерес только в сочетании с другими (оценка самодостаточности), выявление комплексности туристских ресурсов (в первую очередь, применительно к транспортной инфраструктуре); выявление того, какой поток в единицу времени или какую нагрузку в расчете на единицу площади способен выдержать данный ресурс без ущерба для него (оценка емкости).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Луговской Александр Михайловин, Межова Лидия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A CLUSTER-LOGISTIC STRUCTURE OF THE TOURIST AND RECREATION SYSTEM: ECONOMIC APPRAISAL OF THE POTENTIAL

The authors of the article substantiate the necessity of developing a methodological base for an economic appraisal of a tourist and recreation system, natural-resource-management-driven methods for creating a cluster and logistic structure. The authors also emphasize the importance of a natural resources inventory for the practices of natural resource rent, ecological certification, a tourist service consumer classification, and a classification of coordinating controlling systems. The current practices of territorial municipal and federal administration determine the economic risks of investing into a complex programme of the tourist sector economic development and the economic effectiveness, as well as the lines, of ecological monitoring. Efficient territorial administration in the course of tourist cluster creation is seen by the authors as impossible without a development of a scientifically valid methodology for economic efficiency assessment of the potential unlocked by an integrated/multipurpose utilization of territorialrecreational systems of federal and municipal taxonomies. A major line of research is an ROI study of investing into complex environmental action programmes. According to the methodology considered in the article, tourist potential can be evaluated against such criteria as the resource validity for a recreational activity (technological evaluation), the degree of comfort, functioning, and creation of a natural-resource-management-driven cluster-logistic structure in urbanized areas (physiological evaluation), the degree of visual appeal (aesthetical evaluation), the uniqueness and quality of a resource (value assessment), the potential of a resource to generate tourist traffic (self-sufficiency evaluation), and capacity evaluation of the complexity of tourist resources, especially of their transport infrastructure.

Текст научной работы на тему «Экономическая оценка потенциала при формировании кластерно-логистической структуры туристско-рекреационной системы»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

УДК 330.101

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КЛАСТЕРНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Луговской Александр Михайлович,

доктор географических наук, профессор кафедры физической географии и геоэкологии, alug1961@yandex.ru,

ГБОУ ВПО г. Москва «Московский городской педагогический университет»,

Российская Федерация,

Межова Лидия Александровна, доцент кафедры физической географии, lidiya09@rambler.ru, ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет»,

Российская Федерация

В статье обосновывается необходимость создания методологии экономической оценки потенциала туристско-рекреационной системы, методики создания кластерной и логистической структуры в соответствии с методами управления природопользованием, создание кадастра природных ресурсов для обоснования природной ренты и экологической сертификации, классификации потребителей туристских услуг и координационных управляющих систем. Возможные экономические риски при инвестициях в комплексную экономическую программу развития туристического сектора в современных условиях территориального управления муниципальными и федеральными органам определяют экономическую эффективность и направления экологического мониторинга.

Эффективное территориальное управление при создании туристского кластера невозможно без разработки научно обоснованной методологии оценки экономической эффективности потенциала при комплексном использовании территориально-рекреационных систем федерального и муниципального соподчинения. Важным направлением исследований является экономическое обоснование инвестирования комплексных программ природоохранных мероприятий.

Согласно рассматриваемой методологии туристский потенциал может быть оценен по пригодности ресурсов для того или иного типа рекреационной деятельности при формировании кластерно-логистической структуры туристско-рекреационной системы (технологическая оценка), определении степени комфортности, функционирования и создания кластерной и логистической структуры в соответствии с методами управления природопользованием в условиях урбанизированных территорий (физиологическая оценка), определении степени внешней привлекательности, эстетических качеств (эстетическая оценка), определении с учетом ограниченности ресурса на Земле, его уникальности и качества (ценностная оценка), определении, насколько данный целевой вид ресурса способен независимо от других целевых ресурсов обеспечить туристский поток (при создании соответствующей инфраструктуры) или он представляет интерес только в сочетании с другими (оценка самодостаточности), выявление комплексности туристских ресурсов (в первую очередь, применительно к транспортной инфраструктуре); выявление того, какой поток в единицу времени или какую нагрузку в расчете на единицу площади способен выдержать данный ресурс без ущерба для него (оценка емкости).

4 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3

Экономическая оценка потенциала...

Ключевые слова: экономическая оценка потенциала территорий, логистическая и кластерная структура, территориально-рекреационная системы, мониторинг, экономический риск

Введение. Для повышения эффективности создания и функционирования туристско-рекреационной системы необходимо разработать методологию на основе комплекса логистических моделей и алгоритма создания кластеров на территориях муниципальных образований и федерального подчинения. Комплексная методика оценки потенциала рекреационных, трудовых и социальных ресурсов с учетом экологических интегральных показателей качества окружающей среды в условиях изменения природных условий позволит эффективно реализовывать территориальное управление на региональном уровне в сочетании с системой федерального соподчинения и разграничения функций [10].

Предполагаемая методика должна иметь комплексный характер и учитывать специфику многокомпонентной интегральной системы. Основой методики расчета является комплексное экономико-социальное исследование, проведенное с помощью социального, картографического, системного, типологического, статистического, математического подходов [1]. Методика оценки экономического эффекта функционирования и мониторинга туристско-рекреационной системы состоит в расчете экономических показателей и выявлении затрат на реконструкцию системы по классам возможной эксплуатации. Принципиальным отличием предлагаемого подхода является разработка моделей многовариантного стратегического прогнозирования с использованием интегральных показателей для выбора экономического и социального приоритетов инвестиционной политики территориального развития.

Подходы к исследованию, содержание исследования. Предлагаемый подход позволит выработать позитивную парадигму формирования туристско-рекреационной системы в процессе хозяйственного использования, определить прогнозируемый экономический эффект, оценивать вклад в формирование бюджета муниципальных образований, разработать комплекс мероприятия по концентрированию и координации ресурсов, осуществлению природоохранных мер и соз-

дание межрегиональных эффективно функционирующих экономических систем.

Туристский потенциал может быть оценен по следующим категориям.

1. Технологическая — состоит в функциональной пригодности ресурсов для того или иного типа рекреационной деятельности при формировании кластерно-логистической структуры туристскорекреационной системы.

2. Физиологическая — определяется по степени комфортности, функционирования и создания кластерной и логистической структуры в соответствии с методами управления природопользованием в условиях урбанизированных территорий.

3. Эстетическая — оценивается в зависимости от степени внешней привлекательности, эстетических качеств.

4. Ценностная — определяется с учетом ограниченности ресурса на Земле, его уникальности и качества.

5. Оценка самодостаточности предполагает оценку того, насколько данный целевой вид ресурса способен независимо от других целевых ресурсов обеспечить туристский поток (при создании соответствующей инфраструктуры), возможно, он представляет интерес только в сочетании с другими.

6. Оценка комплексности туристских ресурсов — применительно к транспортной инфраструктуре места (городу, району), в пределах которого различные ресурсы доступны с минимальными затратами времени и средств на перемещение.

7. Оценка туристской емкости ресурса выявляется с учетом того, какой поток в единицу времени, или какую нагрузку в расчете на единицу площади способен выдержать данный ресурс без ущерба для него [11].

В структуру входных данных, описывающих объекты туризма или мест посещения, входят:

O — множество мест посещения Os О KO — множество ключевых факторов { kOj }, по которым может быть оценена привлекательность места посещения для туриста;

5

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

VO — множество оценок значимости { vOj } ключевых факторов { kOj }.

Множество мест посещения (O) обладает множеством (KO) ключевых факторов { kOj }, по которым может быть оценена привлекательность туристско-рекреационной систем (ТРС) для рекреанта. Ключевыми факторами { kOj } являются вышеперечисленные критерии [2, с. 69—78]. Оценка объектов туристского сервиса по показателю технологичности конкретных параметров представлена в таблице 1.

Анализ объема туристских потоков в туристско-рекреационных системах состоит в учете динамики посещения туристских объектов, ограниченных факторами, обеспечивающими их экологическую сохранность для природных туристско-рекреационных систем и экономической эффективности их эксплуатации и др. Так, при посещении природных парков в качестве норм рекреационных нагрузок на них могут рассматриваться нагрузки в единицах количество человек на гектар с учетом требований сохранения облика натуральной природы и психофизиологического комфорта, предложенных И.Д. Родичкиным [6], по оптимальным нагрузкам на рекреационные подзоны.

Предполагаем, что доля рекреантов в общем составе движения от интенсивности движения N будет а, среднее наполнение е. Тогда суммарная суточная потребность в площадках отдыха на участке выразится произведением Ne. Если обозначить емкость зоны влияния объекта l через Б} и ввести коэффициент суточной неравномерности загрузки площадок отдыха К, который отражает суточную неравномерность интенсивности миграции, обозначая соотношение времени, проведенное рекреантами в движении и на объектах, через К , то по-

лучим суммарную пропускную способность в виде произведения Е-К-К. Таким образом, максимально-допустимая суточная интенсивность движения на конкретном направлении будет равна

АТ=Е • кн ■ Kn-o • a - e [авт/сут]. (1.1)

Значение величин Кн, К, a, e определяются из социологического обследования туристско-рекреационной системы. Так, в исследовании особо охраняемых территорий [8] и объектов культурно-исторического наследия они принимают значения:

а = 0,4...0,5; с = 0,2...0,3; Кн = 0,2...0,3;

К п = 0,3...0,4; e = 3,0...3,1.

Рекреационная емкость Е3 зоны влияния объекта состоит из емкости трех подзон различной интенсивности рекреационного использования

3

Б3 =0,1-1 £RiriKpin [чел.] , (1.2)

i=1

где R — рекреационная нагрузка на территорию i-той подзоны (чел/га); r — ширина i-той подзоны (м);

К. — коэффициент рекреационного использования i-той подзоны, принимаемый в соответствии с местными условиями.

Данное значение рекреационной емкости Е3 туристско-рекреационной системы является предельно-допустимыми ее параметрами. В действительности они могут быть иными за счет изменений плотности туристского потока, его сезонными колебаниями, выбором бренда и действием других экономических факторов.

Таблица 1

Оценка объектов туристского сервиса по показателю технологичности конкретных параметров

Наименование Отдых Ночлег Питание Удаление от трассы Досуг Сервис транспорта Дополнительные услуги

Параметры СМ О II О О > kO2 vO1 =0.2 kO3 vO1 =0.2 kO5, O1 =0.075 kO4 vO1 =0.05 kO6 vO1 =0.05 kO7 vO1 =0.025

6

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3

Экономическая оценка потенциала...

Оптимальное расположение сервисных зон туристе ко-рекреационных систем для рекреанта и выбора им маршрута можно рассчитать, исходя из обеспечения минимальных транспортных издержек при посещении туристских объектов и сервисных зон обслуживания [7—9]

W=Gi £ Stqi+

i=1

Q211=1 Fiqi

->mrn,

(1.3)

i

где S — протяженность транспортного i-го маршрута, (км); F. — фактор положительного предпочтения от прохождения i-го маршрута, устанавливаемый по принятой балльно-рейтинговой шкале; Q} и Q2 — весовые коэффициенты значимости показателей о протяженности маршрута и положительном впечатлении о нем; m=1...I; q и g. — весовые коэффициенты, учитывающие экономические издержки в прохождении i-го маршрута.

Методика проектирования сервисных зон туристско-рекреационных систем предназначена для определения диаграммы Парето — инструмента, позволяющего узнать основные причины выявления оптимальных точек размещения в произвольном регионе [3—5]. Исходными данными для используемого в методике эвристического алгоритма являются геокоординаты транспортно-логистической сети и объектов туризма в регионе, результаты мониторинга трафика движения в регионе, географические и экономические ограничения различного рода. Выходными данными методики являются рекомендации по размещению туристскорекреационных систем в регионе.

Основные результаты

Методика может быть использована как для планирования развития туристической отрасли в регионах в системе территориального управления, так и для специалистов туристических организаций для повышения экономической эффективности функционирования кластерно-логистической структуры. Попытка системного исследования подходов к планированию создания инновационных сервисных кластеров с учетом загрузки региональных туристских потоков

обеспечит создание организационных условий для развития перспективных форм и методов эффективного управления сферой туризма как на муниципальном уровне, так и в целом в стране, что объективно отвечает стратегическим задачам социально-экономического развития России. Практическая значимость методики состоит в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейшего развития в России туризма и организации нового вида туризма — кара-ванинга. Использованные в методике аналитические приемы представляют собой удобный практический инструмент для планирования развития туризма на разных уровнях административно-территориального управления.

В методологии экономической оценки потенциала туристско-рекреационной системы используются следующие основные допущения:

1) с учетом имеющихся ресурсных ограничений наиболее вероятной является ситуация, когда в регионах будет осуществляться поэтапное развитие инфраструктуры туристско-рекреационных систем, то есть будет организовано поэтапное создание сервисных зон или модернизация уже используемого объекта с целью создания стандартного прототипа, запуска его в эксплуатацию и дальнейшего его тиражирования в зависимости от уровня экономической эффективности и спроса. С учетом изложенного наиболее актуальными для администрации региона является определение мест наиболее рационального размещения сервисных зон, а также установление приоритета потенциальных мест размещения сервисных зон туристско-рекреационных систем;

2) сведения о распределении транспортного трафика в дорожной сети, как правило, не могут свидетельствовать о характере распределения туристских потоков, порождаемых рекреантами из-за его незначительной доли в общем трафике и технической невозможности в настоящее время выделить его из транзитных туристских потоков;

3) мониторинг логистических структур туристско-рекреационных подсистем в различных регионах РФ показывает, что они сильно различаются по экономическому

7

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

уровню и функциональным возможностям. Однако ключевые точки туристскорекреационной системы обладают теми или иными измерителями туристского трафика. Следовательно, универсальной для использования в различных регионах характеристикой туристских потоков маргинального региона является некоторое множество точек транспортной сети, каждой из которых поставлены в соответствие объемы входящего и исходящего транспортного трафика;

4) поскольку при наличии разветвленной сети туристских потоков и ограниченных возможностей их мониторинга, количество наблюдаемых точек Т в туристскорекреационных системах может быть невелико, то данные в виде множества Т не всегда могут дать информацию о связях наблюдаемых точек. Определение вероятных связей между точками Т и интенсивности туристского потока между парами из них является отдельной задачей разрабатываемой методики;

5) в соответствии с эвристическими правилами размещения туристско-рекреационных

систем, обеспечивающими снижение себестоимости региональной сервисной сети и доступность туристических объектов, туристско-рекреационные кластеры должны располагаться в непосредственной географической близости от объектов и максимально близко к границам региона, соседствующего с наиболее населенными регионами; должны быть максимально отдалены от промышленных зон и располагаться на расстояниях от туристических объектов, минимально близких от них и обратно пропорциональных величины их привлекательности для рекреантов;

6) формирование туристско-рекреационных систем должно осуществляться в местах, определенных соответствующими решениями региональных муниципальных администраций и с учетом существующих ограничений федеральных органов управления, в частности может быть наложен запрет на использование природоохранных зон или сделано ограничение на создание туристско-рекреационного кластера там, где уже существует достаточное их количество.

Литература:

1. Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме. М.: Изд. Центр «Академия», 2008. 224 с.

2. Духовный В.И., Зарецкий В.И., Тищенко Б.А. Проектирование комплексов автотуризма. Киев: Будивель-ник, 1972.

3. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решения. М.: Физматгиз, 1996. 440 с.

4. Орловский С.А. Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации. М.: Наука, 1981. 340 с.

5. Подиновский В.В., Ногин В.Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. М.: Наука, 2007. 365 с.

6. Родичкин И.Д. О национальных парках // Строительство и архитектура. 1970. №10. С. 14—16.

7. Саати Т.Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1989. 466 с.

8. Сидорова Н.В. Принципы организации транспортного обслуживания природных парков. Дис. ... канд. техн. наук по спец. 18.00.04. Киев, 1984.

9. Тамов А.И. Организация управления автомобильным туризмом в регионах России. Автореф. ... канд. экон. наук. ГОУВПО «Государственный университет управления», Москва, 2010. 27 с.

10. Илькевич С.В., Сахарчук Е.С. Экономические аспекты устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Том 8. 2014. №2. С. 4—17.

11. Ermakov A.S., SakharchukE.S. Development ofa Mathematical Model for Optimization ofTransport Routes for Autotourists World Applied Sciences Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): р. 474-477. 2013.

8 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3

Экономическая оценка потенциала...

CREATING A CLUSTER-LOGISTIC STRUCTURE OF THE TOURIST AND RECREATION SYSTEM:

ECONOMIC APPRAISAL OF THE POTENTIAL

Lugovskoi Aleksandr Mikhailovich, Doctor of Geographical Sciences, Professor at the Department

of Physical Geography and Environmental Geology,

alug1961@yandex.ru,

Moscow City Teacher Training University, Moscow, Russian Federation,

Mezhova Lidiia Aleksandrovna, Associate Professor at the Department of Physical Geography, lidiya09@rambler.ru,

Voronezh State Teacher Training University, Voronezh, Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The authors of the article substantiate the necessity of developing a methodological base for an economic appraisal of a tourist and recreation system, natural-resource-management-driven methods for creating a cluster and logistic structure. The authors also emphasize the importance of a natural resources inventory for the practices of natural resource rent, ecological certification, a tourist service consumer classification, and a classification of coordinating controlling systems. The current practices of territorial municipal and federal administration determine the economic risks of investing into a complex programme of the tourist sector economic development and the economic effectiveness, as well as the lines, of ecological monitoring.

Efficient territorial administration in the course of tourist cluster creation is seen by the authors as impossible without a development of a scientifically valid methodology for economic efficiency assessment of the potential unlocked by an integrated/multipurpose utilization of territorial-recreational systems of federal and municipal taxonomies. A major line of research is an ROI study of investing into complex environmental action programmes.

According to the methodology considered in the article, tourist potential can be evaluated against such criteria as the resource validity for a recreational activity (technological evaluation), the degree of comfort, functioning, and creation of a natural-resource-management-driven cluster-logistic structure in urbanized areas (physiological evaluation), the degree of visual appeal (aesthetical evaluation), the uniqueness and quality of a resource (value assessment), the potential of a resource to generate tourist traffic (self-sufficiency evaluation), and capacity evaluation of the complexity of tourist resources, especially of their transport infrastructure.

Keywords: economic appraisal of territorial potential, logistic and clusture structure, territorial-recreational systems, monitoring, economic risk

References:

1. Barchukov, I.S. Metody nauchnykh issledovanii v turizme [Scientific methods of enquiry for the sphere of tourism]. Moscow: Akademiia Publ., 2008. 224 p.

2. Dukhovnyi, V.I., Zaretskii, V.I., and Tishchenko, B.A. Proektirovanie kompleksov avtoturizma [Design of autotourist complexes]. Kiev: Budivel’nik Publ., 1972.

3. Larichev, O.I., andMoshkovich, E.M. Kachestvennye metody priniatiia reshenii [Qualitative methods of decisionmaking]. Moscow: Fizmatgiz Publ., 1996. 440 p.

4. Orlovaskii, S.A. Problemy priniatiia resheniii pri nechetkoi iskhodnoi informatsii [Decision-making challenges as related to ill-structured problems]. Moscow: Nauka Publ., 1981. 340 p.

5. Podinovskii, V.V., and Nogin, V.D. Pareto-optimal’nye resheniia mnogokriterial’nykh zadach [Pareto-optimal solutions to multi-criteria problems]. Moscow: Nauka Publ., 2007. 365 c.

6. Rodichkin, I.D. O natsional’nykh parkakh [On National Parks]. Stroitel’stvo i arkhitektura [Construction and architecture]. 1970. №10. pp. 14—16.

9

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

7. Saati, T.L. Priniatie reshenii. Metod analiza ierarkhii [Decision-making. Analytic hierarchy methods]. Moscow: Radio i Sviaz’ Publ., 1989. 466 p.

8. Sidorova, N. V. Printsipy organizatsii transportnogo obsluzhivaniia prirodnykh parkov [Transport service in natural parks: organization principles]. Dissertatsiia kandidata tekhnicheskikh nauk [Candidate of Engineering’s dissertation]. Kiev, 1984.

9. Tamov, A.I. Organizatsiia upravleniia avtomobil’nym turizmom v regionakh Rossii [Autotourism in Russian regiona: Management organization]. Avtoreferat candidate ekonomicheskikh nauk [Candidate of Economics’ dissertation: Author’s abstract]. Moscow, 2010. 27 p.

10. Il’kevich, S. V., and Sakharchuk, E.S. Ekonomicheskie aspekty ustoichivogo razvitiia turizma v regionakh Rossiiskoi Federatsii [Economic aspects of sustainable tourism development in the regions of the Russian Federation]. Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. Vol 8. 2014. №2. pp. 4-17.

11. Ermakov A.S., Sakharchuk E.S. Development ofa Mathematical Model for Optimization ofTransport Routes for Autotourists. World Applied Sciences Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): pp. 474-477. 2013.

УДК 338.48

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНДУСТРИИ ДЕТСКОГО ОТДЫХА В РОССИИ

Муртазин Рафаэль Музаффарович,

аспирант кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма, raafik@mail.ru, ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления»,

Москва, Российская Федерация

Исследование основано на последних достижениях в сфере информационных технологий и посвящено возможностям широкого внедрения их в экономику, в частности в индустрию сервиса и туризма. В работе отражена история создания и наличие интерактивных методов обработки данных как базовой информации, приводится пример картирования территории России по недропользованию. Тематика исследования — индустрия детского отдыха. Автор предложил применять достижения информационных технологий и подобную новейшую интерактивную методику для создания в будущем реестра детских оздоровительных лагерей, создавать на этой базе данных наглядные интерактивные карты.

В работе показаны роль и значение информационных технологий в туризме России. На примере детского отдыха как одного из массовых направлений внутреннего туризма России описывается механизм совершенствования реестра детских оздоровительных лагерей России. Предлагается представить информацию из реестра о детских оздоровительных лагерях в виде интерактивной карты. Представлен механизм составления функционирования и дальнейшего развития интерактивной карты. Выделены основные критерии, по которым следует составить карту.

Ключевые слова: детский отдых, информационные технологии, реестр детских лагерей, интерактивная карта

Исследование проводилось методом сравнительного анализа реестров детских лагерей России, которые были размещены на сайтах комитетов соцзащиты субъектов Российской Федерации. На основе полученных эмпирических данных были вы-

явлены недостатки и слабые стороны действующего реестра детских лагерей России. В целях его улучшения и совершенствования было предложено применение интерактивной карты, созданной на основе классификации детских лагерей и их паспортов.

10 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.