Научная статья на тему 'Экономическая культура в условиях перехода к инновационной экономике: проблемы и тенденции развития'

Экономическая культура в условиях перехода к инновационной экономике: проблемы и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ИДЕОЛОГИЯ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ECONOMIC CULTURE / INNOVATION ECONOMY / GLOBALIZATION OF THE ECONOMY / IDEOLOGY / PERSONNEL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шорохова Н. А.

Обосновывается необходимость развития экономической культуры как системы нравственных ценностей, определяющей экономические знания и общественные представления об экономической реальности, формы производственных отношений и интеллектуальный потенциал трудовых ресурсов, в качестве важнейшего условия на пути перехода к инновационной экономике. Определены основные проблемы и пути развития экономической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC CULTURE IN THE CONTEXT OF INNOVATION ECONOMY: PROBLEMS AND TRENDS OF DEVELOPMENT

This paper substantiates the necessity of development of economic culture as a system of moral values which is the most important condition for transition to innovation economy. The system defines economic knowledge, public perceptions about the economic reality, some forms of production relations, and intellectual potential of human resources. We defined the main problems and ways of development of economic culture.

Текст научной работы на тему «Экономическая культура в условиях перехода к инновационной экономике: проблемы и тенденции развития»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

УДК 338.246.2

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ:

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Н.А.Шорохова

ECONOMIC CULTURE IN THE CONTEXT OF INNOVATION ECONOMY: PROBLEMS AND TRENDS

OF DEVELOPMENT

N.A.Shorokhova

Институт экономики и управления НовГУ, economteor97@mail.ru

Обосновывается необходимость развития экономической культуры как системы нравственных ценностей, определяющей экономические знания и общественные представления об экономической реальности, формы производственных отношений и интеллектуальный потенциал трудовых ресурсов, в качестве важнейшего условия на пути перехода к инновационной экономике. Определены основные проблемы и пути развития экономической культуры. Ключевые слова: экономическая культура, инновационная экономика, глобализация экономики, идеология, кадровый потенциал

This paper substantiates the necessity of development of economic culture as a system of moral values which is the most important condition for transition to innovation economy. The system defines economic knowledge, public perceptions about the economic reality, some forms of production relations, and intellectual potential of human resources. We defined the main problems and ways of development of economic culture.

Keyword: economic culture, innovation economy, globalization of the economy, ideology, personnel potential

Модернизация национальной экономики России, представляя собой необходимый этап на пути перехода к инновационному развитию, признается одной из приоритетных стратегических задач нашего государства. Необходимость внедрения новейших технологий, позволяющих осуществить радикальное и качественное сокращение отставания от развитых стран, вызвана тем, что отсутствие соответствующих технологических и инфраструктурных условий экономического развития обусловит деградацию и сползание к состоянию полутрадиционного общества, наподобие стран третьего мира, рассматриваемых в качестве сырьевого анклава для нужд государств с постиндустриальной и индустриальной экономикой. Альтернативой тенденции отката к отсталой и депрессивной экономике может быть только разработка новейших технологий, позволяющих осуществить прорыв к новому технологическому укладу.

Развитие и укрепление научно-технической базы может стать решающим шагом на пути перехода к инновационной экономике, но при этом необходимо понимать, что преодоление разрыва со странами-лидерами на основании только технократических способов — очень сложная задача. Создание инфраструктурных предпосылок перехода на инновационный курс развития представляет собой задачу воспроизводства соответствующей общественной среды,

способной к внедрению и использованию новейших технологий. Инновационная экономика, рождающаяся на основе интеграции достижений науки, управления и бизнеса, начинается, прежде всего, с людей, их способа мышления и осмысления реальности.

Актуальность исследования и развития российской экономической культуры обусловлена существованием взаимосвязи между экономическим, интеллектуальным и духовным состоянием общества и доминирующей в этой стране культурой. Национальная экономика не может устойчиво существовать без институциональных рамок, оформляющих и поддерживающих данную хозяйственную целостность, в том числе роль государства, тип правовых отношений и отношений собственности. Экономическая культура, формирующаяся в течение многих сотен лет, десятилетий и поколений, обеспечивает необходимые ориентации, определяющие отношение человека к хозяйственной деятельности, роль хозяйства в системе культуры, поведение хозяйствующих субъектов и помогает снизить необходимость государственной принудительной координации в рамках существующих институтов. «Вопрос об экономической культуре — это, прежде всего, вопрос о нематериальной составляющей хозяйственной деятельности, формирующей сознание участников экономического процесса, их установки, иерархию ценностей, модели

принятия решений, нормы поведения [1, с. 9]. Специфические культурные и институциональные факторы служат главным объяснением различий в экономической эволюции обществ.

В традиционном обществе интегрирующей силой социума были обычаи, ритуалы, принципы религиозного спасения. Связующей силой общества модерна стала идеология, претендующая на обеспечение регулирующих функций морали. Двадцатый век стал эпохой, в которой в огромных масштабах раскрылась неспособность многих государств реализовать на основе идеологических программ интеграцию социума, о чем свидетельствуют мировые войны, многочисленные крушения тоталитарных и авторитарных режимов, скептицизм и неуверенность современного человека в вопросах моральных ценностей. Индустриально-урбанистическая цивилизация модерна, наращивая материально-техническую базу, подошла к пределу господства над природой — экологическому кризису, обострение которого проявляется в участившихся техногенных катастрофах, снижении биологического разнообразия, повышении температуры атмосферы, исчерпании ископаемого топлива, эрозии почв и др. Предшествующие два столетия индустриального развития (XIX—XX вв.) и научно-техническая революция привели к таким масштабам воздействия на окружающую среду, которые превосходят возможности биосферы на самовосстановление.

Сегодня мир утратил веру в прогресс и программу модерна, основанную на рационализме, техническом развитии, науке и индивидуализме. Нарастание негативно-разрушительных тенденций в политике, экономике, культуре, экологии стало настолько острым, что повлекло к непредсказуемым последствиям: разочарованию в идеологиях, утрате доверия к государству как политической структуре, способной посредством рациональных реформ совершенствовать институты современного мира. Снижение эффективности идеологий модерна как главного стабилизирующего фактора цивилизации повлекло за собой серьезные социокультурные изменения, вызванные ценностным хаосом и отсутствием руководящих принципов: возникновению «пострациональной» морали, характеризующейся аксиологическим релятивизмом и «гибкостью». Потребительское общество XXI века, отвергающее принципы трудовой аскезы и этики самоограничений, свойственные индустриальной эпохе, культивирует гедонизм и физические удовольствия. Механизм, привязывающий индивида к обществу, и сам общественный контроль коренятся в новых потребностях, производимых обществом.

Технологический прогресс, трансформируя окружающий физический мир и создавая техноцивили-зацию, повлек за собой психические трансформации. Увеличение числа прислуживающих устройств (предметов бытовой техники, средств связи, транспорта и т.д.) снизило необходимость непосредственного присутствия и двигательной активности. Окружающая реальность все больше замещается виртуальными видами и ландшафтами, созданными с помощью web-камер, так что можно путешествовать, не

выходя из дома. Гаджетизация системы потребления способствует приобретению предметов не необходимых, но предназначенных по большей части для развлечения. «Взросление, необходимое для жизни в древних обществах, кажется настолько невозможным в культуре, где каждый независимо от возраста, продолжает во что-то играть... Общие тенденции развития рынка и массового производства оказались серьезно этим затронуты, и мы, сами того не понимая, перешли от индустриального общества к постиндустриальному, от реального к виртуальному, исполняя, таким образом, надежды решительно не взрослеющего общества» [2, с. 230].

Инфантильный человек плохо осознает свою роль в обществе, не способен к самостоятельной деятельности, нуждается в направляющей силе и опеке, часто не способен логично рассуждать, у него ограничены возможности абстрактного мышления. Социально-незрелыми людьми легче управлять с помощью различных средств манипуляции сознанием: электронных и печатных СМИ, массовой культуры, организации досуга и потребления. «Подведем итоги: не так давно минуло время тоталитарной войны, когда все определяло количество: масса и мощность ядерной бомбы. Теперь наступает время глобалитарной войны, когда благодаря информационной бомбе качество будет важнее, чем геофизический масштаб или численность населения» [2, с. 248].

В этих условиях несомненна роль образования в обеспечении ключевых национальных интересов. Любая страна нуждается в специалистах, способных принимать ответственные решения в динамических условиях, и обладающих соответствующим стилем мышления и высоким уровнем культуры. Особое значение приобретает не просто передача знаний и приобретение специальных навыков, но воспитание внутренней культуры, потребности в личностном совершенствовании. Самоопределение и выбор из множества различных ценностных иерархий, самостоятельное формирование индивидуальной системы ценностей становятся кардинальными задачами в жизни каждого самостоятельного человека.

Вовлеченность образования в поток постиндустриальных и наряду с ними глобализационных процессов проявляется в усилении тенденций коммерциализации и унификации высшего образования. Либеральная модель социально-экономических отношений, реализующаяся в глобальных масштабах, постепенно превращает образование в один из видов товара. Необходимость обеспечивать высокую оперативность в соответствии с запросами бизнеса и рынка труда, предлагать конкурентоспособную квалификацию задает вектор развития системы высшего образования согласно специфике рыночных механизмов. Коммерциализация образования в условиях низкого жизненного уровня большей части населения страны направлена не на привлечение средств в данный сектор, а на их дальнейшее сокращение. Образование, ориентированное на подготовку будущих специалистов, способных быстро социализироваться в рыночной среде, без культурного обогащения и развития личности, из духовной сферы превращается в сферу

услуг, теряя роль очага культуры, источника формирования высоких нравственных ценностей. Нейтрализация интеллектуального и духовного потенциала страны способствует эмиграции ученых, снижению сопротивления инструментам внешнего контроля, ослаблению критической функции науки в отношении проводимой политики, экспансии чужеродных смысловых комплексов.

Наличие неблагоприятного для экономики России тренда, основанного на анализе изменения возрастной структуры населения, не дает оснований полагаться на рост трудового потенциала за счет экстенсивного фактора, даже при условии повышения рождаемости. Ограниченность трудовых ресурсов и высокая востребованность в инновационной экономике интеллектуального труда создают объективную необходимость наращивать качественные характеристики человеческого капитала. Напротив, характерной особенностью последних лет является устойчивая тенденция снижения численности обучающихся. В высших учебных заведениях России с 2006 по 2012 гг. число студентов сократилось на 11,2%, в учреждениях начального и среднего профессионального образования — на 34,8% и 17,2% соответственно. Это приводит к тому, что потенциальный интеллектуальный резерв будущих трудовых ресурсов страны уменьшается и абсолютно, и относительно. «Соотношение численности обучающихся в учреждениях профессионального образования всех уровней и численности экономически активного населения уменьшилось за тот же период с 15,4 до 12,8%» [3, с. 1314].

В условиях потери кадрового научного потенциала и коммерциализации образования в обществе с низким жизненным уровнем населения модернизация страны оказывается под угрозой. Несомненно, насущными задачами наряду с технологическими преобразованиями становятся пересмотр системы образования и воспитания субъекта модернизационного процесса, необходимость масштабных инвестиций в человеческий капитал.

Кадровая политика, способствующая раскрытию человеческого потенциала, со стороны работодателя предполагает создание благоприятных условий на рабочем месте, повышение квалификации работников, а также инвестиции в профильные учебные заведения с целью привлечения потенциальных работников. Со стороны государства инвестиции в человеческий капитал должны быть направлены на повышение уровня жизни граждан, качества и доступности образования и медицинских услуг, развитие культуры и науки. Все это будет способствовать повышению эффективности производства и конкурентоспособности фирм, увеличению продолжительности жизни, снижению утечки кадров из страны, в конечном итоге, экономическому росту.

Очевидно, что существующие формы производственных отношений на российских предприятиях и непризнание приоритетной роли инвестиций в человеческий капитал со стороны государства свидетельствуют о низком уровне отечественной экономической культуры в целом. Отчасти этот аспект про-

блемы связан с отсталостью экономической науки в России. Использование экономической теории в качестве идеологической составляющей, подавление инакомыслия на протяжении советского периода в истории нашей страны лишь увеличивали разрыв между западными и российскими технологиями и направлениями экономических исследований. Использование «инженерного» подхода в экономической науке, основанного на технически-ориентированном анализе, без учета социально-исторического контекста привело к драматической ситуации в начале перехода к рынку. Предпосылки и ограничения, на которых базируется неоклассическая экономическая теория, не позволяют удовлетворительно объяснить и предсказать динамические явления, происходящие в современном глобализирующемся мире. В период слома тенденций и механизмов, определявших работу экономических систем индустриальной эпохи, необходимо использовать новые методы и подходы в научном познании, позволяющие сформировать образ реальной экономической действительности и преодолеть кризис управления «сверхбыстрой» экономикой информационного общества. Фундаментальные исследования природы, человека и общества способны стать основой формирования особого интеллектуально-духовного поля, благодаря которому развивается прикладная наука и обеспечивается устойчивость общественной системы, а также источником социокультурных инноваций в образовании, этике, идеологии.

Общемировые тенденции и их возможное развитие в перспективе закладывают основные контуры следующего шестого технологического уклада, к которому уже сегодня вплотную приближаются высокоразвитые страны [4, с. 585]:

— гуманизация технологий, проявляющаяся в насыщении потребительского рынка высокотехнологичными товарами и услугами, в сокращении доли тяжелого ручного труда, в повышении видов деятельности, требующих применения творческих способностей работников;

— экологизация производства, выражающаяся в значительном сокращении доли в структуре воспроизводства природоемких отраслей, в переходе к воспроизводимым источникам энергии, в использовании безотходных, малоотходных, экологически чистых технологий;

— глобализация технологического пространства в масштабах всемирного рынка расширит пространственные границы распространения новых поколений техники и, вероятнее всего, сократит сроки смены преобладающих поколений техники до 8—9 лет во второй половине XXI в., а технологических укладов (и соответственно Кондратьевских циклов) — до 40—45 лет.

Особенности постиндустриальной научной парадигмы закладывают переход от приоритета естественных и технических наук, свойственного техногенной индустриальной цивилизации, к повышению роли гуманитарных, общественных и экологических наук, к интеграции различных отраслей знания в понимании законов взаимодействия и развития челове-

чества и природной среды. Интерпретация экономической рациональности в терминах максимизации собственного интереса, являющаяся одной из центральных черт основного русла экономической теории в течение нескольких столетий, привела к недооценке культурного смысла человеческой практики. Признание ценностей реально действующими регуляторами экономического поведения позволит расширить концептуальный аппарат экономической теории и продвинуться в более глубоком изучении экономической рациональности.

Формирование инновационной экономики постиндустриального общества зависит не только от внедрения нано- и биотехнологй. Глобализация и информатизация экономики, интеллектуализация хозяйственной деятельности требуют разработки действенной экономической политики, опирающейся на адекватные экономические модели и мировоззренческие компоненты экономической культуры, позволяющие обезопасить человечество от бесконтрольного использования технологий шестого уклада. Экономическое благополучие страны является следствием рациональной организации экономики в целом на базе накопления производственного, финансового и кадрового потенциала, высокой общей экономической культуры высокопрофессиональных инженерных и управленческих кадров, способных к осуществлению инновационного прорыва.

Таким образом, основными проблемами, препятствующими развитию отечественной экономической культуры в условиях перехода к инновационной экономике, являются: недооценка культурной составляющей хозяйственной деятельности, низкий уровень производственных отношений, характеризующийся неэффективным использованием человеческого капитала, сокращение средств на образование и науку, отсутствие идеологии в условиях глобализационного «символического давления».

Уходящая в прошлое индустриальная эпоха и кризис присущего ей типа рациональности обусловливают следующие направления развития постиндустриальной экономической культуры:

— критическое переосмысление с аксиологических позиций накопленных за последние столетия экономической наукой теоретических воззрений и поиск новых концептуальных подходов к пониманию экономической рациональности и модели «экономического человека»;

— развитие экологической экономики, разрабатывающей индикаторы состояния окружающей среды, в свете идеи ответственности человека перед природой, отвергающей принцип господства;

— развитие междисциплинарных исследований, привлечение смежных наук для решения возникающих проблем, исходящее из представлений о мире как органической целостности;

— пересмотр традиционных моделей мотивации, созданных на основе классической рациональности, и разработка мотивационных моделей, основанных на новом понимании рациональности, осознающем зависимость от социальных обстоятельств и ценностных ориентаций, и ощущающем изменение

смысложизненных ориентиров в культуре современной цивилизации;

— разработка многовариантных исследовательских сценариев и плюрализм концепций в условиях вероятностного прогноза будущего состояния сложной открытой экономической системы обеспечивают избирательность принимаемых решений и необходимость непрерывного анализа быстро изменяющейся ситуации, следовательно, ответственность экономической науки за результаты разработок с учетом побочных последствий и обстоятельств;

— гуманизация образования, направленная на развитие личности в физическом, интеллектуальном и нравственном отношении;

— интеграция науки и образования, способствующая повышению научной активности студентов и формированию творческого потенциала личности обучающихся;

— подготовка инновационных лидеров для всех уровней управления и органов государственной власти, способных инициировать и поддерживать инновационную деятельность, поскольку инновационный процесс не ограничивается сферой технологий, но включает еще институциональные, организационные и управленческие инновации;

— развитие нравственного экономического менталитета у выпускников ВУЗов.

Разработанные направления развития экономической культуры определяются актуальностью задач, возникающих в контексте исторического развития современного общества, его экономики и культуры.

1. Шорохова Н.А. Экономическая культура. Самоорганизующаяся система ценностей. LAP LAMBERT Academic Puplishing GmbH & Co. KG, 2011. 161 с.

2. Вирилио П. Низвержение в пустоту // Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса». М.: Алгоритм, 2009. 272 с.

3. Аношин А.В. Интеллектуальный потенциал трудовых ресурсов современной России: формирование, сохранение, использование // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2014. № 2. С. 12-17.

4. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. 632 с.

References

1. Shorokhova N.A. Ekonomicheskaia kul'tura. Samoorgani-zuiushchaiasia sistema tsennostei [Economic culture. Self organizing system of values]. LAP LAMBERT Academic Puplishing GmbH & Co. KG, 2011. 161 p.

2. Virilio P. La Bombe informatique: essai sur les conséquences du développement de l'informatique, éd. Galilée, 1998. 160 p.

3. Anoshin A.V. Intellektual'nyi potentsial trudovykh resursov sovremennoi Rossii: formirovanie, sokhranenie, ispol'zovanie [Intellectual Potential of Labour Resources in the Modern Russia: Formation, Retention, Utilization]. Upravlenie per-sonalom i intellektual'nymi resursami v Rossii — Management of the Personnel and Intellectual Resources in Russia, 2014, no. 2, pp. 12-17.

4. Kuzyk B.N., Iakovets Iu.V. Rossiia — 2050: strategiia inno-vatsionnogo proryva [Russia 2050: Strategy of Innovative Break-Through]. Moscow, "Ekonomika" Publ., 2004. 632 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.